Научная статья на тему 'Этнонационализм в условиях глобализации: анализ рисков, моделей и стратегий противодействия'

Этнонационализм в условиях глобализации: анализ рисков, моделей и стратегий противодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
238
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ETHNIC IDENTITY / CULTURAL IDENTITY / CIVIC IDENTITY / MULTIETHNIC SOCIETY / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бунаков Михаил Юрьевич, Лукин Владимир Николаевич, Мусиенко Тамара Викторовна

В статье рассмотрены концептуальные и теоретические аспекты национализма, соотношение и взаимодействие этнической, культурной и гражданской идентичностей в процессе формирования гражданской (политической) нации в полиэтнических обществах в условиях глобализации. Актуализирована не только проблематика модернизации национальной политики России, но и других стран мира, в частности Китая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-NATIONALISM IN THE GLOBALIZATION: ANALYSIS OF RISKS, MODELS AND STRATEGIES FOR OPPOSITION

The article considers the conceptual and theoretical aspects of nationalism, relationship and interaction of ethnic, cultural and civic identities in the process of formation of civil (political) nation in multiethnic societies in the conditions of globalization. The problems of modernization of the national policy of Russia, and also some other countries, in particular China are updated

Текст научной работы на тему «Этнонационализм в условиях глобализации: анализ рисков, моделей и стратегий противодействия»

3 ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

^ АНАЛИЗ РИСКОВ, МОДЕЛЕЙ И СТРАТЕГИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

<

® Бунаков М.Ю.

'К Лукин В.Н.

^ Мусиенко Т.В.

и

fcj В статье рассмотрены концептуальные и теоретические аспекты национализ-

5"1 ма, соотношение и взаимодействие этнической, культурной и гражданской идентич-

S ностей в процессе формирования гражданской (политической) нации в полиэтниче-

H ских обществах в условиях глобализации. Актуализирована не только проб-лематика

S модернизации национальной политики России, но и других стран мира, в частности

С Китая

О

С The article considers the conceptual and theoretical aspects of nationalism, relation-

m ship and interaction of ethnic, cultural and civic identities in the process of formation of

m civil (political) nation in multiethnic societies in the conditions of globalization. The prob-

p lems of modernization of the national policy of Russia, and also some other countries, in

q particular China are updated

С

Q Ключевые слова: этническая идентичность; культурная идентичность; t^ гражданская идентичность; полиэтническое общество; глобализация

о

f— Keywords: ethnic identity; cultural identity; civic identity; multiethnic society; ^ globalization

S

К Теоретические аспекты национализма, соотношения и взаимодействия ^н этнической, культурной и гражданской идентичностей в процессе формиро-S вания гражданской (политической) нации в полиэтнических обществах в ус-^ ловиях глобализации актуализированы не только проблемами модернизации ^ национальной политики России, но и других стран мира, в частности Китая. H Контекст современного развития, связанный с глобализацией, характеризуется сложностью и изменчивостью процессов, протекающих в современных этнических группах. Сами этнические группы отличаются изменчивостью основных своих признаков и подвижностью собственных границ, что обусловлено действием социально-политических и культурных факторов.

Исследование сложных этнополитических процессов осуществляется с использованием понятия «этничность», основное смысловое значение которого состоит именно в обозначении современных процессов объединения и разделения людей в рамках этнических групп в результате действия механизмов идентичности.

Идентичность в этом смысле предстает как идеальное отождествление субъекта с определенной социальной общностью - с общей культурой и соответствующей системой ценностей, регулирующей процессы социального взаимодействия.

Проблема соотношения и взаимосвязи этнического, национального, гражданского уровней идентичности и национализма, исследование их места и роли в современном мире в целом и модернизирующихся обществах, в частности, остаются в центре внимания ученых многих стран, в том числе России, Китая1.

Так, исходя из потребности в современных интерпретациях определений этничности и идентичности, А.Н. Соловьева обосновывает необходимость учитывать в современной трактовке понятия этничность сложность структуры этнополитических процессов и их изменчивость. В понятие, отражающее структуру и динамику современной этничности, исследователь включает несколько основных компонентов.

