Научная статья на тему 'ЭТРУССКИ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ЯЗЫК'

ЭТРУССКИ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ЯЗЫК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
происхождение этрусков / история / культура / Этрурия / алфавит / язык / этруско-тюркская связь.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Софиев Халеддин Али Оглы

В VIII веке до н.э. в Этрусской области центральной Италии развивалась этрусская цивилизация, которая на протяжении тысячилетий привлекала внимание людей и становилась темой дискуссий. В отличие от соседних народов, географическое происхождение этого народа, вследствие его своеобразного кузнечного ремесла и неиндоевропейского языка часто становилось темой обсуждения со стороны таких древних историков, как Геродот. Новое исследование старается ответить на продолжительные вопросы в связи с происхождением этрусков. В статье представлена информация об этрусской цивилизации. Главным свидетельством этрусских цивилизаций являются золотые украшения, роскошные статуи, керамическая посуда, украшенные алтари, извлеченные из их богатых древних городов. В конце VIII века до н. э. этруски создали первый союз городов. Каждый из этих городов имел элитный аристократический класс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТРУССКИ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ЯЗЫК»

ЭТРУССКИ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ЯЗЫК

СОФИЕВ ХАЛЕДДИН АЛИ ОГЛЫ

Заведующий кафедрой «Социально-политических наук» Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусств, доктор философии по культурологии, профессор, Заслуженный педагог Аз-1065, Баку, проспект Иншаатчилар (Строителей), 39

Резюме. В VIII веке до н.э. в Этрусской области центральной Италии развивалась этрусская цивилизация, которая на протяжении тысячилетий привлекала внимание людей и становилась темой дискуссий. В отличие от соседних народов, географическое происхождение этого народа, вследствие его своеобразного кузнечного ремесла и неиндоевропейского языка часто становилось темой обсуждения со стороны таких древних историков, как Геродот. Новое исследование старается ответить на продолжительные вопросы в связи с происхождением этрусков.

В статье представлена информация об этрусской цивилизации. Главным свидетельством этрусских цивилизаций являются золотые украшения, роскошные статуи, керамическая посуда, украшенные алтари, извлеченные из их богатых древних городов. В конце VIII века до н. э. этруски создали первый союз городов. Каждый из этих городов имел элитный аристократический класс.

Ключевые слова: происхождение этрусков, история, культура, Этрурия, алфавит, язык, этруско-тюркская связь.

ETRUSSIAN: HISTORY, CULTURE AND LANGUAGE

SOFiEV KHALEDDiN ALi OGHLU

PhD on culturology, Professor, Head of the "Social-Political Sciences" department of Azerbaijan State University of Culture and Arts,

Honored Pedagogue Az-1065, Baku, Inshaatchilar (Builders) avenue, 39

Summary. In the 8th century B.C. in the Etruscan region of central Italy was developing Etruscan civilization, which over the millenia attracted peoples attention and became the object of discussions. Unlike neighbouring peoples, geographical origin of this people for their peculiar blacksmith skill and non-Indo-European language often became discussion object of ancient historians, as Herodotus. A new research tries to answer questions on origin of Etruscans.

The article gives information about Etruscan civilization. The principal evidence of Etruscan civilizations is gold jewelry, luxurious statues, pottery and decorated altars, that were found in their rich ancient cities. At the end of the 8 th century B.C. the Etruscans created the first union of cities. Each of those cities had an elite aristocratic class.

Key words: origin of Etruscans, history, culture, alphabet, language, Etruria, Etruscan-Turkic connection.

История народов и наций является в то же время историей культур. Как только человек начал свое существование на земле он стал создавать свою культуру. Поэтому, колыбель культур разыскивается на первоначальном месте обитания людей.

Культура охватывает религиозные, материальные и нравственные памятники и продукции. Созданы культурные продукции - памятники, которые в большем и содержательном виде отражают мышление человека, его внутренний мир, и на основе этого культуру народов и наций. Уровень развития общества находит свое отражение в лице того же общества.

