Научная статья на тему 'Евгений Скарливецкий. Искусство кавказских оружейников'

Евгений Скарливецкий. Искусство кавказских оружейников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евгений Скарливецкий. Искусство кавказских оружейников»

Евгений Скарливецкий

ИСКУССТВО КАВКАЗСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ*

Кавказ - это важнейший мировой стратегический регион, геополитическое значение которого было оценено еще в античное время. Великие полководцы прошлого хорошо понимали, что тот, кто владеет Кавказом, владеет и Черным морем, простирает свое влияние вплоть до Средиземноморья.

История Кавказа - это непрекращающаяся череда военных конфликтов. На протяжении двух тысячелетий эти земли много раз подвергались захвату и жесточайшему разграблению. В XVI в. за господство над Кавказом столкнулись две могущественные державы того времени - Турция и Иран. В течение трех веков весь Кавказ был ареной военного противостояния, окончательно подорвавшего экономики Грузии и Армении. В XVIII в. активную роль на Востоке начинает играть Россия. Успешный исход войн с Ираном и Турцией в первой четверти XIX в. позволил России утвердиться на Кавказе и Черноморском побережье, и в последующие годы еще больше расширить свое территориальное и политическое присутствие в Закавказье. Об итогах 50-летней кровопролитной кавказской войны, которая закончилась в 1864 г., свидетельствуют награды - медали за покорение Западного Кавказа и за усмирение Чечни и Дагестана. Сначала огнем и мечом, а позднее и с помощью административно-политического управления Россия утвердилась на Кавказе, защищая его население и земли от посягательств Ирана и Турции.

* Скарливецкий Е. Искусство кавказских оружейников // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - М., 2015. - № 7-8. - С. 92-110. 170

Несмотря на столетия господства завоевателей, кавказские народы не утратили своей самобытности и приумножили национальную культуру. В пламени военных конфликтов сформировался и закалился характер кавказских горцев, упорных в труде, талантливых в искусстве, гостеприимных и доброжелательных к друзьям, беспощадных к врагам. Все мужское население считало себя воинами и даже в мирное время не расставалось с оружием, ставшим частью национального костюма.

Война вошла в плоть и кровь горцев и породила особую культуру их отношения к оружию и искусство его изготовления. Оружие не является сиюминутным изобретением какого-либо талантливого оружейника. Это коллективный труд поколений мастеров, создававших его на протяжении веков. На его уникальную форму влияло множество самых разных факторов. Исторические корни многих видов оружия лежат в глубокой древности. Форма клинка и рукояти шлифовалась под воздействием национальных боевых искусств, военной техники, религиозных и боевых традиций, особенностей национального костюма и даже характера местности.

Территорию Кавказа принято подразделять на три больших региона - Северо-Западный Кавказ, Дагестан и Закавказье. Главенствующую роль при определении оружия из тех или иных областей Кавказа играет орнамент, не являющийся, однако, чем-то специфическим, исключительно «оружейным», - он встречается на тканях, украшениях, деревянной утвари, других предметах домашнего обихода.

Основными признаками черкесского (северо-западного) орнамента является крупный и редкий рисунок, при котором остается много свободного фона. Чаще всего встречаются сильно стилизованные изображения бараньего рога - это один из древнейших адыгейских орнаментов - «тамга» (знак собственности). Такими знаками когда-то клеймили скот.

Наиболее распространенными типами дагестанского (кубачин-ского) орнамента были композиции «тута», (т.е. ветка или дерево), и «мархарай» (заросль).

Для Закавказья характерен плотный растительный орнамент, выполнявшийся, как правило, золотой насечкой.

Наиболее распространенными техниками украшения оружия на всем Кавказе являются гравировка, чернь и насечка. В более поздний период (с середины XIX в.) получают широкое распространение техники «скань» и «зернь».

Евгений Скарливецкий

История сохранила много имен мастеров-оружейников Кавказа: Расул Алиханов и Гаджибулла Ибрагимов из Кубачи. Владельцами крупных владикавказских оружейных мастерских были Осман Омаров, Гузупов, Мудунов. Клейма с их именами часто встречаются на клинках шашек и кинжалов. Среди тбилисских оружейников самыми известными были Геурк Элизаров и Осип Папов. Первый из них работал в Тифлисе в 20-50-е годы XIX в. и являлся поставщиком русского императорского двора. Его имя упоминается М.Ю. Лермонтовым в одном из вариантов стихотворения «Поэт».

Искусство оружейников Кавказа всегда вызывало восхищение других народов. Создавая свое национальное оружие, кавказские мастера не могли не испытывать воздействия со стороны оружейных культур Ирана и Турции. В свою очередь, в этих сопредельных государствах чувствуется заметное влияние Кавказа. Так, например, в XVIII в. в Турции, обретя некоторые местные черты, получает широкое распространение кинжал «кама», а исключительно кавказское изобретение - шашка - сначала появляется у казаков (середина

XVIII в.), затем в частях российской армии, дислоцированных на Кавказе, а с 1881 г. вытесняет саблю, становясь уставным оружием кавалерии.

Основная масса дошедшего до нас кавказского оружия датируется второй половиной XVIII - началом ХХ в. Объясняется это тем, что оружие использовалось до полного изнашивания и из-за недостатка сырья переделывалось в новое изделие. В музейные же собрания предметы вооружения попадали в качестве подарков, трофеев либо специальных закупок. Так, например, в Царскосельский арсенал предметы кавказского оружия стали поступать только с середины

XIX в., т.е. с началом покорения Кавказа.

Наиболее распространенным видом длинноклинкового оружия на Кавказе было оружие с изогнутым клинком - сабли и шашки. Клинок кавказской сабли малоизогнутый, эфес отличается массивностью и расширением к крестовине, головка эфеса часто выполнена в зверином стиле.

Шашка вошла в арсенал мирового холодного оружия как яркий и весьма эффективный образец творчества оружейников Кавказа. Имея многие общие черты с саблей, она все же считается самостоятельным видом длинноклинкового оружия. Можно без преувеличения сказать, что шашка - это вершина его эволюции. Этот тип оружия имеет черкесское происхождение. Название происходит от адыгского слова

«саш-хо», что можно перевести как «длинный нож». В письменных источниках слово «шашка» впервые встречается в 1626 г. Основное отличие шашки от сабли - в оригинальной форме эфеса, не имеющего крестовины для защиты руки. Основное достоинство - легкий клинок. Как гласит старая кабардинская пословица, «шашка должна быть легкой, как перо, упругой, как лоза, острой, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение» (цит. по: с. 100).

Оружием с коротким клинком традиционно являлся кинжал. Кинжалы носились мужчинами постоянно, начиная с подросткового возраста. Кавказские кинжалы имеют свои характерные черты. Это, как правило, прямой двулезвийный клинок, поверхность которого разделена долями, числом от одного до четырех, заканчивающийся вытянутым четырехгранным острием, и прямая рукоять с небольшой головкой в форме колпачка, выполненная из кости, рога, железа или серебра.

Наибольшей известностью среди кавказских кинжалов пользуются кинжалы, происходящие из дагестанского селения Кубачи, одного из крупнейших центров производства оружия на Кавказе. Кубачин-ские кинжалы считаются лучшими на Кавказе и высоко ценятся как по изяществу самой конструкции, так и по выдающемуся мастерству художественного исполнения.

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал -

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну порвал кольчугу.

М.Ю. Лермонтов (цит. по: с. 103)

Э. Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.