Научная статья на тему 'Этномиграционные процессы и социокультурный портрет населения Республики Карелия'

Этномиграционные процессы и социокультурный портрет населения Республики Карелия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1460
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / республика карелия / национальный состав / портрет населения / многонациональность / migration / ethnic composition / portrait of population / the republic of karelia / multinationality

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джеглав Елена Александровна

Республика Карелия не всегда была многонациональным регионом, сложный этнический (национальный) и религиозный состав результат миграционных процессов, начавшихся в ХХ веке и продолжающихся до сих пор. Последнее десятилетие в республике проводится активная политика по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и формированию ценностей толерантности в обществе, осуществляются проекты, способствующие адаптации мигрантов и их интеграции в принимающее сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Джеглав Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Karelia has not always been a multinational region. Diverse ethnic (national) and religious population is a result of ongoing migration that has started in the twentieth century. During the last decade the Karelian government has been providing an active policy directed to harmonization of inter-ethnic and inter-confessional relations and to the creation of tolerance values in the society. There are many projects that contribute to the adaptation of migrants and their integration into the host community.

Текст научной работы на тему «Этномиграционные процессы и социокультурный портрет населения Республики Карелия»

15. Sokolov M. M. Russian National Unity: An Analysis of the Political Style of a Radical Nationalist Organization. Russian Politics and Law, 2008. № 46(4). P. 62-75.

REFERENCES

1. Bans V. Stenogramma lektsii professora Kornell'skogo universiteta Valeri Bans «Tsvetnye «revoljutsii cherez vybory»: pochemu oni proizoshli i kto sledujuschij?». 2006 // http://www.inop.ru/files/Bunce_ 27_02_ok1.doc

2. Barkova A. L. Tolkinisty: pjatnadcat' let razvitija subkul'tury. Molodezhnye subkul'tury Moskvy / Sost. D. V.Gromov; Оtv. red. M. Ju. Martynova. M.: IJEA RAN, 2009.

3. Geodakjan V. G., Kon I. S. i dr. Net nichego slozhnee ochevidnogo // Znanija — sila. 1985. № 11.

4. DolotE. Dover'te im delo // Molodoj kommunist. 1983. № 4.

5. Dontsov A. I. O ponjatii «gruppa» v social'noj psihologii // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14: Psihologija.

1997. № 4.

6. Kirgizskij bunt. Mnenija jekspertov. 2005 // http://www.polit. ru/analytics/2005/03/22/kyr.html

7. Kordonskij M. Kak delajutsja molodjozhnye revoljucii: putch grantoedov. 2005 //

http://www.kreml.org/opinions/87340042

8. Kostjushev V. V. Molodezhnye soobschestva i dvizhenija v pole politiki // Tolerantnost' kak obraz zhizni: Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod red. G. L. Bardier, A. Ju. Sungurova. SPb.: Jutas, 2008. S. 44-66.

9. Kratkij psihologicheskij slovar'. Rostov n/D: Feniks, 1999.

10. Morozovskij R. Lider i zakony neformal'nyh grupp, sajt «Al'truizm». 2010 // http://altruism.ru/ sengine.cgi/5/29/1

11. Neformal'nye molodjozhnye organizacii Peterburga / V. S.Guschin, I. S. Bugakov i dr; Pod red. A. A. Kozlova, V. A. Kanajana. SPb: Mar-Sof, 2008.

12. Perechen' obschestvennyh i religioznyh objedinenij, inyh nekommercheskih organizatsij, v otnoshenii kotoryh sudom prinjato vstupivshee v zakonnuju silu reshenie o likvidacii ili zaprete dejatel'nosti po osnovani-jam, predusmotrennym Federal'nym zakonom «O protivodejstvii ekstremistskoj dejatel'nosti». Ministerstvo justicii. 2010 // http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/perechen/

13. Pochepcov G. G. Revoljucija.com. Osnovy protestnoj inzhenerii. M.: Evropa, 2005.

14. Toporova A. «Nacboly» v Sankt-Peterburge: obrazy i povsednevnost'. Sajt «RosMolodjozh'», 2008 // http://www.rosmolodezh.ru/content/view/282/50/

15. Sokolov M. M. Russian National Unity: An Analysis of the Political Style of a Radical Nationalist Organization. Russian Politics and Law, 2008. № 46(4). P. 62-75.

