Научная статья на тему 'Этносоциологические и конфликтологические аспекты изучения ненцев острова Колгуев'

Этносоциологические и конфликтологические аспекты изучения ненцев острова Колгуев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОСТРОВ КОЛГУЕВ / НЕНЦЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НЕФТЕГАЗОНОСНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / KOLGUEV ISLAND / THE NENETS PEOPLE / NATIONAL CULTURE / OIL AND GAS FIELD / SOCIOLOGY / ETHNOGRAPHY / CONFLICTOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдов А. Н., Кокорин М. В., Михайлова Г. В.

Статья является попыткой создать "этносоциальный портрет" коренных жителей острова Колгуев Ненецкого автономного округа, имеющего уникальную тундровую экосистемуизолят, а также выделить основные противоречия как на самом острове, так и вокруг него. В основу статьи положены материалы полевых исследований, проведенных в 20022004 годах совместно лабораторией охраняемых природных территорий Института экологических проблем Севера УрО РАН и социологической службой Северного государственного медицинского университета. Применен междисциплинарный подход к анализу результатов исследований, которые проводятся на стыке этнографической, социологической и конфликтологической составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOSOCIOLOGICAL AND CONFLICTOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING NENETS PEOPLE OF KOLGUEV ISLAND

The article represents an attempt to create an "ethnosocial portrait" of the native inhabitants of Kolguev island (Nenets autonomous area NAA) that has a unique tundra isolated ecosystem, as well as to single out the main contradictions both on the island and around it. The article is based on the materials of field studies carried out in 2002-2004 together with the Laboratory of Protected Natural Territories of the Institute of Ecological Problems of the North Ural Branch RAS and the Sociological Service of the Northern State Medical University. An interdisciplinary approach has been applied for the analysis of the results of the studies carried out at the turn of the ethnographic, sociological and conflictological components.

Текст научной работы на тему «Этносоциологические и конфликтологические аспекты изучения ненцев острова Колгуев»

УДК [553.98:301.162:301:39](470.1 11)

ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕНЦЕВ ОСТРОВА КОЛГУЕВ*

© 2006 г. А. Н. Давыдов, *М. В. Кокорин, Г. В. Михайлова

Институт экологических проблем Севера Уральского отделения РАН, "Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Остров Колгуев, площадь которого составляет 3,2 тыс. км2, расположен за Полярным кругом — в Баренцевом море между полуостровом Канин и архипелагом Новая Земля. От материка его отделяет Поморский пролив шириной 74 км. Ландшафт острова составляют в основном моренные холмы высотой 70—80 м, на юге — плоская равнина. Колгуев представляет собой оторванный от материка массив тундры, имеющий уникальную тундровую экосистему-изолят. Отличие его от других арктических островов в том, что здесь полностью отсутствуют мелкие мышевидные грызуны (включая лемминга). На острове нет волков, редко появляется белый медведь, самые крупные хищники, постоянно обитающие здесь, — песец и лисица. Кровососущие насекомые, являющиеся настоящим бичом оленеводов, также мало распространены.

На Колгуеве была выведена порода самого крупного оленя в мире, мясо которого считается лучшим на Севере. Здесь зарегистрирована сейчас самая высокая среди тундровых районов, расположенных на территории от Западной Арктики и до западной границы Красноярского края, плотность гнездования гусей (гуменник и белолобый), а плотность белых куропаток — одна из самых высоких в Российской Арктике. На острове отмечают также высокую численность малого лебедя. Старший научный сотрудник Института географии РАН М. Глазов, участник международной экологической экспедиции 1994 года и экспедиции 1997 года, считает, что в настоящее время остров Колгуев представляет собой уникальную территорию по сохранности водно-болотных угодий и численности гнездящихся здесь многих видов птиц для всего баренцевоморского региона [1].

Новейшая история острова началась с обнаружения и разработки в районе реки Песчанки в 1970-е годы нефтегазоносного месторождения, содержащего высокооктановую нефть. Во время проведения нами исследований добыча нефти проводилась здесь компанией «Арктикнефть», подчиненной НК «Лукойл». В настоящее время эти работы ведет нефтяная компания «Морнефтегазразведка». Начало нефтедобычи и социально-экономические преобразования в стране в 1990-е годы определили возникновение широкого круга экологических, экономических, социальных и национально-культурных проблем, от решения которых зависит настоящее и будущее острова, его населения.

