Научная статья на тему 'ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ'

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
217
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ / ДОСТОЕВСКИЙ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС / ЭТНОПОЭТИКА / АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ / RUSSIAN LITERATURE / GOSPEL TEXT / DOSTOEVSKY / TERMINOLOGICAL THESAURUS / ETHNOPOETICS / ASPECTS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Валентина Васильевна

В статье осмысляются итоги и перспективы изучения евангельского текста в произведениях Ф. М. Достоевского на современном этапе, выявляются основные направления и методологические проблемы их анализа и интерпретации в рамках этнопоэтики как нового научного направления в литературоведении конца ХХ - начала ХХI века. Ее принципы сложились в лоне исторической поэтики, целью которой стало определение роли и границ христианского предания в русской словесности. В результате в научный дискурс вошли новые поэтологические категории соборности и пасхальности, утвердилось понимание христианского реализма как художественного метода, эстетическими принципами которого русская литература овладела в XIX веке. Явленный в Евангелии, христианский реализм предстал в творчестве Достоевского «реализмом в высшем смысле». Главный результат изучения русской словесности с точки зрения этнопоэтики - выявление в ней самого евангельского текста. Если в начале 1990-х гг. он еще не был выделен, то на сегодняшний день в основных своих контурах он уже хорошо описан, и прежде всего в произведениях Достоевского. Закономерности развития современного отечественного достоевсковедения в этом плане прослеживаются на примере терминологического тезауруса, сложившегося в процессе изучения евангельского текста в произведениях автора «великого пятикнижия». Налицо принципиально значимое сопряжение собственно литературоведческих, философских и богословских категорий. Тем не менее проблема разграничения филологического и религиозно-философского дискурсов в современном литературоведении в целом и в достоевсковедении в частности остается актуальной: с одной стороны, в ряде работ сохраняется уклон в «чистое богословствование»; с другой - усиливается внимание ученых к анализу функций и способов творческой трансформации христианского «предания» в русской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOSPEL TEXT IN THE WORKS OF F. M. DOSTOEVSKY: ISSUES AND STUDY PROSPECTS

The article reflects on the results and prospects of studying the gospel text in the works of F. M. Dostoevsky at the present stage, identifies the main directions and methodological problems of their analysis and interpretation in the framework of ethnopoetics as a new scientific direction in literary studies of the late XX - early XXI century. Its principles are rooted in historical poetics, which aimed to define the role and boundaries of the Christian tradition in Russian literature. As a result, the scientific discourse included new poetical categories of conciliarity (“sobornost”) and paschality, and the understanding of Christian realism as an artistic method was established. Its aesthetic principles were mastered by Russian literature in the XIX century. Revealed in the gospel, Christian realism appeared in Dostoevsky’s work as “realism in the highest sense.” The main result of studying Russian literature from the point of view of ethnopoetics is to identify the gospel text itself. It has not yet been singled out in the early 1990s, but today its key outlines are already well-described, above all - in the works of Dostoevsky. The regularities of the development of modern Russian studies of Dostoevsky in this regard can be traced using the example of the terminological thesaurus formed in the process of studying the gospel text in the works of the author of the Great Five Novels. There is a fundamentally significant combination of literary, philosophical, and theological categories. Nevertheless, the problem of distinguishing philological and religious-philosophical discourses in modern literary studies in general and in studies of Dostoevsky in particular remains relevant: on the one hand, a number of works remain inclined towards pure theology; on the other hand, scientists are paying increasingly greater attention to the analysis of the functions and ways of creative transformation of Christian tradition in Russian literature.

Текст научной работы на тему «ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ

2020 Том 18 № 4

DOI: 10.15393/)9.аг1.2020.8582 УДК 821.161.1.09"18"

В. В. Борисова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Уфа, Российская Федерация) borisova@ufacom.ru

Евангельский текст в творчестве Ф. М. Достоевского:

проблемы и перспективы изучения*

Аннотация. В статье осмысляются итоги и перспективы изучения евангельского текста в произведениях Ф. М. Достоевского на современном этапе, выявляются основные направления и методологические проблемы их анализа и интерпретации в рамках этнопоэтики как нового научного направления в литературоведении конца ХХ — начала XXI века. Ее принципы сложились в лоне исторической поэтики, целью которой стало определение роли и границ христианского предания в русской словесности. В результате в научный дискурс вошли новые поэтологические категории соборности и пасхальности, утвердилось понимание христианского реализма как художественного метода, эстетическими принципами которого русская литература овладела в XIX веке. Явленный в Евангелии, христианский реализм предстал в творчестве Достоевского «реализмом в высшем смысле». Главный результат изучения русской словесности с точки зрения этнопоэтики — выявление в ней самого евангельского текста. Если в начале 1990-х гг. он еще не был выделен, то на сегодняшний день в основных своих контурах он уже хорошо описан, и прежде всего в произведениях Достоевского. Закономерности развития современного отечественного достоевсковедения в этом плане прослеживаются на примере терминологического тезауруса, сложившегося в процессе изучения евангельского текста в произведениях автора «великого пятикнижия». Налицо принципиально значимое сопряжение собственно литературоведческих, философских и богословских категорий. Тем не менее проблема разграничения филологического и религиозно-философского дискурсов в современном литературоведении в целом и в достоевсковедении в частности остается актуальной: с одной стороны, в ряде работ сохраняется уклон в «чистое богословствование»; с другой — усиливается внимание ученых к анализу функций и способов творческой трансформации христианского «предания» в русской литературе. Ключевые слова: русская литература, евангельский текст, Достоевский, терминологический тезаурус, этнопоэтика, аспекты изучения

© В. В. Борисова, 2020

Об авторе: Борисова Валентина Васильевна — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (ул. Октябрьской революции, 3-а, г. Уфа, Российская Федерация, 450008) Дата поступления: 31.06.2020 Дата публикации: 30.10.2020

Для цитирования: Борисова В. В. Евангельский текст в русской литературе и Достоевский: итоги и перспективы изучения // Проблемы исторической поэтики. — 2020. — Т. 18 — № 4. — С. 186-208. DOI: 10.15393/ j9.art.2020.8582

empus colligendi lapides» — время подводить итоги изучения евангельского текста в русской литературе в целом и в творчестве Ф. М. Достоевского в частности. На его примере особенно очевидны методологические проблемы и основные направления анализа и интерпретации произведений русской словесности в аспекте исторической поэтики, заданном почти тридцать лет назад на первой конференции «Евангельский текст в русской литературе: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» в Петрозаводском университете.

