Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ПРИОРИТЕТЫ СОДЕРЖАНИЯ / ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

Актуальность предлагаемой статьи обусловлена непреходящей значимостью отечественной народной педагогики и необходимостью более широкой трансляции имеющегося опыта этнографических музеев в приобщении молодого поколения к традиционным ценностям, культурному достоянию народов России. На примере Российского этнографического музея, Этнографического музея Казанского (Приволжского) федерального университета, Этнографического парка-музея - ЭТНОМИР показаны основные формы деятельности («в сети» и «вне сети»), приоритеты содержания в этнопедагогическом контексте. На основе выполненного рассмотрения автор предпринимает попытку обобщения с целью дальнейшего продвижения и активного применения эффективных этнопедагогических практик в различных учреждениях образования и культуры. Статья предназначена для преподавателей высшей школы, студентов и аспирантов, педагогических работников и научных сотрудников музеев, а также исследователей, заинтересованных в изучении и распространении этнопедагогического знания, народной культуры и отечественных традиций обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MODERN MUSEUMS

The relevance of the proposed article is due to the persistent importance of Russian folk pedagogy and the need for a wider translation of the existing experience of ethnographic museums in introducing the younger generation to traditional values, the cultural heritage of the peoples of Russia. Based on the example of the Russian Ethnographic Museum, the Ethnographic Museum of the Kazan (Volga Region) Federal University, the Ethnographic Park-Museum - ETNOMIR, the main forms of activity («online» and «offline»), the priorities of the content in the ethno-pedagogical context are shown. On the basis of the analysis completed, the author draws general conclusions relevant to further promoting and actively applying the effective ethno-pedagogical practices in various educational and cultural institutions. The article is intended for University-teachers, students and post-graduate students, teachers and researchers of museums, as well as researchers interested in the study and dissemination of ethno-pedagogical knowledge, folk culture and Russian traditions of teaching and upbringing.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ»

Общие вопросы педагогики

УДК 37.035.6

Этнопедагогические аспекты культурно-образовательной деятельности современных музеев

Ethno-pedagogical aspects of cultural and educational activities of modern museums

Алексеева Л.Л., почетный работник науки и техники Российской Федерации, фрилансер, klara63@list.ru

Alekseeva L., Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, freelance, klara63@list.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.025

Ключевые слова: образование, этнопедагогика, культура, народные традиции, этнографический музей, приоритеты содержания, формы деятельности.

Keywords: education, ethno-pedagogy, culture, folk traditions, ethnographic museum, priorities of content, forms of activity.

Аннотация. Актуальность предлагаемой статьи обусловлена непреходящей значимостью отечественной народной педагогики и необходимостью более широкой трансляции имеющегося опыта этнографических музеев в приобщении молодого поколения к традиционным ценностям, культурному достоянию народов России. На примере Российского этнографического музея, Этнографического музея Казанского (Приволжского) федерального университета, Этнографического парка-музея - ЭТНОМИР показаны основные формы деятельности («в сети» и «вне сети»), приоритеты содержания в этнопедагогическом контексте. На основе выполненного рассмотрения автор предпринимает попытку обобщения с целью дальнейшего продвижения и активного применения эффективных этнопедагогических практик в различных учреждениях образования и культуры.

Статья предназначена для преподавателей высшей школы, студентов и аспирантов, педагогических работников и научных сотрудников музеев, а также исследователей, заинтересованных в изучении и распространении этнопедагогического знания, народной культуры и отечественных традиций обучения и воспитания.

Abstract. The relevance of the proposed article is due to the persistent importance of Russian folk pedagogy and the need for a wider translation of the existing experience of ethnographic museums in introducing the younger generation to traditional values, the cultural heritage of the peoples of Russia. Based on the example of the Russian Ethnographic Museum, the Ethnographic Museum of the Kazan (Volga Region) Federal University, the Ethnographic Park-Museum - ETNOMIR, the main forms of activity («online» and «offline»), the priorities of the content in the ethno-pedagogical context are shown. On the basis of the analysis completed, the author draws general conclusions relevant to further promoting and actively applying the effective ethno-pedagogical practices in various educational and cultural institutions.

The article is intended for University-teachers, students and post-graduate students, teachers and researchers of museums, as well as researchers interested in the study and dissemination of ethno-pedagogical knowledge, folk culture and Russian traditions of teaching and upbringing.