Народы приняли разный язык и веру. В то же время налицо некоторые отличия и разнообразия в нравственных особенностях народов. Все это определило лицо культуры, созданной каким-либо народом.

Поэтому, каждый народ имеет своеобразную культуру. А культура обусловливает лицо и развитие культуры того народа, к которому она принадлежит. В этом отношении народ и общество находятся во взаимовлиянии с культурой. В поведении и деятельности народа, который является носителем определенной культуры, определяющую роль играют элементы и особенности той же самой культуры, которые отличают ее от других народов. Поэтому, при изучении истории какого-либо народа следует проследить историю развития элементов ее культуры.

Геродот считает, что этруски являются уроженцами Лидии, Тиррена и Тирсена, расположенными в Малой Азии. Им пришлось покинуть страну из-за катастрофической нехватки продуктов и голода. По мнению Герадота это событие почти совпадает со временем Троянской войны. [1, с.94].

У некоторых современных историков (например, Раймон Блок) есть факты, свидетельствуюшие о восточном происхождении этрусков [8]. В качестве примера можно указать удивительную схожесть с азиатской религией. Кроме этого, в разновидности гадания тоже есть схожие восточные элементы. Одним из таких многочисленных свидетельств является свобода и превосходящее положение женщин в этрусском обществе, и традиция указания материнской имени рядом с отцовским именем на надгробных надписях. Эта традиция перешла с Востока.

Сегодня в ученых кругах актуальна средняя версия. Согласно этой теории, переселенцы с Востока были частью этнических групп, участвующих в формировании этрусков. Это формирование реализовалось в Италии на основе многочисленных взаимосвязей переселенцев и местных этносов. А версия о переселении с Севера не оправдала себя.

Таким образом, вопрос о происхождении этрусков остается открытым.

Римляне называли жителей Этрурии «этрусками» и «тусками», а греки - «тирренами». Согласно античной информации, сами этруски называли себя «расенами» или «раснами». Сегодня в официальной форме используется римский вариант - «этруски» [6,с.32-33].

Исследования и поиски в области этрусковедения продолжаются. В этом направлении привлекают внимание мнения и исследования турецких исследователей, профессоров Адили Айды и Кязыма Миршана, проведенные во второй половине прошлого века. Оба исследователя на основе многочисленных доказательств и оригинальных методов выдвигают мнение о том, что этруски тюркского происхождения, то есть они прото-тюрки. Опираясь на известных этрусских историков Рамонда Блока и Алаина Гуса, Адиле Айда отмечает: «Изначально Рим был этрусским городком, и спустя более ста лет продолжал оставаться этрусским городом» [9].

Рисунки, статуи, зеркала, надписи, ювелирные изделия и другие произведения искусства, изъятые после 1700-го года в Италии из раскопанных этрусских гробниц являются доказательством того, что этруски, вычеркнутые из истории римлянами в 300-х годах до н.э. были очень цивилизованными. Исследования были продолжены в 1764-ом году Винкельманом в книге «История искусства» и в 1789-ом году Луиги Ланзином. После второй мировой войны в результате исследований Джона Бизли, Роберта Кока и Джона Бордмана и других академиков были изъяты из гробниц произведения искусства, на которые поставили пометку, что они произведены греками и проданы этрускам; тысячи этрусских произведений начали выставляться в музеях под названием древнегреческих произведений. За последние

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

250 лет продолжаются атаки на этрусков ... Еще за несколько веков до образования итальянских земель и Римской Империи, в 1000-х годах до н.э., которую они называли «неиндоевропейской» в Средней Азии и Анадолу первая цивилизация на Западе обладала тюркскими качествами. Это скрывает его формирование этрусками. «На самом деле этруски были вычеркнуты римской армией. Для того, чтобы избавиться от этрусков и присвоить готовую культуру римляне провели ряд операций для изгнания этрусков с их родных земель» [5, с.117].

