Научная статья на тему 'Етодика развития скоростно-силовых способностей борцов 13-14 лет'

Етодика развития скоростно-силовых способностей борцов 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
389
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЬНАЯ БОРЬБА / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА БОРЬБЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куванов Виктор Анатольевич, Дорофеев Владимир Алексеевич, Коростелев Евгений Николаевич

В статье представлена разработанная экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей борцов 13-14 лет. Разработан и внедрён в учебно-тренировочный процесс специально подобранный комплекс упражнений. Полученные результаты исследования могут быть использованы при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куванов Виктор Анатольевич, Дорофеев Владимир Алексеевич, Коростелев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of development of high-speed and power abilities of fighters of 13-14 years old

The developed experimental technique of training the high-speed and power abilities of the fighters of 13-14 years old is presented in the article. Specially picked up set of exercises has beeen developed and introduced into the educational and training process. The received results of the research can be used when planning and carrying out educational and training process.

Текст научной работы на тему «Етодика развития скоростно-силовых способностей борцов 13-14 лет»

УДК 796.81

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ

13-14 ЛЕТ

Виктор Анатольевич Куванов, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Алексеевич Дорофеев, старший преподаватель, Евгений Николаевич Коростелев, преподаватель, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлена разработанная экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей борцов 13-14 лет. Разработан и внедрён в учебно-тренировочный процесс специально подобранный комплекс упражнений. Полученные результаты исследования могут быть использованы при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: вольная борьба, теория и методика борьбы, учебно-тренировочный процесс, методика занятий.

TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED AND POWER ABILITIES OF

FIGHTERS OF 13-14 YEARS OLD

Victor Anatolyevich Kuvanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Alekseevich Dorofeev, the senior teacher, Evgeny Nikolaevich Korostelev, the teacher, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

Annotation

The developed experimental technique of training the high-speed and power abilities of the fighters of 13-14 years old is presented in the article. Specially picked up set of exercises has beeen developed and introduced into the educational and training process. The received results of the research can be used when planning and carrying out educational and training process.

Keywords: free-style wrestling, theory and technique of fight, educational and training process, technique of occupations.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка борцов высокого уровня в современных условиях требует от тренера-преподавателя полного понимания процессов, происходящих в организме спортсмена. Поэтому подбору средств и методов проведения тренировок должно уделяться повышенное внимание. Ввиду того, что современная схватка в борьбе становится всё динамичнее, требуются новые, более прогрессивные способы совершенствования физических способностей. В данной работе делается попытка усовершенствования существующей методики развития скоростно-силовых способностей у борцов вольного стиля 13-14 лет.

Для повышения качества тренировок и улучшения показателей физической подготовленности спортсменов мы в учебно-тренировочном процессе использовали метод круговой тренировки, так как сама по себе круговая тренировка даёт возможность использовать в занятии большое количество комбинаций и способов двигательных действий. Была поставлена задача отобрать оптимальные варианты средств и методов для достижения поставленной цели. Предполагалось, что использование данной методики позволит повысить уровень физической подготовленности юных борцов, а также улучшить результаты их соревновательной деятельности.

Наблюдая и исследуя частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД) испытуемых спортсменов, при помощи специального борцовского теста мы постарались определить уровень воздействия экспериментальной методики на функциональные способности молодых борцов, а также установить степень их адаптации к предложенным

нагрузкам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эксперимент длился 9 месяцев и проводился в период с сентября 2016 года по май 2017 года в двух группах юных борцов, по 20 человек каждая, возраст испытуемых - 1314 лет. Занятия в группах проводились 3 раза в неделю по программе второго года обучения на базе СДЮСШОР №1 г. Санкт-Петербурга Фрунзенского района. Длительность занятий в обеих группах составляла - 120 мин.

Отличие методики занятий в экспериментальной группе состояла в том, что в учебно-тренировочный процесс был внедрён специально подобранный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей борцов. В то время как контрольная группа тренировалась по обычной методике.

В результате проведенного на основе специального борцовского теста эксперимента получены данные по ЧСС и ЧД у группы юных борцов в экспериментальной и контрольной группах. В тесте «бросок через спину за 20 секунд» - показатели улучшились в обеих группах. Но результаты экспериментальной группы оказались выше, чем результаты контрольной группы борцов.

Под действием нагрузки изменяется ЧСС, а вместе с ней и ЧД. По этим показателям можно судить о подготовленности борцов. Улучшенные показатели ЧСС и ЧД экспериментальной группы показывают, что при помощи круговых тренировок происходит адаптация организма к предложенным нагрузкам. У контрольной же группы показатели бросков партнера за 20 сек, увеличились, но не на много, а вот показатели ЧСС и ЧД ухудшились.

Средний показатель данных экспериментальной группы указывает, что результаты увеличились с 7,17 до 7,75 на 0,58 (при р <0,05). Результаты улучшились у 6 человек, ухудшились у 2 человек, остались прежними у 4 человек.

Средний показатель данных контрольной группы показывает, что результаты также увеличились с 7,50 до 7,67 в среднем на 0,17 (при р <0,05). В этой группе результаты улучшились у 6 человек, у 3-х человек результаты стали хуже, а у 3-х человек результаты остались прежними.

Группа, которая занималась по экспериментальной методике, улучшила свои результаты гораздо убедительнее, чем контрольная группа борцов (рисунок 1).

