УДК 81 '373. 234
Жамсаранова Раиса Гандыбаловна
Zhamsaranova Raisa
ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГЕНОНИМА «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ХАМНИГАН»
ETHNOLINGUISTIC ATTRIBUTE OF GENONYMUM "TRANS-BAIKAL KHAMNIGAN"
В статье разрешается один из самых сложных и до сих пор неизученных вопросов ономастики - этноязыковое происхождение генонима хам-ниган. Забайкальские хамниганы представляют собой этнический субстрат тунгусского происхождения в среде агинских бурят
Ключевые слова: происхождение генонима хамниган; региональная система географических названий гено-нимного происхождения; топонимы; тунгусы Забайкалья; антропонимы; архивные данные; этногенез агинских бурят
The article studies one of the most difficult and still unsifted issues of onomastics - ethnolinguistic origin of genonymum khamnigan. Trans-baikal khamnigans are ethnic substarstum of Tungus origin in Aginsk Buryat environment
Key words: origin of genonymum khamnigam, regional system of genonymum origin place-names, toponyms, Tungus of Transbaikalia,anthroponyms, repository data, ethnogene-sis of Aginsk Buryat
Родоплеменные названия по своему языковому происхождению, этимологии, нормам функционирования, степени лингвистической «адаптации» представляют собой достаточно сложный языковой материал в ономастике. По-своему уникальна способность этнонима (генонима) сохранять и передавать информацию о далеком этническом прошлом отдельной национальности, народа и даже этноса. Определенный научный интерес представляют этнонимные и генонимные названия забайкальских тунгусов и инородцев, в число которых входили и хамниганы. В статье предпринята попытка определения этнической и языковой принадлежности хамниган.
В научной литературе существуют два варианта написания этого генонима - одной их групп агинских бурят, а именно хамнеган и хамниган. Также встречается уточнение, свидетельствующее о локальности обитания та-
кой этнической группы, как ононские хамнига-ны. Полагая, что этногенез любого народа, в том числе и бурят, сложен и неоднозначен, не говоря уже об отдельной территориальной группе, считаем уместным привести существующие мнения о генониме «хамнеган».
Так, например, Ю.Д. Талько-Грынцевич писал, что хамнеганами буряты и монголы называют тунгусов на реках Иро и Армак. В.А. Туголуков, ссылаясь на сообщение Палласа о происхождении названия «хамнеган», считает их обуряченными потомками солонов (хинган-ских тунгусов), состоявших на службе по охране северных границ Китая по р. Аргунь. Заслуживает упоминания замечание Х. Цыренжапо-ва о том, что слово «хамнеганы» - есть производное от топонима, а именно, от названия притока р. Джида - Хамней, где до революции были земли Армакской инородческой управы тунгусов-хамнеган [1; С. 214].
Действительно, в документах Государственного архива Читинской области (ГАЧО) в составе Арматской волости крещеных инородцев на 1897 г. упоминается селение Хамней-ский с 18 дворами, где проживало 83 души тун-гусов-хамнеган [2; Л. 84]. В Кударинском инородческом ведомстве были два селения с названием Хамнаевское. В первом селении царскими переписчиками было переписано 43 души в 13 дворах, во втором - 19 дворов с 44 душами. Эти архивные свидетельства позволяют усомниться в современной трактовке обитания хамнеган и вводить в научный оборот генонимное название отдельной группы как ононские хамниганы. По-видимому, только в этнической среде агинских бурят сохранилась память об иноплеменном происхождении отдельной группы.
Д.Г. Дамдинов, автор-составитель книги «Улигеры ононских хамниган», созданной в 1911 г. на основе полевых записей фольклора хамниган известного исследователя Ц.Ж. Жамцарано и записанной им в академической русской транскрипции, вероятно, и ввел в оборот это название. Однако, как он сам пишет, хамниганы проживают сейчас (в XXI в.) по правой стороне р. Онон в Кыринском, Акшинском, Агинском, Дульдургинском, Могойтуйском районах Забайкальского края, а также в Карым-ском, Шилкинском и Ононском районах, Кэн-тэйском и Восточном аймаках Республики Монголия [3; С. 44-45].
