Научная статья на тему 'Этнопедагогический потенциал экономического знания как фактор формирующего воздействия'

Этнопедагогический потенциал экономического знания как фактор формирующего воздействия Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
35
5
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ETHNIC PEDAGOGICAL APPROACH / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNIC PEDAGOGICS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ECONOMIC KNOWLEDGE / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Гиль Оксана Владимировна, Латун Владимир Владимирович

В статье обоснована значимость применения этнопедагогического подхода к формированию экономического знания, экономического мышления и экономической культуры. Данный подход предполагает организацию и осуществление процесса восприятия экономических знаний с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи русского народа. Дана тематическая классификация педагогических средств, используемых в народной педагогике: сказок, пословиц, поговорок, загадок, народных песен, прибауток. Охарактеризован их потенциал, способствующий пониманию многихэкономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Показано, что современным педагогам необходимо ориентироваться на прогрессивное начало в этнопедагогических традициях, соотносить их с требованиями современности.

Ethnic pedagogical potential of economic knowledge as factor of molding influence

In the article is shown the importance of applying ethnic pedagogical approach to the formation of economic knowledge, economic thinking and economic culture. This approach involves the organization and implementation of the process of perception economic knowledge, building on national culture, traditions and customs of Russian people. It is proposed thematic classification of pedagogical tools used in folk pedagogy: fairy tales, proverbs, riddles, folk songs, etc. Their potential, contributing to the understanding of many economic phenomena, the development of cognitive interest in the economy, the creation of positive motivation to its study are characterized. It is shown that modern educators need to focus on the beginning of ethnic pedagogical traditions, relate them to the requirements of modern times.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический потенциал экономического знания как фактор формирующего воздействия»

 ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР

ФОРМИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Федотова О. Д.,

Гиль О. В.,

Латун В. В.

В статье обоснована значимость применения этнопедагогического подхода к формированию экономического знания, экономического мышления и экономической культуры. Данный подход предполагает организацию и осуществление процесса восприятия экономических знаний с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи русского народа.

Дана тематическая классификация педагогических средств, используемых в народной педагогике: сказок, пословиц, поговорок, загадок, народных песен, прибауток. Охарактеризован их потенциал, способствующий пониманию многихэкономическихявлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Показано, что современным педагогам необходимо ориентироваться на прогрессивное начало в этнопедагогических традициях, соотносить их с требованиями современности.

Ключевые слова: этнопедагогический подход, этнопедагогика, экономическое знание, фольклор, экономическое воспитание.

Современный человек включен в сложную систему экономических отношений, которые во многом определяют его социальную позицию в обществе и детерминируют самооценку. В настоящее время в педагогике актуализировался вопрос о том, как подготовить человека к жизни в многомерном экономическом пространстве, основанном на сложном балансе интересов [12]. Педагогическую проекцию получили новые тематические поля, связанные с исследованием проблем монетарного поведения населения [6], влиянием экономико-психологических факторов на развитие предпринимательских стратегий [4], подготовкой специалистов в сфере менеджмента, в том числе аутсорс-менеджмента [2, 8]. Значительные сдвиги наблюдаются также в сфере развития экономической методологии, изменяются представления о системе экономических категорий [5, 7].

В современном обществознании справедливо делаются логический и содержательный акценты на формировании экономической

культуры граждан. При этом экономическая культура общества понимается как «система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение» [3, с. 21]. Справедливо подчеркивается, что экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества.

Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. На основе экономических знаний развиваются практические умения экономически целесообразного, грамотного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Человек воспринимает экономические процессы постепенно, по мере взросления и накопления знаний. Исходной формой освоения опыта экономической жизни людей является семья, быт, домашнее хозяйство. Экономическая грамотность и культура поведения в условиях цивилизованной рыночной экономики закладываются в детстве. В научно-педагогический оборот введено понятие «экономическое воспитание» [15]. Сущность экономического воспитания заключается в том, чтобы дать подрастающему поколению элементарные сведения из области экономики, «научить их правильно относиться к деньгам, способам их получения и разумному их использованию; объяснить взаимосвязь экономических и этических категорий; научить дошкольников ценить результаты труда взрослых, которые непосредственно проявляют заботу о детях, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ» [10, с. 78].

