Научная статья на тему 'Этнолукизм — дискриминация этнических групп по внешнему облику'

Этнолукизм — дискриминация этнических групп по внешнему облику Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1360
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЛУКИЗМ / ЭТНОЛУКИЗМ / DISCRIMINATION / LOOKISM / ETHNIC GROUP / ETHNIC LOOKISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна

Рассматривается феномен этнической дискриминации по внешнему облику. Анализируются теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей, посвящённые проблеме лукизма, его преломлению в межэтнических группах. Приведены данные принятия дискриминационного отношения современной молодёжью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-LOOKISM-DISCRIMINATION AGA INST ETHNIC GROUPS BY APPEARANCE

The article discusses the phenomenon of ethnic discrimination in appearance. We present theoretical and experimental work of foreign scholars on the one hand lookism problem, and on the other side of its refraction in ethnic groups. The data of the adoption of discriminatory attitudes of contemporary youth

Текст научной работы на тему «Этнолукизм — дискриминация этнических групп по внешнему облику»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317).

Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 89-91.

Д. В. Погонцева

ЭТНОЛУКИЗМ — ДИСКРИМИНАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

ПО ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ

Рассматривается феномен этнической дискриминации по внешнему облику. Анализируются теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей, посвящённые проблеме лукизма, его преломлению в межэтнических группах. Приведены данные принятия дискриминационного отношения современной молодёжью.

Ключевые слова: дискриминация, лукизм, этнолукизм.

В современных работах, посвящённых дискриминации, отмечается, что в основе её могут быть различные причины: этнические, расовые, гендерные, возрастные (эйджизм) и др. Как отмечает В. А. Лабунская, «внешний облик становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определённых социальных групп, страт, описания стилей жизни. Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации» [1]. Таким образом, внешний облик является одним из факторов для дискриминации и может быть пусковым механизмом для возникновения этнической дискриминации. Согласно определению, которое приводит W. Safire [6], с отсылкой на Оксфордский словарь, лукизм — это дискриминация, основанная на внешнем облике человека. И хотя в большинстве работ (J. Strang, G. Vivian Stimson) под лукизмом понимают культурный аспект категоризации себя и другого как красивых/некрасивых, которая является основным фактором для выбора характера отношений [7], всё чаще лукизм сводят просто к категоризации по внешности. Исходя из этого, этнолукизм понимается нами как категоризация другого как относящегося к определённой этнической группе и формирование определённого отношения в зависимости от результата категоризации.

Материалы и методы исследования. Мы опросили 152 жителя Южного федерального округа в возрасте 18-30 лет (72 мужского и 80 — женского пола), которым мы предложили отметить принятие различных ситуаций по 7-балльной шкале. Респондентам были предложены 9 ситуаций принятия дискриминации (В. А. Лабунской), в которых описываются различные случаи проявления дискриминационного отношения к юношам и девушкам славянского, кавказского и азиатского облика. Однако для анализа мы оставили 6 ситуаций, по 2 с описанием каждой этнической группы.

На первом этапе мы применили корреляционный анализ, чтобы выявить, существует ли влияние возраста на оценку дискриминационного отношения, но не обнаружили такой взаимосвязи и исходя из этого по признаку возраста считаем группу гомогенной. На втором этапе мы применили Т-критерий Стьюдента, чтобы рассмотреть, существуют ли различия в принятии дискриминационного поведения по половому признаку. Однако значимых различий также не выявили.

В ряде работ отмечается, что ситуация взаимодействия влияет на принятие дискриминации [3; 5; 8]. Исходя из этого мы сравнили оценки (Z-критерий Wilcoxon Matched Pairs Test,p < 0,05) по парам ситуаций, в которых описываются девушки со славянским внешним обликом (2 ситуации), девушки с кавказским внешним обликом (2 ситуации) и девушки с азиатским внешним обликом (2 ситуации).

Результаты исследования и их обсуждение. Всё чаще в зарубежных работах поднимается вопрос о категоризации «другого» и о роли внешности как пускового механизма этнической дискриминации. Однако, как показывают некоторые исследования, в странах, где количество иммигрантов не высоко, дискриминация проявляется на уровне «свой/чужой» начиная с детского сада. Так, группа учёных из Дании отмечает, что в 21 классе (399 учеников), которые они изучили, дети иммигрантов меньше всего включены в общение и игры со сверстниками [8]. Авторы отмечают, что такие особенности интеракции являются потенциальным риском для развития более серьёзных проявлений этнической дискриминации. И в меньшей степени данный вопрос затрагивает страны, которые являются многонациональными.

