Научная статья на тему 'Этнокультурологическое содержание концепта «Алтай»: материалы к словарю'

Этнокультурологическое содержание концепта «Алтай»: материалы к словарю Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
422
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурологическое содержание концепта «Алтай»: материалы к словарю»

Восприятие: лингвистический и психолингвистический аспекты. -Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - С. 25-33.

3. Рузин И. Г. Когнитивные стратегии наименования: модусы перцепции и их выражение в языке // ВЯ. - 1994. - №6. - С. 79-101.

4. Кожевников М. А. Необычные сочетания с цветовыми прилагательными // Язык и речь как объекты комплексного филологического исследования. - Калинин, 1980. - С. 67-83.

5. Моносова А. Ж., Хомская Е. Д. Изучение эмоциональной сферы методом оценки запахов // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - C. 17-23.

6. Lawless H. T., Engen T. Associations to odors interference. Mnemonics and verbal labeling // G. of Experimental Psychology. - 1977. - V. 3. -№ 1.

Т. А. Голикова

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА «АЛТАЙ»: МАТЕРИАЛЫ К СЛОВАРЮ

Центральным концептом разрабатываемого нами алтайского этнокультурологического словаря является «Алтай».

Хозяином всего Алтая и всех горных вершин считался дух -Алтай-ээзи. Его почитали повсеместно и в каждой местности указывали ту или иную гору, на которой он обитает, как правило, самую высокую. Говорили также, что живет он на ледниках, в пещерах. Дух Алтая всемогущ и милостив к людям. Но, как и все иные духи, он может наказать человека: наслать зимою бурю и ненастье, уничтожить скот, лишить охотников удачи на промысле, если люди забудут о жертве, что должны ежегодно приносить хозяину Алтая. Для него закалывали белого барана с рыжей головой, угощали молоком и чегенем (чеген - кислое молоко, напиток из кислого молока. - Т. Г.). Двойственность по отношению к людям - характерная черта всех алтайских духов, но несчастье человека не их «специальность». Зло настигает человека только в ответ на его непочтение, пренебрежение и жадность [1].

Алтайцы с древнего периода свою жизнь считают связанной с природой, с Алтаем, поэтому в первую очередь, алтайцы поклоняются Алтаю (восхваляют его - алкап, аластап ]ат), он дал возможность человеку выжить в суровых условиях, поклоняются его богатству, которое необходимо человеку, его водам и рекам, без чего невозможна жизнь минеральным источникам, которые

восстанавливают здоровье человека [2. С.3]. Алтайцы возносили такие благопожелания (алкыш сос) Алтаю (дается в русском переводе [3]):

К подножию голубых вершин Приехали в гости, наш Алтай.

Восхваление Алтая, выражение благопожелания ему непосредственно связано с уважением и бережным отношением к богатству природы.

Согласно алтайским легендам, богатый хан Алтай жил на огромной равнине, у которого самым главным сокровищем была дочь - красавица Катунь (Легенда о реке Катунь).

Большой Алтай разделен на множество малых, подобно делению всего населения горной страны, на родовые группы. Земля, на которой жили люди одного рода, формально считалась родовой собственностью (память о ней и по сей день сохраняется на Алтае). В родовую территорию входили пастбища и лесные угодья, места зимовок, стойбищ. На этой земле стояли деревянные или войлочные юрты, загоны для скота, хозяйственные постройки. Такой малый Алтай и был для членов рода истинной Родиной, Вселенной. Когда в сказании говорится, что богатырь расстается со «своим Алтаем», это значит, что он покидает пределы родовой земли. Ради нее совершает он подвиги, о благополучии ее жителей заботится мудрый хан. Весь необъятный физический мир для членов рода сужался до размеров своей земли. А центром небесного мира для алтайца была и остается гора. Когда-то каждая родовая территория тоже имела священную гору, но уже реальную

