Научная статья на тему 'ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ'

ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акембетова Алина Варисовна, Атнашев Вадим Рафаилович

В статье рассмотрены концептуальные и теоретические аспекты национализма, соотношение и взаимодействие этнической, культурной и гражданской идентичности в процессе формирования гражданской (политической) нации в полиэтнических сообществах в условиях глобализации. Актуализирована проблема национальной политики на примере Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC NATIONALISM IN THE GLOBALIZATION CONTEXT: EXPERIENCE OF CHINA

The article considers the conceptual and theoretical aspects of nationalism, relationship and interaction of ethnic, cultural and civic identities in the process of formation of civil nation in multiethnic societies in the conditions of globalization. The paper considers problems of modernization of the national policy mainly in China.

Текст научной работы на тему «ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ»

Russia in the global world № 9 (32) 2016

УДК 323.15

А. В. Акембетова, В. Р. Атнашев

ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

А

ОПЫТ КИТАЯ

АКЕМБЕТОВА Алина Варисовна - магистрант юридического факультета. Северо-Западный институт управления - филиал

■pi U U U U

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 199178, Средний пр. В.О., Д. 57/43, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: vatnash@hotmail.com.

АТНАШЕВ Вадим Рафаилович - кандидат филологических наук, профессор кафедры международного и гуманитарного права Северо-Западный институт управления - филиал

■pi U U U U

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 199034 В.О., 7-я линия, д. 16-18, Санкт-Петербург, Россия. e-mail: vatnash@hotmail.com.

В статье рассмотрены концептуальные и теоретические аспекты национализма, соотношение и взаимодействие этнической, культурной и гражданской идентичности в процессе формирования гражданской (политической) нации в полиэтнических сообществах в условиях глобализации. Актуализирована проблема национальной политики на примере Китая.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ; ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО; ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.

Теоретические аспекты национализма, соотношения и взаимодействия этнической, культурной и гражданской идентичностей в процессе формирования гражданской (политической) нации в полиэтнических обществах в условиях глобализации актуализированы не

* При поддержке РГНФ, проект №15-03-00224, «Китай и Россия: идеологии национализма, сравнительно исторический анализ».

309

только проблемами модернизации национальной политики России, но и других стран мира, в частности Китая.

Контекст современного развития, связанный с глобализацией, характеризуется сложностью и изменчивостью процессов, протекающих в современных этнических группах. Сами этнические группы отличаются изменчивостью основных своих признаков и подвижностью собственных границ, что обусловлено действие социально-политических и культурных факторов.

Исследование сложных этнополитических процессов осуществляется с использованием понятия «этничность». Под «этничностью» понимается процесс объединения и разделения людей в рамках этнических групп в результате действия механизмов идентичности.

Идентичность в данном смысле представляет собой отождествление субъекта с определенной социальной общностью - с общей культурой и соответствующей системой ценностей, регулирующей процессы социального взаимодействия.

Проблема соотношения и взаимосвязи этнического, национального, гражданского уровней идентичности и национализма, исследование их места и роли в современном мире в целом и модернизирующихся обществах, в частности, остаются в центре внимания ученых многих стран, в том числе России и Китая.

В совокупности множества внешних факторов именно роль государства (центрального правительства) рассматривается в качестве ключевой. Рост этнического национализма и этнорадикализма определяется как симптом либо плохой приспособляемости одной малой идентичности к более крупной (общенациональной) идентичности, либо как отражение дисфункции государственной структуры и политической власти в гармонизации потребностей существующих идентичностей [1].

Основная причина этнонационализма заключается в противоречии между позицией этнических регионов и позиций центрального правительства в отношении перспектив государственного устройства и его развития, что и становится основой конфликта [2].

К^а ш Фе §1оЬа1 world № 9 (32) 2016

Одним из путей недопущения этнополитических конфликтов и зарождения этнонационализма в России является формирование в России нации-государства на основе гражданско-политической модели. В государстве с развитым гражданским обществом обеспечивается консолидация и единство людей, объединенных не только политическими факторами и территориальными рамками, но и общими ценностями гражданской культуры, общими моральными принципами и нормами бытия.

Нация в данном случае рассматривается как реально существующее гражданское сообщество, базирующееся на общих ценностях солидарности, социальной справедливости, патриотизме,

общечеловеческих ценностях. Принадлежность к нации как общегражданскому союзу предполагает не исключение этнической идентификации, а ее непротиворечивое дополнение общенациональной, по сути общегражданской идентичностью, интегрирующей в себе и этническую, и культурную идентичность различных сообществ, входящих в конкретную нацию. Как пишет В.Р. Атнашев, «учитывая европейский опыт, академик В.А. Тишков справедливо заметил, что в России единственно возможная формула - «Российский народ - это нация наций», то есть общность разных народов, разных культур. Именно такое понимание закреплено в преамбуле российской Конституции» [3].

Снижение рисков этнонационализма связывается в этом случае с максимально возможным исключением этнического фактора как эксклюзивного и самоценного из политической сферы. Возрастание этнического фактора приемлемо и возможно в культуре. В политике необходимы и допустимы общечеловеческая и правовая доминанты.

Соответствующая стратегия формирования в России нации-государства предполагает создание нации как гражданского сообщества, объединенного единой культурой, едиными моральными и нравственными ценностями, единой гражданской позицией, единым правом и чувством справедливости.

Подтверждением определенной эффективности комбинированной стратегии продвижения культурного и государственного национализма

является соответствующая политика Китая последних десятилетий XX века - начала XXI века [4].