7,75

&

О

7,8 7,6 7,4 7,2 7 6,8

7,17

7,67

7,5

экспериментальная группа

контрольная группа

□ до эксперимента □ после экспермиента

Рисунок 1 - Сравнительная графическая характеристика результатов бросков партнера за 20 секунд

Показатели ЧСС экспериментальной группы свидетельствуют, что до начала эксперимента средний показатель пульса был равен 160,5 уд/мин, а после эксперимента составил 160 уд/мин (при р <0,05). Произошла адаптация организма к нагрузкам. Показатели ЧСС уменьшились у 5 борцов, у одного борца показатель ЧСС остался неизменным, а у 5 борцов произошло увеличение показателей ЧСС. Если говорить о средних показателях ЧСС, то мы видим улучшение результата экспериментальной группы на 0,5 уд/мин.

В контрольной группе величина ЧСС увеличилась с 163 уд/мин до 166 уд/мин (при р <0,05). Результаты контрольной группы свидетельствуют об ухудшении показателя ЧСС. Показатели ЧСС уменьшились у трех человек, у остальных спортсменов показатели

увеличились. Показатель ЧСС увеличился на 3 уд/мин в среднем, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния борцов (рисунок 2).

о о

168 166 164 162 160 158 156

166

163

160,5

160

экспериментальная группа

контрольная группа

□ до эксперимента □ после экспермиента

Рисунок 2 - Сравнительная графическая характеристика результатов бросков партнёра за 20 сек по данным

ЧСС

Показатели ЧД (частоты дыхания) экспериментальной группы свидетельствуют, что до начала эксперимента средний показатель частоты дыхания был равен 33,5 вд/выд/мин, а после месяца занятий составил 32,7 вд/выд/мин. Величина ЧД экспериментальной группы после проведения контрольного испытания изменила свои значения в меньшую сторону с 33,5 вд/выд/мин до 32,7 вд/выд/мин (при р <0,05). Показатели ЧД уменьшились у 7 борцов, а у 5 борцов произошло увеличение показателей ЧД. Если говорить о средних показателях ЧД, то мы видим улучшение результатов в экспериментальной группе на 0,8 вд/выд/мин. (рисунок 3)

В контрольной группе показатель ЧД увеличился с 36,4 вд/выд/мин до 36,5 вд/выд/мин (при р <0,05). Результат контрольной группы свидетельствует об ухудшении показателя ЧД. Показатели ЧД уменьшились у 6-и борцов, у двоих борцов показатель ЧД остался неизменным, у 4-х борцов показатели увеличились. Если говорить о среднем показателе группы, то он показывает, что произошел сдвиг в худшую сторону на 0,1 вд/выд/мин.

Ч

38 36 34 32 30

36,4 36,5

33,5

экспериментальная группа

контрольная группа

□ до эксперимента □ после экспермиента Рисунок 3 -Сравнительная графическая характеристика результатов бросков партнера за 20 сек по данным ЧД

Данные, отражающие деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхания соответствуют мощности выполняемой работы. Работа длительностью до 20-30 с. относится к зоне максимальной мощности, что соответствует соревновательным условиям.

В контрольной группе показатели бросков партнера за 20 с., увеличились, но не значительно, а показатели ЧСС и ЧД ухудшились.

Прирост показателей числа бросков, свидетельствует о совершенствовании индивидуальной техники.

Результаты тестирования экспериментальной группы достоверно превзошли результаты в контрольной группе. Величины результатов бросков претерпели изменение в сторону увеличения в экспериментальной группе с 7,17 бросков до 7,75 бросков, а в контрольной группе с 7,50 бросков до 7,67 бросков (при р <0,05). Показатель ЧСС уменьшились в экспериментальной группе с 160,5 уд/мин до 160 уд/мин, в контрольной группе

величина ЧСС возросла с 163 уд/мин до 166 уд/мин (при p <0,05).

Величина ЧД после проведения контрольных испытаний изменила свои значения в экспериментальной группе с 33,5 вд/выд/мин до 32,7 вд/выд/мин, в контрольной группе с 36,4 вд/выд/мин до 36,5 вд/выд/мин (при p <0,05).

По результатам тестирования мы можем судить о достоверности результатов, как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе педагогического эксперимента была выявлена и подтверждена эффективность использования экспериментальной методики развития скоростно-силовых способностей юных борцов. Улучшенные показатели ЧСС и ЧД экспериментальной группы показывают, что при внедрении экспериментальной методики в учебно-тренировочный процесс борцов 13-14 лет происходит тренирующее воздействие и адаптация организма к предложенным нагрузкам.

Контактная информация: kuwanov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2018

УДК 797.21

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ С НЕКОТОРЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПЛОВЦОВ 17-19 ЛЕТ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дарья Андреевна Лаврентьева, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В данной статье представлены результаты наблюдения за пловцами 17-19 лет с различными типами профилей моторных асимметрий в процессе избранного вида деятельности. Учёт типа профиля показал свою актуальность у пловцов 17-19 лет со спортивной квалификацией от 1 разряда до КМС, не как предполагалось изначально - на дальности полёта, а на времени стартовой реакции и прохождении контрольного отрезка после выполнения выхода.

Ключевые слова: плавание, пловцы, моторная асимметрия, двигательный портрет, профиль асимметрии.

INTERRELATION OF MOTOR ASYMMETRY WITH FEATURES OF MOVEMENT PORTRAIT OF SWIMMERS AGED 17-19 YEARS IN THE SELECTED TYPE OF

ACTIVITY

Daria Andreevna Lavrenteva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Annotation

This article presents the results of observations of 17-19-year-old swimmers with different types of motor asymmetry profiles during the selected activity. Account of the profile has shown the relevance at swimmers of 17-19 years with sports qualification from 1 category to KMS, not as it was supposed initially - on flying range, and on time of starting reaction and passing of the control line after performance of the water exit.

Keywords: swimming, swimmers, motor asymmetry, motor portrait, asymmetry profile.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, встречается значительное количество исследований, связанных с индивидуальными особенностями спортсменов и как эти особенности проявляются в процессе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.