Научная статья на тему 'Это наша страна, наш путь и наша история'

Это наша страна, наш путь и наша история Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЮБИЛЕЙ / ИСТОРИЯ РОССИИ / КОМСОМОЛ / ВКШ / ЦКШ / MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES / ANNIVERSARY / HISTORY OF RUSSIA / KOMSOMOL / HIGHER KOMSOMOL SCHOOL / CENTRAL KOMSOMOL SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильинский Игорь Михайлович

Текст доклада автора на торжественном собрании, посвященном 75-летию Московского гуманитарного университета 5 декабря 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This Is Our Country, Our Way and Our History

The text of the author’s speech at the gala assembly dedicated to the 75th anniversary of Moscow University for the Humanities. The event was held on December 5, 2019.

Текст научной работы на тему «Это наша страна, наш путь и наша история»

К ЮБИЛЕЮ УНИВЕРСИТЕТА

йО!: 10.17805^ри.2019.4.1

Это наша Страна, наш Путь и наша История

И. М. Ильинский Московский гуманитарный университет

Текст доклада автора на торжественном собрании, посвященном 75-летию Московского гуманитарного университета, 5 декабря 2019 г.

Ключевые слова: Московский гуманитарный университет; юбилей; история России; комсомол; ВКШ; ЦКШ

Аорогие друзья и товарищи! Глубокоуважаемые гости! История нашего вуза в ее полном объеме начинается в эпоху советской власти, в последние месяцы Великой Отечественной войны, когда ненавистный враг бежал и наша победа была несомненной.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА

Руководство страны готовилось к восстановлению разрушенных сотен городов, десятков тысяч сел, заводов и фабрик, школ и вузов. Огромную роль в решении этой задачи должен был сыграть комсомол — могучая молодежная организация, в трудах и боях доказавшая свои неисчерпаемые мобилизационные возможности. Однако сотни тысяч комсомольских работников и активистов погибли на фронте. Надо было срочно пополнить кадровый состав руководящего звена комсомола.

11 октября 1944 г. Центральный комитет партии принял постановление о создании Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (далее — ЦКШ).

По своему статусу ЦКШ представляла собой учительский институт. Это позволяло подготовить специалистов с незаконченным высшим образованием.

16 февраля 1945 г. в аудиториях ЦКШ собрались 264 первых слушателя, среди них 82 фронтовика. Демобилизованные из армии после тяжелых ранений, одетые в гимнастерки с боевыми орденами и медалями, они с огромным энтузиазмом приступили кзанятиям.

За 25 лет ЦКШ окончили свыше 15 тыс. человек, в том числе более 4 тыс. работников молодежных организаций из стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Многие выпускники впоследствии стали крупными партийными, государственными и общественными деятелями, известными дипломатами, журналистами.

Одним словом, изначально ЦКШ представляла собой высшее учебное заведение, что и дает нам полное основание считать октябрь 1944 г. исторической датой создания на базе ЦКШ высших учебных заведений иных статусов и видов с другими названиями, вплоть до ныне действующего Московского гуманитарного университета.

Однако роль ЦКШ в нашей истории состоит не только в этом.

11 марта 1946 г. Исполком Моссовета принял решение о передаче ЦКШ в бессрочное и безвозмездное пользование земельного участка площадью 74 гектара в поселке Вешняки Московской области с правом осуществлять на нем новое капитальное строительство.

За пять лет ЦК комсомола на собственные средства построил учебный корпус, общежитие для слушателей, книгохранилище, котельную, насосную станцию и другие сооружения, высадил несколько тысяч деревьев, осуществил благоустройство территории, установил ограду по границам участка.

Таким образом, уже в период становления ЦКШ были юридически решены фундаментальные вопросы не только дальнейшего развития самой Школы, но и ее наследников, первым из которых стала Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ (далее — ВКШ).

ВЫСШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА

В июне 1968 г. первым секретарем ЦК комсомола был избран Евгений Михайлович Тяжельников. Именно он выдвинул идею создания ВКШ при ЦК ВЛКСМ как полноценного высшего учебного заведения первой категории.

19 августа 1969 г. ЦК КПСС принял постановление «О создании Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ».

Была поставлена задача: отобрать в состав первого набора слушателей «цвет советской молодежи». На рассмотрение Мандатной комиссии, которую возглавил секретарь ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов, из низовых организаций было представлено более 2 тыс. человек. В итоге к конкурсным экзаменам были допущены 722 кандидатуры. Первый набор слушателей ВКШ по качественному составу можно назвать уникальным.

Уникальными были учебные планы и программы ВКШ, техническое оснащение учебного процесса, единственный в Москве кабинет ораторского искусства, оборудованный по последнему слову техники.

Уникальным был педагогический состав ВКШ, который подбирался «поштучно». Если в госвузах соотношение количества преподавателей на одного студента составляло 1:12, то в ВКШ — 1:6, а для иностранцев 1:4. То есть обучение было более индивидуализированным и, следовательно, более качественным.

На сегодняшнем языке это означает, что ВКШ была элитным вузом, производила «штучный продукт» высокого качества.

За первые 10 лет существования ВКШ на средства ЦК ВЛКСМ были построены два общежития на 1200 мест, главный учебный корпус №3, спортивный комплекс; три четырнадцатиэтажных 98-квартирных жилых дома для преподавателей и сотрудников ВКШ. Началось строительство хозяйственной зоны.

За 21 год существования ВКШ окончили около 6 тыс. отечественных и 10 тыс. зарубежных слушателей. Около 14 тыс. прошли курсовую переподготовку.

Буквально через два-три года с начала работы ВКШ слава о ней разнеслась по всему Советскому Союзу и многим странам мира.

Подводя итог первой исторической части своего доклада, следует сделать главный вывод: создание в 1944 г. ЦКШ и ее деятельность, создание в 1969 г. ВКШ на базе ЦКШ и ее деятельность имели определяющее значение для всей дальнейшей истории развития нашего вуза с его новыми статусами, видами и названиями. Не было бы ЦКШ и ВКШ — не было бы ныне и нашего прекрасного университета.

