Научная статья на тему 'ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ НОВЕЙШЕЙ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ПОЭЗИИ)'

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ НОВЕЙШЕЙ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ПОЭЗИИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карачаево-балкарская новейшая поэзия / этнокультурная идентичность / эволюция авторского самосознания / ментально-ценностное ядро / Karachay-Balkar modern poetry / ethnocultural identity / evolution of the author’s self-awareness / mental-value core

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Керимова Раузат Абдуллаховна

В статье исследуется проблема этнонациональной ментальности в аспекте новейшей карачаево-балкарской поэзии конца XX начала XXI в. Глобальные сдвиги в идеолого-политической и духовно-ценностной сферах жизни общества актуализировали проблему осмысления этнокультурного компонента в художественном творчестве. Безусловно, определенные элемешы фольклорного и этнографического составляющего постепенно начали исчезать, и человечество стало усваивать новые стандартные формы для творческой жизни. В связи с этим одной из актуальных задач литературоведения является исследование творчества новейшей генерации художников слова, произведения которых, по нашему мнению, отражают основные тенденции и особенности поэзии региона. Эволюция авторского самосознания в контексте культурных традиций рассмотрена в аспекте поэтико-тематических особенностей, этнокультурных факторов, характеризующих самобытность поэтической личности в современных реалиях. Впервые в научный оборот вводятся новые имена, анализ произведений которых дает возможность отчетливее проследить специфику взаимосвязей преемственности и новаторства, характер эволюции и перспективы развития художественного сознания в литературном регионе. В статье используется комплексный подход, комбинирующий элементы сравнительно-типологического, сопоставительно-типологического, системно-целостного и историко-литературного анализа. В условиях нового времени молодые поэты, каждый по-своему, откликаются на вызовы времени. Отрадно то, что при этом они остаются в русле традиционных ценностных понятий. Безусловно, новейшая лирика демонстрирует заметное обновление тематики, системы образов, высвечивая перспективу дальнейшего развитиярегиональной художественной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-NATIONAL MENTALITY IN THE POETIC DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF THE MOST MODERNKARACHAY-BALKAR POETRY)

The article examines problem of ethno-national mentality in the aspect of the most modern Karachay-Balka the poetry of the late XX early XXI centuries. Global shifts in the ideological-political and spiritual-value spheres of society’s life have actualized the problem of understanding the ethnocultural component in artistic creativity. Of course, certain elements of the folklore and ethnographic component gradually began to disappear, and humanity began to adopt new standard forms of life. In this regard, one of the urgent tasks of literary criticism is the study of the creativity of the latest generation of word artists, whose works, in our opinion, reflect the main trends and features of the poetry of the region. The evolution of the author’s self-awareness in the context of cultural traditions is considered in the aspect of poetical and thematic features, ethnocultural factors that characterize the originality of a poetic personality in modern realities. For the first time, new names are introduced into scientific circulation, the analysis of whose works makes it possible to more clearly trace the specifics of the relationship of continuity and innovation, the nature of evolution and the prospects for the development of artistic consciousness in the literary region. The article uses an integrated approach that combines elements of comparative typological, comparative typological, systemic holistic and historical and literary analysis. In modern times, young poets, each in his/her own way, respond to the challenges of time. It is gratifying that at the same time they remain in line with traditional value concepts. Undoubtedly, the newest lyrics demonstrate a noticeable renewal of the subject matter, the system of images, highlighting the prospects for the further development of regional artistic thought.

Текст научной работы на тему «ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ НОВЕЙШЕЙ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ПОЭЗИИ)»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Р.А. Керимова DOI 10.24411/2223-0564-2020-10407

УДК 82-14

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ НОВЕЙШЕЙ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ПОЭЗИИ)

Аннотация

В статье исследуется проблема этнонациональной ментальности в аспекте новейшей карачаево-балкарской поэзии конца XX - начала XXI в.

Глобальные сдвиги в идеолого-политической и духовно-ценностной сферах жизни общества актуализировали проблему осмыгсления этнокультурного компонента в художественном творчестве. Безусловно, определенные элемешы фольклорного и этнографического составляющего постепенно начали исчезать, и человечество стало усваивать новые стандартные формы для творческой! жизни. В связи с этим одной! из актуальный задач литературоведения является исследование творчества новейшей генерации художников слова, произведения которых, по нашему мнению, отражают основные тенденции и особенности поэзии региона. Эволюция авторского самосознания в контексте культурных традиций рассмотрена в аспекте поэтико-тематических особенностей!, этнокультурный факторов, характеризующих самобытность поэтической личности в современных реалиях.