Е. А. Джеглав

ЭТНОМИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Республика Карелия не всегда была многонациональным регионом, сложный этнический (национальный) и религиозный состав — результат миграционных процессов, начавшихся в ХХ веке и продолжающихся до сих пор. Последнее десятилетие в республике проводится активная политика по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и формированию ценностей толерантности в обществе, осуществляются проекты, способствующие адаптации мигрантов и их интеграции в принимающее сообщество.

Ключевые слова: миграция, национальный состав, портрет населения, Республика Карелия, многонациональность.

ETHNIC AND MIGRATION PROCESSES AND THE SOCIO-CULTURAL PORTRAIT OF THE REPUBLIC OF KARELIA

The Republic of Karelia has not always been a multinational region. Diverse ethnic (national) and religious population is a result of ongoing migration that has started in the twentieth century. During the last decade the Karelian government has been providing an active policy directed to harmonization of inter-ethnic and inter-confessional relations and to the creation of tolerance values in the society. There are many projects that contribute to the adaptation of migrants and their integration into the host community.

Keywords: migration, ethnic composition, portrait of population, the Republic of Karelia, multinationality.

Население Республики Карелия, как и во многих регионах страны, имеет сложный этнический (национальный) и религиозный состав. В республике, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, при общей численности населения чуть более 700 тысяч человек, зафиксировано около 150 национальностей [3]. Большая часть из них — народы, проживающие на территории России. Но Карелия не всегда была полиэтническим регионом, активное переселение в республику начинается только в XX веке.

На протяжении всего ХХ века Республика Карелия была привлекательным для мигрантов регионом, что обусловливалось сложившейся социально-экономической

ситуацией и целенаправленной работой правительства по привлечению мигрантов. Карелия и в настоящее время сохраняет статус привлекательного для миграции региона по многим причинам: (1) относительная стабильность в социально-экономической и общественно-политической сферах; (2) близость к центральным индустриально-высокоразвитым районам России и Западной Европы; (3) благоприятная ситуация в области трудовой миграции, вследствие вступления в силу нового законодательства; (4) наличие возможности получения специального и высшего образования и т. д.

Историю формирования этнического состава Республики Карелия можно разделить на несколько этапов: первый этап (до 20-х годов XX века) — до этого этапа миграционные процессы были незначительны и не сильно влияли на этнический состав республики; второй этап (20-е — 30-е годы XX века), в период которого было организовано промышленное переселение; третий этап (30-е — 90-е годы XX века), на протяжении которого происходят обширные миграционные процессы, сильно повлиявшие на этнический состав республики; четвертый этап (с 90-х XX века до настоящего времени) — в Карелии появляется значительное число переселенцев из Баку, Нагорного Карабаха, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и т. п., вследствие этого Карелия становится еще более полиэтничной.

На первом этапе (до 20-х годов XX века) формирования этнического состава Карелию преимущественно населяли карелы, вепсы и русские, составлявшие практически все постоянное население края — *

98,7% . По данным переписи 1897 года, на территории нынешней Карелии количество русских составляло 120 341 человек, карел — 75 168 тысяч, вепсов — 7096 человек, финнов — 1470 человек, украинцев — 42 человека, белорусов — 7, предствителей прочих национальностей — 584 человека [1, с. 86-93].

На втором этапе — 20-3 0-е годы XX века — в образованной 8 июня 1920 г. декретом ВЦИК Карельской трудовой коммуне (КТК) большинство населения, а именно 98,4%, было представлено только карелами и русскими . В конце 20-х—начале 30-х годов была предпринята реорганизация переселенческого дела в Карелии. При Совнаркоме республики создали специальное Переселенческое управление, перед которым поставили задачу организации промышленного переселения постоянных кадров рабочих для возрастающих нужд промышленности, в первую очередь — лесной. Создание новых рабочих мест в крае привлекло население из соседних областей РСФСР, позднее — из западных и центральных областей страны.

