Научная статья на тему 'Этнометаллургическая философия в эпосе "Манас"'

Этнометаллургическая философия в эпосе "Манас" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
885
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ / ЭКСПЛИКАЦИЯ / EXPLICATION / МЕТЕОРИТ / METEORITE / AKSIOLOGY / PUBLIC CONSCIOSNESS / PUBLIC BYTE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупова Р.О.

В статье обращается внимание на использование этнометаллургии в эпосе «Манас» и дается научное понимание этого понятия. А также, понятия древних кыргызов о метеорите интерпретируются на основе их эмпирического восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOMETOLLOGRAPHYCAL PHILOSOPHY TO EPIC OF MANAS

The article draws attention to the use of ethnometallurgy in the epic "Manas" and provides a scientific understanding of this concept. And also, the concepts of ancient Kyrgyz about a meteorite are interpreted on the basis of their empirical perception.

Текст научной работы на тему «Этнометаллургическая философия в эпосе "Манас"»

ЭТНОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОСЕ «МАНАС» ETHNOMETOLLOGRAPHYCAL PHILOSOPHY TO EPIC OF MANAS

Р.О. Юсупова

Ошский государственный университет (Киргизия, г. Ош)

Аннотация. В статье обращается внимание на использование этнометаллургии в эпосе «Манас» и дается научное понимание этого понятия. А также, понятия древних кыргызов о метеорите интерпретируются на основе их эмпирического восприятия.

Ключевые слова: аксиологический, общественное сознание, общественное бытие, экспликация, метеорит.

Общественное бытие определяет общественное сознание, с исторической точки зрения эпос «Манас» в аксиологическом значении незаменимым наследием кыргызского народа, в котором описывается около тысячи событий и их древний путь.

Сегодня история показывает, что в эпосе образ Манаса прославляется гражданское чувство, безграничность ума, качество беззаветной храбрости в нескольких сражениях, который сохранил кыргыза как этноса. Сообщает об уровне сознания людей того времени, их повседневную жизнь, описываются доспехи и вещи используемые в домашнем хозяйстве.

Огромную роль сыграли манасчи, которые из уст в уста передавали и донесли до сегодняшних дней. Например: варианты таких манасчи как Жайсац, Жусуп Мамай, Саякбай Каралаев, Ша-пак Рысмендеев, Багыш Сазанов, Са-гынбай Орозбаков, Жацыбай Кожеков были написаны полностью. А варианты некоторых манасчи были неполны и их сочинения остались только в устном народном творчестве. Все таки, создавая трилогию "Манас", собирая из уст народа, по объему и содержанию оказался он не меньше, чем другие мировые эпосы, это для манасчи достойная гордость.

События в эпосе необходимы для по-весдневной жизни; имеющие политические, социальные, экономические и культурные значения. Можно заметить, как при удобном случае соседствующий сильный народ нападает на слабого, и

поэтому основной акцент ставится на изготовления оружия, доспехов, а также на вещества из которых они изготавливаются. Ведь они правильно понимали, что победа во время сражения зависит от качества оружия, упряжи, физической подготовки и сознания воина.

По этой причине, древние кыргызы уделяли особое внимание на обработку металла, а также росло стремление познать как сделать его прочным и острым. Следовательно, китайский народ говорил (из китайских источников) : "В изготовлении доспехов кыргызский народ был искусным мастером. Изготовляли ордия, которые летали со свистом и продырявливали скалы. Сабли их не ржавели. Их изготавливали из веществ, которые сыпались с неба и были прочнее, чем сталь".

Храбрость воина, во время сражения с врагами, характеризуется на уровне того, как он мастерски может пользоваться доспехами. Из уст народного творчества нам известно, что традиционно основным орудием считались доспехи, изготовленные из железа.

По варианту С.Каралаева, обиженный Манас на отца Жакыпа уходит куда глаза глядят, попадает в Боз -Талаа и там заниается посевом, ему помогает Баба-Дыйкан, получив богатый урожай, обменяв его на Карача Аккула, возвращаясь на своем пути он встречает бело-борожого нищего. И в следующем эпизоде говорится, что он много лет ждал Манаса:

Облюбованный богом,

С неба упал острый меч,

Ты подобие льву, И хочу отдать его тебе [ 4, 71]. Нищий рассказывает о свойстве, значении специально с неба меча, вручив оружие Манасу, продолжает разговор:

Незримо упавший с неба, Был найден острый меч, В подходящих ножнах, Он был острее всех, Отродясь, в народе, Не было таких чудес [ 4, 71]. Здесь доспехи, сделанные из железа и эмпирические понятия о том, что они спущенны с неба экспликациировано.

Эти понятия в IV томе «Кыргызы» даются так: «Каждый раз, идет дождь появляется железо, собирая его дали название «кешек». Сделанные из него мечи, сабли бывали очень острыми» [5.110 ].

