УДК 39 + 77
DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-3-35-44
Этнокультурные сообщества Севера в этнокино «У берегов Чукотского моря» Григория Смирнитского: история съемок
И. А.Головнев
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Россия
Аннотация
Основанная на анализе архивных материалов, данных печатной периодики и кинохроники статья вводит в научный оборот информацию о советском этнографическом фильме «У берегов Чукотского моря» режиссера Г. И. Смирнитского как визуально-антропологическом документе. В работе рассмотрены особенности киноповествования об эволюции этнического сообщества чукчей в период культурных и экономических преобразований в СССР в начале 1930-х гг. Оно создавалось в контексте специфики советского кинопроизводства и в связи с соответствующими процессами в государственной национальной политике. Методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка - представление в виде кинотекста. Показан потенциал кино как формы фиксации и трансляции этнографического материала в качестве многослойного исторического источника. Ключевые слова
Чукотка, этнографическое кино, визуальная антропология, Г. И. Смирнитский Благодарности
Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-09-00076) Для цитирования
Головнев И. А. Этнокультурные сообщества Севера в этнокино «У берегов Чукотского моря» Григория Смирнитского: история съемок // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 3: Археология и этнография. С. 35-44. БО! 10.25205/1818-7919-2019-18-3-35-44
Ethnocultural Communities of the North as Shown in Ethnocinema «Coast of the Chukchi Sea» by Grigory Smirnitsky: Shooting History
I. A. Golovnev
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography of RAS St. Petersburg, Russian Federation
Abstract
Purpose. History of visual anthropology in Russia is full of big names, heroic expeditions and classic films. Based on research and pursuing artistic goals, production of ethnographic films was also part of a grand Soviet experiment on creating a unique national identity. Soviet authorities used popular "cultural films" as a means of bringing together the peoples of the new Soviet Union on the screen. This article deals with exploring the film-image of the culture of the Chukchi on the example of a classic documentary film shot by Grigory Smirnitsky, a pioneer of the Soviet visual anthropology. The film was a result of the Chukotka expedition conducted by the film group of the Soyuzkino factory under the leadership of A. Litvinov, one of pioneers and icons of the national ethnographic cinema. The film "Coast of the Chukchi Sea", the main result of the film expedition which has survived up to our days, was created by an A. Litvinov's assistant, a young director and scriptwriter G. Smirnitsky. Due to the specifics of silent movies, this film is a kind of a cinematic text as it consists of approximately the same number of frames and text captions alternating in the narrative. In this regard, an effective method for analyzing this film applied in this article is its decoding, a «translation» into a text format.
© И. А. Головнев, 2019
Result. The resultant film-text allows us to identify and analyze, on the one hand, the features of the screen image of the Chukchi culture of the early twentieth century. On the other hand, we analyzed the basis of the specific creative method of the director-researcher. G. Smirnitsky's creativity is a perfect example of how a film potential can be used as a form of research cognition. The method discovered by the director in the expedition helps to combine research and documentary elements into a film so that the film could convey not only some information about the events shown, but also their figurative and emotional context.
Conclusion. Based on the analysis of visual, textual and archival materials, we come to the conclusion that this documentary film phenomenon is a valuable historical source. Studying Soviet ethnographic cinema, including the film "Coast of the Chukchi Sea", enriches the source base of modern science with audiovisual ethnographic materials and equips scientists with proven scientific and creative methods that could be used in modern research practice. Keywords
Chukotka, ethnographic cinema, visual anthropology, Smirnitsky Acknowledgements
The work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 18-09-00076 For citation
Golovnev I. A. Ethnocultural Communities of the North as Shown in Ethnocinema «Coast of the Chukchi Sea» by Grigory Smirnitsky: Shooting History. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 3: Archaeology and Ethnography, p. 35-44. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-3-35-44
Введение
С развитием визуальной антропологии в России и в мире изобразительные и звуковые ресурсы все более обогащают науку - не только как технические инструменты, но и в качестве новых форм исследовательского познания. Не последнюю роль аудиовизуальные компоненты играют и в презентации научного знания. В этой связи изучение исторического опыта создания этнографического кино актуализирует и развитие современных научно-творческих практик. Значимость заявленной темы дополняется необходимостью введения в научный оборот целого пласта информативных материалов - этнографических фильмов раннего советского периода, являющихся «документами» своего времени и, при должной исследовательской критике, служащих комплексным визуально-антропологическим источником [Разлогов, 2010]. Но эти фильмы не становились объектами полноценного историко-антропо-логического анализа, а имеющиеся тематические работы [Дерябин, 1999; Магидов, 1998; 2005; Шлегель, 2002; Sarkisova, 2015] в основном сосредотачивались на исторической проблематике в развитии отечественной визуальной антропологии.