Алтай - название гор, местность. По сообщению А. Гумбольдта [5. С.24], Алтай означает, по-китайски и монгольски, Золотая гора (Алтаун оола) или Кин-шанъ Древних. Существует несколько точек зрения по поводу этимологии лексемы Алтай. Так, В.В. Бартольд утверждает: «Древнейшее тюркское название для Южного Алтая - Алтын-йыш «золотая чернь», по-китайски Цзинь-Шань или Гинь; эта же горная цепь

Объезжая молодые деревья, Приехали наш Алтай! На Алтай зеленью цветущий, Приехали в гости, наш Алтай! Объезжая кедровый лес. Приехали наш Алтай! На серебром цветущий Алтай Приехали в гости, наш Алтай На звенящие стремена упираясь, Приехали, наш Алтай.

На блестящие стремена упираясь. Приехали наш Алтай. К подножию белых вершин Приехали в гости, наш Алтай! Алтаю, раскинувшемуся как чепрак, Его перевалу - поклон. Морю с катящимися волнами, его броду - поклон. Алтаю, раскинувшемуся как потник, Его перевалу - поклон!

[4. С.66].

иногда называется в научной литературе именем Эктаг, происходящим из записок греческих путешественников VI в. н.э. (очевидно, Ак-таг - Белая гора), однако, по новейшим исследованиям, упоминаемые греками горы следует искать не на Алтае, а в Тянь-Шане... Если нынешнее название также восходит к слову, означавшему «золото», то это может быть только монгольское алтан или алта; к тому же, по-видимому, это название появляется лишь при калмыцком владычестве» [6. С. 100]. Напротив, Э. М. Мурзаев отмечает: «Не убедительно: Алтай -«золотой»... это название, как и Хан-гай, имеет типологическое значение, на что обратил внимание Владимирцов... Нельзя ли сравнить: Ал+тай, Хан+тай, Тай+га... В.В. Радлов исходил из основы ал «высокий», а не алт «золото», что, видимо, более убедительно» [7. С.9]. Ряд исследователей связывают Алтай с тюркским ала+тау «пестрые или пегие горы», т.е. горы, не обладающие вечноснежным покровом, вертикальной поясностью почвенного и растительного покрова. Так, Г. К. Конкашпаев по поводу названия Алтай пишет: «Некоторые исследователи... полагают, что название Алтай состоит из двух слов ал и тай. Причем они, считая их тюркскими, этимологизируют ал - высокий, тай - гора (горы)... В словаре В.В. Радлова (со ссылкой на алтайский язык и с пометой ср.: улу, улук) даны следующие значения слова ал: возвышенный, могущественный, лютый... Но нет примера на «возвышенный» (в смысле «высокий»). Вероятно, слово ал и в алтайском, и хакасском языках не имеет такого значения. В других тюркских языках слово ал не употребляется в смысле «высокий» как эпитет гор. Слова улу, улук в тюркских языках имеют значение «большой», «великий», но не «высокий». Так, что слог ал в названии Алтай осмысливать как «высокий» нет основания. В толковании Алтай решающую роль играет значение слога тай, так как некоторые авторы видят в нем измененную форму тюркского термина таг (гора) и его вариантов. Но ни в одном тюркском языке тай не имеет такого значения. Его также нельзя считать искажением тау, таг и т.д. Районы Алтая с древних времен были местом обитания многих тюркских народов. Но они не могли бы исказить распространенный термин родного языка до такой степени, чтобы затем перестать понимать его значение. Таким образом, версия, что Алтай означает «высокая гора» оказывается несостоятельной... По нашему мнению, Алтай есть название именно монгольского происхождения, имеющее значение «золотоносный» или «место, где есть золото». В монгольских языках слова алтан и алт означают золото. Если к этим словам

(основам) прибавить словообразующий аффикс, то получаются относительные прилагательные алтантай и алттай со значением золотоносный (или место, где есть золото)» [8. С.48-49]. Действительно, в древние времена, еще до нашей эры, в юго-западной части Алтая велась добыча золота. Сами тюркско-монгольские племена в годы их господства на Алтае разработкой золотых месторождений не занимались, россыпные месторождения золота по рекам Алтая им также оставались неизвестными, они были открыты русскими лишь в первой половине XIX в., признаков их более ранней разработки не отмечалось. Из этого следует, что у тюрков, а также и у монголов не было оснований связывать название гор с наличием там золота.