Сложившаяся на Колгуеве ситуация и порождаемые ею конфликты считаются в настоящее время типичными для многих территорий Аркти-

* Этнографические исследования по Программе Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии», подпрограмма «Историко-культурная эволюция, современное положение и перспективы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Статья является попыткой создать «этносоциальный портрет» коренных жителей острова Колгуев Ненецкого автономного округа, имеющего уникальную тундровую экосистему-изолят, а также выделить основные противоречия как на самом острове, так и вокруг него. В основу статьи положены материалы полевых исследований, проведенных в 2002— 2004 годах совместно лабораторией охраняемых природных территорий Института экологических проблем Севера УрО РАН и социологической службой Северного государственного медицинского университета. Применен междисциплинарный подход к анализу результатов исследований, которые проводятся на стыке этнографической, социологической и конфликтологической составляющих. Ключевые слова: остров Колгуев, ненцы, национальная культура, нефтегазоносное месторождение, социология, этнография, конфликтология.

ки, где промышленное освоение территорий вступает в противоречие с интересами коренного населения. Поэтому в 1999 году Глобальный экологический фонд (ГЭФ) инициировал проект «Комплексный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению фрагментаций местообитаний на трех модельных территориях в Российской Арктике (ЭКО-РА)». Проект реализуется через Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Среди международных партнеров — программа Арктического совета по сохранению арктической флоры и фауны (КАФФ), глобальная база данных по ресурсам в Арендале, Норвегия (ЮНЕП/ГРИД-Арендал). В России за реализацию проекта отвечает Министерство природных ресурсов.

При выборе модельной территории для реализации проекта в Ненецком автономном округе (НАО) были названы острова Вайгач и Колгуев. При сравнении их данных выбор был сделан в пользу последнего. Таким образом, Колгуев и его обитатели оказались в фокусе международного внимания, что привносит еще один аспект в перспективы развития ситуации на острове.

В рамках реализации проекта осенью 2001 года была проведена пилотная экспедиция в НАО. В состав экспедиции вошли эксперты, представляющие природоохранные правительственные организации и представительные органы из России, Норвегии и Швеции, Фонд дикой природы (WWF), а также Арктический совет, областные и местные неправительственные экологические организации.

Полевые этнографические исследования на Колгуеве были начаты в 2002 году в поселке Бугрино и продолжались три года. Их результаты позволяют создать этносоциологический портрет группы ненецкого населения острова и выделить основные противоречия как на самом острове, так и в дискуссиях, которые ведутся по поводу его судьбы.

Полевые социологические исследования проводились во время экспедиции социологической службы Северного государственного медицинского университета весной 2002 года. Они включали в себя социологический опрос, проведенный совместно с администрацией поселка и фокусированные интервью с жителями п. Бугрино по местной проблематике (проанкетировано 80 жителей поселка); опрос референтных лиц (старый и новый главы администрации, директор совхоза оленеводов, представители местной интеллигенции, авторитетные среди односельчан люди — всего более 60 человек); работу с экспертами и документами (Устав муниципального образования «Колгуевский сельсовет»», похозяйственная книга Колгуевского сельсовета на 2002 год, предвыборная программа главы администрации и т. п.); изучение документальных результатов международных экологических экспедиций, в зоне интересов которых находится о. Колгуев.

Основные результаты этой работы были доложены на общем собрании жителей поселка, на конфе-

ренции нефтяников Севера, а также представлены в администрацию НАО.

На Колгуеве, в основном в поселках Бугрино и Песчанка, круглогодично постоянно находится около 700 человек. В Бугрино, который расположен на юге острова, живут ненцы-оленеводы. Сезонные кочевья оленей, принадлежащих сельскохозяйственному производственному кооперативу (СПК) «Колгуевский», занимают территорию всего острова. Кочевья 1-й бригады лежат на восточной стороне острова, кочевой маршрут 2-й бригады проходит по западной стороне. Вахтовый поселок нефтяников Песчанка находится в северной части острова, в районе освоения нефтегазоконденсатного месторождения.

Постоянными жителями на острове являются колгуевские ненцы, или колгуевцы. В прошлом это арктические номады (кочевники), традиционно занимавшиеся оленеводством. Первые семьи ненцев и оленей на Колгуев перевезли в 1830-е годы поморы из Канинско-Тиманской тундры. В 1950-е годы сюда были переселены ненцы с архипелага Новая Земля, где началось строительство полигона для испытания ядерного оружия.

Бугрино сегодня — единственный населенный пункт, в котором постоянно проживает коренное населения Колгуева. В 2002 году здесь, согласно похозяйственной книге, было прописано 485 человек (118 семей). Подавляющее большинство являются по национальности ненцами, но есть несколько русских, украинцев, казахов и даже один русский немец. Среди молодых людей и детей можно встретить представителей межнациональных браков (как официально зарегистрированных, так и неформальных), однако все они зарегистрированы как ненцы.

