Научная статья на тему 'Этнокультурный образовательный туризм как фактор стабилизации межэтнических отношений в молодежной среде'

Этнокультурный образовательный туризм как фактор стабилизации межэтнических отношений в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ХАРТИЯ ТУРИЗМА / TOURISM CHARTER / КОДЕКС ТУРИСТА / TRAVELLER''S CODE / "КРЕДО МИРОЛЮБИВОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА" / CREDO OF A PEACEFUL TRAVELLER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / EDUCATIONAL ETHNOGRAPHIC EXPEDITIONS / ПОЛЕВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ (СТАЦИОНАРНЫЕ / FIELD OBSERVATIONS / МАРШРУТНЫЕ) / ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ / TOURISM ORGANIZATION IN SCHOOL / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Ирина

В статье подчеркивается значимость этнографического туризма в деле сохранения мира и межэтнической безопасности, развития взаимного уважения и доверия между представителями различных этносов, основанных на познании и понимании самобытности культур и ценностей народов. Автор рассматривает школьную туристскую деятельность как особый источник этнографических знаний учащихся, в которой юные туристы получают возможность «вживания» в другую культуру, приобретения навыков межкультур-ной коммуникации в непосредственном общении, проживания реалий межэтнического взаимовлияния и взаимообогащения. При этом школьная этнографическая экспедиция выступает в системе средств этнополикультурного образования как определенная педагогическая система, состоящая из изучаемого объекта, исследователя-наблюдателя и средств (инструментов) наблюдения программы исследования и избранной методики сбора и фиксации полученных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural educational tourism as a factor of stabilized inter-ethnic relations

The article emphasizes the importance of ethnographic tourism to maintain peace and interethnic security, to develop mutual respect and trust between representatives of various ethnic groups based on their knowledge and understanding of other peoples' cultural identity and values. The author believes that school tourism is a particular source of ethnographic information for students. Due to this, young travellers have a change live in another culture, to acquire intercultural communication skills through direct communication, and live through the realities of interethnic interaction and reciprocal development. Conversely, school ethnographic expeditions act a specific pedagogical system in the system of ethnical and multicultural education. This pedagogical system includes an object of study, an investigator or an observer, and observation tools, i.e. research programmes and methodology of materials collection.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный образовательный туризм как фактор стабилизации межэтнических отношений в молодежной среде»

Ирина Федорова

Этнокультурный образовательный туризм как фактор стабилизации межэтнических отношений в молодежной среде

В статье подчеркивается значимость этнографического туризма в деле сохранения мира и межэтнической безопасности, развития взаимного уважения и доверия между представителями различных этносов, основанных на познании и понимании самобытности культур и ценностей народов. Автор рассматривает школьную туристскую деятельность как особый источник этнографических знаний учащихся, в которой юные туристы получают возможность «вживания» в другую культуру, приобретения навыков межкультурной коммуникации в непосредственном общении, проживания реалий межэтнического взаимовлияния и взаимообогащения. При этом школьная этнографическая экспедиция выступает в системе средств этнополикультурного образования как определенная педагогическая система, состоящая из изучаемого объекта, исследователя-наблюдателя и средств (инструментов) наблюдения - программы исследования и избранной методики сбора и фиксации полученных материалов.

Ключевые слова: Хартия туризма, Кодекс туриста, «Кредо миролюбивого путешественника», образовательные этнографические экспедиции, полевые наблюдения (стационарные, маршрутные), организация туристской работы в школе, поликультурное образоваВ настоящее время среди различных направлений историко-культурного туризма все большее распространение в России и за рубежом получают этнографический и этнический виды туризма [3, с.243].

