Научная статья на тему 'Этнологическое значение местной истории'

Этнологическое значение местной истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнологическое значение местной истории»

ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОЙ ИСТОРИИ

Коэстер Д.

Этнология - это анализ человеческих общества и культуры, объяснение того, как общественные группы организуются и живут во времени и чем они отличаются друг от друга. С другой стороны, этнография акцентирует свое внимание на описании. Таким образом, если этнография основывается на описании культуры и форм общественной организации определенных социальных групп, то этнология разыскивает описательную информацию и организует ее к новому пониманию. В течение долгого времени в американской и британской

антропологии этнологические изыскания были синхронными, то есть они изучали только определенный период времени в жизни людей. Их цель состояла в том, чтобы понять, как действуют социальные группы. Были такие этнологи, даже известные, которые особенно

подчеркивали, что их не интересуют исторические события или поступки человека. История была наполнена уникальными событиями, но этнологов, как они сами говорили, интересовал научный порядок. [28; 29]

Тем не менее с 60-х годов началось возрождение интереса к осознанию упорядоченного

функционирования общества и его существования вне времени в целом. Не так давно, в рамках наук, многие теоретики говорили об «этнических процессах». Они пытались установить особую естественность исторических процессов среди определенных групп людей. Это была фраза, которая не произвела на меня большого впечатления; я предпочитал думать об историческом динамизме, тенденциях, внутригрупповых процессах и внешних влияниях. И здесь возникает масса интересных вопросов. Почему группы, находящиеся в одинаковых естественных условиях, выбирают разные формы сосуществования? Почему группы с одинаковыми мифологическими

взглядами различаются по форме их выражения? Каким образом развиваются определенные формы общественного

порядка, с определенными формами управления, организацией трудовых отношений и сменой родственных связей? Как изменяются идеи родства и семейных отношений?

Эти вопросы вызывали особенный интерес в России, так как государство прилагало огромные усилия к

урегулированию как общественного порядка, так и идеологической системы людей. Кроме того, преобразованию подверглись культурные традиции, пережившие Советский период, множество людей работали над их сохранением. История Советского и постСоветского периодов важны для

этнологической науки, так как она может показать нам, как культурные традиции выживают в условиях государственного манипулирования и управления

сознанием людей.

Определенное количество

последних исследований заострило свое внимание на политико-экономической истории Советского периода и политикокультурном движении постсоветского периода и его последствий в Сибири и на Дальнем Востоке. Архивные документы сопоставлялись с материалами исторических интервью в общинах нивхов на Сахалине [9], на Таймыре при изучении жизни нанайцев, нганасанов, долганов, эвенков [1; 35], на реке Обь такими учеными как Марджори Бэльзер [4], Арт Литии (Тарту) и Леонидом Шаргородским [32], на Камчатке -Ольгой Мурашко и Нельсоном Хэнкоком [24; 25; 26; 27] и на Чукотке - Игорем Крупником, Николаем Вахтиным, Евгением Головко, Питером Швайцером и Пэтти Грей [23; 31]. Алексия Блох изучала историческую роль школ в жизни эвенкийцев [5] и работает над современной историей, а Петра Ретман использовала мини зарисовки в своих Рассказах из тундры для наибольшего эффекта, чтобы оживить отражение исследования жизни корякских женщин в Советский период [30]. Все эти этноисторические исследования

переплелись с диахронически

ориентированными этнографическими

работами И. Джемуева в Ханты-Мансийском Автономном округе [7; 8], Пьера Витебского и Марджори Бэльзер в Республике Саха [2; 3; 33; 34], Анны Керттула на Чукотке [22], Каролины Хамфри в Бурятии и Туве [10; 11; 12; 13; 14; 15; 16], Гейла Фондала в северовосточной Сибири [6], Эриха Кастена на Камчатке [17; 18; 19; 20; 21] и других, включая представителей зарождающейся когорты местных школ. Они старались показать нам реальную картину Советского планирования и управления культурой местных национальных групп и их представителей,