Есть основания высказать мнение, что действительно древние кыргызы были знакомы с метеоритами. По современным научным понятиям: понятие «падающий с неба железный дождь», в ряду аналогичного процесса, можно вообразить, что это существующий метеорит. При полете метеорит плавится, его внешняя оболочка чернеет, и есть мнения о существовании 3-х видов метеорита, особенно часто встречается железный метеорит, который научно доказан и утвержден. На основе эмпирических знаний, древние кыргызы использовали метеорит в повседневной жизни, об этом пишет Р.Сарыпбеков в своей книге « Героические эволюционные мотивы в эпосе «Манас»», обоснованным мнением он отмечает: «Первобытный человек был знаком с метеором. Этому есть доказательство на языке древних людей показано название метеора. На древнеегипетском «бени-пет» (железное небо); на древнегреческом sideros (звезда, небесное тело); д.н.э в XIV в.в. по письменности хеттов понятие с неба падает железо как бы идет воспоминание о метеоре. В специальных трудах отмечается, что в языках вышеназванных народов даны слова близкие по значению к метеору, это оз-

начает, что древние кыргызы были знакомы с метеором» [8.122].

На основе кыргызских народных исторических источников эта точка зрения очень значима и дает следующее определение: «Можно, очевидное, утверждать, что слова «ок» употребляющейся в киргизской, уйгурской и средневековой кыпчакской загадках в значении «жылдыз» (звезда) в отгадках является древним словом названия звезд, чаще всего железных и каменных метеоритов, связанных с табу-запретом древних енисейских киргизов».

Значит, у древних кыргызов, с неба падающие метеориты и сделанные из них вещи на очень высоком качестве, их эмпирические знания, передавались из поколения в поколение. Такие понятия описываются, когда прославляют качественные доспехи героев эпоса «Манас»:

Летит с острым концом, Ядом облит.

Если вытянуть его среди ночи, Краснеет как огонь. Если взмахивается по горам, Камни обваливаются, К траве высокой прикоснется, начинается пожар

Взмахнется над кем-то, то тот падает насмерть [ 7, 1127].

При взмахе меч удлиняется. А если затянуть обратно, Возвращается в прежнее положе-ние[6, 201].

Следовательно, древние кыргызы были способны осваивать пути производства металла, можно поверить тому, что более тысячи воинов, были снабжены металлическими орудиями. Время использования черного металла на древней родине кыргызов в долине Мин-Суу, исследователи разделили на 3 ступени:

1. Время культуры Тагар (д.н.э. УП-П в.в.)

Первоначальная обработка и формирование черного металла.

2. Время культуры Таштык (д.н.э. IV в.в.)

Время отделения кустарных ремесленников по обработке металла от скотников и крестьян.

3. Во времена древнего кыргызского государства (VI- XIV в.в.).

Этому этапу исследователи уделяют особое внимание и следующим образом характеризуют: «Особенность третьего этапа - хорошо организованная система металлургического производства в условиях становления и наивысшего экономического и политического развития древнехакасского государства» [ 9, 4].

Здесь можно увидеть, что древние кыргызы Мин-Суу еще до нашей эры в VII в. Были осведомлены о производстве черного металла.

Кустарные ремесленники отделяли льющиеся свойства металла, глубоко овладевали тайнами их обработки. До современной науки, ювелиры уже в повседневной жизни могли определить, что бронза, не требуя большой теплоты, может быстро плавиться, а красный металл наоборот требует больше тепла и плавится очень долго. Суть знаний в расплавке этих веществ, свойства дров и угля, связано с давлением кузнечного меха. Доказательством этому дается в книге С.М. Абрамзона «Кыргыз и избранные труды по истории кыргызстана», можно опереться на обоснованную информацию: «Кыргызам с древних времен была известна обработка металла. Иссык-Кульский железно-шлихтинский песок плавили в ручном кузнечном меху и получали железо. Кустарные ремесленники по металлу изготавливали из него подковы, ножи, серп, кандалы, топор, а искусные мастера изготавливали оружия и доспехи. Ювелиры, мастера по серебру изготавливали для женщин украшения, для мужчин пояса, ремни, сбруи, а также изготавливали вещи, которые отличались изяществом, красотой. Кыргызским ювелирам было известно об изготовлении тонких ювелирных изделиях -гравировать, затемнять серебрить, покрывать позолотой, а также придавать форму и восстанавливать» [1]. Здесь описывается, что железо и другие виды металла использовались не только в це-

лях сражения, и не ошибемся, если скажем, что отраженный суть опытов в изготовлении нужных вещей, использовали в домашнем хозяйстве. По данному значению и дается такая точка зрения в эпосе «Манас»:

Связан меч без ножен, Из красного металла получают копье [3, 127].