Постоянно в поселке проживают 360—380 человек, поскольку часть детей учится в г. Нарьян-Маре, а оленеводы большую часть года проживают в балках на стойбищах. Постоянную работу имеют 146 человек (61,3 % работоспособного населения). Из них 62 человека (26,1 %) заняты в СПК «Колгуевский» (оленеводство), 55 (23,1 %) — в муниципальных структурах (сельсовет, школа, детский дошкольный комбинат, столовая при нем, фельдшерско-акушерский пункт, гостиница и т. п.); 17 (7,1 %) — в ЖКУ (дизельная электростанция, трактористы и т. д.), 8 (3,4 %) — в ООО «Агат» (магазин и пекарня), не более 2,5 % работают в геологической экспедиции.

Доля безработных очень высока (38,7 %), это 51 мужчина и 41 женщина трудоспособного возраста. Многие не хотят работать на производстве и выживают за счет охоты, рыбалки, а также состоят на иждивении родственников или получают пособие по безработице, которое составляет 800 рублей в месяц. Некоторые из них считают, что Колгуев — «богом забытое место» и оценивают себя как «никому не нужные», «лишние» в государстве люди.

В то же время у колгуевцев обнаруживается высокий уровень патриотизма. Здесь достаточно редки

самоубийства. Люди, говоря о природе своего острова, воодушевляются, восхищаются его красотой (особенно в летнее время), проявляют знания об уникальности его ресурсов, о ценности, которую представляет его природа для мировой общественности.

Полные ненецкие семьи многодетны (от 3 до 8 детей). Проблема воспитания детей является одной из самых актуальных для населения Бугрино. Из-за отсутствия на острове 9-летней школы дети могут получать только начальное образование. В исследуемый период 37 детей в возрасте старше 10—11 лет находились в интернате Нарьян-Мара, 40 — учились в начальной школе поселка; 52 — посещали ясли-сад.

Социологический опрос показал, что не все кол-гуевские дети способны адаптироваться к условиям интерната. Многие, находясь в полной изоляции от семьи (у родителей нет средств для поездок в Нарьян-Мар, чтобы навестить детей), начинают уже в раннем возрасте потреблять спиртные напитки, курить и в результате отчисляются из интерната. Возвращаясь в Бугрино, так и не получив среднего образования, они пополняют ряды безработных. В период проведения опроса нигде не учились 22 ребенка школьного возраста. Кроме того, интернат формирует у детей такую систему ценностей, при которой среди успешных учеников считается непрестижным возвращение на остров по окончании учебы.

Женщины на острове работают в основном в администрации, школе, детском саду, клубе, магазинах и имеют постоянный заработок. В случае отсутствия у мужа дохода жена имеет экономическое доминирование и занимает главенствующее положение в семье. В таких семьях нарушается традиционное для ненецкой семьи распределение функций и ролей, формируется социально-психологический дискомфорт (в основном среди неработающих мужчин).

Социальное неблагополучие и безработица — одна из главных причин алкоголизации населения поселка. При этом, по мнению местных жителей, проблема пьянства — не самая актуальная. Как показали результаты социологического опроса, к главным проблемам ненцы острова Колгуев относят низкий уровень заработной платы и ее задержки, а также безработицу, отсутствие 9-летней школы в поселке, высокие цены в магазине, ветхость домов, отсутствие строительства нового жилья, нехватку дров для отопления...

Политическую картину поселка составляют две противодействующие группы (каждая из которых стремится занять лидирующее положение при распределении властных полномочий в местном самоуправлении) и нейтральное большинство. Отношения в оппозиционных группах формируются в основном по родственным связям и личным интересам.

Показательно, что участники социологического опроса продемонстрировали высокий уровень оптимизма относительно будущего. В решении многих проблем

они в большей степени полагаются на свои собственные силы. Определенные надежды возлагаются на администрацию НАО, местную администрацию и руководство нефтедобывающей компании. Больше всего колгуевцы озабочены проблемами выживания, поэтому вопросы сохранения культуры и охраны окружающей среды на современном этапе не имеют для них приоритетного значения.

Национальная ненецкая культура на Колгуеве в настоящее время находится в упадке. Около 80 % жителей Бугрино говорят в семьях на русском языке. Дело в том, что ненецкий язык неоднороден и имеет много диалектов в зависимости от рода, из которого семья произошла, или места, откуда она была переселена. В связи с этим дети в детском саду или интернате часто отказываются учить официальный ненецкий язык, поскольку он отличается от языка их рода. Большинство местного населения не шьет и не носит национальную одежду. Даже оленеводы пасут оленей в рабочих бушлатах.