Впервые в научный оборот вводятся новые имена, анализ произведений которых дает возможность отчетливее проследить специфику взаимосвязей преемственности и новаторства, характер эволюции и перспективы развития художественного сознания в литературном регионе.

В статье используется комплексный подход, комбинирующий элементы сравнительно-типологического, сопоставительно-типологического, системно-целостного и историко-литературного анализа.

В условиях нового времени молодые поэты, каждый по-своему, откликаются на вызовы времени. Отрадно то, что при этом они остаются в русле традиционных ценностных понятий. Безусловно, новейшая лирика демонстрирует заметное обновление тематики, системы образов, высвечивая перспективу дальнейшего разви-тиярегиональной художественной мысли.

Ключевые слова: карачаево-балкарская новейшая поэзия, этнокультурная идентичность, эволюция авторского самосознания, ментально-ценностное ядро

Rauzat A. KERIMOVA

ETHNO-NATIONAL MENTALITY IN THE POETIC DISCOURSE (ON THE EXAMPLE OF THE MOST MODERNKARACHAY-BALKAR POETRY)

Abstract

The ¡article examines the problem of ethno-national mentality in the aspect of the most modern Karachay-Balkar poetry ofthe leite XX - early XXI centuries.

Керимова Раузат Абдуллаховна, кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора карачаево-балкарской литературы Института гуманитарных исследований - филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр РАН» (Нальчик), e-mail: [email protected]

Rauzat A. Kerimova, Cand.Sc. (Philology), Researcher ofthe Karachay-Balkarian Literature Sector ofthe Institute for Humanitarian Research - a branch of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Federal Scientific (Center, " Kabardino-Balkarian Scientific Center ofthe Russian Academy of Sciences " Nalchik), e-mail: [email protected]

© Р.А. Керимова, 2020

Global shifts in the ideological-political and spiritual-value spheres of society's life have actualized the problem of understanding the ethnocultural component in artistic creativity. Of course, certain elements of the folklore and ethnographic component gradually began to disappear, and humanity began to adopt new standard forms of life. In this regard, one of the urgent tasks of literary criticism is the study of the creativity of the latest generation of word artists, whose works, in our opinion, reflect the main trends and features of the poetry of the region. The evolution of the author's self-awareness in the context of cultural traditions is considered in the aspect of poetical and thematic features, ethnocultural factors that characterize the originality of a poetic personality in modern realities.

For the first time, new names are introduced into scientific circulation, the analysis of whose works makes it possible to more clearly trace the specifics of the relationship of continuity and innovation, the nature of evolution and the prospects for the development of artistic consciousness in the literary region.

The article uses an integrated approach that combines elements of comparative typological, comparative typological, systemic holistic and historical and literary analysis.

In modern times, young poets, each in his/her own way, respond to the challenges of time. It is gratifying that at the same time they remain in line with traditional value concepts. Undoubtedly, the newest lyrics demonstrate a noticeable renewal of the subject matter, the system of images, highlighting the prospects for the further development of regional artistic thought.

Key words: Karachay-Balkar modern poetry, ethnocultural identity, evolution of the author's self-awareness, mental-value core

Введение

В свете наблюдаемых в современном мире духовных трансформаций становится очевидным продвижение основных сфер культурной активности на «национальную периферию». И одним из четко выраженных знаковых направлений в изучении данной проблематики является рассмотрение национальной поэзии в этнокультурном аспекте. При этом осмысление нравственно-этического компонента позволит раскрыть одну из фундаментальных закономерностей процесса эволюции национального сознания на уровне глубинных ментальных структур и этнопсихологических особенностей карачаево-балкарского этноса, что представляется весьма актуальной проблемой.

