Научная статья на тему 'Этнокультурные метаморфозы Франции и проблема адаптации иммигрантов'

Этнокультурные метаморфозы Франции и проблема адаптации иммигрантов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иммиграция / глобализация / Франция / адаптация / интеграция / Э. Макрон / В. Жискар д’Эстен / immigration / globalization / France / adaptation / integration / E. Macron / V. Giscard d’Estaing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапина Наталия Юрьевна

За последние полвека Франция превратилась в страну этнокультурного многообразия. Исследование, проведенное полвека назад, свидетельствовало, что каждый пятый француз имел предков иностранцев. В начале нынешнего столетия историк Ж. Нуарьель писал, что в третьем поколении у каждого третьего француза имелись иностранные корни. В 2022 г. во Франции, по данным ООН, проживали 8,52 млн иммигрантов. Французские государственные институты занижают цифры. Они намеренно искажают факты, связанные с иммиграцией, чтобы «не пугать» французов. Однако отсутствие реальных данных, пишет историк и демограф Э. Тодд [Todd, 2020, p. 103], лишь создает нездоровую атмосферу и позволяет крайне правым силам говорить о том, что во Франции происходит «замещение» белого населения цветным. В течение длительного времени иммиграция рассматривалась во Франции как проблема несущественная. Сегодня политиками признается, что иммиграция – это серьезная внутренняя проблема французского социума. Подавляющая часть иностранцев Францию покидать не собираются, а их дети, рожденные в стране, согласно принципу «права почвы» становятся французскими гражданами. В условиях непрерывного роста числа иммигрантов интеграция этой части населения превращается в острейшую проблему современного французского общества. Во Франции не прекращаются споры относительно успеха / неуспеха интеграции иммигрантов. Политические партии левого спектра склонны полагать, что интеграция «работает». На правом фланге считают, что интеграция действовать перестала. В статье анализируются две модели: (1) частичная и полная интеграция и (2) конфликтная адаптация. Показаны социальные успехи и неудачи иммигрантов и их потомков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural metamorphoses of France and the problem of adaptation of immigrants

Over the past half century, France has become a country of ethnocultural diversity. The study conducted half a century ago showed that every fifth Frenchman had foreign ancestors. At the beginning of this century, the historian J. Noiriel wrote that in the third generation every third Frenchman had foreign roots. In 2022, according to the UN, 8.52 million immigrants lived in France. French government institutions understate the figures. They deliberately distort facts related to immigration so as not to «scare» the French. However, the lack of real data, writes historian and demographer E. Todd [Todd, 2020, p. 103], only creates an unhealthy atmosphere and allows far-right forces to say that in France there is a «replacement» of the white population with people of color. For a long time, immigration was viewed as a minor issue in France. Today, politicians recognize that immigration is an internal problem of French society. The overwhelming majority of foreigners do not intend to leave France and their children born in the country according to the principle of «right of soil» (jus soli) are French citizens. With the continuous growth in the number of immigrants, the integration of this part of the population has become the most pressing problem of modern French society. In France, debates continue regarding the success/failure of immigrant integration. Left-wing political parties tend to believe that integration «works». On the right flank they believe that integration has ceased to work. The article analyzes two models: (1) partial and complete integration and (2) conflict adaptation. The social successes and failures of immigrants and their descendants are shown.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные метаморфозы Франции и проблема адаптации иммигрантов»

Б01: 10.31249/аре/2024.03.05

Лапина Н.Ю.1

Этнокультурные метаморфозы Франции и проблема адаптации иммигрантов

Аннотация. За последние полвека Франция превратилась в страну этнокультурного многообразия. Исследование, проведенное полвека назад, свидетельствовало, что каждый пятый француз имел предков иностранцев. В начале нынешнего столетия историк Ж. Нуарьель писал, что в третьем поколении у каждого третьего француза имелись иностранные корни. В 2022 г. во Франции, по данным ООН, проживали 8,52 млн иммигрантов. Французские государственные институты занижают цифры. Они намеренно искажают факты, связанные с иммиграцией, чтобы «не пугать» французов. Однако отсутствие реальных данных, пишет историк и демограф Э. Тодд [Todd, 2020, p. 103], лишь создает нездоровую атмосферу и позволяет крайне правым силам говорить о том, что во Франции происходит «замещение» белого населения цветным. В течение длительного времени иммиграция рассматривалась во Франции как проблема несущественная. Сегодня политиками признается, что иммиграция - это серьезная внутренняя проблема французского социума. Подавляющая часть иностранцев Францию покидать не собираются, а их дети, рожденные в стране, согласно принципу «права почвы» становятся французскими гражданами. В условиях непрерывного роста числа иммигрантов интеграция этой части

