Научная статья на тему 'Этносоциальное развитие в советском и постсоветском пространстве'

Этносоциальное развитие в советском и постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
542
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ETHNIC AND SOCIAL DEVELOPMENT / NATIONAL POLICY / EDUCATIONAL SYSTEM OF INTERETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыренова Зинаида Егоровна

В статье рассмотрены проблемы истории и современности через призму этносоциальных процессов, проходивших в СССР, РФ. Дан сравнительный анализ национальной политики советского и постсоветского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and social development in the Soviet and post-Soviet space

The article deals with the problems of history and modernity through the ethnic and social processes aspect that took place in the USSR and the RF. A comparative analysis of the national policy of the Soviet and post-Soviet state has been made.

Текст научной работы на тему «Этносоциальное развитие в советском и постсоветском пространстве»

УДК 39(091)

© З.Е. Цыренова

Этносоциальное развитие в советском и постсоветском пространстве

В статье рассмотрены проблемы истории и современности через призму этносоциальных процессов, проходивших в СССР, РФ. Дан сравнительный анализ национальной политики советского и постсоветского государства.

Ключевые слова: этносоциальное развитие, национальная политика, образовательная система межнациональной культуры.

Z.E. Tsyrenova

Ethnic and social development in the Soviet and post-Soviet space

The article deals with the problems of history and modernity through the ethnic and social processes aspect that took place in the USSR and the RF. A comparative analysis of the national policy of the Soviet and post-Soviet state has been made. Keywords: ethnic and social development, national policy, educational system of interethnic culture.

Анализ основных исторических событий XX в. свидетельствует о возрастании роли национального фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы являются основой национальных движений, и прошлый век по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма и экстремизма.

Межэтнические конфликты как способы разрешения назревших противоречий в области национальных отношений внутри государства и между государствами в условиях перехода к рынку стали в России наиболее частым явлением. В стране имеют место все типы конфликтов, которые выделены этнологами, но наибольший удельный вес занимают статусные конфликты. Статусные конфликты, переросшие в борьбу за независимость, привели к распаду СССР. Статусные конфликты, содержанием которых является борьба национальных сил за повышение статуса своих национально-государственных образований, за создание национально-территориальных образований, получили широкий размах сразу после распада СССР и до принятия Конституции 1993 г. Это относится к борьбе национальных сил Татарстана, Башкортостана, Чечни и других республик. Свидетельством этого является, как образно выразились журналисты, «парад суверенитетов», который продолжался, как цепная реакция, после распада СССР. Причиной таких конфликтов была неудовлетворенность народов своим правовым статусом, они имели «усеченную» форму государственного суверенитета. По сути, это был конфликт с властными структурами государства.

С принятием Конституции 1993 г. удельный вес статусных конфликтов значительно уменьшился, но не прекратился, изменились и формы его проявления. С распадом СССР обострились

и этнотерриториальные конфликты, их число превысило 180, из них до настоящего времени сохраняют свою актуальность 140. Споры идут из-за права проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Одной из причин подобных конфликтов были территориальные преобразования, проведенные в годы советской власти. Так, в честь 300-летия вхождения Украины в состав России указом Президиума Верховного совета СССР от 19 февраля 1954 г. Крымская область была передана Украине. По переписи населения 1979 г. в Крымской области проживало 1,46 млн русских, 547 тыс. украинцев, 43 тыс. белорусов, 22,6 тыс. евреев, 15 тыс. татар. Десятки тысяч татарских семей стали возвращаться в Крымскую область после реабилитации. Все это привело к острейшему очагу национальной и социальной напряженности в этом районе, а также между Россией и Украиной, и которая в XXI веке привела к новой расстановке на геополитическом пространстве.

Подобных территориальных преобразований было достаточно много. Так, часть Мурманской области была передана Карелии; отдельные районы Псковской и Ленинградской областей - Эстонии и Латвии; часть Магаданской области -Якутии; несколько областей России - Казахстану; часть территории Бурят-Монгольской республики - Иркутской и Читинской областям, где были образованы Усть-Ордынский и Агинский Бурятские округа. Четких границ между республиками не было. Все это в настоящее время является предметом острых дискуссий, межнациональных и межгосударственных осложнений.

