Научная статья на тему 'Евфимий Александрович малов и миссионерская деятельность «Братства святителя гурия» во второй половине XIX в'

Евфимий Александрович малов и миссионерская деятельность «Братства святителя гурия» во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
486
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.А. МАЛОВ / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ИСЛАМОВЕДЕНИЕ / МИССИОНЕРСТВО / КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / "БРАТСТВО СВЯТИТЕЛЯ ГУРИЯ" / E.A. MALOV / THE BROTHERHOOD OF ST. GURY / ORIENTAL STUDIES / ISLAMIC STUDIES / MISSIONARY WORK / KAZAN SCHOOL OF TEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салахов Марат Рустэмович

Евфимий Александрович Малов известен в истории как талантливый миссионер, ученый и церковный деятель. Он оставил после себя многочисленные дневники, печатные издания и переводы на тему противомусульманской полемики. В своих трудах Малов описывал развитие миссионерского дела, имперскую политику в Казанской губернии в прошлом и критиковал процессы, свидетелем и современником которых был.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Euthymios A. Malov and missionary activity of «Brotherhood of St. Gury» in the second half of XIX century

E.A. Malov is well-known as a talented missionary, scientist and church leader. He had left numerous diaries, publications and translations on the topic of antiislamic dispute. In his papers Malov described the development of missionary work, imperial politics in Kazan province in the past. He criticised the processes he had witnessed and been a contemporary of. Besided, he can also be called a historian of missionary work.

Текст научной работы на тему «Евфимий Александрович малов и миссионерская деятельность «Братства святителя гурия» во второй половине XIX в»

УДК 94(470.41-25)«1850/1917»:271.22-76.051

М.Р. Салахов

Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в.

Евфимий Александрович Малов известен в истории как талантливый миссионер, ученый и церковный деятель. Он оставил после себя многочисленные дневники, печатные издания и переводы на тему противомусульманской полемики. В своих трудах Малов описывал развитие миссионерского дела, имперскую политику в Казанской губернии в прошлом и критиковал процессы, свидетелем и современником которых был.

E.A. Malov is well-known as a talented missionary, scientist and church leader. He had left numerous diaries, publications and translations on the topic of anti-islamic dispute. In his papers Malov described the development of missionary work, imperial politics in Kazan province in the past. He criticised the processes he had witnessed and been a contemporary of. Besided, he can also be called a historian of missionary work.

Ключевые слова: Е.А. Малов, востоковедение, исламоведение, миссионерство, Казанская духовная академия, «Братство святителя Гурия».

Key words: E.A. Malov, Oriental Studies, Islamic Studies, missionary work, Kazan school of teology, the brotherhood of St. Gury.

Значительные преобразования в России во второй половине Х1Х и начале ХХ в. отразились на всех аспектах жизни страны. Перемены коснулись экономических, культурных, идеологических и духовных сфер общества. Шло дальнейшее продолжение интеграции нерусских народов как в культурно-языковой, так и религиозной сфере. Развитая инфраструктура Русской православной церкви (РПЦ) активно использовалась государством для продвижения важных социальных и полицейско-охранительных проектов. Важным направлением взаимодействия государства и православной церкви становилась реализация политики по христианизации религиозных меньшинств.

Казанская епархия на рубеже веков была многонациональной. Так, численность населения Казанской губернии в это время составляла более 1650 тыс., из них русских - около 700 тыс. чел. Все остальное население было «инородческим», и татары занимали здесь первое по численности место, т.е. 452 тыс. чел. (из них более

© Салахов М.Р., 2014

400 тыс. исповедовали ислам и лишь 40 тыс. считались принадлежащими к православной церкви) [7, с. 5-7].

Большая часть «инородцев» (как старокрещеных, так и новокрещеных) не понимала самой сути православия, не знала русского языка и свое участие в церковной службе ограничивала лишь одной обрядовой стороной. Данные обстоятельства приводили к сознательным массовым переходам в ислам. Этому способствовали также изжившие себя старые административные методы борьбы с отступничеством, усилившаяся пропаганда исламистов, подъем национального самосознания и другие явления. Необходимо было искать иной выход из создавшегося положения.

