Научная статья на тему 'Это было. . . (воспоминания ветерана университета грудциной Антонины Ильиничны)'

Это было. . . (воспоминания ветерана университета грудциной Антонины Ильиничны) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Это было. . . (воспоминания ветерана университета грудциной Антонины Ильиничны)»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

из

ЭТО БЫЛО...

(Воспоминания ветерана университета Грудциной Антонины Ильиничны)

Я родилась 10 января 1915 года в г. Уфе. Училась во 2-й Советской школе II ступени, размещавшейся в здании бывшей мужской гимназии по улице Фрунзе. Обучение в старших классах проводилось с педагогическим уклоном. Впоследствии эти классы были реорганизованы в техникум. В 1931 году закончила Уфимский русский педагогический техникум имени М.В.Фрунзе. С 1 сентября 1931 года после вступительных экзаменов была зачислена на первый курс физико-математического факультета Башкирского государственного педагогического института имени К.А. Тимирязева. Закончила институт в 1953 году и защитила дипломную работу «Лучи Рентгена, их применение в науке и технике». По оказании института получила квалификацию преподавателя средней школы по предмету «Физика».

По распределению направлена преподавателем на кафедру физики в Башкирскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу, где проработала четыре года (1953-1958).

В 1938 году поступила учиться на первый курс Башкирского медицинского института. За годы учебы, которые совпали с годами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. приходилось совмещать занятия с учебой.

Будучи студенткой, работала ассистентом на кафедре нормальной физиологии, врачом в детском доме № 4, в Уфимской школе военных музыкантов, воспитанников Красной Армии, во время вынужденного перерыва в учебе, работала заведующей учебной частью в Уфимской школе медицинских сестер № 1.

В 1944 году закончила лечебный факультет медицинского института, получила квалификацию врача с отличием. Направлена на работу врачом-терапевтом в распоряжение Горздравотдела г. Ишимбая и назначена на должность заведующей медицинским врачебным пунктом. Одновременно с этой основной работой руководила сестринским здравпунктом на Ишимбаевском нефтеперерабатывающем заводе, работала врачом-оториноларингологом в центральной поликлинике города, дежурила на скорой помощи, при необходимости принимала участие в патологоанатомических исследованиях, работала в многочисленных медицинских комиссиях.

Выполняла служебные обязанности заведующего медицинским здравпунктом, который в условиях военного времени работал круглосуточно и без выходных дней. Кроме врачебного приема, выполняла комплекс других мероприятий: круглосуточные дежурства, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в цехах завода, обеспечением качественной спецодеждой (инструментальный и литейный цеха), служебных душевых, своевременной эвакуацией заболевших в цехах на стационарное лечение и т.д.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от б июля 1946 года награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В августе 1945 года переведена в г.Уфу на должность директора Областного медицинского техникума Минздрава Б АССР.

В сентябре 1945 года под учебный корпус был передан благоустроенный трехэтажный корпус расформированного эвакогоспиталя по ул. Достоевской. Увеличился план приема по всем медицинским специальностям с включением подготовки зубных врачей и зубных техников. Среди поступивших было много демобилизованных участников войны.

Существенное практическое значение имела работа по созданию в соответствии с приказом министра республики С.З.Лукманова специальной квалификационной комиссии по приему экзаменов экстерном, которая имела право выдачи дипломов о наличии медицинского образования тем, кто длительно и успешно работал в годы войны в госпиталях и войсковых подразделениях.

В 1946 году после непродолжительной работы директором областного медицинского техникума я возвратилась ассистентом на кафедру нормальной физиологии.

Башкирский медицинский институт был открыт 15 ноября 1932 года. Для учебных

занятий с первокурсниками были сформированы кафедры биологии, общей химии, биологической химии, физики, общественных наук и морфологии, последняя в дальнейшем была преобразована в две самостоятельные кафедры - нормальной анатомии и гистологии.

Заведующим кафедрой физики приказом Наркомздрава РСФСР в июне 1932 года был утвержден Грибанов Евгений Никитович, он же в это время был заведующим кафедрой и деканом физико-математического факультета Башкирского государственного педагогического института имени К.А. Тимирязева, из которого в медицинский институт перешли преподаватели Г.Н. Валеев и Т.Ш. Сафин. Кафедра в это время размещалась в главном учебном здании на втором этаже бывшей мужской гимназии по улице Фрунзе 47.

К началу учебных занятий был оборудован физический кабинет, оснащенный необходимыми приборами и аппаратурой, своевременно изготовленными в производственных мастерских Уфимского физического института. Работавший в термической лаборатории этого института физик П.Г. Лавров был зачислен на должность заведующего физическим кабинетом. С 1939 года кафедрой заведовал по совместительству К.П Краузе (1939-1941 гг.), с 1941 по 1943 год заведовал профессор Н.Д. Маргулис из эвакуированной во время войны Академии наук Украины. С 1943 по 1947год кафедрой вновь стал заведовать доцент К.П. Краузе, в 1947-1949 гг. - старший преподаватель из Башпединститу-таД.Т. Емасов. В 1949-1984 гг. кафедру возглавила я.

