Научная статья на тему 'Этнопсихологические факторы влияния на отношения контрагентов во внешней торговле'

Этнопсихологические факторы влияния на отношения контрагентов во внешней торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ETHNO-PSYCHOLOGICAL MECHANISM / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / НЕЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ОБМЕН / UNEQUAL EXCHANGE / СТРАНЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ПУЛА / POSTINDUSTRIAL POOL COUNTRIES / СТРАНЫ ЭКСПОРТЕРЫ РЕСУРСОВ / COUNTRIES EXPORTERS OF RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко В.А.

В статье поднимается проблема существования иных причин неравноценного обмена в ходе внешнеторговых операций, кроме извлечения прибыли. В качестве одной из ведущих причин анонсируется этнопсихологический механизм в массовом сознании человеческой популяции, влияющий на качество принятия решений на подсознательном уровне, позволяющий воспринимать одни человеческие коллективы более антипатичными, чем другие. Степень проявления указанной антипатии может реализоваться в величине извлекаемой прибыли из внешнеторговых операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author in article raises the problem of the causes of unequal exchange in foreign trade operations, in addition to the extraction of profit. Ethno-psychological mechanism is announced as one of the leading causes in the mass consciousness of the human population, influencing the quality of decision-making on a subconscious level. This mechanism changes the quality the trade balance decision in connection with psychological qualities of the counterparty. The degree of the specified dislikes manifestation can be realized in the largest profits from foreign trade operations.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические факторы влияния на отношения контрагентов во внешней торговле»

РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

В.А. Бондаренко ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ОТНОШЕНИЯ КОНТРАГЕНТОВ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация

В статье поднимается проблема существования иных причин неравноценного обмена в ходе внешнеторговых операций, кроме извлечения прибыли. В качестве одной из ведущих причин анонсируется этнопсихологический механизм в массовом сознании человеческой популяции, влияющий на качество принятия решений на подсознательном уровне, позволяющий воспринимать одни человеческие коллективы более антипатичными, чем другие. Степень проявления указанной антипатии может реализоваться в величине извлекаемой прибыли из внешнеторговых операций.

Ключевые слова

Этнопсихологический механизм, внешняя торговля, неэквивалентный обмен, страны постиндустриального пула, страны - экспортеры ресурсов

V.A. Bondarenko

ETHNOPSYCHOLOGICAL IMPACT FACTORS ON THE COUNTERPARTIES' RELATIONS IN FOREIGN TRADE

Annotation

The author in article raises the problem of the causes of unequal exchange in foreign trade operations, in addition to the extraction of profit. Ethno-psychological mechanism is announced as one of the leading causes in the mass consciousness of the human population, influencing the quality of decision-making on a subconscious level. This mechanism changes the quality the trade balance decision in connection with psychological qualities of the counterparty. The degree of the specified dislikes manifestation can be realized in the largest profits from foreign trade operations.

Key words

Ethno-psychological mechanism, foreign trade, unequal exchange, postindustrial pool countries, countries — exporters of resources

Вопросы проявления рыночных диспропорций во внешней торговле периодически обсуждаются на страницах экономических изданий, как правило, после антидемпинговых скандалов или окончания, так называемых демпинговых «войн». Следует отметить, что процессы глобализации экономики актуализируют проблемы неэквивалентности внешней торговли, существующей между государствами постиндустриального

пула и странами с переходной экономикой, ориентированной на торговлю сырьевыми ресурсами.

На современном этапе, характеризующемся глобализацией экономической жизни, неэквивалентность внешней торговли, проявляющейся в торговых диспропорциях и закрепляющейся в дисбалансе уровня жизни, именуют асимметричной взаимозависимостью, в которой в сухом осадке, остается неравенство в

торговле, что в современных условиях находит отражение в реализации системы торговых квот и ограничений.

Применительно к ситуации с поставками на внешние рынки сырьевых ресурсов в обмен на наукоемкие и капиталоемкие товары объективно сложились и существуют различия в вопросах ценообразования. В отношении устав-ления цен на наукоемкие и капиталоемкие товары большое значение оказывают нематриальные активы, такие как: патенты, ноу-хау. При ценообразовании на первичные сырьевые ресурсы с низкой степенью добавленной стоимости первичной точкой в определении их стоимости выступает подсчет затрат на добычу и траспортировку к месту реализации исходя из среднемировых цен, то есть, присуствует превалирование так называемого затратного подхода, причем, как правило, не учитываются и, следовательно, не входят в цену ресурса затраты на поддержание экологичесой чистоты территории добычи.

