Научная статья на тему 'Этносимвол как важный фактор духовной консолидации народа'

Этносимвол как важный фактор духовной консолидации народа Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
83
16
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОС / МЕНТАЛИТЕТ И МЕНТАЛЬНОСТЬ / СИМВОЛ / КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА / ФОЛЬКЛОР / ВЕРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Ибрагимов Лема Магомадович

В статье в качестве постановки научной проблемы рассматривается функциональное значение этносимволов как важнейшие факторы ментальности и этнической самоидентификации в литературе, в частности народов Северного Кавказа.

Текст научной работы на тему «Этносимвол как важный фактор духовной консолидации народа»

46

Известия ДГПУ, №1, 2014

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82

ЭТНОСИМВОЛ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ДУХОВНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ НАРОДА

THE ETHNOSYMBOL AS AN IMPORTANT FACTOR OF THE PEOPLE SPIRITUAL CONSOLIDATION

© 2014 Ибрагимов Л. М.

Чеченский государственный университет

© 2014 Ibragimov L. М. Chechen State University

Резюме. В статье в качестве постановки научной проблемы рассматривается функциональное значение этносимволов как важнейшие факторы ментальности и этнической самоидентификации в литературе, в частности народов Северного Кавказа.

Abstarct. The author of the article considers the functional significance of the ethnosymbols as the most important factors of mentality and ethnic identity in the literature, in particular, of the North-Caucasian peoples.

Rezjume. V stat’e v kachestve postanovki nauchnoj problemy rassmatrivaetsja funkcional’noe znachenie jetnosimvolov kak vazhnejshie faktory mental’nosti i jetnicheskoj samoidentifikacii v literature, v chastnosti, narodov Severnogo Kavkaza.

Ключевые слова: этнос, менталитет и ментальность, символ, культура, литература, фольклор, верования.

Keywords: ethnicity, mindset and mentality, symbol, culture, literature, folklore, beliefs. Kljuchevye slova: jetnos, mentalitet i mental’nost’, simvol, kul’tura, literatura, fol’klor, vero-vanija.

Поколение граждан XXI века является свидетелем и в той или иной степени участником происходящего в современном обществе изменения глубинных основ воспроизводства всей системы социальных отношений. В связи с возрастанием масштабов процесса глобализации, образованием межнациональных и наднациональных региональных сообществ этно-национальные отношения подвергаются большим перегрузкам, которые ведут к трудноразрешимым конфликтам и этническим войнам.

Глобализация стремится растворить, распылить национальную идентичность в масштабных экономических, демократических, информативных, культурных и т. д. процессах, следствием чего является всплеск национализма в рамках национальных сообществ, а также дробление этих сообществ на более мелкие.

Немаловажное значение эти же проблемы приобретают и в России - одной из наиболее многонациональных стран мира - занимающей уникальное положение в Евразии, что позволяло ей долгое время играть важную роль в глобальном балансе сил и интересов в данном регионе. «Спешное реформирование» страны без научного обоснования возможных рисков в области экономики, национально-государственной политики стимулировало националистические и этнократи-ческие выступления региональных элит, инициировало пренебрежительное отношение к правам и достоинству людей другой национальности [1].

Сложившаяся ситуация в области национальных отношений РФ настоятельно требует системного осмысления со стороны специалистов различных областей знания, в том числе и литературоведов.

Общественные и гуманитарные науки

47

Многие нынешние проблемы и противоречия в национальной сфере были предсказаны ещё в начале двадцатого столетия выдающимися патриотами России -первым поколением евразийцев - кн.

Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким, Г. В. Вернадским и др.

Обращение к их теоретическому наследию сегодня исключительно актуально. В регионе этой проблемой занимаются (защита докторских и кандидатских диссертаций, издание монографий, проведение с публикацией материалов международных и всероссийских научных конференций) под руководством профессора Дагестанского государственного педагогического университета 3. Н. Акавова и руководимой им научной школой «Сравнительное литературоведение» [2].

Однако в настоящей статье мы ставим более конкретную цель рассмотреть входящий в концепцию евразийской полиэтнической, поликультурной и многоконфессиональной идентичности России аспект - проблему роли этносимвола как одного из важных факторов и показателей духовной консолидации народа.

Действительно, в условиях неконтролируемой миграции, роста национального самосознания народов повышается актуальность и значимость символических аспектов бытия, особенностей конкретных этносов. Между тем следует отметить: данный этноментальный ракурс как одна из важнейших составляющих полиэтнического региона ещё не стал предметом специальных исследований, в частности в литературоведении.