1 Лапина Наталия Юрьевна - доктор политических наук, главный научный сотрудник, зав. Отделом глобальных проблем ИНИОН РАН; lapina_n@mail.ru ОЯСГО ГО 0000-0002-1449-2152

населения превращается в острейшую проблему современного французского общества. Во Франции не прекращаются споры относительно успеха / неуспеха интеграции иммигрантов. Политические партии левого спектра склонны полагать, что интеграция «работает». На правом фланге считают, что интеграция действовать перестала. В статье анализируются две модели: (1) частичная и полная интеграция и (2) конфликтная адаптация. Показаны социальные успехи и неудачи иммигрантов и их потомков.

Ключевые слова: иммиграция, глобализация, Франция, адаптация, интеграция, Э. Макрон, В. Жискар д 'Эстен.

В 2022 г. иммигранты1 составляли 10,2% населения Франции (данные Национального института статистики и экономических исследований, INSEE) [France, portrait..., 2023, p. 126]. Статистические данные не учитывают нелегальную иммиграцию. Серьезной проблемой является запрет во Франции на сбор сведений об этническом происхождении граждан. Чтобы заполнить существующие лакуны, социолог Ж. Фурке проанализировал метрики новорожденных в 2016 г. и пришел к выводу, что 18,8% из них получили арабо-мусульманские имена. В будущем, считает ученый, доля детей с ара-бо-мусульманскими именами будет возрастать и может составить четвертую часть населения страны [Fourquet, 2019, p. 140].

Интеграция иммигрантов и их потомков - острейшая проблема современности. Она предполагает создание государством условий для адаптации прибывающих на территорию Франции иммигрантов. В статье анализируются иммиграционные волны и механизмы интеграции, сложившиеся во Франции. Внимание главным образом сосредоточено на арабо-мусульманском сообществе, представители которого проживают в стране2.

1 Национальная статистика считает иммигрантами лиц, рожденных за границей от родителей иностранцев и проживающих во Франции. Иммигранты, получившие французское гражданство, продолжают учитываться статистикой в категории «иммигранты». Понятие «иммигранты» и «иностранцы» в материалах национальной статистики не полностью совпадают. К иностранцам относится часть иммигрантов, которые не получили французского гражданства, а также лица иностранного происхождения, родившиеся во Франции.

2 Мы хорошо понимаем, насколько понятие «сообщество» условно применительно к выходцам из мусульманских стран. Арабо-мусульманский мир Фран-82

Волны иммиграции во Франции

Франция исторически является родиной иммиграции. За последние полстолетия Франция пережила несколько иммиграционных волн, которые определялись особенностями экономического цикла, зависели от международных отношений и внутренней политики. Первая иммиграционная волна была связана с привлечением в страну трудовой иммиграции. Период с 1946 по 1976 г. в литературе принято называть «французским экономическим чудом»: экономика росла высокими темпами (в среднем на 5-6% в год), безработица практически отсутствовала. Для восстановления разрушенной войной страны, развития и модернизации экономики Франция нуждалась в дополнительной рабочей силе. Экономический подъем по времени совпал с распадом французской колониальной империи и окончанием войн в Индокитае (1946-1954) и Алжире (1954-1962). Рабочие-иммигранты приезжали из бывших колоний - Марокко, Туниса, после окончания Алжирской войны (1962) - из Алжира. Это были молодые мужчины, выходцы преимущественно из бедных сельских районов. Не имевшие образования и специальной подготовки, они могли рассчитывать на неквалифицированную низкооплачиваемую работу.

Экономический кризис 1973-1974 гг. изменил ситуацию на рынке труда. В условиях растущей безработицы в 1974 г. прием трудовых мигрантов был приостановлен. А в 1976 г. французскими властями было принято решение о воссоединении семей. «Эта мера, в принципе правильная, - писал позже В. Жискар д'Эстен, в президентство которого решение принималось, - была недостаточно продумана и подготовлена. Моя вина состояла в том, что я ослабил контроль», а в процессе воссоединения возникли «различные искажения» [Жискар д'Эстен, 2004, с. 175]. В рамках этого решения во Францию прибыли сотни тысяч «членов семей».