Расхождение в вопросах ценообразования на представленные группы товаров, по существу, восходит к определенным историческим традициям, когда ресурсы, извлекаемые из природы, непосрественно, оценивались как цена их добычи. Данное обстоятельство может усугубляться невозможностью отказаться от экспорта ресурсов каким-либо государством для обеспечения жизненных потребностей своего населения при любом уровне мировых цен на экспортируемое сырье. Именно эта ситуация способствует углублению ценовых диспропорций между торгуемыми группами товаров: наукоемкая продукция и сырьевые ресурсы.

Соответственно основным фактором, влияющим на стоимость ресурсов на современном этапе, является понятие так называемой «справедливой цены», поддержание которой позволяет формировать рост экономики в развитых странах не менее 4-5% в год. При этом не

всегда основообразующим элементом конкретных трансакций является извлечение прибыли непосредственно, а периодически желание оказать экономическую помощь и создать предпосылки для включения контрагента в какую-либо международную организацию (по типу ВТО).

Понятие торговой выгоды как основного движущего механизма торговой деятельности, в широком смысле, а также основного атрибута «невидимой руки» рынка принадлежит А. Смиту, в свою очередь, определяющему выгодность торговли целями повышения эффективности национального производства [1]. Тогда как широко известны различные факты, когда торговля организовывалась и проводилась метрополиями без особой прибыльности, а, например, для поддержания уровня жизни населения колоний. Также из классических работ по монополистической конкуренции широко известны случаи не просто бесприбыльной торговли, а убыточной хозяйственной деятельности в целях недобросовестной конкурентной борьбы, в расчете на будущие прибыли при установлении монопольного ценообразования [2]. Акцент на использование внерыночных факторов в международной торговле имеет место быть и в настоящий период, именуется демпингом и значительно искажает мировые экономические конъюнктуры.

Если абстрагироваться от осознания необходимости непременной прибыльности торговых операций на основании взаимоучета спроса и предложения, то можно легко обнаружить как в исторической перспективе, так и в настоящее время множество попыток воздействовать неэкономическими методами на контрагентов в международной торговле. Это справедливо в отношении так называемой политики канонерок, и при заключении различного рода крупных международных сделок с ис-

пользованием дипломатического давления, применяемого одной из сторон, равно как и контрдавления, с другой стороны. Повседневной практикой стало установление торговых отношений и определение объемов международной торговли правительствами без учета интересов конкретных сторон. Для поддержания торговых балансов до сих пор применима практика назначения экономических санкций либо торговых ограничений в виде эмбарго, а также военной угрозы для закрытия или ограничения торговой экспансии какой-либо национальной экономики. Зачастую подобные угрозы, не реализуясь на практике, являются средством психологического воздействия на торгового контрагента.

Таким образом, основной характеристикой внешней торговли в бытовом понимании этого термина будет понятие «неэквивалентная торговля», то есть неравноценный обмен. Создатели теории стоимости (Д. Рикардо, К. Маркс) полагали обмен эквивалентным при обмене равных стоимостей, чему без успеха искали теоретическое обоснование [3].

В современной рыночной экономике соотношение спроса и предложения на конкретные товарные единицы на конкретных торговых площадках, конкретными торговыми агентами определяет стоимость указанных товарных единиц. Сознавая, что данный процесс определения стоимости может не гарантировать справедливости и не являться оптимальным, следует отметить, что другого пути относительно демократического определения стоимости не существует.

Приближение к максимально эквивалентному обмену представляется возможным в условиях внутренней торговли какого-либо государственного образования, где ее правила табуирова-ны и регламентированы различными ограничениями, запрещающими наносить прямой вред соплеменнику, со-

гражданину либо устанавливающими максимальный предел прибыльности.