Первый - этнические границы, определяемые системой маркеров (этнических символов, мифов и других элементов), имеющих преимущественно социальное происхождение. Этнические границы предстают результатом разграничения групп людей на основании приписываемых им признаков (данный компонент отвечает на вопрос: «Кто мы?»).

Второй - этническая культура, придающая смысловые значение этническим маркерам и приводящая их в соответствие с изменяющимся контекстом (компонент, отвечающий на вопрос: «Какие мы?»).

Третий - этноидентичность, включающая в себя механизмы этноиден-тификации и этнической самоидентификации, благодаря которым обеспечивается этногрупповая сплоченность и солидарность.

Суть подхода к осмыслению влияния глобализации на формирование идентичности современного человека предполагает, в соответствии с этим, интерпретацию «этничности» в качестве понятия, обозначающего процессы возникновения противоречий как основы формирования пространств конфликтности культурных фактов и значений, в свою очередь, порождаемых

1 Ачкасов В.А. Этническая и национальная идентичности в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Международные отношения. - 2012. - № 1. - С. 85-91; Ачкасов В.А. Кризис национальной идентичности и проблемы безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2010. - № 4. - С. 63-67; Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Стратегия культурного национализма: модели снижения рисков дисфункций (на примере Китая) // V Всероссийская научно-практическая конференция «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России, 28-29 мая 2009 года». - М.: ИНИОН РАН, 2009; Сморгунов Л.В. Политическая идентичность и понятие политического // Полис (Политические исследования). - 2012. - № 6. -С. 178-185; Рогозина О.Л. Этнический и гражданский национализм: соотношение и взаимосвязи // Вестник Российской нации. - Т. 24-25, № 4-5. - С. 177-184; Dawishna A. Arab Nationalism in the Twentieth Century: From Triumph to Despair. - Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2005; Guo Y. Cultural Nationalism in Contemporary China: The Search for National Identity under Reform. - London and New York: Routledge, 2004; Xu J. Intellectual Currents behind Contemporary Chinese Nationalism // Exploring Nationalisms of China: Themes and Contents / C.X. George Wei and Xiaoyuan Liu Eds. - Westport, Connecticut and London: Greenwood Press, 2004; Strohmeier M. Crucial Images in the Presentation of a Curdish National Identity: Heroes and Patriots, Traitors and Foes. - Leiden and Boston: Brill, 2005.

различиями структурных компонентов этничности разных этносов и динамикой их изменчивости2.

Соответственно, феномен этничности рассматривается сегодня не просто как основа этнического национализма, внутренний фактор его роста, а лишь как первый, базовый уровень в формировании националистической и сепаратистской идеологии. В условиях глобализации определяющее значение приобретают внешние факторы радикализации этнонационализма. Н.В. Еремина отмечает тенденцию к росту влияния внешних факторов на развитие этнического национализма, этнополитического конфликта и этнорадикализ-ма (другое государство, интеграционная группировка, мировое сообщество, собственно национальное государство, в рамках которого существует этнический регион).

В совокупности множества внешних факторов именно роль государства (центрального правительства) рассматривается в качестве ключевой. Рост этнического национализма и этнорадикализма определяется как симптом либо плохой приспособляемости одной малой идентичности к более крупной (общенациональной) идентичности, либо как отражение дисфункции государственной структуры и политической власти в гармонизации потребностей существующих идентичностей.

Основная причина этнорадикализма заключается в противоречии между позицией этнических регионов и позицией центрального правительства в отношении перспектив государственного устройства и его развития, что и становится основой конфликта. Данное противоречие определяет возникновение такого явления, как «редукция самоидентификации» этнической группы3.

Введенный Н.В. Ереминой концепт «редукции самоидентификации» этнической группы означает отсечение под влиянием внешнего политического контекста лишних, с точки зрения индивидуумов и этнического сообщества, идентичностей, так что принадлежность к определенной, как правило, этнической идентичности, становится наиболее важной или единственно значимой для этнорегионального сообщества. Выявление в рамках исследования конкретных этнических процессов тенденции к «редукции самоидентификации» возможно рассматривать как достаточное основание для прогнозирования неизбежности конфликта по линии «центр - регионы».