С воссоединения семей во Франции началась вторая иммиграционная волна. Гендерно-демографический состав иммиграции изменился: в нем возросла доля женщин и детей. С приездом семей из стран Магриба во Франции начали складываться разделен-

ции разделен по принципу страны происхождения, его представители придерживаются различных традиций и часто конфликтуют между собой.

ные по страновому принципу арабские диаспоры. Одновременно в страну хлынул поток иммигрантов из Азии. В 1970-1980-е годы в стране сформировалась «индокитайская диаспора», которая имеет свою специфику [Гордон, 2021, с. 141-143].

С приходом к власти президента-социалиста Ф. Миттерана (1981) в иммиграционной политике произошел перелом. Во-первых, изменилась география стран прибытия, начиная с 1980-х годов иммигранты в основном приезжают из стран Магриба и Черной Африки [Bernstein, Milza, 2022, p. 347]. Во-вторых, одним из первых шагов нового правительства стала легализация статуса незаконных иммигрантов. В результате нелегалы получили доступ на рынок труда и право на социальные пособия. За первой волной легализации последовали другие. В 2012 г. министром внутренних дел М. Вальсом была подписан циркуляр, в соответствии с которым ряду категорий нелегальных иммигрантов предоставлялась возможность легализовать свой статус.

Третья волна иммиграции началась в 1980-е годы и продолжается по сей день. К этому времени в структуре иммиграции произошли значимые перемены. Чаще всего иммигранты приезжают во Францию в рамках программы воссоединения семей (41% всех иммигрантов за период с 2005 по 2020 г.). Трудовая миграция остается на низком уровне (в указанный период составила 10,5%). Всё чаще иммигранты прибывают по гуманитарной линии: численность вынужденных беженцев и просителей убежища резко возросла в результате войн и преследований в Иране, Сирии, Ираке, Афганистане, затем в ходе арабских революций (2011). Несмотря на жесткие меры и периодическую высылку нелегалов, растут масштабы нелегальной миграции. По данным Министерства внутренних дел Франции, их численность в наше время достигла 600-700 тыс. человек, тогда как в экспертном сообществе называют другие цифры (800-900 тыс. человек) [Verdier-Molinie, 2023]. Всё чаще иммигранты прибывают из мусульманских стран, не связанных с Францией историческими или культурными связями.

В 2022 г. во Франции, по данным Национального института статистики и экономических исследований, численность иммигрантов составляла 6,9 млн человек, к ним следует добавить 7,6 млн человек, имевших по крайней мере одного родителя иммигранта [France, portrait..., 2023, p. 126]. Этническое разнообразие 84

Франции результат не только притока иммигрантов, но и большого числа смешанных браков: 27% иммигрантов состоят в браке с коренными французами. С каждым новым поколением доля смешанных браков возрастает [L'enquête Trajectoires..., 2021]. Это неслучайно, поскольку французских мужчин в отличие от американцев и британцев, не смущает цвет кожи спутниц жизни [Todd, 2020, p. 109].

Частичная и полная интеграция

Французская иммиграционная политика непоследовательна и несбалансирована [Франция в поисках ..., 2007, с. 33]. На протяжении десятилетий она, словно маятник, колеблется от сдерживания иммиграционных потоков в сторону их расширения. Находясь у власти, правые партии пытаются ограничить въезд в страну иммигрантов, тогда как левые партии открывают границы для приема новых иммигрантов. В этой же логике развивалась и политика интеграции. В 1980-е годы понятие «ассимиляция» вышло из употребления, его заменил политкорректный термин «интеграция». Правительство сделало ставку на мультикультурализм в его особом французском варианте: иммигрантские общины не признавались «в качестве коллективных представителей интересов этнокультурных групп населения» [Франция в поисках ..., 2007, с. 55], но облегчалось создание этнических культурных, религиозных, женских организаций [Лапина, 2021, с. 97]. Во Франции интеграция понимается как включение человека в принимающее общество на индивидуальной основе в рамках единых для всех законов. На протяжении последних лет политика интеграции в стране то приобретает ассимиляционные черты, то колеблется в сторону признания за представителями этнических сообществ права на развитие собственной культуры и иных форм самоорганизации.