Безусловно, наибольшую роль в истории ЦКШ сыграли первые секретари ЦК комсомола: Николай Александрович Михайлов, Александр Николаевич Шелепин, Владимир Ефимович Семичастный, Сергей Павлович Павлов. В развитие ЦКШ каждый из них внес свою лепту.

Будем помнить их имена!

С огромной благодарностью вспомним о Людмиле Ивановне Швецовой — секретаре ЦК ВЛКСМ, первом заместителе мэра Москвы в Правительстве Москвы. Многие годы она активно помогала нашему вузу.

Будем помнить это прекрасное имя!

Будем помнить выдающегося первого ректора ВКШ — Николая Владимировича Трущенко, который руководил школой 17 лет, ректора ВКШ и Института молодежи Геннадия Семеновича Головачева.

Будем помнить всех, кто честно работал на благо ЦКШ, ВКШ, Института молодежи, МГСА, МосГУ и кого уже нет с нами.

Почтим их память вставанием и минутой молчания.

Высшей комсомольской школы нет уже почти 30 лет, но образ ВКШ еще жив в памяти многих людей старшего и среднего поколений не только России, но и 110 стран мира, члены союзов молодежи которых обучались в ВКШ.

Скажем сегодня великое спасибо присутствующему среди нас Евгению Михайловичу Тяжельникову — первому секретарю ЦК ВЛКСМ. Это Евгений Михайлович открывал ВКШ 2 ноября 1969 г., это он вручал коллективу школы Знамя ВКШ.

Скажем слова глубокой благодарности Борису Николаевичу Пастухову — второму, а затем первому секретарю ЦК ВЛКСМ, внесшему выдающийся вклад в развитие ЦКШ и ВКШ.

Выразим огромную признательность Виктору Максимовичу Мишину — первому секретарю ЦК ВЛКСМ, сделавшему многое для развития ВКШ.

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ

Еще в годы советской власти, в июне 1990 г., было принято решение о создании Института молодежи ЦК ВЛКСМ и Госкомтруда СССР на базе ВКШ при ЦК ВЛКСМ.

В сентябре 1991 г. Институту молодежи был предоставлен правовой статус самоуправляемого (автономного) негосударственного образовательного учреждения.

Обретя свободу действий, институт утратил финансирование со стороны ЦК ВЛКСМ, был вынужден перейти на полный хозрасчет, начал в бурном темпе создавать различные структуры, способные приносить доход.

Однако из десяти созданных центров только три вместе с двумя новыми факультетами и различными курсами приносили всего 40% общих доходов Института молодежи. В сумме эти доходы покрывали лишь третью часть средств, необходимых для нормальной работы вуза.

В надежде на успех руководство Института организовало несколько совместных предприятий, щедро делясь с соучредителями свободными от учебных занятий помещениями. Но и тут ничего не получалось.

Между тем здания и инженерные коммуникации Института находились в катастрофическом состоянии. Нормативные сроки службы конструктивных элементов практически всех зданий (энерго-, тепло- и водоснабжение, канализация, наружное освещение, кровля и фасады) истекли во многих случаях 20 и более лет назад. Корпус №1 и корпус «Б» были полностью разрушены, уже восемь лет стояли без крыш

и межэтажных перекрытий, без окон и дверей. Четыре общежития, особенно корпуса «Г» и «Д», превратились в заброшенные «общаги».

В начале 1993/1994 учебного года в Институте молодежи на пяти курсах продолжали обучение около 700 студентов. На 3 факультетах и 14 кафедрах числилось 120 штатных преподавателей, однако половина из них уже покинули вуз. Зарплата в институте была мизерной, люди были подавлены морально и психологически.

Кризис экономический, плюс кризис финансовый, плюс кризис морально-психологический, плюс — главное! — кризис управления — это системный кризис. Институт находился в шаге от гибели.

7 февраля 1994 г. Ученый совет Института молодежи единогласно рекомендовал учредителям назначить И. М. Ильинского ректором института.

В мой первый рабочий день выяснилось много новых неприятностей. Оказалось, что по состоянию на май 1994 г. институт имел тянувшиеся с 1993 г. неоплаченные долги государству по налогам и коммунальным услугам, а также различным организациям на сумму 200 млн руб. Из-за этого расчетный счет института был практически постоянно закрыт. Это значит, что любые заработанные институтом средства тут же снимались с его счета в погашение долгов государству.

Выяснилось, что вся недвижимость института находится в качестве залога под возврат кредита в 1 млрд руб., который взял в этом банке один из бизнесменов, арендовавших помещения Института молодежи. От суда и банкротства институт спасало то, что гарантия, подписанная главным бухгалтером и ректором института, была оформлена с грубыми юридическими ошибками. Срок кредита истек, бизнесмен деньги банка не вернул и скрылся. Кстати, выпускник ВКШ. Гарантия была подписана главным бухгалтером и ректором Института молодежи.

Было немало и других, не менее ошеломляющих «новостей», но не будем нагнетать обстановку — у нас сегодня праздник. В конце концов, все самые опасные угрозы не сразу, но были устранены, на это ушло несколько месяцев, много сил, однако финансовое положение института от этого не улучшилось.

Парадокс ситуации состоял в том, что мы были «нищими богачами». Ведь институт имел в руках огромное богатство — здания общей площадью почти 80 тыс. кв. м. Однако основная часть помещений была отдана в аренду, не использовалась по назначению.

Пришли к выводу: если откажемся от арендаторов и участия в совместных предприятиях, откроем рыночные образовательные программы и специальности, станем вести обучение на платной основе, то это принесет нужные средства.

Общий подход к разрешению кризиса формулировался парадоксальным образом: несмотря на безденежье, мы выживем, если будем развиваться. «Выживание через развитие» — вот формула нашего будущего успеха.

В 1995 г. открыли юридический факультет, факультет менеджмента и совместно с Российской ассоциацией рекламных агентств — первый в России факультет рекламы. Вскоре создали факультет международных отношений и факультет иностранных языков и туризма.

На подготовительных курсах стали обучать более тысячи человек, до 800 человек возросло число аспирантов, резко увеличился набор на заочное и вечернее отделения.