Заслуживает также внимания подход, предполагающий при исследовании причин этнонационализма и процессов его радикализации учитывать совокупное действие эндогенных и экзогенных факторов. Представление о том, что внешние по природе факторы глобализации, регионализации, социально-экономического развития государства и регионов оказывают определяющее

2 Соловьева А.Н. Культурные различия как основа этнической идентичности в контексте глобализации // Мир психологии. - 2009. - № 3. - С. 26-27, 33.

3 Еремина Н.В. Факторы роста этнорадикализма на примере Шотландской национальной партии и Североирландской партии «Шинн Фейн» // ПОЛИТЭКС. - 2010. - Т. 6, № 1. - С. 184.

влияние на этническую идентичность региональных сообществ, позволяет по-новому взглянуть на этнонационализм как результат действия экзогенных сил и интерпретировать соответствующие процессы в зависимости от фазы развития этнического национализма.

Соответственно, подчеркивает Н.В. Еремина, становление этнонацио-нализма начинается как эндогенный процесс. Но в современных условиях рано или поздно возникают внешние, экзогенные факторы, вступающие в той или иной форме во взаимодействие с эндогенной компонентой. На стадии слияния эндогенных и экзогеннных факторов неизбежно возникновение своеобразных точек бифуркации, когда даже случайные факторы могут стать сценарными детерминантами конфликта4.

Исследуя действие внешних и внутренних факторов, практически к аналогичному выводу приходит О.В. Чистякова. Характеризуя причины возникновения этнического национализма и связанных с ним угроз возникновения на этой почве конфликтов, ксенофобии, экстремизма, исследователь отмечает прежде всего гипертрофированное преувеличение этническим сообществом своей этнокультурной самобытности. Этнополитический национализм возникает тогда, когда проблематика культурно-этнической идентичности под влиянием политических этнических элит подменяется политической проблематикой суверенитета народа с требованием собственного государства для отдельной этничности5.

Указывая на сохранение угрозы возникновения этнических конфликтов и возможность зарождения этнонационализма в России, исследователь обосновывает в качестве реального пути минимизации соответствующих рисков, прежде всего, отказ от продвижения этнополитической модели государственности и формирование в России нации-государства на основе гражданско-политической модели. В государстве с развитым гражданским обществом обеспечивается консолидация и единство людей, объединенных не только политическими факторами и территориальными рамками, но и общими ценностями гражданской культуры, общими моральными принципами и нормами бытия.

Нация в рамках данной модели трактуется как реально существующее гражданское сообщество, со-гражданское единство людей, базирующееся на общих ценностях солидарности, социальной справедливости, патриотизме, общечеловеческих ценностях. Принадлежность к нации как общегражданскому союзу предполагает не исключение этнической идентификации, а её непротиворечивое дополнение общенациональной, по сути общегражданской

4 Там же. С. 186.

5 Чистякова О.В. Проблемы этнокультурной политики в «национализирующемся» государстве // Вестник РУДН. Серия Философия. - 2010. - № 4. - С. 9.

идентичностью, интегрирующей в себе и этническую, и культурную идентичности различных сообществ, входящих в конкретную нацию.

Снижение рисков этнонационализма связывается в этом случае с максимально возможным исключением этнического фактора как эксклюзивного и самоценного из политической сферы. Возрастание этнического фактора приемлемо и возможно в культуре. В политике необходимы и допустимы общечеловеческая и правовая доминанты.

Соответствующая стратегия формирования в России нации-государства предполагает создание нации как гражданского сообщества, объединенного единой культурой, едиными моральными и нравствеными ценностями, единой гражданской позицией, единым правом и чувством справедливости6.

Подтверждением определенной эффективности комбинированной стратегии продвижения культурного и государственного национализма является соответствующая политика Китая последних десятилетий XX века - начала XXI века.

Структура национальной идентичности современного Китая характеризуется наличием в ней, помимо базовой этнической, двух основных компонентов.

Во-первых, это политическая идентичность в форме государственной национальной идентичности.

Во-вторых, это культурная национальная идентичность, которая в силу своей специфики (древность и глубинность национальной китайской культуры), способна выступать детерминирующим фактором национальной интеграции в контексте экономической модернизации и демократизации современного Китая.