20-го мая 1997-го года на этрускологическом заседании, проведенном во Флоренции, Кязым Миршан противопоставил свою идею идее известного итальянского исследователя (по этрусской истории) Г.Кампазеллы насчет того, что «этрусский алфавит был создан на основе греческого оригинала». Он отметил, что, наоборот, греческий алфавит находится под влиянием этрусского языка и письменности. В своем выступлении на этом заседании он даже выдвинул идею о том, что название Рима является прото-тюркским. Таким образом, согласно Миршану, этрусская история и письменность сформировались в более древних временах (даже еще до эпохи шумеров). К.Мишан читал эти этрусские надписи и тексты на прото-тюркском языке. Этот известный и плодотворный исследователь подробно комментировал свои мнения об этрусках и их тюркском происхождении в своем произведении «Этруски: история, письменность и язык», опубликованном в 1998-ом году [10]. Внимание привлекает факт о том, что в 296-ом году до н.э. римляне взяли у этрусков скульптуру волчицы в качестве добычи. А в XV веке (нашей эры) некий скульптор поставил под этой статуей (статуей волчицы) статую двух младенцев под именем Ромула и Рема.

В этом отношении изучение истории архитектурных и музыкальных памятников, вошедших в состав культуры составляет особую важность. Исследование и изучение деятельности этрусско-тюркского народа, создавшего огромную и богатую культуру, имеет большое актуальное значение с точки зрения требований сегодняшнего дня.

В истории развития мировой культуры известны цивилизации, сыгравшие роль «колыбели» и «толчка». Одной из таких цивилизаций является Этрусская цивилизация, которая на сегодняшний день еще хранит свои тайны. Со временем эта цивилизация осталась «за кулисами» вследствие роста других культур, к развитию которых она давала толчок. Но на определенном этапе глубокого изучения мировой культуры выявилась когда-то существовавшая этрусская цивилизация.

Первый греческий автор VIII века до н.э., поэт Гесиод описывал этрусков, которые именовались древними греками тирренийцами, в произведении «Теогония». Он отмечал их совместное проживание с латинцами в центральной Италии. В VII веке до н.э. Гомеров гимн к Дионису называл их пиратами [2, с. 211]. В отличие от последующих греческих авторов, как Геродот и Гелланик, эти прежние греческие авторы не считали, что этруски мигрировали в Италию из других мест.

Этруски, которые сформировали первую развитую цивилизацию Апеннинского полуострова, являлись древним племенем, поселившимся в первом тысячелетии до н.э. в области Этрурия (прежняя северная часть Тосканы и Лации), которая располагалась на северо-западе полуострова. Этрурия была областью, имеющей плодородную почву и богатые залежи руды (медь и металл) в центральной части западного берега Италии, между прежней Флоренцией и Римом. В первой половине первого тысячелетия до н.э. в Этрурии были сформированы города-государства. Предполагается, что в конце VII века этруски объединились в конфедерации 12-ти городов-государств (Тарквиния, Вейи, Вульчи, Кьюзи, Кортона, Ареццо, Черветере, Орвието, Перуджа, Популония, Ветулония и Розеллы) [3,с.257; 4, с.19].

Мощь этрусков, их превосходство в море (по сравнению с греками и карфагенцами, которые считались самыми сильными в регионе Средиземного моря) достигло высшего уровня. Приблизительно в середине VI века до н.э. этруски завоевали Кампанию (область на юге Италии), а затем земли в долине реки По. Там они согласно своим традициям создали

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

колонии, объединенные в 12-ти городах. Этруски захватили политическую власть в Риме. Согласно информации, предоставленной исторической традицией этруски правили в Риме с 616-го до 509-го года до н.э. В VII- VI веках до н.э. этруски распространили свое влияние на севере до Альпийских предгорий, а на юге вокруг Неаполя. Этрусская цивилизация с момента своего формирования огромными темпами достигла могущественного состояния, благодаря чему в западной части Средиземного моря могла сравниваться с греческими и карфагенскими цивилизациями.