Введение. Стремительное развитие информационных технологий в известной мере изменило возможности коммуникации и социализации, образования и приобщения к отечественной культуре современного человека,

как растущего, так и взрослого. При этом в научной и педагогической среде сохраняется глубокая заинтересованность к историческому наследию народной педагогики, обычаям, ценностям народного воспитания, значению и

потенциалу традиций в формировании личности. Продолжаются активные научные изыскания в области становления и развития российской этнопедагогики как науки [7; 8], определения ее предмета, а также функций, основных категорий и их детального анализа [10; 14] и др.; разрабатываются учебники и учебно-методические пособия [3;5;11]; детально рассматривается сущность и содержание этнопедагогической культуры личности и иные вопросы [1;6]. Вместе с тем, безграничный и ничем незаменимый духовный потенциал народной педагогики, сложившиеся традиции воспитания и обучения находят свое отражение в широкой культурно-образовательной

деятельности современных отечественных музеев, чем обусловлено изучение этнопедагогических аспектов для обобщения и широкого распространения имеющегося позитивного опыта.

Материалы и методы исследования. Материалами для рассмотрения стала культурно-образовательная деятельность, ее основные формы и приоритеты содержания в этнопедагогическом контексте ряда

отечественных музеев. В числе таковых учреждений: Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург), Этнографический музей Казанского (Приволжского) федерального университета (Республика Татарстан, г. Казань), Этнографический парк-музей - ЭТНОМИР (Калужская область, Боровский район, д. Петрово).

Результаты исследования. Современным исследователям, практическим работникам известен теоретический фундамент, на основе которого развивается этнопедагогика как отрасль науки. Скажем о вкладе известного педагогического деятеля, исследователя, писателя и публициста Г.Н. Волкова в становление и дальнейшее развитие этнопедагогики как области научного знания. Именно Геннадий Никандрович является автором первого учебного издания по этнопедагогике для высшей школы, где обозначает предмет данной области науки, излагает сущность традиций, средства, цели и пути, идеалы и важнейшие факторы воспитания, и все то, что неразрывно связано с исторически сложившимся уникальным отечественным народным опытом [2]. Приведем определение, данное Г.Н. Волковым, и являющееся основополагающим для современных и будущих ученых: «Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на

исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [2, с.4]. В логике этого определения подчеркнем непреходящую важность целенаправленных педагогических воздействий в деле воспитания обучающихся на основе исторически сложившихся традиций для формирования у детей и юношества уважительного отношения к родному краю, народной мудрости и этнокультуре в целом.

Исключительная роль в приобщении растущего поколения к отечественным обычаям и традициям, историческим и культурным ценностям отводится этнографическим музеям. Скажем также и о возможном пополнении, углублении знаний о народных культурных традициях среди взрослых в просветительских целях. Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург) обладает уникальными экспонатами, отражающими богатейшую историю, культуру и традиции, неповторимый уклад жизни, этнические духовные ценности нашей страны и мира. В экспозициях музея, коллекциях и выставках онлайн, виртуальных турах и т.д. во всей полноте и своеобразии раскрываются особенности национального характера и самосознания, обобщенные эстетические идеалы и верования, специфика коллективного творческого труда. Важное место в деятельности музея занимают передвижные выставки. Отметим в первую очередь те, которые непосредственно связаны с многоликим миром детства. Например, «Дети России: взгляд через столетие. Выставка факсимильных фотографий», «Детство в старой русской деревне», «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)» [13]. Каждая из предлагаемых выставок логично и последовательно показывает разнообразные картины детства в исторической ретроспективе, раскрывает неповторимость духовного портрета каждого ребенка, его увлечения и интересы, неразрывно связанные с жизнью своей семьи, своего народа, своей страны.

Экскурсионная деятельность музея отличается впечатляющим разнообразием тематики предлагаемых программ для обучающихся разного возраста. При знакомстве детей с традиционными памятниками культуры имеет место быть органичное сочетание этнографического знания и творчества, т.е. теоретической и практической деятельности в процессе экскурсии. Так, скажем о программе для обучающихся средней школы «Познаем народы России и мира - познаем себя», где в процессе постижения нового знания (от общего к частному), реализуется и крайне важная педагогическая задача - всемерно способствовать

пониманию растущим человеком культуры разных народов, духовных традиций нашей страны и всего мира, изучение самого себя в многообразии культуры. Показательна предлагаемая игровая экскурсия для семейной аудитории «Покорители пространства — 2021» для детей с девяти лет. С одной стороны, детям предоставлена возможность познакомиться с культурным многообразием на примерах музыкального фольклора, устного народного творчества, изучить, рассмотреть и «разобраться». С другой стороны, в логике современных компьютерных игр, занимающих немалое место в жизни ребенка нашего времени, в ходе игры и познания предложено также «пройти испытание», «получить пропуск на следующий этап», увидеть «верхний и нижний мир» и т.д. [13]. Но самое главное, что и в этой экскурсии у детей есть возможность проявить себя в самостоятельной творческой деятельности с помощью искусства слова, изобразительного искусства и создать «собственную картину мира» на основе увиденного и услышанного об этнических традициях и культуре, жизни разных народов.

