Научная статья на тему 'Этнокультурные процессы в среде татарской диаспоры Казахстана'

Этнокультурные процессы в среде татарской диаспоры Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ КАЗАХСТАНА / КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАНСМИССИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / TATAR POPULATION OF THE TATARS OF KAZAKHSTAN / CULTURE / LANGUAGE / ETTHNIC IDENTIFICATION / TRANSMISSION / ASSIMILATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмутов Зуфар Александрович

Статья посвящена изучению этнокультурных процессов в среде татарского населения Казахстана. Татары являются одной из многочисленных и исторически сложившихся диаспор в данном поликультурном регионе. Всесторонне освещены вопросы, связанные с вертикальной и горизонтальной культурной трансмиссией в этнической группе, а также с этнокультурными заимствованиями и трансформацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETNO-CULTURAL PROCESSES IN THE ENVIRONMENT OF THE TATAR POPULATION OF KAZAKHSTAN

The report deals with the studying of ethno-cultural processes in the environment of the Tatar population of Kazakhstan. The Tatars belong to one of the largest and historical Diasporas of this multicultural region. The report fully covers the issues of the vertical and horizontal cultural transmission in the ethnic group. Also special attention is paid to the work of ethno-cultural borrowing and transformation.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные процессы в среде татарской диаспоры Казахстана»

УДК 394 (512.145)

З.А. МАХМУТОВ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СРЕДЕ ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ КАЗАХСТАНА*

Ключевые слова: татарское население Казахстана, культура, язык, этническая идентичность, трансмиссия, ассимиляция.

Статья посвящена изучению этнокультурных процессов в среде татарского населения Казахстана. Татары являются одной из многочисленных и исторически сложившихся диаспор в данном поликультурном регионе. Всесторонне освещены вопросы, связанные с вертикальной и горизонтальной культурной трансмиссией в этнической группе, а также с этнокультурными заимствованиями и трансформацией.

Z.A. MAKHMUTOV THE ETNO-CULTURAL PROCESSES IN THE ENVIRONMENT OF THE TATAR POPULATION OF KAZAKHSTAN Key words: Tatar population of the Tatars of Kazakhstan, culture, language, etthnic identification, transmission, assimilation.

The report deals with the studying of ethno-cultural processes in the environment of the Tatar population of Kazakhstan. The Tatars belong to one of the largest and historical Diaspo-ras of this multicultural region. The report fully covers the issues of the vertical and horizontal cultural transmission in the ethnic group. Also special attention is paid to the work of ethno-cultural borrowing and transformation.

Татарское население Республики Казахстан является одним из исторически сложившихся этносов данного поликультурного региона. Массово заселившись на территории Казахстана во второй половине XVIII - начале XIX вв., татары привнесли в край элементы своей национальной культуры: в разных регионах Казахстана появились мечети и дома, существенно отличавшиеся от всех других зданий своеобразием планировки и декора, яркий этнокультурный колорит несла в себе и одежда татар. Татарские дома, вне зависимости от материального благосостояния хозяев, делились, как правило, на две части: мужскую и женскую - и имели, соответственно, два входа. Компактно расположенные в одной из частей города все деревянные татарские дома конца XIX в. были одного типа: рубленые, с паклей и мхом между бревнами, а вверху обшиты тесом. Парадное крыльцо с двумя деревянными колоннами под навесом выкрашено в зеленую, белую либо желтую краску, фасад навеса представлял треугольник или полукруг, разделенный лучеобразными полосками разных цветов. Интерьер дома обычно составляли персидские ковры, сундуки, которые стояли друг на друге, образуя пирамиду, стеклянная этажерка с золотыми вещами, посудой, ювелирными изделиями, приземистый стол и обыкновенный для русских гостей [1. С. 9]. К типичной одежде татарки конца XIX в. можно отнести: камзол, калфак, широкое шелковое или шерстяное без приталин платье со стоячим воротником (шея обязательно должна была оставаться прикрытой), кокеткой, часто украшенной защипами или декоративными кружевами, и оборками.

Долгое совместное проживание с казахами приводит к тому, что в некоторых элементах материальной культуры татар прослеживается казахское влияние. Так, результаты аккультурации мы наблюдаем в мужских головных уборах ХЖ - начала ХХ вв. и в специфике архитектурных форм. Идентифицируемые как татарские мужские головные уборы содержат характерные для казахской культуры зооморфные мотивы, хотя техника их украшения - вы-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-01-18034е).

шивка с использованием золотых нитей и бисера - отличительная черта татарской тюбетейки. Некоторые татарские мечети, построенные во второй половине XIX в., имеют приземистый, типичный для среднеазиатской культуры, минарет. В более поздний период среди татар центральных и южных регионов Казахстана широкое распространение получает строительство классических казахских надгробных кирпичных сооружений - мазаров, абсолютно не свойственных татарской традиционной культуре.