Рассмотрим основные направления и механизмы интеграции. Применительно к первому поколению иммигрантов основным механизмом интеграции стала включенность в экономическую деятельность. Многие рабочие-иммигранты приезжали во Францию с подписанными трудовыми соглашениями. В 1960-е годы не существовало подготовительных курсов для иммигрантов, вновь прибывшим предстояло адаптироваться на месте. Представители первого поколения иммигрантов были включены в жизнь пред-

приятий, где действовали профсоюзы. Большую роль играла ФКП, коммунисты способствовали воспитанию людей, приучали их к дисциплине и новым порядкам. Приехавшие из беднейших регионов стран Магриба иммигранты были благодарны Франции, которая дала им работу и обеспечила относительное благополучие их семьям. «Совместная деятельность», как об этом в свое время писали чикагские социологи, стала важнейшим условием интеграции первого поколения иммигрантов в 1960-1970-е годы. Эти люди были готовы следовать правилам принявшей их страны.

С началом экономического кризиса ситуация резко поменялась. Первыми жертвами кризиса стали наиболее уязвимые категории трудящихся, рабочие низкой квалификации, которые потеряли работу. В очень сложной ситуации оказалось второе поколение иммигрантов - люди, приехавшие во Францию в 1970-е годы в рамках программы воссоединения семей. К этому времени, пишет политолог и арабист, ведущий французский специалист в вопросах иммиграции из мусульманских стран Ж. Кепель, уже не существовало механизма адаптации, каковым была трудовая деятельность, никто не объяснял вновь прибывшим, что у них есть обязательства перед принимающей страной, что они должны уважать ее и хорошо воспитывать своих детей [Kepel, 2014, p. 67]. Тогда же многие иммигранты, лишившись официальных заработков, включились в нелегальную экономику.

В настоящее время выходцы из стран Африки, как и их дети, в наибольшей степени затронуты безработицей. При равных условиях (возраст, диплом, квалификация) у них в два раза больше шансов, чем у коренных французов, остаться без работы [Les immigrés..., 2023]. Предприниматели опасаются нанимать на работу выходцев из Африки, особенно людей с мусульманскими именами. Трудовая активность в жизни иммигрантов перестала играть интегрирующую роль, которую она выполняла в 1960-1970-е годы, когда они работали на производстве и были членами больших трудовых коллективов. Иммигранты чаще, чем коренные французы, работают по временным трудовым контрактам; они заняты неквалифицированным трудом (более трети из них рабочие - 39%), преимущественно в таких отраслях, как уборка, охрана, уход за детьми, помощь по дому [Picart, 2023]. Только треть иммигрантов, мужчин и женщин, - управленцы (у коренных французов этот по-86

казатель составляет 48%) [Immigrés et descendants..., 2023]. Недостаточная включенность в рынок труда ослабляет интеграцию иммигрантов и их потомства в социально-экономическую жизнь французского общества.

Тем не менее социологи, проводившие опросы в среде выходцев из иммиграции, приходят к выводу, что «новые французы», как они называют детей иммигрантов, гораздо более ориентированы на индивидуальный успех, чем представители коренного населения [Brouard, Tiberj, 2005]. К тому же во Франции существуют сферы деятельности, где для детей иммигрантов открываются карьерные перспективы. Девушки из арабских семей нередко поступают в университет и проходят конкурс, дающий право на преподавание в школе. Система национального образования открывает перед ними неплохие перспективы и гарантированную занятость. Меритократические принципы продолжают действовать во французской армии и полиции, где перед молодыми людьми открываются возможности карьерного роста.

С самого начала массовой иммиграции ученые ставили вопрос о том, что важнейшим механизмом успешной интеграции вновь прибывших является политика расселения. Отмечалась недопустимость излишней концентрации иммигрантов в определенных зонах [Girard, 1977]. Однако власти к этим рекомендациям не прислушались, события развивались по другому сценарию. Первоначально иммигрантов селили в рабочих общежитиях, это было временное пристанище. В 1950-1960-е годы на периферии крупных индустриальных городов началось строительство новых районов, предназначенных для рабочих, которые трудились на близлежащих предприятиях. Именно в те годы сложилась сохранившаяся по сей день карта расселения иммигрантов: преимущественно рядом с крупными, в прошлом промышленными городами: Марселем, Сент-Этьеном, Лионом, Парижем. В новых кварталах качество построек было низким, в них не существовало необходимой социальной инфраструктуры - поликлиник, школ, детских учреждений; отсутствовала развитая транспортная инфраструктура. Первоначально в кварталах проживали семьи рабочих разных национальностей. Люди, выросшие здесь в 1960-1970-е годы, с ностальгией вспоминают, что на одной лестничной клетке жили армяне, мусульмане, евреи, христиане. Каждая семья отмечала свои праздни-

ки, отношения были добрососедскими, «этноконфессиональных расколов не существовало, а иммигранты "растворялись" во французском обществе» [Кере1, 2014, р. 119].

