Научная статья на тему 'Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в'

Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тетуев А.

«Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН», Элиста, 2015 г., № 1, с. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в»

необходимость усиления уголовной ответственности (повышение реальных сроков лишения свободы) за преступления, связанные с участием в запрещенных организациях. При этом в ходе отбывания наказания целесообразно изолировать данный контингент от других заключенных, препятствуя пропаганде среди них радикальных идей.

Предпринимать другие необходимые меры, вырабатываемые в сотрудничестве с мусульманской уммой и экспертным сообществом.

«Геополитика. Информационно-аналитическое издание», М., 2014 г., ВыпускXXV, с. 51-54.

А. Тетуев,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В НАЧАЛЕ XXI в.

На этнополитические процессы существенное влияние оказывают, кроме прочих, демографические и миграционные факторы. Высокий естественный прирост населения при недостаточных темпах экономического развития обусловливает высокую трудо-избыточность и миграцию. Наибольшее беспокойство вызывает тенденция оттока из республики русского населения, которое является цементирующей основой межнационального согласия.

В этой связи представляется рациональным использование мониторинга политического и социально-экономического состояния социума. Вместе с тем сложившаяся этнополитическая ситуация в Кабардино- Балкарии диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на проведении комплексной и системной работы, направленной на повышение экономического, социального и культурного развития республики. При этом следует обеспечить развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения новых производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизации жилищного строительства.

Этнополитические процессы, происходящие на Северном Кавказе, оказывают существенное воздействие на общий характер и динамику национальных отношений в Российской Федерации. Их влияние на общественно-политическую жизнь региона приобретает сегодня особую актуальность, имеет не только научное, но и практическое значение.

В целом ситуацию в Кабардино-Балкарии в начале XXI в. можно охарактеризовать как сохраняющийся на протяжении длительного периода острый этнополитический кризис, перешедший в латентное состояние. Факторами этнополитической напряженности, на наш взгляд, являются прежде всего социально-экономические. Бесспорно, что проблемы межэтнических отношений могут успешно решаться только системно, во взаимосвязи с экономическими, социальными, культурными и политическими проблемами. Для решения указанных задач в настоящее время в регионе реализуется федеральная целевая программа «Юг России (2014-2020)». С этой же целью создано Министерство по делам Северного Кавказа и правительственная комиссия по развитию Северного Кавказа [Постановление 2013]. Вместе с тем темпы социально-экономического развития северокавказских республик, в том числе и Кабардино-Балкарии, остаются пока еще существенно ниже, чем в других регионах России.

Первый президент Кабардино-Балкарской Республики Валерий Коков (1992-2005) в период проявления центробежных тенденций в стране и республике показал себя последовательным сторонником сохранения единства республики, тесного союза с народами России. Неоднократно пресекая всякие попытки этнической дестабилизации и раздела Кабардино-Балкарской Республики на две самостоятельные части, В. М. Коков завоевал признание среди граждан республики. Однако ему не удалось преодолеть целый комплекс проблем: кризисное положение в экономике (дотационность республики составляла свыше 80%), массовую безработицу, низкий уровень жизни населения, терроризм [Тетуев 2008: 82].

Указанные проблемы остались нерешенными и в период президентства А.Б. Канокова (2005-2013). Об этом свидетельствуют результаты мониторинга социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации. По сводному индексу социально-экономического развития за 11 месяцев 2013 г., республика находилась на 80-м месте из 83 субъектов Российской

Федерации. При этом, по данным Минрегион России, за последние три года ситуация ухудшалась: 2010 г. - 31-е место, 2011 г. - 72-е, 2012 г. - 76-е и с начала 2013 г. - 80-е место [Тетуев 2014: 65].

Из составляющих того же индекса республика занимает последние места по инвестиционной привлекательности - 80-е место, доходам и занятости населения - 80-е, бюджетной системе -70-е, реальному сектору экономики - 67-е место. По заключению Минрегиона России, республика характеризуется низким уровнем экономического развития, в 2013 г. значения большинства макроэкономических показателей были хуже среднероссийского уровня [Храмов].

