Научная статья на тему 'Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Мали'

Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Мали Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / RАБУЛИ АХБОР / ETHNO-CULTURAL CONTEXT / PROFESSIONAL CULTURE / FORMATION / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усман Кулибали

Этнокультурные ценности проявляются не только на бытовом уровне, но и в профессиональной сфере. Они являются очень значимыми в формировании профессиональной культуры будущего педагога. В статье рассматриваются ценностный аспект педагогической деятельности, важность учета этнокультурного контекста в формировании профессиональной культуры будущих педагогов в республике Мали. Автор определяет такие понятия как «контекст», «этнокультурный контекст», «этнокультурные ценности». Он подробно описывает сущность и содержание такой этнокультурной педагогической ценности как Сананкуйяили «шуточное родство», ее роль в сохранении социальной сплоченности на разных этапах исторического становления малийского народа. Здесь также раскрыты сущность и содержание ценностей «Диатигийя» или легендарного гостеприимства, семьи, ответственной солидарности, должного уважения к старшим, пожилым людям и инвалидам, описаны различные сферы их проявления и их значение для укрепления социальных отношений. Автор делает вывод, что включение этнокультурного аспекта в образовательный процесс профессиональной подготовки будущих педагогов поможет приобщить молодежь к национальным культурным ценностям и тем самим сохранять культурную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-cultural context of the formation of professional culture of the future teachers in Mali

Ethno-cultural values are manifested not only in everyday life, but also in the professional field. They are very important in the formation of professional culture of the future teacher. The article considers the value aspect of teaching activities, the importance of considering the ethno-cultural context in the formation of professional culture of the future teachers in the Republic of Mali. The author defines concepts such as “context”, “ethno-cultural context”, “ethnо-cultural values.” He describes in detail the nature and content of such ethnocultural pedagogic value as sanankuya or “facetious relationships”, its role in maintaining social cohesion at different stages of historical development of the Malian people. It also presents the nature and content of values “Jatigiya” or the legendary hospitality, of family, of responsible solidarity, of due respect for elders, old and disabled people; we describe the various spheres of their occurrence and their importance for strengthening social relationships. The author concludes that the inclusion of ethno-cultural aspects into the educational process of training future teachers will help to introduce youth to the national cultural values and therefore preserve the cultural identity.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Мали»

УДК 378

Кулибали Усман

Орловский государственныйуниверситет ouscoul6@gmail.соm

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В МАЛИ

Этнокультурные ценности проявляются не только на бытовом уровне, но и в профессиональной сфере. Они являются очень значимыми в формировании профессиональной культуры будущего педагога. В статье рассматриваются ценностный аспект педагогической деятельности, важность учета этнокультурного контекста в формировании профессиональной культуры будущих педагогов в республике Мали. Автор определяет такие понятия как «контекст», «этнокультурный контекст», «этнокультурные ценности». Он подробно описывает сущность и содержание такой этнокультурной педагогической ценности как Сананкуйяили - «шуточное родство», ее роль в сохранении социальной сплоченности на разных этапах исторического становления малийского народа. Здесь также раскрыты сущность и содержание ценностей «Диатигийя» или легендарного гостеприимства, семьи, ответственной солидарности, должного уважения к старшим, пожилым людям и инвалидам, описаны различные сферы их проявления и их значение для укрепления социальных отношений.

Автор делает вывод, что включение этнокультурного аспекта в образовательный процесс профессиональной подготовки будущих педагогов поможет приобщить молодежь к национальным культурным ценностям и тем самим сохранять культурную идентичность.

Ключевые слова: этнокультурный контекст, профессиональная культура, формирование, этнокультурные ценности, будущий педагог.

Безусловным является тот факт, что этнокультурные ценности являются значимыми и проявляются не только на бытовом уровне, но и в профессиональной сфере. Именно этнокультурные ценности и становятся базой для формирования личностной аксиосферы, определяющей профессионально-значимые ценности будущего учителя.