Задача создания новой концепции истории русской литературы как христианской словесности была актуализирована именно с точки зрения исторической поэтики. Это «определение роли и границ предания в процессе личного творчества» [Веселовский: 300]. Под преданием в данном случае подразумевается православная традиция как подлинный национальный и духовный исток отечественной культуры. Важнейшей научной задачей этнопоэтики как нового научного направления в литературоведении конца ХХ — начала XXI века И. А. Есаулов обоснованно считает осмысление того, как «переложение» и «перевод», то есть парафраз христианской традиции в произведениях русской словесности, связан с ее становлением и развитием [Есаулов, 2019: 30-66]. Принципы этнопоэтики раскрыты В. Н. Захаровым в концептуальных статьях «Православные аспекты этнопоэтики русской литературы» [Захаров, 1998: 6-30] и «Вечное Евангелие» в художественных хронотопах русской словесности» [Захаров, 2011: 24-37].

На первых порах изучения евангельского текста пришлось обосновывать очевидное — аксиому: «Русская литература была христианской» [Захаров, 1994а: 5]. Сегодня уже можно

констатировать, что в результате коллективных усилий новая концепция русской литературы сложилась. Яркий пример — выделение в ней пасхального жанра, в частности пасхального рассказа со своей историей, которую сложили А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин и другие классики [Захаров, 1994Ь; Захарова, 1998; Козина, 2010; Тарасов, 1998; Старыгина, 2019].

В научный дискурс вошли и такие категории как «пасхальный текст», «пасхальный хронотоп» и т. п. Показательна в данном плане статья И. А. Есаулова «Пасхальный архетип в поэтике Достоевского», в которой представлен анализ знаменитого эпизода из «Преступления и наказания» с чтением Соней Евангелия Раскольникову. Здесь выведена «формула» романа, повторяющая структуру евангельского инварианта [Есаулов, 1998: 350-362].

Поскольку нельзя изучать евангельский текст Достоевского без опоры на Евангелие, закономерным стал текстологический прорыв — подготовка двух изданий Евангелия писателя. Это «Евангелие Достоевского. Исследования. Материалы к комментарию» в двух томах [Евангелие, 2010]. В первом томе воспроизведено факсимиле экземпляра Нового Завета, с которым Достоевский не расставался на каторге. Во втором томе опубликованы исследования и комментарии к маргиналиям писателя: В. Н. Захаровым всесторонне раскрыто значение Евангелия в его жизни и творчестве (это второй опыт подобного целостного обзора после статьи Р. Плетнева [Плетнев, 1930]), Б. Н. Тихомировым подробно описаны все отражения Евангельского Слова в текстах Достоевского, В. Ф. Молчановым произведена оптико-электронная реконструкция авторских маргиналий.

Второе издание «Евангелия Достоевского» расширено за счет опубликованного в первом томе факсимиле «Сибирской тетради», введенной в научный оборот В. П. Владимирцевым [Евангелие, 2017]. Комментарии к ней вошли во второй том, который дополнился новым разделом «Задачи и принципы комментирования библейских интертекстов Достоевского», написанным Б. Н. Тихомировым и имеющим важное методологическое значение [Тихомиров, 2017: 787-939]. В третий

том вошли малоизвестные републикации свидетельств о поминках по Достоевскому 14 февраля 1881 г., наряду с оптин-скими свидетельствами, литературно-критическими и богословскими текстами митрополита Антония (Храповицкого), преподобного Иустина (Поповича), статьями Р. Плетнева, архиепископа Иоанна (Шаховского) и др. В научный оборот были введены ценнейшие материалы для дальнейшего изучения евангельского текста.

Плодотворными при изучении русской литературы стали категории соборности, пасхальности, «культурного бессознательного» [Есаулов, 1994: 32-60; 2011: 389-407]. Правда, относительно творчества И. Бунина, И. Шмелева, Б. Зайцева вряд ли целесообразно говорить о проявлениях культурного бессознательного, поскольку для писателей русского зарубежья первой волны контекст русского православия оставался родным, чего, действительно, нельзя сказать о советских авторах.

Значимо в этой связи и определение христианского реализма как художественного метода, эстетическими принципами которого русская литература овладела в XIX веке. По мнению В. Н. Захарова, христианский реализм, явленный в Евангелии, в творчестве Достоевского предстал, например, как «реализм в высшем смысле» [Захаров, 2001: 10; 2008: 397].

Актуальной задачей стало обоснование православной аксиологии и методологии в литературоведческом преломлении. В результате возникло понимание того, что «христианская традиция претерпевала трансформации, метаморфозы и псевдоморфозы», и их невозможно игнорировать при построении новой истории русской литературы [Есаулов, 2011: 14]. Эту идею И. А. Есаулов развил в статье «Христианская традиция и художественное творчество», в которой эта традиция рассматривается в фольклоре, в литературе риторической эпохи и Нового времени, а антитрадиционализм XX века интерпретируется как разрыв с христианской традицией [Есаулов, 2005: 18-28].

Главный же результат изучения русской словесности в рамках этнопоэтики — это выявление в ней самого евангельского текста. Если в начале 1990-х гг. он еще не был выделен, то на сегодняшний день в основных своих контурах он уже хорошо

описан, и прежде всего в произведениях Ф. М. Достоевского. Закономерности развития современного отечественного дос-тоевсковедения в этом плане прослеживаются на примере терминологического тезауруса, сложившегося в ходе изучения евангельского текста в русской литературе (см. публикации в сборнике, а затем научном журнале «Проблемы исторической поэтики» (ПетрГУ, 1990 — наст. время), в сборниках «Христианство и русская литература» (ИРЛИ, 1994-2012), «Русская литература XIX века и христианство» (МГУ, 1997) и др.).

