Научная статья на тему 'Этнологическая культура журналиста'

Этнологическая культура журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2210
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блохин И. Н.

Статья посвящена анализу квалификационных требований к журналисту специалисту в области освещения межнациональных отношений. Автор рассматривает журналистику в качестве профессиональной деятельности, обеспечивающей взаимодействие этнических культур и выполняющей функцию самопознания бытия этноса. В статье анализируются институциональные особенности функционирования журналистики в различных аспектах ее проявления этническом, этножурналистском и этнографическом. В статье анализируется взаимовлияние различных видов гуманитарного знания в системе этнокультурной журналистской квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnologic Culture of the Journalist

The article is devoted to the analysis of qualifying requirements to the journalist the expert in the field of coverage of interethnic attitudes. The author considers journalism as the professional work providing interaction of ethnic cultures and carrying out function of self-knowledge of ethnic life. Features of functioning of journalism in various aspects of its display ethnic, ethnojoumalistic and ethnographic are emphasized. The article analyzes converging of various kinds of humanitarian knowledge in the system of ethnocultural journalistic qualification.

Текст научной работы на тему «Этнологическая культура журналиста»

ЖУРНАЛИСТИКА

И. Н. Блохин

ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Мотивация журналистов, работающих с информацией в сфере национальных отношений, в своей основе сконцентрирована на познании других народов, культур, ценностей. Интерес к чужому социальному и культурному опыту, стремление к пониманию и объяснению особенностей деятельности и поведения представителей других этнических групп имеют значение для познания собственной культуры журналиста. Особенности его мотивации служат принципом выделения различных видов журналистской деятельности и профессионального творчества.

Для выявления различных сторон квалификации журналиста, обращающегося к тематике национальных отношений, необходимо уделить внимание проблеме терминологии и определению типов журналистики, с которыми связана профессиональная деятельность. В некоторых работах, изданных для журналистов, можно встретить определение «этническая журналистика»1. Понятие «этническая журналистика» носит двойственный характер, к данному виду деятельности можно отнести, во-первых, журналистику, обращающуюся к тематике межэтнического взаимодействия, особенностям жизни и культуры других народов; во-вторых, журналистику этнических меньшинств, журналистику диаспор, представленную в средствах массовой информации, издающихся на национальных языках. Во втором значении цель журналистской деятельности состоит в консолидации этноса, включении его в систему межэтнических коммуникаций, сохранении и развитии национальной культуры. Этнический статус журналиста в данном случае, как правило, соответствует национально-культурной тематике СМИ, которая является главным критерием при определении его типа. Содержание второго значения в гораздо большей степени соответствует смыслу категории «этническая журналистика», поэтому во избежание терминологической путаницы в учебной практике на факультете журналистики СПбГУ было предложено соответствующее название курса — «Журналистика в этнокультурном взаимодействии». На отмеченную двойственность определения понятия указывает и О. А. Богатова, говоря об этнической прессе как особом типе СМИ: «Под этнической прессой понимаются средства массовой информации, главной задачей которых является освещение этнических проблем или реализация этнокультурных потребностей этнических групп»2. Напротив, в работе Н. Кондаковой отмечается, что к этнической прессе относятся все издания, выходящие в нашей стране на языках российских этносов, кроме русского3.

Для разграничения этих все-таки различных видов журналистики предлагаются следующие определеня: этническая журналистика — это журналистика, выполняющая функции самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции

© И. Н. Блохин, 2008

этноса, сохранения и развития его культурной самобытности. Как правило, этническая журналистика — это журналистика на языке этносов, ее адресатом прежде всего является представитель собственного этноса.

Журналистика, посвященная проблемам национальных отношений, рассказывающая о других этнических культурах, может быть названа этножурналистикой. Данный термин в таком значении предлагается впервые, его использование необходимо для обозначения отдельного вида журналистской деятельности и по отношению к ее содержанию, и по признаку особенностей аудитории. По аналогии с социожурналистикой, в концепции С. Г. Корконосенко она определяется как уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется этнологической культурой мышления, поиска, сбора, интерпретации информации, а также социальной ответственностью за последствия своей деятельности4. Этножурналистика адресована аудитории, интересующейся национальными отношениями, независимо от ее этнической принадлежности.

Вывод об особой природе и специфике этнологической культуры журналиста непосредственно следует из анализа структуры его профессиональной культуры. Развитие отдельных направлений теории журналистики подразумевает и соответствующее выделение компонентов культуры профессиональной деятельности, например, журналистское правоведение изучает в том числе и правовую культуру журналиста, политология журналистики — политическую культуру, социология журналистики — социологическую культуру, психология журналистики — психологическую культуру и т. д. Значение этнологической культуры проявляется в случаях, когда журналист описывает и анализирует межэтнические отношения.