Изучение междисциплинарной темы производства советского этнографического кино предполагало анализ нескольких видов источников: этнографического кино, архивных фондов, материалов периодической печати рассматриваемого периода. В частности, наиболее интересные, с исследовательской точки зрения, материалы о Чукотской киноэкспедиции содержатся в дневниковых записях членов киногруппы, сохранившихся в архиве А. А. Литвинова в Государственном архиве Свердловской области, а также в подборке воспоминаний участников съемок, объединенных в статье А. А. Литвинова «Снежными тропами Чукотки» (опубликована в главном рупоре советской кинематографии - газете «Кино»). Дополнительно привлекалась научная литература по смежным с этой тематикой вопросам - эволюции национальной политики и идеологии в СССР в изучаемый период.
На рубеже 1920-х - 1930-х гг. производство этнографического кино в СССР достигло индустриального уровня: крупнейшие кинофабрики имели в тематическом плане обязательный выпуск фильмов о народностях и регионах страны, кинотеатры - обязательные места в сетке кинопроката. Рост количественный - порядка 200 фильмов в год, сопровождался развитием качественным - от кинозарисовок к полноформатным фильмам [Лебедев, 1965]. В этнокино работали ведущие режиссеры-документалисты и ученые-консультанты, составлявшие научно-творческие тандемы: В. К. Арсеньев - А. А. Литвинов, М. С. Сергеев - В. А. Ерофеев, О. Ю. Шмидт - В. А. Шнейдеров. Они создали классические образцы отечественной и миро-
вой документалистики («Лесные люди» (1928 г.), «Крыша мира (Памир)» (1929 г.), «Два океана» (1933 г.) и др.).
С одной стороны, «сверху», этому способствовал курс национальной политики «корени-зации» [Красовицкая, 2012] - отработка основополагающей позиции большевистской революционной повестки «о праве наций на самоопределение». В этой связи ведомственная мода на обнаружение первобытного коммунизма у малочисленных народностей СССР отвечала поискам «опоры» официальной идеологии в реальности 1. Ленинский тезис о возможности перехода от «первобытного» строя к коммунизму, минуя капитализм, стал драйвером программы уникального советского эксперимента по нациестроительству [Тишков, 2010].
С другой стороны, «снизу», развитие направления этнографического кино подпитывалось популярностью у зрителей, поскольку для многих оно было увлекательной возможностью совершить (кино)-путешествие в отдаленные уголки огромной страны. Кроме того, этнографическое кино внедрялось в систему образования, сопутствуя переселенческим проектам государства и становясь выгодным направлением советского экспорта. Своеобразной квинтэссенцией этих процессов был запуск по инициативе ЦК партии беспрецедентного по масштабам проекта «Киноатлас СССР», объединявшего силы профессионалов кинематографа и науки по созданию более чем 150-серийного киноальманаха о народностях и территориях страны - образной «конструкции» единого многонационального Союза на экране 2. Фильм «У берегов Чукотского моря», анализу которого посвящена эта статья, создававшийся в рамках проекта «Киноатлас», является характерным образцом советского этнографического фильма как комплексного визуально-антропологического источника.
Фильм снимался в ходе Чукотской экспедиции киногруппы фабрики «Союзкино» под руководством А. А. Литвинова - одного из первопроходцев и классиков отечественного этнографического кино. Экспедиция на Чукотский полуостров 1932-1933 гг. явилась первой крупной этнографической поездкой А. А. Литвинова, состоявшейся без участия постоянного его консультанта - известного исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева, ушедшего из жизни в 1930 г. Чукотская экспедиция планировалась как разъездной длительный кинопоход - 17 месяцев, и результатом ее должны были стать разножанровые кинокартины о жизни чукчей и эскимосов - две художественные («Чжоу» и «Хочу жить») и одна документальная («У берегов Чукотского моря»). Создание фильма «У берегов Чукотского моря» -единственного фильма киноэкспедиции, дошедшего до наших дней, было поручено ассистенту А. А. Литвинова - молодому режиссеру и сценаристу Г. И. Смирнитскому [Якимов, 1932].
