УДК 159.922.4
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Е. П. Володина
THE ETHNO-PSYCHOLOGICAL ASPECT OF THE VALUE ORIENTATIONS STRUCTURE
OF THE BAIKAL REGION STUDENTS E. P. Volodina
Статья выполнена в рамках гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».
В данной статье рассматривается этнопсихологический аспект структуры ценностных ориентаций студентов байкальского региона. В работе представлена лишь часть данных масштабного кросс-культурного исследования. Целью являлось изучение структуры ценностных ориентаций студентов разных национальностей, проживающих в байкальском регионе. В исследовании был использован метод анкетирования, в котором приняли участие более 900 студентов русской и бурятской национальностей, проживающих в Иркутской области и в республике Бурятия. Результаты проведенного исследования показали, что в структуре ценностных ориентаций молодых людей имеются отличия, указывающие на характерные национальные особенности. Структура ценностных ориентаций молодых людей русской и бурятской национальностей, проживающих в Иркутской области, статистически достоверно отличается по ряду жизненных ценностей от структуры ценностных ориентаций русских и бурят, проживающих в республике Бурятия. Такие отличия указывают, что на развитие и формирование жизненных ценностей оказывает влияние фактор проживания человека на родной земле. Общечеловеческие, базовые жизненные ценности, такие как уважение к родным и близким, семья и брак, любовь и дружба, вне зависимости от национальной принадлежности и региона проживания занимают значимые места в структуре ценностных ориентаций молодых людей. Результаты нашего исследования будут применены в практике и внесут ценный вклад в актуальную на сегодня значимую область исследований, направленных на изучение патриотизма и межнационального согласия.
The paper discusses the ethno-psychological aspect of the value orientations structure of the Baikal region students. The paper presents only a part of the data from a large-scale cross-cultural research. The objective was to study the structure of value orientations of students from different nationalities living in the Baikal region. The study used the method of survey which was taken by more than 900 students of Russian and Buryat ethnic groups living in Irkutsk region and Bu-ryatia. The results of the study showed that the structure of value orientations of young people has some differences which depend on specific national characteristics. The structure of the value orientations of young people of Russian and Buryat ethnic groups living in Irkutsk region significantly differs in a number of life values in comparison to the structure of value orientations of Russians and Buryats living in the republic of Brnyatia. These differences indicate that the factor of human habitation in their motherland affects the development and the formation of values in life. Universal basic life values such as respect for the relatives and friends, family and marriage, love and friendship, regardless of the ethnicity and the region of residence, occupy a significant place in the structure of the value orientations of young people. The results of our research will be applied in practice and will make a valuable contribution to the currently important, significant area of research which aims to understand patriotism and interethnic harmony.
Ключевые слова: ценности жизни, структура ценностных ориентаций, студенты, этнос, этнопсихологический аспект.
Keywords: values of life, structure of value orientations, students, ethnicity and ethno-psychological aspect.
В настоящее время в связи с социально-экономическими преобразованиями общества актуальность приобретает изучение отношения молодого поколения к своему этносу, культуре, традициям [2], образованию, профессиональной деятельности, обусловленное динамическими системами их ценностей и ценностных ориентаций [4], личностных смыслов [3]. Именно в юношеском возрасте происходит интенсивное развитие и формирование этнической и психологической культуры.
В нашем исследовании, направленном на изучение этнопсихологического аспекта структуры ценностных ориентаций студентов байкальского региона, мы придерживаемся уже неоднократно апробированной и показавшей свою работоспособность личностно-дея-тельностной концепцией, предложенной А. Д. Кар-нышевым [1, с. 187 - 203]. На ее основе возможно не
только глубинное изучение ценностно-смысловой сферы личности студентов разных национальностей, но и других значимых характеристик личности, т. к. данная концепция позволяет выделить следующие взаимоувязанные друг с другом компоненты структуры личности.
1. Биопсихические или психофизиологические свойства личности, отражающие ее природные (генетически сформировавшиеся) истоки отношения к себе и миру в целом.
2. Направленность личности, включающую в себя мировоззренческие установки, ценности, потребности, интересы, мотивы.
3. Способности, знания и умения.
4. Самооценка и самоуважение личности.
5. Коммуникативные качества.
