Научная статья на тему 'Этносистема как открытая диссипативная структура'

Этносистема как открытая диссипативная структура Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNICITY / ЭТНОГЕНЕЗ / ETHNOGENESIS / ЭТНОСИСТЕМА / ОТКРЫТОСТЬ / OPENNESS / НЕРАВНОВЕСНОСТЬ / ДИССИПАТИВНОСТЬ / DISSIPATIVITY / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / NONLINEARITY / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / EMERGENCE / СИНЕРГЕТИЧНОСТЬ / SYNERGETICSOFT / ETHNIC SYSTEM / DISEQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Игошева Марина Анатольевна

Впервые в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева, опирающегося на работы Л. Берталанфи и второй закон термодинамики, этнос определен как система открытого типа. Вместе с тем ряд объяснений в трактовке ученого говорит о незавершенности общих теоретических подходов к проблеме и требует определенной конкретизации свойств этнической системы. В частности, свойство открытости этноса предполагает наличие ряда других его показателей диссипативность, неравновесность, нелинейность и др. Этнос, обладающий названными свойствами, способен эволюционировать. Многопараметровость свойств этносистемы требует построения для количественного описания этногенеза труднорешаемых нелинейных математических уравнений. Качественное рассмотрение свойств этносистем позволяет прогнозировать пути их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnosystem as an Open Dissipative Structure

For the first time ethnicity is defined as a system of open character in the ethnogenesis concept of L. N. Gumilev, basing on the work of L. Bertalanffy and the second law of thermodynamics. Moreover, a number of explanations in the scientist’s interpretation proves the incompleteness of General theoretical approaches to the problem and requires specification of the ethnic system properties. In particular, the feature of ethnicity openness suggests the existence of other indicators: dissipativity, disequilibrium, nonlinearity, etc. The ethnic group, possessing the properties mentioned above, is able to evolve. Many-sidedness of ethnic system properties requires construction of intractably nonlinear mathematical equations for the ethnogenesis quantitative description. Qualitative consideration of the ethnic system properties allows us to predict their development path.

Текст научной работы на тему «Этносистема как открытая диссипативная структура»

7. Sulejmanov A. Toponimija Checheno-Ingushetii [Topo- i topologii kul'tury [Articles on Topology and Culture]. Tallin, nimy of Chechen-Ingush Republic]. Groznyj, 1973. Ch. 1. 1992.

8. Lotman Ju. M. Simvol v sisteme kul'tury // Izbr. stat'i: v 3 t. T. 1. [Symbol in the System of Culture] Stat'i po semiotike

Поступила в редакцию 26 сентября 2014 г.

УДК 001:1

ЭТНОСИСТЕМА КАК ОТКРЫТАЯ ДИССИПАТИВНАЯ СТРУКТУРА

© 2014 г. М. А. Игошева

Игошева Марина Анатольевна - Igosheva Marina Anatolevna -

кандидат философских наук, доцент, Candidate of Philosophical Science, Associate Professor,

кафедра философии и истории Отечества, Native History Department,

Ростовский государственный университет Rostov State University of Railway Engineering,

путей сообщения, Rostovskogo Strelkovogo Polka

пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Narodnogo Opolcheniya, 2,

Ополчения, 2, г. Ростов-на-Дону, 344038. Rostov-on-don, 344038, Russia.

E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected].

Впервые в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева, опирающегося на работы Л. Берталанфи и второй закон термодинамики, этнос определен как система открытого типа. Вместе с тем ряд объяснений в трактовке ученого говорит о незавершенности общих теоретических подходов к проблеме и требует определенной конкретизации свойств этнической системы. В частности, свойство открытости этноса предполагает наличие ряда других его показателей - диссипативность, неравновесность, нелинейность и др. Этнос, обладающий названными свойствами, способен эволюционировать. Многопара-метровость свойств этносистемы требует построения для количественного описания этногенеза труднорешаемых нелинейных математических уравнений. Качественное рассмотрение свойств этносистем позволяет прогнозировать пути их развития.

Ключевые слова: этнос, этногенез, этносистема, открытость, неравновесность, диссипативность, нелинейность, эмерджентность, синергетичность.