Все новшества не назвать, их было много.

Для полноты картины происходившего скажу, что вытеснение с территории института арендаторов создавало серьезные конфликты.

Мне звонили по телефону домой и на работу: «Ты — мертвец», «Готовь себе гроб». За моим автомобилем обнаружился «хвост»: кто-то следовал за мной, как только я выезжал за территорию института. Меня дважды «заказывали». Все это длилось более полугода. Однако у меня были отличные связи с органами безопасности...

Криминальные сюжеты, детективные истории нашей жизни в те годы могли бы занять несколько страниц, но иногда мне даже самому не верится, что все это было на самом деле.

Несмотря на сложнейшие обстоятельства, институт довольно быстро вставал на ноги.

Мы выдвинули цель — стать признанным лидером в системе негосударственного образования и одним из лучших вузов России. Своим примером мы хотели показать обществу, что негосударственный вуз может быть не только не хуже, но и лучше, чем государственный. В достижении этой амбициозной цели мы видели свою Миссию.

Обосновали образовательный идеал нашего вуза, заявив, что хотим образовать человека не только знающего, но и понимающего; не только обученного, но и воспитанного. Провозгласили, что будем готовить человека не только к работе, но и к долгой жизни.

Провозгласили Кодекс чести студента, Кодекс чести преподавателя и сотрудника нашего вуза.

На мои стихи выдающийся композитор Марк Минков сочинил музыку Гимна «Наша Звезда».

Миссия, стратегия и образовательный идеал определили нашу образовательную политику, которая укладывалась в одно слово — «качество».

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

Еще в 1976 г. в ВКШ начал работу Научно-исследовательский центр, действовавший 27 лет. 15 из них я руководил Центром: почти 5 — как заместитель директора, когда эта ставка была вакантной, а затем 10 лет был директором. Думаю, что имею право сказать о Центре хотя бы несколько фраз.

За годы моего руководства значительно изменилась его структура, численный состав ученых увеличился в пять раз. В конце 1990 г. Центр состоял из 13 отделов и 4 лабораторий, в которых трудились 220 работников, в подавляющем большинстве доктора и кандидаты наук. Мы изучали молодежь как объект исследования в полном объеме, а не только комсомол и историю международного молодежного движения, как прежде.

Появились публикации по запретным в те годы темам о девиантном поведении молодежи (алкоголизм, наркомания, проституция), о неформальных объединениях молодежи по интересам, об идеалах и ценностных ориентациях советской молодежи.

Сформировалась первая признанная в СССР и во многих странах мира научная школа по социологии молодежи.

В 1986 г. мы оказались в центре внимания комсомола и всего советского общества. 29 октября на научной сессии НИЦ я выступил с докладом, в котором обосновал необходимость реализации в СССР государственной молодежной политики (ГМП). Был поставлен вопрос о принятии закона СССР «О молодежи и государственной молодежной политике».

Это была «идея-бомба», которая взорвала настроения в комсомоле и обществе.

Однако у этой идеи обнаружились не только сторонники, но и противники. В комсомольских организациях страны, в центральных и местных СМИ развернулись бурные дискуссии.

Далеко не сразу идею восприняли в ЦК КПСС, в органах КГБ.

Борьба за идею ГМП и принятие закона о молодежи с помощью ЦК комсомола, телевидения, радио, газет и журналов длилась четыре с лишним года. В конце концов, Верховный Совет СССР 16 апреля 1991 г. принял Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

Это была победа. Пятеро из разработчиков идей ГМП и проекта «Закона о молодежи» были удостоены престижной в те годы премии Ленинского комсомола.

Второй знаменательный факт. По инициативе ЦК ВЛКСМ в СССР был создан Общественный совет по координации научных исследований проблем молодежи при ЦК ВЛКСМ, Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, Министерстве высшего образования СССР. Совет состоял из 15 секций, в которые входили свыше 500 наиболее известных ученых страны. 14 из 15 секций Совета возглавляли ученые НИЦ.

С годами наш Центр стал единственной в СССР научной организацией, способной проводить комплексные и междисциплинарные исследования молодежи и комсомола.

Еще один факт. В начале сентября 1991 г. из Венского Центра ООН мне поступило предложение подготовить Доклад для Генерального секретаря ООН «Глобальное положение молодежи мира: тенденции и перспективы до 2000 года». И эта сложная работа была выполнена мною и группой ученых в кратчайшие сроки. ООН опубликовала доклад и разослала во все страны мира.

Вдумайтесь: самая важная международная организация обращается в коммунистическую страну, в комсомольский вуз за научной экспертизой и прогнозами. В те времена такое казалось немыслимым. В чем дело? Дело в том, что другого такого сильного исследовательского центра по проблемам молодежи в мире не было!..

НИЦ активно сотрудничал с исследовательскими институтами молодежи Японии, Италии, Швеции, Испании, Франции. Особо тесные связи были у нас с исследователями Болгарии, ГДР, Польши, Чехословакии, Китая, Румынии. Проводились крупные международные конференции.

И последний факт. В 1992 г. из Закона «Об образовании в Российской Федерации» из школ и вузов изъяли воспитание, без которого понятие «образование» исчезало, оставалось «обучение».

Наш Центр отверг такой подход. Мы подготовили Доклад Правительству РФ под названием «О воспитании жизнеспособных поколений». Доклад обсуждался на очном заседании Правительства под председательством Черномырдина, был отвергнут и запрещен к рассылке в регионы.

Но мы продолжали бороться. Состоялась встреча с министром образования РФ В. М. Филипповым. Его приказом воспитание было восстановлено в своих правах. Однако новый министр А. Фурсенко отменил этот приказ.

В 2012 г. на встрече доверенных лиц Президента В. В. Путина (я был одним из них) мне удалось вкратце поговорить с Президентом на эту тему. Воспитание восстановили в школах.

Ныне в России борцов «за воспитание» не счесть. Но никто из них не может сказать, что их доклад обсуждало Правительство РФ; что они имели по этому поводу бе-

седу с Президентом России. Мы начали действовать в 1993 г., мы были первыми и продолжаем борьбу за восстановление воспитания в вузах поныне.