Одно из перспективных направлений этнопоэтики — те-заурусный анализ [Захаров, 2020: 12]. Структура и содержание тезауруса евангельского текста сформировались на основе предшествующего терминологического «словника» исторической поэтики: литература, словесность, эстетика, поэтика, историческая поэтика, сравнительно-исторический метод, творчество и религия, этнопоэтика, литературный процесс, культурная память, национальная традиция, диалог, преемственность, деформация, трансформация, адаптация, рецепция, интерпретация, риторика, цитата, реминисценция, фабула, сюжет, мотив, архетип, миф, образ, жанр, прецедентный текст, интертекст, метатекст, авторский дискурс, нарративная стратегия и т. п.

В свою очередь, данный исследовательский тезаурус органично дополнился такими ключевыми словами, как Библия, Ветхий и Новый Завет, Евангелие, христианство, православие, христианская философия, христианский социализм, христианская идея, русский Христос, христоцентризм, христология, эсхатология, христианская символика, христианский реализм, христианская аксиология, соборность, пасхальность, церковность, закон, благодать, кенозис, преображение, воскресение, исихазм, юродство, совесть, грех, исповедь, покаяние, литургия, храм, икона, церковный календарь, евангельский текст, канон, житие и т. п.

Налицо принципиально значимое сопряжение собственно литературоведческих, философских и богословских категорий в дискурсе современного литературоведения и, в особенности, достоевсковедения [Захаров, 2005: 11; 2020: 12]. Это один из итогов его имманентного развития, с которым связана

актуальная проблема взаимодействия разных дискурсов, прежде всего филологического и религиозно-философского.

Как она сегодня решается? Наряду с тем, что в ряде работ сохраняется уклон в «чистое богословствование», заметна другая тенденция: усиливается внимание ученых к анализу функций и способов творческой трансформации христианского «предания» в текстах русской словесности, принципы которого оформлялись в ходе конструктивной полемики по поводу новой концепции русской словесности [Любомудров, 2002; Лурье, 1996; Захаров, 2005; Есаулов, 2008]. А. Е. Куниль-ский в ряде статей о романе «Идиот» указал, к примеру, на то, что интерпретация образа главного героя и всего произведения не может быть адекватной без учета христианского контекста, и, отвечая «критикам» Мышкина, добавил, что ирония над его «христианской любовью» оборачивается в конечном счете претензиями к автору романа [Кунильский, 1998: 392-408; 2005: 344].

Продуктивность полемики в том, что она, во-первых, обнажила две крайности в нашем литературоведении: «Сциллу либерального прогрессизма» и «Харибду догматического начетничества» в изучении русской литературы [Есаулов, 2008: 607-660]. Действительно, стремление рассматривать роман Достоевского как текст, транслирующий учение Отцов Церкви и догмат преображения, по крайней мере спорно, хотя это одна из заметных тенденций в изучении евангельского текста в русской литературе. Но такой подход, думается, может быть оправдан лишь «чином» и «саном», когда, например, отец Д. Григорьев, рассуждая о публицистическом и художественном богословствовании Достоевского на тему «царствия Божия на земле», резонно отмечал, что художник-романист во многом предварил религиозно-философские и богословские искания начала XX века [Григорьев, 2005: 297-298].

В тех же случаях, когда начинают богословствовать филологи, необходимое научное равновесие исчезает. Так, уклон в чистое богословие заметен, к примеру, у А. С. Серопяна, полагающего, что «время в поэтике Ф. М. Достоевского — это форма и мера движения вечности в пространстве Миротворного круга» [Серопян, 2011: 168], хотя в другой своей статье

он, вслед за Д. Л. Башкировым, который рассмотрел вопрос о языке евангельских цитат в произведениях писателя как проявление общей судьбы языка церкви в русской культуре [Башкиров, 2008: 398-414], выявил художественное значение богослужебного языка в тексте романиста и представил его как своего рода литургический код [Серопян, 2012: 15-13].

Во-вторых, благодаря полемике утвердилась филологическая направленность нового научного направления, которое не сводит православную традицию к идеологии и догматике. В этом отношении нельзя не согласиться с В. Н. Захаровым: «Искать догматику в художественных произведениях — ошибочная затея с любых точек зрения: это значит просто не понимать природу художественного творчества. Достоевский был одним из тех, кто в своем творчестве органически соединил религиозное и художественное» [Захаров, 2005: 16].

Поэтому филологам, исследующим роль христианского предания в его творчестве, должно оставаться в лоне исторической поэтики. Это продуктивная тенденция, в русле которой рассматриваются не просто параллели с евангельским текстом в тех или иных произведениях писателя, но в них выявляются художественные функции и способы творческой трансформации христианских мотивов и образов, результаты многообразного взаимодействия текста художественного и текста евангельского.

Показательны в данном плане работы Е. А. Федоровой (Гаричевой) [Гаричева, 2011: 201-215] и Е. А. Осокиной [Осо-кина, 2012: 196-202]. Теоретическая и методологическая рефлексия отличает также исследования Н. А. Тарасовой, которая резонно обращает внимание на разночтения в определении источников библейских цитат и аллюзий, специфику их функционирования в романах Достоевского. По ее мнению, необходимо исследование библейских интертекстов с учетом особенностей их включения в авторский текст и взаимодействия с культурной традицией. Продуктивным результатом такого подхода стала монография исследовательницы «Христианская тема в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"» [Тарасова, 2015].

Подобный подход присущ многим работам последнего десятилетия. Это, например, статья Р. Х. Якубовой «Диалогическая

конвергенция библейских и литературных фабул в романе Ф. М. Достоевского "Подросток"», в которой приведен пример художественного синтеза библейских и литературных мотивов, обусловленного, по мнению автора, конвергентным типом художественного мышления самого писателя [Якубова, 2012].

