Этнорелигиозные чистки в «демократической» Камбодже Ethnic and religious cleansing in "democratic" Cambodia
Бобрышева Д.Е.
Студентка 4 курса, ф-т истории, социологии и международных отношений, Кубанский Государственный Университет, РФ, - г. Краснодар e-mail: odarka14@yandex. ru
Bobrysheva D.E.
4th year student,
faculty of history, sociology and international relations,
Kuban State University Russia, Krasnodar e-mail: odarka14@yandex. ru
Аннотация.
Статья посвящена геноциду в Демократической Кампучии и Полпотовскому режиму во второй половине ХХ в. Рассматривается краткая история государства, гражданская война, а также формирование отрядов «красных кхмеров» и деятельность их лидера Пол Пота, начиная с его вступления в марксистский кружок во Франции, активного участия во внутриполитической борьбе на родине и заканчивая его унизительным побегом из страны. Показана жизнь кампучийского народа в период с 1975 по 1979 гг., превращение страны с древнейшей культурой в концлагерь и гуманитарный интервенционизм Вьетнама, положивший конец самой чудовищной этнической чистке. Делается вывод о том, что в слаборазвитой и нищей стране столкнулись интересы трех могущественных держав, США, СССР и Китая, что повлекло за собой гибель четверти населения страны и долгое восстановление Камбоджи после свержения режима «красных кхмеров».
Annotation.
This article is devoted to genocide in Democratic Kampuchea and Pol Pot's regime in the second half of the twentieth century. The brief history of the country, the civil war, the formation of Khmer Rouge and it's leader's activity, since his joining Marxist club in France, active engagement of internal political struggle of his motherland and till his abject escape from Cambodia are considered. There's shown Kampuchean people's life from 1975 to 1979, the transformation of the country with ancient culture into a death camp, also there's mentioned Vietnamese humanitarian interventionism which stopped the most horrible ethnic cleansing. The conclusion is that interests of 3 powerful countries like USA, USSR and China faced in an undeveloped and poor country, leading to death of a quarter of Cambodia's population and it's long rehabilitation after overthrowing Khmer Rouge regime.
Ключевые слова: Камбоджа, Пол Пот, геноцид, «красные кхмеры», этнические чистки.
Key words: Cambodia, Pol Pot, genocide, Khmer Rouge, ethnic cleansing.
Камбоджа - одно из древнейших государств Юго-Восточной Азии, где людям в XX в. пришлось пережить колониальное порабощение, нищету и ужасы геноцида. В начале IX в. образовалась Кхмерская империя, мирно существующая следующие 400 лет, это был период процветания, но с середины XV в. Камбоджа находилась в эпицентре колониальной экспансии. Страна была на грани нищеты и король заключил неравноправный договор с французским правительством, тем самым превратив Камбоджу во французскую колонию. С 30-х гг. XX в. появились национальные партии, которые стали организовывали восстания и боролись за независимость своей страны, но это очаги сопротивления были подавлены французской администрацией. В период Второй Мировой войны Камбоджу оккупировала Япония. Но после Потсдамской конференции, которая определила территориальные притязания победителей многострадальная Камбоджа опять попала под протекторат Франции [1].
Однако, благодаря освободительному движению Кхмер Иссарак, стране удалось стать частично независимой в 1949 г., она вышла из Французского союза и стало полностью независимым в 1955 г. Но началась
гражданская война между властями и отдельными группировками. В 1966 г. власть перешла к правым организациям во главе с генералом Лон Нолом. Коммунистическая оппозиция стала формировать вооруженные отряды, называвшие себя «Красные кхмеры», которые формировались в массе своей из малограмотных и неграмотных молодых крестьян. Камбоджийские коммунисты развернули партизанскую войну против правительства принца Сианука, который был правителем Камбоджи после получения ее независимости от Франции [2].
Лон Нол потребовал от Северного Вьетнама свернуть всю военную деятельность на территории Камбоджи, пригрозив в противном случае применить силу. Северовьетнамцы в ответ ударили первыми, да так, что едва не заняли Пномпень. Чтобы спасти сформированный режим президент США Ричард Никсон послал в Камбоджу американские части [4]. Режим Лон Нола в итоге устоял, однако в стране поднялась небывалая волна антиамериканских настроений, а ряды «красных кхмеров» возросли за счет антизападных настроений [3].