К символическим аспектам этнокуль-туры относятся: идеи (кьоман идея -национальная идея), верования (дин), язык (мотт), действия, формы искусства, орнамент (бустам), обычаи и неписаные законы (адаты), кухня и т. д. Эти образования (символы и этносимволы) в рамках этнической культуры выступают как превращённые формы социально-

исторического опыта конкретного этноса, который и обеспечивает его своеобразие. «Поэтому этносимвол (символическое образование, в предельно концентрированной форме, выражающее идеи, явления, верования, идеалы, чувства и т. д.) является субстанциональным ядром, организующим знаковую среду, характерную для данной этнокультурной системы» [3].

Элементы традиционной материальной культуры, фольклора, продукты народных промыслов, произведения народного искусства наглядно свидетельствуют об особенностях этнического сознания. Немаловажное значение в этом плане имеет этническая специфика социальной деятельности, в которой обьективируют-ся этнопсихологические факторы.

Любой этнос творит культуру сообразно специфике своего сознания. Общеизвестно, что специфика этноса сопряжена с символической стороной культуры, которую он создает.

Изучение символических форм любой национальной культуры приводит к прояснению сущности и структуры его национально-этнического сознания.

Этносимволы, как связующие звенья между сознанием традиционным и современным - важнейший инструмент формирования патриотических чувств. Как отмечают многие ученые, «мифотворчество в современной этнокультуре посредством интерпретации этносимво-лов является продуктивным механизмом сохранения этнокультуры» [4]. Этносимволы - это своего рода аккумуляторы ценностей и идеалов, консолидирующих этнос. В связи с этим необходимость исследования национально-этнического сознания сегодня очень актуальна для чеченской культуры.

Чеченская народная культура на протяжении веков испытывала разнообразные, часто противоположные культурные влияния. Достаточно сказать, что в регионе Северного Кавказа исторически перемешивались западноевропейские и ближневосточные культурные традиции. Это ставило во главу угла социокультурного бытования чеченского этноса выработку и постоянное сохранение норм и критериев национальной идентичности, которая размывается в наши дни не только процессами глобализации, но и очень стремительными и агрессивными набегами постмодерна. Профессор Палермитан-ского университета К. Баймонте пишет о печальных результатах набегов итальянского постмодерна на национальную идентичность: «Культура отечества, если брать ее не в узко идеологическом смысле, а как прагматическое желание соотнестись с некоей единой констелляцией интересов, в нашей стране находится в бегах. Итальянская идентичность может быть футболь-

48

Известия ДГПУ, №1, 2014

ной, туристической, пляжной, гастрономической, «плейбольной» и т. д., но она останется отсоединенной от защиты общих интересов, от возможности получить легитимацию через самоотнесение с национальным коллективом» [5].

Общеизвестно, что район проживания чеченцев характеризуется повышенным религиозно-конфессиональным разнообразием. Все эти факторы порождают сложнейшие семиотические (знаковосимволические) контексты с их своеобразием в рамках фольклорных форм культуры.

Наконец, район Северного Кавказа имеет богатую историю войн и современных межэтнических конфликтов, которые не могли не сказаться на специфических чертах чеченской народной культуры. С одной стороны, это выработка различных социальных институтов для выживания народа и направления свободной национальной энергии в рациональное русло (например, суд страны (Мехкан кхел), собрание (гулам), совещание (кхе-ташо); социальная иерархия по типу: воин-лидер (баьчча), старейшина рода (ве-рас, тайпан хьалхара стаг), отец семейства (доьзалан да); народная дипломатия, культ гостеприимства (хьаша т1еэцар) и неприкосновенности гостя (хьаша ларар), уважение к собственности и т. д.).

С другой, феномен приверженности национальному идеалу (красоты -Маьлх-Аьзни; мужества и благородства -Адин Сурхо, Таймин Биболат) и идеальному типу, позволяющие сохранить национально-культурную идентичность, вырабатывать механизмы, герметизирующие этнические смыслы существования чеченцев. Такое положение выдвинуло на первый план решение важнейшей задачи: сохранение этноса вообще, его национально-этнической идентичности, самосознания в рамках традиционной народной культуры. Этнические ценности и установки в чистом виде входят в национальное сознание, образуя его основание, базовое семантическое поле, в котором аккумулированы архетипические представления этноса, связанные с его традиционной картиной мира и древним опытом. По мнению М. С. Инкиже-ковой, «на основе этносимволов строится непрерывный диахронный информационно-коммуникативный процесс между сменяющими друг друга последователь-

ными поколениями этноса, соответственно обеспечиваются этническая идентичность, культурная преемственность в целом» [4].