К аналогичному выводу пришла и В. И. Габдуллина: на основе анализа вариаций мотива «блудной дочери» в романе «Униженные и оскорбленные», восходящих к евангельскому и пушкинскому претекстам, она показывает, как Достоевский сопрягает различные нарративные стратегии, делая текст произведения своего рода «экспериментальной площадкой» для создания новой романной формы [Габдуллина, 2011].

За 30 лет вокруг конференции в Петрозаводском университете и тематических выпусков «Евангельский текст в русской литературе: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» сформировался свой круг авторов, исследователей творчества Достоевского: это В. П. Владимирцев [Владимирцев, 2001], В. В. Дудкин [Дудкин, 1998], В. В. Иванов [Иванов, 2005], В. А. Кошелев [Кошелев, 2017], А. Е. Кунильский [Кунильский, 1998], Б. Н. Тарасов [Тарасов, 2019], Б. Н. Тихомиров [Тихомиров, 2012] и мн. др. У каждого из них своя «колея», своя «изюминка». Так, В. В. Дудкин, рассуждая о сходстве идей и поэтики романов Достоевского с Евангелием от Иоанна, афористически точно высказался: «Достоевский-писатель был определенно данником евангелиста Иоанна-повествователя» [Дудкин, 1998: 347]. С. Л. Шаракова отличает интерес к проявлениям христианского символизма в романах Достоевского [Шараков, 2013: 202-218]. Методологические аспекты изучения евангельского текста в произведениях Достоевского затрагивает в своих статьях С. С. Шаулов, отмечая как субъективность исследовательских подходов, так и рецептивный конфликт в интерпретациях творчества писателя [Шаулов, 2012: 216-223]. В цикле статей Т. П. Баталовой, посвященных поэтике эпилога в романах Ф. М. Достоевского «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» [Баталова, 2017: 94-108; 2018: 140-154; 2020, 260-275], доказывается, что в финале этих произведений находят свое завершение, достигая апогея, соборное и пасхальное начала.

Не впадая в апологию результатов изучения евангельского текста в русской литературе, следует отметить и некоторые издержки, обусловленные или «писанием из моды», или подменой литературоведческой основы исследования компилятивными суждениями в стиле проповеди (см.: [Звозников, 1994: 178-191; Васильев, 2014: 265-274]).

Значимость и продуктивность новой концепции русской литературы подтверждается интересом к ней со стороны зарубежных ученых: Ю. Бёртнеса [Бертнес,1998], отца Д. Григорьева [Григорьев, 2005], Д. Томпсон [Томпсон, 1998], О. фон Шульца [Шульц, 1998], Э. Эгеберга [Эгеберг, 1998], С. Янг [Янг, 2001] и др. Так, в статье Р.-Л. Джексона, например, представлен тщательный анализ речей Алёши Карамазова у камня и Ивана в трактире [Джексон, 2005: 276-295]. Ученый, отмечая моменты их формального сходства, в том числе примерно одинаковый объем, подчеркивает, что Алёша и Иван обращаются к слушателям по-разному. Этический разрыв, разделяющий двух братьев, показывается, в частности, через «грамматический» анализ их монологов. Речь Ивана пестрит местоимением «я» и глаголами в первом лице (63 подобных словоупотребления в тексте из 81 строки). Отсюда вывод: в словах героя, рассуждающего о Христе, нет любви, только себялюбие. Алеша, напротив, использует множественное «мы» и его варианты 38 раз. Эта стилистическая особенность указывает на соборную направленность речи Алеши.

Подводя некоторые итоги и оценивая современное состояние изучения евангельского текста в русской литературе в целом и в произведениях Достоевского в частности, можно определенно утверждать: новая научная концепция нашей словесности сложилась, «христианская революция в русском литературоведении» совершилась [Terras, 1994: 770]. Но, конечно, необходимы новые, свежие идеи и оригинальные исследования [Захаров, 2018: 11], в том числе дальнейший анализ функций и способов творческой трансформации христианского «предания» в русской словесности, расширение самого корпуса евангельского текста в ней, обоснование православной аксиологии и методологии, позволяющей учесть все метаморфозы и псевдоморфозы христианской традиции в новой

истории русской литературы. Кроме того, на наш взгляд, приоритетной задачей должна стать и систематизация тезауруса евангельского текста с определением всех его понятий и терминов, что будет способствовать решению актуальной проблемы сопряжения филологического и религиозно-философского дискурсов в современном достоевсковедении.

Примечания

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-112-50194 Экспансия («Достоевский на рубеже XX-XXI веков: антиномии интерпретации»).

Список литературы

1. Баталова Т. П. Поэтика «эпилога» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. — 2017. — Т. 15. — № 3. — С. 94-108 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf71506097137.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2017.4463

2. Баталова Т. П. Поэтика эпилога романа Достоевского «Подросток» // Проблемы исторической поэтики. — 2018. — Т. 16. — № 1. — С. 140154 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1522936049.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2018.4921

3. Баталова Т. П. Поэтика завершения в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Проблемы исторической поэтики. — 2020. — Т. 18. — № 1. — С. 260-275 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1583139104.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2020.7502

4. Башкиров Д. Л. Евангельский текст в произведениях Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. — Вып. 8. — С. 398-414 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431425044.pdf (25.05.2020). D0I:10.15393/j9.art.2008.284

5. Бёртнес Ю. «Христос-отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного (символического) в «Подростке» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 410-415 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2533 (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1998.2533

6. Васильев Д. В. Исповедь и покаяние в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2014. — Вып. 12. — С. 265-274 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1429694807.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2014.746

7. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 648 с.

