Научная статья на тему 'Эвакуация акушерско-гинекологических больных, находящихся в критическом состоянии'

Эвакуация акушерско-гинекологических больных, находящихся в критическом состоянии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общая реаниматология
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭВАКУАЦИЯ БОЛЬНЫХ / PATIENT EVACUATION / ГЕСТОЗ / GESTOSIS / КРОВОТЕЧЕНИЕ / СЕПСИС / SEPSIS / АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ / OBSTETRICS / HEMORRHAGE / GYNECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грицан Г. В., Колесниченко А. П., Грицан А. И., Голубев А. В., Колесник А. И.

Цель исследования оценка результатов эвакуации больных в критическом состоянии с акушерско-гинекологической патологией наземным и воздушным транспортом для улучшения качества оказания специализированной медицинской помощи на основе технологии АРКЦ. Материал и методы. Работа основана на ретроспективном и проспективном анализе результатов эвакуации 358 пациенток с акушерско-гинекологической патологией в критическом состоянии на фоне тяжелых форм гестоза (162 случая), акушерских кровотечений (74), абдоминального (акушерского) сепсиса (68), а также у беременных и родильниц с экстрагенитальной патологией (54) наземным (26,5%) и воздушным (75,3%) транспортом силами акушерского реанимационно-консультативного центра за период 1998-2006 годы. Результаты исследования. Комплексная интенсивная терапия, направленная на коррекцию основных синдромов критического состояния, проводимая в процессе эвакуации реанимационно-консультативной бригадой, позволила обеспечить стабильные показатели жизненно-важных функций организма в процессе транспортировки больных с акушерско-гинекологической патологией. Заключение. Разработана схема безопасной эвакуации пациентов с акушерско-гинекологической патологией в критическом состоянии наземным и воздушным транспортом силами акушерского реанимационно-консультативного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грицан Г. В., Колесниченко А. П., Грицан А. И., Голубев А. В., Колесник А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evacuation of Critically Ill Obstetric and Gynecological Patients

Objective: to assess the results of evacuation of critically ill obstetric and gynecological patients by ground and air transports to improve the quality of a specialized medical aid on the basis of the technology developed by the Obstetric Resuscitative Advisory Center (ORAC). Subjects and methods. The study was based on the prospective and retrospective analysis of the results of evacuation of 358 critically ill obstetric and gynecological patients in the presence of severe gestosis (n=162), obstetric hemorrhages (n=74), abdominal (obstetric) sepsis (n=68), as well as pregnant women and puerparas with extragenital pathology (n=54) via ground (26.5%) and air (75.3%) transports by the workers of the ORAC in the period of 1998-2006. Results. Complex intensive care aimed at correcting major critical states, performed during evacuation by a resuscitative-advisory team, could provide the steady-state values of vital functions during transportation of obstetric and gynecological patients. Conclusion. A scheme has been developed for safe evacuation of critically ill obstetric and gynecological patients via ground and air transports by the ORAC workers.

Текст научной работы на тему «Эвакуация акушерско-гинекологических больных, находящихся в критическом состоянии»

ЭВАКУАЦИЯ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ

Г. В. Грицан2, А. П. Колесниченко1, А. И. Грицан1, А. В. Голубев2, А. И. Колесник2

1 ГОУ ВПО Красноярская государственная медицинская академия им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, кафедра анестезиологии и реаниматологии №2 ИПО; 2 МУЗ «Родильный дом №1», Красноярск, Россия

Evacuation of Critically Ill Obstetric and Gynecological Patients

G. V. Gritsan2, A. P. Kolesnichenko1, A. I. Gritsan1, A. V. Golubev2, A. I. Kolesnik2

1 Department of Anesthesiology and Reanimatology No. 2, Professor V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical Academy, Federal Agency for Health Care and Social Development; 2 Maternity Hospital One, Kransnoyarsk, Russia