В настоящее время необходимость интеграции в современную глобальную экономику обусловила выбор Китаем ориентации на формирование новых, соответствующих современным интеграционным процессам иден-тичностей. Во фрагментированном в этническом плане китайском обществе интегрирующим потенциалом по развитию китайской современной идентичности обладал, прежде всего, национализм как коллективная идентичность, способная обеспечить достижение общественного и экономического единства нации, необходимых для интеграции Китая в мировую экономику и противостояния внешним угрозам, включая угрозы террористических действий, этнических конфликтов и насилия, чреватых дезинтеграцией и дестабилизацией Китая7.

Политика национальной интеграции, проводимая в Китае в рамках идеологии и стратегии культурного национализма, осуществляется, по сути,

6 Там же. С. 10-11.

7 Crane G.T. Imagining the Economic Nation: Globalisation in China // New Political Economy. 1999. - Vol. 4. - P. 215-232.

в соответствии с классической формулой Данкуорта Ростоу (D. Rostow) о соотношении демократии и национальной интеграции.

Модель демократического транзита Д. Ростоу разработана в соответствии с принципом «единство - прежде демократии».

Его модель представлена тремя положениями.

Первым обосновывается, что такие элементы, как национальное единство (National Unity), свободная конкуренция (Entrenched Competition) и признание демократических принципов и норм (Democratic Rules), являются обязательными для возникновения демократии.

Вторым теоретическим положением устанавливается принцип сохранения последовательности связи перечисленных элементов, логика которой предполагает, что национальное единство предшествует демократизации.

Третье основание содержит установление о значении подбора небольшой группы политических лидеров, имеющих опыт проведения политики компромисса и реализации переговорного процесса, необходимых для разработки и утверждения принципов демократии8.

Аксиома Д. Ростоу о национальном единстве как обязательном предшественнике демократизации предполагает, что именно общенациональное чувство единения нации способно снизить риски социальной, экономической и политической угрозы в форме дезинтеграции нации. Согласно этой формуле, утверждение демократии возможно в гражданском обществе, в общественном сознании которого отсутствуют какие-либо сомнения относительно своей принадлежности к единому политическому сообществу9.

Политический анализ идеологии и стратегии современного китайского национализма выявляет их соответствие модели демократизации Д. Ростоу и его формуле о соотношении национального единства и демократии. Проводимая правительством современного Китая политика укрепления национальной идентичности как основы сохранения национального единства рассматривается аналитиками в качестве начального этапа, предшествующего полномасштабной демократизации10.

В рамках современного политического анализа соотношения национальной интеграции и демократии в указанную концептуальную формулу вводится фактор глобализации.

Л. Ли обосновывает положение о многосторонности эффектов глобализации, её влияния на процессы национальной интеграции и формирования национальной идентичности. Глобализация способствует экономической

8 Rustow D. Transitions to Democracy: Towards a Dynamic Model // Comparative Politics. - 1970. -Vol. 3. - P. 337-363.

9 Ibid. P. 363.

10 He B. China's National Identity: a Source of Conflict between Democracy and State Nationalism // Nationalism, Democracy and National Integration in China / Leong H. Liew and Shaoguang Wang Eds. - London and New York: Routledge, 2005. - P. 170-195.

интеграции Китая и Тайваня, создавая тем самым, условия для возможного их воссоединения.

Вместе с тем, эффекты глобализации могут иметь вектор, противоположный демократизации. Так, расширение в условиях глобализации экономических связей провинции Хэнань с родственными мусульманскими меньшинствами Центральной Азии содействует не укреплению национального единства Китая и его демократизации, а напротив, укрепляет этническую идентификацию меньшинств, проживающих в этой провинции, провоцируя риски сепаратизма, этнических конфликтов и применения насилия с участием международных террористических организаций11.

Дж. Ю ^и J.) подчеркивает значимость для Китая стратегии современного национализма, открытого процессам глобальной модернизации. Характерный для стран демократического транзита конфликт национализма и модернизации в форме противостояния Западу, по мнению Дж. Ю, имеет место и в Китае. Преодоление данного конфликта предполагает понимание принципиального различия между модернизацией и вестернизацией.

В условиях глобализации модернизация не обязательно означает конфликт с национализмом. В этой связи Дж. Ю подчеркивает, что важнейшей целью стратегии современного национализма должно стать определение национальной модели модернизации со специфическими характеристиками, учитывающими особенности Китая12.