Как указывает О. Т. Молчанова, Алтайские горы когда-то имели, по представлению населения, духа покровителя Каан Алтая. У Алтая есть прозвище Аjа пии, в песнях и преданиях он награждается эпитетами: ада такырчак «отеческая трава»; ак «белый»; алты или торт толукту «имеющий шесть или четыре угла»; артык кежикту «счастливейший»; кок «голубой или синий». В ряде языков Сибири Алтай приобрело значение нарицательное - высокие горы, горная страна, родина. Алтай служит личным именем людей. На территории Сибири довольно много мест, носящих имя Алтай, например, оз., н.п. Алтай (Алтайский р-н Хакасской авт. обл.), хр. Алтай-Сын (Усть-Абаканский р-н Хакасской авт. обл.). По данным Картотеки топонимов Сибири при Томском пединституте, Алтай является наименованием семи н.п., в форме Алтайская служит в качестве имени двух станций и н.п., есть село Алтайское, три оз. Алтай, хр. Южный Алтай и т. д. Можно предположить, что Алтай имело значение вообще духа земли [9. С.131].

Слово алтай, согласно заключению академика Б. Я. Владимирцова, представляет древнюю форму монгольского произношения слова золото. Употреблялось оно не только в значении драгоценный металл, но также и в другом понятии. Наряду с собственным именем (Алтай - конкретный горный массив), в Северо-Западной Монголии этим словом пользовались в таких значениях, как горная страна вообще, алтайские горные луга, кочевья на высоких горах, родные горные кочевья. М. Ф. Розен и А. Д. Сергеев считают, что слово алтай (золото) имело другие значения. На карте Алтая имеется несколько географических объектов, в названия которых входит слово алтын, но не имеющего ничего общего с «золотом». Самое большое и замечательное озеро Алтая Телецкое, называют Алтын-Кель

(Алтын-Кол) - Золотым озером. Название дано озеру только за его исключительную красоту [10. С.110]. Гораздо больше основания считать, что всей горной области было дано имя Алтай за ее величие, красоту природы, богатые пастбища. В языках многих народов, в том числе и в русском, под словом золото, золотой очень часто подразумевают вообще что-то близкое, дорогое, родное.

В связи с этим нельзя не обратиться к эпосу алтайцев, их мифологии. По представлением алтайцев мироздание распадается на три мира: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). В верхнем мире обитает верховное (положительное) божество, в нижнем, подземном царстве живет злой дух (Эрлик). Средний мир, где находится золотой Алтай, есть мир реальных вещей, реальной жизни, божество среднего мира есть одновременно дух Алтая, высший дух, господствующий, по анимистическим представлениям шаманистов, в средней сфере, т.е. на поверхности земли. Таким образом, одним словом Алтай обозначается территория, где живут герои эпоса, вообще люди, земля как таковая, и, вместе с тем, этим словом нарекается дух-покровитель.

В алтайском эпосе «Маадай-Кара» двояко обозначается понятие Алтай: в первом случае Алтайтына означает «своя земля» и «свой Алтай»: ^тен jылга jуртай берген, Алып-кулук Алтайына jатпай кайтты (Семьдесят лет на своей земле Алып-кюлюк [алып - богатырь; кюлюк - богатырь] живет) [Маадай-Кара, с. 67, 251]; во втором случае Алтайга означает одновременно и своя земля и собственно Алтай: Элезинду бу Алтайга Эки конуп, jедип-ий тушти, Кузуу илу бу Алтайга Кун бардырбай, jедип келди. Алтын ташту Алтайына Аткан октый келбей кайтты (На свою землю, где чистые пески, За два дня приехал, На Алтай свой со звоном колокольчиков До захода солнца прибыл, На Алтай свой златокаменный, Как пущенная стрела, примчался) [11. С.81, 266]. В примечаниях указано: «На своей земле - букв.: «на своем Алтае». Алтай - в эпосе обозначает «земля», «территория какого-либо каана, племени», «родина богатыря». Вместе с тем, это слово служит и для обозначения всей земли: айлу-кунду Алтай «солнечно-лунный Алтай». В этом смысле «Алтай» противопоставляется верхнему и подземному мирам» [11. С.461].