Цель исследования — оценка результатов эвакуации больных в критическом состоянии с акушерско-гинекологичес-кой патологией наземным и воздушным транспортом для улучшения качества оказания специализированной медицинской помощи на основе технологии АРКЦ. Материал и методы. Работа основана на ретроспективном и проспективном анализе результатов эвакуации 358 пациенток с акушерско-гинекологической патологией в критическом состоянии на фоне тяжелых форм гестоза (162 случая), акушерских кровотечений (74), абдоминального (акушерского) сепсиса (68), а также у беременных и родильниц с экстрагенитальной патологией (54) наземным (26,5%) и воздушным (75,3%) транспортом силами акушерского реанимационно-консультативного центра за период 1998—2006 годы. Результаты исследования. Комплексная интенсивная терапия, направленная на коррекцию основных синдромов критического состояния, проводимая в процессе эвакуации реанимационно-консультативной бригадой, позволила обеспечить стабильные показатели жизненно-важных функций организма в процессе транспортировки больных с акушерско-гинекологической патологией. Заключение. Разработана схема безопасной эвакуации пациентов с акушерско-гинекологической патологией в критическом состоянии наземным и воздушным транспортом силами акушерского реанимационно-консультативного центра. Ключевые слова: эвакуация больных, гестоз, кровотечение, сепсис, акушерство и гинекология.

Objective: to assess the results of evacuation of critically ill obstetric and gynecological patients by ground and air transports to improve the quality of a specialized medical aid on the basis of the technology developed by the Obstetric Resuscitative Advisory Center (ORAC). Subjects and methods. The study was based on the prospective and retrospective analysis of the results of evacuation of 358 critically ill obstetric and gynecological patients in the presence of severe gestosis (n=162), obstetric hemorrhages (n=74), abdominal (obstetric) sepsis (n=68), as well as pregnant women and puerparas with extragenital pathology (n=54) via ground (26.5%) and air (75.3%) transports by the workers of the ORAC in the period of 1998-2006. Results. Complex intensive care aimed at correcting major critical states, performed during evacuation by a resuscitative-advisory team, could provide the steady-state values of vital functions during transportation of obstetric and gynecological patients. Conclusion. A scheme has been developed for safe evacuation of critically ill obstetric and gynecological patients via ground and air transports by the ORAC workers. Key words: patient evacuation, gestosis, hemorrhage, sepsis, obstetrics, gynecology.

Одной из основных проблем анестезиологии-реаниматологии, в том числе в акушерско-гинекологичес-кой практике, является организация и своевременное оказание интенсивной терапии при критических состояниях различного генеза в связи c высокой летальностью и инвалидизацией больных (30—70%) [1—3].

Клинический опыт показывает, что больные, перенесшие жизнеугрожающие состояния, нуждаются в специализированном лечении с учетом не только характера основного заболевания, но и особенностей течения постреанимационного периода [4, 5]. Следова-

тельно, успешное лечение таких больных возможно в специализированных медицинских центрах. Осознание ведущей роли фактора своевременности интенсивной терапии привело в последние 15 лет к росту количества выездов консультантов и транспортировки больных, а также к созданию реанимационно-консультативных центров [2, 6]. Акушерский реанимационно-консультативный центр (АРКЦ) — это организационно-лечебная форма работы, позволяющая обеспечить своевременную специализированную анестезиолого-реанимационную и акушерско-гинеко-

логическую помощь при критических состояниях, консультативно-выездную, организационно-методическую работу в медицинских учреждениях здравоохранения с целью снижения материнской смертности и инвалидности.

Поэтому, перед анестезиологом-реаниматологом возникает задача как обеспечения безопасности эвакуации больного, так и оценки его транспортабельности, с учетом того, что термин «транспортабельность» обозначает априорное утверждение о способности пациента перенести транспортировку без существенного ухудшения состояния к моменту ее завершения [3, 7, 8]. В то же время следует отметить, что в литературе имеется небольшое количество работ [2, 3, 6], в которых отражены сведения о технологиях предэвакуационной подготовки, сроках, показаниях и методиках эвакуации; а также об оценке их эффективности у больных с критическими состояниями различного генеза.

Цель исследования — оценка результатов эвакуации больных в критическом состоянии с акушерско-ги-некологической патологией наземным и воздушным транспортом для улучшения качества оказания специализированной медицинской помощи на основе технологии АРКЦ.

чались случаи пневмонии, вирусного гепатита, острого менингита, клещевого энцефалита, миастении, инсульта, отравлений, врожденных пороков сердца, лейкоза, системной красной волчанки, эпилепсии, туберкулеза, бронхиальной астмы.