взаимодействующих с Советской государственной системой, и

исторические процессы, происходящие при взаимодействии с окружающей средой, культурным, социальным и политико-экономическим развитием. То, что было упущено в этих исследованиях, проявилось в прижизненных портретах -своего рода глубинных исследованиях внутреннего и внешнего выражения ценностных систем, личных проектов и исторических случайностей, которые стали отличительным признаком при проведении исследований в

антропологии. Советский Союз был крупным, ужасным и в тоже самое время прогрессивным (как в негативном, так и в положительном смыслах) социальным экспериментом, который принес

плановое культурное развитие местному населению на Советском Севере. Каким образом люди преодолевали и активно включались в этот социальный проект -это сегодня наиболее подверженный критике вопрос для понимания эффекта и пост-эффекта Советского господства. Изучение этих проблем помогает нам ответить на вопросы об отношении эффектов экстремальной политики в экстремальных условиях. Это позволяет провести важные сравнительные исследования о вопросе верховной власти.

В тоже время, важным было то, что местные общины на Камчатке продолжали записывать местную историю, сохраняли и поддерживали

развитие культурных традиций. Возникло противоречие между правами общины на природные ресурсы и окружающую среду, подтвержденных огромными

изменениями, произошедшими за последние десять лет, и новыми формами экономического развития. Представители коренных национальностей хотят, чтобы им предоставили возможность обговорить традиционные направления охраны окружающей среды, принципы и перспективы в международном контексте. Настоятельной

необходимостью на данном этапе

становится координация

исследовательских планов и развитие сотруднических проектов для

сохранения, записи и публикации

сведений о местной истории.

Литература

1. Anderson D.G. Identity and ecology in Arctic Siberia: the number one reindeer brigade. - New York: Oxford University Press, 2000.

2. Balzer M.M. The Tenacity of

Ethnicity: A Siberian Saga in Global Perspective. Princeton: Princeton University Press, 1999.

3. Balzer M.M. Homelands,

Leadership, and Self Rule: Observations on Interethnic Relations in the Sakha

Republic//Polar Geography, 1995. -

19(4):284-305.

4. Balzer M.M. Sacred genders in

Siberia: Shamans, bear festivals, and

androgyny//Gender Reversals and Gender Cultures: Anthropological and Historical Perspectives. S.P. Ramet, ed. London: Routledge, 1996.

5. Bloch A. Ideal Proletarians and Children of Nature: Evenki Reimagining Schooling in a Post-Soviet Era//Bicultural education in the North: Ways of Preserving and Enhancing Indigenous Peoples' Languages and Traditional Knowledge. - E. Kasten, ed./Münster/New York: Waxmann, 1998. - pp. 139 - 157.

6 Fondahl G. Gaining Ground? Evenkis, Land, and Reform in Southeastern Siberia. Boston: Allyn and Bacon, 1998.

7. Gemuev I.N. Mirovozzrenie

Mansi: Dom i Kosmos. Novosibirsk: Nauka, 1990.

8. Gemuev M. N. and Sagalaev A. M. Religiia naroda mansi. Novosibirsk: Nauka, 1986.

9. Grant B. In the Soviet House of Culture. Princeton: Princeton University Press, 1995.

10. Humphrey C Theories of North

Asian shamanism//Soviet and Western Anthropology. Sociological Review Monograph 36. New York: Columbia

University, 1980. - p.p. 242-254.

11. Humphrey C. Karl Marx Collective: Economy, society and religion in a Siberian collective farm. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

12. Humphrey C. 'Janus-faced signs' - the political language of a Soviet minority before a Soviet minority before Glasnost// Social Anthropology and the Politics of Language. Sociological iguage. Sociological Review Monograph 36. London, 1989. -p.p. 145-174.

13. Humphrey C. Population Trends, Ethnicity and Religion among the Buryats.//The Development of Siberia: People and Resources. A. Wood and R. A. F. c. French, eds.: New York: St. Martin's, 1989. - p.p. 147-176.

14. Humphrey C. Women and

Ideology in Hierarchical Societies in East Asia.//Persons and Powers of Women in Diverse Cultures: Essays in

Commemoration of Audrey I. Richard, Phyllis Kaberry and Barbara E, Ward. S. Ardener, ed. New York: Berg, 1992. - p.p. 173-192.