Новый китайский культурный национализм с его системой ценностей, символов и норм культурной идентификации должен быть дополнен структурными компонентами, обеспечивающими современную политическую (демократическую) идентификацию с соответствующей системой ценностей и типом политической системы.

Особый дискурс китайского национализма требует в этом отношении включения конструктивных элементов, отражающих ценность рыночных отношений, свободы, демократии, законности как сущностных элементов модернизации. Дискуссии по проблеме концептуализации китайского национализма, как и анализ национализма в целом, нуждаются в уточнении таких терминов, как нация, государство, национальное государство, национализм государственный, национализм культурный, национальная идентичность и других.

Дифференцируя в контексте данной проблемы значения перечисленных выше понятий, Я. Гуа определяет, что концепция нации включает в себя

11 Liew L.H. Reaching Out To Taiwan, Keeping in Xinjiang: The Impact of Marketization and Globalization on National Integration // Nationalism, Democracy and National Integration in China / Leong H. Liew and Shaoguang Wang Eds. - London and New York: Routledge, 2005. - P. 196-218.

12 Xu J. Intellectual Currents behind Contemporary Chinese Nationalism // Exploring Nationalisms of China: Themes and Contents / C.X. George Wei and Xiaoyuan Liu Eds. - Westport, Connecticut and London: Greenwood Press, 2004. - P. 37.

смысловое значение человеческой популяции, имеющей исторически общие территорию проживания; систему общих мифов и преданий; массовую, общественную культуру; единую экономику и общую систему законодательно закрепленных прав и обязанностей для всех членов общества.

В этом смысле нация отлична и от понятия государства как системы политических институтов, и от понятия национального государства как территориально-политического образования (государства), границы которого совпадают или частично совпадают с территорией проживания национальной группы13.

При всей дискуссионности представленных определений заслуживает внимания сама постановка вопроса о необходимости уточнения в рамках политического анализа национализма всей совокупности связанных с данной проблемой понятий. В этом отношении правомерным представляется уточнение понятия национальной идентичности.

Позиция Я. Гуа характеризуется опорой на понятие идентичности как определение себя в качестве того же самого по отношению к самому себе (Self-Sameness) и понятие идентификации как соотнесение себя в отношении других. Сообразно этому подходу, аналитик рассматривает понятие национальной идентичности как самоопределение национального сообщества (Self-Sameness of National Community) и идентификацию с данным сообществом индивидов, являющихся членами этого национального сообщества.

Тем самым, подчеркивает Я. Гуа, национальная идентичность представляет собой совокупность постоянных, но периодически пересматриваемых сообществом ориентаций, ценностей, практик, характеристик (Characteristics) и символических репрезентаций (Symbolic Representations), разделяемых теми, кто входит в состав нации, а также определенное коллективное выражение (Collective Expression) индивидуального чувства принадлежности (Sense of Belonging) к соответствующему национальному сообществу14.

Применительно к анализу современного китайского национализма, считает Я. Гуа, важна правильная позиция в понимании соотношения государственной идентичности (National Identity): «В большинстве интерпретаций национальной идентичности в её дискурсе превалирует значение государства, в то время как смысловое значение нации чаще всего включается в понятие национального государства. Очевидно, что в рамках такого подхода к пониманию национальной идентичности совершенно не значимым становится, в какой мере представлены в ней такие элементы её структуры, как ориентации, предания, ценности, практики и особенности, разделяемые членами нации, насколько таковые находят выражение в артикулируемой государством идеологии национальной идентичности и национализма, а также

13 Guo Y. Cultural Nationalism in Contemporary China: The Search for National Identity under Reform. - London and New York: Routledge, 2004. - P. 9-10.

14 Ibid. P. 10.

в какой степени члены национального сообщества идентифицируют/либо не идентифицируют себя с данной национальной идентичностью»15.

Для понимания специфики китайского национализма необходим анализ связи государственной и национальной идентичности. Если между ними существует взаимосвязь, и они представляют собой компоненты единой структуры, тогда, по мнению Я. Гуа, государственная и национальная идентичность в той или иной мере конгруэнтны. Если такая связь отсутствует, рассматривать государственную идентичность в качестве национальной весьма проблематично16.