Однако со временем ситуация изменилась. С вступлением Франции в экономическую глобализацию предприятия стали закрываться. Французы покупали квартиры в более комфортабельных районах, строили индивидуальные дома и переезжали из рабочих кварталов, приходивших в упадок. А приезжавшие из стран Магриба иммигранты селились рядом со своими соплеменниками, образуя землячества по принципу страны исхода. В результате возникли зоны компактного проживания иммигрантов и выходцев из иммиграции в районах, где рабочие места больше не создавались. С 1980-х годов произошло превращение бывших рабочих кварталов в социально-экономические гетто. Представители Чикагской школы социологии одними из первых описали феномен «гетто», понимая под этим термином «сегрегированный ареал», «пролонгированный случай социальной изоляции», пространство, где складываются особая культура и образ жизни [Вирт, 2015, с. 110-111].

Жизнь в неблагополучных кварталах характеризуется бедностью, изоляцией, неустроенностью. Обервилье - один из городов-спутников Парижа, в прошлом крупный индустриальный центр [Гордон, 2022]. В настоящее время иммигранты в нем составляют 40% городского населения1, в Сен-Дени, другом в прошлом индустриальном городе, - 36,6%. Уровень безработицы в Сен-Дени вдвое превышает уровень безработицы по стране, больше всего от нее страдают молодые люди (35,7% в возрастной группе от 15 до 24 лет)2. По уровню бедности Обервилье, Сен-Дени и другие коммуны, входящие в департамент Сена-Сен-Дени, занимают первые места во Франции [Ьа 8ете-8ат1:-Оеш8..., 2020].

В книге «Французская тайна» демографы Э. Ле Брас и Э. Тодд констатировали, что расселение арабо-мусульманского

1 Population d'Aubervilliers 2024 nombre d'habitants // ville-data.com. - URL: https://ville-data.eom/nombre-d-habitan1:s/Aubervilliers-93-93001 (date of access: 26.03.2024).

2 Dossier complet commune de Saint-Denis (93066). (2024) / INSEE. - 27.02. -URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/2011101?geo=C0M-93066 (date of access: 25.03.2024).

населения по территории страны прекратилось, и они селятся в уже освоенных предыдущими поколениями зонах [Le Bras, Todd, 2013, p. 222-226]. Фурке не только подсчитал долю арабо-мусульманских имен у новорожденных французов. Им была составлена карта, свидетельствовавшая, что наибольшее число новорожденных, получивших арабо-мусульманские имена, было сосредоточено в центральном регионе Иль-де-Франс (в департаментах Валь д'Уаз - 35%, Сена-Сен-Дени - 40%), южнее Парижа в департаменте Рона, а также на юге Франции - 20-25% [Fourquet, Kassely, 2021, p. 380].

Подчиняя политику расселения иммигрантов экономической логике, власти Франции в 1960-2000-е годы не задумывались о необходимости этнического и социального смешения, без которого интеграция мигрантов невозможна. В последние годы, принимая беженцев и просителей убежища, власти стараются не повторять прежних ошибок, а временные центры приема беженцев создаются в разных регионах страны.

С самого начала политика интеграции предполагала проведение образовательной политики. В стране создавались курсы изучения французского языка. С 2016 г. определены более четкие правила приема иностранцев, которые хотят поселиться на длительное время во Франции. Все иностранцы обязаны подписать республиканский интеграционный контракт (CIR), который рассматривается как первый этап интеграции. Индивидуальный контракт включает обязательство, касающееся знания языка, и готовность уважать принципы Французской республики. С соискателями организуется собеседование, которое проводят сотрудники Французского офиса по вопросам иммиграции и интеграции (OFII). Затем они обязаны пройти курс изучения гражданских принципов и институтов и лингвистический курс, по окончании которых получают соответствующие дипломы. Сотрудники OFII консультируют иностранцев по вопросам профессиональной подготовки и ориентируют их в вопросах интеграции в рынок труда. В ноябре 2019 г. были приняты новые меры по регулированию миграции: ужесточались требования к знанию французского языка для получения гражданства; усложнялась процедура получения мигрантами медицинской и социальной помощи.

