Научная статья на тему 'Евангельский текст в альбоме «Второе пришествие» христианской рок-группы «Трубный зов»'

Евангельский текст в альбоме «Второе пришествие» христианской рок-группы «Трубный зов» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
576
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ / ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ / СЮЖЕТ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ / В.БАРИНОВ / «ТРУБНЫЙ ЗОВ» / V.BARINOV / «THE TRUMPET CALL» / RUSSIAN ROCK POETRY / THE TEXT OF THE GOSPEL / THE STORY OF THE SECOND COMING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьев Антон Сергеевич

Данная статья посвящена рассмотрению христианской проблематики в русской рок-поэзии. В качестве материала исследования выбрана рок-опера «Второе пришествие» баптистской группы «Трубный зов». В результате анализа композиций этого альбома были выявлены основные способы включения евангельского текста в структуру рок-оперы и особенности его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEXT OF THE GOSPEL IN THE ALBUM «THE SECOND COMING»OF THE CHRISTIAN ROCK BAND «THE TRUMPET CALL»

The article is devoted to the Christian perspective in Russian rock poetry. The investigation is based on the rock-opera «The Second Coming» of the Baptist group «The Trumpet Call». The analysis of the album compositions resulted in identifying the key ways of incorporating the Gospel text in the structure of the rock-opera and the features of its functioning.

Текст научной работы на тему «Евангельский текст в альбоме «Второе пришествие» христианской рок-группы «Трубный зов»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)

УДК 882.09-1

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В АЛЬБОМЕ «ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ» ХРИСТИАНСКОЙ РОК-ГРУППЫ «ТРУБНЫЙ ЗОВ»

© А.С.Афанасьев

Данная статья посвящена рассмотрению христианской проблематики в русской рок-поэзии. В качестве материала исследования выбрана рок-опера «Второе пришествие» баптистской группы «Трубный зов». В результате анализа композиций этого альбома были выявлены основные способы включения евангельского текста в структуру рок-оперы и особенности его функционирования.

Ключевые слова: русская рок-поэзия, евангельский текст, сюжет Второго пришествия, В.Баринов, «Трубный зов».

В мировой литературе достаточно трудно найти направление, течение или школу, представители которых в своем творчестве не обращались к библейским темам, мотивам и символике. Не является исключением и русская рок-поэзия. Исследователи неоднократно отмечали присутствие библейского текста у Ю.Шевчука, А.Баш-лачева, К.Кинчева, И.Кормильцева и т.д. В данной статье мы хотели бы обратиться к проблеме русской христианской рок-поэзии, которая, по замечанию Т.К.Никольской, «является сравнительно новой для России» [1: 148]. Вместе с тем еще в 1982 году Валерий Баринов создал группу «Трубный зов» и записал рок-оперу «Второе пришествие» (к слову, этот альбом оказался первым и последним альбомом группы), что и положило начало такому явлению в отечественной культуре, как христианский рок. Целью данной статьи является анализ способов и приемов включения библейского текста в текст рок-композиции.

История создания этого уникального альбома подробно изложена в книге А.Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» [2], поэтому мы позволим себе не углубляться во все перипетии, связанные с записью треков. Тем не менее в данном случае нельзя полностью игнорировать биографический контекст, поскольку он напрямую отразился как на поэтике отдельных текстов, так и на композиции альбома в целом.

По своим религиозным воззрениям питерский хиппи Валерий Баринов был баптистом, причем он не только не скрывал этого, но и проповедовал эту разновидность протестантского учения. Поскольку в протестантских богослужениях большое внимание уделяется религиозной музыке, то В.Баринов решил вести миссионерскую деятельность именно через эту область культуры. В своей книге А.Кушнир приводит слова основателя группы «Трубный зов»: «В 73 -74 годах я стал верующим и начал молиться:

"Какой мой путь?" Господь четко направил меня: "Действуй в рок-музыке. Это самый эффективный метод воздействия на молодежь". Господь подсказал мне название группы и направил меня в том, чтобы дать миру несколько трубных зовов» [2].

Выбор музыкального направления («рок-музыка»), наверное, нельзя назвать удачным. «Музыканты других групп называли "Трубный Зов" не иначе, как "Трупный зов", альбом считали "мертвым", а уровень игры - "нулевым". У рок-критиков "Трубный Зов" характеризовался как "скучная рок-группа с обильной реверберацией", а официальная пресса называла их музыку "примитивной, агрессивной и антиэстетичной"» [2]. Более того, вышедший альбом вызвал недовольство и со стороны единоверцев (В. Баринов баптистским братским советом был отлучен от церкви), поскольку, «стремясь к развитию музыкального творчества, русские протестанты решительно отвергали проникновение в свою среду рок-музыки и других современных стилей» [1: 150]. Однако именно альбом «Второе пришествие» группы «Трубный зов» стал альбомом, положившим начало русскому христианскому року и обнажившим специфические взаимоотношения рок-культуры и протестантизма.