В годы Великой Отечественной войны коллектив Башмединститута работал в сложных условиях. Значительные трудности возникли в организации учебного процесса из-за ограниченной учебной базы. В биофизиологическом корпусе в июне 1941 года разместился военный госпиталь Народного комиссариата обороны, в общежитии № 2 в октябре 1941 года - эвакогоспиталь. На базе главного корпуса Башмединститута Московский медицинский институт (1941-1943 гг.).

В послевоееные годы дирекция института занималась укреплением материальной базы, комплектованием профессорско-преподавательских кадров и многими другими вопросами, успешное решение которых было необходимо для улучшения качества подготовки врачей. Трудности военного времени осложнили учебный процесс на ряде, кафедр. Дефицит учебных пособий и лабораторного оборудования, многократная смена руководства кафедр отрицательно влияли на работу кафедры физики. Не возвратились на своирабочие места опытные преподаватели Г.НВалеев и Т.Ш.Сафин, погибшие в боях за Родину. В послевоенные годы, как и в годы войны, преподавателями работали школьные учителя, не призванные в армию по возрасту. Это Н. Ф. Чернобровин, эвакуированный из Ленинграда И.И.Волков. Старшими лаборантами работали П.Г.Лавров и З.Н.Курманкаева. Необходимо было срочно решать проблему с педагогическими кадрами.

В начале 1949-1950 учебного года меня пригласили к ректору института доценту

A.А. Иванову. При собеседовании с ним присутствовали члены Ученого совета доценты

B.М. Левитан (заведующий военной кафедрой) и А.А. Ушаков (заведующий кафедрой общественных наук). Уточнялись некоторые данные моей биографии. Мне предложили с должности ассистента кафедры нормальной физиологии перейти на должность старшего преподавателя кафедры физики с исполнением обязанностей заведующего.

Первоначальный этап моей стажировки проходил в Башкирском педагогическом институте на кафедре общей физики под руководством заведующего кафедрой доцента В. С. Смирнова с посещением занятий на I и IIкурсах физико-математического факультета.

В дальнейшем в продолжении всего второго семестра, включая экзаменационную сессию, стажировка проходила во 2-ом Московском медицинском институте имени НИ. Пирогова под руководством заведующего кафедрой физики профессора и доктора биологических наук Н.А.Рамизова. Мне также была предоставлена возможность посещать занятия на кафедре физики 1-го Московского медицинского института имени Н.И.Сеченова (зав.каф.-проф. А.И.Ливещев) и на кафедре физики Московского медикостоматологического института (зав.каф.-проф. Е.В.Кортуков).

В медицинском институте физика длительное время изучалась как общеобразовательная дисциплина по сокращенной программе физико-математического факультета с указанием примеров-явлений происходящих в организме человека для понимания которых

требовалось знание физических законов.

Начиная с 50-х годов XX века в итоге многочисленных дискуссий установлено, что существенным элементом медицинского образования должны быть медицинская физика, цель которой обучить студентов-медиков необходимыми физическими знаниями и умениями для изучения других учебных дисциплин.

Активное участие в дискуссии о перестройке преподавания курса физики принимали преподаватели клинических кафедр БМИ: А.А. Иванов, СХ.Халикова («Вестникрентге-, пологий и радиологии», 1952, № 2, С. 94-97) и общей физики А.И. Грудцина («Вестник высшей школы», 1951, № 7.- С. 47-48). Мнение о необходимости перестройки преподавания поддержал и ректорат Башмединститута.

Таким образом, перестройка преподавания на кафедре физики Башкирского медицинского института началась в 1949 году, опередив указания и рекомендации, опубликованные в «Программе по физике для студентов лечебных факультетов», утвержденной Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР от 15 мая 1970 года.

Кафедра физики была первой в мединституте, на которой с 1964 года преподаватели использовали программированное обучение. Традиционный методический прием -устный контрольный опрос студентов перед выполнением лабораторных работ - во многих случаях заменяет программированный контроль, наиболее простой его способ, безмашинный, с помощью перфокарт с вопросами и контрольными задачами. Вопросники составлялись по принципу выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных. В дальнейшем перфокарты изготавливались для контроля с помощью простых обучающих машин (Свердловс-4, К-53 «Ласточка»). Исследования показали, что программированный контроль значительно сокращает время, затрачиваемое преподавателем на проверку знаний одного студента, дает возможность проверить подготовленность к занятиям всей группы, способствует оптимизации учебного процесса, освобождая время для самостоятельной работы на овладение практическими навыками.

Для практических занятий разрабатывались методические руководства с использованием программированного контроля на всех этапах отработки темы. Такое методическое пособие для изучения устройства усилительного электрокардиографа ЭКП-4 (Грудцина А.И, Киселев Е.И., Курманкаева З.Н.) и электрифицированный стенд-тренажер (Батырев Г.Ф.) демонстрировались в 1970 году на Всесоюзной методической конференции по вопросам методики преподавания физики в медицинских институтах и были приняты Центральным методическим кабинетом ГУУЗа СССР в качестве пособия для медицинских вузов (Рига, издательство «Звейгене», 1974, С. 123-124).