Сказанное мною — даже не эскиз к «портрету» НИЦ, а только четыре карандашные пометки, определяющие формат картины.

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

В ноябре 2000 г. Институт молодежи обрел новый статус — «академия» и новое название — Московская гуманитарно-социальная академия (МГСА).

Как же выглядел Институт молодежи в канун этого события?

В 1994 г. в вузе было 3 факультета, в 1999 г. — 7; в институте было 18 кафедр, в академии — 32. В 1994 г. в институте обучались 700 человек, в 1999 г. — более 4600. Рост в семь с половиной раз.

Для получения статуса академии институту надо было соответствовать 20 аккре-дитационным показателям и 50 критериям Министерства образования. И он отвечал этим требованиям в полной мере: мы сразу же вошли в десятку лучших из 143 академий России.

Но мы-то знали, что у нас немало проблем. Невозможно быть лучшим навсегда.

Академия бурно развивалась.

Мы хотели оставаться классическим учебным заведением, внедряющим современные формы и методы образования.

Осуществили интернетизацию академии на самом современном уровне: создали единую локальную сеть, соединившую все учебные и административные корпуса, организовали Службу маркетинга, Центр рекламы, открыли специальность «Финансы и кредит» и другие. В 2001 г. в структуре академии появился колледж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2003 г. в академии обучались уже 10 400 человек. Общий рост почти в 15 раз!

Наш ежегодный бюджет позволял ускоренно бороться с разрухой.

В 2001 г. завершили капитальный ремонт корпуса «В». В нем разместился факультет международных отношений.

В 2003 г. начали капитальный ремонт корпуса № 11, а закончив его, получили для учебных целей еще 10 тыс. кв. м. Здесь поселился колледж, в котором сейчас обучаются около 1300 студентов. Отремонтировали столовую, кафе «Юность», открыли десяток новых кафе в корпусах.

Чтобы не возвращаться к строительной теме, скажу, что начиная с 1996 г. мы осуществили капитальный ремонт всех учебных и административных корпусов, двух общежитий, а также всех подземных и наружных сооружений общей протяженностью более 14 километров. Подчеркну: на эти цели вуз затратил свыше 2 млрд руб. исключительно собственных средств. Мы никогда не брали кредитов.

С разрухой мы покончили еще в 2003 г. И начали творить Красоту!..

Вот, например, Актовый зал главного учебного корпуса, в котором мы сейчас находимся. До ремонта он выглядел убого. Покрыли стены звукоизоляционной плиткой, заменили кресла, перестроили сцену, изготовили новый занавес, сделали новый звук. Привели в порядок фойе, оборудовали его как конференц-зал.

Красота — могучее воспитательное средство. Красота возвышает, облагораживает. Надо быть варваром, чтобы жить посреди красоты и творить безобразие.

Думаю, именно красотой мы победили студенческий вандализм, который в 1990-е существовал в нашем вузе.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Все у нас ладилось, но мы, как говорится, вошли в раж и через два с половиной года решили поменять статус «академия» на высший — «университет». Хотя для этого предстояло досрочно пройти новую госаккредитацию по 22 показателям и 60 критериям. Большая головная боль!

Чем же это закончилось?

При аккредитации вуза существует интегральный показатель — степень соответствия статусу, на который он претендует. Предельное значение этого показателя равно единице. Ни один университет России в то время такой степени соответствия не имел. Некоторые госуниверситеты не дотягивали и до 60%.

По итогам аккредитации наш вуз соответствовал статусу «университет» на 85%.

1 ноября 2004 г. в связи с юбилеем МосГУ Председатель Правительства РФ Михаил Ефимович Фрадков направил в адрес университета поздравительное письмо, в котором сказано: «Московский гуманитарный университет — флагман негосударственного высшего профессионального образования России».

Да, мы уже крепко стояли на ногах. Но на ежегодном августовском совещании преподавателей и сотрудников 2003 г. я сказал: «Чтобы стать университетом в полном смысле, нам надо еще немало поработать».

За прошедшие с той поры 15 лет мы достигли многого из задуманного. Поведать обо всем даже вкратце не представляется возможным.

Чтобы вы, уважаемые гости, товарищи и друзья, прослушав сказанное, не подумали, будто я, как говорят, рисую собранию юбилейную картину, будто новая и новейшая история нашего вуза с 1994 г. и поныне — это сплошной парад бесконечных и легких побед, позвольте мне несколькими фразами представить внешние, объективные условия нашей жизни.

Да, все сказанное — истинная правда. Но правда и в том, что все эти долгие годы, даже в лучшую пору наш вуз находился в состоянии постоянной борьбы за выживание. И с каждым годом ситуация все более усложнялась и усложняется.

В 1992 г. Минобразования разрешило государственным вузам вести набор первокурсников на платное отделение сначала в пределах 10% от количества бюджетных мест, а потом и до 25%. Это значительно усложнило набор студентов на первый курс для серьезных вузов.

Однако самым суровым испытанием для системы российского образования, и прежде всего негосударственных вузов, стал 2009 г. В этом году в одной временной точке сошлись четыре внешних, объективных фактора.

Во-первых, это экономический кризис, начавшийся в 2008 г., резко понизивший возможности родителей оплачивать обучение детей.

Во-вторых, демографическая яма, в которую Россия уже начала погружаться.

В-третьих, это переход на двухуровневую подготовку кадров (бакалавр, магистр), который не воспринимался значительным большинством образовательного сообщества, работодателями и родителями, понимающими, что со временем это неизбежно приведет к дебилизации выпускников школ и вузов, а следовательно, к оглуплению населения всей страны.

В-четвертых, это тотальное введение с 2009 г. Единого государственного экзамена и новых правил приема в вузы.

Все это происходило на фоне заявлений министра образования и других значительных фигурантов российской внутренней политики о том, что в России «много об-

разования», «много науки», «много вузов», что в стране перепроизводство юристов и менеджеров, что «качественное образование в России дают не более 15% вузов», что их общее количество (всего в России в тот момент было около 600 государственных и 600 негосударственных вузов) надо сократить до 150-200 вузов, т. е. в 6-8 раз.