Среди мероприятий, которые, по мнению опрошенных, могли бы, вероятно, содействовать возрождению национальной культуры, называются такие, как изучение ненецкого языка в семьях, создание фольклорного коллектива, музея, школы ремесел. Однако сами люди несколько скептически смотрят на вопрос ненецкой культуры, поскольку понимают, что ее практически необходимо создавать заново.

Причиной такой драматической ситуации является авторитарная политика перевода ненцев на оседлый образ жизни во времена социализма. Попытки «ци-вилизировать» коренные народы Севера осуществлялись путем определения детей на воспитание в интернаты. Это привело к тому, что новое поколение выросло «сиротами» при живых родителях и утратило многие семейные традиции, которые составляют основу национальной культуры.

Современное население поселка Бугрино в годы Советской власти также было активно вовлечено в процесс аккультурации. Сейчас культура колгуевцев представляет собою новую специфическую форму. Процесс аккультурации ненцев о. Колгуев проходил в контексте формирования образа «советского человека», что было связано с проникновением (усвоением) элементов русской (советской) культуры и языка. Бывшие номады усвоили обряды и поведенческие нормы, наднациональные по своему характеру, типичные для советского человека и несущие черты русской советской культуры и советского менталитета. Специфические формы приняло в современных условиях и социальное расслоение населения поселка, так как этот процесс проходит в небольшой по численности группе, сохраняющей элементы традиционных родственных отношений и живущей в условиях удаленного арктического острова.

Большую роль в переходе на оседлость, в аккультурации сыграло строительство деревянных бараков в Бугрино, положившее начало процессу оседлости

арктических номадов, а также не адаптированная к ненецкой культуре школа. Это привело к важным изменениям в образе жизни колгуевских ненцев: часть из них перешла от оленеводства к нетрадиционным видам деятельности (работа в поселке), была усвоена система годовых советских праздников (8 Марта, 1 Мая, 7 ноября и т. п.). Семейные ритуалы (например, свадьбы), справляется с 1970-х годов по «советскому» образцу (застолье, наличие белого свадебного платья и фаты у невесты, черный костюм с галстуком у жениха и т. п.).

В постсоветский период ненцы Колгуева, как и многие малые народы, пережили кризис идентификации. Возникновение ассоциации «Ясавей» было результатом и одновременно стимулом процесса формирования национального сознания в НАО. Однако «усредненный» образ ненецкой культуры, продуцируемый из Нарьян-Мара и Москвы, не всегда соответствует этнографическим реалиям Колгуева, то же можно сказать о «литературном» (официальном) ненецком языке.

Оленеводы, живущие сейчас на острове, — эт-нопрофессиональная группа. Они идентифицируют себя как потомственные оленеводы и, в отличие от остальных колгуевцев, более бережно относятся к традиционной культуре. В настоящее время оленеводы держат себя несколько отстранено от остальных жителей п. Бугрино. Так, День оленевода, отмечаемый в НАО как национальный праздник, оленеводы Колгуева отмечают отдельно в тундре, что вызывает недовольство остальных жителей поселка.

Местное самоуправление на острове также имеет свои особенности. На территории поселка действует Устав муниципального образования «Колгуевский сельсовет». Однако полномочия местной администрации распространяются только на территорию поселка. Ограничение имущественных прав не дает местной администрации возможности сдавать землю в аренду нефтяникам под новые буровые, а оленеводам — под пастбища. В настоящее время в бюджет поселка поступает всего 2 % от налоговых отчислений нефтяной компании в бюджеты Российской Федерации и НАО.

Взаимоотношения коренных жителей острова, проживающих в п. Бугрино, с нефтяниками, живущими в п. Песчанка, непростые. Это два мира, различающиеся по образу и качеству жизни, системе ценностных ориентаций, отношению к окружающей природной среде. Расстояние между двумя населенными пунктами составляет около 80 км.

Жилой сектор вахтового поселка Песчанка — это комфортабельные модульные домики, там есть столовая, налажено медицинское обслуживание. Нефтяники имеют хорошее снабжение с материка. Поселок же Бугрино состоит из одноэтажных деревянных бараков с высокой степенью износа, печным отоплением. Вода для питья и для умывания зимой добывается из распиленного снега и льда. Ассортимент магазинов

очень беден, цены на товары и продукты в два-три раза выше, чем на материке. В Бугрино работает один фельдшер, стоматологи приезжают из Нарьян-Мара раз в год, лечение более серьезных заболеваний требует транспортировки больного в Нарьян-Мар (на такие поездки у большинства поселковых жителей нет средств).