8. Владимирцев В. П. «Сибирская тетрадь» Ф. М. Достоевского: христианский, культурный и речевой слой // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2001. — Вып. 6. — С. 338-345 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2632 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2001.2632

9. Габдуллина В. И. Вариации мотива «блудной дочери» в нарративе романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2015. — Вып. 13. — С. 191-200 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/ 1449825433.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2015.2981

10. Гаричева Е. А. Преображение личности в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. — Вып. 9. — С. 201-215 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1430312600.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2011.317

11. Григорьев Д. Евангелие и Раскольников // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — Вып. 7. — С. 296301 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2669 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2669

12. Джексон Р.-Л. Речь Алеши у камня: «целая картина» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — Вып. 7. — С. 275-295 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/ article.php?id=2668 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2668

13. Дудкин В. В. Достоевский и Евангелие от Иоанна // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 337-348 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/ article.php?id=2524 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2524

14. Евангелие Ф. М. Достоевского: в 2 т.: исследования. Материалы к комментарию. — М.: Русскш Мiръ, 2010.

15. Евангелие Ф. М. Достоевского: в 3 т. — Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2017.

16. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. — Вып. 3. — С. 32-60 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2372 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1994.2372

17. Есаулов И. А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 350-362 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/ journal/article.php?id=2526 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2526

18. Есаулов И. А. Христианская традиция и художественное творчество // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — Вып. 7. — С. 18-28 [Электронный ресурс]. — URL: https:// poetica.pro/journal/article.php?id=2565 (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2005.2565

19. Есаулов И. А. О Сцилле либерального прогрессизма и Харибде догматического начетничества в изучении русской литературы // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. — Вып. 8. — С. 607-660 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/ journal/article.php?id=3471 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2008.3471

20. Есаулов И. А. Культурное бессознательное и воскресение России // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. — Вып. 9. — С. 389-407 [Электронный ресурс]. — URL: https:// poetica.pro/files/re daktor_p df/1455537052.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2011.333

21. Есаулов И. А. Парафраз и становление новой русской литературы (постановка проблемы) // Проблемы исторической поэтики. — 2019. — Т. 17. — № 2. — С. 30-66 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica. pro/files/redaktor_pdf/1561976111.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2019.6262

22. Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. — Вып. 3. — С. 248-260 [Электронный ресурс]. — URL: https:// poetica.pro/journal/article.php?id=2403 (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1994.2403 (a)

23. Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. — Вып. 3. — С. 4-10 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2370 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1994.2370 (b)

24. Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 248-260 [Электронный ресурс]. — URL: https:// poetica.pro/journal/article.php?id=2472 (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1998.2472

25. Захаров В. Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. — Вып. 6. — С. 5-28 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2511 (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2001.2511

26. Захаров В. Н. Ответ по существу // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — Вып. 7. — С. 5-16 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2564 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2564

27. Захаров В. Н. Фантастические страницы Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. — Вып. 8. — С. 397-398 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/ files/redaktor_pdf/1431424731.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2008.283

28. Захаров В. Н. «Вечное Евангелие» в художественных хронотопах русской словесности» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. — Вып. 9. — С. 24-37 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1429962964.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2011.301

29. Захаров В. Н. Снова о перспективах изучения исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. — 2018. — Т. 16. — № 1. — С. 7-16 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1522935865.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2018.5021

30. Захаров В. Н. Идея этнопоэтики в современных исследованиях // Проблемы исторической поэтики. — 2020. — Т. 18. — № 3. — С. 7-19 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1593805089. pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2020.8382

31. Захарова О. В. «Илья Муромец. Сказка Руси богатырской» В. И. Даля (проблема жанра) // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 283-294 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2506 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2506

32. Звозников А. А. Достоевский и православие: предварительные заметки // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. — Вып. 3. — С. 179-191 [Электронный ресурс]. — URL: https:// poetica.pro/journal/article.php?id=2381 (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1994.2381

33. Иванов В. В. «Вопрошание идеального образа» как поэтический принцип христоцентризма у Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — Вып. 7. — С. 325-333 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2672 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2672

34. Козина Т. Н. Пасхальный рассказ в русской словесности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 6. — С. 376-380.

35. Кошелев В. А. Евангельское представление о слове и русская поэзия // Проблемы исторической поэтики. — 2017. — Т. 15. — № 3. — С. 8-20 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1506097075.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2017.4501

36. Кунильский А. Е. О христианском контексте в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 392-408 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2532 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2532

37. Кунильский А. Е. Эротическое поведение князя Мышкина в христианском контексте // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — Вып. 7. — С. 334-344 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2673 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2673

38. Лурье В. М. Догматика «религии любви». Догматические представления позднего Достоевского // Христианство и русская литература. — СПб., 1996. — Сб. 2. — С. 290-309.

39. Любомудров А. М. Церковность как критерий культуры // Христианство и русская литература. — СПб., 2002. — Сб. 4. — С. 87-109.

40. Осокина Е. А. Гимнографический «канон» в «форме плана» «Братьев Карамазовых» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2012. — Вып. 10. — С. 196-202 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457958841.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.351

41. Плетнев Р. Достоевский и Евангелие // Путь. — 1930. — № 23. — С. 48-68; № 24. — С. 58-87.

42. Русская литература XIX века и христианство: [сб. ст.] / под общ. ред.

B. И. Кулешова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 383 с.

43. Серопян А. С. О сакральном в художественном времени Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. — Вып. 9. — С. 160-168 [Электронный ресурс]. — URL: https:// poetica.pro/files/redaktor_pdf/1430310598.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2011.313

44. Серопян А. С. Литургическое слово в русской литературе. Постановка проблемы // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. — Вып. 10. — С. 5-13 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946375.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.334

45. Старыгина Н. Н. Праздник Пасхи как социокультурный текст в рассказе «Фигура» Н. С. Лескова // Филология как призвание: сб. ст. к юбилею проф. Владимира Николаевича Захарова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2019. — С. 415-436.

46. Тарасова Н. А. Христианская тема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблемы изучения. — М.: Квадрига, 2015. — 192 с.