В 1990-е годы в ряде публикаций российских ученых (А. Гуревич, И. Дубов, В. Кантор), посвященных проблеме национальной ментальности, наметился некоторый качественный сдвиг в изучении феномена национально-этнического самосознания. С наибольшей продуктивностью проблемами ментальности в ее реальном проявлении занимались историки французской школы новой интеллектуальной истории (М. Блок, Л. Февр и др.), а также их последователи в разных странах. Ментальность можно рассматривать, как наиболее постоянную глубинную часть сознания этноса. Менталитет имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. В чеченской культуре главными среди них являются классические фамильные хроники-летописи (таьптарш), сакральные (мовлид, назма), фольклорные (иллеш, эшарш) и иные широко распространенные тексты, предметы повседневного обихода, типичные образцы поведения. Менталитет связан с устойчивыми архетипическими структурами сознания, сопряженными с синкретически-объемным схватыванием действительности.

Этносимволы играют ведущую роль в процессе выражения ментальности, так как через них актуализируются древнейшие, сущностные представления этноса, которые скрыты последующими социокультурными наслоениями. Изучение древних этнических символов позволяет реконструировать историю этноса, его систему миропонимания и мироощущения. Специфика национально-

этнического самосознания связана с его субъектами-носителями и с конкретными социо-гео-историческими условиями, которые обусловливают формы его социально-культурной динамики.

Этническое самосознание в комплексе своих проявлений (представление о происхождении этноса, этнические ценностные ориентации и идеалы) является составной частью национального сознания на уровне психологических установок и образов, представляя из себя в этом смысле основание для формирования этносимволов.

Общественные и гуманитарные науки

49

Максимально объективное представление об особенностях национальноэтнического сознания можно составить на основе комплексного изучения его составляющих феноменов, объективированных в искусстве, религиозномагических практиках, этико-моральных нормах, которые получают свое концентрированное воплощение в символе.

Экономические и политические кризисы, процессы распада империй, войны и социальные потрясения усиливают интерес этносов своим историческим корням, определяющим их самобытность и характерологические черты, интегрирующим их в национальную общность. Рефлексия древних традиций, как связующих звеньев разных поколений обостряет национальноэтническое самосознание, и каждое новое поколение начинает свою историю с переосмысления прошлого своего народа.

Необходимо иметь в виду, что попытки непродуманного реанимирования ар-

хаичного этнического сознания, символов, иллюзии придать им новое национально-политическое звучание, как правило, приводят к плачевным результатам. В свою очередь, любое социальноэкономическое и политическое потрясение того или иного полиэтнического социума способствует стихийному, инстинктивному (коллективно-бессознательному) возврату этносов к своим истокам как к одной из форм протеста против нестабильности и несправедливости. «Это в свою очередь может сыграть роль детонатора в развитии национальных, межэтнических конфликтов, погасить которые бывает чрезвычайно трудно, т. к. они связаны с активизацией деятельности по защите, распространению и насаждению коренных смыслов национального существования, без чего этнос теряет свое системное единство и впадает в деструктивное состояние» [3].

Литература

1. Росенко М. Н. Этнонациональные процессы в современном обществе. СПб., 1996. 2. Акавов

З. Н., Алибекова Д. Г. Проблемы литературного евразийства. Махачкала, 2011. 3. Албакова

Ф. Ю. Роль символов в национально-этническом сознании. Электронный ресурс. Режим доступа: URL:http://www. dissercat. com/content/rol-simvolov-v-natsionalno-etnicheskom-soznanii. 4. Ин-кижекова М. С. Этническая элита как историко-культурный феномен // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 1(73). С. 91-97. 5. Битва идентичностей. Электронный ресурс. Режим доступа: URL:http://uchebnik-online.com/131/112.html References

1. Rosenko M. N. Ethnic processes in modern society. SPb., 1996. 2. Akavov Z. N. Alibekova D. G. Problems of literary Eurasianism. Makhachkala, 2010. 3. Albakova Yu. F. the Role of characters in ethnic consciousness. Electronic resource. Mode of access: http://www. dissercat. com/content/rol-simvolov-v-natsionalno-etnicheskom-soznanii. 4. Inkizhekova M. S. Proceedings of Ural State University. # 1(73), 2010. S. 70-75. 5. Battle of identities. Electronic resource. Mode of access:

http://uchebnik-online.com/131/112 .html Literatura

1. Rosenko M. N. Jetnonacional'nye processy v sovremennom obshhestve. SPb., 1996. 2. Akavov Z. N., Alibekova D. G. Problemy literaturnogo evrazijstva. Mahachkala, 2011. 3. Albakova F. Ju. Rol' simvolov v nacional'no-jetnicheskom soznanii. Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: URL:http://www. dissercat. com/content/rol-simvolov-v-natsionalno-etnicheskom-soznanii. 4. Inkizhekova M. S. Jet-nicheskaja jelita kak istoriko-kul'turnyj fenomen // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2010. № 1(73). S. 91-97. 5. Bitva identichnostej. Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa:

URL:http://uchebnik-online.com/131/112.html

Статья поступила в редакцию 23.02.2014 г.