В 2010 г. Правительство РФ отменило все количественные ограничения по набору студентов на платные отделения госвузов, а также отпустило цены, повышение которых в 2008 г. было заморожено.

В 2015 г. Правительство РФ приняло Концепцию развития образования в России на 2016-2020 гг., предписывающую закрытие 40% вузов и 80% их филиалов. По отношению к негосударственным вузам позиция была еще более жесткой.

На этом долгом отрезке жизни университет держался с честью и достоинством, добивался успехов там, где большинство других вузов потерпели крушение.

В 2019 г. университет успешно прошел строгую плановую проверку Рособрнадзо-ра. И тут же, без перерыва, находясь в жестком цейтноте, прошел очередную аккре-дитационную экспертизу, продлив госаккредитацию университета на очередные шесть лет — до 14 апреля 2025 г.

За 75 лет деятельности, начиная с ЦКШ, наш вуз выпустил из своих стен более 60 тыс. специалистов разных профилей, перечислить которые невозможно.

Начиная с ВКШ, в вузе быстро развивались аспирантура и докторантура, численность которых достигала 1000 человек в год. В ВКШ работали два диссертационных совета, а в академии и университете уже семь, и все — докторские. За все годы в этих советах около 3 тыс. человек защитили кандидатские диссертации и 127 человек — докторские.

Многие из выпускников стали крупными политическими, государственными и общественными деятелями в СССР, России и зарубежных странах.

Из сотен достойных отечественных выпускников ВКШ назову имена нескольких, окончивших различные факультеты и аспирантуру.

Щербаков Владимир Иванович — председатель Госкомитета СССР по труду, первый заместитель премьер-министра СССР во второй половине 1990-х гг.;

Катульский Евгений Данилович — первый заместитель министра труда и социального развития РФ, начальник инспекции Счетной палаты России. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

Пономарёв Александр Сергеевич — генеральный директор телеканалов «ТВ-6», «Культура», «ТВ Центр»; с 2012 г. — первый заместитель генерального директора «Общественного телевидения России»;

Чепурных Елена Евгеньевна — депутат Госдумы РФ, заместитель министра образования РФ;

Калашников Леонид Иванович — депутат Госдумы РФ трех созывов, председатель Комитета ГД РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, секретарь ЦК КПРФ, член Совета Европы;

Кононов Владимир Михайлович — депутат Госдумы РФ VI и VII созывов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, доктор политических наук;

Плаксий Сергей Иванович — ректор Национального института бизнеса, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

Ревин Сергей Николаевич — Герой России, космонавт-испытатель, кандидат педагогических наук.

Многие выпускники ЦКШ и ВКШ зарубежных союзов молодежи также заняли высокие должности в своих странах:

выпускник ЦКШ Цянь Ци Чень — министр иностранных дел КНР, первый заместитель Председателя Госсовета КНР;

выпускник ВКШ Чимэдийн Сайханбилэг — Председатель Правительства МНР;

выпускник ВКШ Ностэ Паэс Альберт Хуан — заместитель министра иностранных дел Республики Кубы;

выпускник ВКШ Августин Чисар — Чрезвычайный и Полномочный Посол Словакии в России.

Что же представляет собой ныне наш родной МосГУ?

Это шесть факультетов: рекламы, журналистики и дизайна; международных отношений и туризма; психологии, педагогики и социологии; культуры и искусства; экономики и управления; юридический.

Это 26 кафедр, колледж, Институт фундаментальных и прикладных исследований, аспирантура, докторантура, диссертационный совет.

Это Центр довузовского образования, Институт дополнительного образования, издательство и редакции трех научных журналов.

В университете обучаются свыше 5 тыс. студентов, 108 аспирантов, плюс более 1000 — в системе дополнительного образования.

На кафедрах МосГУ трудятся 377 преподавателей, из них 73 доктора и 173 кандидата наук, плюс 68 преподавателей колледжа.

Университет имеет более 200 учебных аудиторий и лекционных залов, 40 компьютерных классов, библиотеку, в том числе электронную, — в общем 10 тыс. посадочных мест; актовые залы на 750 и 400 мест, видео- и телестудию, студию звукозаписи, Культурный центр.

В распоряжении студентов и сотрудников столовая на 300 мест, кафе и пять буфетов. Работает Медицинский центр.

Научный потенциал МосГУ составляет сообщество известных ученых — академиков РАН, докторов и кандидатов наук.

В топ-100 самых продуктивных и цитируемых российских ученых входят восемь исследователей университета. По главному наукометрическому показателю — индексу Хирша — Московский гуманитарный университет занимает 150-е место среди 2 тыс. организаций России, 71-е место среди 764 вузов России, 27-е место среди 151 вуза г. Москвы, 1-е место среди негосударственных вузов.

Прекрасные показатели!

Студенческое научное общество МосГУ заняло 3-е место на Всероссийском конкурсе среди 75 ведущих университетов страны. Активный участник в жизни университета — Студенческий совет университета и его многочисленный актив.

Начиная с 1994 г. в МосГУ (единственном вузе России) действует Открытая кафедра. Ее создание было вызвано потребностью дать возможность студентам, аспирантам, преподавателям полнее разобраться в сложнейшей ситуации, которая возникла в России и мировом сообществе, лучше понять события и явления быстро меняющейся жизни, обеспечить живое общение аудитории с ведущими политическими и государственными деятелями России и мира, знаменитыми учеными, писателями, журналистами, художниками. Такое общение позволяет узнать из первых уст оценки и суждения о важнейших процессах и явлениях социально-экономической, политической и культурной жизни страны, перспективах ее развития, составить собст-

венное представление о личных качествах людей, существенно влияющих на жизнь общества.