В отношении внешней торговли, напротив, существуют общепринятые правила, религиозные установления и обычаи, позволяющие извлекать всю возможную прибыль из внешнеторговой сделки, ставя своего контрагента в стесненные обстоятельства вплоть до угрозы разорения и угрозы военного давления. В основе такого отношения к внешнеторговым партнерам лежит универсальный психологический феномен «Мы» и «Не мы», обусловленный физиологически [4]. Смысл феномена в том, что отношения между «Мы» и «Мы» и «Мы» и «Не мы» всегда разнятся более чем на порядок, а значит, в отношении своего внешнеторгового контрагента позволительно утаивание правдивых сведений, предоставление заведомо недостоверных данных о рыночных конъюнктурах и состоянии хозяйствующих объектов.

Именно проявление воздействия данного феномена, являющегося внеэкономическим фактором, лежит в основе проявления диспропорций в осуществлении процедур внешней торговли, правила которой будут отличны от торговых операций внутри племени, этноса, народа («Мы»). Именно этим обусловлены коренные отличия принципов ведения внешней торговли от таковых для внутренней. Этот этический императив позволяет стремиться к получению максимальной прибыли в отношении своего внешнеторгового контрагента. Понятно, что в силу того же этического императива контрагент будет стремиться поступать так же, то есть основным содержанием внешней торговли в примитивном понимании этого термина будет понятие «неэквивалентная торговля» [5]. Естественно, что торговые операции с неэквивалентным обменом возможны и существуют и во внутренних торговых операциях, но они осуждаются совестью, народными обы-

чаями и ограничиваются различными религиозными и нормативными актами в отличие от внешнеторговых неэквивалентных операций. Так, религиозными установлениями древних евреев запрещается взимание высокого ростовщического процента в отношении соплеменников, обман при осуществлении торго-во-обменных процедур и напротив, рекомендуются эти действия в отношении иноплеменников [6]. Не следует недооценивать экономического значения указанных этнопсихологических императивов. Так, К. Маркс отмечал, что идеи, овладевая сознанием масс, становятся материальной силой. В качестве примера можно привести возможность выбора клиентом того или иного банка для осуществления разного рода операций, при этом клиент свой выбор может ставить в зависимость от формы здания банка, от личных симпатий по отношению к персоналу банка, но выбор клиента, совершенный по указанным мотивам, становится экономическим действием, приводящим к определенным материальным последствиям.

То, что справедливо в отношении одного человека — выбор предпочтения по причинам симпатии и антипатии — справедливо и в отношении людских масс, состоящих из отдельных лиц. И, таким образом, одни народы более «симпатичны» другим, чем иные. Естественно, что в зависимости от данных народных симпатий, проявляющихся на подсознательном уровне, величина извлекаемых прибылей может быть больше или меньше, то есть в случае полного отсутствия «симпатии», когда мы не видим в своих контрагентах людей, мы вполне безжалостны и извлекаем всю возможную прибыль, не обращая внимания на невыносимые условия их существования. Когда же они нам «симпатичны», то мы можем ограничиться прибылью, достаточной для продолжения дела и собственного удовлетворения. Следует иметь в виду, что предпо-

чтения на условной шкале с полюсами «симпатия» — «антипатия» тоже ранжированы в зависимости от их силы. Имеются убедительные исторические примеры подобного отношения между торговыми контрагентами: североамериканские индейцы - западные эмигранты протестанты из Англии. Внешнеторговая политика последних, не видевших в своих контрагентах людей, привела к полному обнищанию коренного населения, резкому сокращению его территории и численности. Самая знаменитая сделка в данной внешней торговле — покупка эмигрантами острова Манхеттен в обмен на товары (бусы, зеркала) стоимостью в 24 доллара [7]. Другой столь же известный пример — торговая политика Великобритании в отношении Китая в XIX в., когда империя продавала Китаю опиум в обмен на шелк и чай, что приводило к обнищанию китайцев и широкому распространению в их среде наркомании [8]. Несмотря на всемирное осуждение подобных торговых операций, Великобритания длительное время их осуществляла, опираясь на военную составляющую своей экономической мощи.

Технический прогресс, формирование постиндустриального общества и тенденции к глобализации внешней торговли не изменили состояния неэквивалентности в обменных процедурах. Так, стоимость исчерпаемых энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь) растет незначительно по сравнению со скоростью их убывания (менее, чем в 2 раза), тогда как цены на капиталоемкие товары выросли более, чем в десять раз за последние 30 лет (стоимость автомобилей, в среднем, выросла в десять раз по сравнению с 70-ми гг. XX в.) [9]. Но и при ведении внешнеторговых операций отношения внешнеторговых партнеров друг к другу тоже могут быть различными от равнодушия до полной антипатии.