Ch. S. Brown рассматривала дискриминацию по внешности в младших классах школы [4]. Она предлагала школьникам оценить ряд историй, в которых было показано дискриминационное отношение учителя к ученику, в ситуациях была

описана внешность обоих и представлено взаимодействие учителей с европейской и латиноамериканской внешностью с детьми европейской и латиноамериканской внешностью. В четырёх предложенных детям ситуациях учитель, взаимодействуя с двумя детьми разных этнических групп, при одинаковых ошибках, завышал оценку одному из них. В ходе данного исследования было выявлено, что школьники оценивают ситуацию как содержащую дискриминацию в тех случаях, когда учитель незаслуженно завышал оценку ученику с той же внешностью, что и учитель.

А. Ко8Ю, К. РЬаМ указывают на то, что дискриминация зависит от региона и количества иммигрантов с «типичной» внешностью [5]. Исследование заключалось в том, что сначала итальянцев расспросили, из каких стран больше всего в Италии иммигрантов, а затем предложили определить этническую принадлежность людей на фотографиях. Установлено, что в тех случаях, когда итальянцы указывали, что больше всего иммигрантов из Марокко, то национальность лиц на фотографиях оценивались как марокканская. При этом респонденты, затруднившиеся указать точно процент иммигрантов из разных стран, лучше дифференцировали фотографии (на которых были представлены жители Индии, Египта, Марокко, Филиппин, Эквадора и т. д.). Авторы также делают вывод о том, что большие иммигрантские группы более заметны и поэтому воспринимаются как потенциальная угроза для коренного населения, что подтверждается недоверием респондентов к жителям Марокко и иным проявлением дискриминационного отношения.

Рассматривая роль цвета кожи для выходцев арабского происхождения, группа авторов отмечает, что наравне с цветом кожи влиянеи имеет и такой фактор, как район проживания [3]. В их исследовании приняли участие выходцы из арабских стран (1 016 человек), проживающие в «арабских кварталах» и в богатых «белых» районах города. Авторы отмечают, что арабы, проживающие в «арабских кварталах», чаще подвергаются дискриминации и меньше переживают из-за этого. В то время как арабы из «белых» районов реже подвергаются дискриминации, но тем сильнее она оказывает на них стрессовое воздействие. Авторы считают, что это обусловлено, с одной стороны — опытом взаимодействия, а с другой — классовой стратификацией в Америке в целом. Исследователи также предполагают, что уровень стресса зависит от референтной группы,

т. е. те арабы, которые живут в «арабских кварталах», общаются в основном с арабами, и тем самым отдельные факты дискриминации не воспринимаются ими болезненно, в то время как для арабов из «белых» районов референтной группой являются американцы европейского происхождения и поэтому проявление дискриминации воспринимается ими сильнее.

Следует отметить, что проблема иммиграции и категоризации иммигрантов по внешнему облику является актуальной темой практически для любого региона большинства Европейских стран. Она также применима к российской действительности и отражается в категоризации «таджики» — всех иммигрантов из Средней Азии, а также категоризации всех народов Кавказа как «лиц кавказской национальности». Однако, как мы отмечали ранее [2], Южный федеральный округ РФ представляет собой многонациональный и поли-культурный регион, который издревле населяли представители различных конфессий и этнических групп: русские, калмыки, украинцы, турки, армяне, грузины и другие кавказские народности. В то же время, несмотря на это, зачастую категоризация другого идёт на уровне обобщения различных этнических групп по общему признаку.

В современной России проблема дискриминации этнических групп чаще всего изучается с позиции юриспруденции и социологии и практически не исследуется апекст этнолукизма и особенностей категоризации другого, основанных на внешнем облике, в частности этнических черт человека. Мы видим актуальность исследования данного феномена не только в поликультурных регионах России (Южный, Северо-Кавказский, Дальневосточный федеральные округа), граничащих с другими странами и регионами и где уровень миграции исторически высок, но и в областях, в которых миграция менее выражена, но где также наблюдается высокий уровень негативного отношения к группам «других».

Таким образом, мы поставили задачу изучить принятие дискриминационного отношения современной молодёжью к различным этническим группам, в результате чего нами было выявлено, что оценка дискриминационного отношения зависит от ситуации, поскольку существует значимая разница между оценками ситуации 1 и ситуации 3 (описываются девушки с кавказским внешним обликом) (г = 6,69; прир < 0,05); ситуации 4 и 6 (девушки со славянским внешним обликом) (г = 4,80; при р < 0,05); ситуации 7 и 9 (девушки с азиат-

ским внешним обликом) (z = 5,35; при p < 0,05). Исходя из этого мы можем говорить о влиянии ситуации на дискриминационное отношение.