Георгий (Юрий) Иванович Смирнитский (1905-1963 гг.) родился и вырос в Москве. В 1926 г. поступил на литературный факультет Московского университета, который окончил в 1931 г. После окончания МГУ работал сценаристом на фабрике «Совкино», где и познакомился с опытным режиссером экспедиционных фильмов А. А. Литвиновым. Кинопоход на Чукотку стал профессиональным крещением молодого кинематографиста - режиссерским дебютом Г. И. Смирнитского в советском кино. Создав как режиссер еще несколько экспедиционных фильмов, например «От Каспия к Памиру» (1935 г.), «Западная Сибирь» (1937 г.), он позднее сосредоточился на сценарной и писательской деятельности (рассказы «Соль», «Винчестер» (1937 г.) и др.) 3. Завершил свою творческую работу в кино он на редакторской должности - в 1944 г. был принят в штат Центральной студии документальных фильмов, став впоследствии ее главным редактором, где проработал до 1963 г.
Летом 1932 г. киногруппа выехала из Москвы во Владивосток, а в начале августа того же года начался непосредственно экспедиционный маршрут - пароходом через Японию в бухту Лаврентия, где находилась культбаза Комитета Севера, которая должна была служить базой для работ киноэкспедиции. В основной состав экспедиции входили 10 человек: руководитель
1 См.: Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.: ОГИЗ, 1931. 496 c.
2 РГАЛИ. Ф. 645. Оп. 1. Д. 356.
3 Там же. Ф. 620. Оп. 1. Д. 299. Л. 1.
киногруппы А. А. Литвинов, ассистент режиссера Ю. Смирнитский, помощник режиссера В. Третьяных, директор группы Ф. Якимов, операторы А. Солодков и А. Ю. Левитан, актеры И. Быков, Б. Плотников и артисты Владивостокского китайского театра.
Междисциплинарность предмета этой статьи предполагала и применение соответствующей исследовательской методологии, объединяющей историко-антропологические и кинематографические методы. И поскольку фильм «У берегов Чукотского моря» представляет собой визуально-текстовое повествование из примерно равнозначного количества перемежающихся кинокадров и информационных титров, то эффективным методом его рассмотрения оказалась исследовательская «расшифровка» фильма и представление в формате кинотекста.
Фильм «У берегов Чукотского моря» 4 как кинотекст
Титр. У БЕРЕГОВ ЧУКОТСКОГО МОРЯ.
Панорама побережья Чукотского моря. Низкое солнце. Льды.
«В ноябре на всю долгую зиму льды, снега, и небо охватила седая бесконечная мгла. Солнце проглядывало на несколько минут и тотчас же гасло. Снежные волны полярного урагана опеленали стены и крыши домов густым холодным саваном», - вспоминали участники киноэкспедиции [Литвинов, 1933. С. 4].
Титр. НА ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, ПЕРЕСЕКАЯ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ...
Кадры заснеженных сопок.
Титр. ... СПУСКАЯСЬ К БЕРЕГАМ ЧУКОТСКОГО МОРЯ.
Кадры отвесных утесов на побережье. Птичий базар на сопке.
Титр. .ПРОСТИРАЮТСЯ ВЕРШИНЫ АНАДЫРСКОГО ХРЕБТА.
Кадры заснеженных вершин Анадырского хребта.
Титр. СЕЛЕНИЕ БЕРЕГОВЫХ ЧУКЧЕЙ.
Общий план чукотского поселения на фоне сопок. Яранга.
Участник киноэкспедиции Б. Плотников так вспоминал их с Г. И. Смирнитским визит на стойбище: «Мы входим, вернее вползаем в полог. Стены, пол и потолок - все обтянуто шкурами и мехом. На полу сидят догола раздетые по обычаю жена хозяина яранги и старая чукчанка. Хозяин курит махорку. В пологе жарко. Светятся глиняные блюда - экки, наполненные моржовым жиром с фитилями из мха. Душный запах сыромятной кожи. Над огненными блюдами подвешены ведра для растапливания льда» [Там же].
Титр. КОРОТКИМ ПОЛЯРНЫМ ЛЕТОМ, КОГДА МОРЕ ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТО ЛЬДА.
Кадры прибрежной полосы моря, полыньи среди льдов. Чукчи спускают на воду лодки.
