Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности подготовки учителей общеобразовательных средних школ в Киргизии'

Этнопсихологические особенности подготовки учителей общеобразовательных средних школ в Киргизии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И ВНУТРИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / ТИП КУЛЬТУРЫ / КОНТЕКСТ КОММУНИКАЦИИ / ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ / INTERETHNIC AND INTRAETHNIC COMMUNICATION / ETHNOCENTRISM / EGOCENTRISM / TYPE OF CULTURE / CONTEXT OF COMMUNICATION / POWER DISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримбекова Н.М.

В статье ставится вопрос о необходимости включения этнопсихологических компетенций в программу обучения учителей общеобразовательных средних школ в педагогических вузах и колледжах Киргизии. Показывается значимость этнопсихологической подготовки учителей как субъектов образовательного процесса взаимодействующих с учениками разных национальностей современной киргизской школы. Анализируются ситуации, возникающие из-за двустороннего неадекватного понимания учителями и учащимися, воспитанными в разных типах культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopsychologycal features of teacher training general culture secondary schools in Kyrgyzstan

The article raises the question of the need to include ethno-psychological competences in the curriculum of secondary schools teachers in pedagogical high schools and colleges in Kyrgyzstan. It is shown the importance of ethno-psychological training of teachers as subjects of the educational process of interacting with pupils of different nationalities modern Kyrgyz schools. Analyzes the situation arising because bilateral inadequate understanding of teachers and pupils who were brought up in different types of culture.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности подготовки учителей общеобразовательных средних школ в Киргизии»

УДК 159.9

Н. М. Каримбекова

аспирант каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: karimbekova.nurz@mail.ru

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДНИХ ШКОЛ

В КИРГИЗИИ

В статье ставится вопрос о необходимости включения этнопсихологических компетенций в программу обучения учителей общеобразовательных средних школ в педагогических вузах и колледжах Киргизии. Показывается значимость этнопсихологической подготовки учителей как субъектов образовательного процесса взаимодействующих с учениками разных национальностей современной киргизской школы. Анализируются ситуации, возникающие из-за двустороннего неадекватного понимания учителями и учащимися, воспитанными в разных типах культуры.

Ключевые слова: межэтническое и внутриэтническое общение; этноцентризм; эгоцентризм; тип культуры; контекст коммуникации; дистанция власти.

Karimbekova N. M.

Postgraduate of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology MSLU; е-mail: karimbekova.nurz@mail.ru

ETHNOPSYCHOLOGYCAL FEATURES OF TEACHER TRAINING GENERAL CULTURE SECONDARY SCHOOLS IN KYRGYZSTAN

The article raises the question of the need to include ethno-psychological competences in the curriculum of secondary schools teachers in pedagogical high schools and colleges in Kyrgyzstan. It is shown the importance of ethno-psychological training of teachers as subjects of the educational process of interacting with pupils of different nationalities modern Kyrgyz schools. Analyzes the situation arising because bilateral inadequate understanding of teachers and pupils who were brought up in different types of culture.

Key words: interethnic and intraethnic communication; ethnocentrism; egocentrism; type of culture; context of communication; power distance.

Население современного Киргизстана состоит из представителей разных национальностей - это киргизы, узбеки, таджики, уйгуры, русские и др. Все они могут выступать в качестве субъектов образовательного процесса. Помимо граждан Киргизии ежегодно в страну приезжают по приглашению министерства образования учителя из Америки, Англии,

Германии, Франции, Турции, Китая и т. д. для осуществления педагогической деятельности.

Этнопсихологические отличия преподавателей и учащихся порождают значительный ряд проблем в общении. Прежде всего это проблемы взаимопонимания, которые в определенной степени приводят к конфликтам межнационального и межэтнического характера, что часто вызывается этнокультурными психологическими особенностями субъектов образовательного процесса. Для предупреждения конфликтов и повышения эффективности общения в образовательной сфере современное этнопсихологическое знание позволяет осуществить определенную подготовку в процессе обучения будущих учителей средних школ и в период повышения квалификации учителей, имеющих стаж работы, в которую необходимо включить: информацию о типах культур, о стилях делового общения и передачи информации, об особенностях использования вербальных и невербальных средств общения, о специфике эмоционального реагирования учащихся разных национальностей на те или иные средства педагогического воздействия и др. [2].

Национальность человека и его культурная принадлежность являются частью общения учителя и учащегося, при этом учитываются некоторые особенности коммуникативной культуры: вербального и невербального общения. Нравственное воспитание также основывается на процессе коммуникации - передаче информации.

Если рассматривать учителей, учащихся и их родителей как субъектов общения, следует отметить, что они находятся в определенной субординации друг с другом, в разных социальных и социально-психологических взаимоотношениях. Они исполняют определенные социальные роли, которые интерпретируются и оцениваются в зависимости от типа культуры, к которой они принадлежат или проходят процесс социализации, т. е. обучаются и воспитываются.

Процесс коммуникации между субъектами межэтнического общения из-за культурных различий осложняется проблемами, связанными с этноцентризмом [4, с. 320-322].

«Этноцентризм (от греч. еШпоБ - народ, племя и кеп^оп -средоточие) в социологии и в этнографии определяют как склонность человека воспринимать, интерпретировать и оценивать жизненные явления и особенности поведения других народов сквозь призму культуры ценностей своей этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона, и как предпочтение собственного образа жизни всем остальным» [5].

Этноцентризм может вести к предубеждению, к предвзятости, к снижению уровня толерантности в межличностном и деловом общении лиц разной национальности.

В процессе общения между учителями и учениками возникают проблемы, вызванные использованием вербальных и невербальных средств в зависимости от типа культуры, выражающиеся в прямом или непрямом стиле коммуникации, в стиле делового общения и т. д.