В социальной сфере Кабардино-Балкарской Республики также наблюдается нестабильная ситуация. В связи с дефицитом бюджетных средств республиканские целевые программы финансируются только на 15-20% от запланированных объемов. В 2013 г. уровень общей безработицы по республике оценивается в 40 тыс. человек, что составляет 9,8% экономически активного населения республики. Численность официально зарегистрированных безработных (состоящих на учете в службе занятости) в ноябре 2013 г. составила 8,4 тыс. человек, или 2,2% экономически активного населения, что выше среднероссийского значения в 2 раза (1,1%). По данным баланса трудовых ресурсов, число граждан трудоспособного возраста, не занятых в экономике, составило на начало 2013 г. более 200 тыс. человек, или 39% трудоспособного населения [Слюняев].

Фактором нестабильности продолжают оставаться территориальные вопросы. Они переплетены с историческими причинами возникновения конфликтов, давними хозяйственными спорами, проблемами передела, незаконного занятия, реального или мнимого неравенства народов во владении землей. На Северном Кавказе вопрос о земле, особенно в горных районах, вследствие особой важности этого ресурса хозяйствования, является наиболее сложным, трудноразрешимым и имеет продолжительную историю.

Для реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят ряд законов КБР, в том числе Закон от 27.02.2005 № 68Р3 «О статусе и границах муниципальных образований», который изменил границы и статус территорий муниципальных образований. При этом не было учтено положение Федерального закона от 06.10.2003 № 131 о том, что при изменении границ территорий, в которых осуществляется ме-

стное самоуправление, при преобразовании (или) упразднении муниципальных образований необходим учет мнений соответствующих муниципальных образований. В связи с этим отдельные муниципальные образования оспаривали право граждан на осуществление местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления в Верховном суде КБР, Конституционном суде КБР, Конституционном суде РФ [Федеральный закон].

Анализируя проведенные административно-территориальные преобразования, А.Н. Такова справедливо отмечает: «Они обострили взаимоотношения между официальной властью и лидерами балкарского национального движения, представленными прежде всего Советом старейшин балкарского народа» [Такова 2009: 163]. Для разрешения спорных вопросов по Закону КБР «О статусе и границах муниципальных образований» в Парламенте КБР была создана согласительная комиссия. Однако диалог органов государственной власти, местного самоуправления и представителей институтов гражданского общества не дал положительных результатов, до сих пор не решены спорные вопросы по определению границ муниципальных образований.

Принятое на сегодняшний день компромиссное решение пересмотреть границы административных поселений, ограничив межпоселковые территории отгонными пастбищами, также вызвало протест у определенной части населения. Приходится признать, что административно-территориальный передел на новом витке исторического развития, реализующий положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не дал пока желаемых результатов, не привел к общественному согласию в КБР. Предстоит долгая, кропотливая работа по поиску действительно компромиссного решения, способного удовлетворить все заинтересованные стороны.

Вместе с тем в Кабардино-Балкарии до сих пор не проведена земельная реформа в соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации. Главная причина нерешенности этой насущной проблемы - отсутствие согласия в обществе. В настоящее время стало понятно, что без приватизации невозможно создать эффективное сельское хозяйство. Между тем Кабардино-Балкария представляет собою регион, где сельское население, по данным переписи 2010 г., составляет 45,5% [Итоги Всероссийской переписи 2013: 6].

На этнополитические процессы существенное влияние оказывают также демографические и миграционные факторы. По данным переписи 2010 г., в республике проживали 859,9 тыс. человек, в том числе кабардинцев - 57%, русских - 22,5, балкарцев -12,6, других национальностей - 7,9%. В межпереписной период с 2002 по 2010 г. численность кабардинцев увеличилась на 1,7%, балкарцев - на 1, турок - на 1,4%, численность русских сократилась на 2,7, чеченцев - на 0,25% [итоги Всероссийской переписи населения 2013: 6].