В связи с этим Б.Я. Бедюров говорит о формировании Алтая как этноэпического феномена [12. С.372-373]. Алтай предстает стыкующим блоком между тюрками и монголами, а также между тремя мировыми религиями: буддизмом, исламом и христианством. Алтай сумел поэтому совместить в себе

архаические черты эпической общности. Однако эта эпическая общность не ограничивается Горным Алтаем, она простирается от Иртыша до Енисея, с одной стороны, от сибирских лесов до пустынь центра Азии, с другой. В эпосе это также страна, олицетворяющая собой среднюю землю между верхним и нижним мирами; это страна, воспетая в ойрато-калмыцком, бурятском, урянхайском, киргизском, тувинском, хакасском и алтайском эпосах.

В алтайском эпосе Алтай - это огромная страна с прекрасными величественными горами, дремучими лесами, огромными пустынями, могучими реками, безбрежными морями: Алтын ташту бу Алтайы Амыр jаткан эм болуптыр (Златокаменный его Алтай Мирно лежал, оказывается) [11. С.81, 266]; Кумуш ташту Алтайына Кун чалыган бу корунди (Среброкаменный его Алтай Под солнечными лучами сияет) [11. С.82, 266].

На солнечно-лунном Алтае (айлу-кунду) не бывает ни зимы, ни лета: Зайгы ойдиу ол тужунда Заумыр тушпес jай Алтайлу, Кышкы ойдиу бу тужунда Кыру тушпес бий тайгалу (В летнее время На его земле [Алтае] ливней не бывает, В зимнее время На его горе-господине снега не бывает) [11. С.67, 251]; не смолкает пение вещих кукушек: Зети уйелу мо уку терек бу бажында Эки тууей ат бажынча алтын куук Тунге-тушке ун алыжып, Зы укылдаган бу отурды. Алтайына ол болгозын, Ак чечекти jайап турар jа уду болды. Зер устине бу болгозын, Кок чечекти бычыпий jурер jа уду болды (На вершине семиколенного вечного тополя Две одинаковые, с конскую голову, золотые кукушки, Днем и ночью гулко кукуя, Перекликаясь, сидят. [От кукования их] белые цветы На Алтае расцветают. Синие цветы На земле распускаются, - таков их обычай) [11. С. 68-69, 253].

Живет на Алтае шестьдесят каанов [кааан - предводитель, глава рода], семьдесят кезеров [кезер - богатырь], владеющих разномастным неисчислимым скотом и разноязыкими многоплеменными народами: Алтай усти алтан каан Колзой берген бу болуптыр. Зер устиниу jетен каан Туймей берген бу болуптыр. Алтайында бу болгозын, Ат-нерелу jыргал болтыр, Зеринде ле бу ла эмди Ады jаан той болуптыр (Шестьдесят каанов на Алтае - Все зашевелились, Семьдесят каанов на земле - Все задвигались, оказывается. В его стойбище теперь Славный пир устроили, На его земле теперь Большой той затеяли) [11. С.77, 261].

Алтай в эпосе - это вообще обитаемая земля; и сегодня в обыденном сознании алтай - синоним земля, родина. В шаманских и бурханистских гимнах и мистериях разделяются

понятия Jаан Алтай (Большой Алтай) и Кичинек Алтай (Малый Алтай).

Для современного алтайца Алтай - это его родина, его земля, его народ. В современной алтайской литературе выделяются следующие признаки.