В изучении различных вопросов относительно северокавказской поэзии, в частности, формирования жанровой составляющей, поэтики, стилистики, а также в рассмотрении проблемы диалектики преемственности важнейшую роль сыграли фундаментальные труды К.К. Султанова, З.Х., Толгурова, Т.Ш. Биттировой, Ф.А. Урусбиевой, З.А. Кучуковой, Б.И. Тетуева, Т.З. Толгурова, И.И. Маремшаовой, А.М. Казиевой и др. Но при этом многие проблемы, касающиеся осмысления этнического начала в сопоставлении с общим и универсальным в эволюционных процессах поэзии последнего периода (конца XX -начала XXI в.), остаются нерешенными.

Рассуждая о тенденциях северокавказской словесности, можно утверждать, что понятие «национальный характер» до сих пор актуально в авторском самосознании, которое включает в себя дефиницию поиска смысла жизни и духовно-нравственных цен-

ностей в обществе [13; 6]. Примечательно то, что при этом молодые авторы пытаются сохранить этнокультурное ядро, противостоять процессам ассимиляции.

В данном случае сложно не согласиться с утверждением Н. Понариной о том, что ««культурный империализм» неизбежно вызывает ответную реакцию - повышенную потребность в самоутверждении, сохранении основных элементов своей национальной картины мира и образа жизни» [11, с. 13].

В современных противоречивых условиях, характеризующихся, с одной стороны, стремительными переменами во всех сферах жизни общества, скорость внедрения которых такова, что социум оказывается не готовым их перенять. Сегодня в России, как и во всем мире, очевиден глубокий мировоззренческий кризис, и ключевая роль в формировании социальных, духовных и нравственных ценностей отведена новому поколению. Именно молодежь «содержательно наполняет» эпоху своим мировоззрением. При этом осмыслить и определить дальнейшие перспективы развития национальной поэзии невозможно без историко-литературного контекста. Разумеется, объективное осмысление стиля является важнейшей задачей при изучении «истории литературных языков и для глубокого, дифференцированного понимания системы современного языка» [6, с. 8].

Таким образом, в карачаево-балкарской литературе наступает совершенно новый этап, когда внимание авторов сосредоточено на исследовании духовного мира современников, на воплощении их нравственных качеств, определении жизненной позиции. Именно формирование религиозно-национального

мировоззрения и отход от сомнительных принципов и норм поведения являются организующим центром художественной картины мира в творчестве современных карачаево-балкарских поэтов.

Произведения означенного периода характеризуются постановкой как актуальных проблем своей нации, суровым отношением к нравственной деградации человечества, так и усилением критического пафоса событий прошлых лет, связанных с историческими фактами своего этноса.

Поэтическая ситуация, детерминированная гло-бализационными процессами в условиях так называемого духовного кризиса, ставит перед авторами проблему определения вектора для дальнейшего развития поэзии региона. А выбор молодых в данном случае очевиден, и решение проблем они находят не в слиянии и унификации культур, а, наоборот, в обращении к своим корням, в возрождении этнически маркированных образов. В связи с этим сами реалии исторической эпохи минимально отражены в творчестве поэтов, однако происходящие трансформации определяют целостную картину восприятия жизни, в рамках которой существует система мотивов и образов, порой полемически далеких от очевидной эмпирики времени.

Современные авторы достаточно смелы в постановке актуальных проблем, они в основном базируются на философско-социологическом анализе действительности. В творчестве молодых мастеров слова на передний план выходят темы социальных процессов, идей справедливости.

Художники слова могут более открыто рассуждать о своих переживаниях, вызванных различными факторами. И нельзя отрицать тот факт, что поэзия их старших коллег по перу была более «сдержанной».

Стандартизация и унификация художественной мысли, формировавшейся под влиянием партийных директив, что в итоге исключало для даровитых художников слова какую бы то ни было возможность противостояния напору «примитива, плакатного решения сложных идейно-нравственных проблем», остались в прошлом [10, с. 123].

Конец ХХ столетия характеризуется процессом актуализации религиозно-национального самосознания в регионе, что в свою очередь обусловило развитие данного аспекта в творчестве карачаево-балкарских поэтов. Тем самым этнические авторы выражают свое отношение к укореняющимся в стране новым ценностным ориентациям, призывая сохранить основы духовных ценностей, которые и составляют ту самобытность национальной картины мира, идентифицируя себя в мультикультурном пространстве.

