MEDICAL SCIENCES /
УДК 375:37. 035.6 ББК 74.247.11-269 Ц 30
Цеева Л.Х.
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и психологии
Адыгейского государственного университета;
Симбулетова Р.К.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10601 ЭТНООРИЕТИРОВАННАЯ ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Tseeva L.H.
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Adyghe State University;
Simbuletova R.K.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Foreign Languages, Adyghe State University
ETHNOORIENTED BASIS OF CONTINUITY OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY EDUCATION Аннотация
В статье рассматривается этноориенированная, концептуальная основа содержания преемственной связи дошкольного и начального образования, образование в современных условиях внедрения ФГОС с учетом национально-регионального компонента. В результате проведённого исследования были выявлены структурно-содержательные компоненты модели (цель, задачи, содержание, технология), обеспечивающие единое образовательное пространство дошкольного и начального образования. Abstract
The article discusses the ethno-oriented, conceptual basis for the content of the continuity ofpreschool and primary education in modern conditions of the introduction of the Federal State Educational Standard, taking into account the national-regional component. As a result of the study, structurally meaningful components of the model (goal, objectives, content, technology) were identified that provide a single educational space for preschool and primary education.
Ключевые слова: преемственность, этноориентированная основа, модель преемственности, национально-региональный компонент
Keywords: continuity, ethno-oriented basis, continuity model, national-regional component
В мировом образовательном пространстве происходят процессы, детерминирующие стремление народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада.
На современном этапе в сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой -национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими этнокультурными факторами, менталитетом народа.
Новое понимание преемственности отражено в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования, получив особый уникальный статус внутри данной системы. Требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного
детства в России; актуальные проблемы системы дошкольного образования (упор на совместную деятельность, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендера при организации педагогического процесса в детском саду, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования) вносят в содержание программ необходимые изменения.[2]
ФГОС предусматривает: 1) формирование основ учебной деятельности ребенка; 2) систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальный уровень школьного обучения должен обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать ос-
<<шушетим~^©и©ма1>#ш№)),2©1]9 / medical sciences
новы нравственного поведения, определяющего отношение личности с обществом и окружающими людьми. [3]
Законом «Об образовании» субъектам РФ предоставлено право вводить в содержание образования национально-региональный компонент (НРК). В ведении регионов находятся разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Однако на пути развития процессов регионализации образования возникает ряд препятствий и трудностей: недостаточное осознание культурных смыслов и ценностей образования его непосредственными участниками, неразработанность философских методологических, методических оснований для интеграции и дифференциации федерального и регионального компонентов образования; низкий уровень реализации социально-адаптивных функций образования.
Идея непрерывного образования давно получила признание в отечественной и зарубежной дидактике. Многие исследования в этой области были связаны с изучением возможностей улучшения решения этой проблемы с помощью специальных образовательных программ. Особую актуальность приобрели те, которые связаны с реализацией принципа преемственности в учебно-воспитательном процессе дошкольного и начального школьного звеньев образования. Теории Б.Г. Ананьева, Р.С. Гуревича, А.В. Запорожца и других ученых обеспечивают прочную основу для организации обучения и развития личности ребенка в процессе осуществления преемственности между различными институтами воспитания.[1] Вместе с тем названные исследования недостаточно продвинули решение проблемы на практике, в отношении которой все чаще констатируется важность поиска таких способов образования, целью которых является преемственность дошкольного и начального, общего образования в условиях национально-регионального компонента.