О территориях, локально занимаемых в свое время хамниганами, можно судить по ге-нотопонимам. Так, например, в составе Урлук-ской волости (ныне Красночикойский район) было селение Хамнегадайское, в 25 верстах от Читы [4; С. 39-40]. Микротопонимические названия, зафиксированные в современных полевых экспедициях по Забайкальскому краю, также локально отражают места обитания хамниган. Один из левых притоков р. Хойто-Ага носит название Хамгалей, есть также реки Камчалей и Малый Камгалей, падь Камчалей у с. Хойто-Ага, падь Малый Камчалей в Агинском районе [5]. В Ононском районе одно из
местечек носит название Остров Хаминган. Гора Хаминган находится в окрестностях села Мангут Кыринского района, падь Камеганай в Шилкинском районе. Ареальность распространения генонима хамниган в микротопонимии региона позволяет исключить из научного оборота геноним «ононские хамниганы» и вести речь о забайкальских хамниганах. Полагаем, что данный геноним мог быть известен и далеко за пределами территории Забайкалья в историческом прошлом. Однако предварительно попробуем осветить вопрос о забайкальских хамниганах как отдельной современной этнической группе.
Селения Узон, Токчин, Гунэй Агинского и Дульдургинского районов Забайкальского края считаются основанными тунгусами-хамнига-нами, которые позже вошли в этнический состав агинских бурят. В настоящее время были предприняты попытки возрождения материальной и духовной культур хамниган. Организована фольклорная экспедиция в Кыринский и Акшинский районы Читинской области ОЦНТД по изучению состояния бытовой, языковой культур, фольклора хамниган; состоялся областной фестиваль бурятских фольклорных коллективов, одной из задач которого было выявление носителей традиционной культуры хамниган в 1996 г. силами Комитета Культуры Читинской области, Ассоциации бурят, проживающих вне автономии, областного центра народного творчества и досуга (ОЦНТД). В июне 1996 г. проведена 1-я межрегиональная научно-практическая конференция по проблемам культуры, языка, обычаев и традиций ононских хамниган. В 1998 г. состоялся фольклорный праздник ононских хамниган в с. Ток-чин Дульдургинского района. Однако итоги мероприятий свелись к объективной констатации факта культурной, языковой ассимиляции хам-ниган в этнической среде агинских бурят.
Обращаясь собственно к лексикосемантическому анализу генонима хамниган, следует отметить, что в некоторых источниках употребляют оним «хамнеган» ([6], Ю.Д. Таль-ко-Грынцевич, В.А. Туголуков, Х. Цыренжапов),
в то время как в других встречаем геноним «хамниган». В китайских сочинениях «Дациньт-унчжи» («Общее описание империи Дацин»), изданном в 1744 г., упоминается название племени ка-му-ни-хань. Составитель описания относил племя ка-му-ни-хань к тунгусам [7; С. 214]. Полагаем, что оним «хамниган» мог появиться от китайского написания ка-му-ни-хань [8; С. 46].
Х. Цыренжапов в реферате «Сведения о забайкальских хамнеганах в анонимной рукописи конца XVIII в.» сделал попытку этимологизировать оним «хамнеган» из тюркских языков как «тесносплоченные», ссылаясь на записанную Талько-Грынцевичем хамнеганскую легенду о переселении хамнеганов с Алтая около 3000 лет тому назад [1; С. 214]. В.А. Ту-голуков, в свою очередь, подвергает сомнению версию Цыренжапова об этнических связях конных тунгусов Забайкалья с Западным Алтаем, «...когда ни о каких тунгусах не было известно» [там же].
Мнение же Д.Г. Дамдинова о монгольском, а не о тунгусском происхождении хамне-ган, к сожалению, не подкреплено. И, как замечает В.А. Туголуков, «.бурятские предания называют древними обитателями забайкальских степей именно хамнеганов-тунгусов, а не монголов», ссылаясь на работу Д.А. Клеменца [1; С. 215].
В связи с этим, полагаем, что этноним «тунгус(ы)» - это оним собирательный (впрочем, как и многие названия забайкальских родоплеменных групп и сообществ в период с XIII по XVIII вв.), т.е. состоящий из разных эт-но-языковых групп. Потому корректно обратиться к поиску языкового происхождения ге-нонима хамниган к языкам народов тюркского, самодийского или же палеоазиатского происхождения.