С трибуны Открытой кафедры выступили более 50 человек: М. С. Горбачев; Председатель Государственной Думы РФ Г. Н. Селезнев; Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор; Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин; известные политические и государственные деятели: Г. А. Явлинский, А. И. Лебедь, В. В. Жириновский, Г. А. Зюганов, Е. Т. Гайдар, Б. Е. Немцов, маршал Советского Союза, министр обороны СССР Д. Т. Язов; всемирно известные ученые и мыслители: А. А. Зиновьев, президент Академии наук СССР Г. И. Марчук, академик РАН Н. Н. Моисеев, вице-президент РАЕН С. П. Капица; выдающийся русский художник И. С. Глазунов; народный артист СССР, выдающийся певец И. Д. Кобзон; председатель Союза писателей РФ В. Н. Ганичев и др. На встречах с этими людьми побывали свыше 20 тыс. человек.

В МосГУ действует единственный в вузах России Русский интеллектуальный клуб. Созданный в 1999 г. по инициативе И. М. Ильинского, поддержанной Н. Н. Моисеевым и А. А. Зиновьевым, Клуб стал инновационной площадкой компетентного обсуждения ведущими политическими и общественными деятелями России и зарубежных стран актуальных и сложных проблем современной общественной жизни: острых вопросов внутренней и внешней государственной политики, проблем строительства новой реальности и понимания происходящего в свете перспектив развития человека, общества, государства. Отличительная особенность этих проблем — их всемирный масштаб и первостепенная значимость для человечества.

Среди участников РИК — выдающиеся ученые и общественные деятели: Д. С. Львов,

B. Б. Ломейко, И. Н. Родионов, В. М. Межуев, А. А. Гусейнов, Э. Кренц, В. М. Фалин,

C. Г. Кара-Мурза, Ю. И. Журавлев, И. С. Даниленко, Л. Г. Ивашов, Л. И. Шершнев, М. Г. Делягин, Б. П. Уткин, присутствующие в зале А. А. Лиханов, Ю. Ю. Болдырев, А. И. Фурсов, Вал. А. Луков, К. К. Колин и др. За 20 лет существования Клуба проведено 32 заседания, вышли 9 томов со стенограммами этих заседаний, готовится к изданию десятый том.

МосГУ — единственный вуз России, который присуждает литературную премию. В 2004 г. университет учредил Международную литературную Бунинскую премию. Премия посвящена памяти И. А. Бунина — выдающегося русского поэта и писателя, академика Российской академии наук, нобелевского лауреата. Учреждая премию, Попечительский совет руководствовался высокими целями поддержания экологии русского языка и российской словесности, избавления их от засилья без нужды введенных иностранных слов, англицизмов и американизмов, возрождения лучших традиций в отечественной литературе. В течение восьми лет председателем жюри был народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ С. И. Бэлза. Ныне жюри возглавляет известный писатель, лауреат Государственной премии РФ Б. Н. Тарасов. Председателем Попечительского совета является ректор МосГУ профессор И. М. Ильинский. Заявки на участие в 13 конкурсах прислали свыше 1000 литераторов из 50 городов России и 20 зарубежных стран. Лауреатами и дипломантами престижной Бунинской премии стали более 70 писателей, поэтов, переводчиков и публицистов.

С 2004 г. в МосГУ ежегодно проводится (единственная в России) Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», которую можно считать фундаментальным научным проектом мирового значения. Ее тема подсказана названием международного доклада ЮНЕСКО 1998 г., представившего мировому сообществу итоги многолетней работы большой группы экспертов над обобщением ведущих

тенденций в высшем образовании всех стран и континентов. Доклад «Высшее образование для XXI века» представлял контуры новой модели образования, коренным образом отличной от нынешней. В дискуссиях участники конференции развивают идеи ЮНЕСКО в их приложении к реформе высшей школы, которая полным ходом идет в России. Задача нашей конференции — собрать выдающиеся умы России, независимых международных специалистов в сфере образования и науки и предоставить им трибуну для выдвижения новых идей в области высшего образования, осмысления идущих в нем процессов.

В 15 конференциях приняли участие свыше 7500 ученых из России и 35 стран мира.

В МосГУ созданы Галерея Почета выдающихся работников и выпускников университета, Мемориал в честь преподавателей и сотрудников — участников Великой Отечественной войны. Учреждена и оформлена Книга Памяти с их именами и краткими биографиями.

Университет бережно хранит заветные святыни, символы нашего вуза: Знамена ЦКШ, ВКШ, ИМ, МГСА и университета.

За свои достижения в 2004, 2005, 2009, 2012 и 2015 гг. по итогам Всероссийского конкурса «100 лучших вузов России», проводившегося Комитетом по образованию и науке Совета Федерации, Комитетом по образованию и науке Госдумы РФ, в номинации «Лучший негосударственный вуз России» университет занимал первые места.

Во Всероссийском рейтинге 2016 г. МосГУ занял 1-е место среди 264 негосударственных вузов. В середине ноября 2019 г. по представлению префектуры Восточного административного округа университет занесен на Всероссийскую Доску почета.

Естественно, возникает вопрос: почему же, несмотря на все объективные трудности, наш вуз развивался и развивается, добивается успехов, в то время как другие вузы стагнируют и погибают?

Ответ многозначен.

У нас есть история наших предков, история ЦКШ как история людей, мечтавших о подвигах и совершавших их многократно в труде и на поле брани. История как наука побеждать.

У нас есть история и слава ВКШ, которая живет в сердцах тысяч и тысяч граждан России и многих стран мира.

Одним словом, нам есть кому подражать, нам есть откуда черпать силу духа и силу воли в трудные дни.

У нас много славных и добропорядочных друзей, которые не раз приходили нам на помощь и вновь придут, если это потребуется.

Многие из них сегодня участвуют в нашем общем торжестве. Всех не назовешь.

Вот два примера настоящей деловой дружбы.

В зале присутствует Николай Николаевич Савицкий. Когда-то он был проректором ЦКШ и ВКШ по АХЧ, а теперь и уже долгие годы возглавляет строительную фирму «Гранстрой». С 1998 г. и по сей день фирма под руководством Н. Н. Савицкого занимается строительными делами в нашем вузе, уборкой в общежитиях и учебных корпусах, уходом за всей территорией.

Давайте выразим нашим строителям — Николаю Николаевичу Савицкому и его боевому заместителю Петру Петровичу Ющенко — огромную благодарность за их высокий профессионализм и добропорядочность.