For the first time ethnicity is defined as a system of open character in the ethnogenesis concept of L. N. Gumilev, basing on the work of L. Bertalanffy and the second law of thermodynamics. Moreover, a number of explanations in the scientist's interpretation proves the incompleteness of General theoretical approaches to the problem and requires specification of the ethnic system properties. In particular, the feature of ethnicity openness suggests the existence of other indicators: dissipativity, disequilibrium, nonlinearity, etc. The ethnic group, possessing the properties mentioned above, is able to evolve. Many-sidedness of ethnic system properties requires construction of intractably nonlinear mathematical equations for the ethnogenesis quantitative description. Qualitative consideration of the ethnic system properties allows us to predict their development path.

Keywords: ethnicity, ethnogenesis, ethnic system, openness, disequilibrium, dissipativity, nonlinearity, emergence, synergeticsoft.

В современной этнологической науке как в отече- целостность [3, с. 48]. При всех принципиальных рас-

ственной, так и мировой нет общепринятого един- хождениях теоретических взглядов представителей

ства в определении специфических признаков этноса. эволюционно-исторического и биологического на-

Основными подходами к рассмотрению этничности правлений можно наблюдать и их сходство. В част-

являются три - инструменталистский, конструкти- ности, они единодушно определяют этнос как систем-

вистский и примордиалистский [1, с. 80]. В рамках по- ную целостность с разных методологических позиций.

следнего выделяются два направления: биологическое Ю. В. Бромлей как сторонник традиционной этногра-

и эволюционно-историческое. фии использует описательные и исторические методы.

В России биологическое понимание этноса пред- Методология Л. Н. Гумилева находится на стыке исто-

ставлено концепцией Л. Н. Гумилева, утверждающе- рической и естественных наук. В основу своей методи-

го, что этнос - это биологическая популяция, фено- ки он положил концепцию Л. Берталанфи и одним из

мен природы [2, с. 217]. Сторонники эволюционно- первых определил этнос как систему открытого типа

исторического направления во главе с Ю. В. Бромлеем [2, с. 130; 4, с. 104]. В его модели этногенеза энергия,

рассматривают этнос как социально-экономическую полученная в период образования этносистемы, рас-

ходуется за время жизненного существования. Первоначальный энергетический заряд постепенно затухает, этнос приходит в равновесное состояние, что характерно для процессов в закрытой системе. В итоге пассионарная энергия уменьшается, этнос губят деструктивные процессы. Тогда как если этнос является системой открытого типа, то обмен с окружением должен происходить во все время его существования.

В самом первом приближении анализ теорий при-мордиалистского подхода к рассмотрению характеристик этноса позволяет считать данный вопрос незавершенным и требующим определенных усилий для конкретизации свойств этнической системы. Поэтому наша цель - описать свойства этносистемы как дисси-пативной структуры открытого типа.

В соответствии с теорией диссипативных структур [5] этнос необходимо рассматривать только как систему открытого типа в силу таких признаков, как ландшафт, входящий в этносферу только частично, ибо его часть находится за ее пределами; энергия, получаемая членами этноса извне, преобразуемая и, возможно, направляемая вовне; взаимодействие этносов, обеспечивающее культурный обмен между народами, и др.

Важным признаком этнокультурной системы открытого типа является неравновесность. Теория открытых систем изучает существенно неравновесные процессы [5]. В их описании ключевую роль играют изменения энтропии системы, характеризующиеся разрушением упорядоченности структур, превращением их в более хаотичные. Малое воздействие природных и социальных факторов может привести к развитию неустойчивости и необратимому изменению этноса. В качестве примера можно привести сопротивление среды, к которой относится ландшафт и окружающие этносы, социальные потрясения, реформы и преобразования и др. Энтропия этносистемы складывается из энтропий её субэтносов, консорций, конвиксий.

Открытость этнической системы предполагает её возможность обмениваться энтропией с окружающей средой. Если при этом равновесие нарушается незначительно, то такое состояние этносистемы называется квазиравновесным [6].

Все коренным образом меняется, если этнос, будучи чувствительным к флуктуациям внешним и внутренним, далеко удаляется от состояния квазиравновесия. Когда же оно становится неустойчивым, тогда возврат к начальному состоянию необязателен. В точке бифуркации поведение системы будет неоднозначным и тогда в ней за счет накопления флуктуаций создается поле вариаций для выбора будущего пути её развития [7, с. 122].

Одним из примеров, подтверждающим справедливость существования квазиравновесного состояния открытой неравновесной этносистемы, рано или поздно приходящей к точки бифуркации, может служить этногенез российского суперэтноса конца XIX - начала XX в.