В 1975 г. красные кхмеры вышли победителями в Гражданской войне, под руководством Пол Пота. О детстве этого диктатора мало, что известно, он старался это не афишировать. Его настоящее имя Салот Сар. По одной из версий, он был восьмым ребенком в крестьянской семье, которая не бедствовала, так как его старший брат служил при королевском дворе, а сестра танцевала в королевском балете и была наложницей наследного принца. Пол Пот был прислужником в буддистском монастыре, получил высшее образование во Францию. Пол Пот стал членом марксистского кружка в Париже, который был образован камбоджийскими студентами. Политика настолько увлекла юного Салот Сара, что он совсем забросил учебу[5].
К 1963 году он стал активным участником внутриполитической борьбы в Камбоджи. Пол Пот прошёл путь от новичка до генерального секретаря партии. Всего за несколько лет он встал в один ряд с самыми кровавыми диктаторами в мировой истории, заслужив титул «азиатского Гитлера». За 4 года было уничтожено от 1 до 3 млн. чел. из 7,5 млн. камбоджийцев [6]. От 400 до 600 тыс. чел. были убиты или погибли под пытками. Из них 30% были расстреляны, остальным раскроили голову мотыгой или прикладом винтовки. Но больше всего людей погибло от голода. Режим красных кхмеров нанес невосполнимый ущерб камбоджийскому обществу [7]. Различные группы в стране относятся к действиям Пол Пота и его команды по разному, от попыток сохранить следы преступлений ликвидаторов до стремлений стереть эту позорную страницу с исторических страниц Камбоджи. Но, опыт Германии нам показал, что невозможно начать новый этап без переосмысления преступного прошлого.
В основе коммунистической идеологии у Маркса и других идеологов коммунизма мы не находим посыла к уничтожению какого-либо этнической группы. Врагов определяли прежде всего по классовому принципу. С приходом к власти красные кхмеры сразу показали, с каким презрением они относятся к среднему классу. После взятия столицы Пномпеня, солдаты сразу же приступили к депортации городского населения в сельские районы страны. Через 2 дня города опустели и оставались брошенными вплоть до прихода вьетнамской армии. Было принято решение отменить деньги, полностью разрушить экономику - красные кхмеры взорвали национальный банк, а в его хранилищах разместили склад удобрений. Ликвидации подверглись и храмы. «Большой брат», так называли Пол Пота выступал против религии. Буддистских монахов лишали сана. Также особое отношение было к этническим вьетнамцам, их изгоняли, сторонников Лон Нола казнили. Следующим шагом была парализация работы почты, телефона, телеграфа [8]. Коммуникационные связи государства с остальным миром были разорваны. Внешняя торговля велась с КНР и КНДР.
Основные репрессии коснулись молодого поколения (мужчин в возрасте от 20 до 30 лет и женщин от 15 до 20 лет. Это было связано, с тем что молодые мужчины могли взять в руки оружие, молодые женщины находились в расцвете репродуктивного возраста - их убивали, чтобы они не смогли произвести на свет новых
врагов и мстителей режима. Максимальные жертвы понесло офицерство (83%), за ними полиция (67%), что доказывает факт политицида. Средний класс тоже подвергся массовым репрессиям, были убиты врачи (49%), учителя (47%), люди с высшим образованием (42%), 38% со средним и 29% с начальным или неполным образованием. Подлежала истреблению интеллигенция, один из солдатов полпотовский армии рассказал: «Я убивал в первую очередь тех, кто носил очки. Если в очках, значит умел читать. А стало быть, мог обладать вредными мыслями. И вообще, очки - изобретение буржуазии» [9].
Исчезли дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. Людям запрещалось страдать, плакать, смеяться. Сострадание или просьба рассматривались как проявление недовольства и оппозиции. В лексике красных кхмеров отсутствовало «милосердие», слабых и больных уничтожали [10]. Все стало общим, пищу должны были готовить все вместе и для всех, никто не мог иметь своих личных столовых приборов, все обобществлялось. Убивали без повода, пытая и издеваясь над людьми самыми жестокими и извращенными способами. Могли заживо хоронить, сжечь, наколоть на штык, бросить в пруды с крокодилами, извлечь внутренние органы для приема их в пищу и т.д. Один солдат поделился воспоминаниями: «Убивать детей очень легко — надо только взять их за ноги и разорвать пополам». Пол Пот говорил так: «Общество, которое олицетворяет кампучийский народ, должно быть здоровым и крепким. Милосердие - это преступление»[11].