На этапах эвакуации мониторинг за жизненно-важными функциями осуществлялся с помощью монитора «Viridia M4» (Agilent Technologies, USA) на основании следующих показателей: артериальное давление (АД), электрокардиография (ЭКГ, II отведение), число сердечных сокращений (ЧСС), пульсовая оксиметрия (SaO2), парциальное напряжение углекислого газа в конце выдоха (PetCO2), центральное венозное давление (ЦВД). Респираторную поддержку в процессе эвакуации проводили с помощью транспортного респиратора «AVIAN» (Bird Ventilators, USA) с оценкой следующих параметров: дыхательный объем (Vt), минутный объем дыхания (MV), пиковое давление вдоха (PIP), положительное давление конца выдоха (PEEP), концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси (FiO2).

Исследования проводили до начала транспортировки (1-й этап); в процессе эвакуации (2-й этап) и по ее окончании (3-й этап).

Полученные результаты исследований обрабатывали методом вариационной статистики, определяли среднюю арифметическую (М) и среднюю квадратичную ошибку (m). Степень достоверности находили по таблице Стьюдента с поправкой Бонферрони. Различия оценивали как достоверные, начиная со значения £><0,05. Математические расчеты производили на PC-IBM с помощью пакета программ «Microsoft Office».

Материалы и методы

Проведен ретроспективный и проспективный анализ результатов эвакуации 358 пациенток в возрасте от 18 до 38 лет в критическом состоянии с акушерско-гинекологической патологией наземным и воздушным транспортом силами реанимационно-консультативной бригады (РКБ) АРКЦ (развернут на базе отделения анестезиологии и реанимации МУЗ «Родильный дом №1» г. Красноярска) за период 1998—2006 годы. В 57,2% случаев эвакуация осуществилась совместно с врачом акушером-гинекологом.

Всем больным провели оценку тяжести состояния по шкале SAPS II [8], и предэвакуационную подготовку, позволяющую обеспечить безопасную транспортировку на основе следующих принципов: 1) обеспечение надежного венозного доступа; 2) стабилизация гемодинамики; 3) поддержание адекватного газообмена (респираторная терапия); 4) обеспечение надежного хирургического гемостаза; 5) подбор адекватной седации и анальгезии.

При решении вопроса об эвакуации больных в специализированные реанимационные центры принимались во внимание два основных момента: отсутствие возможности адекватного лечения в центральной районной больнице (родильном доме) и возможность обеспечения максимальной безопасности транспортировки. Противопоказаниями к транспортировке являлись следующие клинико-лабораторные данные: 1) гипер-тензионно-дислокационный синдром, 2) некорригируемая артериальная гипоксемия на фоне респираторной поддержки (PaO2/FiO2< 75 мм рт. ст.), 3) нестабильная гемодинамика на фоне инотропной и вазопрессорной поддержки, 4) неадекватный гемостаз, в том числе хирургический.

В зависимости от основной патологии, приведшей к критическому состоянию, больные были разделены на 4 группы: 1-я группа — 162 (45,3%) пациентки с тяжелыми формами гестоза (SAPS II = 30,1±1,5 балла); 2-я группа — 74 (20,7%) больных с акушерскими кровотечениями (SAPS II = 44,9±0,9 балла); 3-я группа — 68 (18,9%) пациенток с абдоминальным (акушерским) сепсисом (SAPS II = 51,2±1,8 балла); 4-я группа — 54 (15,1%) беременных и родильниц с сопутствующей экстрагенитальной патологией (SAPS II = 42,8±1,1 балла), в структуре которой отме-

Результаты и обсуждение

Воздушным транспортом (вертолетом) из родовспомогательных учреждений (отделений) Красноярского края было эвакуировано 263 (73,5%) пациенток, а наземным (реанимобиль) 95 (26,5%) больных. Большая часть пациенток (89,9%, 322 наблюдения были доставлены РКБ АРКЦ в отделение анестезиологии и реанимации МУЗ «Родильный дом №1» г. Красноярска, а остальные 10,1% (36 случаев) в КГУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Красноярск).

В процессе транспортировки пациенток 1-й группы, составляющей в среднем 2,6±0,1 часов, стабильная гемодинамика поддерживалась титрованием магния сульфата в средней дозе, равной 1,4±0,06 г/ час (113 наблюдений, 69,7%) в сочетании с клофели-ном (65,2±3,7 мкг) у 73 (45,0%) больных (при уровне АД выше 160/100 мм. рт. ст. (см. табл. 1). В ходе эвакуации для инфузионной терапии использовали изотонические кристаллоиды в среднем объеме, равном 264,5±8,8 мл.