Полиэтничная система до Октября 1917 г. сохраняла состояние квазиравновесия, несмотря на флуктуации и процесс накопления энтропии, объясняющиеся консервативным политическим курсом Николая II и его окружения, незавершенностью преобразований второй половины XIX в., в частности нерешенностью аграрного вопроса, отсутствием конституции и др. Накопление энтропии данной общностью наиболее активно происходило в условиях кризисных ситуаций для Российской империи: экономического кризиса 1900-1903 гг., тяжелого поражения в войне с Японией, первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. как попытки сломать препятствия на пути модернизации страны, нереализованности реформ П. А. Столыпина как шанса спасти империю от гибели, неудачной и тяжелой Первой мировой войны, приведшей к потере стабильности в стране, нарастанию напряженности в обществе и его недовольства. Вследствие перечисленных факторов после Февраля 1917 г. российский суперэтнос теряет состояние квазиравновесия и выходит на точку бифуркации - Октябрьскую революцию, определившую путь социалистического развития страны на ближайшие 70 лет.

Специфика неравновесности этносистемы состоит в том, что при удалении её от равновесия необходимо учитывать все большее число параметров, все возрастающую глубину корреляций. Увеличение неравновесности этносистемы - это качественный переход к новым состояниям с дополнительными переменными и дополнительными корреляциями.

Комплексным антиэнтропийным (негэнтропий-ным) механизмом, обеспечивающим устойчивость неравновесной этнической системы, выступают этнические традиции как «сумма стереотипов поведения» [2, с. 611]. Они являются институтом, выполняющим важную роль в пространственно-временной организации этноса и обеспечивающим сохранение его самобытности [8].

Следующим важным признаком этнокультурной системы является диссипативность.

Название диссипативных получили динамические системы, у которых функция диссипации отлична от нуля, полная механическая энергия (т. е. сумма кинетической и потенциальной) при движении непрерывно уменьшается (рассеивается), переходя в другие, немеханические формы энергии (например, в теплоту) [9, с. 34]. В земных условиях практически все системы оказываются диссипативными, этническая не является исключением. Процессы диссипации могут быть реализованы в виде двух сценариев. Во-первых, диссипация приводит к хаотизации системы и как следствие к росту энтропии, во-вторых, диссипация способствует упорядочению структуры системы, а следовательно, уменьшению энтропии.

Процессы диссипации являются необходимым элементом самоорганизации этнической системы. В

конечном счете возникновение структур в неупорядоченных этносистемах в процессе самоорганизации связано с совместным коллективным поведением множества объектов-подсистем (субэтносов, консорций, конвиксий), образующих этносистему. В отличие от замкнутых систем теория диссипативных систем позволяет анализировать в этносе процесс эволюции самоусложняющихся структур, стремящихся к уменьшению энтропии.

Основополагающей характеристикой открытой этносистемы, далекой от равновесия, является нелинейность, следующая из двух факторов: во-первых, взаимодействие подсистем неаддитивно и, во-вторых, накопление малых флуктуаций может приводить к скачкообразным изменениям свойств. Нелинейность этносистемы следует понимать в том смысле, что выбор пути ее развития в точке бифуркации происходит случайным образом, однако основное направление предполагает выбор ветви самоусложнения и самосовершенствования (случайность включена в механизм эволюции системы).

Качественное скачкообразное изменение нелинейной системы в теории диссипативных структур называют катастрофой её состояния [10, с. 221]. Смысл данных рассуждений состоит в нахождении выраженных критических точек этносистемы, соответствующих изменению ее свойств. В силу открытости этносистемы возможна реализация нескольких сценариев её развития:

- первый - извне поступает энергия, масса и информация, компенсирующие их расход в системе. Такое состояние этносистемы назовем динамически устойчивым, не приводящим к точке бифуркации;

- второй - расходование энергии, массы и информации превышают их поступление, что способствует хаотизации системы, повышению её энтропии и как следствие выходу на точку бифуркации.

Первый сценарий позволяет этносистеме сохранять квазиравновесное состояние. Второй, в силу нелинейности этносистемы, может привести к её усложнению, потере равновесного состояния и качественной перестройке через точку бифуркации. Возможны и другие сценарии.

Свойство нелинейности этнической среды как важнейшего условия её самоорганизации объясняет многообразие этнокультурного и историко-культурного развития. Природные и социальные факторы нарушают возникающие равновесные состояния этносистемы и тем самым играют флуктуационную роль.