Страна с древнейшей культурой превратилась в огромный концлагерь, а на полях в устрашение народу лежали пирамиды из сотен тысяч человеческих черепов.
Камбоджийский средний класс быстро научился скрывать свое социальное происхождение. Врачи называли себя крестьянами или таксистами и перестали носить очки. Небольшое католическое население Камбоджи было уничтожено практически наполовину - считалось, что как католики они были агентами Запада. Мусульманские чамы, принадлежавшие к другой религии и этничности, имели вооруженные отряды самообороны. Такого было позволить нельзя, и 41% чамов были убиты. Китайцы и вьетнамцы (агенты враждебных стран) потеряли 40% населения [12]. Этническая ненависть даже приобрела черты расизма. Вьетнамцев клеймили как «потомственных врагов» кхмерского народа. Кхмеры - самый темнокожий народ региона, именно поэтому черный цвет объявлен совершенным от природы. Выжившие свидетельствуют, что пленник с более светлой кожей рисковал быть убитым.
В коммунистической истории только красные кхмеры вели геноцид по классово-генеалогическому признаку. Кхмеры считали, что за кровнородственными связями стоят и классовые, и расовые враги. Пол пот и вся коммунистическая пресса призывали к «классовому и национальному гневу, к кровавой мести».
Шестилетний мальчик помнит, как красные кхмеры вошли в его деревню:
«Мне сильно повезло, что я был местным. Крестьяне считались старыми камбоджийцами, кхмеры потому и относились к нам иначе. А вот кого они ненавидели, так это образованных, воспитанных переселенцев из города.. .У кхмеров были винтовки, мы слушались их, кормили, они жили в наших домах. Земля стала общей. Обедать в семье было запрещено. Вместо этого все дети ели вместе, и все взрослые тоже ели вместе.»
Крестьянских детей отправляли в школу, где их учили идеям красных кхмеров. Кормили их хорошо, но они должны были много трудиться на полях. Этот парень был очень рад, когда его выбрали старостой класса, но. «учиться было очень тяжело.Мы носили школьную форму и нам часами объясняли, в чем смысл наших идей. Солдаты рассказывали нам о том, что такое «Ангка» и чем нам вреден империализм. «Ангка» - это было здорово! Революция - это было здорово! Мы все должны были помогать «Ангка» в борьбе со злом» [13].
«Ангка», о которой рассказывает мальчик, была «Центром» движения красных кхмеров. Этот «Центр» был окружен тайной и долго оставался загадкой. Только в 1977 г. Пол Пот объявил себя главой Коммунистической партии Камбоджи. Но и после этого структура партии оставалась засекреченной.
В мае 1976 г. чисткам подверглось высшее руководство партии, в особенности пострадали те, кто получил образование во Вьетнаме, в отличие от тех, кто учился во Франции и Китае. Красные кхмеры продолжали убивать этнических вьетнамцев и вторгаться на территорию соседней страны [14]. Это было весьма опрометчиво, учитывая, что у Вьетнама была закаленная в боях, мощная армия, которая вынудила армию США покинуть их территорию. Постоянные пограничные конфликты заставили в конце 1978 г. Вьетнам осуществить полномасштабное вторжение в Камбоджу. Кхмерская армия была истощена многочисленными чистками. На ряду с мужскими существовали женские батальоны; все солдаты были молоды, с каждым новым призывом в армию приходили еще более юные на замену погибшим в боях ветеранов [15]. Ли Хенг - автор мемуаров, живущий во Франции, ему было 6 когда красные кхмеры пришли к власти, он вспоминает, что по последнему призыву 1978 г. в армию пришло пополнение 13-18-летних юношей и девушек. Уцелевшие лагерники рассказывают, что некоторым охранником было не больше 12-14 лет, а некоторым и по 9. По воспоминаниях арестантов детей боялись больше других. Дети, не раздумывая, исполняли любые приказы и проявляли страшную жестокость, считая различные экзекуции повседневным занятием. Спасение от режима пришло вместе с вьетнамской армией, вторгшейся в Камбоджу и разгромившей красных кхмеров. По иронии судьбы, именно страна с коммунистической идеологией продемонстрировала один из самых успешных и впечатляющих примеров того, что мы сейчас называем гуманитарным интервенционизмом. Именно вьетнамские коммунисты положили конец самой чудовищной коммунистической этнической чистке, в которой погибла четверть населения страны, при этом треть из них была убита сознательно [16].