Именно эта проблема имеет место в случае с Китаем, когда социальная (во многом государственная) идентичность представляется как современная национальная идентичность.

Политический анализ специфики современного китайского национализма предполагает определение соотношения объективных и субъективных аспектов национальной идентичности.

К субъективным элементам национальной идентичности отнесены такие её характеристики, как ориентации, ценности, предания, практики и другие.

К объективным - общность территории, языка, религии, обычаев, экономической жизни. Китайской концепцией национальной идентичности приоритет отдается субъективным критериям, в то время как объективные маркеры национальной идентичности трактуются как менее значимые.

Это означает, что человек, отвечающий всем объективным критериям национальной идентичности, но не соответствующий субъективным, не будет идентифицирован как китаец.

В Китае всегда имело место некое основополагающее представление об истинном китайце как человеке, идентифицирующем себя с определенным мировоззрением, образом мышления, ментальными установками, чувством нравственного долга и морали, эстетическим восприятием и рядом других качеств. Их совокупность определялись термином хш, современными эквивалентами которого и сегодня остаются такие понятия, как национальное сознание, национальный дух, национальный характер.

В этом смысле идеологи современного китайского культурного национализма первостепенным и значимым рассматривают не общность территории и даже не гражданскую принадлежность, а именно субъективные аспекты китайской национальной идентичности17.

Еще одна важная задача в политическом анализе современного китайского национализма состоит в его концептуализации и операционализации. В

15 Ibid. P. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Ibid.

17 Ibid. P. 12-14

соответствии с концептуальным подходом Я. Гуа национализм (Nationalism) определяется как идеологическое движение за обретение и поддержание автономности, единства и идентичности со стороны народности, способной к образованию реальной или потенциальной нации18.

В рамках политического анализа китайского национализма следует учитывать его ключевые задачи, формулируемые в форме следующих положений:

- существует разделение мира на нации, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, историей и судьбой;

- нация составляет источник политической и социальной силы, а лояльность нации предпочтительнее любой иной лояльности;

- люди, если они хотят быть свободными и способными к самореализации, должны идентифицировать себя с нацией;

- лишь тогда, когда нации свободны и для них гарантирована безопасность, в мире возможны справедливость и мирное существование.

Политический анализ национализма помимо рассмотрения его в качестве идеологии и движения, может предполагать определение других его специфических аспектов, таких как дискурс, проект (Project) по реализации тех или иных интересов нации, культурно-политический ориентир (Evaluation), отвечающий установке на достижение нацией доминирующего статуса19.

Специфика китайского национализма состоит в том, что в его структуре представлены два основных типа национализма:

- культурный национализм;

- политический (государственный) национализм.

Их различает противоположность позиций по отношению к нации и государству, к традиционным и современным ценностям (Nation-State; Tradition-Modernity).

Культурный национализм представляет собой лояльность к нации и идентификацию с такими её субъективными аспектами, как национальный дух, национальный характер и тому подобное.

Политический национализм ориентирован на объективные аспекты национальной идентичности и предполагает идентификацию с государством, характеризующуюся устремленностью и предпочтением современных ценностей традиционным20.

Весьма важным для анализа культурного национализма является понимание его многофункциональности. Культурный национализм рассматривается современными аналитиками не только как идеологическое движение, направленное на обретение и поддержание национальной автономии, единства

18 Ibid. P. 14.

19 Ibid. P. 14-15.

20 Ibid. P. 17.

и идентичности, но прежде всего как выполняющего роль определения для нации особого, исторически и культурно обусловленного образа жизни (Way of Life) и идентификации национального сообщества с созданными ею жизненными принципами.

Основополагающим в культурном национализме является создание особого вида национального взаимодействия и социализации, в рамках которых ценности, мифы и предания этноса становятся основой формирования национального сообщества.

Важнейшая функция культурного национализма состоит также в установлении, определении и формулировании идеи этнической нации и обеспечении процесса её кристаллизации в общественном сознании.