Респираторную поддержку проводили 87,6% (142 случая) пациенткам в режимах VC или PC со следующими параметрами: F = 9—11 дых/мин, Vt = 7—8 мл/кг, F = 9—11 дых/мин, MV = 5,6—8,0 л/мин, PIP = 17—23 см вод. ст., PEEP = 5—7 см вод.ст., FiO2 = 0,4—0,55; а SaO2 поддерживалась на уровне 97,1 ±0,1%. При эвакуации воздушным транспортом в период взлета и посадки концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси увеличивалась до 100%. При этом уровень оксигенации был достаточным на всех этапах исследования.

Для седации в процессе эвакуации применялась комбинация тиопентала натрия и бензодиазепинов (ре-

Таблица 1

Динамика параметров гемодинамики и газообмена в процессе эвакуации у пациенток 1-й группы (п=162; М±ш)

Параметры Значение показателей на этапах эвакуации p

до (1-й этап) во время (2-й этап) после (3-й этап)

АДс, мм рт. ст. 158,7±2,2 156,1±1,8 151,0±1,6 Р1—3*

АДд, мм рт. ст. 95,1±1,1 93,6±0,9 89,9±0,9 p1—3*, p2—3*

ЧСС, уд/мин 116,3±1,0 99,7±1,5 98,3±0,9 p1—2*, p1—3*

ЦВД, мм вод. ст. 65,3±3,5 66,5±2,7 76,8±2,9 P1—3* P2—33*

Диурез, мл/кг/час 0,87±0,04 1,60±0,04 0,80±0,05 p1—3*, p2—3*

SaO2,% 96,5±0,2 97,1±0,1 97,5±0,1 >0,05

FiO2, 0,21 — 1,0 0,50±0,01 0,50±0,02 0,44±0,02 >0,05

Примечание. Здесь и в табл. 2—4: Р1—2* — достоверное различие между 1-м и 2-м этапами исследования; Р1—з* — достоверное различие между 1-м и 3-м этапами исследования; р2—3* — достоверное различие между 2-м и 3-м этапами исследования; р<0,05.

Таблица 2

Динамика параметров гемодинамики и газообмена в процессе эвакуации у пациенток 2-й группы (я=74; М±ш)

Параметры Значение показателей на этапах эвакуации p

до (1-й этап) во время (2-й этап) после (3-й этап)

АДс, мм рт. ст. АДд, мм рт. ст. АДср, мм рт. ст. ЧСС, уд/мин ЦВД, мм вод. ст SaO2,%

FiO2, 0,21 — 1,0

110,7±1,7 67,6±1,4 81,9±1,2 107,4±1,3 42,8±1,72 96,3±0,3 0,50±0,01

114,3±1,5 66,3±1,1 82,3±1,0 106,7±1,4 46,1±2,3 96,1±0,2 0,61±0,02

107,9±0,8 70,3±1,6 84,2±0,8 109,0±0,9 43,4±2,3 97,2±0,2 0,48±0,01

Р2—3*

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

p1—2*, p2—3

ланиум) в общей дозе 352,6±13,3 мг и 15,2±0,8 мг, соответственно, в сочетании с промедолом (общая доза составила 20,8±0,6 мг) путем титрования и/или либо бо-люсных введений.

В процессе транспортировки пациенток, перенесших острую массивную кровопотерю (2-я группа), составляющей в среднем 3,4±0,1 часа, гемодинамическую поддержку проводили сочетанием инфузионно-транс-фузионной терапии и титрованием адреномиметиков (табл. 2). Основу инфузионной терапии составляли кристаллоиды в объеме 876,8±2,7 мл (74,3% больных) и коллоиды в дозе 468,2±2,5 мл (45,9%) (соотношение 2:1). В 37,8% случаев в процессе эвакуации было продолжено введение эритроцитарной массы (средний объем 245,7±4,5 мл), а в 41,8% наблюдений — СЗП в дозе 256±8,3 мл. У 68 (91,8%) больных использовался до-памин в дозе 5,9±0,2 мкг/кг/мин в сочетании в 58,0% случаев с адреналином в дозе 0,07±0,02 мкг/кг/мин. На фоне проводимой гемодинамической поддержки на этапах исследования уровни АДср и ЦВД варьировали в пределах 81,9—84,2 мм рт. ст. и 42,8—46,1 мм вод. ст., соответственно; а число ЧСС было в среднем в пределах 106,7—109,0 уд/мин.