Возможно выделение нескольких специфических особенностей этнологической культуры, признаков, по которым можно определить, обладает ею журналист или нет. Но так или иначе главная составляющая этнологической культуры — умение и потребность журналиста мыслить, размышлять, анализировать этнические явления и процессы. Подобный уровень профессиональной квалификации предполагает, во-первых, наличие устойчивой системы представлений о мире этнических взаимодействий и закономерностях его развития и функционирования. Во-вторых, этнологическая культура предполагает склонность к исследовательской работе, потребность в познании истины, умение рассчитывать последовательность своих действий, сравнивать, сопоставлять, проверять и перепроверять информацию. В-третьих, этнологическая культура невозможна без этической составляющей, ответственности перед аудиторией, четкой гражданской позиции, основанной на устойчивой системе ценностей, главная из которых — истина. И, в-четвертых, профессиональная этнологическая квалификация журналиста предполагает умение прогнозировать развитие национальных отношений и обосновывать свои прогнозы.

В наибольшей степени этнологическая культура важна для тех журналистов, которые в силу различных причин (личной склонности к исследовательской работе, специфики тематики своего СМИ, необходимости выполнения конкретного редакционного задания и т. д.) обращаются к таким видам работы, как журналистское исследование и расследование по тематике национальных отношений. Специфика журналистского исследования и расследования связана не столько с особыми аналитическими умениями автора или методами, которые он использует при создании произведения, сколько с открытием для публики неизвестной для нее реальности (или отдельных сторон этой реальности и скрытых законов ее функционирования). Аудитории не остается ничего другого кроме как довериться автору; читатели или зрители наделяют журналиста-исследователя качествами

авторитетного эксперта, ссылаются на его мнение и вынуждены принимать его точку зрения. Журналистика с подачи журналиста-исследователя становится одновременно и частью реальности, и средством познания этой реальности, инструментом проникновения в нее. Однако в тех случаях, когда журналист позволяет себе небрежное отношение к фактам или высказывает противоречивые суждения, даже тщательная подготовительная исследовательская работа не спасает от скепсиса компетентной части аудитории и формирования неверных представлений у неподготовленного читателя или зрителя. Иногда авторы прибегают к использованию эмоциональных высказываний, языковых клише, неуместных в журналистских произведениях, обращенных к массовой аудитории.

Как можно более полное погружение в тему, использование информации из самых разнообразных источников позволяют выявить еще один характерный признак этнологической культуры журналиста. Современная журналистика как явление культуры с помощью новых технологий одновременно добивается как массовости, так и молекулярности восприятия своих произведений. Общественное и индивидуальное сознание в такой ситуации делится на большое количество не связанных между собой фрагментов информации, элементов реальности, каждый из которых требует отражения журналистскими средствами. Чем больше таких несвязанных фрагментов аудитория способна воспринять, тем выше ее потребность в новых информационных вливаниях и вызываемых ими эмоциях. В таких условиях журналист превращается в узкого специалиста-исследователя, который вычленяет, описывает и анализирует тот или иной фрагмент действительности. Этнологическая культура журналиста становится одним из оснований преодоления фрагментарности и освоения реальности не только во всем ее многообразии, но и как бесконечной целостности полиэтнического пространства мира.

В качестве разновидности этножурналистики выделяется этнографическая журналистика — журналистика о жизни и культуре экзотических и реликтовых народов. Выделение различных видов журналистской деятельности подразумевает и функциональные особенности. Этническая журналистика выполняет прежде всего культурно-интегративные функции, этножурналистика — культурно-регулятивные функции; в этнографической журналистике на первый план выступают культурно-реляционные функции, значение которых определяется ролевым поведением журналиста в поликультурной среде.

Кроме функциональных особенностей, свойственных указанным видам журналистской деятельности, существует и их определенная корреляция с различными группами содержательных элементов духовной жизни общества. Этническая журналистика в большей степени связана с ценностями как основаниями культуры, этножурналисти-ка — с идеологиями как систематизированными политическими идеями и взглядами, этнографическая журналистика — с ценностными ориентациями как принципами и убеждениями журналиста, на которых основана оценка явлений действительности и их дифференциация по степени значимости. Национально-культурная политика — часть национальной политики. Журналист лично поддерживает культуры (и собственную, и те, которые он исследует) как совокупности национальных ценностей. Главной культурной функцией журналистики является просвещение аудитории через рассказ и разговор о культурах — национальных, массовой, суб- и контркультурах и др.