Одним из первых психологическую типологию культур предложил Г. Хофстеде. Он разделил культуры разных стран мира на коллективистические и индивидуалистические, на высококонтекстные и низкоконтекстные [8].

Представители разных культур придают не одинаковое значение роли вербальной и невербальной коммуникации. Как правило для людей из коллективистических типов культур постоянный учет контекста коммуникации является характерным признаком общения. В индивидуалистических и низкоконтекстных культурах большое значение придается вербальным средствам и содержанию сообщения. Для представителей высококонтекстных культур повышенное значение имеют невербальные средства: выражение лица, интонация, мимика, жесты собеседника и т. д., а для представителей низкоконтекстных культур более важным является то, что говорит партнер по коммуникации.

Если пользоваться критериями разделения типов культур, предложенными Г. Хофстеде, то киргизскую культуру следует отнести к высококонтекстному типу. В отличие от киргизской культуры, культура русских отличается большей контек-стностью. Из-за этого, например, между учителем, русским по национальности, и учеником-киргизом может возникнуть

недопонимание даже из-за долгого или частого контакта глаз, не принятого у киргизов. Ученик может интерпретировать взгляд учителя как недовольство его поведением или ответом, а учитель, воспитанный в русской культуре, скорее всего решит, что ученик-киргиз что-то от него скрывает, не договаривает, если он на него не смотрит.

Помимо межэтнического общения важно обратить внимание и на особенности внутриэтнического общения субъектов образовательного процесса (учителя - ученика).

Особенности внутриэтнического общения ярко проявляются в системе межличностных и ролевых отношений киргизов. Здесь играет роль такое явление, как дистанция власти [1]. По мнению Г. Хофстеде, дистанция власти определяет характер взаимоотношений между теми, кто наделен ею и их подчиненными в семье (родители и дети), на работе (начальник - подчиненный), в школе (учитель - ученик) и т. д.

Ученые выделяют культуры с большой и малой дистанцией власти [3; 7; 8]. Культуры с малой дистанцией власти привержены демократичному стилю руководства. В отличие от них, культуры с большой дистанцией власти отдают предпочтение авторитарному стилю.

Для культур коллективистического типа, к которым относится и культура киргизов, свойственна большая дистанция власти. Вследствие этого в общении киргизов с представителями социальных и ролевых иерархий может наблюдаться эгоцентризм и непонимание [6]. Проблемы понимания определяются подачей информации или ее интерпретацией, которые не уточняются субъектами общения из-за сложившейся системы отношений, этнокультурных норм поведения или эгоцентрических состояний. Эгоцентрические состояния различаются у субъектов по своим проявлениям и типам.

Понятие типов коммуникативного эгоцентризма ввела Т. И. Пашукова [4, с. 180]. Она выделяет экстравертированный и интровертированный тип эгоцентризма.

Экстравертированный тип проявления эгоцентризма личности в общении и взаимодействии с другими людьми характеризуется стремлением человека рассказывать о себе,

отстаивать свое мнение, позицию без учета интересов, возможностей и целей партнера. Интровертированный тип отличается намерением умалчивать свое мнение.

При большой дистанции власти учитель чаще проявляет экстравертированный тип эгоцентризма: может долго говорить, но забывает о необходимости дать возможность высказаться ученику. Ученики, напротив, проявляют в общении с учителем или родителями интровертированный тип эгоцентризма: говорят мало, боятся перебивать взрослых, умалчивают свое мнение или точку зрения.

При сильной дистанции власти, учитель, будучи сфокусирован на своем мнении, может не понять проблемы или мнение ученика, который в силу чувства иерархии в отношениях не высказывает свою точку зрения.

Большое значение, придаваемое статусным отношениям в киргизской культуре, ведет к ситуациям, в которых нормы уважительности снижают возможности свободного диалога и способствуют коммуникативному эгоцентризму, и нарушениям координации мнений. Эту специфику внутриэтнического общения особенно важно учитывать представителям других национальностей для успешного взаимодействия с киргизами [5, с. 218-221].

Нарушения взаимоотношений между субъектами межэтнического и внутриэтнического общения зависят и от коммуникативных барьеров, препятствующих успешному педагогическому процессу. Ухудшение взаимоотношений между учителем и учениками может привести к снижению академической успеваемости учащихся. Поэтому учителям современной школы необходимы этнопсихологические знания. Используя их, можно грамотно организовать взаимодействие субъектов межэтнического и внутриэтнического общения.

Подготовка учителей общеобразовательных средних школ в Киргизии, включающая этнопсихологию, позволит им лучше понимать особенности своей национальной культуры и особенности поведения и реагирования учеников, что является важным для успешной профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каримбекова Н. М. Этнопсихологические предпосылки возникновения эгоцентризма // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 82-91. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 7 (693). Сер. Психологические науки).

2. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / пер. с англ. - М. : Дело, 1999. -440 с.

3. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб. : Питер, 2003. - 718 с.

4. Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. - Кировоград : Центрально-Украинское изд-во, 2001. - 338 с.

5. Пашукова Т. И. Этноцентризм в межкультурной коммуникации // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - С. 82-91. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 563. Сер. Психологические науки).

6. Пашукова Т. И., Каримбекова Н. М. Особенности проявления эгоцентризма в коммуникативной культуре киргизов // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Четвертой международной научной конференции, Смоленск, 30-31 мая 2014 г. : в 2 т. - Т. 1. - Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014. - С. 218-221.

7. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. - М. : Форум, 2007. - 348 с.

8. Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. - Beverly Hills (Cal.), 1980. - 327 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.