Наглядной иллюстрацией пристального внимания к воспитательной тематике реализуемых программ этого музея является Центр ремесленных традиций с «Лабораторией живых ремесел», эксклюзивными занятиями, специально разработанными курсами и предлагаемыми культурно-творческими

практиками для содержательного досуга. Показательна игровая экскурсия для детей 5 - 7 лет и их родителей «Крошка-этнограф». Здесь также уделяется внимание освоению нового этнознания через игру, «введению» в народную культуру, знакомству с жизненным укладом и художественными событиями календаря народа, рассмотрению растущими детьми родного края с его неповторимыми обычаями и традициями. Игровая экскурсия «Учиться - всегда пригодится», предлагаемая детям 7 - 11 лет, в полной мере отражает идеи русской народной педагогики, воплощенные в пословицах и поговорках. «Урок в сельской школе», игры и «задачки», «погружение» в опыт обучения детей в далеком прошлом - это еще один наглядный образец деятельности музея в отношении непосредственной взаимосвязи традиций и современности, воплощения народного опыта прошлого в настоящем для будущего. Приведенные примеры воспитательного и обучающего характера при освоении традиций и культуры в практике работы музея с детьми разного возраста («в сети» и «вне сети») далеко не единственные, достаточно обратиться к

официальному сайту Российского

этнографического музея [13].

Скажем и о других важнейших направлениях деятельности и формах работы этого музея с растущей и взрослой аудиторией. Так, «ЭтноЛекторий» во всей полноте раскрывает эстетические идеалы народов нашей страны, специфику традиционных ремесел, обогащая тем самым представления посетителей музея о художественных образах, различных изделиях и способах их изготовления, предметах интерьера и многом другом. В ряду форм работы выделим особо лекции и игровые экскурсии. Предлагаемые содержательные информационные ресурсы одного из разделов официального сайта («Экспедиции») показывают глубину и масштаб, всю многоаспектность осуществляемой сотрудниками музея исследовательской деятельности как в разных регионах нашей страны (к примеру, Республика Марий Эл), так и за ее пределами (Республика Беларусь и др.). Это «Путевые очерки», «Проекты» (например, «Разная земля»); предлагаемые для всеобщего обозрения выставки «в сети» фотоискусства по итогам проведенных исследовательских работ («Почитаемые места на Северо-Западе России» и т.д.); «Подкасты. В экспедицию с этнографом» («К оленеводам Чукотки», «Как технический прогресс «подружился с традицией», «Хранители родной истории» и многие другие, не менее содержательные). Широко показан «в сети» народный календарь в виде весенне-летних, зимних, осенних и многих других русских народных праздников и обрядов. Подчеркнем, что только лишь весенне-летних - более девяти десятков, что дает целостное представление о сложившихся культурно-исторических традициях во всей совокупности характерных черт, отличительных свойств и качеств [13].

Содержание одного из приоритетных направлений деятельности Российского этнографического музея со всей полнотой раскрыто в разделе «Русская народная педагогика». Выделим содержательные акценты, сделанные на исключительной важности первого года жизни ребенка для его дальнейшего гармоничного развития, формирования у маленького человека целостной картины мира; подчеркнем пристальное внимание к родственным связям и основам нравственного воспитания в семье (милосердие и доброта, честь, уважение, почтительное отношение к старшим, любовь к родному краю, и не только); отметим и наличие информации о приобщении к труду как важнейшей потребности растущих детей, а также о роли и значении игры и игрушек в жизни

каждого ребенка для его разностороннего развития [13]. Раздел, по сути, показывает во всей полноте и своеобразии отечественную традиционную систему народного воспитания и обучения детей. В целом при обозрении культурно-образовательной деятельности этого музея, основных форм и этноприоритетов содержания с присущим разнообразием тематики, очевидна ведущая идея - представление народного опыта, коллективной мудрости прошлого с позиции концепта «единство в многообразии ».

