Научная статья на тему 'Этнокультурные реалии в фольклоре малочисленных народов Республики Саха (Якутия) и инуитов Канады (на материале сказок)'

Этнокультурные реалии в фольклоре малочисленных народов Республики Саха (Якутия) и инуитов Канады (на материале сказок) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ РЕАЛИИ / ЭВЕНКИ / ИНУИТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарова К. И.

В данной статье мы рассматриваем фольклорные тексты эвенков Республики Саха (Якутия) и инуитов Канады. Исследование этнокультурных реалий в фольклоре коренных малочисленных народов Севера является актуальным вопросом современности. Фольклорные тексты отражают национальные особенности, уникальные традиции и обычаи, а также своеобразный уклад жизни и мировосприятие народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные реалии в фольклоре малочисленных народов Республики Саха (Якутия) и инуитов Канады (на материале сказок)»

32

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Список литературы:

1. Bigo D. Les conflits post bipolaires: dynamiques et caracteristiques // Cul-tures&Conflits. - 1992. - N 8. - P. 3-14.

2. Bigo D. Les jeux du politique et de la transnationalite // Cultures & Con-flits. - 1992. - N 5. - P. 20-21.

3. Bigo D. Securite(s): interieure et exterieure: le ruban de Mobius (version frangaise et anglaise presentees a la 38th ISA conference) // Cultures & Conflits. -1997. - N 5. - P. 23-27.

4. Bigo D. Security and Immigration: Towards a Governmentality of Unease. Alternatives // Culture & Conflits. - 2002. - No. 27. - P. 63-92.

5. Bigo D. The Moebius Ribbon of Internal and External Security / in M. Albert, D. Jacobson, Y. Lapid (eds) Identities, Borders, Orders, Minneapolis. - University of Minnesota Press, 2001. - Р. 91-116.

6. Bigo D. Polices en reseaux: L'experience europeenne // Presses de la Fon-dation Nationale des Sciences Politiques. - 1996. - P. 48-74.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ РЕАЛИИ В ФОЛЬКЛОРЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ИНУИТОВ КАНАДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК)

© Захарова К.И.*

Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В данной статье мы рассматриваем фольклорные тексты эвенков Республики Саха (Якутия) и инуитов Канады.

Исследование этнокультурных реалий в фольклоре коренных малочисленных народов Севера является актуальным вопросом современности. Фольклорные тексты отражают национальные особенности, уникальные традиции и обычаи, а также своеобразный уклад жизни и мировосприятие народа.

Ключевые слова этнокультурные реалии, эвенки, инуиты.

Актуальные вопросы изучения и сохранения фольклора и традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера рассматриваются с целью не только изучения и бережного сохранения уникального фольклора и знаний коренных малочисленных народов Арктики, но и для передачи их молодому поколению.

Магистрант Французского отделения.

Культурология

33

Используемое в Российской Федерации понятие «народы Севера» включает не только народы Арктики и собственно Севера, но также коренные народы Сибири и Дальнего Востока. Утвержденный Распоряжением РФ в 2006 г. перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ включает 40 народов.

В нашей работе пристальное внимание отводится представителям эвенкийской и инуитской национальностей:

Эвенки - (самоназвание - эвэнк) коренной малочисленный народ Российской Федерации, сосредоточенный в основном в Средней и Восточной Сибири. Численность народа составляет 30 тыс. человек.

Инуиты - (самоназвание одного из эскимос.народов) коренной народ, в целом насчитывается около 160 тыс. человек, живущих в четырех странах приарктического региона - Канаде, Гренландии, США (Аляска) и России (Чукотка).

Материалом исследования нашей работы являются сказки коренных малочисленных народов Арктики - эвенков и инуитов. Фольклор любой народности, а в нашем случае сказки эвенков и инуитов требуют поэтапного и тщательного анализа.

Детальная классификация реалий, предложенная С. Влаховым и С. Флориным, позволяет рассматривать их под разными углами зрения: разделить реалии по их значениям, то есть в зависимости от местного (национального, регионального) и временного (исторического) колорита.

Общая схема этнокультурных реалий имеет вид: 1. быт: а) пища, напитки и т.д.; б) одежда (включая обувь, головные уборы и пр.); в) жилье, мебель, посуда и др.утварь; г) транспорт (средства и «водители»); ж) другие; 2. труд: а) люди труда; б) орудия труда; в) организация труда (включая хозяйство и т.п.);

3. искусство и культура: а) музыка и танцы; б) музыкальные инструменты; в) фольклор; г) театр; д) другие искусства и предметы искусств; с) исполнители; ж) обычаи, ритуалы; з) праздники, игры; и) мифологии; к) культы; л) календарь; 4. Этнические объекты: а) этнонимы; б) клички; в) названия лиц по месту жительства; 5. Меры и деньги: а) единицы мер; б) денежные единицы [3].

В результате проведенного сопоставительного анализа, нами были выявлены реалии в эвенкийских сказках Республики (Саха) Якутия и в инуит-ских сказках Канады, содержащих в своем значении этнокультурный компонент. Общее количество рассмотренных сказок - 60, этнокультурных реалий - 100.