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, формированию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствуют средства народной педагогики: сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни, прибаутки и т. д.

Для древнего мира (первобытнообщинной формации), в котором товарно-денежные отношения были еще не развиты, а основной формой экономических отношений являлся натуральный обмен, был характерен такой тип мышления, в котором освоение окружающей действительности происходило через абстрактные образные понятия и элементарно-чувственное восприятие фрагментов действительности. Этот тип получил название мифологического, и в настоящее время мифологическое мышление продолжает бытовать в мифах, сказках, былинах, эпосе, утопиях и т. п.

В рамках мифологического мышления осуществляется бессознательное отождествление созданного воображением субъективного мира и объективной реальности. Человеку, являющемуся носителем мифологического мышления, свойственно стремление отождествиться с образцом, пережить его присутствие в собственном бытии, что сообщает этому бытию полноту смысла и устойчивости. Особенностью мифологического экономи-

ческого мышления является то, что человек мыслит и переживает себя в первую очередь (или даже исключительно) как часть некоторого четко очерченного группового социума. Его мышление и поведение существуют как результат коллективной экономической деятельности. Экономическую основу данного типа мышления составляет общинная, а не индивидуальная форма труда и жизнедеятельности. Исследование данных феноменов целесообразно в рамках адекватного этим особенностям этнопедагогического подхода, который предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи народа [13, 14].

В настоящее время в мире насчитывается около пяти тысяч этносов и примерно десять тысяч обществ со своими культурными и лингвистическими, хозяйственными и социально-политическими особенностями. Этнос, считает Ю. В. Бромлей, - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированных в самосознании» [1, с. 20].

Знания из различных сфер социальной практики объективированы в различных формах национального самосознания. Возникнув в изустной форме, в период развития письменности наличный опыт и знания были зафиксированы. В настоящее время различные пласты знаний о человеке и обществе объективированы в этнопедагогическом знании и приняли литературную форму. К их числу относятся былины, эпосы, пословицы, поговорки, сказки как десакрализированный миф. Остановимся на некоторых формах объективации знаний из сферы экономической практики, получивших закрепление в народном творчестве.

В настоящее время сказка является литературным жанром с огромными дидактическими возможностями. Она представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как

трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую - экономическую - сферу социальной жизни людей.

С определенной долей условности различают народную сказку, отражающую архетипиче-ские особенности определенной социальной общности, и авторские сказки, в которых в дидактизированном виде представлены нравственные максимы, которые, по мнению автора, должны усвоить дети. При этом любая сказка обучает и воспитывает, т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Приведем примеры сказок, в которых рассматриваются экономические понятия. Учитывая необходимость типологизации значительного по объему и целевой направленности массива народных сказок, обращенных к экономическим аспектам жизни, и в соответствии с методологическими требованиями выделим критерий классификации [11 ]. Народные сказки в педагогической проекции могут быть классифицированы по критерию «особенности представления экономических явлений». Выделим следующие тематические группы:

1) сказки, отражающие труд людей: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»;

2) сказки о потребностях и возможностях: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»;

3) сказки о бартере: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»;

4) сказки о рекламе: «Лиса и козел»;

5) сказка о купле-продаже: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Сюжетная линия в данных сказках направлена на формирование знаний, выраженных в определенных экономических категориях.

Категория «потребность» раскрыта в сказке «Жадная старуха». В ней проводится мысль о том, что потребности безграничны, по мере

удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие. Потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. Но это длительный и сложный, противоречивый процесс.

В сказке «Жадная старуха» процесс удовлетворения потребностей зависит не от самого человека, а от обстоятельств - в данном случае им выступает дерево. Причем удовлетворение первичной потребности вызывает у старухи наибольшую радость, чем удовлетворение последующих. В сказке отражена народная мудрость - мысль о том, что человек, не умеющий управлять своим желанием, теряет ощущение ценности от удовлетворения потребности, что ведет к деградации личности.

В сказке «Как старик домовничал» рассматривается экономическая категория «труд». Идея сказки - уважение труда каждого человека.

В сказке «Как мужик гусей делил» рассматриваются категории «выгода и убыток». Сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества. Так же, как и люди, они, добиваясь какого-либо блага, прибегают к различным действиям, уловкам, чтобы разбогатеть или просто выжить. Например, в сказке «Лисичка со скалочкой» главная героиня совершает серию многократных обменов, причем неравноценных.