Титр. НА ОХОТУ.
Охотники морзверобои в лодках отчаливают от берега.
Титр. ВДАЛИ ОТ РОДНЫХ БЕРЕГОВ, В ОТКРЫТОМ МОРЕ ПО НЕСКОЛЬКО СУТОК ПРОВОДЯТ ОХОТНИКИ.
Кадры льдов в море. Среди льдов движутся лодки охотников. Охотники в лодке: высматривают добычу в бинокль, готовят ружья и гарпуны. Голова моржа на поверхности моря. Охотники стреляют. Морж ныряет, делает кувырки в воде. Охотники подплывают к моржу, бросают гарпуны. Добивают добычу выстрелом в упор.
Титр. НА БЛИЖАЙШЕЙ ЛЬДИНЕ .
Охотники вытаскивают тушу моржа из воды на льдину. Точат ножи. Разделывают добычу.
4 РГАФД. Учетный № 2687. Производственный № 1-2914. Немой, черно-белый кинофильм. 22 минуты. Мос-кинокомбинат, 1934.
Титр. ОХОТНИК, ЗАМЕТИВШИЙ ЗВЕРЯ, ПОЛУЧАЕТ В ПРЕМИЮ ШКУРУ И КЛЫКИ.
Голова моржа с клыками. Охотники раскладывают разделанную добычу.
Старик возле полуземлянки смотрит вдаль в подзорную трубу.
Титр. С ОХОТЫ.
Вдали виднеются фигуры возвращающихся на стойбище охотников.
Мужчина и женщина растягивают и закрепляют на поверхности земли шкуры для просушки.
Группа охотников заезжает на стойбище на собачьих упряжках. Разгружают нарты с добычей.
Титр. ОБЫЧАЙ ТРЕБУЕТ ПЕРЕД РАЗДЕЛКОЙ ЗВЕРЯ.
Мужчины отпивают из кружки, затем выливают остатки жидкости на морду добытой нерпы.
Титр. ОХОТА БЫЛА УДАЧНОЙ.
Мужчина кормит собак.
Из дневника киноэкспедиции: «Однажды киноаппарату удалось запечатлеть необычайную картину: двое чукчей раскопали яму, где хранился "копальхен" - моржовое мясо, заготовленное на зиму. Запах мяса привлек несколько сот собак. Они неслись по направлению к яме со всех концов стойбища с лаем, кидаясь и кусая друг друга. Чтобы спастись от буйной собачьей своры, чукчи стали разбрасывать прелые куски мяса и, пользуясь собачьей междоусобицей и дракой из-за каждого куска, быстро засыпали яму снегом» 5.
Титр. ДОБЫВАЯ ПИЩУ НА ДОЛГУЮ СУРОВУЮ ЗИМУ.
Птицы кружатся над высокими прибрежными хребтами. Гнездо на вершине сопки. По крутой поверхности сопки взбирается охотник. Добирается до гнезда, собирает птичьи яйца.
Сборы множества птичьих яиц рассортировываются женскими руками.
Два охотника идут к морскому побережью. Над береговой полосой - стаи птиц. Охотники целятся, стреляют, достают из воды дичь.
Титр. СТАРИННЫЙ СПОСОБ ОХОТЫ ПРАЩЕЙ СОХРАНИЛСЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Мальчик с пращей охотится на птиц. Целится, кидает, попадает.
Титр. ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ - СЫТНОЕ ВРЕМЯ.
Мальчик приносит на стойбище тушки нескольких добытых на охоте птиц.
Собрание мужчин у яранги. Один говорит, остальные слушают.
Титр. Я ВИДЕЛ ЛЕТАЮЩУЮ БАЙДАРУ, КРЫЛЬЯ ЕЕ БЛЕСТЕЛИ НА СОЛНЦЕ.
В кадре - самолет. Мужчина продолжает свой рассказ.
Титр. ПЕРЕЛЕТЕВ ЧЕРЕЗ ВЫСОКУЮ ГОРУ, ОНА СЕЛА НА ВОДУ, ГДЕ НА БЕРЕГУ ЖИВУТРУССКИЕ.
Поселок на берегу. Ровная улица деревянных домов и хозяйственных построек.
Титр. КУЛЬТУРНАЯ БАЗА В ЗАЛИВЕ ЛАВРЕНТИЯ.