Для установления этнического аспекта мы сравнили одни и те же ситуации, описывающие различные этнические группы, и выявили различия в принятии дискриминационного отношения в ситуациях (таблица). То есть в одной и той же ситуации существуют значимые различия принятия дискриминационного поведения в случаях, когда сравниваем отношение к дискриминации девушек со славянским и кавказским, кавказским и азиатским внешним обликом. Но не было выявлено значимых различий в принятии дискриминационного отношения к девушкам славянского и азиатского внешнего облика.

Показатели Z-критерия Wilcoxon Matched Pairs Test

Исходя из полученных данных мы можем говорить о том, что молодёжь ЮФО (18-35 лет) независимо от пола одинаково оценивает принятие дискриминационного поведения. В то же время на принятие дискриминационного поведения влияет ситуация и этническая принадлежность объекта оценивания.

Рассматривая этнические особенности, следует отметить, что существуют значимые различия принятия дискриминационного поведения в случаях, когда оценивают принятие отношения к дискриминации девушек со славянским и кавказским, кавказским и азиатским внешним обликом, однако не существует значимых различий в исследуемой ситуации по отношению к девушкам славянского и азиатского внешнего облика.

Анализируя полученные данные и основываясь на истории взаимодействия различных народностей юга России, мы можем отметить, что кроме кавказских народов, в ЮФО существует весьма большая корейская диаспора, которая, скорее всего, и ассоциируется у молодёжи с «азиатским» внешним обликом. В то же время опыт взаимодействия с кавказскими народами акцентируется в СМИ и при этом все кавказские народы оцениваются как потенциально опасные.

В дальнейшем мы планируем изучить особенности принятия дискриминационного отношения в зависимости от пола объекта оценивания, а также соотнести типы внешнего облика с конкретными народностями и этническими группами, чтобы проследить отношение не к типу в целом, а к конкретной этнической группе, поскольку именно социальный опыт взаимодействия с этнической группой может выступать ключевым моментом формирования дискриминационного отношения. Также мы видим необходимость изучить представления респондентов о маркерах внешнего облика, благодаря которым происходит категоризация «других» и отнесение их к различным этническим группам.

Список литературы

1. Лабунская, В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен / В. А. Лабунская // Социал. психология и общество. 2010. № 1. С. 26-39.

2. Погонцева, Д. В. К проблеме оценке Другого по внешнему облику / Д. В. Погонцева // Education Sciences and Psychology. 2011. № 1. С. 3-8.

3. Abdulrahim, S. Discrimination and psychological distress: Does Whiteness matter for Arab Americans? / S. Abdulrahim, S. A. James, R. Yamout, W. Baker // Social Science & Medicine. 2012. Vol. 75, is. 12. P. 2116-2123.

4. Brown, C. S. Bias at school: Perceptions of racial/ ethnic discrimination among Latino and European American children / C. S. Brown // Cognitive Development. 2006. Vol. 21, is. 4. P. 401-419.

5. Kosic, A. Ethnic categorization of immigrants: The role of prejudice, perceived acculturation strategies and group size / A. Kosic, K. Phalet // Intern. J. of Intercultural Relations. 2006. Vol. 30, is. 6. P. 769-782.

6. Safire, W. The right word in the right place at the right time: wit and wisdom from the popular «On language» column in The New York times magazine / W. Safire. Simon and Schuster, 2004. P. 189.

7. Strang, J. AIDS and drug misuse: the challenge for policy and practice in the 1990s / J. Strang, G. V. Stimson. Taylor & Francis, 1990. P. 166.

8. Wagner, J. T. Do anti-immigrant sentiments track into Danish classrooms? Ethnicity, ethnicity salience, and bias in children’s peer preferences / J. T. Wagner, L. B. Camparo, V. Tsenkova, J. C. Cam-paro // Intern. J. of Educ. Research. 2008. Vol. 47, is. 5. P. 312-322.

Группа ситуаций Valid T Z

Д КВО 1 & Д СВО 1 Д КВО 1& Д АВО 1 Д КВО 2 & Д СВО 2 Д КВО 2 & Д АВО 2 Д СВО 1 & Д АВО 1 Д СВО 2 & Д АВО 2 152 152 151 152 152 151 200,000 50,000 462.000 113.000 182.000 294,000 2,089506 2,483622 4,228979 5,245584 0,478200 0,867461

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.