Научная статья на тему 'Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки педагогов-дефектологов'

Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З. А. Мовкебаева, А. Б. Дузелбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки педагогов-дефектологов»

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекци-онно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.

Список литературы

1. Гудонис В.А Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2001. - №11. -С.82-85

2. Денисова Т. Компьютер в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 2011.

- №2. - С. 23-25.

3. Королева Н., Петрова С. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 31-32.

4. Кожокарь С.В. Интеграция информационно-коммуникативных технологий и традиционных средств обучения в образовательном процессе дошкольной организации // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2015. - № 3. - С. 24-29.

5. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Компьютерные развивающие и обучающие игры для детей с ОВЗ - миссия и особенности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

- 2016. - № 8. - С. 16-18.

З. А. Мовкебаева, А. Б. Дузелбаева

Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки

педагогов-дефектологов

В настоящее время образование получает новые методологические и философские предпосылки, то есть происходит становление личности нового типа, основанной на культуротворческих и духовно-гуманистических принципах. Соответственно модифицировались цели и задачи специального и общего образования, изменились подходы к пониманию «дефекта» и др. Все это приводит к трансформации образовательной системы и открывает новые возможности для включения людей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

В настоящее время в Республике Казахстан предпринимается значительная деятельность по развитию инклюзивного образования и внедрения его в практику общего образования. Так, в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы большое внимание уделяется вопросам включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и обеспечению для этого необходимых условий. Программа предусматривает обеспечение «равного доступа к качественному образованию» для людей с ограниченными возможностями в развитии, а также организацию «сопровождения в инклюзивной среде детей с особыми образовательными потребностями» [1].

Для создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам путем организации психолого-педагогического сопровождения в виде целостной, системно организованной деятельности необходимо реализовать подготовку различных специалистов, ориентированных на данную деятельность. Ведущая роль в таком сопровождении отводится педагогам-дефектологам, поскольку именно они осуществляют образовательную и коррекционно-развивающую деятельность с людьми с ограниченными возможностями развития и инвалидами. Одной из важнейших тенденций казахстанского образования,

которую необходимо учитывать при подготовке всех педагогов и в том числе учителей-дефектологов, является направленность на «укрепление нравственных ценностей, национально-культурных традиций и обеспечение преемственности поколений, а также становление личности, способной нести ответственность за свою Родину» [1]. В условиях ценностного образования образование должно внести весомый вклад в реализацию общенациональных идей, «прививая обучающимся патриотические чувства и способствуя воспитанию их открытыми, доброжелательными гражданами своей страны» [2].

Общеизвестно, что образование детей с особыми образовательными потребностями в разных странах имеет свои специфические особенности, в основе которых лежат этнокультурные и этнопедагогические особенности той или иной страны. Соответственно, обучение этнопедагогическим основам представляет собой важную составляющую профессиональной подготовки учителей-дефектологов. В этой связи актуализируется потребность общества в личности педагога, одухотворенного идеями народной педагогики, традиционной культуры, национального воспитания и общения. Особенно актуальным представляется необходимость учета традиционно сложившихся в казахстанском обществе особенностей отношения к «особым» детям в условиях распространения идей инклюзивного образования, поскольку это будет способствовать осознанию глубинных причин и следствий протекающих инклюзивных процессов, их более глубокому пониманию, и, в итоге, выстраиванию собственной траектории и концепции развития специального и инклюзивного образования.

В целях достижения указанных целей, целесообразно обращение к национальным традициям и обычаям, легендам и истории казахского народа. Это тем более важно, что у казахского народа к «нуждающимся» людям исторически сложилось заботливое, попечительское и ответственное отношение. Использование образцов устного и письменного народного творчества (пословиц, поговорок, легенд, сказок и др.), а также рассказов и повестей современных казахских авторов в педагогическом процессе, позволит эффективно формировать толерантное отношение и взаимопонимание и в значительной степени снизить возможные конфликты и барьеры во взаимодействии «здоровых» и «особых» детей.

Необходимо отметить, что характерной чертой казахов всегда являлось особое отношение к подрастающему поколению, поскольку практически все семьи были многодетными. Повседневная забота о детях, сплоченность семьи, стремление сделать свой домашний очаг уютным отражены в многочисленных поговорках и пословицах. Так, в народе говорилось: «Мать, родившую шестерых сыновей, называй царицей; хорошую родню называй души частицей», «Дом хорошим бывает, когда в нем дети играют», «Дом с детьми - базар, дом без детей -мазар (могила)», «В доме без люльки уюта нет» и т. д.

В случае появления у ребенка каких-либо отклонений в развитии у казахского народа отмечается заботливое и, вместе с тем, глубоко философское отношение. Показательной в этом случае является поговорка: «Для отца и матери все дети одинаковы». При этом, мудрость народа заключается в том, что прежде всего обращается внимание на личностные особенности людей, а не на наличие у них каких-либо внешних физических недостатков: «Пестрость животного снаружи, а человека - внутри».

Наряду с этим, в народе очень большее внимание уделяется влиянию социальных, т.е. окружающих ребенка, факторов. Так, в пословице «Не радуйся, что от плохого родилось хорошее, и не печалься, что от хорошего родилось плохое. По сути их все равно притянет к своей основе» говорится о том, что развитие личности ребенка, вне зависимости от данных ему природой возможностей, при правильном семейном воспитании позволит сформироваться в полной мере всем его способностям и стать достойным продолжением своих родителей.

У казахского народа отмечается заботливое и, вместе с тем, глубоко философское отношение к детям с какими-либо отклонениями в развитии. Показательной в этом случае является поговорка: «Для отца и матери все дети одинаковы» или «Если друг твой слепой, и ты один глаз свой прикрой». При этом, мудрость народа заключается в том, что прежде всего обращается внимание на личностные особенности людей, а не на наличие у них каких-либо внешних физических недостатков.

С целью выявления состояния этнопедагогической подготовки у студентов дефектологического отделения педагогического вуза, их удовлетворенности современным состоянием обучения основам этнопедагогики и определения потребности студентов в указанных знаниях, было проведено анкетирование. В результате было выявлено, что только 45 % обучающихся удовлетворены состоянием обучения этнопедагогическим основам. Наряду с этим, более 85 % студентов, обучающихся в группах с русским языком обучения и в группах с казахским языком обучения, отмечают необходимость изучения и использования в дальнейшей практической деятельности элементов народной педагогики.

В целях повышения качества подготовки специалистов в области специального и инклюзивного образования целесообразно ее ориентировать на активное использование принципов, методов и приемов народной педагогики. Для этого необходимо [3]:

- включить в образовательные программы по специальности «Дефектология» в качестве одной из ключевых компетенций умение использовать в практической деятельности образцы устного и письменного творчества казахского народа;

- включить в содержание подготовки учителей-дефектологов учебную дисциплину «Этнопедагогические подходы в специальном образовании» и др.;

- активно включать образцы устного народного творчества в педагогическую деятельность с детьми с особыми образовательными потребностями;

- формировать у учащихся общеобразовательной школы толерантное отношение к сверстникам с особыми образовательными потребностями на положительных примерах из устного народного творчества казахского народа.

Список литературы

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. - Астана, 01.03.2016. - № 205.

2. Закон РК «Об образовании» 2007 г. (с изменениями и дополнениями от 09.04.16 г. № 501-У).

3. Мовкебаева З.А. Этнопедагогические основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями // Вестник ПГУ им. С. Торайгырова. Серия «Педагогические науки». - №1. - Павлодар, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.