47. Тарасов Б. Н. Утопизм западного рационализма, позитивизма и утилитаризма в зеркале антропологической и историософской мысли Ф. М. Достоевского и В. Ф. Одоевского // Проблемы исторической поэтики. — 2019. — Т. 17. — № 2. — С. 135-163 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1561975982.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2019.6302

48. Тарасов К. Г. Пасхальные мотивы в творчестве В. И. Даля // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — № 5. —

C. 295-301 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/ article.php?id=2507 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2507

49. Тихомиров Б. Н. Жизнь новозаветного слова в художественном мире Достоевского: из наблюдений над поэтикой романов «великого пятикнижия» // Тихомиров Б. Н. «...Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»: статьи и эссе о Достоевском. — СПб.: Серебряный век, 2012. — С. 378-397.

50. Тихомиров Б. Н. Задачи и принципы комментирования библейских интертекстов Достоевского // Евангелие Ф. М. Достоевского: в 3 т. — Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2017. — Т. 2: Исследования. Материалы к комментированию. — С. 787-939.

51. Томпсон Д. Проблемы совести в «Преступлении и наказании» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 364-373 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/ journal/article.php?id=2528 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2528

52. Христианство и русская литература. — СПб., 1994-2012. — Сб. 1-7.

53. Шараков С. Л. Христианский символизм в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. — Вып. 11. — С. 202-218 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431516455.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2013.380

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Шаулов С. С. Религиозность Достоевского как методологическая проблема советского литературоведения // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. — Вып. 10. — С. 216-224 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdfZ1457960669.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.353

55. Шульц О. Русский Христос // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 1998. — Вып. 5. — С. 32-41 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2473 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2473

56. Эгеберг Э. Достоевский в поисках положительно прекрасного человека. «Село Степанчиково» и «Идиот» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. — Вып. 5. — С. 386-390 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2530 (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2530

57. Якубова Р. Х. Диалогическая конвергенция библейских и литературных фабул в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. — Вып. 10. — С. 173-187 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdfZ1457958310.pdf (25.05.2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.349

58. Янг С. Библейские архетипы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. — Вып. 6. — С. 383-390 [Электронный ресурс]. — URL: https:// poetica.pro/journal/article.php?id=2636 (25.05.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2001.2636

59. Terras Victor. A Christian Revolution in Russian Literary Criticism // Slavic and East European Journal. — 2002. — Vol. 46. — No. 4. — Pp. 769-776.

Valentina V. Borisova

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, (Ufa, Russian Federation) borisova@ufacom.ru

The Gospel Text in the Works of F. M. Dostoevsky:

Issues and Study Prospects

Acknowledgments. The reported study was funded by Russian foundation for basic research (RFBR), project number 19-112-50194.

Abstract. The article reflects on the results and prospects of studying the gospel text in the works of F. M. Dostoevsky at the present stage, identifies the main directions and methodological problems of their analysis and interpretation in the framework of ethnopoetics as a new scientific direction in literary studies of the late 20th — early 21th century. Its principles are rooted in historical poetics, which aimed to define the role and boundaries of the Christian tradition in Russian literature. As a result, the scientific discourse included new poetical categories of conciliarity ("sobornost") and paschality, and the understanding of Christian realism as an artistic method was established. Its aesthetic principles were mastered by Russian literature in the 19th century. Revealed in the gospel, Christian realism appeared in Dostoevsky's work as "realism in the highest sense." The main result of studying Russian literature from the point of view of ethnopoetics is to identify the gospel text itself. It has not yet been singled out in the early 1990s, but today its key outlines are already well-described, above all — in the works of Dostoevsky. The regularities of the development of modern Russian studies of Dostoevsky in this regard can be traced using the example of the terminological thesaurus formed in the process of studying the gospel text in the works of the author of the Great Five Novels. There is a fundamentally significant combination of literary, philosophical, and theological categories. Nevertheless, the problem of distinguishing philological and religious-philosophical discourses in modern literary studies in general and in studies of Dostoevsky in particular remains relevant: on the one hand, a number of works remain inclined towards pure theology; on the other hand, scientists are paying increasingly greater attention to the analysis of the functions and ways of creative transformation of Christian tradition in Russian literature. Keywords: Russian literature, The Gospel text, Dostoevsky, terminological thesaurus, ethnopoetics, aspects of learning

About the author: Borisova Valentina V. — Doctor of Philology, Professor, Head of the Russian Literature Department, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (ul. Oktyabr'skoy Revolyutsii 3a, Ufa, 450008, Russian Federation)

Received: June 31, 2020

Date of publication: October 30, 2020

For citation: Borisova V. V. The Gospel Text in the Works of F. M. Dostoevsky: Issues and Study Prospects. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2020, vol. 18, no. 4, pp. 186-208. DOI: 10.15393/j9. art.2020.8582 (In Russ.)

References

1. Batalova T. P. The Poetics of the "Epilogue" in the Novel "The Brothers Karamazov" by F. M. Dostoevsky. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2017, vol. 15, no. 3, pp. 94-108. Available at: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdfZ1506097137.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2017.4463 (In Russ.)

2. Batalova T. P. The Poetics of the Epilogue in Dostoevsky's Novel "A Raw Youth". In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2018, vol. 16, no. 1, pp. 140-154. Available at: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdfA522936049.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2018.4921 (In Russ.)

3. Batalova T. P. The Poetics of Completion in the Novel by F. M. Dostoevsky "Demons". In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2020, vol. 18, no. 1, pp. 260-275. Available at: https://poetica.pro/ files/redaktor_pdf/1583139104.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2020.7502 (In Russ.)

4. Bashkirov D. L. Evangelical Text in Fedor Dostoevsky's Literary Works. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2008, issue 8, pp. 398-414. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431425044.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2008.284 (In Russ.)

5. Bortnes J. "Christ the Father": Styding the Problem of Contrasting Father in Blood and Father at Law in Fedor Dostoevsky's Novel the Adolescent. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 410-415. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2533 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2533 (In Russ.)

6. Vasil'ev D. V. Confession and Repentance in F. M. Dostoevsky's Novel the Brothers Karamazov. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2014, issue 12, pp. 265-274. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1429694807.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2014.746 (In Russ.)