Уже в 1970-е годы французские социологи ставили вопрос о том, как следует обучать детей, которые родились в семьях, где не говорят по-французски и где сложился иной, нефранцузский образ жизни [Girard, 1977]. В 1981 г. во Франции впервые были созданы приоритетные зоны образования. Для страны, где школа традиционно рассматривалась как институт, обеспечивающий социальное равенство, это была «смелая и осознанная идея» [Best, 1996, p. 8990]. Задача приоритетных зон образования состояла в том, чтобы сократить долю неуспевающих учеников путем предоставления школе дополнительных ресурсов.

После городских восстаний 2005 г. в рамках программы городского развития в неблагополучных кварталах больших городов были открыты библиотеки, культурные и спортивные центры. Был разработан образовательный план «Надежда для пригородов», в рамках которого создавалась система интернатов для детей; появилась система индивидуальной помощи ученикам; детям, хорошо сдавшим экзамены, выплачивались стипендии; для них открывался доступ в подготовительные классы «больших школ» - привилегированных учебных заведений Франции.

С приходом к власти Э. Макрона перед начальной школой были поставлены конкретные задачи: после ее окончания дети должны научиться читать, писать, считать и уважать окружающих. Для улучшения успехов в неблагополучных кварталах число учеников в классе было сокращено вдвое до 15 человек. Теперь обязательное школьное образование во Франции начинается с трех лет. Это сделано для того, чтобы дети из семей иммигрантов, в которых не говорят по-французски, учили язык с раннего детства. В школах введены бесплатные завтраки, важная мера поддержки многодетных семей. С сентября 2024 г. все школы в приоритетных зонах образования будут открыты с 8 часов утра до 18.00, чтобы дети могли заниматься в спортивных секциях, кружках, а также с помощью преподавателей готовить домашние задания.

Во Франции сделано немало, чтобы помочь детям иммигрантов обучаться в школе и продолжить обучение после ее окончания. Однако различия в уровне образования между детьми иммигрантов и коренными французами сохраняются. Образовательные успехи напрямую связаны с социальным происхождением. В Сен-Дени лишь 55,8% молодых людей в возрасте 18-24 лет продолжали обу-90

чение1. Среди детей иммигрантов большое число «школьных провалов», когда молодой человек оканчивает школу, не получив диплома.

Тем не менее в сфере культуры у выходцев из иммиграции есть свои истории успеха. Во Франции за прошедшие десятилетия после начала первой иммиграционной волны сложилась своя постиммиграционная культура, появились яркие литераторы. В сентябре 2023 г. Французскую академию возглавил Амин Маалуф, французский писатель ливанского происхождения. Еще один академик Ф. Чэн родился в Китае. Люди из неблагополучных кварталов добившиеся успеха в жизни, такие как рэпер Керри Джеймс, режиссер Ладж Ли, актер Саид Тагмауи убеждены, что только культурное развитие может спасти детей. «Культура делает человека свободным», - убежден Ли (цит. по: [Лапина, 2020]).

Свидетельством полноценной интеграции иммигрантов и их детей в принимающее общество является их включенность в общественно-политическую жизнь «новой родины». Во французских исследованиях особое внимание уделяется этой проблеме. Первым крупным выступлением детей иммигрантов стал «Марш в поддержку равенства против расизма» (октябрь-декабрь 1983). Его участники выступали против дискриминации в отношении иммигрантов. Радикальный поворот в политическом поведении иммиграции, считает Ж. Кепель, произошел после городских восстаний 2005 г. События, потрясшие Францию, способствовали тому, что молодые образованные представители второго поколения иммиграции приняли участие в выборах, кто-то из них пошел в политику [Kepel, 2014, p. 115]. Мотивация этих людей состояла в том, чтобы не просто повлиять на политический выбор, но «показать, что собой представляет мусульманская культура» [Ibid.].

На президентских выборах 2007 г. жители неблагополучных кварталов голосовали за кандидата от ФСП С. Руаяль. После проигрыша Руаяль активисты из кварталов сосредоточили внимание на муниципальных выборах 2008 г., в ходе которых муниципальными советниками и заместителями мэров были избраны 2000 человек,

1 Dossier complet ... - Op.cit.

представлявшие этническое многообразие. Эта тенденция подтвердилась и на последующих муниципальных выборах.

На президентских выборах 2012 г. французские мусульмане в большинстве своем во втором туре проголосовали за Ф. Олланда, в 2017 г. - за Э. Макрона. Однако разочарованный политикой президента, в 2022 г. в первом туре мусульманский электорат поддержал лидера радикальной левой партии «Непокоренная Франция» Ж.-Л. Меланшона (за него подали голоса 69% мусульман) [Меиш1ег, 2022].