Как уже отмечалось выше, выпуск альбома мыслился В.Бариновым как форма проповеди христианского учения. Основной пафос рок-оперы заключается в указании на скорое пришествие Иисуса Христа и убеждении людей в покаянии. Поэтому название альбома и его композиция полностью подчинены выполнению поставленных задач.

Сюжет Второго пришествия, вынесенный в название рок-оперы, является одним из ключевых в евангельской мифологии. Это самое ожидаемое событие для верующих всех христианских церквей, когда Сын Человеческий второй раз ступит на землю, произойдет «очищение»

рода человеческого, подобно тому, как было во времена ветхозаветного потопа, останутся праведники и наступит Царство Небесное. Знамением, предшествующим схождению Иисуса Христа на землю, должно стать появление ангелов с «трубою громогласною». Именно трубный зов ангелов оповестит о скором пришествии Сына Человеческого. Таким образом, как в названии группы, так и названии рок-оперы содержится декларативное указание на тематику и идею всего альбома в целом.

В дальнейшем апокалиптическая ситуация закрепляется на композиционном уровне. Открывает альбом трек «Увертюра». В соответствии с жанровым определением в этом произведении отсутствует поэтическая составляющая. Тем не менее в «Увертюре» имеются вербальные компоненты, которые можно считать эпиграфами ко всей рок-опере. Они взяты из 24 главы евангелия от Матфея: «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» [3: 1045]; «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» [3: 1044]. Первый евангельский стих содержит отсылку к названию группы и отчасти обосновывает его («Трубный зов»/«труба громогласная» звучит, значит, пришествие Христа близко), второй стих указывает на миссионерскую направленность группы.

Интересен тот факт, что создатели рок-оперы в качестве источника цитирования взяли евангелие от Матфея, а не Откровение Иоанна Богослова, в котором сюжет Второго пришествия является основным. Объяснить подобное обращение можно следующим образом. Для концепции В.Баринова принципиальным и центральным является именно апокалиптический, а не эсхатологический сюжет. Иными словами, автора интересует не процесс разрушения старого мира, а наличие готового Нового Иерусалима. В Откровении Иоанна Богослова большое место уделяется описанию бедствий, сопровождающих появление Иисуса Христа. В своей музыкальной «проповеди» В. Баринов опускает этот момент и акцентирует внимание своей «паствы» исключительно на позитивной концовке евангельского сюжета, в чем ему помогает отсылка к евангелию от Матфея.

Следующим треком альбома является композиция «Звучи». Данную композицию можно считать ключевой для миссионерского компонента рок-оперы, поскольку она декларирует все основные постулаты разрабатываемой концепции. Здесь включается и призыв к покаянию и ожида-

нию скорой встречи («Все ближе и ближе тот день настает / За Церквью своею Спаситель идет / Люди очнитесь от сна своего / Скорее покайтесь встречайте Его»1), и настояние в необходимости звучания трубного зова («Звучи звучи же трубный голос / Звучи звучи и не молчи / Звучи звучи же трубный голос / И всех людей предупреди»).

Композиционным центром рок-оперы становятся произведения «Вы убили его», «Голгофа» и «Обрати свой взор» (третий, четвертый и пятый треки соответственно). Они составляют микроцикл внутри этого альбома. Все они повествуют о последних днях жизни Иисуса Христа во время его «первого пришествия». «Скрепами» названных треков становятся мотив распятия и образ Голгофы.

В треке «Вы убили его» мотив распятия появляется в рефрене, причем в сильной позиции -в финале. Согласно основной идее текста именно человек виновен во всех несчастиях на Земле. А несчастия, по мысли автора, происходят оттого, что когда-то человек «грехом распял Христа». Таким образом, пафос этой композиции заключается в осуждении действий человека, допустившего распятие Христа.

Однако человек слаб, и он самостоятельно не может преодолеть испытания, которые посылает ему судьба. Христос не отвернется от человека, даже если он Его распял, поскольку «в Нем любовь чистота жизнь твоя». Но человек должен осознать страдание, бывшее у Иисуса Христа. Только тогда человеку суждено обретение спокойствия. Сопричастие человека Христу реализуется через образ Голгофы: «Взгляни на Голгофу взгляни на Голгофу / Невинная кровь течет со креста / Взгляни на Голгофу / Взгляни на Голгофу / И сердцу найдешь покой у Христа» («Голгофа»).