Среди отличительных характеристик сложных систем выделяют свойство эмерджентности, введенное У Р. Эшби. В трактовке ученого: «Эмерджентность (англ. - возникновение нового) - ... осуществление функций системы более широкого (глобального) уровня независимо от функций её компонентов» [11, с. 159]. В свою очередь эмерджентность этнической системы

характеризуется наличием у неё особых характеристик, превосходящих сумму возможностей составляющих её частей, что проявляется через параметры состояния, упорядоченности, структуры, организованности, управляемости и т. д.

Наиболее существенное проявление эмерджент-ных свойств этносистемы просматривается через её структуру, что определяет не только количество составляющих элементов системы, но и их взаимоотношение. Эмерджентность демонстрирует еще одну грань целостности исследуемого объекта: чем организованность этнической целостности выше, тем больше отличаются свойства совокупности от суммы свойств элементов.

Динамический аспект эмерджентности обозначается термином синергетичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата [12]. В управлении этносистемой синергетичность означает хорошо скоординированную сознательную деятельность ее элементов, направленную на достижение общей цели и появляющуюся на определенном уровне сложности данной системы.

Другое проявление свойств эмерджентности сложной системы получило название неаддитивность. Следуя данному принципу, нельзя рассматривать свойства этносистемы как сумму свойств её подсистем. Отдельные подразделения этноса - субэтносы - не способны добиться результатов, которые можно получить сообща, за счёт их объединения [13].

Важное место среди характеристик системы занимает мультипликативность - параметр, отражающий тот факт, что позитивные и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения [14]. В свою очередь, говоря о мультипликативности этнической системы, следует учитывать, что управляющие действия или стихийные процессы направлены на усиление эффектов функционирования элементов данной системы. Положительной мультипликативности этносистемы способствует сложная структура этноса с иерархической соподчиненностью субэтнических групп, а также соответствие данной структуры и адекватность управленческих решений «творческого меньшинства» целям и задачам общности в конкретно-исторический период её существования и др. Принцип положительной мультипликативности в формате управления этнической общностью означает своевременное принятие правильных руководящих решений, приводящих к быстрым и значительным положительным результатам ее состояния. При этом необходимо отметить, что управление осуществляется не непосредственно, а опосредованно через экономические, социальные, духовные и иные факторы общественной жизни. Отрицательная мультипликативность этнической общности проявляется в быстром развитии деструктивных процессов и стрем-

лении её к состоянию хаоса как результат серьезных ошибок или вовремя непринятых решений. Это может обернуться катастрофой для этнической общности. Следовательно, мультипликативность как свойство эт-носистемы определяет эффективность управленческого ресурса.

Одной из характеристик сложной системы является централизованность - свойство системы быть управляемой из единого центра [14]. Руководствуясь его командами, все части системы пользуются заранее определенными правами. При излишнем усложнении системы или невозможности единого руководства центр отдает часть своих властных полномочий подси-стемным образованиям, происходит децентрализация управления.

Применительно к этнической системе анализируемое свойство ярко иллюстрируется на примере суперэтнической общности «советский народ». Данное сложное образование, структурными элементами которого являлись более 100 больших и малых народов, характеризовалось общностью исторических судеб, тесным сотрудничеством и взаимопомощью народов, интернационализмом и патриотизмом. Был достигнут высокий уровень интеграции экономик союзных республик. Успешно развивалась единая в своем национальном многообразии советская культура. У наций и народностей СССР все больше становилось общенациональных черт. Вместе с тем разные этносоциальные общности, входившие в состав СССР, получили разную степень суверенизации: одни - статус союзных республик, другие - автономных и т. д. Все части суперэтнической общности пользовались определенными правами, обозначенными в советских конституциях, и руководствовались стратегиями центра. И так это продолжалось до середины 90-х гг. XX в. Однако в результате политики гласности и демократизации начавшаяся децентрализация управления и ослабление государственной власти Москвы позволили в республиках активизироваться националистским и сепаратистским силам, усилиться тенденциям противостояния центру, антироссийским и антирусским настроениям у местных политических элит. Этим и другим негативным явлениям не было противодействия со стороны союзных органов (центра), что в конечном счете привело к распаду СССР и «параду суверенитетов» бывших союзных республик, превратившихся в самостоятельные государства.

Свойство централизованности этнической системы предполагает ряд других ее характеристик - обособленность, совместимость и наличие обратных связей.