Обращаясь к проблеме педагогических ценностей, В.А. Сластенин характеризует их как «нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, то есть формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений» [6].

Ценностный аспект педагогической деятельности является доминирующим, так как педагог является носителем и, главное, организатором реализации культурных ценностей. Педагогические ценности, закрепленные в сознании личности, образуют систему профессионально-ценностных ориентаций, определяющих отношение к окружающему миру и моделирующих содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности.

Контекст: (от лат. сойеХш - соединение -связь), - это набор характеристик, которые уточняют условия существования данного феномена, подлежащего изучению, т. е. локализуют события или процессы в пространстве и времени. Контекст - это совокупность причин, обстоятельств, влияющих на существование и развитие каких-либо явлений, ситуаций и т.п. В аспекте задач нашего

исследования, Этнокультурный контекст — это многомерное явление, в содержании которого прослеживается взаимодействие культуры и личности. Он предполагает учет культурных ценностей (традиций, обычаев, идеалов и т.п.), присущих определенному этносу в рассмотрении или изучении какого-либо явления или процесса. Контекст в профессиональном образовании закладывается системой профессиональных ценностей. В рамках нашего исследования аксиологической базой профессионального образования педагогов в Мали мы обосновываем этнокультурные ценности малийцев.

Этнокультурные ценности рассматриваются как совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, предпочтительных черт характера представителей данного этноса, которые сами этнофоры считают наиболее характерными и важными для самосохранения и развития своего народа, для дальнейшего будущего человечества в целом и для реализации предназначения своего народа в мировой истории. «Современное состояние культуры позволяет выделить следующую проблему: исчезновение многих элементов традиционной культуры в условиях массового общества, распространения массовой культуры приводит к образованию в сознании людей своеобразного вакуума» [1, с. 106].

Этнокультурные ценности, как совокупность ценностей материальной и духовной жизни этноса, обуславливают процесс становления и социализации личности, ее восхождения, как к индивидуальности, так и к единству со своим народом.

Наряду с так называемыми универсальными ценностями, касающимися моральных качеств (честность, добросовестность, трудолюбие, терпение, справедливость и т.д.), малийский народ располагает некими своеобразными культурными

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Кулибали Усман, 2015

Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Мали

ценностями, традиционно выделившимися в быту, праздничной культуре и образовании, необходимыми для его существования и развития. Поэтому важная задача образовательных учреждений заключается в том, чтобы основывать учебно-воспитательный процесс, профессиональную подготовку будущих педагогов в вузе на следующих этнокультурных ценностях.

«Шуточноеродство или Сананкуйя». Шуточное родство или «Сананкуйя» в языке бамбана (самый распространенный в стране) является одной из важных этнокультурных ценностей, присущей малийскому обществу и переданной нашими предками со Средних Веков в процессе формирования Великой малийской империи.

Согласно некоторым исследованиям великий император Сундьата Кейтане только установил этику фиктивного родства, но узаконил его в пользу малийской империи в 1235 году после победы объединившихся народов над князем Сумангуру Канте на поляне Кирины возле деревни Кангаба. В 1236 году в Курукан Фуге состоялась большая ассамблея, на которой все вожди провинций Манде поклялись в верности императору. В результате обсуждений была принята хартия из 44 уставов, так называемая Хартия Курукан Фуги, ставшая конституцией малийской империи. Некоторые исследователи не стесняются назвать эту хартию самой первой декларацией прав человека. Поскольку не все люди могли быть дворянами, марабутами или гриотами, то именно хартия определила место каждого патронима (родового имени) в мандинг-ском обществе. Итак, патронимы Кейта, Конате, Кулибали, Джара и т.д. являются всегда дворянами, а Куяте, Думбия, Диабате и т.д. остаются гриотами. Смысл хартии заключился в том, чтобы сблизить народы, поставляя одних на службу другим.