Если встретишь Жолоя, будь осторожен

В его руках есть стальной топор, Которым он может неожиднно взмахнуться [3, 143].

А вот из знаний эмпирических источников можно встретить множество доказательств об использовании стремени: "бронзовое стремя", "железное стремя", "серебряное стремя", а также стремя, сделанные из дерева и рога.

Доспехи и оружия кыргызы передовали из поколения в поколение, сохраняли как наследие Были известны оружия как меч воина и другие: стрела, дубинка, копье считалось известным со времен эпохи скиф-тагар и туулга таш-тык, образцами этих орудий кыргызы широко пользовались в VI-XП в.в., что стало известно из археологических источников.

Методы добывания металла в те времена, обтачивание наконечники стрел и умение делать их острыми, свойства железа в научном применении совпадают с теоретической точкой зрения. Ведь, характеристика данная железу имеет особое место и в наши дни: Со свистящим звуком летят стрелы, И все разлетается вдребезги [3 ,136]. На тебе есть железная кольчуга, А в руках кинжал,

Которым размахиваешь наповал [3 ,129].

Этим строкам созвучны взгляды, написанные по варианту Сагымбай Ороз-бак уулу, которые вот так отражаются в эпосе "Манас": Приходя в ярость, Железным копьем Размером в маховых саженей, Вкалывается в скалу, Продырявливает черный камень [7, 233].

Например, в книге "Кыргызы" дается такое описание о железе: "На охоту выходят на лыжах, они как бы летят по ледяному снегу. В тех окрестностях плавили золото, железо, олово. Когда говорили "готовь" железо, то было понятно, что нужно изготавливать воинские снаряжения. В в обычных условиях готовили кинжал, стрелы, щит, шлем" [5, 137].

Вышеуказанные исторические источники показывают, как древние кыр-гызы на высоком уровне развития старались основать и сохранить свою государственность и передать его из поколения в поколение.

В трилогии «Манас», все положительные герои характеризуются во время вступления в сражение, это описание показывает оживленного кыргызского воина:

Кругом все загорелось, Сыргак там стоит неподвижен. Неподвижен потому что, Он весь покрыт железом Не видно пухлого лица, Щеки сверкают, Шлем в тесемках, Нависает в виде щита, А на сердце латы.

На спине стальной фартук, На нем железная кольчуга, В которой нисколько нет щелей, Сколько бы не стреляли, он пулей непробиваем [ 4, 33].

Итак, эпос "Манас", отражая повседневное сознание, бытие, связанное с объективной реальностью, считается ценным духовным источником. Здесь, нужно отметить, что на высоком уровне было описано общественное сознание эмпирических знаний. Ведь, в устном народном творчестве кыргызов и в исторических источниках в адекватном сознании отражается воображение, восприятие окружающая их среда, мы не можем это опровергнуть, сравнивая действительность в направлении к абсолютной действительности.

В эпос "Манас" взяты эмпирические знания, практическая обработка металла в поседневной жизни народа, в настоящее время составляет бесценную сокровищницу науки, каждое знание исследуется в разных отраслях. Если эта деятельность полностью воплотится в жизнь, то есть большая надежда, что достоинство эпоса "Манас" еще раз повысится, а будущее, нашему и следующему поколению будет широким.

Библиографический список

1. Абрамзон С.М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер. - Б: 1999. - С. 77.

2. АбдракуновТ.Киргизские народные загадки. - Фрунзе: 1973. - С. 9б.

3. Жайнакова А., Акматалиев А. Манас. - Бишкек: «Турар басмасы», 2010. -С. 127-143.

4. Каралаев С. Манас. ТАИВ. Ивн. №507., №502 -33б. - С. 71.

5. Кыргыздар IV.т. Кыргызстан. «Сорос фонду». - Б: 1997. - С. 137-110.

6. МусулманкуловМ. Манас. ТАИВ. Инв. №552. - С. 201.

7. Орозбаков С. Манас. ТАИВ. Инв. №576. - С. 1127.

8. Сарыпбеков Р. «Манас» эпосундагы баатырдык мотивдердин эволюциясы. -Фрунзе: «Илим басмасы», 1987. - С. 122.

9. Сунчугашев Я.И. Древняя металлургия Хакасия, Эпохажелеза. - Новосибирск: 1979. - С. 4.

ETHNOMETALLURGICAL PHILOSOPHY IN "MANAS" EPOS ETHNOMETOLLOGRAPHYCAL PHILOSOPHY TO EPIC OF MANAS

R.O. Yusupova Osh state university (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article draws attention to the use of ethnometallurgy in the epic "Manas" and provides a scientific understanding of this concept. And also, the concepts of ancient Kyrgyz about a meteorite are interpreted on the basis of their empirical perception. Keywords: aksiology, public consciosness, public byte, explication, meteorite.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.