По мере того как неблагополучные кварталы становились все более заметным явлением в жизни французского общества, отношение политических партий к «цветным» кандидатам менялось. К началу 2000-х годов в партийном руководстве поняли, что у этих кандидатов есть свой электорат (мусульмане составляют порядка 8% французского электората). На парламентских выборах 2012 г. наибольшее число «цветных» кандидатов представила ФСП [Кере1, 2014, р. 15]. В Туркуэне в ходе выборов противостояли два кандидата - Зина Дахмани, из алжирской рабочей семьи, представлявшая ФСП, и Жеральд Дарманен, выходец из семьи иммигрантов, член правоцентристской партии Союз за народное движение. Победу одержал 29-летний Дарманен, получивший поддержку сторонников Национального фронта, для которых он был прежде всего внуком харки, и алжирцев, для которых он - сын алжирского рабочего. Карьера Дарманена сложилась блестяще, с 2020 г. он занимает пост министра внутренних дел.

Еще одна политическая «звезда» - министр культуры в правительстве Г. Атталя - Рашида Дати, родившаяся в рабочей семье иммигрантов. В годы президентства Н. Саркози она занимала пост министра юстиции, позже стала мэром седьмого округа Парижа и претендентом на пост мэра столицы. В Национальном собрании в 2017 г. заседали 13 депутатов, выходцев из арабо-мусульманского сообщества. В составе нижней палаты в 2022 г. их насчитывалось 9, в основном это женщины, близкие к президентской партии «Возрождение». Представители арабских диаспор широко представлены на муниципальном уровне.

Конфликтная адаптация

До сих пор речь шла о частичной или полной интеграции иммигрантов и их потомков во французский социум. Есть и другая реальность, которую мы определяем как «конфликтную адаптацию». Под этим термином понимаются механизмы адаптации, которые выходят за рамки легальности или противоречат принципам и ценностям Французской республики.

Политолог Кепель, проводивший в 2013 г. социологическое исследование в неблагополучных кварталах ряда французских городов, отмечал, что за два предшествующих десятилетия в кварталах произошли существенные перемены: здесь появились два новых актора - наркоторговцы и салафиты. Развитие наркоторговли стало одним из следствий открытия рынков, глобализации экономики. Когда промышленные предприятия в индустриальных районах стали закрываться, на их место пришли наркокартели, предлагавшие оставшимся без работы людям неплохие заработки. Второе и последующие поколения иммигрантов росли в атмосфере упадка, неблагополучия, социальной депривации. На сегодняшний день часть иммигрантов и их дети заняты в теневом секторе экономики. Его масштабы во Франции, по данным Еврокомиссии, достигают 15-16% ВВП [Трофимова, 2016, с. 62]. Молодые люди из неблагополучных кварталов иногда уже в возрасте 12-13 лет втягиваются в деятельность наркоструктур. В многодетных семьях у родителей нет возможности следить за детьми. А сами дети уверены, что заняты делом и честно отрабатывают свой заработок.

Другая серьезная проблема, с которой столкнулась современная Франция - это рост влияния радикальных исламистских группировок, которые обосновались в неблагополучных кварталах после того, как разрушились первичные структуры социализации -профсоюзы, квартальные комитеты, секции ФКП. Эта проблема требует самостоятельного анализа. Нам уже приходилось об этом писать [Лапина, 2021], напомним самое главное.

Впервые радикальные исламские проповедники появились во Франции в 1970-е годы. Это были выходцы с Ближнего Востока, исповедовавшие радикальные исламистские взгляды. В последние два десятилетия исламисты особенно активизировались. Они пользуются социально-экономическими сложностями и дискриминацией

в обществе, с которыми сталкиваются иммигранты и их потомки, и сумели распространить радикальную концепцию ислама среди наиболее социально уязвимых категорий граждан. Исламисты представляют себя как «чистые» силы общества. Эти идеи, пишет Б. Ружье, профессор Университета Париж-3, под руководством которого проходили полевые исследования в неблагополучных кварталах, получили распространение благодаря постоянной обработке людей через социальные сети, а также при поддержке мусульманских организаций и радикальных служителей культа [Les territories conquis..., 2021, p. 18].