Первоначально слово «Сананкуйя» обозначало священный договор между двумя князями о союзе, основанном на клятве с целью скрепления примирения. Но союз, следовательно, обязывает договаривающиеся стороны и их потомков, сохраняет идею фиктивного родства, которое проявляется в форме юмора, шуток, любезных насмешек. Этот традиционный метод является «системой управления многообразием, которое выходит за пределы кланов, этнических групп, каст и возрастов. Он гарантирует достоинство другого в любых обстоятельствах, потому что его золотое правило - никогда не навредить».

У каждого джаму (фамилия) есть не только родственники, но и сананку, т.е. «шуточные родственники». В качестве примеров можно назвать союзы между фамилиями Диарра и Траоре; Кейта и Кулибали, Туре-Сиссе и Диаби, Бачили и Сума-ре и т.д. «Шуточное родство» может иметь межэтнический характер - уникальное явление в мире (напр. между Мандииго-Фульбе, Баманан-Фульбе,

Сонрай-Догон, Догон-Бозо, Минианка-Сенуфо и т.д.), а также связывать этнические группы с кастами (напр., Фульбе-Кузнецы) или касты между собой («Нуму» - Кузнецы, «Джели» - Гриоты, «Га-ранге» - Сапожники и т.п.).

Но помимо этого игрового, шутливого аспекта, эти отношения «подшучивания» играют важную роль в предотвращений конфликтов и способствуют, таким образом, укреплению норм социального регулирования.

Диатигийя или ценность гостеприимства (от бамбараского слова - попечитель) явля-

ется многовековой традицией, распространяющей концепцию о госте, особенно, о незнакомце как о человеке, которому следует дать почувствовать себя, как дома и необходимо защитить.

Посетитель незнакомец считается священным гостем и следовательно оказывать ему гостеприимство считается обязанностью. Такой смысл обозначает пословица малинке: «Когда незнакомец приходит к нам домой, единственное, на что он может жаловаться, это то, что он обжег себе руку во время еды». Это чувство гостеприимства, толерантности и защиты незнакомца считается культурным фундаментом малийского народа. С незапамятных времен наши предки всегда принимали радушно, без задних мыслей, незнакомцев.

Народная мудрость гласит:

«mдgдmiyasebдakдnдkдшkanaife, о%1каТшшуе», что означает «тот, кто утруждается навешать тебя, лучше тебя» и следовательно заслуживает особого обращения.

Путешественник или незнакомец не нуждается в том, чтобы загружаться бесполезными грузами: в каждой деревне, где он останавливается, он становится гостем главы и следовательно бесплатно получает помощь от других (пища, ночлег, защита, и т.д.). Он может пробыть там столько времени, сколько понадобится, и может, в некоторых случаях, стать членом сообщества.

Диатигийя обеспечивает иностранцам приятное пребывание и делает общение очень дружественным. Многие посетители имеют незабываемые воспоминания от пребывания в Мали.

Ответственная солидарность рассматривается в качестве основы взаимных обязательств между членами сообщества, которые дают право на бескорыстную помощь, защиту или обязанность совместно работать, разделять горе или радости с общиной и т.д.

Старики, больные, инвалиды, вдовы и сироты не оставляются на произвол судьбы (вплоть до нищенского существования, как это нередко сегодня происходит в некоторых обществах). Малийская солидарность представляет собой высшую человеческую ценность, потому что община заботится обо всех и предоставляет каждому необходимую помощь. Особенно данная солидарность проявля-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

107

ется, когда члены сообщества сталкиваются с одним из трех событий, которые соответствуют трем основным стадиям изменения состояния личности и ее преобразования (взросления): рождение ребенка, свадебные торжества, строительство жилья и похороны. Друзья, соседи, знакомые участвуют в расходах, облегчают заботы, и таким образом, способствуют укреплению социальных и дружеских связей между членами сообщества. Сегодня данная ценность поддерживается на государственном уровне, так как октябрь был объявлен месяцем солидарности и борьбы против социальной изоляции. В этот период государственные и частные организации раздают нуждающимся семьям продукты питания и денежные пособия.