С 30-х годов XX века можно говорить о начале третьего этапа в формировании этнического состава республики, когда миграционные процессы начали активно стимулировать рядом специальных мер: льготы для лиц, работающих в отдаленных местностях СССР и вне крупных городских поселений, льготы промышленным переселенцам и др. Приток инонационального населения начиная с середины XX века привел к значительному смешению этнических групп, к росту численности белорусов, украинцев, финнов и русских и к снижению доли карелов и вепсов в местах их традиционного проживания.

В начале 90-х годов — четвертый этап — заявили о себе новые диаспоры, до этого растворенные в общей массе населения и бывшие незаметными. В этот период в Карелию приехали несколько сотен армян (беженцы из Нагорного Карабаха и Баку) и грузин (беженцы из Южной Осетии, и особенно из Абхазии), в это же время приехало много русских, выехавших из горячих точек. Одновременно Карелию покинули русские, белорусы, украинцы, татары и значительная часть финнов, выехавших на постоянное жительство в Финляндию. С

середины 90-х годов увеличивается численность азербайджанцев, среди которых много выходцев из Грузии и чеченцев, выехавших из зоны боевых действий. В целом миграция 90-х годов, добавив национального колорита, практически не повлияла на сложившийся в середине века этнический состав населения.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, Карелия остается многонациональной республикой с преобладанием русских, всего национальностей насчитывается около 150. Численность русских составляет 548 941 человек, вторыми по численности идут карелы — 65 651 человек, третьими — белорусы (37 681 человек), на четвертом месте — украинцы, численностью 19 248 человек, численность финнов и вепсов составляет 14 156 и 4870 человек соответственно. Также стоит отметить национальности, численность которых составила более 2000 человек — это поляки (3022 человека) и татары (2628 человек). Наиболее значимыми национальностями среди тех, численность которых составляет менее 2000 человек, являются: азербайджанцы (1753 человека), армяне (1599 человек), чуваши (1298 человек), цыгане (1098 человек), литовцы (1074 человека). Другие национальности представлены численностью меньше 1000 человек. Численность лиц, не указавших национальность в переписном листе, составила 4886 человек [3].

С учетом истории формирования этнического состава Карелии и исходя из численности представленных в республике национальностей, на современном этапе в Карелии можно выделить пять основных групп народов: (1) коренные народы — карелы и вепсы (также к числу коренных народов Карелии стоит относить саамов, которых, по данным переписи 2002 года, в Карелии насчитывается 7 человек); (2) этническое большинство — русские; (3) народы, заселяющие Карелию в XIX — нач.

XX века, численность которых составляет более 2000 человек,. — белорусы, украинцы, финны, поляки, татары; (4) народы, заселяющие Карелию в XX веке, численность которых составляет до 2000 человек; (5) народы, представленные численностью до 20 человек.

Первая группа народов — карелы и вепсы — являются коренными народами Карелии. По данным переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации насчитывалось карелов 93 344, а численность вепсов составляла 4870 человек. Карельский и вепсский языки (а также финский язык) составляют национальное достояние Республики Карелия и находятся под ее защитой.

В 2004 году Законодательным собранием Республики Карелия в третьем чтении принят закон «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия», а в 2006 году в республике была утверждена республиканская целевая программа «Государственная поддержка карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия на 2006-2010 годы», в рамках которой ведется работа по нескольким направлениям: 1) организация и совершенствование системы обучения, воспитания на карельском, вепсском и финском языках; 2) поддержка информационной деятельности и деятельности средств массовой информации (СМИ) на карельском, вепсском и финском языках; 3) издательская деятельность. Совершенствование процесса становления литературы на карельском, вепсском и финском языках; 4) поддержка научных исследований, проведения конференций, семинаров и практикумов; 5) становление и развитие национальной культуры карелов, вепсов и финнов; 6) осуществление комплекса мер по обеспечению сохранности ономастики в карельском, вепсском и финском языках (на территориях компактного проживания карелов, вепсов и

финнов); 7) международное, межрегиональное сотрудничество и содействие деятельности общественных организаций в развитии национальных языков; 8) поддержка деятельности общественных организаций и движений карелов, вепсов и финнов, направленных на развитие языка и культуры в Республике Карелия.