Если в тексте «Голгофы» центральный образ не конкретизируется (он имплицитно содержит в себе сюжет о последнем дне жизни Иисуса Христа), то в композиции «Обрати свой взор» Голгофа становится отправной точкой для рассказа о мучениях Христа: «На Голгофе страданье и плач / На Голгофе ликует палач / Там в мучениях страшных скорбя / Умирает Христос за тебя». Рефреном стихотворного текста, как и в предыдущем случае, проходит декларативный призыв лирического адресата проникнуться сочувствием к страданиям Сына Человеческого: «Слушай

1 Все тексты цитируются по записи: Валерий Баринов. Трубный Зов (20 лет. Юбилейное издание) 2 СБ, 2002. - СБ1 (орфография и пунктуация текстов песен здесь и далее наша - А. А.).

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

друг меня свой взор на Христа на Христа устреми / И прошу тебя постой не пройди не пройди».

Трек «Не отворачивайся» становится кульминационным в развитии взаимоотношений человека и Христа. Человек принял в себя Христа и ощутил потребность в раскаянии: «Побитый жизнью израненный грехом / К тебе Спаситель я пришел / Раскаяться во всем». Поскольку традиционной формой обращения человека к Богу является молитва, рефрен полностью структурирован по законам этого религиозного жанра: «О Господь я к Тебе взываю / От меня не отвернись / И своей рукой меня коснись / Я хочу лишь жить тобою / И твоей идти тропою / Но прошу тебя прости меня». Человек просит прощения за содеянные грехи и хочет, чтобы Христос дал «жизнь душе». Иными словами человек ищет спасения во славу Христа и в надежде на возможность быть в числе избранников, которые попадут в Царство Небесное2.

Три финальных композиции - «Слушай, мир», «Покайтесь», «Он идет» - тоже образуют своеобразный микроцикл. Именно здесь мотив Второго пришествия функционирует наиболее открыто. Причем Второе пришествие мыслится как событие совсем близкое, практически свершившееся: «Слушайте люди приблизилось время Суда», «Слышишь шаги время приходит к концу». Уже определен круг «всех своих», которых Господь «соберет» и возьмет в свое Царство. Времени покаяться и войти в круг избранных остается все меньше и меньше, но оно пока есть,

поэтому предпоследним треком рок-оперы включается песня-заклинание «Покайтесь»: «Есть есть еще время есть / Есть есть еще место есть / Есть есть еще время покайтесь / Есть есть еще место спасайтесь». Этот текст - последнее напоминание людям о грядущем Пришествии, о нужном раскаянии в своих грехах, поскольку потом «времени больше не будет». Заключительный трек рок-оперы возвещает о свершившемся появлении Христа и наступившем Царстве Небесном на земле, тем самым завершая сюжет Второго пришествия: «Он идет Он идет / Слушайте люди / Слушай весь мир / Он идет / Слава Христу».

Таким образом, евангельский текст в альбоме рок-группы «Трубный зов» реализуется на различных уровнях текста. Он прослеживается в сюжете, мотивной и образной структуре, жанровой системе и используется главным образом для решения миссионерских задач создателей рок-оперы.

1. Никольская Т.К. Христианская рок-поэзия 1990-х гг. в религиозно-общественном контексте // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: Тверской государственный университет, 2000. -Вып.4. - С. 148 - 153.

2. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока // URL: http://www.fedy-diary.ru/Gold/100/83-tz.htm (дата обращения 20.04.2013).

3. Библия. - М.: Российское библейское общество. -1371 с.

THE TEXT OF THE GOSPEL IN THE ALBUM «THE SECOND COMING»OF THE CHRISTIAN ROCK BAND «THE TRUMPET CALL»

A.S.Afanasyev

The article is devoted to the Christian perspective in Russian rock poetry. The investigation is based on the rock-opera «The Second Coming» of the Baptist group «The Trumpet Call». The analysis of the album compositions resulted in identifying the key ways of incorporating the Gospel text in the structure of the rock-opera and the features of its functioning.

Key words: Russian rock poetry, the text of the Gospel, the story of the Second Coming, V.Barinov, «the Trumpet Call».

2 Примечательно, что финал композиции венчает молитвенный речетатив (молитва в «молитве»), передающий в «концентрированном» виде всю идейную составляющую композиции: «Господь, мой Бог, я пришел к тебе. Будь милостив ко мне, грешному. Очисти меня от всех моих грехов кровью твоей святой, потому что я хочу принадлежать Тебе навсегда. Да храни меня в твоих руках от всякого рода зла. Дай мне жить только для Тебя, мой Спаситель, только для твоей славы. Аминь».

Афанасьев Антон Сергеевич - кандидат филологических наук, ассистент кафедры русской литературы и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 25.05.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.