Научная статья на тему 'Этнологическая экспертиза в исследованиях коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока'

Этнологическая экспертиза в исследованиях коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «История России»

391
110
Поделиться
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УДЭГЕЙЦЫ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / РЕКА БИКИН / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Уварова Татьяна Борисовна

В статье рассматривается книга Н.И. Новиковой и О.О. Звиденной "Удэгэйцы: Охотники и собиратели реки Бикин (Этнологическая экспертиза 2010 г) (М., 2010), в которой представлена получившая применение а последние годы в исследованиях современного состояния коренных малочисленных народов Севера европейской части России, Сибири и Дальнего Востка процедура этнологической экспертизы. В рамках исследуется местное сообщество удэгейцев бассейна р. Бикин (Приморский край), их традиционный образ жизни в прошлом и настоящем, социально-демографическая ситуация, традиционные знания об окружающем мире.

The ethnological expert evaluation in the researching of small indigenous nations of Northern Russia, Siberia and Far East

The article reviews the book by N.I. Novikova and O.O. Zvidennaya.The Udegeytsy: The Hunters and Gatherers of river Bikin (Ethnological expert evaluation 2010). (Moscow, 2010), which represents the ethnological expert evaluation in the research of small indigenous nations of Russia. It is concerned with the territorial unity of the Udegeytsy in Bikin river basin (Primorye Territory) and their traditional way of life in the past and present, the traditional picture of the world, and the demographic situation in the region.

Текст научной работы на тему «Этнологическая экспертиза в исследованиях коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»

Книга трудна; книга требует много сил и времени; но в награду мы получаем не информацию и не знания (точнее, не только информацию и не только знания). Мы не знаем, как будет дальше разворачиваться история, но каждый из нас волен повернуть свою собственную жизнь к добру [Курсив мой. - В.Х.]. Так, пожалуй, вкратце можно суммировать многостраничный труд Л.С. Кузьмина. И если нам сегодня недостает веры в добро и веры в собственные силы - есть «Скрытый Тибет».

В.В. Хохряков

НовиковаН.И., Звиденная 0.0. Удэгэйцы: Охотники и собиратели реки Бикин (Этнологическая экспертиза 2010 года). М.: ИД «Стратегия»; ИП Андрей Яковлев, 2010. - 154 с.

ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В исследованиях современного развития коренных малочисленных народов Севера и Сибири в последние десятилетия получила применение этнологическая экспертиза, хотя практика такого рода имеет еще более длительную историю. В 1955 г. в Институте этнологии и антропологии был создан сектор по изучению социалистического строительства у малых народностей Севера, позднее переименованный в Сектор Крайнего Севера и Сибири. Его сотрудники занимались как фундаментальными, так и прикладными исследованиями. Ученые работали во взаимодействии с Комиссией по проблемам Севера Совета по изучению производительных сил АН СССР. Данные, полученные в ходе полевых этнографических исследований, регулярно представлялись в Совет Министров РСФСР в виде докладных записок. Такая практика сохранялась до 1994 г.

Большое место занимает этнологическая экспертиза в деятельности и публикациях Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Участие коренных народов в таких исследованиях выступает как своего рода форма и средство соуправления. Вместе с тем многообразие интересов народов и групп в современных усло-

виях создает дополнительные проблемы при организации таких экспертных исследований и формулировании рекомендаций.

В Российской Федерации этнологическая экспертиза как часть правовой системы появилась в законодательстве о коренных малочисленных народах, что соответствует как международному праву, так и российской Конституции. Вместе с тем в действующем российском законодательстве этнологическая экспертиза представлена скорее как возможность, а не обязанность, и в таких условиях особые роль и значение приобретает общественное мнение. Для законодательного обеспечения прав коренных народов необходима еще очень большая работа. Право на этнологическую экспертизу должно рассматриваться как реализация права на культурную самобытность и возможность управления культурным многообразием, а также на создание равных возможностей для развития культур всех народов страны, включая малочисленные.

Аналогичные народы выделяются во всем мире, они относятся к коренному населению территорий своего проживания и, что особенно важно, ведут особый образ жизни, сохраняют особое традиционное природопользование, которое в России включает охоту, рыболовство, оленеводство, сбор дикоросов. Исторически проживающие в районах Севера и Сибири, они выработали приемы использования природных ресурсов, а также социальные нормы - обычное право - которые позволяли им в прошлом, а в некоторой степени позволяют и теперь устанавливать отношения добрососедства и с иноэтничным населением. Для коренных малочисленных народов характерны обычаи, праздники, религиозные ритуалы, направленные на максимальное сохранение окружающей среды, как природной, так и социокультурной.