Сегодня все чаще учеными высказывается мнение о разделении предмета этнологии и этнографии5. Этнология является теоретико-методологическим основанием для этножурналистики и служит базисом этножурналистской квалификации. Для журналистики имеют значение положения ряда этнологических концепций, в частности выводы

Ю. В. Бромлея о социально-исторической природе этносов, лежащей в основе формирования «этносоциальных организмов». Недопустимым является отождествление этносов с биологическими популяциями ни в политической, ни в научной, ни в журналистской риторике. Подобные воззрения, существовавшие в западной антропологии на рубеже XIX-XX вв., стали одним из оснований концепции «почвы и крови» в нацистской политической идеологии. Бромлей, сопоставляя содержание понятий «этнос» и «раса», выдвигает тезис о несовпадении расового и этнического деления человечества: «Совершенно неправомерно положение о том, что расовое единство является обязательным единством любой этнической общности, любого народа»6.

В теории и исследованиях журналистики в сфере этнокультурного взаимодействия большую роль играют положения информационной концепции этнологии. Она сформулирована в трудах С. А. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова7. Этнокультурные связи рассматриваются ими как информационные потоки, с помощью которых осуществляются культурные трансляции и происходит воспроизводство традиций. Значение информационной концепции этноса состоит в том, что она обращена к проблемам человеческого существования в изменяющейся социальной среде. Этнос в таких условиях становится для человека защитой от информационной сложности, обезличенности и неустойчивости. Защитные функции этноса состоят в формировании собственной картины мира, системы ценностей, понятий и символов. Отсюда следует вывод, что значение этничности в жизни отдельного человека с усилением информационного давления на личность будет только возрастать. Следовательно, будет возрастать и роль этнической журналистики, выполняющей функции стабилизатора соционормативной информации.

Этнографическая журналистика основывается на положениях этнографии — науки, предметом которой являются особенности и характерные черты народов мира (этносов). Результаты исследований этнографов служат фактическим материалом для этнологии. Журналисты, с одной стороны, используют этнологические концепции и данные этнографии как информационные материалы для выступлений в СМИ, с другой — применяют методы, разработанные в рамках данных научных дисциплин, для сбора, обработки и анализа информации, проведения журналистских исследований и расследований. Особенности этнографии как науки, обращающейся к конкретным проявлениям этничности и этнокультурного опыта, позволяют выделить этнографическую журналистику в качестве отдельного направления в журналистской деятельности и как уровень профессиональной квалификации.

Для этножурналистики, обращающейся к проблемам политического взаимодействия народов, формулирующей и обсуждающей принципы национальной политики, большое значение имеет такое развивающееся направление науки, как этнополитология. Этнополитологи исследуют национальные отношения в системе социально-политических процессов и институтов, влияние этнических факторов на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, на деятельность субъектов политики — партий, движений, элит, лидеров, учреждений, организаций.

Составной частью профессиональной квалификации журналиста выступает социологическая культура. Журналистика в качестве социальной профессии в условиях межнационального взаимодействия не может обойтись без опоры на положения, выработанные в рамках этносоциологии — научной дисциплины, изучающей взаимосвязь социальных явлений и процессов с этническими явлениями и процессами. Л. Н. Гумилев подчеркивал, что «каждый человек одновременно — член социума и член этноса, а это далеко не одно

и то же»8, однако этническое и социальное в жизни общества тесно переплетается, часто одно объясняет другое и наоборот, и возникает соблазн (в том числе и в журналистском отражении) подменить одно другим.

Этносоциологи изучают влияние национальных факторов на социальную структуру населения, этническое разделение труда, социальные факторы формирования этнического самосознания, социальные аспекты межнациональных отношений и межэтнических конфликтов. В современной этносоциологии выделяется два направления исследований: изучение этнической специфики общих социальных явлений (например, института семьи) и исследование социальных факторов этнических элементов культуры (например, языка, обычаев, ритуалов и т. д.). Большое значение для этносоциологии имеет опыт изучения социальных причин межнациональных конфликтов и способов их урегулирования. В качестве одного из инструментов регулирования конфликтов выступают журналистика и деятельность средств массовой информации. Наиболее действенной функцией, которая в большей степени может осуществляться журналистикой самостоятельно, является контролирование деятельности политических институтов и организаций, ответственных за провоцирование и углубление конфликтных ситуаций.