На улице культубазы. Работники ходят. Флаг больницы развевается на ветру. Санитарка выводит из помещения больницы пациента на костылях.
По воспоминаниям участников киногруппы, «интерес представляют моменты культурной перестройки и нового советского быта чукотской тундры. Тут и школа ликбеза, посещаемая старыми чукчами, которые изучают свой родной язык по новой методике, разработанной знатоком Чукотки академиком Таном-Богоразом. Каждый год культбаза выпускает новые группы чукчей-курсантов, которые являются проводниками социалистической культуры в поднимаемых к новой жизни стойбищах» [Литвинов, 1933. С. 4].
5 ГАСО. Ф. Р-2581. Оп. 1. Д. 93. Л. 51.
Титр. ЛУЧШИЙ НА ПОБЕРЕЖЬЕ СОБАЧИЙ ПИТОМНИК.
Кадры работы собачьего питомника на культбазе.
Титр. ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА НА 67-ОЙ ПАРАЛЛЕЛИ.
Дети играют в игрушки на уличной площадке.
Титр. В ДНИ ОТДЫХА...
Мужчины играют в волейбол на спортивной площадке.
Титр. КАЖДУЮ ОСЕНЬ КОЧЕВНИКИ-ОЛЕНЕВОДЫ СПУСКАЮТСЯ С ГОР НА ОБМЕННЫЙ ТОРГ С БЕРЕГОВЫМИ ОХОТНИКАМИ.
Оленеводы гонят стада оленей.
Титр. В ДОЛИНЕ РЕКИ «ВОЛЧЬЕГО ПОМЕТА».
Береговые охотники и оленеводы обмениваются товарами. Общаются. Оленеводы загоняют стадо. Ловят арканами оленей. Забивают несколько оленей - укладывают на землю и закалывают ножом в сердце.
Устраивают совместную трапезу.
Титр. ОТДЕЛЕНИЕ КООПЕРАТИВА В ДАЛЕКОЙ ТУНДРЕ.
Работник кооператива отпускает товары тундровикам.
«На культбазе чукчи приобретали в кооперативе роскошные предметы из неизвестных им стран: сахар, нитки, бумазею, ножи, спички, муку и жевательный табак», - комментировал режиссер [Литвинов, 1933. С. 4].
Титр. КОРОТКОЕ ЛЕТО СНОВА СМЕНИЛА ЗИМА.
Зимний пейзаж. Побережье скованно льдами. Заснеженная пустыня зимней тундры. По глубокому снегу на снегоступах идет охотник.
Титр. НА ПЕСЦОВ И ЛИСИЦ.
Охотник устанавливает в снегу капкан, уходит. Лисица попала в капкан. Охотник достает добычу из капкана, оценивающе оглядывает мех.
Титр. ОХОТНИЧЬИ АРТЕЛИ СДАЮТ ПУШНИНУ КООПЕРАЦИИ.
Строение с надписью «колхозный склад». Чукчи достают из нарт пушнину. Работник склада развешивает шкурки на специальные вешала возле склада. Множество шкурок сушатся на ветру.
Титр. 7-ГО НОЯБРЯ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ.
Здание культбазы с советским флагом.
Титр. В ЗАЛИВЕ ЛАВРЕНТИЯ.
Собрание на улице. Работники культбазы произносят речи. Чукчи слушают.
По воспоминаниям руководителя киноэкспедиции, «работники культбазы говорили речи о цели пребывания здесь культурных работников, о жизни в далекой советской стране, о коммунистах, о Ленине и Сталине, о комсомоле и о том экономическом и культурном перевороте, который совершает революция среди народностей, ранее выброшенных за борт так называемого цивилизованного мира и ныне приобщаемых к революционной культуре» [Там же].
Титр. БЕГА НА СОБАКАХ.
Спортивные состязания - заезды на собачьих упряжках.
Титр. СТРЕЛКОВЫЕ СОСТЯЗАНИЯ.
Чукчи соревнуются в меткости, стреляют из ружей по мишеням.
Титр. В УЭЛЛЕНЕ.
Кадры жилых, хозяйственных и административных зданий в поселении Уэллен.
Музыканты играют на гармони, балалайках. Транспарант с надписью «Вперед, за построением социализма во второй пятилетке». Выступление детей с песней. Зрители аплодируют.
Титр. В ВАНКАРЕМЕ.