В 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах коренных народов, в которой сформулированы наиболее общие положения, характеризующие идеальные нормы для национальных государств, где проживают коренные народы. Международное право исходит из того, что в основе обеспечения прав коренных народов лежат гарантии доступа к определенным территориям, ресурсы которых составляют основу их жизнеобеспечения.

Определенным эталоном политики взаимодействия промышленных компаний и коренных народов стали документы Всемирного Банка, в частности, «Операционная директива 4.10 - Коренные народы». С учетом ее содержания разрабатывается концепция политики Европейского Банка реконструкции и развития в отношении коренных народов.

В Российской Федерации правовую основу проведения этнологической экспертизы составляют федеральное законодательство, международные договоры и соглашения, законодательные акты субъектов РФ, а

также решения, принятые гражданами на общих референдумах, и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии. Впервые на конституционном уровне статус коренных малалочисленных народов в России был закреплен в 1993 г., когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовые основания для выполнения экологической экспертизы осуществляются в соответствии с Федеральным законом 1999 г. «О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где содержится определение экологической экспертизы. Она представляет собой научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Ее результаты обычно представляют в виде экспертного заключения о влиянии хозяйственных проектов на сохранение и развитие образа жизни коренных народов, включая права на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Вопросы этнологической экспертизы обсуждаются в научной литературе уже в течение длительного времени. Первоначально использовалось понятие этноэкологической экспертизы как комплекса стандартизированных научных исследований, направленных на оценку возможных этносоциальных последствий управленческой деятельности. Главными целями такой экспертизы были предупреждение распада общности населения и сохранение этнокультурной среды, поддерживающей эту общность. В рамках этого подхода возможно было выделение этнополитичес-кой, этносоциальной и других видов экспертиз. Другое направление экспертизы - как этнологического мониторинга - разработано В.А. Тишковым в проекте «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов», эксперты которого проводят исследования по 46-ти условным индикаторам.

В исследовании Н.И. Новиковой и О.О. Звиденной этнологическая экспертиза проводилась относительно среды обитания и этнического состава населения одного из административных подразделений Приморского края - Краснояровского сельского совета. В трех поселениях здесь компактно проживают около 700 человек (данные 2009 г.), 80 % которых составляют коренные малочисленные народы. К их числу относятся народы, проживающие в местах традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Большую часть изучаемого населения составляют удэгейцы - 77 %, нанайцы - 20 %, орочи - 1,8 %, около 1 % - эвенки (с. 27-28).

Для аборигенного населения региона по своим трансформационным процессам особое значение имел период с середины XIX в., когда

активировалось взаимодействие с пришлыми соседями, русскими казаками и китайскими отходниками. Результатом этих контактов стали развитие торгово-меновых связей, терминологические заимствования, взаимная аккультурация. По мере колонизации региона русскими переселенцами ареал расселения аборигенов постоянно сокращался. Таежные промысловые животные мигрировали в необжитые северные районы, следом за ними уходило коренное население, поскольку охота была одним из основных источников его существования. К началу XX в. удэгейцы расселялись по труднодоступным притокам и протокам рек Бикин, Самарга, Иман.

Роль охоты в природопользовании удэгейцев выщеляла их среди соседних народов Дальнего Востока, занимавшихся преимущественно рыболовством, - амурских нанайцев, ульчей, нивхов. Более близкими к удэгейцам были группы орочей и таежных нанайцев, кочевавшие с ними на одной территории и вступавшие в семейно-брачные отношения.

Проживающие в районе экспертизы народы ведут схожий образ жизни и занимаются традиционным природопользованием (охота, рыболовство, сбор дикоросов), имеют общность культурно-бытовых черт и духовной культуры, поэтому для целей экспертизы этнические различия не имеют большого значения. Природные ресурсы обеспечивают сохранение и развитие всей традиционной культуры как единой системы.

Традиционный образ жизни и традиционные экологические знания удэгейцев характерны для системы жизнеобеспечения, основанной на охоте, с рыболовством и собирательством в качестве подсобных занятий. Как и у других коренных малочисленных народов Севера и Сибири, хозяйство удэгейцев носило комплексный характер, что позволяло сокращать нагрузку на окружающую среду и достигать оптимального для них уровня жизни при минимальном использовании ресурсов. Основы внутригруппового взаимодействия и взаимодействия с окружающим миром были заложены еще в древние времена предками удэгейцев и сохранялись на протяжении всей этнической истории, с передачей экологически и этнически значимой информации от поколения к поколению. Пользование лесными и водными ресурсами регулировалось обыгчно-правовыши нормами. Их определяющими чертами являются гармоничное сочетание запрета и меры при использовании природных ресурсов, проницаемость границ при выделении земельных участков, сочетание прав владения, пользования и ответственности за территории проживания и ведения хозяйства. Эти особенности соответствуют доктрине устойчивого развития и отвечают положениям Конвенции о биологическом разнообразии (с. 70).