В процессе путешествия из одного дома в другие гостья-лиса, переночевав, утром предъявляла счет хозяевам за якобы пропавшую ее собственность. В результате хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов: скалочка ^ гусочка ^ индюшечка ^ барашек.

Обмен всегда был выгодным для лисы, т. к. она знала, что хозяева, защищая свою добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу. Как видим, в данной сказке представлены образцы неравноценного натурального обмена, при котором хозяева оказываются перед выбором: или пострадает их честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы пропащей вещи.

В сказке «Лиса и козел» анализируется категория «реклама».

В сказке «Колобок» отражаются отношения, в основе которых лежит обмен услугами («не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою»). Нарушает эту цепь обмена встреча с лисой,

не соблюдающей условия договора. Но в этот момент и колобок забывает о том, что исполнив один раз песенку, он должен был уйти от лисы. Несоблюдение условий договора приводит отношения сказочных героев к драматической развязке.

После чтения сказки «Морозко» вопрос: «почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка - с убытками?» заставляет задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказать осуждение нерадивости Ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

Сказка «Как солдат щи из топора варил» дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Сказка «Про нужду» раскрывает понятие нужды, причем отличие нужды простого мужика и появившейся нужды барина.

Именно сказка, способствуя формированию начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста, является дидактическим средством формирования основ экономического мышления. Почти все народные сказки, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности, как честность, трудолюбие, старание, доброта, справедливость.

Экономическая социализация, т. е. адаптация человека в экономической жизни общества сегодня должна начинаться как можно раньше. Для этого нужно максимально использовать весь арсенал средств. Даже обычную, казалось бы, сказку можно, прочитав, использовать с большей пользой и на современный лад. В этом заключается универсальность народной мудрости, выраженной в фольклоре. Формируя у детей основы экономического мышления, нужно побуждать их видеть в самом привычном явлении рациональное зерно, использовать свои знания с позиций здравого смысла.

Формой объективации педагогических знаний экономического характера являются также пословицы и поговорки. Они позволяют обратить внимание детей на такие общечеловеческие ценности, как добро и трудолюбие, рачительность и бережливость. «Без нужды

живет, кто деньги бережет» - эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Возможности каждого отдельного человека и семьи в целом ограничены. Лимитирован не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

Труд, как подметили наши предки, играет важнейшую роль в формировании человеческой личности, воспитании ее положительных качеств и черт. С древнейших времен трудовое воспитание детей и молодежи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и др. общественных институтов.

Обратимся к анализу эмпирического массива, представленного в популярном и доступном «Сборнике русских народных песен, сказок, пословиц, загадок» [9].

Можно выделить следующие тематические направления, раскрывающие экономические отношения на уровне этнопедагогического знания в форме пословиц и поговорок:

1. Пословицы, восхваляющие труд и высмеивающие лень:

Худое ремесло лучше доброго воровства.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Бери в работе умом, а не горбом.

Сделал дело - гуляй смело.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

2. Пословицы о деньгах:

Деньги не люди, лишними не будут.

Копейка копейку родит.

Деньги - не голова: наживное дело.

Доход не живет без хлопот.

3. Пословицы, отражающие понятия купли-продажи и товара:

Торговля - кого выручит, а кого выучит.

Что продается и покупается - товаром называется.

Использование пословиц и поговорок является эффективным приемом, который формирует не только основы экономических знаний, но и определенное экономическое мышление.

К сфере этнопедагогического знания относятся также загадки - один из жанров народного творчества, в котором кратко описывается тот или иной предмет, событие при помощи различных художественных средств.

Они могут содержательно отражать следующие позиции:

1. Загадки про труд человека, который являлся основой жизни русского народа, и «плоды» труда как средства к существованию.

2. Загадки о рукоделии.

Маленький, сухонький, весь мир одевает. (Веретено)

Хвостик льняной, а носочек стальной. (Иголка с ниткой)

Чем больше верчусь, тем больше становлюсь. (Веретено)

Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил. (Ткацкий стан)

3. Загадки о трудовом процессе.