С 2007 г. Кабардино-Балкария входит в число регионов с благоприятной демографической обстановкой. Тем не менее численность постоянного населения республики с 2007 по 2011 г. увеличилась лишь на 1,8 тыс. человек [Социальное положение и уровень 2012: 30, 35]. Данный факт объясняется тем, что высокий естественный прирост населения при недостаточных темпах экономического развития обусловливает высокую трудоизбыточность и миграцию. Сальдо миграции с 2002 г. отрицательное и составляет в 2002 г. - -2033 человек, 2005 г. - -11 239, 2007 г. - -4592, 2008 г. --3053, 2009 г. - -2477, 2010 г. - -3127, 2011 г. - -5548 человек [Тетуев, 2014: 64].

На наш взгляд, показатели отрицательного сальдо миграции явно занижены. Большая часть выезжающего из КБР населения не снимается с регистрационного учета и потому остается неучтенной. Следует отметить, что постоянная (безвозвратная) миграция населения КБР имеет специфические причины: ограниченность ресурсов развития, особенно земли, бедность значительной части населения, дефицит рабочих мест, огромные масштабы безработицы (особенно в аграрном секторе) и конкуренция за рабочие места, рост теневой экономики, криминализация общества. Из-за высокого уровня безработицы большая часть населения выезжает из сельской местности. Покидает республику и большое количество молодежи, которая активно реализует возможность получить высшее образование в лучших вузах Российской Федерации. Существенный минус подобной мобильности в том, что большая часть молодых специалистов не возвращается в республику.

Миграционный отток населения из республики направлен в первую очередь в «русские» субъекты Федерации, которые, в свою очередь, не могут «переваривать» столь значительное количество вынужденных мигрантов из-за сходных проблем. Поэтому среди местного населения усиливается мигрантофобия и ксенофобия в отношении мигрантов любой национальности, в том числе

русских. Данное обстоятельство усиливает социальную напряженность в регионе и создает почву для межнациональных и этно-политических конфликтов.

В Кабардино-Балкарии наибольшее беспокойство вызывает тенденция оттока из республики русского населения, которое является цементирующей основой межнационального согласия. За период с 1989 по 2002 г. численность русского населения сократилась более чем на 10%. Вместе с тем с 2005 по 2009 гг. наблюдается тенденция сокращения внешней миграции русского населения республики. Так, в 2005 г. отрицательное сальдо миграции русских с -1991 человек снизилось в 2009 г. до -1332 человек, кабардинцев, соответственно, с -373 человек до -280 человек [Информация Миграционной службы]. Мы полагаем, что сокращение отрицательного сальдо внешней миграции связано с относительной стабилизацией социально-экономического положения в Кабардино-Балкарии.

Миграция влечет как негативные, так и позитивные последствия в жизнедеятельности республики. В экономической сфере приток мигрантов способствует усилению конкуренции на рынках труда и жилья. Мигранты занимают доминирующие позиции в отдельных секторах экономики, создают своего рода анклавы занятости. В общественно-политическом и социокультурном плане интеграция мигрантов в принимающее сообщество вызывает определенные сложности. Они сопряжены с движением мигрантов за признание собственной идентичности, в основе которого лежит стремление внедрить свои установки в правовую сферу и культурную среду принимающей стороны. Значительная разница в социокультурных установках мигрантов и местного населения порой приводит к конфликтам.

Указанные проблемы усугублялись потому, что А.Б. Кано-кову не удалось организовать работу по привлечению инвестиций для развития новых технологий и развитию малого и среднего бизнеса, а также обеспечить прозрачность власти, обновление кадрового состава. Все это привело к снижению авторитета и эффективности системы государственной власти республики. В этой связи в декабре 2013 г. А.Б. Каноков был отправлен в отставку, исполняющим обязанности главы Кабардино-Балкарии был назначен Ю.А. Коков. По предложению Президента Российской Федерации В.В. Путина, Парламент Кабардино-Балкарской Республики 9 октября 2014 г. утвердил на должность главы Кабардино-Балкарской Республики Ю.А. Кокова [Заседание Парламента].