В этом плане возможно сопоставление онимов экзонимного происхождения, т.е. так, как называли друг друга племена и группы. Например, в кетском языке этноним «тунгус» обозначен онимом хъмга (мн. ч. хъмган) [9]. В другом кетско-русском словаре этноним «эвенк
(эвенки)» обозначают также хъмга (хъмган) [10].
К народам палеоазиатского языкового происхождения причисляют и кетов, как одних из древних насельников огромных североазиатских просторов и связанных и генетически, и по языку с индейцами Северной Америки. Эвенки, являясь одним из народов тунгусоманьчжурской группы алтайской языковой семьи, представляют собой наиболее древний этнический слой среди многочисленных народностей и национальностей Сибири. Понятно, что при контактах чужие друг другу племена пользовались экзонимными названиями. Давние связи палеоазиатов и эвенков, как первопроходцев Сибири от Урала до берегов Охотского моря, случались, по-видимому, давно, в историческом прошлом, обусловив этим фактом функционирование экзонимов в своих языках.
Экзоним, как «прозвание другого народа», фиксирует не самоназвание этнической группы, а некую признаковость, выражающую и отражающую внешние этнические отношения (ср. экзоним «немец», т.е. «немой», не говорящий по-русски). Кетоязычные палеоазиаты, точнее, одно из племен, потомки которого разговаривают сегодня на среднекетском диалекте, называют эвенков «хъмга (хъмган)». Это экзонимное название соседних племен с кетами было в свое время в китайских источниках передано на письме как ка-му-ни-хань. Полагаем, что множественность (р!игаНа 1апШт) кетского хъмган могла быть передана в китайской транслитерации как ка-му-ни-хань: кет. хъм < кит. ка-м (у); кет. ган < кит. -хань. «Появление» в китайском ка-му-ни-хань назального -н (и)-, по-видимому, объяснимо комбинаторными изменениями звуков, которые могли возникнуть в результате влияния звуков друг на друга в потоке устной речи.
Итак, этническая и языковая принадлежность тунгусов-хамниган может быть установлена путем изучения лексики соседствующих когда-то с эвенками и эвенами народов, в частности, кетов. Однако следует учесть тот не-
преложный факт, что этноним «тунгус(ы)» -это название народа собирательного значения, т.е. тунгусами (забайкальскими, в частности) назывались в недалеком прошлом все этнические группы исторической Даурии. На этот факт указывают ономастические данные, в частности, детальное исследование микротопонимии Забайкалья. Оказалось очевидным наличие по всей территории региона собственно эвенских топонимов, а не эвенкийских. Обнаружившийся пласт топонимов эвенского языкового происхождения распространен по всей территории Восточного Забайкалья, тогда как эвенкийские названия встречаются на северных территориях региона.
Заметим, что до сих пор в научной литературе не существует ни одного адекватного и объективного определения этнонима ни «тун-гус(ы)», ни «бурят(ы)». То же можно сказать и о других этнонимах и генонимах Сибири, особенно Восточной. В.А. Туголуков считает вопрос различения эвенов и эвенков не принципиально важным: «Эвены - это вариант названия эвенки...» [1; С. 210]. Действительно, особого разделения между эвенами и эвенками не наблюдается, может быть только в лексике и в некоторых моментах грамматического строя.
До революции эвены были известны под названием ламутов. В начале XVIII в. в документах упоминаются уже два разных народа -тунгусы и ламуты. Этноним ламуты обозначал те группы тунгусо-маньчжурских народов, тип хозяйствования которых предполагал иной образ жизни, чем разведение оленей у орочонов. Орочонами назывались группы тунгусоманьчжурских народностей, которые разводили оленей (эвенк. орон "домашний олень").
В ревизских описях ГАЧО упоминаются только около тридцати душ «бродячих орочонов», кочевавших по северной окраине Уруль-гинской Степной Думы [11]. По данным полевых материалов видно, что и современное население Забайкалья различает орочонов и хамниган, считая их разными народностями.