Уже говорилось, что в 1995 г. наш вуз вместе с Российской ассоциацией рекламных агентств создал первый в России факультет рекламы. В ту пору президентом этой ас-

социации был Владимир Валерьевич Филиппов. Ныне он президент Российской академии рекламы (РАРА). Затем президентом РАРА (теперь это Ассоциация коммуникационных агентств России — АКАР) стал Владимир Александрович Евстафьев — ныне вице-президент АКАР, доктор филологических наук, профессор.

Вот уже 24 года мы дружим с этими прекрасными людьми и суперпрофессионалами. Сегодня наши верные и дорогие друзья вместе с нами.

Друзьями нашего вуза с давних пор были выдающиеся композиторы и певцы, писатели и поэты, которых знала и знает, любила и любит вся страна. Это прежде всего А. Пахмутова, Н. Добронравов, Е. Евтушенко, В. Высоцкий, В. Толкунова, Ж. Мовсе-сян, Е. Крылатов, О. Иванов, Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, ведущие оперные солисты и лауреаты российских и международных конкурсов и др. Они многократно выступали и выступают в этом зале. Некоторых вы увидите и услышите сегодня.

Мы сердечно благодарим всех наших друзей за особые заслуги перед Московским гуманитарным университетом!..

Мы добивались и добиваемся успеха потому, что главную ставку в развитии вуза делали и делаем на человеческий капитал — интеллект, мышление, знания, профессиональный и жизненный опыт работающих в нем людей. Невозможное становится возможным благодаря такому явлению, как творчество.

Мы год за годом накапливаем интеллектуальный потенциал вуза. Именно поэтому в нашем вузе один за другим появились такие мыслители мирового уровня, как Н. Н. Моисеев, А. А. Зиновьев; такие выдающиеся ученые, как академик РАН, математик Ю. И. Журавлев; академик РАН, психолог А. Л. Журавлев; академик РАН, биоэтик Б. Г. Юдин; член-корреспондент РАН, филолог Ю. В. Воротников. Кафедру международных отношений университета многие годы возглавлял знаменитый ученый-международник, бывший заместитель министра МИД СССР В. Г. Комплектов, а после него — бывший первый проректор Дипломатической академии МИД СССР, а потом ректор МГИМО А. И. Степанов. Есть немало других преподавателей и ученых, влившихся в наши ряды не так давно, но всех не назовешь.

Из 604 преподавателей и сотрудников Московского гуманитарного университета почти 200 человек работают в нашем вузе более 15 лет. Свыше 40 лет работают в МосГУ 16 сотрудников. От 30 до 40 лет — 20 человек. От 20 до 30 лет — свыше 60 сотрудников.

В МосГУ работают 15 выпускников ВКШ. Это — Плаксий Сергей Иванович, Луков Валерий Андреевич, Михайличенко Наталия Андреевна, Бородай Александр Дмитриевич, Ковалева Антонина Ивановна, Чванов Александр Алексеевич, Мацуев Алексей Никитович, Колков Владимир Васильевич, Хорина Галина Петровна, Курпякова Светлана Ивановна, Головлева Елена Леонидовна, Корогодина Татьяна Михайловна, Тихомирова Людмила Юрьевна, Златанов Благой Георгиев, Плотников Александр Дмитриевич. Пятеро из них — доктора наук, профессора, десять человек — кандидаты наук, доценты.

Более 50 лет, со времен ЦКШ, в нашем вузе работает Анатолий Эммануилович Вос-кобойников — доктор философских наук, профессор, философ и педагог, как говорится, от Бога. Таких на всю Россию — раз, два и обчелся. И такой Философ с большой буквы задержался в нашем вузе на всю свою жизнь.

48 лет трудится в нашем вузе Тамара Александровна Русакова — кандидат наук, доцент, прекрасный преподаватель. Работала деканом двух факультетов, председате-

лем профкома ВКШ, Института молодежи. Сейчас — помощник ректора. В работе на всех должностях главным свойством натуры Тамары Александровны были и остаются внимание к человеку, любовь к студентам.

36 лет работает в нашем вузе выпускник ВКШ Александр Дмитриевич Бородай — доктор наук, профессор. 20 лет назад он возглавил факультет рекламы, поставил его на ноги, вывел в разряд лучшего факультета рекламы в стране, о чем свидетельствуют множество различных грамот и призов. В чем секрет успеха? Бородай — отменный Организатор с высоко развитым чувством ответственности за порученное дело.

44 года работает в университете выпускник ВКШ Валерий Андреевич Луков — доктор наук, профессор, прекрасный преподаватель. Но талантливый ученый Валерий Андреевич уже давно знаменит в стране и за рубежом. Работал проректором МосГУ по науке, директором ИФПИ. Несколько лет назад его сразил тяжелый недуг. Валерий Андреевич оказался в сложнейшей, драматичной ситуации. Слава Богу, его голова осталась такой же светлой, какой и была. И он как ни в чем не бывало пишет одну за другой статьи и книги. Входит в топ-100 самых продуктивных и цитируемых ученых России по философии и социологии с индексом Хирша 37.

Прекрасные работники есть во всех сферах нашей деятельности: воспитания, управления персоналом, экономической, финансовой, международной, хозяйственной, охраны и безопасности, издательской, среднего профессионального и дополнительного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прошу прощения, что не имею возможности высказать добрые слова всем, кого нельзя не ценить, нельзя не уважать.

Поэтому давайте разом поблагодарим всех, кто вложил свой ум, свои знания, душу, силы и волю в развитие нашего вуза. Особое спасибо всем, кто трудится в университете, работает честно, добросовестно и с полной отдачей.

Доклад о Прошлом принято завершать взглядом в Будущее...

Рассуждать о будущем российского образования всерьез не берусь. Сегодня это попросту невозможно.

В затяжном кризисе экономика. Нарастает кризис духовный и нравственный, и как результат — социальная и политическая напряженность. Все сильнее ощущается какое-то тревожное ожидание Грядущего, страх перед его неотвратимостью. Страх перед новой мировой войной, перед новой социальной революцией. Страх перед победой Искусственного интеллекта над Интеллектом естественным, перед роботизацией и неизбежным обвальным ростом безработицы. Страх перед заявлениями, будто вне чьей бы то ни было власти предотвратить происходящие изменения.