15. Humphrey C., Mongush M., Telengid B. Attitudes to nature in Mongolia and Tuva: a preliminary report. Nomadic Peoples, 1993. - 33: 51-61.

16. Humphrey C. and Onon U. Shamans and Elders. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

17. Kasten E. Bicultural Education in

the North: Ways of Preserving and

Enhancing Indigenous Peoples' Languages and Traditional Knowledge. Munster: Waxmann, 1998.

18. Kasten E. Indigenous Cultures and the World Heritage Area in Kamchatka.

Cultural Landscapes and Nature Conservation in Northern Eurasia, Wörlitz Symposium. NABU, Nature Conservation Bureau, 1998. - p.p. 186-191.

19. Kasten E. People and the Land: Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia. Berlin: Deitrich Reimber Verlag, 2002.

20. Kasten E. and Dulchenko E. Resursy traditsionnogo prirodopol'zovaniia narodov Severa i Dal'nego Vostoka Rossii. Petropavlovsk-Kamchatskii: Kamshat, 1996.

21. Kasten E. and Dürr M. Spirit of

the North: Shamanistic Traditions of

Kamchatka m Dance and Music-Multimedia CD. Münster/New York: Waxmann, 1999.

22. Kerttula A..M. Antler on the sea : the Yup'ik and Chukchi of the Russian Far East. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2000.

23. Krupnik I. And Vakhtin N.B. In the 'House of Dismay': Knowledge, Culture, and Post-Soviet Politics in Chukotka, 1995-1996//People and the Land: Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia. E. Kasten, ed. Berlin: Deitrich Reimber Verlag, 2002. -p.p.7-43.

24. Murashko O.A. Itei'meny i

kamchadaly: metamorfozy etnicheskoy

identichnosti//Gumanitarnaia nauka v Rossii: Sorosovskie laureaty. Istoriia.

Arkheologiia. Kul'turnaia Antropologiia i Etnografiia. Moscow: Mezhdunarodnii

nauchnii fond Sorosa, 1996.

25. Murashko O.A. 'Itelmens and

Kamchadals: Marriage Patterns and Ethnic History//Arctic Anthropology, 1997. -

34(1): 181-193.

26. Murashko O.A. Korennye narody

i problemy sredy ikh obitaniia v Rossii.//Indigenous peoples and Conservation: WWF Statement of

Principles. Moscow: WWF, 1997. - p.p.24-

33.

27. Murashko O.A. Itei'meny i

kamchadaly.//Sibir': Etnosy i kul'tury

(narody Sibiri v XIX veke). Moscow-Ulan-Ude: Rossiiskaia Akademiia nauk Institute Etnologii i Antropologii, 1999. - p.p.60-105.

28. Radcliffe-Brown A.R. Structure and Function in Primitive Society. New York: Free Press, 1952.

29. Radcliffe-Brown A.R A Natural

Science of Society, 1956.

30. Rethmann P. Tundra passages : history and gender in the Russian Far East. University Park, Pa.: Pennsylvania State University Press, 2001.

31. Schweitzer P.P. and Gray P. The Chukchi and Siberian Yupiit of the Russian Far East//Endangered peoples of the Arctic: struggles to survive and thrive. M. M. R. Freernan, The Greenwood Press "Endangered peoples of the world" series, Westport, Conn.: Greenwood Press, 2000. -p.p. 17-37.

32. Shargorodskii L.T. Sel'kupy. Moscow: Institut etnologii i antropologii RAN, 1994.

33. Vitebsky P. The Crisis in

Siberian Reindeer Herding Today: A

Technical or a Social Ргоblem//Modem Siberia: social and economic developments. A. Wood and W. Joyce, eds. London: Routledge, 1995. - p.p. typescript.

34. Vitebsky P. From cosmology to

environmentalism: Shamanism as local

knowledge in a global setting. In Counterworks: Managing the diversity of knowledge. R. Pardon, ed. London: Routledge, 1995. - p.p. 182-203.

35. Ziker J.P. Peoples of the Tundra: Northern Siberians in the Post-Communist Transition. Prospect Heights: Waveland Press, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.