Инновационная сторона общественной миссии культурного национализма рассматривается как имеющая нравственное содержание и предназначение, исполняемое в условиях социального кризиса, когда необходима трансформация системы ориентаций (Belief-System) сообщества для обеспечения культурного и политического развития, способных реализовать цели и задачи процесса модернизации общества21.

Стратегией продвижения культурного национализма предусматривается, что нация должна представлять собой не просто объективно существующее территориально-политическое образование или определенную гражданскую идентичность, но выражать собой имеющие примордиальный характер национальный дух и национальную солидарность.

Согласно идеологии культурного национализма, суть нации состоит в том, что она заключает в себе черты особой цивилизации, которая является продуктом уникальной истории, культуры и географического профиля нации, в то время как государство трактуется как имеющее скорее акцидентальную, чем изначально обусловленную, примордиальную природу.

Именно такая концепция характерна для современного китайского культурного национализма. Он сосредоточен на сохранении традиций конфуцианства и обеспокоен не столько угрозами возможного распада государства или сменами политических династий, сколько рисками в отношении нравственного и духовного порядка в Поднебесной22.

Социальными агентами продвижения идей проекта китайского культурного национализма выступают представители интеллектуальной элиты, действующие в неформальных секторах гражданского общества Китая через сети гражданских ассоциаций и объединений, функционирующих в форме автономных культурных сообществ, исследовательских групп, журналов и их редакционных коллегий.

21 Ibid. P. 17-18.

22 Ibid. P. 18.

Гражданские общественные организации названного типа ставят своей целью конструирование культурных матриц коллективной идентичности, воспитание любви к национальной культуре и формирование у национального сообщества аттитюдов сопричастности с общим культурным наследием.

К числу соответствующих институтов гражданского общества относятся организации, созданные под эгидой таких журналов, как Международный фонд конфуцианства (International Confucius Foundation), Китайский фонд конфуцианства (China Confucius Foundation), Китайская императорская ассоциация (Chinese Yellow Emperor Association), Общество китайской культуры при Пекинском университете (Chinese Cultural Society at Beijing University), Китайская национальная культура (Hanzi Wenhua: Chinese Character Culture), Восток (Dongfang: The East), Горизонты (Tianya: Horizons) и другие23.

Основными институтами реализации проекта официального национализма выступают не гражданские, а политические институты и созданные в их рамках централизованные аппараты по мобилизации диверсифицированных групп китайского общества в целях реализации правительственного проекта политического национализма.

Доминирующий тип политического национализма в Китае - это не гражданский национализм, а государственный, по сути, официальная версия политического патриотизма.

В отличие от культурного национализма, китайский государственный национальный проект в центр внимания помещает не столько культуру, сколько государство таким образом, что государство рассматривается как структура, воплощающая общенациональные интересы и волю нации.

Это скорее проект государства-нации, а не нации-государства в классическом его понимании. Для их реализации государству необходимы лояльность и поддержка национального сообщества, в связи с чем оно стремится к формированию в гражданском обществе чувства принадлежности к единой нации.

С позиции государственного национализма, нация - это в большей мере политико-территориальное образование, которому необходимы сильное государство и партийное руководство, выступающие решающими факторами поддержания государственного суверенитета, национальной независимости, единства и идентичности.

Стратегия государственного национализма также ориентирована на поддержку традиционной культуры, но культура в данном проекте выступает вспомогательным политическим средством достижения целей формирования национального государства (State-Nation), а не нации как единого сообщества с общей национальной культурой24.

23 Ibid.

24 Ibid. P. 17-18.

Разграничение культурного и государственного национализма как особых типов имеет концептуальный характер и служит целям и задачам политического анализа. В реальной действительности современный китайский национализм представляет собой смешение обоих типов.

Результатом компаративного политического анализа культурного и государственного типов национализма в Китае, проведенного Я. Гуа, стала разработка соответствующих индексов.

Они включают четыре основных компонента, в отношении которых аналитиком определено наличие принципиальных отличительных характеристик, а также общих, взаимоприемлемых элементов структуры национальной идентичности.

Индекс культурного национализма включает показатели: нация - национальные параметры идентичности - культурные параметры - этнические параметры.

Индекс государственного национализма представлен следующими компонентами: партия - показатели государственной идентичности - классовые параметры идентичности - гражданские параметры идентичности25.