Этнографический музей Казанского (Приволжского) федерального университета (Республика Татарстан, г. Казань) уникален многим. В первую очередь, это более чем двухсотлетняя история с момента основания имеющегося музейного собрания,

художественная ценность экспонатов не только нашей страны, но и всего мира, включая артефакты народной культуры [12]. Отметим и разновекторную направленность всей деятельности научных сотрудников

Этнографического музея при успешно решаемых целях и задачах. Например, организация и проведение разнообразных тематических выставок, многолетнее активное участие в реализации социальных программ и культурных инициатив, непрерывная динамичная

деятельность по этнографическому

просвещению, а также продвижению и широкой трансляции культурно-исторических традиций, народного достояния в образовательном пространстве самого университета, в городе Казани и Республике Татарстан, во всей нашей стране и в мире. И, на взгляд автора, самое показательное во всех отношениях, это то, что музей, являясь в настоящее время структурным подразделением учреждения высшего образования, органичен как в приоритетах своего развития в плане науки, образования, культуры, так и в отношении теснейшей взаимосвязи форм и содержания всей деятельности, в том числе «в сети» и «вне сети».

Достаточно сказать о разработке и дальнейшей апробации образовательных программ так называемых «лекций-визуализаций», которые дополняют, расширяют содержание программ для обучающихся основного общего и среднего общего образования. Кроме того, этнопедагогические аспекты деятельности музея очевидны на примере тематики реализуемых экскурсий (к примеру, «Мой дом - Татарстан», «Многообразие культур мира», «Традиции и современность», «Радуга культур» и ряд других), лекций для

посетителей («Многонациональная Казань», «Этнографические открытия», «Я и другие»), различных по тематике мастер-классов («Народная игрушка», «Сказки народов», «День семьи», «В гостях у ...») и т.д. Экспозиции Этнографического музея включают все своеобразие народов Казанского Поволжья, чутко и бережно освещают характерные особенности духовной культуры, идеалы и обычаи, специфику и разные грани всего имеющегося материального культурного наследия. Отметим «Выставки одного экспоната» («Татарские сапоги», «Подголовник у народов Африки», «Щит зулусов»), где обучающиеся разного возраста, взрослые могут почерпнуть много нового и интересного о культуре, традициях своего края и своей страны, других стран [12].

Особого упоминания в контексте проблематики данной статьи заслуживает Казанская этнографическая школа, основательно представленная в разделе «Персоналии». Обозревая в целом деятельность всех выдающихся ученых, внесший свой вклад в развитие этой научной школы, отметим тот факт, что научные интересы не только в области собственно этнографии, но и в сфере этнологии, истории и педагогики, археологии, антропологии и музейного дела, геологии, географии и астрономии, музыкального искусства, востоковедения и краеведения стали той самой благодатной почвой для организации и проведения многолетних комплексных исследований, достижения значительных результатов. Отдельно скажем и о деятельности этнографического кружка, созданного в свое время по инициативе этнографа, профессора Казанского университета Евгения Прокопьевича Бусыгина, а также этнографа и историка, доцента Казанского университета Николая

Владимировича Зорина [12]. В настоящее время кружок называется «Этнофорум» и объединяет всех заинтересованных студентов и аспирантов, деятелей науки и образования с целью обсуждения актуальных вопросов этнологии и социальной антропологии, а также итогов проведенных исследований, перспектив развития этнографического знания и т.д. Подчеркнем главное: неповторимое, самобытное собрание традиционных духовных и материальных ценностей данного Этнографического музея, его деятельность и само существование в структуре Казанского (Приволжского) федерального университета, позволяет говорить о специфике подготовки - профессиональном образовании в пространстве этнокультуры при сохранении

исторических традиций в их непрерывном развитии.

Этнографический парк-музей - ЭТНОМИР (Калужская область, Боровский район, д. Петрово) в настоящее время является самым большим в нашей стране не только по занимаемой площади [4]. Главное - это многофункциональность деятельности во всей совокупности ее основных видов (просветительской, познавательной и

коммуникативной, игровой, творческой и др.). Традиции разных народов мира, их быт, художественные ремесла и национальные костюмы, архитектура - все это и многое другое находит свое отражение как в реальном воплощении, так и в виртуальном. Особенностью данного парка-музея является его интерактивность, то есть возможность непосредственного («здесь и сейчас»), активного участия юных и взрослых посетителей в коммуникации, обогащении и пополнении личного творческого опыта при освоении насыщенной экспонатами культурно-образовательной среды парка-музея. Многообразие тематических фестивалей и культурных мероприятий, экскурсий и мастер -классов, предлагаемые для обозрения «этнодворы», к примеру, «Север, Сибирь и Дальний Восток», «Страны Южной Азии» и иные так называемые «культурные заповедники» [4], проведение праздников с играми и забавами и мн. др., позволяет рассмотреть в деталях уклад жизни народов нашей страны и разных народов мира, их национальные обычаи и традиции. И что крайне важно - увидеть и в определенной мере понять, осознать посетителями всю многоликость ЭТНОМИРа нашей планеты, почувствовать себя неотъемлемой частью и хранителями своей уникальной народной культуры как национального достояния нашей страны.