Таким образом, можно утверждать, что в республике ведется целенаправленная деятельность по сохранению языка, культуры и традиций коренных народов посредством реализации различных социо- и этнокультурных, общественных и научных проектов, мероприятий и конкурсов.

Вторая группа народов — этническое большинство Карелии, представленное русскими. По итогам Всероссийской переписи 2002 года, численность русских в Республике Карелия составляла 548 941 человек. Численность и доля русских в населении Карелии (76,6%) являются одними из самых высоких среди республик в составе Российской Федерации.

Третья группа народов — народы, заселяющие Карелию в XIX — нач. XX века, численность которых составляет более 2000 человек, — белорусы, украинцы, финны, поляки, татары.

Карелия занимает пятое место по численности белорусов, проживающих в субъектах Российской Федерации. В настоящее время белорусы как этническая группа сохраняются в Карелии главным образом за счет населения старших возрастов. Если же принять во внимание более чем 90%-ную межнациональную брачность белорусской молодежи и ее последствия, то при сохраняющейся этнодемографической и этнокультурной ситуации есть все основания предположить, что белорусы, скорее всего, будут ассимилированы русскими уже в недалеком будущем [2].

По итогам всероссийской переписи 2002 года, численность украинцев в Республике Карелия составляла 19 248 человек. Обще-

ство украинской культуры «Калина», созданное 7 марта 1993 года, на сегодняшний день является одной из наиболее активных национальных общественных организаций в республике. Начиная с 1994 г. ежегодно в марте общество организовывало Дни украинской культуры. Почти ежегодно общество принимало участие в праздновании Дня славянской письменности и культуры, Дня города Петрозаводска. В настоящий момент общество принимает активное участие в разработке и реализации государственных целевых программ и проектов правительства республики и органов местного самоуправления, направленных на гармонизацию национальных и конфессиональных отношений, формирование в республике толерантного отношения к мигрантам и на адаптацию мигрантов. При Обществе украинской культуры «Калина» действуют курсы украинского языка, хор украинской песни, еженедельно проходят встречи членов общества и т. д.

Карелия находится на первом месте среди других субъектов по численности финнов — 14 156 человек. Современная финская диаспора примерно на 5/6 состоит из ингерманландских финнов и их потомков, родившихся в Карелии и считающих ее своей родиной. С 1989 г. действует Ингер-манландский союз финнов Карелии, объединяющий активную часть диаспоры. В республике функционирует финский язык, которому оказывается государственная поддержка. Сохраняется финноязычная пресса (выходит газета «Карьялан Сано-мат», журналы «Карелия» и «Кипиня»), ведутся радио- и телепередачи, осуществляются театральные постановки. Финский язык изучается в школах и вузах Карелии. В 1993 г. в Петрозаводском государственном университете открыт факультет прибалтийско-финской филологии и культуры.

Поляки и татары не столь многочисленны по сравнению с белорусами, украинцами и финнами. Численность поляков, по

данными переписи 2002 года, составила 3022 человек. Татар в Карелии насчитывается 2628 человек (в том числе татары сибирские — 1 чел., татары крымские — 3 чел.).

Народы, заселяющие Карелию в XX веке, численностью до 2000 человек составляют 2,8% от общей численности населения Карелии. К этой группе народов относятся: азербайджанцы, армяне, литовцы, мордва, немцы, евреи, молдаване, грузины.

Группа народов численностью до 20 человек представлена более чем половиной национальностей, перечисленных при переписи 2002 года. Из них более 20 народов в Карелии представлены одним человеком.