Таким образом, можно утверждать, что в современной карачаево-балкарской поэзии начала XXI века наблюдается межжанровая диффузия, которая дает возможность дополнения традиционного ядра жанровой конструкции другими разновидностями лирического стиха. «Смещение» форм, а именно «внедрение» религиозного компонента, встречается, в частности, в любовной/интимной лирике («Энтта бир тилек» (Еще одна мольба) Л. Ахматовой, «Толур-му мени тилегим?» (Исполнится ли моя мольба?) Н. Байрамкулова, «Хау, жаным, хау...» (Да, душа моя, да) А. Газаевой, «Тасха къыйналыуларым» (Тайные переживания) Д. Рахаевой) [8, с. 248; 5; 1; 3; 12]. Авторы говорят о некой высшей инстанции (конкретизируя свою конфессиональную принадлежность), которая наделила каждого человека особой судьбой. Возрождение национально-духовного фактора подкрепляется доминированием религиозных интенций в гражданской лирике (Ш. Богатыревой «Аллах с нами», «Востоку», М. Табаксоева «Биз таулу элле эдик» (Мы были балкарские села), «Мухажирле ора-мы» (Улица переселенцев); Д. Рахаевой «Жаннет жери» (Райское место), Н. Байрамкулова «Джашау джолда» (Дорога жизни), Л. Ахматовой «Сангырау кёкде жюзеди...» (В глухом небе плывет.), И. Бай-туганова «Неге керекди ол бизге?» (Для чего нам это надо?), А. Баккуева «Къайтырса» (Вернешься), «Жаз баши келди...» (Весна пришла.)). (Подстрочные переводы здесь и далее наши - Р. К.) [4; 2; 3; 12].

В основе этих произведений - обращение авторов к Всевышнему Творцу с мольбой о сохранении и процветании их нации: // Айны, жулдузну кёреме, / Табынама Аллахха: Акъ тауум ючюн ёлеме, / Сакъ-ла анны палахдан!// [1, с. 29] (Вижу я луну, звезду, / Поклоняюсь Аллаху: «Умираю» за белоснежную гору, / Храни ее от бед). При этом авторы уверенно оперируют религиозной лексикой: Аллах, жаннет (рай), къыбла (кибла), дуа (молитва), иман (вера) [12, с. 580].

В современной поэзии молодые авторы при осмыслении религиозных тем опираются на эстетические предпочтения Д.-Х. Шаваева и К. Мечиева, наполняя новыми смыслами традиционные мотивы и образы. Данный феномен является значимым в карачаево-балкарской литературе и оказывает огромное влияние на этическое сознание народа и на аксиологическую систему индивидуального стиля автора. Как и у предшественников, первостепенным здесь является познавательный и дидактический смысл, разъяснения сочетаются с эмоциональными призывами следовать морально-этическим нормам ислама

Акцент на духовно-нравственные составляющие этноса - своего рода «определяющая» мысль творчества молодых, которая раскрывается посредством основных критериев эталонного взаимоотношения в традиционной культуре северокавказских народов.

Для молодой когорты поэтов значимы нравственные постулаты этноса, важнейшей составляющей которых является уважение к старшим. Не обошли данную тематику и такие поэты, как Ш. Узденов «Атамы айтыуу» (Поговорка отца), Н. Байрамкулов «Атамы сёзю» (Слово отца), Д. Рахаева «Атамы насийхаты» (Наставление отца), А. Баккуев «Ата аманаты» (Завещание отца). В своих стихотворениях они способны выразить своеобразие этнической психологии карачаево-балкарского народа и особенности национального художественного мышления посредством этнографической лексики: адет (обычай/традиции), намыс (нравственность/нормы поведения) [9, с. 580].

Содержательную часть произведений современных авторов определяет чувство обеспокоенности и тревоги за будущее подрастающего поколения, за сохранение духовно-нравственных основ, этического и эстетического опыта предков. Аспекты темы этно-ментальности, святости обычаев и традиций реализуются через проблему сохранения родного языка: // Малкъар тилим, ёз тилим - / Жюрегими ургъаны! / Малкъар тилим, шат тилим -/Жашаууму байрагъы! // (Д. Рахаева «Ана тилим») [16, с. 24] (Балкарский язык, родной язык - / Сердца моего! / Балкарский язык мой, Радостный язык, - Знамя моей жизни!). Более латентное отношение к родному языку мы можем наблюдать у поэтов-шестидесятников. Для классика балкарской литературы Т. Зумакуловой русский язык так же близок, как и родной: «Но русский есть язык. И он навеки /Мне близок и понятен, как родной. / Две речи в моем сердце, будто реки, / Звучат, текут, становятся одной» («Два языка» Т. Зумакулова, пер. Г. Ефремова) [7, с. 66].