По-видимому, хамниганы, или эвены-ламутки обитали в центральных, юго-западных
и юго-восточных районах Восточного Забайкалья. На это указывают микротопонимические данные, которые ареально очерчивают миграционные пути хамниган. Соответственно, вероятно предположить, что это были так называемые конные тунгусы или пешие тунгусы. Хамниганы-эвены занимались разведением скота и коневодством, отличаясь этим от оленных тунгусов. Разведение лошадей, которыми они славились, требовало наличия степного пространства, а как охотники они осваивали леса и лесостепь. Видимо, этот факт может пролить свет на их этническое происхождение.
Среди тунгусов XIX в., согласно ревизским описям 1816-1858 гг., имелся Узоновский / Одженовский / Узонский род инородцев. Кочевал этот род по рекам и урочищам Прионо-нья, по р. Онон. Топонимы - с. Узон, р. Ожур-гурей (пр.пр.р. Никсанда, стекает с Даурского хребта) - это, видимо, места обитания тунгусов Одженовского / Узонского рода. Ойконим Гунэй назван по имени Гуновского рода хамниган. Геноним «хамниган» вышел из употребления в начале XX в.
Установленный нами язык-источник палеоазиатского происхождения при этимологизации онима «хамниган» позволяет проследить вероятность его использования на других территориях Сибири. В связи с этим обратимся к данным, устанавливающим племенной и родовой состав коренного населения Сибири, изложенным и собранным в известном фундаментальном труде Б.О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.». Б.О. Долгих отмечает, что «только с 1675 г. в сметных книгах Иркутского острога начинают упоминаться тунгусы, а с 1679 г. и буряты. В переписной книге Иркутского острога о бурятах и тунгусах говорится уже в 1669 г.» [12; С. 299].
Тунгусы, - как пишет Б.О. Долгих, - составляли вторую по численности после бурят этническую группу. «Общим названием тунгусов Иркутского острога, обитавших вокруг югозападной оконечности оз. Байкал, было название "кумкагиры"» [там же]. Полагаем, что гено-
ним «кумкагир(ы)» по этимологии то же, что и забайкальские хамниганы, а именно -хъмга(н), т.е. эвен(ы).
В первых списках ясачных кумкагиров от 1698 г. приведены имена собственные «низовых и подгородных тунгусов, Заектаева рода и мунгальских выходцев» [12; С. 302]. Приводятся тексты жалоб селенгинских ясачных тунгусов Кумкагирского роду на иркутских тунгусов, которые «хотят их побить». Обнаружилось, что одним из двух главарей этих кумкагиров оказался тунгус, бывший до этого в списках Заек-таева рода. Тунгусы Заектаева рода, наряду с «низовыми и подгородными кумкагирами», представляли собой многочисленную группу тунгусов-кумкагиров. Обращает на себя внимание факт номинации рода, а именно, по имени собственному главы рода, «лутчего человека» - Заектая, умершего, согласно ревизии около 1685 г.
Тунгусы Заектаева рода считались коневодами. Этот этнографический факт и объясняет, видимо, то обстоятельство, что тунгусы-кумкагиры были своего рода «пограничной группой, часто сталкивавшейся с монголами и сойотами». Как пишет Долгих, порой они заходили на территории кочевых бурят-монгольских родов: Тунку, реки Темник, Ка-банск и Селенгинск [12; С. 303]. По архивным данным, по ревизским сказкам 1851 г., Армат-ской инородной управы в Заектаевом роду лиц мужского пола насчитывалось 153 души, женского пола - 155 душ «крещеных тунгусов и тонгусок». Имена и фамилии крещеных тунгусов имеют двух- и трехкомпонентную структуры: Михайло Названов, Осипъ Егоров, Кочетов, Трофим Никифоров, Малафей Никифоров Дунаевъ, Дмитрий Федоров Татаринов, Иван Васильев Дунаевъ и т.д. Женские имена только двухкомпонентны: Пелагея Денисова, Авдотья Федорова, Ненила Григорьева, Улита Яковлева и проч. У некоторых крещеных тунгусов записаны их исконные языческие имена: Цыбыкъ Буртиланов, а по крещению Никонъ Моисеев Тютринъ; брат Цыбыка Бадма, а по крещению Григорий Алексеев Татаринов [13;
С. 16]. Другая часть этого рода в количестве 37 семей на тот момент оказались не подвергшимися христианизации. Видимо, факты соседства с монгольским миром, отразившегося и в хозяйственно-бытовом сходстве (традиционном коневодстве), и в антропонимиконе кумка-гиров и бурят, обусловили со временем их этническую неразличимость.