1. Родина. Камчы сынду Алтайьм канайып сени jурайын? Канымла тудуш jерлерим, кандый состор табайын? (С хребтами, как камча, мой Алтай, как тебя изобразить мне? Родимые места мои, какие слова найти мне?) [Кокышев]; [традиционный образ народной алтайской лирики: Алтай с хребтами, как камча; камча -плеть, нагайка]; Салкыны jок бу ойдо санам ыраак Алтайда. Суттий айдыу бу тунде, сунеем чаукыр сындарда (В это безветренное время думы мои на далеком Алтае. В эту молочную лунную ночь душа моя на голубых хребтах [гор]) [Самыков]; Кезик студенттер уредузин ]едимду божодып, Алтайына ]анып келзе, олорго специальнозы аайынча иш болбос болор деп ажындыра ]уректери оорыйт (У некоторых студентов заранее болят сердца из-за того, что им, возможно, не будет работы по своей специальности, когда они, успешно закончив обучение, возвратятся на Алтай) [Алтайдыу чолмоны]; Алтай кижи бир катап ак-]'арыктъ1 айланган. Торт таланы катандап, - Торолим - Алтай! -деп бурылган (Однажды алтаец весь мир [букв.: белый свет] объехал. Четыре части света обошел, - Моя родина - Алтай, -сказал, возвратившись) [Укачин].

2. Территориально-административная единица. Туулу Алтайды Кузбассла колбойтон ]ол ]оныбыска ]аан туза берер (Дорога, которая свяжет Горный Алтай с Кузбассом, принесет нашему народу большую пользу) [Алтайдыу чолмоны].

3. Природа. Айлу-кунду Алтайыс эм устине тыш, амыр (в лунно-солнечном Алтае тихо, спокойно) [Укачин]; айлу-кунду алтайлар ачадыс (мы открываем лунно-солнечные алтайские земли) [Кокышев]; Кумран чакта jайы-кыжы билдирбес айлу-кунду алтайда Алтай-Буучай деп батыр jуртаган (В древние времена на лунно-солнечном Алтае, где неразличимы лето и зима, жил батыр Алтай-Буучай) [Алтай-Буучай].

4. Оценка-эмоция. Айланып, апагаш кар тушсе, Алтай jараш -оны суу. Ак чечектер сергизе, Алтай jараш - оны суу (Кружась, белый снег падает, Алтай прекрасен - его люблю. Белые цветы расцветают, Алтай прекрасен - его люблю) [Укачин; Аргымак аттары ак кобукту коп суулар кечер, Алтайга jа уарлары jажына торгуланып турар... Албатызы (у'акшы ба» - деп, jажына суражар, Алтай jаvъlла айылы-/уртына аракылу айылдажар

(Кони-аргамаки будут переходить еще много белопенных рек, Алтай будет вечно наполнен песнями. Народ будет говорить «здравствуйте!», будет приветствовать друг друга, По алтайскому обычаю ходить друг другу в гости [буке.: семьей пить араку]) [Кокышев]

5. Культурологические. Ай jаркынын jабынып, амырап калган Алтай... Тунурдий тоудорин jастанып, туженип jаткан Алтай (Сиянием луны накрывшись, покою предался Алтай... Бубны-холмы под голову подложив, в сон погрузился Алтай) [Кокышев]; Кумран чакта jайы-кыжы билдирбес айлу-кунду алтайда Алтай-Буучай деп батыр jуртаган (В древние времена на лунно-солнечном Алтае, где неразличимы лето и зима, жил батыр Алтай-Буучай) [Алтай-Буучай]; Бажыуайга чач оргускен Бай Алтайыу бир болужын берзин - деди (Твоей голове волосы давший Богатый Алтай пусть поможет тебе, - сказал) [Маадай-Кара]; [образное выражение, означающее, что ребенок родился благодаря вмешательству духа Алтая]; Айлу-кунду бу Алтайга Алып чыгып, jуртай берген, Кун алысты у Алтайына Кунду-айлу бу Алтайга Албанбыла эм экелип (В лунный и солнечный Алтай Взяв, с ней живет, Из мира, где солнца нет, В солнечный и лунный Алтай Насильно приведя.) [Маадай-Кара].