В творчестве начинающего автора Ш. Аппаева четко выявляются наметившиеся в новейшей карачаево-балкарской поэзии XXI века тенденции религиозно-дидактического жанра. Основная мысль его нацелена на актуализацию духовно-нравственных ценностей, принятых в исламском мире, и искоренение внедряющихся в национальное самосознание западных идеологий.

Свое отношение к формирующимся сомнительным принципам и нормам поведения высказывает молодой балкарский поэт Ш. Аппаев в стихотворении «Шендюгю къызла» (Современные девушки):

Тютюн ичиу а жайылып барад

Бу жаш тёлюню ичинде.

Шёндюгю къызла хорлай туралла Жашланы тютюн ичиуде [15, с. 74].

Все больше курение распространяется Среди молодежи.

Современные девушки превзошли в этом Даже парней.

Стихотворение построено в форме назидательного послания молодым девушкам. Автор создает собирательный образ современной горянки, которая под влиянием времени отошла от традиционных понятий и духовно-нравственных ценностей своего народа. Скромность и естественная красота, по словам поэта, давно сменились новомодными тенденциями, навеянными с запада:

Тюрлю-тюрлю бояула бла Была чачларын бояйла, Сора, кеслерин ариула сунуп, Сюйюп, кюзгюге къарайла [15, с. 75]

Разными красками Они красят свои волосы, И думая, что они красивы, Любуются своим отражением в зеркале. Автор акцентирует внимание на представительницах нации (балкарках), его озабоченность в пределах своего этноса. Неприятие современного образа девушки-горянки молодой поэт выражает, прибегая к жестким высказываниям, иногда в сочетании с элементами насмешки, а также неожиданными сравнениями: «ат жортхан кибик» (будто скачет лошадь), «уялмайла» (бесстыдство), «мискинле» (несчастные) и т.д.

Проблема морально-этического облика горянки волнует большую часть молодого поколения авторов. В творчестве карачаевского писателя Н. Байрамку-лова также поднимается эта тема в стихотворении «О, женщина!». Автор обеспокоен утратой «женского начала» в женщине, ее первозданной природы, сути, ее предназначения.

Безусловно, происходящие изменения в обществе провоцируют обращение молодых поэтов к гендерно-му аспекту. Андроцентристский взгляд на эволюцию облика горянки сменяется репрезентацией образа современного молодого человека в девичьем поэтическом дискурсе. Отражение доминант внутреннего мира героя происходит посредством анализа его поведения. В женской поэзии XXI века появляется образ «махтанчакъ» (хвастун), «сандыракъ» (болтун) («Махтанчакъ жашха» (Хвастливому парню) Ж. Ап-паевой). Ироническая тональность в тексте приобре-

тает сатирическую окраску: //Бадыражан кибик къы-зардынг./Ангылагъан эсенг - иги, /Ётюрюкню адам-лагъа /Болмайды бир игилиги // [15, с. 41] Покраснел ты как помидор/ Если осознал - то хорошо,/ От лжи нет пользы людям//. Поэтесса закрепляет свою мысль афористическим высказыванием: // Ол ачылмагъан ауузгъа / Ёмюрде да чибин къонмаз // [15, с. 41] (В закрытый рот и муха никогда не залетит).

Образ хвастуна/болтуна/шутника часто встречается и в творчестве карачаевского поэта Ш. Узденова («Сандыракъгъа сёзюм» (Послание болтуну), «Сан-дыракъны джыры») (Песня шутника).

Тенденция к детализации объектов сатирического обличения ярко проявляется в поэзии современных карачаево-балкарских авторов. И в основном предмет обличения обозначен уже в заглавии. Лирический жанр с использованием фрагментов фольклорных сюжетов и с установкой на смеховую дискредитацию человеческих пороков заполняет текстовое пространство Ш. Узденова. Молодой автор избегает гротесковых условных форм образности, отдавая предпочтение более мягким приемам, призванным не только высмеять, но и доставить читателю эстетическое удовольствие:

Бизни тюлкю - халал тюлкю!