Порой так и хочется крикнуть на весь мир: «Не разрушайте Существующее ради Нового с неведомыми последствиями! Подумайте прежде всего — о Человеке!»

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек!» — писал поэт Андрей Вознесенский в середине XX в. Борис Слуцкий вопрошал еще в пору научно-технической революции, а кажется, будто говорит сегодня: «Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне».

Не дай нам Боже вновь оказаться в узде технократов. Ведь ныне в их руках не только власть, но и все народные богатства.

Будем размышлять о Будущем, обдумывая Прошлое, познавая суть Происходящего!

Каждое новое поколение древа человеческого заключает в себе Добро, возвещает миру победу духовного начала над животным. Но в эпоху господства золотого тельца и мамоны неимоверными темпами, словно саранча, стало размножаться стадо не-

истовых хулителей Прошлого: адвокатов, жрецов, адептов и трубадуров перемен — сплошь и рядом надуманных, ненужных и вредных. С адской энергией они обрабатывают и умерщвляют умы и души едва родившихся детей. И кажется порой, что дело Добра и Духа совершенно безнадежно, его нельзя уже воскресить.

Но мы все же верим, что битва за Человека еще не проиграна, что наша победа еще впереди. Ибо за нами стоит мудрость самой жизни: новые людские особи, произведенные на свет генетически здоровыми родителями, приходят в этот умопомраченный мир чистыми, с открытыми для Добра умами и душами. И, стало быть, все дело в том, чтобы они получили правильное воспитание и обучение. Дело за немногим — ответить на вопрос: «Что значит "правильное" воспитание и обучение, одним словом, "правильное" образование»?

Будем учиться управлять Грядущим, наполняя пустоту под названием «Будущее», новыми духовными смыслами, новыми гуманистическими идеями, новыми гуманитарными проектами.

В битве за Человека объединимся с гуманитарными вузами России в создании непробиваемого гуманитарного щита на пути фанатично неистовых кассандр в тошнотворных образах грефов и чубайсов и иже с ними экземпляров сверхчеловеческой породы.

Лучшее Будущее — это тщательно обезвреженное Настоящее.

Сегодня принято говорить, что любое дело начинается с денег. В какой-то мере это так. Но далеко-далеко не в полной. Война и мир, поражения и победы рождаются в головах людей. Все начинается с Мечты!.. Об этом свидетельствует вся история человечества. И пример нашего университета — тоже.

В 1994 г. посреди безденежья, разрухи и всеобщего уныния мы мечтали стать лучшими, верили в это. И наша Мечта исполнилась. «Вера горами ворочает...»

Потенциал плодотворных идей Прошлого исчерпан? Что ж, давайте искать новые! Если будем мечтать, размышлять и понимать сущность Происходящего, если будем много и хорошо работать — найдем!

В заключение прочитаю когда-то написанные мною стихи. Кажется, они пригожи для нашего торжества и нынешнего тревожного времени:

Мы всё смогли!.. Не поступились Честью, Не струсили. Отцов не позабыли. И просто потому, что были Вместе, Работали, надеялись, любили. Мы — Пахари. И Сеятели тоже. Мы — Кузнецы, Строители, Поэты. Мы — Правдолюбы. Мы в конфликте с Ложью, В союзе с Жизнью и в бою со Смертью. Мы сможем всё, коль Клятвы не нарушим. Мы все невзгоды вновь преодолеем, Пока трудиться будут наши Души, И станем мы не злее, а умнее. Вперед, друзья! Наш путь тернист и долог. Веди, Звезда, дорогой светлой Нови! Да охранит нас Божьей воли полог В сени Надежды, Веры и Любови.

Дата поступления: 05.12.2019 г.

THIS IS OUR COUNTRY, OUR WAY AND OUR HISTORY

I. M. Ilinskiy Moscow University for the Humanities

The text of the author's speech at the gala assembly dedicated to the 75th anniversary of Moscow University for the Humanities. The event was held on December 5, 2019.

Keywords: Moscow University for the Humanities; anniversary; history of Russia; Komsomol; Higher Komsomol School; Central Komsomol School

Submission date: 05.12.2019.

Ильинский Игорь Михайлович — доктор философских наук, профессор, ректор Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-78-78. Эл. адрес: iilinskiy@mosgu.ru

Ilinskiy Igor Mikhailovich, Doctor ofPhilosophy, Professor, Rector, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-78-78. E-mail: iilinskiy@mosgu.ru

РО!: 10.17805/7ры.2019.4.2

МосГУ — 75: Время. События. Люди

А. Д. Бородай Московский гуманитарный университет

Московский гуманитарный университет отмечает в 2019 г.славный юбилей — 75-летие со дня основания. Пройден большой путь в сфере высшего образования. Вуз за свою историю пять раз менял названия: Центральная комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ (1944-1969) — Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ(1969-1991) — Институт молодежи (1991-2000) — Московская гуманитарно-социальная академия (2000-2003) — Московский гуманитарный университет (2003 — наст.).

Самое интересное, важное и ценное в истории нашего вуза — это люди. В университете всегда работали высококвалифицированные специалисты. Они имели большой опыт практической работы, стали известными учеными, создали свои научные школы. Преподаватели всегда были интересны студентам, потому что многое знали и многое умели. Главное, были щедрыми и интересными специалистами, уникальными личностями. В статье представлен ряд таких специалистов.

Ключевые слова: Высшая комсомольская школа; Московский гуманитарный университет; высшее образование; история университета

ВВЕДЕНИЕ

В далеком 1944 г., 11 октября, состоялось решение Оргбюро ЦК ВКП(б) «О Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ». На заседании Оргбюро выступили секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков, заведующий отделом международной информации ЦК ВКП(б) А. С. Щербаков и первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н. А Михайлов. На этом заседании утвердили учебный план комсомольской школы. Рассмотрели план набора на 1944/1945 учебный год. Определили срок обучения — 1,5 года. Занятия предполагалось начать 15 декабря 1944 г. Требования к абитуриентам состояли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.