Это явление может быть визуализировано на условной оси предпочтений «симпатия — антипатия», по типу шкалы Осгуда [10] для анализа покупательских предпочтений товаров. На данной оси отношение к внутренним контрагентам будет колебаться в интервале от 0 — безразличие до максимальной симпатии (s max). Тогда как отношение к внешнеторговым партнерам будет колебаться от безразличного до максимальной антипатии (a max). Крайней точкой антипатии будет такое отношение к своему торговому партнеру, когда в нем вообще не видят человека, то есть возможна продажа в рабство и другие са-

a max

мые аморальные действия (в случае уверенности в безнаказанности). Противоположной точкой на данной шкале будет отношение к своему партнеру как к себе самому или к брату. При рассмотрении распределения предпочтений к торговым партнерам на данной оси, очевидно, что при нулевом значении этого условного показателя (что соответствует точке равнодушия в обществе к вопросам торговых отношений) отношение к внутренней и внешней торговле будет одинаковым, безэмоциональным, а сама она (внешняя торговля) оптимально эквивалентной (рис. 1.).

0 s max

Рисунок 1 — Шкала оси предпочтений

Следовательно, идеалом во внешнеторговых операциях будет являться чисто деловой подход, свободный от эмоциональных наслоений, а идеальным практическим воплощением данного тезиса будет использование представителей этнических меньшинств, не связанных со стержневой нацией в вопросах принятия решений во внешнеторговой сфере.

Надо осозновать невозможность однозначного решения принципиальной эквивалентности внешней торговли вообще, а воздействие на процессы торговли процесса глобализации в значительной степени искажает восприятие ее эквивалентности. Задача, тем более, сложная, что к настоящему времени отсутствует однозначное определение экономической эквивалентности в торговых отношениях, равно как и феномена глобализации и его толкования.

Объективно существующие диспропорции в международном обмене между условными группами стран — продавцов ресурсов и стран — их реци-

пиентов с высоким уровнем развития промышленности и информационных технологий постоянно инициируют различные политические и экономические международные кризисы. Так, мероприятия, предпринимаемые группой стран ОПЕК (организация стран экспортеров нефти — Organisation of the Petroleum Exporting Countries), постоянно парируются объединенными усилиями государств-импортеров ресурсов. При этом обе группы государств уверены в своей правоте и проводимой ими политике в отношении ценообразования в международном обмене.

В мировой экономической науке существуют две полярные точки зрения на вопросы возможности реализации эквивалентного обмена между данными группами стран.

Экономисты, претендовавшие на объяснение подобных диспропорций в фарватере идей К.Маркса, Ф.Энгельса, В. Ульянова-Ленина, трактовали их как заговор мировой финансовой олигархии, делившейся крохами своих дохо-

дов с верхушкой рабочего класса своих государств. Очевидно, что несостоятельность подобных построений на текущий момент подтверждается существованием значительной прослойки населения в благополучных странах, так называемого среднего класса, лиц с достаточными и стабильными доходами, профессионально востребованных, с относительно высоким уровнем жизни.

Экономисты, придерживающиеся противоположной точки зрения, считают аксиоматичным, что в рыночных условиях внешняя торговля всегда эквивалентна, так как государства торгуют товарами и услугами исходя из конкурентных преимуществ своих территорий, а глобальность мирового хозяйства позволяет закрепить данные конкурентные преимущества. Сторонники этого направления последовательно развивают данную аксиому в теоретическом плане от рикардианской модели через теорию Хекшера-Олина к теории Стол-пера-Самуэльсона. Если рассматривать их построения, находясь в парадигме их ценностей, не удается найти убедительных аргументов их неправоты. Однако сопоставление основных макроэкономических показателей по группам анализируемых стран с демонстрацией ВВП на душу населения в течение длительного периода (30-50 лет) позволяет отметить существование стойких длительных диспропорций в их внешнеторговом обмене [11]. Зримым проявлением существования отмеченных диспропорций можно считать сохраняющийся и углубляющийся разрыв в уровне жизни населения развитых стран и стран третьего мира. Кроме того, отмечается пропорциональное развитие инфраструктуры народного хозяйства высокоразвитых стран — импортеров ресурсов, без значительных билатеральных деформаций, тогда как в экономике стран-экспортеров преобладает непропорционально развитая инфраструктура внешнеэкономической деятельности,

ориентированная на экспорт ресурсов часто в ущерб инфраструктуре внутреннего рынка [12] (Саудовская Аравия, Нигерия, Россия).