Исследование практики показывает, что наблюдается недостаточная инициатива, как учителей школы, так и представителей ДОУ по осуществлению преемственности в целом и, в аспекте обозначенной проблемы, в частности, в силу следующих причин:
- недооценки самоценности дошкольного детства, его значения в развитии ребенка;
- недостаточно учитывается амплификация психологического развития ребенка, предполагающая максимальную реализацию (А.В. Запорожец) его возможностей, которые формируются и проявляются в специфических видах деятельности;
- нет четкого разделения ответственности за дозирование учебной нагрузки на детей дошкольного и младшего школьного возраста и, следовательно, за их эмоциональное и физическое благополучие в условиях ДОУ и начальной школы. [4]
Разработка концептуальной модели преемственности ДОУ и начального образования потребовала решения следующих задач:
- выявления соотношения федерального и национально-регионального компонентов содержания дошкольного и начального образования;
- определения общих и особых характеристик национально-регионального компонентов содержания дошкольного и начального образования, разрабатываемых различными субъектами РФ;
- определения структурно-функционального строения модели преемственности дошкольного и начального образования по реализации НРК и методологических и профессиональных основ его разработки;
- выявление системообразующей функции НРК содержания дошкольного и начального образования и ее наглядное выражение в системе образования республики;
- реализация принципов непрерывного и вариативного образования при определении структуры и содержания НРК в преемственности.
Структурно-содержательные компоненты единого образовательного пространства в ДОУ и начальной школе:
- создание системы единого и непрерывного обучения;
- создание единого предметно-развивающего пространства, обеспечивающего реализацию НРК;
- разработка «сквозных» предметных программ обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста по реализации НРК;
- перенос с общеобразовательной среды начальной школы педагогических технологий, форм, методов развития детей в ДОУ.
С целью создания единого образовательного пространства в многонациональном социуме нами использованы следующие психолого-педагогические подходы: гуманитарно-воспитательный, социально-адаптационный, культурологический, образовательно-развивающий, коммуникативно-интеграционный. [5]
Концептуальная схема исследования предполагает получение положительного педагогического результата осуществления процесса преемственности в ДОУ и начальной школе, который условно подразделен на три этапа:
- формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
- адаптация к условиям обучения в начальной школе;
- развитие обучающихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Технология осуществления преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе содержит ряд направлений:
- использование здоровьесохраняющих технологий ДОУ в начальной школе;
- применение психологических методик, технологий, инструментов;
- формирование знаний и умений обучающихся начальных классов;
MEDICAL SCIENCES / «Ш^Ш(Ш1УМ~ЛШ®Ма1>#Ш(№)),2(0]9
- развитие их общекультурных умений и навыков.
В основу этноориентированной модели, имеющей преимущественно концептуальный характер, положены личностная и социокультурная детерминанты, что соответствует тенденциям гуманизации и гуманитаризации современного образования.
Разработанная авторами модель преемственности дошкольного и начального образования по реализации национально-регионального компонента включает функции преемственности (гуманитарная, культуро-созидательная, социальная) принципы преемственной организации образовательного процесса в интересующем нас плане (связь с федеральным компонентом, опора на предшествующее развитие, адаптация, системность, культуросообразность, вариативность, интеграция, опережение) содержание преемственно организованного образовательного процесса (отражение этнокультурных традиций при широком межкультурном взаимодействии; способность к формированию национального самосознания через уважение к истории народа, его обычаям, ментальности; к особенностям семейного уклада жизни; природе родного края и т.д.); образовательные технологии (национальные игры, театрализация в контексте особенностей национального искусства, диалог, творческая работа, участие детей в элементарной исследовательской деятельности и другое).
Таким образом, в предлагаемой модели преемственности дошкольного и начального образования РА национально-региональный компонент предстает как системообразующий фактор образования, выступающий как основа преемственности, ее предпосылка и следствие.
Список литературы:
1. Слабко Л. С. Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем начального общего образования [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 32-36. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12868/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] //https://docviewer. yandex.ru/print.xml? sk.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] //http:// base. garant.ru/197127//.
4. Цеева, Л.Х. Дошкольная педагогика: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Х. Цеева, Н.В. Петрова. -Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. - 196 с.
5. Цеева, Л.Х., Симбулетова Р.К. Из дошкольного детства в мир учения /Л.Х. Цеева, Р.К. Симбу-летова // Учитель вчера, сегодня, завтра: сборник материалов научно-практ. семинара. - Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2013. - 199-203.