Самые большие показатели смертности не были преднамеренными, они были результатом гигантских политических ошибок. Но ни один коммунистический режим не допускал геноцида, кроме красных кхмеров. Это самое большое различие между коммунистическими этническими убийцами: коммунисты вызывали массовые смерти главным образом из-за катастрофических политических ошибок, а этнонационалисты убивали преднамеренно.
Поскольку большая часть погибших тоже была кхмерами (камбоджийцами), мы не можем считать это классическим геноцидом или этнической чисткой, хотя истреблению были подвергнуты некоторые религиозные и этнические меньшинства. Это был политицид, направленный против тех, кто считался классовым союзником врага в гражданской войне, некоторые исследователи называют это самогеноцидом.
Некоторые политические аналитики считают, что полпотовская Камбоджа была частью геополитической игры. Пол Пот называл вьетнамцев своими врагами, а США как раз перед тем, как Пол Пот победил в гражданской войне, ушли из Вьетнама и могли поддержать любого недруга своих бывших врагов. СССР же симпатизировал Вьетнаму. Если бы не конфликт между США и Вьетнамом, то возможно, при поддержке мировых политических держав режим красных кхмеров исчез бы гораздо раньше. Вот так одна из красивейших стран мира стала заложником игр «холодной войны».
Довольно трудной задачей стало привлечение виновных к ответственности. Через три десятилетия после изгнания Пол Пота и красных кхмеров из Пномпеня, правительство Камбоджи обратилось за помощью к Организации Объединённых Наций в преследовании за преступления в период между 1975 и 1979 гг. [17].
Изначально ООН собирался создать суд, напоминающий Международный трибунал по Югославии, но правительство Камбоджи отказалось от предложения ООН, опасаясь западного влияния в преследовании виновных в режиме красных кхмеров. После долгих переговоров через Генеральную Ассамблею ООН, были созданы чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (ЧПСК). К сожалению, так долго создавались эти судебные органы, что многие виновные уже умерли. Еще один масштабный политицид остался безнаказанным.
Список используемой литературы:
1.Кобелев Е. Кампучия: жизнь после смерти. М.: Политиздат, 1985. С. 47.
2.Манн М. Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток. Пятый Рим, 2016. С. 15-19.
3.Самородний О. Пол Пот. Камбоджа - империя на костях? Алгоритм, 2013. С. 106.
4.Сидорчик А. Пол Пот. История крестьянина, заставившего мир содрогнуться [электронный ресурс]. -http://www.aif.ru/society/history/pol_pot_istoriya_krestyanina_zastavivshego_mir_sodrognutsya
5.Горина Д. «Красные кхмеры» или страшные истории о Камбодже [электронный ресурс]. -http://www.cablook.com/mixlook/krasnye-khmery-ili-strashnye-istorii-o-kambodzhe/
6.Ung L. First They Killed My Father. HarperCollins, 2000. P. 201.
7.Ung L. Lucky Child: A Daughter of Cambodia Reunites with the Sister She Left Behind. HarperCollins, 2005.
P. 175.
8.Шубин В. В. Кампучия: суд народа. М.: Юридическая литература, 1980. С. 18.
9.Самородний О. Тайны дипломатии Пол Пота. Таллинн, 2009. С. 107.
10. Гурницкий В. Песочные часы. М.: Радуга, 1983. С. 178.
11.Идлинг П. Улыбка Пол Пота. Путешествие по Камбодже красных кхмеров. М.: Корпус, 2014. С. 46.
12.Ильин А. Суд над красными кхмерами: как мечты об идеальном обществе обернулись геноцидом [электронный ресурс]. - https://www.bbc.com/russian/features-46237553
13.Chandler D. A History of Cambodia. Westview press, 2009. P. 182.
14.Jolie A. Notes from my travels. Pocket Books, 2003. P. 86.
15.Chandler D. The Tragedy of Cambodian History: Politics, War, and Revolution since 1945. Yale University Press, 1993. P. 30-35.
16.Kiernan B. How Pol Pot Came to Power: Colonialism, Nationalism, and Communism in Cambodia, 19301975. Yale University Press, 2004. P. 98.
17.Kiernan B. The Pol Pot Regime: Race, Power, and Genocide in Cambodia under the Khmer Rouge, 1975-79. Yale University Press, 2008. P. 58.