Кто мастер на все руки? (Перчаточник) Пять овец стог подбирают, а пять овец прочь отбегают. (Человек прядет)

Не горе, а плачешь. (Чистишь лук)

4. Загадки про труд земледельца.

Баба Яга - вилами нога, весь мир кормит, а сама голодна. (Соха)

Маленький, горбатенький, все поле проскакал. Домой прибежал - весь год пролежал. (Серп)

Летят гуськи, дубовые носки, шейки кожаные. (Молотилка)

5. Загадки про деньги.

Кругло, мало, всякому мило. (Деньги) Русские народные прибаутки знакомят детей с важными аспектами труда как основы экономической жизни семьи. Например, в прибаутке «Рыбак» обозначается умение рационально распределять блага и правильно вести домашнее хозяйство:

Сеть тяну, Рыбу ловлю. Попало немало: Семь окуней, Пятьдесят карасей, Один ершок -

И того в горшок. Ухи наварю, ребят накормлю.

В прибаутках также прославляется труд как главное содержание человеческой жизни: Посылали молодицу Под горушку по водицу, А водица далеко И ведерко велико. Наша Катя подрастет, Катя силы наберет, Станет по воду ходить, Ведра красные носить.

Не обошли стороной экономическую проблематику и русские народные песни. Песни -более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Например, в популярной песне «Коробушка» рассматриваются не только межличностные, но и товарно-денежные отношения.

Таким образом, фольклор обладает значи-тельным формирующим потенциалом, позволяющим расширить представления детей об экономической жизни общества, сформировать уважительное отношение к труду. У каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания, в том числе и экономического, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели. В произведениях фольклора экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Применение этнопедагогического подхода в процессе формирования основ экономической культуры детей и школьников позволяет в неназидательной форме передать важные знания об экономических отношениях. К числу преимуществ фабульных дидактических жанров относится то, что они на конкретном примере побуждают осмысливать нравственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства и потребления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Просвещение, 2007. - 123 с.

2. Денисов С. Б., Корешков О. В., Платонова Е. Д., Федотова О. Д. Менеджер в системе специализированного менеджмента: кто он и как его подготовить? // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 10 (18). - С. 11.

3. Калинина H. Н. Экономика в школе: промежуточные итоги и новые тенденции // Вестник московского образования. - 2012. -№ 23. - С. 21-23.

4. Кожевникова О. А. Влияние экономико-психологических характеристик предпринимателя на стратегии оплаты труда в малом бизнесе // Российский психологический журнал. - 2011. - m 4. - С. 56-61.

5. Латун В. В., ПлатоноваЕ. Д. Экологический капитал и его роль в системе категорий экономики природопользования и охраны окружающей среды // Сборник научных трудов Sword. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С. 32-36.

6. Письменова А. А. Монетарное поведение субъектов с бесконфликтным ценностно-смысловым отношением к деньгам // Российский психологический журнал. -2011. - № 2. - С. 66-70.

7. Платонова Е. Д., Платонов А. Ю., Ягодкина И. А, Емельянов А. А., Богомолова Ю. И., Латун В. В. Современные теоретико-методологические ориентиры в экономическом исследовании: традиции и новации // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - № 4 (13). - С. 51.

8. Платонова Е. Д., Федотова О. Д., Денисова С. Б. Подготовка аутсорс-менеджера: что он должен знать об аутсорсинге? // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - № 3 (12). - С. 54.

9. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. - URL: http://yjusbabley. ucoz.ru

10. Сказки как средство экономического воспитания: учебно-методическое пособие / Сост. Н. Ф. Моисеева. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 1999. - 240 с.

11. Федотова О. Д. Классификационная проблема в современной педагогике ФРГ // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 68-72.

12. Федотова О. Д., Богданова Н. А. Концепт «интерес» в зарубежном педагогическом знании // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2011. - № 10. - С. 15-20.

13. Хухлаева О. В., Кривцова А. С. Этнопедагогика: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. -333 с.

14. Этнопедагогика и этнопсихология: учебное пособие / Под ред. Т. Б. Беляевой. - Великий Новгород, 2009. - 156 с.

15. MaierM. H., McGoldrickK., SimkinsS. P. Starting point: Pedagogic resources for teaching and learning economics // Journal of Economic Education. - 2012. - 43 (2). - P. 215-220.