Обособленность этнической системы проявляется в стремлении к автономии, изолированности тех или иных ее подсистем [14]. Такому процессу способствуют противоречия целей и интересов этнической общности в целом и отдельных её структур. Часто наблюдаются процессы обособления на основе личных

связей, симпатий, общих взглядов, этнической принадлежности и т. д. Известно, что этническая культура наряду с интеграционными функциями выполняет и эт-нодифференцирующие, направленные на сохранение своей идентичности. Это во многом объясняет противостояние современным глобализационным процессам и стремление к автономии со стороны особенно малых этнических образований, создающих барьеры против размывания их самобытности: резко сокращается число межнациональных браков, повышается значение элементов традиционной культуры и др.

Совместимость - свойство взаимоприспособляемости и взаимоадаптивности частей этносистемы [13]. В этнической общности могут возникать противоречия ее интересов с интересами подсистем. Характеристика совместимости этнической общности может быть проведена по целому ряду факторов - экономических, политических, культурных и др. Показательным примером в данном контексте рассуждений может быть национальная политика Советского государства по преодолению отсталости многих народов (подсистем), вошедших в 1922 г. в состав СССР (суперэтническая система). Для решения этой задачи были обеспечены ускоренные темпы развития союзных республик за счет перераспределения ресурсов из более развитых этнических образований (русский народ) в пользу отсталых. Если в центральных промышленных регионах за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) объем промышленного производства вырос в 2 раза, то в национальных республиках и областях - более чем в 3,5 раза, а в республиках Средней Азии - почти в 5 раз. Если в начале 1920-х гг. национальные районы и республики по уровню грамотности отставали в десятки раз от тоже невысокограмотных регионов центра страны, то уже к 1939 г. этот уровень вплотную приблизился к среднесоюзному. В результате огромной созидательной деятельности русского народа и управленческого ресурса центра к 1970-м гг. были выровнены уровни экономического и культурного развития народов, т. е. достигнута совместимость подсистем [15, с. 351]. До 80-х гг. XX в. конфликтов в данной суперсистеме не возникало, что говорит о хорошей совместимости работы подразделений этносистемы, обеспеченной национальной политикой центра. Однако после обозначенного исторического рубежа в силу ослабления внимания к проблемам национальных отношений со стороны управленческого ресурса возникли новые проблемы, что требовало менять «правила игры», систему ресурсного распределения и пр. в условиях нарастания сепаратистских тенденций в республиках. С разработкой новых правил центр затянул, что в свою очередь привело к распаду суперэтнической общности СССР.

Наличие обратных связей в этнической системе проявляется в том, что информация с выхода этноса (или входящих в него подсистем) поступает на вход. Центр управления (например, правительство, президент

и т. д.) сравнивают результаты деятельности этносисте-мы с поставленными целями и, если это необходимо, принимают управленческие решения, корректирующие работу этноса [13].

И наконец, следует отметить такое свойство этно-системы, как адаптивность - способность этнической системы изменяться под влиянием факторов внешней среды. Адаптивные этносы способны приспосабливаться к новым внешним условиям, саморегулироваться и восстанавливать устойчивость жизнедеятельности, т. е. сохранять состояние квазиравновесия [13].

Таким образом, этносистема обладает фундаментальным свойством открытости, из которого следует ряд основных качественных её показателей - дисси-пативность, неравновесность и нелинейность. В свою очередь эмерджентность, синергетичность, неаддитивность, мультипликативность, централизованность, обособленность, совместимость, наличие обратных связей и адаптивность являются проявлением вышеуказанного ряда характеристик.

Многопараметровость свойств этносистемы, сложность описания их связей, неоднозначность их взаимозависимостей предполагает необходимость построения сложных математических моделей для количественного описания этногенеза. Однако даже качественное рассмотрение свойств открытой диссипативной этно-системы позволяет прогнозировать пути её развития.

Литература

1. Садохин А. П. Этнология: учебник. М., 2000. 256 с.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994. 640 с.

3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. 432 с.

4. Гумилев Л. Н. Сущность этнической целостности (Ландшафт и этнос. XII) // Вестн. ЛГУ 1971. Серия Геология и география. № 24. С. 97-106.

5. Боголюбов Н. Н. Собрание научных трудов: в 12 т. Т. 5: Неравновесная статистическая механика, 1939-1980. М., 2006. 804 с.