Культура и быт народов мира, их происхождение, расселение, этническая история и культурные взаимовлияния выступают здесь основными элементами туристского интереса. Любознательность туристов в отношении этнокультурных территорий и населяющих их народов - один из наиболее сильных побудительных

ние, проектная деятельность

Ирина Николаевна Федорова,

кандидат педагогических наук, кафедра поликультурного образования Московского института открытого образования (Москва), infedorova@mail.ru

| s мотивов к путешествию. Чем больше индивидуальных

в-.g черт может найти путешественник в познаваемой им

| 1 культуре, тем привлекательнее она для него.

| § Изучение генезиса туризма позволяет утверждать,

! » что на различных этапах истории путешествия и ту-

§ ! ризм сыграли колоссальную прогрессивную роль в раз-

g § витии человечества в целом, стимулируя науку, разви-

,1 ! тие транспорта, торговлю, дипломатию, и оказывая

'! ? позитивное влияние на ментальность людей. Путеше-

I | ствия настолько прочно вошли в жизнь общества, что

| | превратились в его неотъемлемую составную часть, об-

£ | раз жизни.

S i Туризм оказывает активное воздействие на другие

5 Е секторы экономики, такие, как сельское хозяйство, ин-

| формационные технологии, торговля, производство

== товаров народного потребления, ускоряет социальные

процессы, оживляет местную культурную жизнь, способствует развитию народного творчества, традиций, обычаев и ремесел.

При этом туризм носит исключительно гуманный характер и может осуществляться лишь в мирных условиях, выступая постоянным фактором стабилизации межэтнических отношений, основанном на взаимном познании и понимании самобытности культур и ценностей народов для достижения более высокого уровня уважения и доверия между ними. Подтверждает это принятие Всемирной туристской организацией (WTO) в 1985 г. Хартии туризма и Кодекса туриста [4, с.270]. Данные документы определяют нормы поведения, права и обязанности туристов в ходе участия их в туристской поездке. Туристы, согласно этому Кодексу, должны своим поведением способствовать защите и сохранению окружающей среды, природного, исторического и культурного наследия посещаемой страны. В Ванкувере в 1988 г. состоялась международная конфе-

ренция, в которой приняли участие более 500 делегатов из 65 государств. Итоговый документ конференции, названный «Кредо миролюбивого путешественника», содержит следующие положения [Там же]:

«с благосклонностью и признательностью принимать разнообразие мира, с которым встречаюсь;

уважать и защищать природную среду, которая поддерживает все живое на Земле»;

уважать все культуры, которые узнаю; уважать и благодарить хозяев за гостеприимство; предлагать руку дружбы всем, кого встречу; поддерживать туристское обслуживание, которое разделяет эти взгляды и действует в соответствии с ними, всей душой, словами и поступками;

побуждать других путешествовать по миру в мире». Решения ванкуверской конференции подняли проблему вклада туризма в международное взаимопонимание, всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека без различия расы, пола, языка и религии на должную высоту.

Этнографический туризм - действенное средство сохранения мира и межэтнической безопасности. Районы и территории, находящиеся в зонах этнических и религиозных конфликтов, терпят серьезные убытки от прекращения туризма. Курортный отдых в странах арабского мира, таких, как Египет, Турция, ОАЭ, совсем недавно считавшихся туристской меккой, по причине политического кризиса сегодня переориентирован в более безопасные регионы. Роскошные отели пустуют, население, так и или иначе занятое в сфере туризма, страдает по причине отсутствия работы. На практике духовное содержание туризма должно преобладать над сегментами экономического и материального характера и влиять на гармоничное развитие человеческой личности, способствовать обеспечению равных прав

человека в определении своей судьбы и образа жизни, пониманию этого процесса как уважение человеческих достоинств и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению народов.

Априори цели туризма должны отвечать общественной морали и доброму порядку. В международном праве понятия «добрый порядок», «разумный человек», «разумное количество», «разумная прибыль», «общественная мораль» - категории не только общепо-!? | нятные и доступные, но и имеющие четко определен-

| ное место в правовых нормах.

| Организация образовательных этнографических

II экспедиций обнаруживает ряд серьезных проблем.