Стремление нового руководства решить накопившиеся социально-экономические проблемы в республике вселяет надежду на позитивные перемены и создание условий для стабилизации этнополитической ситуации. Кадровая политика государственных органов власти Кабардино-Балкарской Республики при новом руководстве направлена на обеспечение необходимого представительства в высших структурах власти трех основных национальностей, проживающих в республике. Главой Кабардино-Балкарской Республики избран представителем кабардинской национальности, Председателем Парламента Республики - представитель русской национальности, Председателем Правительства Республики - балкарец. В состав Парламента Кабардино-Балкарской Республики V созыва 14 сентября 2014 г. избрано 70 депутатов, из них: кабардинцев -37 (52,8%), русских - 17 (24,3%), балкарцев - 13 (18,6%), других национальностей - 3 (4,3%). Этническое представительство в государственных органах власти и органах местного самоуправления в основном также соответствует соотношению тех или иных народов, населяющих Кабардино-Балкарию [Протокол избирательной комиссии; Указы и распоряжения Главы].

В настоящее время определены предприятия, которые способны обеспечить производство высококонкурентной импортозамещающей продукции - как, например, предприятие «Севкав-рентген», которое производит широкий спектр сложного цифрового медицинского рентгеновского оборудования и по номенклатуре изделий занимает до 20% российского рынка. Большим потенциалом обладает ОАО «Терекалмаз». Мощности завода позволяют уже сейчас довести импортозамещение до 60%, а после реализации инвестиционной программы предприятие будет способно обеспечить импортозамещение до 100% в зависимости от сегмента рынка, по буровому инструменту - до 70% [Коков].

Наиболее значимым для республики инвестиционным проектом является восстановление градообразующего Тырныауз-ского вольфрамового комбината, что в перспективе может дать более 1 тыс. рабочих мест, не говоря уже о том, что сырье, которое будет добываться, станет востребованным в оборонной промышленности. На территории Майского района предполагается поместить кластер полимерной упаковки, кластер пищевой переработки, комплекс по выращиванию плодов и овощей, научно-исследовательский центр, объекты социальной, энергетической и транспортной инфраструктуры.

Большие возможности в производстве импортозамещающей продукции имеются в сельскохозяйственном производстве республики. Речь идет о производстве плодов, овощей и продукции их переработки. По этим видам продукции Кабардино-Балкария вышла на полную самообеспеченность и поставляет ее в другие регионы России. Консервная отрасль республики занимает лидирующие позиции на Северном Кавказе. За девять месяцев 2014 г. консервными заводами произведено 169 млн условных банок плодовоовощных консервов, что составляет 12,5% от общего объема производства овощных консервов в Российской Федерации [Коков].

Особенно актуальной для стабилизации этнополитической ситуации в республике является работа институтов гражданского общества. Структура и организации гражданского общества Кабардино-Балкарии в целом повторяют аналогичные институты в субъектах России. Важным элементом гражданского общества является деятельность общественных объединений. Большое влияние на этнополитические процессы оказывают национальные и молодежные общественные объединения.

Таким образом, основными факторами, формирующими этнополитическую напряженность в Кабардино-Балкарии, являются низкий уровень социально-экономического развития, нерешенность земельного вопроса, отсутствие доверия общества к государственным и муниципальным органам власти. Вместе с тем следует отметить, что причины возникновения и эскалации современных этнополитических конфликтов разнообразны, но в то же время тесно переплетены между собой. Выделение одной исключительной причины возникновения этнополитического конфликта является сложной задачей, так как, по сути, к проявлению конфликтного противостояния приводит обострение сразу нескольких причин, влекущих за собой открытое недовольство конфликтующих сторон. В этой связи представляется рациональным использование мониторинга политического и социально-экономического состояния социума. Главная задача мониторинга состоит в создании эффективной политики предупреждения этно-политических конфликтов и выработке действенной методики для конфликтного регулирования.