Современные формы традиционной хозяйственной деятельности по-прежнему ориентированы на охоту. Официальным охотничьим промыслом на территории среднего и верхнего Бикина занимается община корен-

ных малочисленных народов «Тигр». Охота ведется на территории традиционного природопользования удэгейцев. Это одно из самых крупных охотничьих хозяйств на Дальнем Востоке и самое большое в Приморском крае. Все территория поделена на 24 промысловых участка со средней площадью 500 кв. км. Деление, размеры и структура охотничьих участков были установлены в 1960-х гг. на основании научно обоснованных рекомендаций Всесоюзного НИИ охоты и звероводства во время создания леспромхоза «Пожарский». После ликвидации леспромхоза зоны промысловых участков не расформировывались, а со времени образования общины приобрели подобие традиционных родовых угодий с той разницей, что деление между родами осуществлялось не устно, а на основе договоров, которые глава семьи (рода) заключил с общиной.

Территорию с начала 1980-х гг. пришлось отстаивать от промышленного освоения лесопромышленными предприятиями, в частности, совместного советско-корейского объединения «Светлая». Аборигены в поисках поддержки начали активную информационную кампанию, которое привлекло внимание не только их земляков, но и международного сообщества, экологических организаций. В результате в 1992 г. совместное предприятие «Светлая», получившее поддержку руководства края, тем не менее прекратило свое существование (с. 86).

В современных условиях одним из направлений, соответствующим характеру традиционного природопользования, может стать экологический и этнографический туризм, для развития которого активно используется материальное и нематериальное наследие коренных народов. Развитие этого направления на территории их проживания создает новый вид занятий для местных жителей. Известные своим безупречным знанием таежных территорий и опытом выживания в трудных условиях, удэгейцы на протяжении уже более 300 лет выполняли функции проводников, гостеприимных хозяев и помощников в передвижениях по сложным маршрутам уссурийской тайги.

Судя по этнографическим исследованиям последних лет, в этнокультурном плане бикинская группа аборигенов находится в состоянии довольно зыбкого равновесия. Ее дальнейшая судьба во многом будет зависеть от того, какая стратегия станет основой социально-экономического развития территории. Несмотря на относительную стабильность показателей численности населения и рождаемости, сохраняются проблемы недостаточно высокого социально-экономического положения коренных жителей, отсутствие качественного медицинского обслуживания, необходимость улучшения сферы образования.

Оценивая влияние договора аренды лесного участка общиной коренных малочисленных народов «Тигр», в общем прогнозе развития территории исследователи в первую очередь привлекают внимание к существенному увеличению числа рабочих мест для местного населения, что

является значимым фактором устойчивого развития местного сообщества. Важно также, что на землях, охватываемой договором аренды, располагаются историко-культурные памятники - места родовых стойбищ и священные места.

Учитывая анимистические представления удэгейцев, их особую связь с землей, с рекой Бикин, с тайгой, где живут священные тигры, такую особенность культуры таежных охотников, как их представления о духовной неделимости, цельности данной территории, эксперты приходят к выводу о невозможности выделения в аренду земель только по принципу их хозяйственного использования. Передача территории в аренду общине коренных малочисленных народов позволит защитить сакральные и памятные места на основании их традиций и правовых обычаев.

Эксперты пришли к выводу, что использование природных ресурсов на исследуемой территории иными организациями, кроме организаций коренных малочисленных народов, скорее всего приведет к утрате как природных, так и культурных ценностей, поскольку традиционное природопользование основано на высоких морально-нравственных нормах этого народа, которые и позволили сохранить данную территорию практически в первозданном виде. Утрата природоохранной составляющей неизбежно приведет к невозможности ведения традиционного образа жизни, и, как следствие, утрате культуры народа.

В заключении книги сформулированы конкретные рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления, общине «Тигр», общественным организациям, занимающимся изучением, защитой и использованием природных ресурсов территории расселения удэгейцев.

Т. Б. Уварова

История Калмы1кии с древнейших времен до наших дней. В 3 т. Элиста: ГУ Издательский дом «Гэрэл», 2009. Т. 1. - 848 с. Т. 2. - 840 с. Т. 3. - 752 с.

ЗАВЕРШЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕГО ТРУДА ПО ИСТОРИИ КАЛМЫКИИ

С выходом в свет «Истории Калмыкии с древнейших времен до наших дней» (далее «История Калмыкии») завершен многолетний труд нескольких поколений калмыцких исследователей. Со времени опубликова-