Е Во-первых, это трудности взаимопонимания между

представителями разных культур, проистекающие из некоторых этноцентристских установок познающих субъектов. Существует мнение, что для более или менее адекватного постижения других культур пригодны не рациональные методы их изучения, а скорее интуитивное понимание, вживание, врастание в другую культуру, но даже и в этом случае достаточно сложно описать постигаемую культуру на языке постигающего объекта [1, с.25].

Во-вторых, в процессе этнографического экспедиционного познания исследователь не прямо изучает избранный этнос, а образует с ним особую систему, состоящую из трех элементов: а) изучаемого объекта, б) исследователя-наблюдателя; в) средств (инструментов) наблюдения - программы исследования и избранной методики, а также технических устройств, включенных в осуществление познавательных актов. Таким образом, познание другой культуры (другого этноса) из одностороннего и однонаправленного действия познающего субъекта превращается в сложный диалог культур, а объектом познания становится не изучаемый

этнос (культура), а отношение между ним и познающим субъектом [Там же].

Именно поэтому в методах туризма определено непременное воспитание и обучение как собственно туристов, так и подготовка местного населения к приему таковых. Этнографическая туристская деятельность предлагает человеку, с одной стороны, роль гостеприимного хозяина, обеспечивающего туристам лучший прием и обращение без какой-либо дискриминации, с другой - роль миролюбивого путешественника, с признательностью принимающего разнообразие мира.

Туристская работа (занятия туризмом) в школе многообразна. Это походы разных видов (пешие, лыжные, водные), разной продолжительности, разных категорий сложности, экскурсии, экспедиции, туристские лагеря, слеты, разные виды туристских соревнований, конференции, смотры, конкурсы, концерты авторской песни и др. В школьной практике эти формы можно реализовать в двух вариантах: систематические занятия в кружках, секциях, клубах, участие в сложных катего-рийных походах для детей, серьезно занимающихся туризмом; и одно-, двухдневные походы, походы «выходного дня», семинары, экскурсии для более массового классного туризма.

Среди форм этнографического туризма в школе доминантной является этнографическая экспедиция, так как она обладает широкими возможностями для приобретения навыков исследовательской работы, и с педагогической точки зрения является наиболее комплексным средством поликультурного воспитания и развития личности ребенка. Изучая различные стороны жизни народов, историю развития этнических общностей в разные эпохи, нельзя обойтись без данных непосредственного наблюдения за жизнью этноса. Материалы наблюдений, полученные в ходе экспедиции, так назы-

| Ц ваемые полевые наблюдения, являются одним из ос-

& £ новных источников этнографического знания.

| 1 Накопленный исследователями опыт изучения куль-

| § туры и быта народов России и мира методом непосред-

| » ственного наблюдения позволил определить два его

§ 1 направления - стационарный, дающий углубленное из-

§ § учение, но на ограниченной территории, и экспедици-

^ онный, дающий широкий географический охват изуча-

'! || емых явлений, позволяющий установить области их

| | распространения [5, с.31].

II | Организация школьных этнографических экспедиций

£ | включает в себя три этапа: этап подготовки, проведе-

§ Ц ния, заключительный этап [2, с. 15]. Подготовитель-

| Е ный этап предполагает определение исследователь-

| ских целей и задач экспедиции; изучение литературы,

других источников по теме исследования; определение маршрута, транспортных средств, сроков проведения экспедиции; определение состава участников с распределением обязанностей; проверку индивидуальной готовности участников; работу с принимающей стороной; предварительную поездку руководителей на место выезда.

Этап проведения экспедиции - полевая работа - состоит из: 1) наблюдений - тщательного изучения и фиксации всего комплекса этнически своеобразных культуры и быта; 2) опросов местного населения - работы с обоснованно выбранными информаторами в данной этнической общности (ведется по заранее подготовленным программам - «опросникам»); 3) эксперимента — соучастия исследователя в социальном или семейном действе, обряде, событии, естественно возникших в период экспедиционной работы; 4) описания и фиксации материальных памятников (паспортизация предметов); 5) собирания этнографических коллекций; 6) картографирования - создания куль-

турно-ареальных карт, на которых фиксируются отдельные элементы культуры по их типам, количественным характеристикам и т. п.