В ходе анализа эвенкийских сказок были выявлены следующие этнокультурные реалии: чум; камыс / камос; унты; тэкэмун; малу; сангияк; ку-малан; торсюк; серанил; бе; сэрга; тэгэк; ухикан; намэ; эмэгэн; дюкча; уркэ; нимин; утэн; дю; гагдамавун; чумашки; угдан; тыкса; туясы; дагамагда; пэк-тырэвун; гида; мурчен; кото / уткэн; орочен; уваней; налума; хинда; мурекэ; ехор; паракат; икэнипкэ; баликат; Уху Буга; Дулин Буга; Долбор Буга; Ба-калдын; Сэвэки; икэн; Тыманча; Бургуми; Аксик; эвенки; Сонголик.

34

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

В список этнокультурных реалий инуитов вошли следующие понятия: kayak; umiak; sledges; drinking horns; kamleika; torbasses; kukhlyanka; yaranga; fur coat; tent; tunic; skin of a dog's neck; bearskin coverlet; sealskin coat; nerri-vik; store of food; paddle; pot; bearskin; bannock; country food; aging; maktaaq; parka; double-layer trousers; caribou skins; fur trim; waterproof jackets; fur parka; bucket; harpoon; bird-spear; bow-shooting; bucket; snare; drum; ajangat; Cooper-cheeks; pivdlerorneq; tambourine; rattle; chordophones; knuckle hop; kneel jump; karigi; inuivaluit; imtugmits; inuits; otter; skin of beaver.

■ быт

■ быт

■ труд

■ искусство и культура

■ этнические объекты

■ меры и деньги

■ труд

■ искусство и культура

■ этнические объекты

■ меры и деньги

Рис. 1. Соотношение подтипов Рис. 2. Соотношение подтипов

этнокультурных реалий у эвенков этнокультурных реалий у инуитов

В результате изучения был получен материал (см. рис. 1-2), анализ которого позволил заключить, что среди этнокультурных реалий эвенков и инуитов преобладают реалии быта на 50-60 %, что указывает на этнические ценности, своеобразный уклад их жизни и на главенствующее место данного подтипа реалий в исследуемых народностях.

Подтипы реалий труда, искусства и культуры в сказках эвенков и инуитов имеют схожие черты. Реалии трудовой деятельности эвенков отличаются от инуитов тем, что в сказках эвенков труд описывается намного чаще (на 10 %), а точнее присутствуют больше этнокультурных реалий, чем в сказках инуитов.

Реалии подтипа «этнические объекты» в сказках эвенков и инуитов встречаются редко. Причем, этнические реалии эвенков (10 %) превышают частотность употребления этнических реалий инуитов на 4 %. Возможно, причина кроется в том, что герои в сказках эвенков и инуитов представлены как личности, а не как представители какого-либо этноса.

Такой подтип этнокультурных реалий, как «меры и деньги» встречается в сказках эвенков и инуитов крайне редко. Частотность употребления реалий «меры и деньги» в сказках эвенков составляет 0 %, а инуитов - 4 %. Вероятнее всего, торговля у эвенков в XVIII-XIX вв. проводилась путем обмена одних продуктов на другие, когда как у инуитов в данный период времени уже были металлические монеты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что содержание такого количества этнокультурных реалий в сказках двух культур определяет их крайнюю схожесть в миропонимании и образе жизни.

Культурология

35

Исследование реалий в фольклоре разных народов представляет большой интерес. Этнографические реалии описывают жизнь людей, быт и искусство, поэтому они помогают нам точнее понять их национальную среду.

Список литературы:

1. Антошкин К.Ф. Вечно живые истоки (О фольклоре и народностях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока). - Красноярск: Издательство Краснояр, 1987. - 93 с.

2. Василевич Г.М. Исторический фольклор эвенков. - М.; Л., 1976. - 398 с.

3. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. - М.: Международные отношения, 1986 - 416 с.

4. Голубчикова В.Д., Константинова Г.Е., Арктика - мой дом. Народы Севера Земли. - М.: Северные просторы, 1999. - 261 с.

5. Емельянов Л. И. Методические вопросы фольклористики. - Л.: Наука. Ленингр.отделение, 1978. - 206 с.

6. Инуиты // Атлас. - М.: Топ-книга, Картография, 2007. - 664 с.

7. Меновщиков Г.А. Эскимосские сказки и легенды. - Магадан, 1969.

8. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. - Л., 1936; Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания. - М.; Л., 1966; Фольклор эвенков Якутии. - Л., 1971; Эвенкийские героические сказания. -Новосибирск, 1990. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока); Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. - Новосибирск, 2002.

9. Сказки и мифы эскимосов Сибири, Аляски, Канады и Гренландии. -М.: Наука (ГРВЛ), 1985.

10. Томахин Г.Д. Реалии-американизмы. - М.: Высш. шк., 1988. - 239 с.

11. Lowe R. Basic Inuvialuit Dictionary. Inuvik, Northwest Territories, 1984.

12. Condon, Richard. Inuit Youth: Growth and Change in the Canadian Arctic. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1987.

13. Hahn, Elizabeth. The Inuit: Rourke Publications, 1990.

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ стиль мышления В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

© Мальцева Н.Н.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

В статье рассматриваются возможности формирования эволюционного стиля мышления, который позволит перейти от старых классиче-

* Доцент кафедры Культурологии и политологии, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.