Позитивный (пусть и не в полной мере однозначно конструктивный) опыт Китая в реализации стратегии продвижения нового китайского национализма, как сочетающего в себе политический (государственный) и культурный типы, подтверждается процессами сохранения национального единства, стабильностью и безопасностью в стране, блокированием рисков эскалации этнических конфликтов и насилия как потенциальной угрозы развертывания сетевых структур международного терроризма на территории Китая, динамичностью экономической модернизации, конструктивностью процессов развития духовной и культурной сфер жизни общества.

Существенна роль в реализации проекта и стратегии современного китайского культурного национализма формирующегося гражданского общества, его общественных организаций и ассоциаций, ориентированных на возрождение традиционной китайской культуры.

Эффективность стратегии продвижения китайского культурного национализма как основы обеспечения стабильности и единства нации китайские аналитики связывают с изменением структуры национальной идентичности и включения в нее элементов современного политического контента, обеспечивающего гражданскую национальную идентичность (Civic National Identity)26.

Очевидно, что перспектива реализации этой задачи означает формирование современного китайского национализма как имеющего в своей структуре

25 Ibid.

26 Xu J. Intellectual Currents behind Contemporary Chinese Nationalism // Exploring Nationalisms of China: Themes and Contents / C.X. George Wei and Xiaoyuan Liu Eds. - Westport, Connecticut and London: Greenwood Press, 2004. - P. 38.

компоненты политической (государственной и гражданской) идентичности, культурной и зависимой от них этнической национальной идентичности.

Так, оценивая современные геополитические вызовы и угрозы, Г.Н. Ну-рышев подчеркивает возросшую взаимозависимость геополитических процессов и их влияние на политический процесс в целом, и этнополитические процессы, в частности. Отмечая конструктивность в основе своей политики нового культурного национализма в Китае, исследователь указывает на сохранение рисков возникновения элементов фундаментализма.

Высокий уровень фрагментации китайского общества и мноообразие этнических групп, неустойчивость интеграционных процессов в Китае подтверждается активностью сепаратистских движений этнических меньшинств в провинциях Хэнань и Тибете, Внутренней Монголии и Нянси, а также движением за независимость Тайваня. Этнический сепаратизм создает угрозу стабильности и безопасности, в том числе и в российских приграничных регионах27.

В научном дискурсе и политических практиках России и Китая немало общего. Так, исходя из посылки, что политическая нация как субъект модернизации является самоуправляемой общностью, ориентированной на гражданские нормы и ценности, А.К. Дегтярев и В.В. Черноус подчеркивают, что период нациестроительства и самоопределения выступает прологом к формированию гражданского общества. На этом этапе происходит перевод этнокультурных различий в пространство коллективной социальной самореализации28.

В рамках нации-государства как суверена политической власти в контексте современных представлений о морали и образе жизни, совместимых с демократическими ценностями, осуществляется выбор и продвижение идентичности, интегрирующей этническую и религиозную составляющие идентичности в общую структуру, в которой культурная и гражданская составляющие гармонизируют соотношение и взаимодействие всех структурных компонентов.

В этом смысле заслуживает внимания тезис авторов о необходимости поиска теоретического инструментария для изучения национализма этнич-ности, особенно учитывая обострение конфликта между гражданской и этнической идентичностями в Европе, России, Китае и других государствах.

Таким образом, разработка стратегии продвижения культурного национализма представляет собой систему мер по блокированию этнического национализма, обеспечению национального единства, стабильности и

27 Нурышев Г.Н. Восточный вектор российской внутренней политики // Геополитика и безопасность. - 2013. - № 2 (22). - С. 79.

28 Дегтярев А.К., Черноус В.В. Гражданская идентичность в пространстве националистического дискурса // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2011. - № 3. - С. 16-20.

безопасности, включая цели противодействия рискам возникновения в отдельных сегментах проживания этнических меньшинств очагов, являющихся объектами активности международных террористических сетей.

Политический анализ моделей и стратегий национализма предусматривает в качестве важной задачи исследование теоретических аспектов, концептуальных позиций и подходов к пониманию национализма в целом, и к исследованию соотношения этнической, культурной и гражданской составляющих в структуре национальной идентичности в современных переходных обществах, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.