7. Veselovskiy A. N. Istoricheskaya poetika [The Historical Poetics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 648 p. (In Russ.)

8. Vladimirtsev V. P. Fedor Dostoevsky's Siberian Notebook: Christian, Cultural and Verbal Levels. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2001, issue 6, pp. 338-345. Available at: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2632 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2001.2632 (In Russ.)

9. Gabdullina V. I. Varriants of the Prodigal Daughter's Motif in the Narrative of the Novel "Humiliated and Insulted" by F. M. Dostoevsky. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2015, issue 13, pp. 191-200. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1449825433.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2015.2981 (In Russ.)

10. Garicheva E. A. Transfiguration of Personality in F. M. Dostoevsky's Novel "The Adolescent". In: Problemy istoricheskoypoetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2011, issue 9, pp. 201215. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1430312600.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2011.317 (In Russ.)

11. Grigoriev D. The Gospel and Raskolnikov. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2005, issue 7, pp. 296-301. Available at: https://poetica.pro/ journal/article.php?id=2669 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2005.2669 (In Russ.)

12. Jackson R. L. Alyosha Karamazov's Speech at the Stone and Fedor Dostoevsky's Concept of the Whole Picture. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2005, issue 7, pp. 275-295. Available at: https://poetica.pro/journal/ article.php?id=2668 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2668 (In Russ.)

13. Dudkin V. V. Dostoevsky and the Gospel of John. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 337-348. Available at: https://poetica. pro/journal/article.php?id=2524 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1998.2524 (In Russ.)

14. Evangelie F. M. Dostoevskogo: v 2 tomakh: issledovaniya. Materialy k kommentariyu [The Gospel of F. M. Dostoevsky: in 2 Vols: Researches. Proceedings for the Comment]. Moscow, Russkiy Mir Publ., 2010. (In Russ.)

15. Evangelie F. M. Dostoevskogo: v 3 tomakh [The Gospel of Dostoevsky: in 3 Vols]. Tobolsk, Obshchestvennyy blagotvoritel'nyy fond "Vozrozhdenie Tobol'ska" Publ., 2017. (In Russ.)

16. Esaulov I. A. The Category of Sobornost' in Russian Literature. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1994, issue 3, pp. 32-60. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2372 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1994.2372 (In Russ.)

17. Esaulov I. A. Easter Archetype in Fedor Dostoevsky's Poetics. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 350-362. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2526 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2526 (In Russ.)

18. Esaulov I. A. Christian Tradition and Literary Art. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2005, issue 7, pp. 18-28. Available at: https://poetica. pro/journal/article.php?id=2565 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2005.2565 (In Russ.)

19. Esaulov I. A. The Scylla of Liberal Progressivism and the Charybdis of Dogmatism in the Study of Russian Literature. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2008, issue 8, pp. 607-660. Available at: https://poetica. pro/j ournal/article.php?id=3471 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2008.3471 (In Russ.)

20. Esaulov I. A. The Cultural Unconscious and Resurrection of Russia. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2011, issue 9, pp. 389-407. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1455537052.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2011.333 (In Russ.)

21. Esaulov I. A. Paraphrasis and the Establishment of the New Russian Literature (to the Problem Statement). In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2019, vol. 17, no. 2, pp. 30-66. Available at: https:// poetica.pro/files/redaktor_pdf/1561976111.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2019.6262 (In Russ.)

22.Zakharov V. N. Easter Story as a Russian Literary Genre. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1994, issue 3, pp. 248-260. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2403 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1994.2403 (In Russ.) (a)

23. Zakharov V. N. Russian Literature and Christianity. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1994, issue 3, pp. 4-10. Available at: https://poetica. pro/journal/article.php?id=2370 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1994.2370 (In Russ.) (b)

24.Zakharov V. N. Orthodox Aspects of Russian Literature Ethnopoetics. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 248-260. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2472 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2472 (In Russ.)

25. Zakharov V. N. Christian Realism in Russian Literature (Problem Statement). In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2001, issue 6, pp. 5-28. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2511 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2001.2511 (In Russ.)

26. Zakharov V. N. Debating Substantial Issues. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2005, issue 7, pp. 5-16. Available at: https://poetica. pro/journal/article.php?id=2564 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2005.2564 (In Russ.)

27. Zakharov V. N. Fantastic Fiction on the Pages of Fedor Dostoevsky's Literary Works. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2008, issue 8, pp. 397-398. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431424731.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2008.283 (In Russ.)

28. Zakharov V. N. "The Eternal Gospel" in the Artistic Chronotopes of Russian Literature. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2011, issue 9, pp. 2437. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1429962964.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2011.301 (In Russ.)

29. Zakharov V. N. One More Time About the Perspectives of the Study of Historical Poetics. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2018, vol. 16, no. 1, pp. 7-16. Available at: https://poetica. pro/files/redaktor_pdf/1522935865.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2018.5021 (In Russ.)

30. Zakharov V. N. The Idea of Ethnopoetics in Contemporary Research. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2020, vol. 18, no. 3, pp. 7-19. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1593805089.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2020.8382 (In Russ.)

31. Zakharova O. V. Ilya Muromets: Heroic Tale of Kievan Rus by Vladimir Dal (the Problem of the Genre). In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 283-294. Available at: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2506 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2506 (In Russ.)

32. Zvoznikov A. A. Fedor Dostoevsky and Eastern Orthodoxy: Preliminary Notes. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1994, issue 3, pp. 179-191. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2381 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1994.2381 (In Russ.)

33. Ivanov V. V. Questioning the Perfection as a Poetic Principle of Fedor Dostoevsky's Christocentrism. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2005, issue 7, pp. 325-333. Available at: https://poetica.pro/journal/ article.php?id=2672 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2672 (In Russ.)

34.Kozina T. N. Easter Story in Russian Literature. In: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 2010, no. 6, pp. 376-380. (In Russ.)

35. Koshelev V. A. An Evangelical Conception of the Word and Russian Poetry. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2017, vol. 15, no. 3, pp. 8-20. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1506097075.pdf (accessed on May 25, 2020 ). DOI: 10.15393/j9.art.2017.4501 (In Russ.)