Соседство тунгусов и бурят общеизвестно, что, естественно, добавило путаницы в эт-нонимные и экзонимные названия родовых групп и сообществ. Имена личные Цыбык, Бадма - это исконно монгольские и бурятские имена тибетского происхождения. Добавим, что историко-политическая действительность XVII-XVIII вв. также предполагала естественное возникновение родственных и иных взаимоотношений между родами, способствовавшее глубоким ассимиляционным процессам, затронувшим все народности Сибири.
Сравнительно-сопоставительный анализ документов ГАЧО - данных о количестве плательщиков ясака - проясняет изменение численности ясачных инородцев. Процесс колонизации Восточной Сибири, способствовавший русификации аборигенного населения посредством крещения, повлекшее за собой изменение антропонимикона коренного населения, ориентация, порой насильственная, на русский образ жизни, волнения и восстания инородцев вследствие этого и опосредовали нестабильную обстановку в целом. Стало возможным, зачастую поощряемым со стороны губернских и волостных властей, переходить из одного рода в другой, иногда меняя при этом и язык, и этническую принадлежность. Следует учитывать и роль экономического порядка: при крещении тунгус, бурят или другой инородец освобождался от бремени ясака.
Возвращаясь к вопросу об этимологии генонима хамниган, следует описать следующие факты лингвистического порядка. Если в генониме кумкагир явно угадывается кетское хъмг+суффиксальное -гир, то возникают вопросы в отношении забайкальского хамни-ган/хамнеган. В связи с этим попробуем про-
анализировать генотопонимы Хаминган (остров и гора), Камеганай, Хамгалей, Камчалей, Малый Камгалей с топоосновой хъмга(н). Очевидно, что гидроним Хамгалей, как и Камчалей, Малый Камгалей, Малый Камчалей произошли от кетского хъмга. «Превращение» топонима Хамгалей в названиях Камчалей, Малый Камчалей могло произойти случайно, в виде опечатки при переносе на карту (-г- < -ч- ).
В топонимах Хаминган «угадывается» генонимное "хамниган". Явление фонологической инверсии, по-видимому, и стало именно тем фактором, благодаря которому и «появился» топоним Хаминган. Полагаем, что инверсия коснулась китайского ка-му-ни-хань, точнее, составных - ни-хань < -га-н (ай). Случилась фонологическая инверсия в названии рода как явление интерференции в результате взаимодействия языковых систем в условиях двуязычия.
Исходя из тезиса о том, что кетское хъмга(н) может функционировать в виде гено-нима кумкогир, полагаем вполне вероятным отнести следующие топонимы к генотопони-мам с топоосновой хъмга(н): р. Кумоча, урочище Хумэши (Дульдургинский район), поля Большая Кума, Средняя Кума, Малая Кума, деревня Кумаки (Шилкинский район), оз. Гум-ба-Нор, деревня Камкай, падь Камкайчик, деревня Камкая (Оловяннинский район), гора Ку-мыльский Голец, урочище Кумыль, р. Кумыль-ская Агуца - левый приток р. Агуца, р. Кумыл, руч. Хамара, падь Хурна-Хамар, падь Хурка-Хамар (Кыринский район), падь Кумаковская (Нерчинский район), падь Хомутай, участок Кумен (Сретенский район), р. Комочи - левый приток р. Кучегер, р. Хамор - левый приток р. Южная Хаверга (Акшинский район). Приведенные данные полевых исследований, точнее, территориальность их распространения, убеждает в отношении факта этнического соседства разных групп тунгусов исторической Даурии. Соседствующие с хамниганами племена само-дийцев, иных тунгусо-маньчжурских народностей, палеоазиатских, монгольских при разделении земель и угодий, мест кочевок вынужде-
ны были их номинировать. Урочищам давали имена и «прозвания родов инородцев», чтобы избежать всякого рода недоразумений и стычек. Переданное генонимное название посредством русского языка «превратилось» в топонимах в основы типа Кум-/Ком-/ Хум--/Хам- , что представляет собой моменты их языкового освоения в русском и бурятском языках. Для освоенных топонимов посредством бурятского языка типично употребление начального х-, а для русского - к-.