Заключительный этап экспедиции предполагает: 1) Обработку полученных сведений. Первичная обработка собранных сведений начинается уже в полевых условиях. Она может состоять в перенесении данных, записанных в полевых дневниках, на классификационные карточки. Основным документом учета предметов, поступивших в фонд экспедиции, является полевая опись. Формуляр полевой описи играет роль своеобразных методических рекомендаций, подсказывающих участникам экспедиции, какую информацию необходимо собрать для более точного и полного описания предметов музейного значения. 2) Интерпретацию и обобщение полученных результатов. Новые данные истолковываются в плане выявления исторических, функциональных и, главным образом, причинных связей и отношений. 3) Презентацию проведенной работы. Это может быть написание творческой работы -отчета экспедиции, оформление выставки собранных материалов, создание видеофильма и т. д.

Рассматривая школьный этнографический туризм как педагогический процесс, необходимо отметить его огромный воспитательный потенциал. Все в экспедиции подчинено решению познавательных и воспитательных задач, но работа строится так, что эти задачи решаются на материале экспедиционной жизни. С позиций мировоззренческих туристский поход - это действительная жизнь, проживание и осмысление ее совершается здесь и сейчас. Знания здесь обретаются. Умения выстраиваются. Отношения проживаются.

Для детей туризм - форма активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой, радостными переживаниями, яркими впечатлениями, новыми

знакомствами и общением. А для учителей это совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника и способ активнее воздействовать на его развитие. В походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении.

Кроме того, никакая другая учебная или дополнительная образовательная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к людям, месту и времени. Этнографические туристские поездки совершенно необходимы, так как они «очеловечивают», «одухотворяют» учебный курс.

Полученные в экспедиции материалы рассказывают о связях между народами, о процессах их взаимовлияния и взаимообогащения в различных сферах жизни, способствуя тем самым воспитанию уважения к особенностям жизни разных этносов, о которых школьники имеют отрывочные, иногда неверные представления.

Знакомство с самобытной национальной культурой и народными традициями при непосредственном их наблюдении в жизни наглядно показывает, сколь едино человечество в основных своих стремлениях, в основных целях своей деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, применительно к окружающей природной среде. И, вместе с тем, этнографический туризм дает картину такого многообразия культур, что совершающий путешествие человек проникается чувством глубокого уважения к народам мира, чувством гордости при осознании своего народа как части человечества.

Литература:

1. Основы этнологии: Учебное пособие / Под ред. В.В. Пименова. М.: Изд-во МГУ, 2007.

2. Рождественская С.Б. Школьное краеведение. Этнографическое изучение культуры российского города / Информационно-методический бюллетень экспериментального Центра краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования России. М., 1994.

3. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2008.

4. Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010.

5. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. М.: Высш. школа, 1982.

Irina Fedorova,

Department of Multicultural Education,

Moscow Institute of Open Education, infedorova@maii.ru

Ethnocultural educational tourism as a factor of stabilized inter-ethnic relations

The article emphasizes the importance of ethnographic tourism to maintain peace and in-terethnic security, to develop mutual respect and trust between representatives of various ethnic groups based on their knowledge and understanding of other peoples' cultural identity and values. The author believes that school tourism is a particular source of ethnographic information for students. Due to this, young travellers have a change live in another culture, to acquire intercultural communication skills through direct communication, and live through the realities of interethnic interaction and reciprocal development. Conversely, school ethnographic expeditions act a specific pedagogical system in the system of ethnical and multicultural education. This pedagogical system includes an object of study, an investigator or an observer, and observation tools, i.e. research programmes and methodology of materials collection.

Keywords: Tourism Charter, Traveller's Code, Credo of a Peaceful Traveller, educational ethnographic expeditions, field observations, tourism organization in school, multicultural education, project activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.