36. Kunil'skiy A. E. The Study of Christian Context in Fedor Dostoevsky's Novel the Idiot. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 392-408. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2532 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2532 (In Russ.)

37. Kunil'skiy A. E. Erotic Behaviour of Count Myshkin in the Christian Context. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2005, issue 7, pp. 334-344. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2673 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2005.2673 (In Russ.)

38. Lur e V. M. Dogmatics of the "Religion of Love". Dogmatic Representations of the Late Dostoevsky. In: Khristianstvo i russkaya literatura [Christianity and Russian Literature]. St. Petersburg, 1996, collection 2, pp. 290-309. (In Russ.)

39. Lyubomudrov A. M. Churchness as a Cultural Criterion. In: Khristianstvo i russkaya literatura [Christianity and Russian Literature]. St. Petersburg, 2002, collection 4, pp. 87-109. (In Russ.)

40. Osokina E. A. Hymnographic 'Canon' as a "Form of the Plan" in "The Brothers Karamazov" by Dostoevsky. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2012, issue 10, pp. 196-202. Available at: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1457958841.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2012.351 (In Russ.)

41. Pletnev R. Dostoevsky and the Gospel. In: Put'. 1930, no. 23, pp. 48-68; no. 24, pp. 58-87. (In Russ.)

42.Russkaya literatura XIX veka i khristianstvo [Russian Literature of the 19th Century and Christianity]. Moscow, Moscow State University Publ., 1997. 383 p. (In Russ.)

43. Seropyan A. S. About the Sacral in the Artistic Time of F. Dostoevsky. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2011, issue 9, pp. 160-168. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1430310598.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2011.313 (In Russ.)

44.Seropyan A. S. Liturgical Text in Russian Literature. Problem Statement. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2012, issue 10, pp. 5-13. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946375.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.334 (In Russ.)

45. Starygina N. N. The Feast of Easter as a Socio-Cultural Text in the Story "Figura" ("Figure") of N. S. Leskov. In: Filologiya kak prizvanie: sbornik statey k yubileyu professora Vladimira Nikolaevicha Zakharova [Philology as a Vocation: Collection of Articles for the Anniversary of Professor V. N. Zakharov]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2019, pp. 415-436. (In Russ.)

46. Tarasova N. A. Khristianskaya tema v romane F. M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie»: problemy izucheniya [A Christian Theme in F. M. Dostoevsky's Novel "Crime and Punishment": The Problems of Studying]. Moscow, Kvadriga Publ., 2015. 192 p. (In Russ.)

47. Tarasov B. N. The Utopianism of Western Rationalism, Positivism and Utilitarianism in the Mirror of an Anthropological and Historiosophic Thought of F. M. Dostoevsky and V. F. Odoevsky. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2019, vol. 17, no. 2, pp. 135-163. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1561975982.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2019.6302 (In Russ.)

48. Tarasov K. G. Easter Motifs in Vladimir Dal's Works. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, no. 5, pp. 295-301. Available at: https://poetica. pro/journal/article.php?id=2507 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1998.2507 (In Russ.)

49. Tikhomirov B. N. The Life of the New Testament Word in the Artistic World of Dostoevsky: from Observations on the Poetics of the Great Five Novels. In: TikhomirovB. N. «...Ya zanimayus'etoy taynoy, ibo khochu byt'chelovekom»: stat'i i esse o Dostoevskom [Tikhomirov B. N. "...I Deal With this Mystery Because I Want to Be Human": Articles and Essays on Dostoevsky]. St. Petersburg, Serebryanyy vek Publ., 2012, pp. 378-397. (In Russ.)

50. Tikhomirov B. N. Objectives and Principles of Commenting of Dostoevsky's Biblical Intertexts. In: Evangelie F. M. Dostoevskogo: v 3 tomakh [The Gospel of F. M. Dostoevsky: in 3 Vols]. Tobolsk, Obshchestvennyy blagotvoritel'nyy fond "Vozrozhdenie Tobol'ska" Publ., 2017, vol. 2, pp. 787-939. (In Russ.)

51. Thompson D. Problems of Conscience in the Novel Crime and Punishment. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 364-373. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2528 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2528 (In Russ.)

52. Khristianstvo i russkaya literatura [Christianity and Russian Literature]. St. Petersburg, 1994-2012, collections 1-7. (In Russ.)

53. Sharakov S. L. Christian Symbolism in Fedor Dostoevsky's Novel "The Possessed" ("Demons"). In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2013, issue 11, pp. 202-218. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1431516455.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2013.380 (In Russ.)

54.Shaulov S. S. Dostoevsky's Religiosity as a Methodological Problem of Soviet Literary Criticism. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2012, issue 10, pp. 216-224. Available at: https://poetica.pro/files/redaktor_ pdf/1457960669.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2012.353 (In Russ.)

55. Schoultz O. Russian Christ. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 32-41. Available at: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2473 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.1998.2473 (In Russ.)

56. Egeberg E. Fedor Dostoevsky in Search of an Absolutely Superior Human: The Village of Stepanchikovo and the Idiot. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 1998, issue 5, pp. 386-390. Available at: https://poetica. pro/journal/article.php?id=2530 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.1998.2530 (In Russ.)

57. Yakubova R. Kh. Dialogic Convergence of Biblical and Literary Fabulas in the Adolescent by F. M. Dostoevsky. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2012, issue 10, pp. 173-187. Available at: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1457958310.pdf (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2012.349 (In Russ.)

58. Young S. Biblical Archetypes in Fedor Dostoevsky's Novel the Idiot. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2001, issue 6, pp. 383-390. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2636 (accessed on May 25, 2020). DOI: 10.15393/j9.art.2001.2636 (In Russ.)

59. Terras Victor. A Christian Revolution in Russian Literary Criticism. In: Slavic and East European Journal, 2002, vol. 46, no. 4, pp. 769-776. (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.