В это же время принимается ряд законов и правил о приобщении иноверцев к православию [2, с. 2]. Руководство Казанской епархии, озабоченное проблемой борьбы с процессом возвращения крещеных татар в ислам, решило открыть новую миссионерскую организацию. 4 октября (день обретения мощей св. Гурия) 1867 г. под председательством архиепископа Антония было торжественно открыто «Церковное братство во имя святителя Гурия при казанском кафедральном соборе» [9. Л. 1-2]. Стоит отметить, что до сих пор остаются малоизученными роль и значение Е.А. Малова в становлении и развитии Братства.

Его учредителями выступили видные в губернии государственные и церковные деятели: чебоксарский епископ Гурий, ректор Казанской духовной академии (КазДа) архимандрит Иннокентий, казанский вице-губернатор Е.А. Розов, профессор Н.И. Ильминский и т. д. [13, с. 1]. В состав учредительной комиссии вошел и профессор противомусульманского отделения КазДА известный миссионер и востоковед протоиерей Евфимий Александрович Малов.

Основным миссионерским направлением братства была борьба: 1) с исламом; 2) язычеством; 3) расколом в РПЦ; 4) с «отпадением» крещеных «инородцев» в ислам.

Для этого братство использовало целый комплекс миссионерских мер: собеседования и увещевания; распространение просветительской и преимущественно религиозной православной литературы; миссионерские «братские» школы.

Объединенный состав светской и духовной администрации должен был обеспечить консолидацию усилий в распространении христианства в регионе. В первые же годы существования братства выявились основные направления его деятельности. Под влиянием Н.И. Ильминского и Е.А. Малова главное внимание стало уделяться развитию православного, конфессионального образования среди местных народов. До конца 1867 г. братством были открыты 23 школы, из них семь татарских, в которые поступило более

300 крещеных татар [4, с. 93]. В дальнейшем количество крещено-татарских школ неуклонно увеличивалось. Весь образовательный процесс был направлен на воспитание детей в православном духе. Упор делался на изучение церковных дисциплин и преподавание Закона Божьего.

Братство св. Гурия являлось ведущим миссионерским центром страны. Важнейшим направлением деятельности миссионерских учреждений стала организация переводов богослужебной литературы на местные языки [11, с. 33]. Однако, со временем по инициативе Е.А. Малова начали публиковаться переводы миссионерской и религиозной литературы параллельно на двух языках - национальном и русском, возрождалась практика печати татарских переводов и арабской транскрипции на литературном книжном языке, что противоречило основополагающим принципам, заложенным Ильминским [1, с. 3-9]. Данные работы стали прецедентом для перехода к «обрусительной» системе переводческой деятельности.

В рамках миссионерских отделений КазДА была выработана система изучения миссионерских и востоковедческих дисциплин. 6 ноября 1875 г. в Казани открылся «Частный миссионерский приют при Спасо-Преображенском монастыре». Руководство приютом было возложено на Е.А. Малова [10, с. 135], который стал противником обучения крещеных татар на родном языке. Из личных дневников видно его отношение к этому вопросу: «Зачем принуждать детей обучаться на татарском языке, когда родители желают, чтобы обучение производилось на русском? Надобно этому желанию родителей радоваться и поставить дело так, чтобы инородцы совершенно забыли свой язык, обрусели..» [5, с. 41]. Для Малова христианизация являлась составной частью русификации и ассимиляции инородцев. Он, как полемист, выступал за ограничение родного языка в

V V п

национальной школе и миссионерской деятельности. В национальном духовенстве он видел потенциальных противников политики унификации народов России. Он выступал за полемику, и активизацию противомусульманского движения. Малов настаивал на переходе деятельности с просветительской формы на полемику [16, с. 10-12].

Большинство слушателей приюта являлись учащимися высших классов Казанской духовной семинарии, готовящимися принять сан священников и должность миссионеров в смешанных национальных приходах. Курс занятий включал в себя изучение татарского, чувашского, марийского языков, наречия народов Восточной Сибири, методики православных богослужебных книг, основ мусульманского вероучения, истории миссионерства в России [12, с. 13].