Национальный состав нефтяников в основном представлен русскими и украинцами, постоянно проживающими в г. Мурманске. Они считают местных ненцев неспособными работать с технологиями, используемыми в современной нефтедобыче. Возможно, представления о неспособности ненцев к работе на буровой связаны с опасениями буровиков потерять свои рабочие места и быть в перспективе вытесненными местным населением. В 2002 году на Песчанке были заняты на подсобных работах шесть жителей Бугрино, позднее их число сократилось до одного.

Взаимодействие нефтяников с местным населением ограничивается покупкой у ненцев оленьего мяса, оленьих, песцовых и лисьих шкур. Существует и нелегальная торговля водкой (в магазине Бугрино продают спиртные напитки, а в Песчанке — «сухой закон»).

Бурение и нефтедобыча происходят в местах традиционного природопользования ненцев. Это затрудняет сезонную миграцию оленей, обедняет их кормовую базу. Однако, по мнению большинства коренных жителей, у них нет конфликтов с нефтяниками. Вместе с тем имели место случаи спонтанного проявления недовольства присутствием на острове чужаков (нефтяников, геологов) в форме пьяных скандалов.

Для международного сообщества остров Колгуев в настоящее время представляет интерес как источник нефти высокого качества и как уникальная природная территория.

Для нефтяной компании и администрации НАО Колгуев важен прежде всего в экономическом отношении. Отчисляемые нефтяной компанией деньги поступают в распоряжение администрации округа и направляются на развитие социальной сферы в Нарьян-Маре [2]. Местная администрация п. Бугрино не имеет достаточных полномочий, чтобы увеличить поступление в бюджет налоговых сумм от нефтяной компании для устройства жизни на острове. «Ясавей» и другие общественные организации ограничиваются декларациями, на деле проблемы Колгуева ими не решаются. Все это в совокупности приводит к острым проблемам, требующим урегулирования во внешних сферах (не на самом острове).

В последние годы на разных уровнях дискутируется идея создания на Колгуеве охраняемой природной территории (ОПТ). Формы сохранения природного наследия и развития традиционного природопользования на острове могут быть различными. Примерами наиболее результативных решений подобных проблем в мировой практике можно назвать такие образования, как экомузей (Канада, Греция, Португалия,

Франция), биосферный резерват (ФРГ). Возможно, именно этот опыт комплексного сохранения природного и культурного наследия будет продуктивен при создании этноэкологического парка и поможет сформировать модельную территорию, на создание которой направлен международный проект ЭКОРА. Но главная проблема здесь состоит не столько в методике создания новой формы ОПТ, сколько в законодательном ее признании [3].

Осмысление настоящей ситуации и создание сценариев возможного развития острова Колгуев должно определить будущее уникальной территории и ее коренного населения, а также дать ключ к реализации здесь перспектив устойчивого оленеводства [4].

Список литературы

1. Глазов М. Остров 400 диких гусей / М. Глазов // Охота и охотничье хозяйство. — 1999. — № 6. — С. 16—18.

2. Ненецкий край: сквозь вьюги лет : Очерки. Статьи. Документы / ред.-сост. В. Ф. Толкачев. — Архангельск : Изд. центр ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. — С. 367—368.

3. Олень всегда прав. Исследования по юридической антропологии / отв. ред. Н. И. Новикова. — М. : Изд. дом «Стратегия», 2003. — 320 с.

4. Устойчивое оленеводство / рук. проекта Й.-Л. Л. Йернслеттен, рос. координатор проекта К. Кло-

ков; Арктический совет, 2000—2002 ; Центр саамских исследований Университета Тромсе. — СПб. : «Моби Дик», 2002. — 159 с.

ETHNOSOCIOLOGICAL AND CONFLICTOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING NENETS PEOPLE OF KOLGUEV ISLAND

А. N. Davydov, *М. V. Kokorin, G. V. Mikhailova

Institute of Ecological Problems of the North Ural Branch RAS

*Northern State Medical University, Arkhangelsk

The article represents an attempt to create an «ethnosocial portrait» of the native inhabitants of Kolguev island (Nenets autonomous area — NAA) that has a unique tundra isolated ecosystem, as well as to single out the main contradictions both on the island and around it. The article is based on the materials of field studies carried out in 2002—2004 together with the Laboratory of Protected Natural Territories of the Institute of Ecological Problems of the North Ural Branch RAS and the Sociological Service of the Northern State Medical University. An interdisciplinary approach has been applied for the analysis of the results of the studies carried out at the turn of the ethnographic, sociological and conflic-tological components.

Key words: Kolguev island, the nenets people, national culture, oil and gas field, sociology, ethnography, conflictology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.