Не уменьшается и число этнодемографиче-ских конфликтов в постсоветском пространстве. Типичным примером такого конфликта являются события в Казахстане. В 1989 г. казахи в составе населения республики составляли 39,7%, а

доля русских достигла 37,8%, то есть почти приблизилась к удельному весу титульного этноса. Если учесть, что 78,4% населения владела русским языком как вторым языком, то можно понять силу этнокультурного влияния русских. Это представляло опасность для размывания титульного этноса республики, что очень хорошо осознавала национальная интеллигенция, но не имела достаточно сил самостоятельно выступить против иноязычного влияния. Обстановка распада СССР способствовала торжеству этно-национализма. Такова природа конфликтов в Прибалтике, Молдове, Украине. Это подтверждается последовавшими после выхода из СССР событиями в этих государствах. В них проводится политика массированного вытеснения русских, представляющих опасность для этнического смешения титульного населения, а также предпринимаются все меры для возвращения населения титульной этничности в свои государства.

В постсоветское время вспыхнули конфликты между этносами, отношения между которыми были нормальными, их отличало взаимопонимание, сотрудничество. К ним относятся конфликты между осетинами и ингушами, узбеками и киргизами, русскими и молдаванами, русскими и якутами, тувинцами и русскими. Основой для разрешения таких конфликтов, как показал опыт, является правовое урегулирование, демократические условия сосуществования, экономическая стабильность, культурное и экономическое сотрудничество. Наиболее трудноразрешимые конфликты возникают, когда к территориальным или статусным спорам добавляются религиозные.

Одной из причин этнических конфликтов на территории бывшего СССР, как отмечают специалисты в области конфликтологии, является русофобия. Она имеет исторические основания. В условиях Российской и Советской империи так или иначе происходила частичная этнокультурная денационализация, особенно она коснулась малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, затронула родственные славянские народы - украинцев и белорусов, то есть происходил процесс аккультурации. Наиболее заметным это было в языке. Основным языком в сфере образования во всех республиках СССР был русский язык, он вытеснил родные языки из делопроизводства и профессионального общения. Местные языки уходили в семью и быт, оставались функционирующими преимущественно в сельской местности. Языковая денационализация характерна была для Ук-

раины, Казахстана, Белоруссии. С потерей языка уходили национальные обычаи и традиции. И когда обострилась социально-политическая ситуация в СССР в период перехода к рыночным отношениям, некоторые народы стали обвинять русских в великодержавном шовинизме, великорусском национализме, в целенаправленной русификации инонациональных народов, забыв даже о том, что через русский язык они коснулись достижений мировой культуры. Русофобия дополнилась советофобией, то есть неприятием всего советского, которое в массовом сознании других народов связывалось с русскими, с Москвой - центром советской страны. Мотивы русофобии и советофобии различались по уровню в разных республиках бывшего Союза, они подогревались национальной элитой в борьбе за политическую власть. В результате борьба с русификацией стала одним из движущих и объединительных мотивов в этнических конфликтах.

В условиях перехода к рыночным отношениям, когда на бывшей территории СССР произошел распад старой государственности и началось становление новой, осуществляется перераспределение политической власти, собственности, земли, во всех видах конфликтов как одна из причин их присутствует этнонационализм, и проявляет он себя не конструктивными качествами, а наоборот, этноразделительными устремлениями, ведет к человеческим жертвам, экономическим потерям, способствует росту беженцев, вынужденных переселенцев.

Межнациональные отношения в Российской Федерации, как свидетельствуют об этом факты, переживают кризис. Причины его обусловлены наследием тоталитарного режима, последствиями распада СССР, социально-политическими и экономическими трудностями переходного периода. Наличие территориальных споров, неурегулированность земельных отношений, безработица, политическая борьба - все это ухудшает и усложняет ситуацию. Межнациональную напряженность порождают национал-сепаратистские и националистические движения, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку.