Социальные взаимодействия различных этнических общностей изучаются в рамках социологии межнациональных отношений. Социологи исследуют межнациональные отношения на разных уровнях: общегосударственном, региональном, локальном (поселенческом), групповом (например, в трудовых коллективах) и межличностном. Особой составной частью социологии межнациональных отношений является этническая конфликтология — дисциплина, изучающая межнациональные отношения в противостоянии интересов как больших этнических общностей (наций и народностей), так и малочисленных этнокультурных групп, что приводит к возникновению конфликтов и экстремальных ситуаций. Одна из задач социологии межнациональных отношений состоит в анализе общественного мнения по актуальным проблемам межэтнического взаимодействия и национальной политики. Инструментом такого анализа являются социологические мониторинги (серии регулярных, с одинаковой периодичностью, исследований по одной программе) динамики межнациональных отношений и прогнозирования возможных конфлик тов9. В журналистике применение данных социологических исследований возможно и в качестве материала для публикаций, и как основы для прогнозирования и регулирования межнациональных отношений средствами массовой информации.

Один из эффективных и действенных способов влияния журналистов на восприятие массовой информации состоит в отражении ситуаций межнационального взаимодействия через изображение отдельной личности, обращение к ее судьбе, рассказ об истории ее жизни. В данном случае журналист использует достижения этнопсихологии — междисциплинарной отрасли знаний, изучающей этнические особенности психики представителей различных народов и культур, проблемы национальных характеров и особенности мировосприятия в этнокультурной среде, закономерности формирования и функции этнического самосознания и этнических стереотипов.

Этническая специфика психологических и социально-психологических проблем состоит, с одной стороны, в определении этнокультурной обусловленности психических состояний и внутриличностных процессов (восприятия, мышления, эмоций, сознания и т. д.), индивидуальных особенностей, желаний, целей и интересов личности, а с другой стороны, в понимании этнокультурной природы межличностных отношений и групповой динамики. Для журналиста знание этнической психологии имеет двойное значение:

во-первых, для успешной работы по сбору информации в иноэтнической среде, а во-вторых, при обращении к инокультурной аудитории, когда журналист имеет другой этнокультурный статус.

Особое место среди смежных научных дисциплин занимает этнопедагогика, изучающая особенности воспитательных и образовательных процессов у различных народов. Значение этнопедагогики для журналистов проявляется в инструментальном качестве, когда журналистика выполняет соответствующие воспитательные и образовательные функции в отношении иноэтнической аудитории. Также формы и методы этнической педагогики могут найти свое применение в журналистском образовании кадров для национальных средств массовой информации.

Этнологическая культура журналиста формируется, таким образом, на основе синтеза различных сторон профессиональной культуры — политической, правовой, социологической, психологической. Существуют все основания утверждать, что в результате работы в условиях национального взаимодействия и дифференциации профессиональной деятельности, этнологическая культура становится дополнительной составляющей журналистской квалификации. Тем более что требования подобной специализации формируются и в профессиональном сообществе. Об этом пишет директор Центра этнопроблематики в СМИ С. Кусова-Чухо: «Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в этой связи объявило о разработке специальной федеральной программы подготовки и переподготовки журналистов по актуальным специализациям (экология, здравоохранение, наука, образование и т. д.). Хотелось бы надеяться, что в перечень „узкой“ специализации войдет и обучение журналистов межнациональному диалогу, шире — умению быть профессионалом в плюралистическом мире»10.

1 См., например: Пресса и этническая толерантность / Авт.-сост. и отв. ред. В. К. Малькова. М., 2000; МальковаВ. К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.

2 Богатова О. А. «Конструирование этничности» и этническая пресса // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. в МГУ им. Н. П. Огарева 19 дек. 2002 г. / МГУ им. Н. П. Огарева; Под ред. П. Н. Киричека. Саранск, 2003. С. 149.

3 Кондакова Н. Разноязычная пресса России // Пресса и этническая толерантность. М., 2000. С. 16-17.

4 Социология журналистики: Учеб. пособ. для студентов вузов / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2004. С. 65.

5 См., например: Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2000. С. 28- 29.

6 Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. С. 278.

7 Подробнее см.: Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.; Чебоксаров Н. Н., ЧебоксароваИ. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

8 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 19.

9 Подробнее см.: Мархинин В. В. К обоснованию исследовательской программы этносоциологического мониторинга. Новосибирск, 1992.

10 Кусова-Чухо С. Требуется сторожевой пес. Желательно — породистый // Журналистика и медиарынок. 2006. № 9. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.