Высокий экономический уровень в Этрурии обеспечивал процветание городов-государств. В сельской жизни земледелие и животноводство играли большую роль. Земледелие составляло основу хозяйства. Сырье, добываемое из медных и железных рудников, перерабатывалось на очень высоком уровне. В области переработки этруски тоже достигли совершенства.

В области Средиземного моря Этрурия была очень активной в коммерческой жизни. Торговля велась на суше и в море. На суше тесные торговые связи поддерживались со странами, находящимися за Альпами, а в море - с Афиной, Коринфом, Карфагеном, греческими колониями, расположенными на юге Италии и др.

Верхние слои Этрусского общества занимала военно-религиозная аристократия, а обедневшие члены общества и освобожденные составляли зависимый слой общества. Самый низкий социальный слой состоял из рабов. В этрусском обществе было достаточно много рабов. Число рабов увеличивалось за счет войн, пиратства и работорговли. Вместе с тем, в сельской жизни и в сфере искусства труд свободных членов общества применялся шире.

В истории этрусков VI век до н.э. считается эпохой высокой культуры и процветания Этрусской цивилизации. Однако этот рост длился недолго. Этрусские города-государства соперничали друг с другом, каждый из которых вводил свою политику с точки зрения прибыли. Все это ослабляло политический союз их конфедерации. Это ослабление ускорялось также вследствие повышения активности внешних врагов. К концу VI века до н.э. этруски начали терпеть поражение на суше и в море. В 524-ом году до н.э. вблизи города Кум греки победили их. А в 474-ом году до н.э. в морском бою снова вблизи города Кум в результате повторного поражения со стороны греков правление этрусков в Средиземном море завершилось. А римляне где-то в 509-ом году до н.э. изгнали из Рима этрусского правителя вместе с его семьей. Самниты и галлы тоже выселили этрусков [4, с.29]. Войны с Римом продолжались в течение долгого времени, до начала III века до н.э. В этой борьбе не сформировался политический и военный союз этрусских городов-государств. Этруски не смогли освоить новую тактику и стратегию. В результате после 283-го года до н.э. Этрурия оказалась в зависимом положении от Рима. Вместе с тем, после потери политической независимости этруски прожили в союзном сообществе Рима еще в течение 200 лет и сохранили свой политический строй, религиозно-культурные особенности и родной язык. Только в 40-ом году до н.э. Этрурия стала седьмой провинцией Рима.

Как отмечалось выше, этруски были создателями высокой цивилизации. В течение 400 лет они оказывали культурное влияние на соседние народы. Они имели огромные достижения в области архитектуры, градостроительства, изобразительного искусства, скульптуры, керамического искусства, изготовлении и широкого применения золотых изделий.

Художественные особенности этрусков отражаются в их настенных рисунках, скульптурах и предметах. Во время раскопок были извлечены скульптуры, сделанные из глины и бронзы. Очень изящные статуи принадлежали греческому и римскому искусству. Искусство саркофагов тоже значительно. Этруски сжигали своих покойников и собирали их пепел в специальные коробки. Они украшали верхнюю часть саркофага. Подобно другим итальянским народам, римляне тоже переняли письменность и алфавит от этрусков. Во время оккупации этрусских городов римлянами все находящееся вокруг было сожжено и, к сожалению, следы архитектурного искусства этрусков были уничтожены. [5, с. 62-63]

Наряду с этим этруски первыми в мире проводили стоматологические операции. Еще в VII веке до н.э. они пересаживали зубы людей или животных людям. Медицинские инструменты, которыми они пользовались можно считать основой современных медицинских инструментов.