Скажем о разнообразии предлагаемых форм и тематического содержания всего традиционного культурного пространства парка-музея. Например, мастер-классы и творческие мастерские для детей («Народные промыслы», «Сотворение хлеба», «Смальтийская мозаика», «Хамса», «Ткачество», «Декупаж» и др.); «Музей кукол народов мира», «Татарское подворье», Музей под открытым небом «Парк народов Сибири и Дальнего Востока» и т.д.; «Улица мира» с многочисленными павильонами выставочного комплекса, что дает обобщенное представление о самобытной архитектуре и ландшафте нашей страны и многих других стран; летопись в камне, это «Памятники» выдающимся мыслителям, представителям разных народов

мира прошлого и современности; Анимационные программы для детей («Легенды Востока», «День оленевода», «Русский игромикс», «Навстречу солнцу» и др.); Выставки «Мировые архитектурные шедевры», «Великие учителя человечества», а также «Галерея каменных скульптур», где художественные образы, воплощенные в камне, по замыслу разработчиков являют собой «ключ к пониманию народов Земли» [4].

Обозначим и реализуемый проект «Россия в ЭТНОМИРе», который по праву можно назвать мультипроектом. Именно здесь сопряжены самые разные сферы деятельности современного человека, включая образование и науку, культуру и искусство, социальное обслуживание, информационные и коммуникационные технологии и т.д., объединенные общим замыслом - продвижение традиционных отечественных ценностей в реальном и виртуальном пространстве. Подчеркнем и тот факт, что в данном парке-музее имеет место быть и общеобразовательная школа с одноименным названием, открытая не так давно. Образовательная модель школы сфокусирована на культуре, семье и школе, иностранных языках, экологии, что безусловно будет способствовать формированию гармонично развитой, глубоко духовной и социально ответственной личности, уважающей традиции и ценности своего Отечества и народов разных стран мира. Как известно, данный парк-музей существует не более двух десятилетий, и в масштабах истории всего человечества - это весьма небольшой срок. Однако концептуальный посыл - «Пространство синтеза и диалога культур», - придает всему имеющемуся разнообразию форм и содержания парка-музея очевидную целостность,

гармоничность, и предопределяет его перспективное устойчивое развитие как «города будущего» [4].

Предпринятое рассмотрение на примере отличных друг от друга учреждений по функциям, взаимосвязанных своей единой содержательной этноосновой (при различной классификации по существующим профилям [9]), включая этнографический в контексте исторического профиля, ведомственный музей учреждения высшего образования и комплексный, многопрофильный и

многофункциональный парк-музей, позволяет обобщить и представить содержательные приоритеты и оптимальные формы культурно-образовательной деятельности под углом зрения этнопедагогики, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Этнопедагогические аспекты культурно-образовательной деятельности музеев: основные формы и приоритеты содержания

Этнографический музей Казанского (Приволжского) федерального университета Российский этнографический музей Этнографический парк-музей -ЭТНОМИР

Культурно-образовательная деятельность

Основные формы («в сети» и «вне сети»)

Экскурсии (познавательные, игровые, включая виртуальные туры) Лекции (этнолектории, лекции-визуализации и иные) Творческие лаборатории (эксклюзивные занятия, мастер-классы, этнофорумы, студии и др.) Тематические выставки народного искусства (в т. ч. передвижные, этнодворы, культурные заповедники) Этнокультурные мероприятия (народные праздники, экспедиции и т.п.)

Приоритеты содержания

Постижение духовного и материального народного наследия в неразрывном единстве Взаимосвязь знания и творчества, традиций и современности Воплощение многообразия традиций при педагогической целесообразности Интерактивность и интенсивность в освоении народного мастерства Отражение этнических традиций прошлого в настоящем для будущего

Можно констатировать, что в разноплановой культурно-образовательной деятельности

названных музеев сложились особые этнопедагогические практики с многообразием форм деятельности, сохранением приоритетов содержания и применением исторически сложившихся народных педагогических средств.

Заключение. В результате выполненного рассмотрения этнопедагогических аспектов культурно-образовательной деятельности ряда отечественных современных музеев, сделаны следующие выводы. Целостное этнознание, многообразие этнокультурных практик для гармоничного введения, глубокого «погружения в традиции», широкий спектр используемых форм деятельности предопределяет приобщение молодого поколения к историко-культурному наследию своего народа. Отечественное, народное во всей своей многогранности для растущих детей и взрослых - устное, музыкальное, декоративно-прикладное и другие виды творчества, обычаи и обряды, детские игры и игрушки, самобытная культура праздника и искусство его представления, а также важность труда как особой ценности и смысла жизни каждого человека, являет собой духовное и

материальное достояние непреходящей значимости.