Е. П. Володина 107
Теоретический анализ ведущих подходов к изучению проблемы ценностных ориентаций позволяет говорить нам о том, что на сегодняшний день в современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации» и «ценность», эти понятия часто отождествляются. Ценности понимаются нами как значимые для личности (т. е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности.
Ценностно-смысловую сферу мы рассматриваем как целостное, системное и динамическое образование, каждый элемент которой связан между собой. Нам близка концепция и построенная на ее основе структурно-динамическая модель системы ценностных ори-ентаций личности М. С. Яницкого. Ценностные ориентации понимаются нами как «определяющие жизненные цели человека ценности, которые выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом» [5, с. 26 -27]. По мнению М. С. Яницкого, система ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим органом, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающим в единое целое личность и социальную среду. В формировании системы ценностных ориентаций принимает участие ряд циклических процессов:
1) адаптация заключается в устранении тревоги и поддержании баланса в системе «человек - среда» посредством модификации ценностных ориентаций;
2) социализация - внутреннее принятие ценностей значимых других;
3) индивидуализация - выработка собственной автономной системы ценностей.
Целью нашего исследования являлось изучение структуры ценностей студентов разных национальностей, проживающих в байкальском регионе. В работе представлена лишь часть данных масштабного кросс-культурного исследования, проведенного коллективом ученых под руководством доктора психологических наук, профессора А. Д. Карнышева.
Для достижения поставленной цели был использован метод анкетирования. В исследовании приняли участие более 900 студентов русской и бурятской национальностей, проживающих в Иркутской области и в республике Бурятия. Для того чтобы изучить этнопсихологический аспект структуры ценностных ориента-ций, студентам был предложен авторский список, состоящий из 12 жизненных ценностей: 1) интересная работа; 2) уважение к родителям, родным, близким; 3) семья, брак; 4) любовь и дружба; 5) хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей; 6) здоровье, спорт; 7) возможность общения со сверстниками, интересными людьми, в том числе через интернет; 8) учеба, самообразование; 9) независимость мнений и поступков, личная свобода; 10) возможность творчества, самовыражения; 11) лидерство, авторитет в молодежной среде; 12) общение с природным окружением.
Необходимо отметить, что авторский список содержит в себе неповторимое и оригинальное группирование жизненных ценностей (преимущественно терминальных). Большинство методик, направленных на изучение ценностно-смысловой сферы личности чело-
века, представлены большими списками ценностей и зачастую дают общее представление о структуре ценностных ориентаций личности. В авторский список в особой комбинации входят как базовые общечеловеческие ценности, так и ценности, представляющие для человека личную значимость, в которых отражается стремление человека к саморазвитию, коммуникации, здоровью и др. Такое сочетание жизненных ценностей, по нашему мнению, позволяет наиболее глубоко и полно изучить структуру ценностных ориентаций личности в энтопсихологическом аспекте. Так, ценность «общение с природным окружением» в такой формулировке в которой она представлена в списке способна выявить ее истинную прагматическую значимость в структуре ценностных ориентаций молодых людей. В классической методике Р. Рокича данная ценность обозначена как «красота природы и искусства» и отражает только эстетическую значимость для человека данной ценности. Жизненные ценности, такие как «хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей» и «лидерство, авторитет в молодежной среде», являются важными характеристиками личности, ориентация на которые наряду с другими ценностями из списка позволяет достичь цели исследования. Данные жизненные ценности также не отражены в методиках других авторов, направленных на изучение ценностей и смыслов.
Респондентам было предложено каждую ценность из списка оценить по десятибалльной шкале значимых для них жизненных ценностей. Далее студенческие анкеты разделили на четыре группы, в первую и вторую группу вошли анкеты студентов русской и бурятской национальностей, проживающих в России, вторую и третью группу составили студенты русской и бурятской национальностей, проживающие в бурятском округе. Такое деление обусловлено тем, что, по нашему мнению, у студентов разной национальности структура ценностных ориентаций и отношение к патриотизму будет иметь особенности в зависимости от региона, в котором они проживают. Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием статистических методов обработки данных, достоверность отличий по всему профилю считалась с использованием критерия Манна-Уитни. Обработка данных принесла следующие результаты (таблица).