Ценность должного уважения к старикам и инвалидам всегда представляла собой очень важную традиционную ценность в малийском обществе. Оно основано на иерархии возрастов, которая определяет, по возрастным ступенькам место, которое каждый должен занимать в группе. Каждый находится на своем уровне и должен проявлять уважение к тем, которые занимают ранги повыше. Например, принято, чтобы незнакомые люди, по любезности, поздоровались при встрече. А также недопустимо, чтобы во время какой-либо церемонии или ритуала молодой человек сидел, в то время, как пожилые люди стоят, или, чтобы молодой человек пассивно смотрел, как пожилые люди носят слишком тяжелые грузы, не оказав им помощь.

Мы обязаны уважать и ценить инвалидов и больных, которых природа лишала возможности наслаждаться движением и трудом, а также беженцев и иностранцев, которых непредвиденные обстоятельства жизни (происшествия) оторвали от своей родины, работы, надеясь, что нам ответят тем же, в случае суровых испытаний.

Возраст имеет огромное значение во всех социальных структурах страны: семейной, общинной, а также организационно-управленческой (бюрократия, бизнес). В этих структурах старейшина, по возрасту и социальному положению, которые ему присвоены, обладает большим авторитетом. Он является лидером клана. Он отвечает за организацию жизни клана и принимает все решения (управление земельными участками, распределение богатства, соблюдение общественного порядка и справедливости и т.д.). Как хранитель традиций и обладатель мудростью предков, старейшина является уважаемым и священным лицом и обладает способностью проклинать и благословлять, а также играет роль советника и является объектом подражания для молодежи.

Ценность семьи. Одной из особенностей ма-лийской семьи является ее размер. Ее реальный размер выходит за рамки самой молекулярной семьи, постепенно распространяется на различные компоненты, начиная от близких до дальних членов

родового клана. Малийская концепция семьи основана на братской солидарности и включает в себя помимо отца, матери и детей, братьев, сестер, дядей, теть, двоюродных братьев и сестер, а также бабушек и дедушек. Все они чувствуют себя солидарными друг с другом, как братья и сестры.

Семья является «пуповиной», которая связывает человека с другими. Это означает, что можно наблюдать характер полученного воспитания через поведение детей. Как ценность, семья передает близость, которая характеризуется чувством обмена, подчинение родительской власти, сдержанностью, а также открытостью, проявляющейся в услужливости, вежливости и гостеприимстве.

Семья является социально-экономической базой группы в землепользовании. Этот тип социально-политической и экономической организации развивал ряд основных ценностей, которые являются общими для ряда африканских стран. Среди них можно перечислить чувство солидарности и чести, чувство общинных и личных отношений, чувство диалога и т.д. Эти ценности занимают достойное место и, вероятно, будут интегрированы в процесс развития. Все члены семьи считают, что произошли от общего предка. Родственные связи существуют не только по природе, но по культуре. Живые люди ощущают себя в процессе ежедневного общения с предками. Семья абсолютна, чтобы линия жизни не прерывалась. Кроме того, семья имеет коллективный характер и нравственное воспитание детей становится коллективной ответственностью клана. Старейшина следит за тем, чтобы потребности всех членов были удовлетворены.

В заключение следует отметить, что в связи с глубокими политическими и социально-экономическими изменениями, обусловленными глобализацией, понимаемой как процесс вестернизации культурных ценностей, многие африканские страны, в том числе и Мали, осознали необходимость внедрять этнокультурный компонент в программу профессиональной подготовки будущих педагогов и далее в учебный план школы. Это способствует формированию их профессиональной культуры, приобщению молодежи к основным ценностям национальной культуры и тем самим сохранению культурной идентичности.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Этнокультурные ценности и формирование эстетической культуры студентов // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 105-109.

2. Bwalwel, omi Jean-Pierre.Family and Negro African option of society [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ayaas.net/contribution/ bwalwel.php.