Народное достояние - это и уникальные педагогические средства, средоточие гуманности и эмоционально-ценностного отношения к миру, что позволяет через наглядный показ и пример предыдущих поколений, тактичное пояснение и наставление, деликатное приучение, одобрение и внушение, исподволь способствовать

формированию мировоззрения у детей и юношества. Накопленный опыт «воспитания и обучения традицией», приобщение к народной культуре и продуктивному творчеству посетителей разного возраста «вместе и рядом» с отечественными традиционными ценностями, вся неделимая совокупность нравственных норм и эстетических идеалов, своеобразия языка и художественных достижений являются приоритетными содержательными акцентами всей культурно-образовательной деятельности рассмотренных этнографических музеев и парка-музея ЭТНОМИР, показательным примером для перспективной реализации в различных учреждениях образования и культуры в масштабах всей страны.

Литература:

1. Алексеева Л.Л. Национальное культурное наследие и воспитание человека: противодействие вызовам информационной эпохи [Электронный ресурс] / Л.Л. Алексеева // Традиционное прикладное искусство и образование: сетевое научное издание. -

2020. - № 4. - С. 93-105. - Режим доступа: http://dpio.ru/stat/2020_4/2020-04-12.pdf

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Г.Н. Волков. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология: для студентов вузов / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -448 с. (Серия: Учебники, учебные пособия).

4. Культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР» - Этнографический парк-музей: О парке; Интересные экскурсии по этнодворам парка; Творческие мастер-классы для детей в парке; Этнографические музеи; Выставочный комплекс «Улица мира» в парке отдыха; Памятники и скульптуры Калужской области в парке; Анимационные программы для детей в парке; Выставки в Подмосковье в парке отдыха; Концепция парка - Основная цель развития проекта «ЭТНОМИР»; Проект «Россия в ЭТНОМИРе»; Официальный сайт школы «ЭТНОМИР»; Перспективы развития. «ЭТНОМИР 2030» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ethnomir.ru/o-parke/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/etnodvory/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/master-class/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/muzei/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/ulitca-mira/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/skulpturnye-kompozicii/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/animation/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/vystavki/; https://ethnomir.ru/etno/concept/; https://ethnomir.ru/rf/; https://ethnomir.ru/shkola/; https://ethnomir.ru/etno/ethnomir-2030/

5. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 394 с. -(Профессиональное образование). - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/414875

6. Магомедов А.М. Сущность и содержание этнопедагогической культуры личности / А.М. Магомедов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 1(10). -С. 43-49.

7. Недземковская Г.В. Становление этнопедагогики в России / Г.В. Недземковская // Вестник Томского государственного университета. -2009. - № 326. - С. 186-193.

8. Петрова Т.Н. Основные положения развития этнопедагогики как науки в условиях новой парадигмы образования / Т.Н. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2017. - № 2(94). - С. 103-110.

9. Современная типология и классификация музеев [Электронный ресурс] / Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре. - 2018. - Режим доступа: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/sovremennaja-tipologija-i-klassifikac/

10. Тхакушинов А.К. Этнопедагогика как наука: анализ основных категорий / А.К. Тхакушинов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2016. - № 2. - С. 119-122.

11. Фахрутдинова Г.Ж., Фахрутдинова А.В. Этнопедагогика: учебно-методическое пособие / Г.Ж.

Фахрутдинова, А.В. Фахрутдинова. - Казань: Издательство «Отечество», 2019. - 100 с.

12. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: Главная: Образование: Институт международных отношений: Этнографический музей; Этнография и этнографические коллекции Казанского университета; Экспозиции; Экскурсии; Выставки одного экспоната; Персоналии; Этнографический кружок/Кружки, научные и учебные центры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://kpfu.ru/; https://kpfu.ru/imoiv; https://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-muzej; https://kpfu.ru/imoiv/etnografcheskij-muzej/ekspozicii/etnografiya-i-etnograficheskie-kollekcii; https://kpfu.ru/imoiv/etnografcheskij-muzej/ekspozicii/etnografiya-narodov-kazanskogo-povolzhya; https://kpfu.ru/imoiv/etnografcheskij-muzej/ekskursii; https://kpfu.ru/imoiv/etnografcheskij-muzej/o-muzee; https://kpfu.ru/imoiv/etnografcheskij-muzej/personalii;

https://kpfu.ru/imoiv/struktura/otdeleniya/vysshaya-shkola-inostrannyh-yazykov-i-perevoda/kafedra-istorii-tatarstana-arheologii-i-etnologii/etnografcheskij -kruzhok