В условиях социального, национального, религиозного разнообразия населения Карелии необходима интенсивная работа государственных и муниципальных органов власти, а также институтов гражданского общества, направленная на формирование толерантности как инструмента обеспечения согласия между отдельными людьми и группами с различными ценностными ориентациями, в противном случае возможно нарастание социально-экономической, общественно-политической, межэтнической и межрелигиозной нетерпимости. Эти формы проявления нетерпимости могут быть использованы экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе.

В случае возникновения ситуации социальной напряженности мигранты — одна из групп населения, которая может попасть под наибольший удар. Особенно те, кто прибыл в Карелию совсем недавно — в конце ХХ века. Например, как это случилось в 2006 году в Кондопоге, когда бытовой конфликт в ресторане между посетителями и официантом, нелегальным мигрантом, превратился в крупную драку, в результате которой погибли два человека. Местное население восприняло конфликт

именно как межэтнический, после чего в ночь с первого на второе сентября были сожжены несколько кафе, продуктовых палаток и гаражей, принадлежавших выходцам с Кавказа. В последующие дни в городе происходили массовые беспорядки, были организованы митинги с требованиями выселить из города нелегальных мигрантов. Более 60 мигрантов были эвакуированы из Кондопоги в Петрозаводск.

Массовые беспорядки в Кондопоге — единственный межэтнический конфликт такого масштаба в республике. Этот случай показал, что в республике необходима целенаправленная постоянная работа по гармонизации межэтнических отношений и формированию толерантности. В конце 2006 года в Карелии начинается разработка целевых программ и проектов, решающих данную задачу, а с 2007 активное участие в

этой деятельности начинают принимать национальные общественные организации и другие институты гражданского общества.

К настоящему моменту в Карелии для обеспечения этнополитических, этносоциальных и этнокультурных прав народов РФ, проживающих на территории республики, проводится комплексная система мероприятий, обеспечивающая реализацию прав на свободный выбор языка общения, воспитания, творчества, сохранения традиций, социально-культурной адаптации к местным условиям. В Карелии складываются позитивные тенденции к развитию гражданского общества — создание общественных объединений, представляющих интересы народов и национальных меньшинств Российской Федерации, проживающих в республике.

ПРИМЕЧАНИЯ

В уездах Олонецкой и Архангельской губерний, которые позднее вошли в состав Карельской АССР. (Рассчитано по: Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. XXVII. Олонецкая губерния. Т. 1. С. 86-93; 1. Архангельская губерния. Т. 2. С. 104-107).

Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий, Пудожский уезды Олонецкой губернии и Кемский уезд Архангельской губернии.

Отсутствие в составе КТК Шелтозерско-Бережковской волости отразилось на численности вепсов, которых оказалось всего 52 человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. XXVII: Олонецкая губерния. Тетрадь 2 / Под ред. Н. А. Тройницкого. Б. м.: Изд. центр. Стат. комитета МВД, 1900.

2. Справочная информация об исторических, культурных, демографических и национальных особенностях районов Республики Карелия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/National/district07.html

3. Численность и состав населения Республики Карелия по данным Всероссийской переписи населения 2002 года: Статистический сборник. Вып. 1. Петрозаводск: Комстат РК, 2004.

REFERENCES

1. Pervaja Vseobschaja perepis' naselenija Rossijskoj Imperii 1897 g. XXVII: Olonetskaja gubernija. Tetrad' 2 / Pod red. N. A. Trojnitskogo. B. m.: Izd. Centr. stat. Komiteta MVD, 1900.

2. Spravochnaja informatsija ob istoricheskih, kul'turnyh, demograficheskih i natsional'nyh osobennostjah rajonov Respubliki Karelija. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/ National/district07.html

3. Chislennost' i sostav naselenija Respubliki Karelija po dannym Vserossijskoj perepisi naselenija 2002 goda: Statisticheskij sbornik. Vyp. 1. Petrozavodsk: Komstat RK, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.