В России по-прежнему существует некая фигура умолчания относительно этнической политики, отсутствует ясное определение, что считать «нацией», что считать «этносом», что считать «народом», а что считать «национальностью» и т.д. Все ограничивается известными понятиями о «многонациональном», «полиэтническом», «многокультурном» обществе. Глубинные моменты человеческой психологии, свя-

занные с этнической идентификацией, выбрасывались на обочину истории человеческого процесса, не рассматривались и не обсуждались открыто.

В современной России почти четверть века спустя после распада СССР нет последовательной этнической политики, четкого представления о том, что такое «российская идентичность», нет культурного воспитания людей в соответствии с той или иной национальной моделью, и как следствие возникает неумение и нежелание выстраивать правильным образом систему межэтнических отношений. Слова о толерантности ничего не значат, тем более, что это не юридическая категория. При отсутствии определенной этнической политики, знания истории и основ той или иной этнической проблемы, образовательной системы, которая готовила бы россиян, особенно молодежь, существовать в обществе, где живут представители разных этносов, невозможно требовать от людей, чтобы они действовали в соответствии с какими-то правилами, которым их не обучили и не сформировали.

Вместо продуманной этнической политики каждый человек на уровне своего понимания может выстроить себе, от себя, по умолчанию от официальных структур экстравагантную, почти экстремистскую концепцию, которая будет оправдывать любые противоправные действия (например, лозунги лидера либерально-демократической партии «Россия - для русских, Москва - для москвичей» и т.п.).

И здесь весьма актуально обратиться к советскому периоду нашей истории, когда впервые в истории мировой практики была разработана национальная политика большевистской партии в условиях многонационального государства. Если не акцентировать внимание на издержки решения проблем, то были осуществлены грандиозные планы.

Советская власть в российской истории просуществовала 74 года. С точки зрения истории это очень небольшой промежуток времени. Но этот период настолько сложен и противоречив в этносоциальной истории России, что его нельзя приравнять ни к одному из предшествующих. В 1917 г. в результате двух революций была уничтожена не только российская монархия, но и разрушена многонациональная Российская империя. Получили независимость Польша, Финляндия, прибалтийские государства, начался новый этап национально-государственного строительства.

В процессе становления и утверждения советской власти в области национальных отно-

шений ставилась задача обеспечить победу во всех национальных регионах бывшей Российской империи, восстановить российскую государственность в ее территориальных рамках и укрепить единство народов в борьбе за осуществление идеалов большевистской партии. В 1917 г. был создан административный орган по осуществлению национальной политики большевиков - Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац) во главе со И. Сталиным, были приняты первые документы советской власти в этой сфере деятельности: «Декларация прав народов России» и обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (ноябрь 1917 г.). В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята «Конституция РСФСР», которая закрепила федеративный принцип государственного устройства России, провозгласила право наций на самоопределение и равноправие всех национальностей.

В 1919 г. на VIII съезде РКП(б) была принята вторая Программа большевистской партии, в которой были определены контуры национальной политики на перспективу, включавшие: признание права наций на самоопределение, создание единого многонационального государства; федеративное устройство государств советского типа; руководство единой централизованной Коммунистической партии, выражающей интересы пролетарских и крестьянских масс всех национальностей. Признание права наций на самоопределение в сочетании с пониманием необходимости единства всех народов бывшей Российской империи способствовало победе Советской власти в гражданской войне.

В годы войны сложился военно-политический союз большинства народов Российской империи, что явилось важнейшим условием образования СССР. На этом этапе осуществлялось национально-территориальное и национально-государственное размежевание, определялся статус каждого народа. Объединяла этнические общности борьба с национальным угнетением и декларируемое большевиками право наций на самоопределение. Все это привело к консолидации этнических групп, племен, народов, оживлению национально-культурной и политической жизни.