3. Konate Doulaye. Endogenous foundations of a culture of peace in Mali. - Bamako, 1977. - P. 105.

108

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

Педагогическое обеспечение процесса самообразования курсантов в современном военном вузе

4. Mungala A.S. The traditional education in Africa Africaines». 1st edit., P.150.

and its core values. - Gent, 1982. - P. 511. 6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.

5. Niane Djibril Tamsir. Sundjata: an epicof old Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с. Mali. Paris. 1960. Publishing house «Presences

УДК 355; 378

Кульков Геннадий Викторович

кандидат педагогических наук Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ

Главным достижением осуществляющейся модернизации образования в России является предоставление возможностей для самообразования. Анализ развития российского образования позволяет выделить тенденцию, связанную с её ориентацией на реальные нужды и запросы обучающихся, что является убедительным свидетельством жизнеспособности и притягательности одной из ведущих идей - идеи вариативности образования. В этой связи военная реформа на современном этапе потребовала пересмотра стратегий образования в высшей военной школе и обусловила новое понимание образовательной деятельности курсанта как процесса и результата собственной заботы и ответственности. Факт неизбежности образования на протяжении всей жизни как вызов времени актуализирует педагогическую проблему в военных вузах - организацию специальных условий самообразования курсантов.

Ключевые слова: обеспечение, педагогическое обеспечение, самообразование, самоорганизация, военный вуз, профессиональные ориентиры, самостоятельность.

Изменяющаяся социально-экономическая обстановка в России и мире, преобразование обществ, обусловливают необходимость подготовки специалиста высокого класса, который отличается профессиональной мобильностью, способностью к творческой самореализации, умением быстро пополнять и обновлять знания, обрабатывать нарастающий поток информации. В военном вузе закладывается база необходимых знаний для реализации профессиональной деятельности, которая в дальнейшем должна совершенствоваться, пополняться самостоятельно военными специалистами. В таких условиях формирование готовности к самообразованию в обучении становится особо актуальной при подготовке будущих офицеров, так как это позволит им самостоятельно компенсировать недостаточность знаний, необходимых для профессионального роста.

Поступательные реформы в системе высшего военного образования, предпринимаемые в рамках модернизации вооруженных сил России, характеризуются масштабностью и разноплановостью. Так, наряду с общим сокращением в структурах Вооруженных Сил России, сокращается и набор курсантов в высшие военные заведения. Если раньше на первый курс принималось около 15-17 тысяч молодых людей, то сегодня цифра не превышает 7,5 тысяч. Весьма показательно, что сокращение происходит на фоне деполитизации вооруженных сил, где упраздняются политработники и ставка делается на психологов, священников, комитеты солдатских матерей и общественные палаты [2].

Готовность к решению различного рода задач требует от курсанта наличия у него стремления к самосовершенствованию, проявлению самостоятельных действий в меняющейся обстановке, спо-

собности к систематическому самостоятельному освоению материалов обучения. Поэтому успех самообразования напрямую зависит от следующих факторов осознания курсантами необходимости приобретения дополнительных знаний: умения планировать и предусматривать последовательные шаги в поиске ответов на возникающие вопросы; умения осуществлять отбор из ранее усвоенных знаний, актуализировать их и соотносить с решаемой проблемой; желания найти ответы на возникшие вопросы, необходимости познания нового; создание условий для реализации потребности в самообразовании.

Военные вузы, согласно указанным тенденциям, корректируют стратегию подготовки курсантов и все более ориентируются на гражданский формат высшего образования. Совершенствуя учебно-воспитательный процесс и функционально сближаясь с гражданскими вузами и университетами, военные вузы в числе ключевых своих задач рассматривают реорганизацию казарменного распорядка жизнедеятельности курсантов. Курсантам предоставляется все больше возможностей для самоорганизации и самообразования. Но в силу инерции традиционного уклада подготовки курсантов в военном вузе, к должной самоорганизации, а соответственно, и к самообразованию, курсанты оказываются неготовыми.

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование - одно из средств самовоспитания» [3].

© Кульков Г.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.