Респираторную поддержку проводили у 91,6% (66 случаев) пациенток транспортным респиратором со следующими параметрами: F = 9—11 дых/мин, Vt = 7—8 мл/кг, MV = 5,6—8,0 л/мин, PIP = 17—23 см вод. ст., PEEP = 6—10 см вод. ст., FiO2 = 0,61±0,02; а SaO2 поддерживалась на уровне 96,3±0,3%. При эвакуации воздушным транспортом в период взлета и посадки концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси увеличивалась до 100%. У остальных 8-и пациенток

осуществлялась ингаляция кислородом через носовые канюли.

При проведении ИВЛ, для седации в процессе эвакуации применялся реланиум в общей дозе 19,1±0,9 мг в сочетании с промедолом (20,0 мг) путем титрования, либо болюсных введений.

В процессе транспортировки пациенток с абдоминальным (акушерским) сепсисом (3-я группа), составляющей в среднем 3,7±0,1 часа, гемодинамическая поддержка, как и на этапе предэвакуационной подготовки осуществлялась сочетанием инфузионно-трансфузион-ной терапии и титрованием адреномиметиков (табл. 3).

Общий объем изотонических кристаллоидов составил 345,2±1,4 мл, а коллоидов — 694,4±2,5 мл (соотношение 1:2). В 35,2% случаев в процессе эвакуации было продолжено введение СЗП в дозе 258,9±3,3 мл. У всех пациенток проводилось титрование дофамина со скоростью 4,6±0,3 мкг/кг/мин, введение которого в 54,4% случаев (37 больных) сочеталось с адреналином 0,02±0,003 мкг/кг/мин. В 6-и (8,8%) случаях применялся мезатон (фенилэфрин) в дозе от 150—250 мкг/час, применение которого позволяло применять меньшие дозы дофамина и адреналина, избегать дозозависимой тахикардии, что способствовало возрастанию сердечного выброса. Проводимая гемодинамическая поддержка позволила к 3-у этапу исследования увеличить АДс в среднем на 5,9% (р<0,05) в сравнении с исходным уровнем (1-й этап) и АДср на 5,2% в сравнении со вторым этапом исследования при варьировании ЧСС в пределах 104,1—94,4 уд/мин.

Респираторную поддержку проводили у 61-й больной (92,5%) транспортным респиратором со следующи-

Таблица 3

Динамика параметров гемодинамики и газообмена в процессе эвакуации пациенток 3-й группы (и=68; М±т)

Параметры Значение показателей на этапах эвакуации Р

до (1-й этап) во время (2-й этап) после (3-й этап)

АДс, мм рт. ст. 105,2±1,3 105,5±1,6 111,4±1,2 p1—3*, p2—3*

АДд, мм рт. ст. 64,6±1,3 62,8±1,08 65,8±0,9 >0,05

АДср, мм рт. ст. 78,1±1,2 77,1±1,2 81,1±0,8 Р2—3*

ЧСС, уд/мин 104,2±1,8 94,4±1,5 104,1±1,3 p1—2*, p2—3*

ЦВД, мм вод. ст. 71,3±2,9 59,4±2,9 74,1±3,1 p1—2*, p2—3*

Диурез, мл/кг/час 1,4±0,08 0,8±0,05 1,0±0,04 p1—2*, p1—3*

SaO2, % 96,2±0,4 96,7±0,2 97,8±0,1 >0,05

FiO2, 0,21 — 1,0 0,52±0,01 0,56±0,01 0,57±0,02 P1—3*

Таблица 4

Динамика параметров гемодинамики и газообмена в процессе эвакуации 4-й группы ( и=54; M±m)

Параметры Значение показателей на этапах эвакуации Р

до (1-й этап) во время (2-й этап) после (3-й этап)

АДс, мм рт. ст. 124,0±1,8 118,3±1,2 116,3±1,2 P1—3*

АДд, мм рт. ст. 61,1±1,7 58,8±1,4 61,9±1,2 >0,05

АДср, мм рт. ст. 82,1±1,4 78,6±1,06 80,1±1,02 >0,05

ЧСС, уд/мин 106,3±2,2 102,7±1,3 100,0±1, 2 >0,05

ЦВД, мм вод. ст. 69,3±2,7 59,4±2,4 64,8±2,2 P1—2*

SaO2, % 97,2±2,1 96,5±0,2 97,3±0,2 >0,05

FiO2, 0,21 — 1,0 0,57±0,04 0,62±0,02 0,45±0,02 p1—3*, p2—3

ми параметрами: F = 9—11 дых/мин, Vt = 7—8 мл/кг, MV = 5,6—8,0 л/мин, PIP = 17—23 см вод. ст., PEEP = 8—13 см вод. ст., FiO2 = 0,56±0,01; а SaO2 поддерживалась на уровне 96,7±0,2%. При эвакуации воздушным транспортом в период взлета и посадки концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси увеличивалась до 100%. При проведении ИВЛ, для седации в процессе эвакуации применялся реланиум в общей дозе 21,0±1,6 мг в сочетании с промедолом (23,3±0,9 мг) путем титрования, либо болюсных введений.