Виды поселения Ванкарем. Чукчи в яранге бьют в бубны, поют. Национальный женский танец - исполняется на улице.
Титр. НА ВСЕМ ПОБЕРЕЖЬЕ.
Мужчины исполняют танец, бьют в бубны, поют, зрители подпевают.
Титр. .ПРАЗДНУЮТ ГОДОВЩИНУ ОКТЯБРЯ.
Дети танцуют. Зрители поют и весело смеются.
Титр. КОНЕЦ.
Методология создания фильма
Исследовательская расшифровка фильма и последующее изучение кинотекста с привлечением архивных свидетельств создания фильма, позволяет проанализировать творческий метод работы режиссера Г. И. Смирнитского и его коллег над фильмом.
Известно, что экспедиционной поездке группы «Совкино» на Чукотку предшествовала тщательная подготовительная работа, в том числе знакомство с изданными научными материалами по этнографии народностей региона [Литвинов, 1982. С. 26]. Это, вместе с консультациями исследователей, вносило в будущий фильм научную составляющую. С другой стороны, в составлении сценарного эскиза будущего фильма принимали участие сотрудники Комитета Севера. Ведомственная позиция заключалась в требовании выделения хозяйства в качестве основного стержня фильма и в необходимости показа положительной роли партии в приобщении малочисленных народностей к новой жизни [Терской, 1930. С. 6].
В рамках съемочной работы группы были также специфические подходы. В частности, непосредственно съемке предшествовал ознакомительный период. С одной стороны, это помогало приезжим кинематографистам провести этнографические наблюдения на месте работ, внести поправки в составленный загодя сценарный эскиз будущего фильма. Расположилась группа на культбазе Бухты Лаврентия - комплексном учреждении, созданном Комитетом Севера для «культурного подъема, развития самодеятельности, выработки основ национального самоопределения и вовлечения туземных племен в строительство, а также оказания немедленной экономической и культурной помощи туземцам» [Аманжолова, 2012. С. 236]. Отсюда и совершались ознакомительные выезды вдоль побережья для выбора натурных объектов, типажей и интерьеров для будущих съемок. С другой стороны, предсъемочная работа позволяла достичь определенной степени привыкания чукчей к присутствию киногруппы, аппаратуры, самой ситуации съемки фильма [Якимов, 1933].
Если анализировать съемочную методологию работ киногруппы в Чукотской экспедиции, то можно охарактеризовать ее как комплексную - с использованием приемов документального и постановочного кино. Как видно из фильма, документальная основа фильма - это его этнографическая часть, эпизоды же советизации края сняты полупостановочно. Поэтому итоговый фильм выглядит конструкцией из двух разных блоков.
С одной стороны, его украшают яркие видовые кадры природного мира Чукотского полуострова: морские пейзажи, могучие льды, птичий базар на мысе Уэллен, моржовые колонии, стада диких оленей и стаи птиц. Эти картины бережно обрамляют внимательные кинонаблюдения за миром людей разного пола и возраста - за работой и на отдыхе, в семейном быту и на промыслах, в разные сезоны года. Детально показаны селения и жилища чукчей, а также средства передвижения - лодки и собачьи упряжки. Эти этнографические эпизоды аккуратно собираются режиссером в цельный образ чукотской культуры.
С другой стороны, в продолжение повествования следует существенный блок полупостановочных «сценарных» эпизодов культурной перестройки быта чукотской тундры - выступления художественной самодеятельности; работа кооператива, куда чукчи сдают шкуры пушных зверей; организация больницы и детского сада; обеспечение работы собачьего питомника; выступления чукчей-курсантов - проводников новой социалистической культуры в отдаленных стойбищах и на культбазе. И завершается этот блок резюме о политической
переделке малочисленных народностей, идущей в русле общей идеи преобразования человека - краеугольного камня советской программы преобразований [Фицпатрик, 2008].
Как видно из вышеприведенного кинотекста, на экране была практически воплощена теоретическая ведомственная формула о пути к коммунизму, минуя капитализм: показ традиционного быта монтировался «встык» с экранизацией советских преобразований, достигая в финале искомого монтажного эффекта превращения этнокультурных сообществ в национальные по форме и социалистические по содержанию [Гурвич, 1971].