Несмотря на организацию в Казани новых православных учреждений, которые зарекомендовали себя важными институтами про-тивомусульманской миссии, КазДА продолжала быть ведущим научным и образовательным центром РПЦ. В 1860-1870-х гг. здесь была создана своя школа миссионерского исламоведения. Под влиянием Г.С. Саблукова и его ученика Е.А. Малова сформировалась учебно-методическая система изучения противомусульманской полемики и миссионерского исламоведения [3, с. 418]. Е.А. Малов, знаток ислама, в совершенстве владевший татарским, арабским и еврейскими языками, с уходом Г.С. Саблукова продолжил дело своего учителя, расширил список полемических противомусульманских исследований [6]. По его инициативе лучшие работы студентов начали издаваться в «Миссионерском противомусульманском сборнике» [15, с. 176]. Цензура поручалась ему же [8].

17 марта 1889 г. на базе Казанской духовной академии открылись миссионерские курсы [14. С. 432]. Татарский язык в них преподавал заслуженный ординарный профессор КазДА, протоиерей Е.А. Малов.

После смерти Ильминского развернулась ожесточенная борьба в миссионерских кругах и совете братства св. Гурия. Во главе противников системы встал Е.А. Малов. Евфимий Александрович Малов - старейший авторитетный деятель православной миссии Казани, убежденный монархист и националист выступал за христианизацию и ассимиляцию «инородцев». Он ратовал за ограничение их родного языка, был активным миссионером и проповедником и выступал не за просветительскую форму миссионерства, а за полемическую работу среди населения. Позицию Малова поддерживало большинство представителей духовенства, непосредственно служивших в национальных приходах, не знавших русский и церковные языки. В национальном духовенстве он видел угрозу зарождающегося «инородческого» национализма в унификации нерусских народов [16, с. 11].

Деятельность братства св. Гурия оказала большое влияние на миссионерскую деятельность в Волжско-Камском регионе. Е.А. Малов внес значительный вклад в работу братства. Конечно, ему не удалось остановить распространение ислама. Напротив, оно оказало влияние на татарское реформаторское движение, помогло стать ему более светским и политически ориентированным. Однако братство сыграло большую роль в распространении православия далеко за территорию Казанского края среди народов-язычиков (мордвы, чуваш, черемис и вотяков).

Список литературы

1. Бобровников Н.А. Как следует переводить учебно-миссионерские книги на татарский язык? // Православный благовестник. - 1900. - № 17.

2. Высочайшее утверждение 14 июля 1864 г. Положение о начальных народных училищах // Изв. по Казанской епархии. - 1868. - № 1.

3. Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Вып. 2. Состояние академии по учебной части. - Казань, 1891.

4. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Представительствующего Синода за 1868 год. - СПб., 1869.

5. Малов Е.А. Из дневника миссионера // Идель. - 1993. - № 6.

6. Малов Е.А. Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшиеся влиянию магометанства (миссионерский дневник). - Казань, 1872.

7. Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования. 1867-1892 гг. - Казань, 1892.

8. НА РТ. - Ф. 1207. - Оп. 1. - Д. 1.

9. НА РТ. - Ф. 10. - Оп. 5. - Д. 881.

10. Об открытии Казанского миссионерского приюта при Казанском Спасо-Пребраженском монастыре// Изв. по казанской епархии. - 1876. - № 6.

11. Отчет о деятельности Братства святителя Гурия от 4 октября 1875 года по 4 октября 1876 года. - Казань, 1876.

12. Отчет Православного миссионерского общества за 1876 год. - М.,

1878.

13. Открытие православного церковного братства во имя святителя Гурия при казанском кафедральном соборе и первое общее собрание братства. -Казань, 1867.

14. Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892. - Казань, 1892.

15. Хабибуллин Н.З. Из истории казанского исламоведения второй половины XIX - начала XX века: Михаил Александрович Машанов. - Казань, 2004.

16. Чичерина С.В. О языке преподавания в школах для восточных инородцев. - СПб., 1910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.