В процессе транспортировки пациенток 4 группы (беременные и родильницы с сопутствующей экстраге-нитальной патологией), составляющей в среднем 3,3±0,2 часа, продолжалась патогенетическая терапия основной экстрагенитальной патологии, приведшей к развитию критического состояния.

ИВЛ проводили у 86,5% пациенток транспортным респиратором со следующими параметрами: F = 9—11 дых/мин, Vt = 7—8 мл/кг, MV = 5,6—8,0 л/мин, PIP = 17—23 см вод. ст., PEEP = 5—8 см вод. ст., FiO2 = 0,62±0,02; а SaO2 поддерживалась на уровне 96,5±0,2% (табл. 4). При эвакуации воздушным транспортом в период взлета и посадки концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси увеличивалась до 100%.

На этом фоне защита мозга осуществлялась титрованием бензодиазепинов (реланиум в общей дозе 19,5±1,1 мг) и промедола (общая доза 18,3±1,0 мг).

Инфузионная терапия осуществлялась изотоническими кристаллоидами (468,3±8,2 мл) и коллоидами (356,8±18,4 мл). В 7,4% случаев (4 больных) в процессе эвакуации было продолжено введение эритроцитарной массы (средний объем 345,7±20,3 мл), а в 9,2% наблюдений (5 пациенток) — СЗП в дозе 243,4±6,8 мл. У 36-и (66,6%) больных использовали допамин в дозе 5,2±0,2

мкг/кг/мин в сочетании в 29,6% (16) случаев с адреналином в дозе 0,06±0,01 мкг/кг/мин. На этом фоне существенных изменений в величинах АДср и ЧСС на этапах исследования не наблюдалось.

Летальность среди поступивших в МУЗ «Родильный дом №1» г. Красноярска составила 1,9% (6 случаев), в том числе: эклампсия — 1, септический шок — 2, генерализованная туберкулезная инфекция — 1, разрыв аневризмы, внутричерепное кровоизлияние — 1, фуль-минантный гепатит — 1.

Проводимая в процессе эвакуации интенсивная терапия у пациенток всех исследуемых групп (с учетом их особенностей) была адекватной, так как: 1) она позволила обеспечить стабильное состояние организма в процессе транспортировки; 2) показатели основных жизненно-важных функций организма после окончания эвакуации существенно не отличались от их величин перед началом транспортировки (см. табл. 1—4).

Это позволило разработать нижеследующую схему эвакуации больных с акушерско-гинекологической патологией в критическом состоянии наземным и воздушным транспортом.

Этапы транспортировки наземным и воздушным транспортом имеют между собой несколько различий. При эвакуации наземным транспортом (реанимобилем) целесообразно выделить следующие этапы: 1) перекладывание больной с кровати на транспортные носилки; 2) перевоз (перенос) до реанимобиля и помещение в него; 3) период эвакуации в реанимобиле до специализированного учреждения; 4) перевоз (перенос) из реанимобиля до кровати в отделении анестезиологии и реанимации; 5) перекладывание с транспортных носилок на кровать.

При транспортировке воздушным транспортом (вертолетом) с учетом отсутствия вертолетных площадок ря-

дом с медицинскими учреждениями этапов больше: 1) перекладывание больной с кровати на транспортные носилки; 2) перевоз (перенос) до машины скорой помощи и помещение в нее; 3) период эвакуации в машине скорой помощи до воздушного транспорта (вертолета); 4) перенос из машины скорой помощи в вертолет: 5) период эвакуации в вертолете; 6) перенос из вертолета до реанимобиля; 7) период эвакуации в реанимобиле до специализированного учреждения; 8) перенос из реанимобиля до кровати в отделении анестезиологии и реанимации; 9) перекладывание с транспортных носилок на кровать.