При этом существующие элементы неэквивалентности торгового обмена консервируются и пролонгируются, находя теоретическое обоснование в различных теориях конкурентных преимуществ во внешней торговле. Подобные отношения во внешней торговле были характерны в течение длительного времени. Теоретические разработки последних лет утверждают, что противоречия такого рода сглаживаются на цивилизованных рынках современности под влиянием процессов либерализации торговых отношений и доминирования наднациональных финансово-экономических институтов, а также внедрения общемировых правил ведения международных трансакций, обязательных для всех или хотя бы для многих (например, устав ВТО). Но поскольку психология человека и человеческих коллективов в своей основе не изменились, а только наиболее крайние формы поведения подавляются достижениями цивилизации, то можно предположить прологнирование воздействия вышеуказанного феномена в практике международной торговли в настоящее время.

Библиографический список

1. Ленин В. Империализм как высшая стадия капитализма. Полное собрание сочинений В.И. Ленина, изд. 5, т. 27, с. 299-427.

2. Irwin D.A. A Brief History of International Trade Policy. Princeton: PUP, 2001.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1993. С.71.

4. Бондаренко В.А. О неэквивалентности внешней торговли и трансформациях ее инфраструктуры // Вестник РГЭУ (РИНХ). 2010. № 2 (31).

5. Библия. Книги Ветхого Завета. Вторая книга Моисеева. Гл.22. Стих 25. Чикаго, 1990. С.82.

6. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. London. 1790.

7. Колхас Рем. Нью-Йорк вне себя. М., Strelka Press, 2013 г. 336 с.

8. Маркс К. Англо-китайский конфликт.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 12. с. 564—571.

9. Бондаренко В.А. Биржи как инструмент квазирынка в условиях глобализации экономики // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 3.

10. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, М., 1992 г.

11. Бондаренко В.А. Биржевой элемент инфраструктуры внешнеэкономической деятельности как инструмент квазирынка в условиях глобальной экономики, М.: Изд-во Вузовская книга, 2011. 208 с.

12. Бондаренко, В.А. Теоретические аспекты совмещения маркетинга и инфраструктуры как подсистемы экономики // Вестник РГЭУ (РИНХ). 2010. № 1 (30).

Вibliographic list

1. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. London. 1790.

2. Lenin V. Imperialism as the highest stage of capitalism. The complete works of V.I. Lenin, ed. 5 27, P. 299-427.

3. Irwin D.A. A Brief History of International Trade Policy. Princeton: PUP, 2001.

4. Gumilev L.N. Ethnogenesis and biosphere of the earth. M., 1993. P.71.

5. Bondarenko V.A. Non-equivalency of foreign trade and transformations of its infrastructure, / / Herald RGEU (RINH). 2010. № 2 (3l).

6. The Bible. Books Of The Old Testament. The second book of Moses. The Chapter 22. Verse 25. Chicago, 1990. P.82.

7. Koolhaas Rem. New York outside of ourselves. M., Strelka Press, 2013. 336 p.

8. Marx K. Anglo-Chinese conflict.-Marx K., Engels F. CIT. Ed. 2-is, 12. P. 564-571.

9. Bondarenko V.A. Exchange as a tool of quasi-market in the conditions of economy globalization // Problems of theory and practice of management. 2011. № 3.

10. Konyukhov N.I. Applied aspects of modern psychology: the terms, laws, concepts, methods/ reference ed., M., 1992.

11. Bondarenko V.A. Exchange element of foreign trade infrastructure as an instrument of quasi-market in the global economy, M: Publishing house of the University book, 2011. 208 P.

12. Bondarenko, V.A. Theoretical aspects of combining marketing and infrastructure as a subsystem of the economy // Herald RGEU (RINH). 2010. № 1 (30).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.