6. Компоненты, обусловленные лексической сочетаемостью алтай (алтайский):

- земля: Алтын ]'ерим - Алтайым (Моя золотая земля - мой Алтай) [Адаров]; Алтай jеримде адалардыу сунези jурер... Айдыу тунде уулдары ойынга келер, Ак чырайлу алтай кыстар jауы кожо удор чумдеер, Айдышкан кысты уулдар качыра берер (Духи отцов на алтайской земле вечно будут обитать. В лунную ночь их сыновья выйдут на игры, Белолицые алтайки будут слагать новые песни. По взаимному согласию парни украдут их в жены) [Кокышев];

- народ: Айылда оскон алтай уулдар (выросшие в аилах алтайские парни [сыновья]) [Кокышев]; Мен кезикте отурала, сананарым: бу бис алтайлар, оро чыкпас кайтканыс деп (Я иногда сижу и думаю: вот мы, алтайцы, почему такие невезучие) [Алтайдыу чолмоны]; Тулку борукту алтай кыстарга тунде Тууей ле уулдар туйка белегин берер. Ас та болзо, албаты деп адалып артар, Алтай кижи мен деп оморкожып jурер... (Алтайским девушкам в лисьих шапках Все равно парни будут тайком давать задаток. Хоть мал числом, народ останется со своим именем, Я алтаец, буду гордиться этим...) [Кокышев];

- язык. Алтай тилим, кару тилим (Мой алтайский язык, мой

дорогой язык) [Кокышев].

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

1. Потанин Г. Н. Духи Алтая (духи гор, воды, культ огня, Алтайские шаманы) // http://www.ded-altai. ru/articles/dukhi_i_legendy_altaj a/dukhi_altaj a_dukhi_gor_vody_k ult_ognj a_altajj skie_shamany/.

2. Кандаракова Е. П. Алтайские благопожелания и обряды их исполнения. - Горно-Алтайск: Г.-А. типография, 1993. - 19 с.

3. Укачина К. Арчынла аластаган Алтайым // Алтайдыу-Чолмоны. -1991. - 4 июль.

4. Сагалаев А. М. Мифологии и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. - Новосибирск: Наука, 1981. - 175 с.

5. Гумбольдт А. Путешествие в 1829 году по Сибири и к Каспийскому морю. - СПб., 1837.

6. Бартольд В. В. Сочинения. Т. 2., Ч. 1. - М.: Изд-во Восточной литературы, 1963. - 1023 с.

7. Мурзаев Э.М. К познанию топонимики Монголии // Топонимика. -Вып. 1. - М.: Наука, 1967. - С. 14-23.

8. Конкашпаев Г. К. Название «Алтай» // Географические науки. -Алма-Ата, 1974.

9. Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтай. - Горно-Алтайск: Г.-А. отд. Алт. книжного изд-ва, 1979. - 397 с.

10. Розен М. Ф., Сергеев А. Д. Алтай: Топонимический и топологический термин // Алтайский сборник. - Барнаул, 1991. -Вып. XIV. - С. 109-112.

11. Маадай-Кара. - М.: Наука, 1973. - 474 с.

12. Бедюров Б. Я. Алтай и центральноазиатская эпическая общность (К постановке вопроса) // Слово об Алтае. История, фольклор и культура. - Горно-Алтайск: Г.-А. отд. Алт. книжного изд-ва, 1990. -С. 368-377.

Е. С. Гриценко ВКЛАД КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ЗНАЧЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА

Когнитивная теория углубила современные представления о значении, связав его с механизмами сознания и акцентировав активную природу понимания. Слова языка соотносятся со схемами (фреймами, скриптами, сценариями), так что употребление каждого слова соответствует части какой-либо схемы

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.