Сравнительный анализ структур ценностных ори-ентаций студентов русской и бурятской национальностей, проживающих в Иркутской области и в Республике Бурятия, показал как общее, так и особенное. У студентов во всех группах такие ценности, как уважение к родным и близким, семья и брак, любовь и дружба, вне зависимости от национальной принадлежности и региона проживания занимают первые места в структуре ценностных ориентаций. Такое единство в выборе значимых жизненных ценностей свидетельствует о том, что базовые общечеловеческие жизненные ценности вне зависимости от национальной принадлежности и региона проживания являются устойчивыми и ведущими в структуре ценностных ориентаций молодых людей.
Отличия были выявлены в отношении ценностей учебы, самообразования и интересной работы. У студентов, проживающих в Республике Бурятия ценность работы, которая нравится и интересна, статистически
108 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3
достоверно оценивается намного выше (8,51 и 8,39, p < 0.05), по сравнению со студентами, проживающими в Иркутской области. У бурят, проживающих в своей республике, в отличие от бурят, проживающих в Иркутской области, ценность учебы и ориентация на самообразование, саморазвитие достоверно выше (8,44, p < 0.05). Данный выбор можно объяснить тем, что из-
Оценка респондентам
начально у бурят получение образования и отношение к будущей профессии было и остается особенной ценностью, обусловленной культурой народа. Молодые люди бурятской национальности, «оторванные» от своих корней, от своей земли постепенно утрачивают значимость данных ценностей.
Таблица
жизненных ценностей
№ п/п Регион проживания
Иркутская область Республика Бурятия
русские буряты русские буряты
1 7,95 8,01 8,51* 8,39*
2 9,02 9,13 9,46 9,41
3 8,55 8,59 8,75 8,24
4 8,39 8,46 8,57 8,43
5 7,08 7,24 7,65 8,03*
6 7,86 7,89 8,12* 8,24*
7 7,12 7,05 7,50 7,65*
8 8,01 7,88 8,01 8,44*
9 8,23 7,59 8,20 8,54*
10 7,69 7,41 7,88 7,99
11 7,19 7,12 7,38 7,37
12 7,14* 6,96 6,99 6,96
Примечание: 1 - интересная работа, 2 - уважение к родителям, родным, близким, 3 - семья, брак, 4 - любовь и дружба, 5 - хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей, 6 - здоровье, спорт, 7 - возможность общения со сверстниками, интересными людьми, в том числе через интернет, 8 - учеба, самообразование, 9 - независимость мнений и поступков, личная свобода, 10 - возможность творчества, самовыражения, 11 - лидерство, авторитет в молодежной среде, 12 - общение с природным окружением; * статистически значимые отличия (р < 0.05).
Студентами бурятской национальности, проживающими в своем родном крае, по сравнению со всеми остальными группами студентов выше оценивается возможность общения со сверстниками, интересными людьми (7,65, p < 0.05), значительные отличия выявлены в отношении ценности независимости мнений, поступков и личной свободы (8,54, p < 0.05), а также выявлена ориентация на хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей (8,03, p < 0.05). Мы объясняем полученные результаты тем, что буряты, проживающие на своей территории, имея численное преимущество, ориентированы на личную свободу и стремятся к независимости в поступках и действиях. Вместе с тем они более открыты социуму, нацелены на общение не только со сверстниками, но и с другими интересными для них людьми, в том числе через интернет. Для данной группы студентов характерно сохранение хороших отношений между людьми разной национальной принадлежности, т. к. буряты бережно относятся и сохраняют свои традиции, они способны уважать обычаи других народов.
Для молодых людей русской и бурятской национальностей, проживающих в Республике Бурятия, значимую жизненную ценность представляет здоровье, спорт (8,12 и 8,24) в отличие от молодежи, проживающей в Иркутской области (7,86 и 7,89). Значимым является отличие, выявленное в отношении ценности общения с природным окружением. У русских студентов, проживающих в России, данная ценность оценивается значительно выше по сравнению со всеми остальными группами студентов (7,14, p < 0.05). Русские молодые люди, живущие на родной земле,
имеют возможность видеть и ценить природу родного края, они осознают ценность общения с родной природой, соприкосновения с ней. Молодежь с детства видит красоту Родины, которая воспета многими русскими писателями и поэтами. Молодые русские люди, проживающие в Республике Бурятия, ценят общение с природным окружением намного ниже (6,99, p > 0.05).