Существенное значение для оптимизации учебного процесса имеет комплексное координированное преподавание, то есть умело согласованное изложение учебной информации между отдельными кафедрами (физика - травматология, физика - рентгенология, физика - нормальная физиология и т.д.), что дает возможность общими усилиями определять наличие информации на родственных кафедрах, определить объем изучаемой информации (блоки) на каждой из них.

Межкафедральные координированные программы, обеспечивая комплексное изложение учебной информации (лекции, практические занятия) позволяют устранить нерациональную затрату учебных часов и дублирование.

Для очередной научно-методической конференции мединститута в феврале 1973 года мною был подготовлен доклад о программированном контроле знаний и комплексном преподавании. Рациональные предложения по оптимизации учебного процесса получили одобрение и распространение на других кафедрах (фармакологии, нормальной анатомии, факультетской терапии, оперативной хирургии и т.д.).

В 1975 году был организован Методический совет по научной организации учебного процесса (НОУП), который я возглавляла.

Рекомендации преподавателей кафедр о путях и методах оптимизации учебного процесса многократно обсуждались на методических совещаниях и конференциях медицинских институтов РСФСР и дальнейшем получали практическое распространение.

Научно-методическая работа по оптимизации обучения с первых лет заведывания кафедрой успешно продолжалось все годы руководства кафедрой. Возник интерес к физическим явлениям, происходящих в окружающей воздушной среде, с которой человек на-

ходится в постоянном непосредственном общении и соприкосновении, реагируя на все изменения, происходящие в ее состоянии.

7“т с л ~ч

Большой практический интерес представляет электрическое свойство воздуха, которое по постоянству и длительности своего действия определяется его ионизацией -содержанием атмосферных газовых ионов. Процесс-ионизации воздуха заключается в том, что под влиянием ионизаторов происходит расщепление газовых молекул на электроны и остатки, заряженным равным количеством положительного электрона. Изучалась ионизация воздуха в жилых района города Уфы - крупного центра нефтеперерабатывающей промышленности, на территориях нефтеперерабатывающих предприятий, в закрытых помещениях, парках, скверах, на городском пляже, а также вне города - в сельской местности, на территории башкирских курортов.

Установлено, что на уровень ионизации воздушной среды города определенным образом влияют климато-метеорологические условия погоды (дождь, снег, промерзание почвы, снежные бури и т.д.). Исходя из задач исследования, изучалась ионизация воздуха города Уфы по трем стационарным пунктам, расположенным на различном удалении от предприятий нефтепереработки, нефтехимии.

В атмосфере города во все сезоны года присутствует комплекс вредных примесей: фенол, окись углерода, сероводород, сернистый газ и некоторые другие токсические вещества. Показатели ионизации воздуха, как показали наши измерения, в жилых районах города несколько хуже по сравнению с теми, которые приводятся в литературе для жилых районов с незагрязненной атмосферой.

Однако, как следует из наших исследований, уровень естественной ионизации воздуха в парках города Уфы находится на уровне показателей в дачных, т.е. хорошо озелененных районах вне города.

В воздухе Башкирских курортов «Шафраново» (легких - 2145, тяжелых - 269 х 10\ коэффициенты униполярности 1,29 и 1,08), «Красноусолъский» (легких - 2978, тяжелых 8616, коэффициент униполярности 1,06 и 0,52). Показатели аэроионизации воздуха весьма высокие -на уровне лучших курортов России.

Впервые проведены измерения аэроионизации в производственных помещениях на основных этапах переработки нефти и на установке для получения одного из веществ органического синтеза (кумол) и в сравнительных целях - на заводе по изготовлению резиновых технических изделий.

Проведены наблюдения в лабораторных условиях за показателями ионизации воздуха при свободном улетучивании нефти и нефтепродуктов. Загрязнение воздушной среды при испарении этих веществ вызывает неблагоприятные сдвиги показателей аэроионизации воздуха. Экспериментальные исследования на животных показали, что у них при длительной затравке малыми концентрациями бензина при вдыхании воздуха с повышенным содержанием гидроаэроионов повышаются иммунобиологическая активность, работоспособность и устойчивость к угловому ускорению. По окончании эксперимента животные, подвергшиеся затравке бензином и последующей гидроаэронизации, были более подвижны, а в группе, не получавшей гидроаэронизацию, выглядели больными.

Многолетние наблюдения за ионизацией воздуха в условиях города с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью свидетельствовали о том, что имеется снижение электропроводности окружающего воздуха.

Эксперименты на животных свидетельствовали о весьма благоприятном действии курса ингаляций воздуха с повышенным содержанием гидроаэроионов.

Вдыхание (ингаляции) рабочими нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий искусственно ионизированного воздуха с повышенным содержанием отрицательно заряженных гидроаэроионов повышало общую сопротивляемость организма в условиях неблагоприятного влияния окружающей воздушной среды (содержащей углеводороды предельного и непредельного ряда, сероводород, сернистый ангидрид, окись углерода, фенол и другие химические соединения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.