Заключение
Период конца 1920-х - начала 1930-х гг. был временем методологических, научно-творческих открытий, трудоемких киноэкспедиций и создания ценных с исследовательской точки зрения этнографических фильмов. Поэтому изучение советского этнографического кино, включая фильм «У берегов Чукотского моря», с одной стороны, обогащает источниковую базу современной науки аудиовизуальными этнографическими материалами, а с другой -экипирует ученых апробированными научно-творческими методами, актуальными для применения и в современной исследовательской практике. Этот фильм является важным вкладом в науку, будучи одним из самых ранних кинодокументов по этнографии чукчей. В кинокартине просматриваются свидетельства государственной национальной политики, выражавшиеся в запечатленных на пленке мероприятиях, проводимых организациями Комитета Севера на Дальнем Востоке СССР на рубеже 1920-1930-х гг. (создание туземных советов, культбаз, кооперативов, школ, медпунктов и т. д.). По схожей сценарной матрице выстраивались и другие советские этнографические фильмы изучаемого периода, что можно отнести к правилам киноработ в условиях ведомственной цензуры [Головнев, 2018].
Список литературы / References
Аманжолова Д. А. Советская этнополитика (1929-1941 гг.) // Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции Российского государства. М.: Новый хронограф, 2012. С. 207-262.
Amanzholova D. A. Sovetskaya etnopolitika (1929-1941 gg.) [Soviet Ethnopolicy (1929-1941)]. In: Etnicheskii i religioznyi faktory v formirovanii i evolyutsii Rossiiskogo gosudarstva [Ethnic and Religious Factors in the Formation and Evolution of the Russian State]. Moscow, Novyi khronograf Publ., 2012, p. 207-262. (in Russ.)
Головнев И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). М.: Изд-во ИЭА РАН, 2018. 216 с.
Golovnev I. A. Fenomen sovetskogo etnograficheskogo kino (tvorchestvo A. A. Litvinova) [The Phenomenon of a Soviet Ethnographic Film (А. А. Litvinov's Creativity)]. Moscow, IEA RAN Publ., 2018, 216 p. (in Russ.)
Гурвич И. С. Принципы ленинской национальной политики и применение их на крайнем Севере // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М.: Наука, 1971. C. 9-49.
Gurvich I. S. Printsipy leninskoi natsional'noi politiki i primenenie ikh na krainem Severe [The Principles of Lenin's National Policy and Their Application in the Far North]. In: Osushchestvlenie leninskoi natsional'noi politiki u na-rodov Krainego Severa [Implementation of Lenin's National Policy among the Peoples of the Far North]. Moscow, Nauka, 1971, p. 9-49. (in Russ.)
Дерябин А. С. О фильмах-путешествиях и Александре Литвинове // Вестник «Зеленое спасение». Алматы: Гермес, 1999. Вып. 11. С. 14-24.
Deryabin A. S. O fil'makh-puteshestviyakh i Aleksandre Litvinove [About Travel-Movies and Alexander Litvinov]. Vestnik «Zelenoe spasenie» [Bulletin «Green salvation»], 1999, no. 11, p. 14-23. (in Russ.)
Красовицкая Т. Ю. Конфликт идеалов и практик ранней советской государственности. Механизмы и практики этнополитических процессов (1917-1929) // Этнический и религиоз-
ный факторы в формировании и эволюции Российского государства. М.: Новый хронограф, 2012. С.151-206.
Krasovitskaya T. Yu. Konflikt idealov i praktik rannei sovetskoi gosudarstvennosti. Mekhanizmy i praktiki etnopoli-ticheskikh protsessov (1917-1929) [Conflict of Ideals and Practices of the Early Soviet Statehood. Mechanisms and Practices of Ethnopolitical Processes (1917-1929)]. In: Etnicheskii i religioznyi faktory v formirovanii i evolyutsii Rossiskogo gosudarstva [Ethnic and Religious Factors in the Formation and Evolution of the Russian State]. Moscow, Novyi khronograf Publ., 2012, p. 151-206. (in Russ.)
Лебедев Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 гг. М.: Искусство, 1965. 373 с.
Lebedev N. A. Ocherki istorii kino SSSR. Nemoe kino: 1918-1934 [Sketches of the History of Cinema in the USSR. Silent Cinema: 1918-1934]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 373 p. (in Russ.)
Литвинов А. А. Снежными тропами Чукотки // Кино. 1933. 29 нояб. C. 4.
Litvinov A. A. Snezhnymi tropami Chukotki [On Snow Paths of Chukotka]. Kino [Cinema], 1933, November, 29, p. 4. (in Russ.)