Этруски оказали сильное влияние на культурное развитие Рима. В сфере культуры они являлись учителями римлян. Благодаря этрускам римляне очень многому научились в области прикладного искусства, строительных работ, политического строя, армейской организованности. В этих областях они служили примером римлянам. Этрусское влияние было огромным в области мифологии и религии. Таким образом, римская мифология и религия были сформированы под этрусским влиянием. Связь большинства божеств этрусской мифологии с римскими и итальянскими божествами, и даже эквиваленты их имен, создали мысль о том, что этрусская религия и религии других народов развивались в одну и ту же эпоху. В общем, религиозный строй начал развиваться в начале первого тысячелетия до н.э. Подобно греческому и римскому пантеону, в этрусском пантеоне тоже есть основное божество. Это божество, подобное Зевсу и Юпитеру, называется Тинией или Тином. Эта фигура, означающая «яркое солнце», похожа на Зевса. Богиня Уни подобна греческой богине Гера или римской богине Джуно. Подобно римской мифологии, в этрусской мифологии есть триада - Тиния, Уни и Минерва. Минерва - это богиня мудрости, уходящая корнями в римскую Минерву. [5, с.64-65]

Во время правления в Риме этрусков их влияние наиболее ярко сказывалось в развитии города. Вследствие этого, Дионисий Галикарнасский в своем историческом произведении (об истории Рима) называл Рим «Этрусским городом». Однако этрусские правители не ограничились лишь развитием города. Они провели значительные реформы: организовали некоторые мероприятия (этрусского происхождения), создали календарь, сформировали новые общественные и военные структуры, ввели ряд юридических и культурных новшеств (например, алфавит).

Интересный эпизод из этрусско-римских отношений связан с основанием Рима со стороны этрусков. Древнегреческий историк Плутарх предоставляет этрусскую версию о рождении Ромула. Согласной этой версии, этрусский правитель Тархети был дедом основателей Рима - Ромула и Рема. Двойняшки, выращенные волчицей, тоже в загадочной форме родились в доме Тархети. [4, с.31].

Детальную картину о жизни этрусков невозможно создать вследствие того, что многие источники еще не изучены досконально. В этом отношении есть много пробелов в этрусской истории. В центре неизученных проблем стоит происхождение языка и письменности этрусков. Согласно исследованиям, «этрусский язык не является языком индоевропейского происхождения».

На острове Лемнос, расположеннным на севере Эгейского моря и на западе Малой Азии были найдены древние писания и надписи, написанные на языке, близком этрусскому языку. Однако язык этих надписей все еще не изучен. «Регионами проживания этрусков были Арно на Юге, Тиберрийское море на востоке, Рим на севере и Тирренское море на западе. Римляне называли эти народы этрусками (тусками).» [5, с. 59]

В целях изучения этрусского языка специалисты провели его научное сравнение с надписями, написанными на греческом, латинском, древнеэфиопском, египетском, древнеивритском, арабском, коптском, китайском, кельтском, баскском, англо-саксонском, тевтонском (одно из германских племен) и рунном языках. Однако и эти сравнения не смогли выявить секрет этрусского языка. [6, с.83].

Но научные сравнения, проведенные с рунном языком в последний раз выявили нечто новое. Когда речь заходит о рунном языке, западные специалисты в первую очередь вспоминают алфавитные буквы, которые в средние века скандинавские и другие германские народы выгравировали на деревьях, камнях и т.п., а затем орхоно-енисейские надписи (V-XI века). Западные специалисты обратили свое внимание на скандинавско-германские тексты,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

написанные на рунном языке. Однако эти сравнения не помогли раскрытию происхождения этрусского языка. А орхоно-енисейские тексты были упущены из виду. Это исходило, прежде всего, из неправильного подхода евроцентризма к среднеазиатской культуре. В этом направлении исследования Адили Айды и Кязыма Миршана являлись значительной инновацией и раскрывали истину.

Здесь следует обратить внимание на одну проблему. После выявления в Монголии и Сибири орхоно-енисейских надписей, для изучения языка, на котором были написаны тексты, в течение долгого времени проводились сравнения с несколькими языками (прежде всего индоевропейские языки). Однако никому не пришло в голову обратиться к тюркскому языку. Даже первому исследователю в этой области - датскому лингвисту В.Л. Томсену с первого раза не пришел в голову тюркский язык. В 1893 году он объявил о том, что эти тексты были написаны на тюркском языке и в тюркском стиле. Тем самым он так удивил ученые круги и общественное мнение Запада, что как будто «над Европой взорвалась бомба». Это исследование было неожиданным. Оказалось, что в мировой истории турки, к которым они относились с ошибочным стереотипом, создали одну из самых оригинальных алфавитов. Сегодня налицо повторение этого ошибочного отношения в процессе исследования и изучения этрусского языка (со стороны западной науки) [6, с.78].