Реанимационно-консультативная бригада АРКЦ перед началом транспортировки должна в каждом случае индивидуально определить эти этапы, оценить риски ухудшения состояния и возникновения нестандартных ситуаций на каждом из них; и, соответственно, принять меры для минимизации рисков и быть готовым к изменению тактики терапии при их возникновении.

Перед перекладыванием больной с реанимационного места (кровати) на транспортные носилки необходимо:

1) подготовить к работе транспортный респиратор, транспортный монитор за жизненно важными функциями пациента, транспортные шприцевые дозаторы (линеоматы) и по возможности закрепить их на транспортных носилках.

2) набрать в шприцы соответствующего объема все лекарственные средства, которые необходимы для проведения интенсивной терапии в процессе транспортировки, и подписать каждый шприц (наименование препарата и доза).

3) если больной на ИВЛ, то за 10 минут до перекладывания провести дополнительную седацию и обезболивания (атарактики, наркотические анальгетики) и санацию трахеобронхиального дерева.

4) на свободные концы желудочного зонда и мочевого катетера надеть герметичные пластиковые емкости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) за 5—7 минут до перекладывания перевести больного со стационарного респиратора на транспорт-

Литература

1. Егорова А. Т. Материнская смертность от внематочной беременности по Красноярскому краю за 1989—1999. В кн.: Вестн. перинатоло-гии, акушерства и гинекологии. Красноярск; 2000. 208—219.

2. Колесниченко А. П., Скоробогатов А. Ю, Грицан Г. В., Сивков Е. Н. Опыт работы реанимационного звена АРКЦ с момента его открытия и по сегодняшний день. В кн.: Современные проблемы анестезиологии и интенсивной терапии. Сб. науч. тр. Красноярск; 2003. 113—117.

3. Мусалатов Х. А, Гаркави А. В. Организация медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Мед. помощь 1998; 3: 38—43.

4. Купер Дж. Б. Безопасность анестезии для больного в США. Анестезиология и реаниматология 1991; 3: 3—5.

ный респиратор и проверить эффективность респираторной поддержки по экскурсии грудной клетки, проведению дыхательных шумов с обеих сторон и уровню ок-сигенации. Переключить все инфузионные линии на транспортные дозаторы (линеоматы). Подсоединить транспортный монитор.

6) при стабильном состоянии переложить пациентку на каталку в специальный мешок для эвакуации больных в критическом состоянии (предотвращение переохлаждения) и оценить состояние, в первую очередь, гемодинамики и дыхания (АД, ЧСС, SaO2).

Если больной проводится респираторная поддержка, то в период взлета и посадки концентрация кислорода во вдыхаемой газовой смеси устанавливается на 100%. Наиболее оптимальной является высота полета до 1000 метров.

В процессе эвакуации наземным или воздушным транспортом необходимо продолжить интенсивную терапию в зависимости от основной патологии и синдромов, определяющих тяжесть состояния больной. Из-за шумовых эффектов и вибрации врачу приходится ориентироваться на показатели приборов и аппаратов, цвет кожного покрова, пульс и экскурсию грудной клетки, так как аускультация практически невозможна.

При эвакуации вертолетом врачу РКБ необходимо заблаговременно организовать сообщение о времени и месте прилета вертолета для своевременного прибытия реанимобиля.

В целом, использование вышеописанной тактики и стратегии эвакуации позволило, независимо от заболеваний и синдромов, обуславливающих тяжесть состояния пациенток акушерско-гинекологического профиля, обеспечить безопасную транспортировку данной категории больных, что способствовало улучшению качества оказания медицинской помощи на основе технологии акушерского реанимационно-консультативного центра.

5. Полушин Ю. С, Боголюбов Н. Б. Некоторые вопросы организации анестезиологической и реанимационной помощи в экстремальных ситуациях. Анестезиология и реаниматология 1999; 2: 4—9.

6. Шмаков А. Н, Салов И. П. Факторы риска транспортировки грудных детей на ИВЛ. В кн.: Педиатрическая анестезиология, реанимация и интенсивная терапия. Материалы Рос. конгр. М.; 2001. 230—240.

7. Гурьянов А. А. Спасение и эвакуация больных и пострадавших авиационным транспортом. М.: Медицина; 1978

8. Le Gall J-R., Lemeshow S, Saulnier F. A new Simplified Acute Physiology Score (SAPS II) based on a European/North American multicenter study. JAMA 1993; 270: 2957—2963.

Поступила 13.05.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.