Данные наблюдения на широком полевом и архивном материалах по тунгусам-хамниганам позволили представить в данной статье версию о происхождении генонима хъмга(н). Б.О. Долгих указывает, что «.старое название Енисея выше устья Ангары было Ке-ма, или Кима», ссылаясь, в свою очередь, на Клапрота [С. 185]. Потому мы считаем, что в основу экзонима хъмга(н) могло быть положено название реки, т.е. Енисея. Видимо, какая-то родовая группа кетоязычных остяков могла так называть себя (что маловероятно) или соседнее племя. В историческом прошлом считалось обычным явлением называть соседние народности или племена по месту обитания. Чаще всего это были названия рек, т.к. бассейн крупных рек заселялся племенами и надолго обживался.
Эта этническая группа могла быть близка к эвенкам или эвенам, жившим чересполос-но с остяками не только в прошлом в Енисейском уезде, но и по всей Сибири. Во всяком случае, бесспорно, что это название хамниган «пришло» в Забайкалье и было перенесено кетоязычными племенами, а потому является одним из самых древних генонимов на территории исторической Даурии.
Таким образом, ономастические данные предоставляют исследователю уникальную возможность «заглянуть» в далекое прошлое, воссоздать не только этноязыковые, этнокультурные связи народов и народностей, племен и родовых сообществ, но и моменты лингвистической «ассимиляции» ономастических феноменов, таких как геноним «хамниган». Ком-
плексное изучение всех вопросов, касающихся истории региона, языка, культуры одного из малочисленных народов, как, например, хо-ринские (агинские) буряты, их фольклора, архивных документов и составляют весь научный
1. Туголуков, В.А. Главнейшие этнонимы тунгусов (эвенков и эвенов) [Текст]//Этнонимы. - М.: Наука, 1970. - С. 214.
2. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. 19, оп. 1, д. 86, л. 84.
3. Дамдинов, Д.Г. Языковая принадлежность хамниган [Текст] // Научно-попул. ж-л «Забайкалье». - Чита, 2002. - № 4. - С. 44-45.
4. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. 1о, оп. 1, д. 89, лл. 39-40.
5. Полевые топонимические материалы 2005, 2006, 2007 гг.
6. Дамдинов, Д.Г. Говор ононских хамнеган [Текст]: дисс. канд. филол. наук /Д.Г. Дамдинов. -Улан-Удэ, 1966.
7. Туголуков, В.А. Главнейшие этнонимы тунгусов (эвенков и эвенов) [Текст] / В.А. Туголуков //Этнонимы. - М.: Наука, 1970. - С. 214.
Коротко об авторе_____________________________
инструментарий исследователя, занимающегося одним из наиболее сложных, а потому не до конца изученных областей языкознания, как топонимика, антропонимика, этнонимика.
_________________________________Литература
B. Жамсаранова, Р.Г. К вопросу о хамнега-нах [Текст] / Р.Г. Жамсаранова // Научно-попул. ж-л «Забайкалье». - Чита, 2QQ2. - № 4. - С. 4в.
9. Вернер, ГК. Словарь кетско-русский и русско-кетский: учеб. пос. для уч-ся начальных школ [Текст] / Г.К. Вернер. - СПб: Просвещение, Т99З. - ЗТ9 с.
W. Максунова, З.В. Краткий кетско-русский словарь. Среднекетский диалект [Текст] / З.В. Максунова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2QQТ. - Т22 с.
ТТ. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. 55.
Т2. Долгих, Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке [Текст] / Б.О. Долгих. - М.: Изд-во Академии наук, Т9вQ. - С. 299.
ТЗ. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), ф. Ь, оп. Т, д. Т7594, л. Тв.
___________________________Briefly about author
Жамсаранова Р.Г., канд. филол. наук, доцент кафедры Zhamsaranova R.G., Ph.D. (Philology), Assistant Professor,
теоретической и прикладной лингвистики, Читинский Theoretical and Applied Linguistics Department, Chita State
государственный университет (ЧитГУ) University (ChSU)
служ. тел. 35-91-13
Научные интересы: ономастика, этнонимика, антропо- Scientific interests: onomastics, ethnonymy, anthroponymy
нимика (историческая), топонимика (региональная) (historical), toponymy (regional)