На современном этапе мы наблюдаем существенное сужение всего этнокультурного слоя материальной культуры татар Казахстана. Молодые татары практически не используют предметы традиционного быта и культуры (наибольшей нивелировке подвержены предметы домашней утвари и одежда, наименьшей - вещи, необходимые для выполнения религиозных обрядов), хуже знают названия традиционных татарских блюд. Важным фактором, противодействующим данным процессам, является религиозное мировоззрение респондентов. Как показывает наше исследование, предметы национальной материальной культуры у татар-мусульман встречаются значительно чаще, чем у татар-атеистов.

Наиболее востребованной областью материальной культуры продолжает оставаться национальная кухня. В условиях дефицита культурной отличительности для многих татар приготовление национальных блюд становится важным символом этничности.

Духовная культура, в сравнении с материальной, многими исследователями оценивается как наиболее устойчивая и наиболее жизнеспособная сфера культуры в условиях массовой глобализации и урбанизации. Однако необходимо отметить, что некоторые элементы духовной культуры неотъемлемо связаны с языковыми процессами, происходящими в этнической группе, и являются наиболее четкими их индикаторами. Учитывая процесс утраты национального языка, характерный для большинства малых этнических групп, к которым, безусловно, относятся и татары Казахстана, можно констатировать, что сохранение духовных традиций является весьма проблематичным.

Татары традиционно уделяли большое внимание процессам вертикальной культурной трансмиссии между поколениями. С середины Х1Х в. в крупных городах Казахстана, а также в компактно населенных татарами сельских поселениях появляются медресе, в начале ХХ в. они функционируют практически при каждой мечети. На деньги татарских меценатов начинают открываться мусульманские библиотеки, выпускаются периодические издания на национальном языке. В советское время, в 1920-е - 1950-е гг., в Казахстане были уничтожены практически все духовные институты татарского населения. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. началось духовное возрождение этнической культуры, которое заключалось в создании татарских национальных центров во всех крупных городах республики, открытии классов по изучению национального языка, в организации музыкальных и просветительских передач на региональном радио и телевидении, издании национальной газеты в г. Алма-Ата (совр. Алматы), начале празднования «Сабантуя» в крупных городах Казахстана.

На современном этапе, согласно нашим опросам, татары, в сравнении с другими малыми этническими группами в полиэтничном окружении, достаточно хорошо знают свои национальные песни и танцы, традиционные обряды и праздники. Большинство татар стремится соблюдать национальные ритуалы, основными элементами которых является исламская обрядность. Но,

несмотря на общую мусульманскую основу, традиционные обычаи татар Казахстана имеют свои специфические особенности и отличны от обрядов как казахов Казахстана, так и татар Татарстана.

Интеграционная стратегия конструирования этнической идентичности приводит к трансформации оригинальной культурной модели татар в результате влияния соседних культур. Если заимствования из русской культуры проходят главным образом в языковой сфере, то из казахской - в области традиционных обычаев и обрядов. Так, в некоторых сельских населенных пунктах татары выполняют традиционный казахский обряд тусау кесу (когда малыш делает свой первый шаг, принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка). На юге Казахстана в культуре татар прослеживается уйгурское и узбекское влияние, например, на свадьбах и на похоронах в г. Алматы, как у и уйгуров, чай-аш подают, выкладывая на подносы, как правило, один поднос на двух человек.

Как в сфере духовной культуры, так и в материальной мы наблюдаем отчетливые тенденции к сужению этнокультурой специфики. По нашему мнению, первостепенное влияние на данные процессы оказывают следующие факторы: интенсивные процессы урбанизации и глобализации, связанные, в том числе, и с активизацией межэтнических отношений; нарушение языковой трансмиссии между поколениями, что косвенно явилось первопричиной разрыва культурных связей между татарами старшего поколения и молодежью. Сужение этнически маркированного слоя культуры компенсируется татарами Казахстана возрастающей ориентацией на русскую культуру, особенно в северных русскоязычных районах страны. Тем не менее татары Казахстана продолжают демонстрировать позитивные установки как на национальный язык, так и на культуру в целом, что свидетельствует о высоком уровне их этнического самосознания.

Литература

1. Белиловский Ц.А. Медико-статистический очерк города Петропавловска Акмолинской области. Годичный отчет за 1886 год. Томск: [Б.и.], 1887. 155 с.

2. Файзуллина Г.Ш., Егизбаева М.К. К вопросу об атрибуции музейных предметов из этно-контактных зон (одежда казахов и татар Семипалатинской обл. в фондах ЦГМ РК) // Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками: сб. науч. тр. / отв. ред. В. В. Невин-ский, А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 175-178.

МАХМУТОВ ЗУФАР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт истории имени Ш. Марджани, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань (zufar@inbox.ru).

MAKHMUTOV ZUFAR ALEXANDROVICH - candidate of historical sciences, research fellow, Institute of History named after Sh. Mardzhani, Academy of Science of the Republic Tatarstan, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.