Халаллыкъдан болур кюлкю.

Бизни тауукъ - джырчы тауукъ!

Булбулдан да ол джырлауукъ [16, с. 38]

Наша лиса - добрая лиса!

От чрезмерной доброты стала смешна.

Наша курица - поющая курица!

Поет она лучше соловья.

Использование тонких комических приемов позволяет автору добиться комедийности. Для молодого поэта характерно тяготение к мифологии, фольклору, преданиям: // Бир ургъуйгъа миниб, мен / Учуб айгьа чыкъгьанем./ Тюбегенед эмеген, / Аны уруб, джы-къгъанем // [16, с. 20] (Я, сев на комара, /Долетел до луны./ Встретил великана, / Одним ударом повалил его). Автор умышленно размывает временные границы в повествовании включением в художественную ткань различных устно-поэтических элементов (образных, стилистических, языковых, сюжетных и т.д.) и мифофольклорных образов: // Таудан къараб джугьутур: Хей, Чегем эл, бир эс бур! / Деб, алды да китабны, / Ол окъуду Къайсынны // [16, с. 17] (Тур, посмотрев с горы: Эй, Чегем, обрати внимание! / Так взял книгу он, / И прочитал стихи Кайсына). Соотношение фольклорного и мифологического начал создают силовое поле, в пространстве которого

раскрываются дополнительные смыслы, с их помощью выявляются черты авторской идейно-эстетической концепции. Определение фольклорно-мифо-логического контекста, раскрытие особенностей его трансформации, функционирования и интерпретации традиционных элементов/явлений в художественном тексте позволяют не только проникнуть в творческую лабораторию молодого автора, но и выявить неповторимые психологические закономерности процесса и эволюцию художественного мышления.

Заключение

В результате исследования обнаружены ключевые моменты в развитии творческого сознания молодых авторов, обозначены эстетико-смысловая иерархия, этнокультурные истоки и доминанты цен-ностно-ориентационного единства в содержании и проблематике произведений.

Теоретическое разрешение проблемы позволило определить основные тенденции новейшей поэзии региона, в которой система авторского идеала обусловлена национально-художественным мышлением и этноаксиологическим вектором нравственно-этической тематики (дом/родина, народные традиции).

Безусловно, самобытность мировидения, особенности лирического мироощущения молодого поколения авторов внесли некоторые обновления в развитие карачаево-балкарского поэтического языка, тем самым расширив художественно-тематический диапазон индивидуально-авторским восприятием действительности.

Эволюция авторского самосознания характеризуется актуализацией таких проблемных линий, как одиночество, смерть, проблемы бытия, поиски своего «я». Все это свидетельствует о синтезе инновационного и традиционного. Для молодых поэтов остаются актуальными так называемые универсальные проблемы, в осмысление которых они вносят собственные акценты, демонстрируя при этом новый взгляд на освещение злободневных вопросов нации.

Так, молодой балкарский поэт И. Байтуганов свое произведение «Халкъымы жангырую кюню» (День возрождения моего народа) посвятил национальному балкарскому празднику, Ш. Аппаев в стихотворении «Аракъы бла ушакъ» (Беседа с алкоголем) выражает озабоченность проблемой психологической зависимости, карачаевец Н. Байрамкулов в стихотворении «Бюгюнню суратлары» (Портрет современности) затрагивает проблему молодого поколения, которое отличается, по словам автора, нетерпимостью друг к другу и т.д.

Безусловно, особые политические и социально-экономические условия в стране повлияли на миро-

воззрение и эмоциональный климат представителей нового поколения авторов.

Молодые художники слова свободны от жесткой идеологической конфронтации, столь характерной для их старших собратьев по перу. Авторские стратегии новейшей поэзии, как было отмечено, устойчиво сконцентрированы на сохранении национальной идентичности (языка, традиций).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахматова Л.Ч. Тилек (Молитва). Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2013. 152 с.

2. Баккуев А.И. Таула татыу (Очарованность горами). Стихотворения. Нальчик: Эльбрус, 2007. 128 с.

3. Байрамкулов Н. Корабли воспоминаний, Черкесск: Аланский Эрмитаж, 2012. 256 с.

4. Богатырёва Ш. Под знаком вечности: проза, поэзия, публицистика. Черкесск: Карачаево-Черкесское респ. кн. изд-во, 2008. 158 с.