Таким образом, результаты проведенного исследования наглядно показали, что в структуре ценностных ориентаций молодых людей имеются отличия, обусловленные национальными особенностями и регионом, в котором он живет, т. е. на развитие и формирование жизненных ценностей оказывает влияние фактор проживания человека на родной земле. Структура ценностных ориентаций молодых людей русской и бурятской национальностей, проживающих в Иркутской области, статистически достоверно отличается по ряду жизненных ценностей от структуры ценностных ориентаций русских и бурят, проживающих в республике Бурятия.
Общечеловеческие, базовые жизненные ценности, такие как уважение к родным и близким, семья и брак, любовь и дружба, вне зависимости от национальной принадлежности и региона проживания занимают значимые места в структуре ценностных ори-ентаций молодых людей.
Результаты нашего исследования будут применены в практике и внесут ценный вклад в актуальную на сегодня, значимую область исследований, направленных на изучение патриотизма и межнационального согласия.
Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3 \ 109
Литература
1. Карнышев А. Д., Винокуров, М. А. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии. М.: Институт психологии РАН, 2010. 480 с.
2. Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия: монография / науч. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 319 с.
3. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика: монография. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2004.
4. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147 - 159.
5. Яницкий М. С. Ценностные ориентации как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 214 с.
Информация об авторе:
Володина Елена Павловна - старший преподаватель кафедры психодиагностики и практической психологии педагогического института Иркутского государственного университета, [email protected].
Elena P. Volodina - Senior Lecturer at the Department of Psychodiagnostics and Practical Psychology, Pedagogical Institute, Irkutsk State University.
Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.
УДК 152.32
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
С. Б. Дагбаева, С. З. Кимова
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN ETHNIC SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN
S. B. Dagbaeva, S. Z. Kimova
В статье поставлена проблема организации внеурочной деятельности с целью этнической социализации школьников. Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, ценностных ориентаций и толерантности. Авторы акцентируют внимание на том, что согласно новым ФГОС внеурочная деятельность призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и социализацию учащихся посредством организации экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов; создания кружков и факультативов, школьных научных обществ, научных исследований и др. При этом образовательное учреждение самостоятельно определяет формы организации внеурочной деятельности. В связи с этим педагогическое проектирование и организация внеурочной деятельности приобретает важное значение в контексте этнической социализации учащихся. В работе показано, что проектирование программ внеурочной деятельности в этнической социализации учащихся требует разработки конкретных целей; содержания изучаемого материала; применения инновационных методов и средств обучения и воспитания и т. д. Приводятся принципы реализации программ внеурочной деятельности, а также ее методические основы, апробированные в региональных моделях школы коммуникации.
The paper poses the problem of the organization of extracurricular activities for the purpose of ethnic socialization of schoolchildren. Ethnic socialization of the individual is understood as a process of formation of ethnic identity, values and tolerance. The authors emphasize that under the new GEF extracurricular activities are designed to provide spiritual and moral development and socialization of students through the organization of excursions, conferences, debates, round tables; creating clubs and elective classes, school scientific societies, research and others. The educational institution determines the forms of organization of extracurricular activities. Therefore, instructional design and organization of extracurricular activities is important in the context of ethnic socialization of students. It is shown that the design of extracurricular activities programs in the ethnic socialization of students requires the development of specific objectives, the content of the studied material; the application of innovative methods and means of training and education etc. The paper provides the guidelines for implementing the program of extracurricular activities, as well as its methodological foundations, approved in the regional model of School of communication.
Ключевые слова: этническая социализация, внеурочная деятельность.
Keywords: ethnic socialization, extracurricular activities.
Обеспечить благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно в условиях значимых изменений современного общества. Одним из направлений национальной инициативы «Наша новая школа» в рамках модернизации российского образования является переход на новые образовательные
стандарты [2]. Отличительной особенностью нового ФГОС выступает включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». В соответствии с новым ФГОС внеурочная деятельность должна обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
110
С. Б. Дагбаева, С. З. Кимова