13. ФГБУК «Российский этнографический музей»: Музей; Передвижные выставки «Дети России: взгляд через столетие. Выставка факсимильных фотографий», «Детство в старой русской деревне», «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)»; Абонемент «Познаем народы России и мира - познаем себя»; Игровая экскурсия для семейной аудитории «Покорители пространства — 2021» 9+; Центр ремесленных традиций; Игровая экскурсия для детей и их родителей «Крошка-этнограф» 5-7 лет; Игровая экскурсия «Учиться - всегда пригодится» 7-11 лет; ЭтноЛекторий; Экспедиции; Русские народные праздники и обряды: Весенне-летние праздники и обряды; Русская народная педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ethnomuseum.ru/muzej/;

https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavochnyj-portfel/deti-

rossii-vzglyad-cherez-stoletie-vystavka-faksimilnyh-

fotografij/; https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavochnyj-

portfel/detstvo-v-staroj -derevne/;

https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavochnyj-

portfel/volshebnyj-mir-kukly-igra-ritual-teatr/;

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/ekskursii-i-

programmy/abonement-poznaem-narody-rossii-i-mira-

poznaem-sebya/; https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-

sobytiya/ekskursii-i-programmy/igrovaya-ekskursiya-dlya-

semejnoj-auditorii-pokoriteИ-prostranstva-2021-9/;

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/centr-

remeslennyh-tradicij/; https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-

sobytiya/ekskursii-i-programmy/cikl-igrovyh-ekskursij-

dlya-detej-i-ih-roditelej-kroshka-etnograf-57-let1/;

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/ekskursii-i-

programmy/igrovaya-ekskursiya-uchitsya-vsegda-

prigoditsya-711-let/; https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-

sobytiya/etnolektorij/; https://ethnomuseum.ru/umaterialy-

po-ehtnografii/ekspedicii/;

https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-

ehtnografii/ekspedicii/#virtualnye-vystavki;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-ehtnografii/russkie-

narodnye-prazdniki-i-obryady/#vesenne-letnie-prazdniki-i-obryady; https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-

ehtaografii/ekspedicii/#podkasty-v-ekspediciyu-s-etnografom; https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-

ehtnografii/deti-i-i-narodnaya-pedagogika-russkie/

14. Хакимов Э.Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории / Э.Р. Хакимов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2007. - № 9. -С. 39-52.

References:

1. Alekseeva L.L. National cultural heritage and human education: countering the challenges of the information age [Electronic resource] / L.L. Alekseeva // Traditional applied art and education: online scientific edition. - 2020. - No. 4. - P. 93-105. - Access mode: http://dpio.ru/stat/2020_4/2020-04-12.pdf

2. Volkov G.N. Ethno-pedagogy: a textbook for students of secondary and higher pedagogical educational institutions / G.N. Volkov. - Moscow: Publishing Center "Academy", 1999. - 168 p.

3. Kukushin V.S. Ethno-pedagogy and ethnopsychology: for university students / V.S. Kukushin, L.D. Stolyarenko. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2000. - 448 p. (Series: Textbooks, tutorials).

4. Cultural and educational tourist center "ETNOMIR"

- Ethnographic park-museum: About the park; Interesting excursions to the ethnic courtyards of the park; Creative workshops for children in the park; ethnographic museums; Exhibition complex "Street of Peace" in the recreation park; Monuments and sculptures of the Kaluga region in the park; Animation programs for children in the park; Exhibitions in the suburbs in the recreation park; The concept of the park is the main goal of the development of the ETNOMIR project; Project "Russia in ETHNOMIR"; Official website of the school "ETNOMIR"; Development prospects. "ETNOMIR 2030" [Electronic resource]. -Access mode: https://ethnomir.ru/o-parke/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/etnodvory/ ; https://ethnomir.ru/posetitelyam/master-class/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/muzei/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/ulitca-mira/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/skulpturnye-kompozicii/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/animation/; https://ethnomir.ru/posetitelyam/vystavki/; https://ethnomir.ru/etno/concept/; https://ethnomir.ru/rf/; https://ethnomir.ru/shkola/; https://ethnomir.ru/etno/ethnomir-2030/

5. Latyshina D.I. Ethno-pedagogy: a textbook for secondary vocational education [Electronic resource] / D.I. Latyshina, R.Z. Khairullin. - 2nd ed., revised. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. - 394 p. - (Professional education). - Access mode: https://urait.ru/bcode/414875

6. Magomedov A.M. The essence and content of the Ethno-pedagogy culture of personality / A.M. Magomedov // News of Dagestan state pedagogical university. Psychological and pedagogical sciences. - 2010. - № 1(10).

- P. 43-49.