6. Решетняк С. А., Шелепин Л. А. Метод квазиравновесных функций в физической кинетике // Тр. ФИАН СССР. М., 1979. Т. 106. С. 90-118.

7. Новый энциклопедический словарь. М., 2004. 1456 с.

8. Иванова Ю. В. Этнос - социокультурная динамика и традиции: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. М., 2000. URL: http ://www. dissercat.com/ content/etnos-sotsiokulturnaya-dinamika-i-traditsii (дата обращения: 02.10.2014).

9. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А., Боев Б. В. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон). М., 1997. 352 с.

10. Арнольд В. И. Теория катастроф // Современные проблемы математики. Фундаментальные направления. Т. 5 (Итоги науки и техн. ВИНИТИ АН СССР). М., 1985. 278 с.

11. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. 2-е изд., стереотип. М., 2005. 432 с.

Поступила в редакцию

12. Жилин Д. М. Теория систем: опыт построения курса. 5-е изд., испр. М., 2010. 170 с.

13. Крайнюченко И. В., Попов В. П. Системное мировоззрение. Теория и анализ: учебник для вузов. Пятигорск, 2005. 218 с.

14. Большаков А. С. Менеджмент: учеб. пособие. СПб., 2000. 160 с.

15. ТавадовГ. Т. Этнология: учебник. М., 2009. 408 с.

References

1. Sadohin A. P. Jetnologija: uchebnik. [Ethnology ] M., 2000. 256 s.

2. Gumilev L. N. Jetnogenez i biosfera Zemli. [Ethnogenesis and Biosphere of the Earth] M., 1994. 640 s.

3. Bromlej Ju. V. Ocherki teorii jetnosa. [Essays on Ethnos Theory] M., 1983. 432 s.

4. Gumilev L. N. Sushhnost' jetnicheskoj celostnosti [The Essence of Ethnic Integrity ] (Landshaft i jetnos. XII) // Vestnik LGU. 1971. Ser. Geologija i geografija. № 24. S. 97-106.

5. Bogoljubov N. N. Sobranie nauchnyh trudov: v 12 t. T. 5: Neravnovesnaja statisticheskaja mehanika, 1939-1980. [Nonequilibrium Statistical Mechanics] M., 2006. 804 s.

6. Reshetnjak S. A., Shelepin L. A. Metod kvaziravnovesnyh funkcij v fizicheskoj kinetike [The Method of Quasi-equilibrium Function in Physical Kinetics] // Trudy FIAN SSSR. M., 1979. T. 106. S. 90-118.

7. Novyj jenciklopedicheskij slovar'. [New Encyclopedic Dictionary] M., 2004. 1456 s.

8. Ivanova Ju. V. Jetnos - sociokul'turnaja dinamika i tradicii: avtoref. dis. ... d-ra filosof. nauk. [Socio-cultural Dynamics and Traditions ] M., 2000. URL: http://www.dissercat.com/content/ etnos-sotsiokulturnaya-dinamika-i-traditsii (data obrashhenija: 02.10.2014).

9. Lisichkin V. A., Shelepin L. A., Boev B. V. Zakat civilizacii ili dvizhenie k noosfere (jekologija s raznyh storon).[ Decline of Civilization or Movement to the Noosphere (environment from different points of view)]. M., 1997. 352 s.

10. Arnol'd V. I. Teorija katastrof «Sovremennye problemy matematiki. Fundamental'nye napravlenija. [Theory of Catastrophes «Problems of Contemporary Mathematics. Fundamental Directions]. T. 5 (Itogi nauki i tehn. VINITI AN SSSR)». M., 1985. 278 s.

11. Jeshbi U. R. Vvedenie v kibernetiku. [ Introduction to Cybernetics.] 2-e izd., stereotip. M., 2005. 432 s.

12. Zhilin D. M. Teorija sistem: opyt postroenija kursa. [Theory of Systems: the Experience of Course Building]. 5-e izd., ispr. M., 2010. 170 s.

13. KrajnjuchenkoI. V., Popov V. P. Sistemnoe mirovozzrenie. Teorija i analiz: ucheb. dlja vuzov. [Systemic Worldview. Theory and Analysis ] Pjatigorsk, 2005. 218 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bol'shakov A. S. Menedzhment: uchebnoe posobie.[ Management ]SPb., 2000. 160 s.

15. Tavadov G. T. Jetnologija: uchebnik. [Ethnology]. M., 2009. 408 s.

14 октября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.