Создание СССР, принятие Конституции СССР в 1924 г. резко изменили положение национальных республик в составе РСФСР. Право выхода из СССР получили только союзные республики, так что возможность самоопределения вплоть до отделения субъектов Федерации в этих условиях исключалась. Национально-

государственная структура СССР закрепляла за каждым народом определенный статус: автономной республики, автономной области. Этот «статус» ставил их в неравноправное положение и не давал никакой возможности при любом напряжении сил вырваться из него. Впоследствии он был закреплен Конституциями 1936 и 1977 гг.

В середине 30-х гг. завершился процесс социально-государственного строительства. В РСФСР ряд национальных образований получил статус автономных республик - Марийская, Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская, Коми. Были ликвидированы автономные районы и национальные сельсоветы. Национально-государственная структура по существу оставалась неизменной до 1992 г.

Если на первом этапе советского государства главные задачи национальной политики были связаны с национально-государственным строительством и объединением всех народов в единое государство, то после образования СССР национальная политика была направлена на вовлечение всех народов в борьбу за построение социализма в одной стране, за осуществление тех принципов, которые были заложены в программных документах и решениях партийных съездов. Широкая программа национально-культурного строительства в СССР была намечена в решениях X съезда РКП(б) (1921 г.). Возрождение национальной культуры, коренизация советской власти, выравнивание социально-культурного уровня всех народов страны - таковы были основные направления национальной политики. Тезис «коренизация советской власти» означал: перевод партийных и государственных документов, партийной печати, русской и мировой литературы на национальные языки, подготовку кадров национальной интеллигенции и прежде всего партийно-советских кадров, умелую их расстановку на местах. В этом плане сделано было довольно много. Из 130 языков народов СССР письменность имели только 20, а для 50 народов была создана письменность. В 20-е годы начался перевод письменной графики российских народов Востока с арабской на латинскую, т.к. считалось, что латинская графика станет основой всех языков народов мира. Пре-

подавание в школах стали во многих местах вести на национальном языке. В 1925 г. учебники издавались на 34 языках народов СССР.

В 1930-е гг. началась новая реформа в области языка, теперь письменность с латинской стали переводить на славянскую графику, шел активный процесс образования письменности у бесписьменных народов. В 1929/30 учебном году учебники были изданы на 56 языках народов России. Ушло из жизни арабское, старомонгольское и древнеуйгурское письмо и утвердился повсеместно алфавит на русской графике. Латинская графика осталась у литовцев, латышей, эстонцев; сохранили традиционное письмо грузины и армяне.

Развернувшиеся индустриализация и коллективизация привели к тому, что многие народы Сибири, Севера и Востока страны, которые вели кочевой и полукочевой образ жизни, стали переходить на оседлый, начали овладевать рабочими профессиями. В результате росло городское население, утверждался новый советский образ жизни, осуществлялось широкое приобщение к русскому языку и русской культуре всех народов страны. За период с 1926 по 1959 г. число лиц нерусской национальности, указавших русский язык своим родным языком, увеличилось с 6,5 млн до 10,2 млн. Эти данные подтверждают начало процесса языковой смены у народов СССР, который в дальнейшем получит значительное ускорение.

Современная Россия по-прежнему остается полиэтническим государством. Для решения проблем национального благополучия необходимы:

• бережное отношение и изучение этнических корней;

• создание инфраструктуры духовного сотрудничества между этносами страны;

• раннее прогнозированные, знание ситуации;

• урегулирование диалога противостоящих сторон, переговорного процесса с участием нейтральной стороны.

И главное - все задачи и проблемы должны решаться в русле правового поля и государства, формирование гражданского общества, воспитания культуры межнационального общества.

Цыренова Зинаида Егоровна, доктор исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии Бурятского госуниверситета, e-mail: kafbur@mail.ru

Tsyrenova Zinaida Egorovna, doctor of historical sciences, associate professor, department of history of Buryatia, historical faculty, Buryat State University, e-mail: kafbur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.