5. Газаева А.Х. Барама кёпюрге (Иду к мосту). Стихотворения. Нальчик: Эльбрус, 2015. 136 с.

6. Геллнер Э. Нации и национализм. М: Прогресс, 1991. 119 с.

7. Зумакулова Т. Радуга над домами: Стихи и поэмы. Москва: Советский писатель, 1968. 116 с.

8. Kerimova R.A., Iskhanova Z.I. Bilingualism in the modern Karachay-Balkar poetry // Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Politica. No. 34. 2019. P. 245-156.

9. Kerimova R.A. Main motives of A. Bakkuev's lyrics // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2018, Vol. 8. Issue 10. P. 578-583.

10. Маремшаова И. И. Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа. Минск: Тех-нопринт, 2000. 164 с.

11. Понарина Н. Н. Глобализация и проблемы культуры // Общество: Философия, история, культура. 2012. № 1. С. 11-14.

12. Рахаева Д. Т. Къадарны этегинде (На краю у судьбы). Стихи. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2014. 164 с.

13. Султанов К. К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2001. 230 с.

14. Тетуев Б.И. Карачаево-балкарская авторская поэзия второй половины XIX - начала XX века. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. 340 с.

15. Тейри къылыч (Радуга): Сб. произв. молодых балкарских авторов: Стихи, рассказы, сказки / сост. Б.

А. Глашев, М. М. Ольмезов. Нальчик: Эльбрус, 2011. 144 с.

16. Узденов Ш.А. Чекде (На границе). Стихи. Черкесск: Издательство Карачаевского НИИ, 2008. 136 с.

REFERENCES

1. Akhmatova, L.Ch. [Prayer]. Coll. poems. Nalchik: Elbrus, 2013. 152 р. (In Balk.)

2. Bakkuev, A. [Charmed by Mountains]. Coll. poems. Nalchik: Elbrus, 2007. 128 р. (In Balk.)

3. Bairamkulov, N. [Ships of Memories]. Cherkessk: Alanskiy Ermitazh, 2012, 256 p. (In Russ.)

4. Bogatyryova, Sh. Pod znakom vechnosti [Under the sign of eternity]. Cherkessk, 2008. 343 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gazayeva, A. Kh. [Approaching the Bridge]. Coll. poems. Nalchik: Elbrus, 2015. 136 p. (In Balk.)

6. Gellner, E. [Nation and nationalism]. Moscow: Progress, 1991.119 р. (In Russ.)

7. Zumakulova, T. Rainbow over houses: Poems and poems. Moscow: Soviet writer, 1968.116 p.

8. Kerimova, R.A., Iskhanova, Z.I. Bilingualism in the modern Karachay-Balkar poetry // Revista Dilemas Contemporaneos: Educacion, Politica y No 34, 2019. С.245-156

9. Kerimova, R.A. Main motives of A. Bakkuev's lyrics // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2018, Vol. 8, Issue, 10. P. 578-583. DOI: 10.26655/mjltm.2018.10.1

10. Maremshaova, //[Fundamentals of ethnic consciousness of the Karachay-Balkarian people]. Minsk: Technoprint, 2000.164 р. (In Russ.)

11. Ponarina, N.N. Globalization and culture problems. Society: Philosophy, History, Culture. 2012. No. 1. Krasnodar. Pp. 11-14. (In Russ.)

12. Rakhaeva, D.T. [On the Edge of Fate]. Poems. Nalchik: M. & V. Kotlyarov, 2014. 164 p. (In Balk.)

13. [The Rainbow]. Coll. works of young Balkar authors; poems, short stories, fairy tales. B.A. Glashev, M.M. Olmezov (comps.). Nalchik: Elbrus, 2011. 144 p. (In Balk.)

14. Sultanov, K.K. [National Identity and Value Orientation of Literature]. Moscow: Gorky Inst. of World Literature (RAS), 2001. 230 p. (In Russ.)

15. Tetuev, B.I. [Karachay-Balkar author's poetry of the second half of the XIX - early XX centuries]. Nalchik: Publishing House M. and V. Kotlyarov, 2007. 340 p.

16. Uzdenov, Sh.A [At the border]. Coll. poems. Cherkessk: Publishing house of the Karachaevsky Research Institute, 2008.136 p. (In Balk.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.