Вместе с тем сложившаяся этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по проведению комплексной и системной

работы, направленной на повышение экономического, социального и культурного развития республики. При этом следует обеспечить развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения новых производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизации жилищного строительства.

Источники

1. Заседание Парламента КБР от 09.10.2014. [Электронный ресурс] // URL: www parlament-kbr (Дата обращения: 07.09.2014.)

2. Информация Миграционной службы Российской Федерации по КБР о миграции населения республики за 2005-2009 гг. [Электронный ресурс] // URL: www.ufmskbr.ru (Дата обращения: 07.09.2014.)

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Том 3. Национальный состав и владение языками, гражданство. - Нальчик, 2013.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1297. О федеральной целевой программе «Юг России (2014-2020 годы)» (с изменениями на 20 октября 2014 года) [Электронный ресурс] // URL: www.dok.ntd.ru (Дата обращения: 07.09.2014.)

5. Протокол избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики. О результатах выборов 14 сентября 2014 г. депутатов Парламента КБР V созыва // Кабардино-Балкарская правда, № 179, 16 сентября 2014 г.

6. Указы и распоряжения главы Кабардино-Балкарской Республики [Электронный ресурс] // URL: www.president-kbr.ru (Дата обращения: 01.10.2014.)

7. Социальное положение и уровень жизни населения Кабардино-Балкарии. Статистический сборник. - Нальчик, 2012. - 228 с.

8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Концепция административной реформы в РФ на 2006-2008 гг. // Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

Литература

1. Коков Ю.А. Выступление на заседании комиссии Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс] // URL: www.president-kbr.ru (Дата обращения: 14.11.2014.)

2. Слюняев И.Н. По большинству основных экономических показателей республика занимает одно из последних мест в Российской Федерации // Кабардино-Балкарская правда, 28 января 2014 г.

3. Такова А. Н. Политические преобразования в Кабардино-Балкарской Республике 2005-2008 гг. // Вестник РГГУ. Научный журнал. № 17(09). Серия

«Исторические науки. История России». - М.: Издат. центр РГГУ, 2009. -С. 157-166.

4. Тетуев А.И. Особенности демографических процессов в Кабардино-Балкарской Республике // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН 2014. - № 2. - С. 60-66.

5. Тетуев А.И. Принципы и методы реализации кадровой политики (на материалах республик Северного Кавказа) // Исторический вестник: VII выпуск, Нальчик, 2008. - С. 77-92.

6. Храмов К.К. Кабардино-Балкария характеризуется низким уровнем экономического развития // Кабардино-Балкарская правда, 28 января 2014 г.

«Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН», Элиста, 2015 г., № 1, с. 33-38.

Р.Ф.-оглу Сафаров,

доктор философии по истории, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ МЕЖДУ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММОЙ И ИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Идеология национализма была чужда мусульманскому мышлению. Она возникла в Европе и была импортирована в Россию и Дар уль-Ислам. Отбросив в сторону прежние довольно запутанные и устаревшие понятия об «этносе» и «нации», между которыми часто ставится знак равенства, определим принципиальную разницу между этими понятиями. Современные исследования четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения этих понятий. Этнос как явление является коллективной формой существования человеческих особей. Мы рассматриваем нацию как политическую общность граждан определенного государства. Сегодня в мире проживает до 2 тыс. народов, но существует всего лишь чуть более 200 государств и зависимых территорий.

В эпоху колониализма установились обширные контакты с Европой и Россией, откуда в Дар уль-Ислам проникали различные научные концепции (расовые и лингвистические), политические доктрины и идеологические течения. Все эти учения идейно вдохновлялись европейским национализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.