7. Nedzemkovskaya G.V. Establishment of ethno-pedagogy in Russia / G.V. Nedzemkovskaya // Bulletin of Tomsk state university. - 2009. - № 326. - P. 186-193.

8. Petrova T.N. The main provisions of the development of ethno-pedagogy as a science in a new paradigm of education / T.N. Petrov // Bulletin of Chuvash

state pedagogical university named after I.Ya. Yakovlev. -2017. - № 2 (94). - P. 103-110.

9. Modern typology and classification of museums [Electronic resource] / Iskusstvoed.ru - a network resource about art and culture. - 2018. - Access mode: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/sovremennaja-tipologija-i-klassifkac/

10. Tkhakushinov A.K. Etno-pedagogy as a science: an analysis of the main categories / A.K. Tkhakushinov // News of Maykop state technological university. - 2016. - № 2. - P. 119-122.

11. Fakhrutdinova G.Zh., Fakhrutdinova A.V. Ethno-pedagogy: manual / G.Zh. Fakhrutdinova, A.V. Fakhrutdinova. - Kazan: Fatherland Publishing House, 2019. - 100 p.

12. Kazan (Volga Region) Federal University: Main: Education: Institute of International Relations: Ethnographic Museum; Ethnography and ethnographic collections of Kazan University; Exposure; Excursions; Exhibitions of one exhibit; personalities; Ethnographic circle / Circles, scientific and educational centers [Electronic resource]. - Access mode: https://kpfu.ru/; https://kpfu.ru/imoiv;

https://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-muzej; https://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-muzej/ekspozicii/etnografiya-i-etnograficheskie-kollekcii; https://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-muzej/ekspozicii/etnografiya-narodov-kazanskogo-povolzhya; https://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-

muzej/ekskursii; https://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-muzej/o-muzee; https://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-muzej/personalii;

https://kpfu.ru/imoiv/struktura/otdeleniya/vysshaya-shkola-

inostrannyh-yazykov-i-perevoda/kafedra-istorii-tatarstana-

arheologii-i-etnologii/etnograficheskij-kruzhok

13. FGBUK "Russian Ethnographic Museum": Museum; Traveling exhibitions "Children of Russia: a look through a century. Exhibition of facsimile photographs", "Childhood in an old Russian village", "Magical world of a doll (game, ritual, theater)"; Subscription "Knowing the peoples of Russia and the world - knowing ourselves"; Game tour for the family audience "Conquerors of space -2021" 9+; Center for Craft Traditions; Game tour for children and their parents "Little Ethnographer" 5-7 years old; Game excursion "Learning is always useful" 7-11 years; EthnoLectorium; Expeditions; Russian folk holidays and rituals: Spring-summer holidays and rituals; Russian folk pedagogy [Electronic resource]. - Access mode: https://ethnomuseum.ru/muzej/;

https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavochnyj-portfel/deti-rossii-vzglyad-cherez-stoletie-vystavka-faksimilnyh-fotografij/; https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavochnyj-portfel/detstvo-v-staroj -russkoj -derevne/; https://ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavochnyj-

portfel/volshebnyj-mir-kukly-igra-ritual-teatr/;

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/ekskursii-i-

programmy/abonement-poznaem-narody-rossii-i-mira-

poznaem-sebya/; https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-

sobytiya/ekskursii-i-programmy/igrovaya-ekskursiya-dlya-

semejnoj-auditorii-pokoriteli-prostranstva-2021-9/;

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/centr-

remeslennyh-tradicij/; https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-

sobytiya/ekskursii-i-programmy/cikl-igrovyh-ekskursij-

dlya-detej-i-ih-roditelej-kroshka-etnograf-57-let1/;

https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/ekskursii-i-

programmy/igrovaya-ekskursiya-uchitsya-vsegda-

prigoditsya-711-let/; https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-

sobytiya/etnolektorij/; https://ethnomuseum.ru/umaterialy-

po-ehtnografii/ekspedicii/;

https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-

ehtnografii/ekspedicii/#virtualnye-vystavki;

https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-ehtnografii/russkie-

narodnye-prazdniki-i-obryady/#vesenne-letnie-prazdniki-i-

obryady; https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-

ehtnografii/ekspedicii/#podkasty-v-ekspediciyu-s-

etnografom; https://ethnomuseum.ru/umaterialy-po-

ehtnografii/deti-i-i-narodnaya-pedagogika-russkie/

14. Khakimov E.R. Ethnopedagogy as a science: subject, functions, main categories / E.R. Khakimov // Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. - 2007. - № 9. - P. 39-52.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Алексеева Лариса Леонидовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, фрилансер, e-mail: klara63@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.