Проводимая правительством современного Китая политика укрепления национальной идентичности как основы сохранения национального единства рассматривается аналитиками в качестве начального этапа, предшествующего полномасштабной демократизации.

Политический анализ специфики современного китайского национализма предполагает определение соотношения объективных и субъективных аспектов национальной идентичности.

К субъективным элементам национальной идентичности отнесены такие ее характеристики, как ориентации, ценности, предания, практики и другие.

К объективным - общность территории, языка, религии, обычаев, экономической жизни. Китайской концепцией национальной идентичности приоритет отдается субъективным критериям, в то время как объективные маркеры национальной идентичности трактуются как менее значимые.

Это означает, что человек, отвечающий всем объективным критериям национальной идентичности, но не соответствующий субъективным, не будет идентифицирован как китаец.

В Китае всегда имело место некое основополагающее представление об истинном китайце как человеке, идентифицирующем себя с определенным мировоззрением, образом мышления, ментальными установками, чувством нравственного долга и морали, эстетическим восприятием и рядом других качеств [5].

В этом смысле идеологи современного китайского культурного национализма первостепенным и значимым рассматривают не общность территории и даже не гражданскую принадлежность, а именно субъективные аспекты китайской национальной идентичности.

Еще одна важная задача в политическом анализе современного китайского национализма состоит в его концептуализации. Национализм можно рассматривать как идеологическое движение за обретение и поддержание автономности, единства и идентичности со стороны народности, способной к образованию реальной или потенциальной нации.

К^а ш Фе §1оЬа1 wor1d № 9 (32) 2016

В рамках политического анализа китайского национализма следует учитывать его ключевые задачи, формулируемые в форме следующих положений:

1. Существует разделение мира на нации, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, историей, судьбой;

2. Нация составляет источник политической и социальной силы, а лояльность нации предпочтительнее любой иной лояльности;

3. Люди, если они хотят быть свободными и способными к самореализации, должны идентифицировать себя с нацией;

4. Лишь тогда, когда нации свободны и для них гарантирована безопасность, в мире возможны справедливость и мирное сосуществование.

Специфика китайского национализма состоит в том, что в его структуре представлены два основных типа национализма:

1. Культурный национализм;

2. Политический (государственный) национализм.

Их различает противоположность позиций по отношению к нации и государству, к традиционным и современным ценностям.

Культурный национализм подставляет собой лояльность к нации и идентификацию с такими ее субъективными аспектами, как национальный дух, национальный характер и тому подобное.

Политический национализм ориентирован на объективные аспекты национальной идентичности и предполагает идентификацию с государством, характеризующуюся устремленностью и предпочтением современных ценностей традиционным.

Основополагающим в культурном национализме является создание особого вида национального взаимодействия и социализации, в рамках которых ценности, мифы и предания этноса становятся основой формирования национального сообщества.

В отличие от культурного национализма, китайский государственный национализм помещает в центр не культуру, а государство. Государство в свою очередь воплощает общенациональные интересы и волю нации.

Это скорее проект государства-нации, а не нации-государства в классическом его понимании. Для их реализации государству необходимы лояльность и поддержка национального сообщества, в связи с чем оно стремится к формированию в гражданском обществе чувства принадлежности к единой нации.

Разграничение культурного и государственного национализма как особых типов имеет концептуальный характер и служит целям и задачам политического анализа. В реальной действительности современный китайский национализм представляет собой смешение обоих типов.

В научном дискурсе и политических практиках России и Китая немало общего. Стратегия продвижения культурного национализма представляет собой систему мер по блокированию этнического национализма, обеспечению национального единства, стабильности и безопасности.

Политический анализ моделей и стратегий национализма предусматривает в качестве важной задачи исследование теоретических аспектов и пониманию национализма в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Ачкасов В.А. Этническая и национальная идентичность в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Международные отношения. №1. 2013.

2. Чистякова О.В. Проблемы этнокультурной политики в «национализирующемся» государстве // Вестник РУДН. Серия философия. №4. 2010.

3. Атнашев В.Р. Проблемы формирования толерантности в современной Европе: международно-правовой аспект // Управленческое консультирование. -2015. - №6 (78).

4. Кузнецов А.М. Этнополитическая ситуация на Дальнем Востоке: актуальные проблемы // Ойкумена. Регионведческие исследования. №4. 2014.

5. Луань Цзинхэ. Национализм и национальные отношения: Китай и Россия навстречу общим интересам // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах: этнокультурные процессы в политическом контексте. 2013. С. 30-35.

Russia in the global world № 9 (32) 2016

AKEMBETOVA, Alina V. - The North-West Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 199178, Sredniy prospect, Vasilyevsky Island, 57/43, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: alex@ac9195.spb.edu.

ATNASHEV, Vadim R. - North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 199034, 7-ya linia, 16-18, Vasilyevsky Island, St. Petersburg, Russia. E-mail: vatnash@hotmail.com.

ETHNIC NATIONALISM IN THE GLOBALIZATION CONTEXT: EXPERIENCE OF CHINA.

The article considers the conceptual and theoretical aspects of nationalism, relationship and interaction of ethnic, cultural and civic identities in the process of formation of civil nation in multiethnic societies in the conditions of globalization. The paper considers problems of modernization of the national policy mainly in China.

ETHNIC IDENTITY; MULTIETHNIC SOCIETY; GLOBALIZATION.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.