Литвинов А. А. Путешествия с кинокамерой. М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982. 54 с.
Litvinov A. A. Puteshestviya s kinokameroi [Travels with Movie-camera]. Moscow, Vsesoyuznoe byuro propagandy kinoiskusstva Publ., 1982, 54 p. (in Russ.)
Магидов В. М. Кинодокументы по визуальной антропологии России // Материальная база сферы культуры. М.: Изд-во РГБ, 1998. Вып. 2. 100 c.
Magidov V. M. Kinodokumenty po vizual'noi antropologii Rossii [Film Documents on Visual Anthropology of Russia]. Moscow, RGB Publ., 1998, 100 p. (in Russ.)
Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005. 254 с.
Magidov V. M. Kinofotofonodokumenty v kontekste istoricheskogo znaniya [Film-photo-phono-documents in the Context of Historical Knowledge]. Moscow, RGGU Publ., 2005, 254 p. (in Russ.)
Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН, 2010. 287 с.
Razlogov K. E Iskusstvo ekrana: ot sinematografa do Interneta [The Art of Screen: from Cinematography to the Internet]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2010, 287 p. (in Russ.)
Терской А. Н. Этнографическая фильма. Л.; М.: Теакинопечать, 1930. 187 c.
Terskoi A. N. Etnograficheskaya fil'ma [An Ethnographic Movie]. Leningrad, Moscow, Teakinopechat Publ., 1930, 187 p. (in Russ.)
Тишков В. А. Российский народ. М.: Просвещение, 2010. 191 с.
Tishkov V. A. Rossiiskii narod [Russian people]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010, 192 p. (in Russ.) Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2008. 333 с.
Fitzpatrick Sh. Povsednevnyi stalinizm. Sotsial'naya istoriya sovetskoi Rossii v 30-e gody: gorod [Daily Stalinism. Social History of the Soviet Russia in the 30s: Urban Life]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2008, 333 p. (in Russ.)
Шлегель Х. Й. Немецкие импульсы для советских культурфильмов 20-х годов // Киноведческие записки. 2002. № 58. С. 368-380.
Schlegel H. Ioa. Nemetskie impul'sy dlya sovetskikh kul'turfil'mov 20-kh godov [German Impulses for Soviet Cultural Movies in the 20s]. [Cinematography Notes], 2002, no. 58, p. 368-380. (in Russ.)
Якимов Ф. Выехала чукотская экспедиция // Кино. 1932. 30 июня. С. 4.
Yakimov F. Vyekhala chukotskaya expeditsiya [The Chukchi Expedition has Set off]. Kino [Cinema], 1932, June, 30, p. 4. (in Russ.)
Якимов Ф. Вернулась полярная экспедиция // Кино. 1933. 22 нояб. С. 3.
Yakimov F. Vernulas' polyarnaya expeditsiya [The Polar Expedition has Returned]. Kino [Cinema], 1933, November, 22, p. 3. (in Russ.)
Sarkisova Oksana. Taming the frontier: Aleksandr Litvinov's expedition films and representations of indigenous minorities in the Far East. Studies in Russian and Soviet Cinema. London, Routledge, 2015, p. 2-23.
Список источников / List of Sources
Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2581. Оп. 1. Д. 93. Л. 51.
Gosudarstvennyi arkhiv Sverdlovskoi oblasti (GASO) [State Archive of the Sverdlovsk Region (SASR)]. Fond R-2581, series 1, file 93, p. 17. (in Russ.) Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 620. Оп. 1. Д. 299. Л. 1.
Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva [State Archive of Literature and Art (SALA)]. Fond 620, series 1, file 1, p. 1. (in Russ.)
Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАФД). Учетный № 2687. Производственный № 1-2914.
Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv kinofotodokumentov [Russian State Archive of Cinema-Photo Documents (RSAPD)]. Registration no. 2687, production no. 1-2914. (in Russ.)
Материал поступил в редколлегию Received 15.11.2018
Сведения об авторе / Information about the Author
Головнев Иван Андреевич, кандидат исторических наук, сотрудник Петербургского музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН (Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия)
Ivan A. Golovnev, PhD, researcher at the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography RAS (3 Universitetskaya nab. Str., St. Petersburg, 199034, Russian Federation)
golovnev.ivan@gmail.com ORCID 0000-0003-4866-7122