В науке уже принят тот факт, что язык этрусков не принадлежит индоевропейской языковой семье. Хотя и были мнения на этот счет, они не были доказаны вследствие того, что не соответствовали истине. Пока, что ученые относят этрусский язык к группе средиземноморских языков. В VII веке до н.э. буквы этрусков широко использовались. Этрусские буквы, очень схожие с греческими буквами, в настоящее время ясно читаются. Известный ученый-лингвист Марио Алинеи отмечал связь между верховным богом этрусков - Тинией и тюркским Тенгри и их одинаковое происхождение. Азербайджанский исследователь, профессор Джалилов Фирудин Агаси оглы в книге «Этрусско-тюркская связь» показал связь между 46 этрусскими и тюркскими словами. Например: Этрусский язык Тюркский язык Азербайджанский Английский

Среди самых значительных памятников этрусского языка, приобретенных в результате поисков можно указать надписи, число которых более 10 тысяч, фрагменты из «Книги Загребской мумии», состоящие из 1200 слов, надпись из 300 слов на керамбите, находящемся в Капуе, посвящение на финикийском языке. Кроме этого, до сегодняшнего дня сохранились 60 заимствований на латинском языке в записках античных и раннесредневековых авторов и множество топонимов. Однако, несмотря на то, что некоторые особенности этрусского языка немного изучены, сегодня этот язык все еще не известен. Тексты читаются, но значение слов не понятно. Значение 150 слов выявлено западными учеными, однако этого недостаточно для изучения языка. На сегодняшний день нет никаких точных переводов с этрусского языка на какой-либо другой язык. Несмотря на все попытки в этой области, этрусский язык все еще не понятен [4,с.237-238].

Другая спорная и туманная проблема в связи с этрусками - это проблема их происхождения. Начиная с античной эпохи и до сегодняшнего дня, были выдвинуты три версии о происхождении этрусков: 1) версия об их восточном происхождении; 2) версия о том, что этруски - выходцы из северных Альпийских стран; 3) версия о том, что они местного происхождения.

Таким образом, исследования по загадочной истории этрусков продолжаются. В любом случае есть продвижения в этой области.

alpan

an

apa

alpan an

apa, aba

язык

alpan, igid an, o эЬэ

язык Brave he, she Father

[7, с.172-173].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Геродот. История в девяти книгах. Книга I. Клио. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972.

2. John Pairman Brown, Israel and Hellas, Vol. 2, De Gruyter, 2000. -429 p.

3. Большая советская энциклопедия. - 49 том. Москва 1957, Государственная научная издательство,. ст. 257-258. - 678 с.

4. Роббер Ж. - Н. Этруски.пер. с франц. С.Ю. Нечаева - М. Вече, 2007.- 268 с.

5. Nar9in A. Etrüskler: Site Devleti - Unutulmu§ Kralliklar. Halk Kitabevi; 1. Basim, 2020. - 128 s.

6. Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. Москва, Наука 1983. - 261 с.

7. Макнамара Эллен. Этруский быт, религия, культура. пер.с английского Т. Е. Любовской-М., М.:Центрполиграф, 2006. - 192 с.

8. Etruscan Art by Bloch, Raymond. Published by New York Graphic Society, Greenwich, Conn,1959. - 47 p.

9. Adile Ayda. Etrusklar Türk mü idi. Ankara, Türk Kültürünü Ara§tirma Enstisü, 1974. - 91 s.

10. Kazim Mirpan. Etrusklerin Tarihleri, Yazilari ve Dilleri. Ankara, MMB Yayini, 1998. - 101 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.