В современной Франции представлены различные течения исламского радикализма. Они ведут между собой постоянную борьбу за лидерство, но всех их объединяет ненависть к республиканским ценностям, светскости, равенству мужчин и женщин. Вместе они сформировали во Франции, продолжает Ружье, собственную «исламистскую экосистему» [Ibid., p. 29]. Братья мусульмане1 (далее Братья) создали Французское объединение исламских организаций (Union des organisations islamiques de France), преобразованное в 2017 г. в «Мусульмане Франции» (Musulmans de France). Они стремятся изнутри изменить политическую культуру европейских стран. «Единый для всех мир» для них не существует, они против этнического, религиозного, социального смешения и стремятся «замкнуть» мусульман на их религиозной идентичности. При этом Братья не отказываются от участия в политической жизни и говорят мусульманам, за кого следует голосовать [Ibid., p. 37].

Основными конкурентами Братьев являются салафиты, призывающие верующих вернуться к истокам ислама. Они убеждены, что религиозные законы выше общечеловеческих. Их программа состоит в «десекуляризации европейских обществ», они выступают против участия мусульман в политической жизни и, в частности, против участия в выборах. Мы подробно остановились на этом вопросе, потому что радикальный исламизм пользуется поддержкой части иммигрантов и их детей. Салафиты и Братья создают коранические школы, ассоциации, которые пропагандируют исламистские идеи. Их идеи получили отклик в арабо-мусульманском

1 Здесь и далее: организация запрещена в РФ.

сообществе. Контроль над женщинами в арабских семьях в последнее время возрос; родители все чаще выступают против брака дочери с немусульманином; подавляющее большинство молодых мусульман (74% моложе 25 лет) ставят ислам выше законов Французской республики [Les territoires conquis..., 2021, p. 16]. Для молодых людей, которые находятся в состоянии социальной депри-вации, уход в религию - это вызов обществу, в котором они не нашли своего места.

Есть еще одно проявление социальной депривации молодых людей, чувствующих себя «чужими» в стране, где они родились. В 1995 г. вышел культовый фильм М. Кассовица «Ненависть», где впервые со всей остротой было показано одиночество молодых людей из неблагополучного квартала. Попадая в Париж, они не находят места в этом чужом городе, и их реакцией становится насилие. Когда этот фильм вышел на экраны, трудно было представить, что насилие из единичного случая превратится в массовое явление.

В 2005 г. Франция была потрясена городскими восстаниями. Тогда пригороды столицы полыхали в течение трех недель, было объявлено чрезвычайное положение, более четырех тысяч человек арестованы. За прошедшие с тех пор два десятилетия отдельных вспышек насилия было немало. Летом 2023 г. вся Франция вновь была охвачена городскими восстаниями. Начало им было положено смертью Наэля, 17-летнего француза арабского происхождения, убитого полицейским. Участников восстания переполняли чувства гнева и несправедливости, они протестовали против полицейского произвола и проявлений расовой дискриминации. В городах горели государственные учреждения, мэрии, школы, библиотеки. Вслед за неблагополучными кварталами самых крупных городов Франции восстания охватили малые и средние города. Средний возраст участников составил 13-14 лет. Немалую роль в событиях лета 2023 г. сыграли криминальные элементы. Они, по мнению специалистов, представляли наиболее организованную силу, претендующую на «контроль» над определенной территорией. В ходе выступлений криминальные группировки сводили счеты друг с другом [Groupuscules violents ..., 2023]. Власти все чаще рассматривают иммиграцию как источник преступности. Российские ученые квалифицируют иммиграцию и особенно неконтролируемую

ее часть как «невоенную угрозу» безопасности ЕС [Невоенные угрозы ..., 2023, с. 113]. Политики правого толка подчеркивают: во всем виноваты иммигранты и их дети, которые неспособны или не желают адаптироваться. А признанные специалисты, такие как политолог Ж. Кепель и социолог М. Вивьорка убеждены: испытывающие чувство глубокой фрустрации молодые люди не находят других методов кроме насилия, чтобы привлечь к себе внимание общества, которое от них отвернулось.

Заключение

Непрекращающийся приток иммигрантов во Францию превращает политику интеграции в важнейшее направление государственной политики. Власти на национальном и местном уровне разрабатывают меры управления культурным и этническим многообразием, направленные на адаптацию и интеграцию иммигрантов и их потомков в принимающее общество. Среди выходцев из иммиграции наблюдаются диаметрально противоположные тенденции. С одной стороны, в ней выделяется своя элита - лица интеллектуальных профессий, актеры, писатели, политики, предприниматели. Эти люди вносят несомненный вклад в экономическое, политическое, культурное развитие французского общества, обогащая его. С другой стороны, значительное число иммигрантов и их детей находятся в состоянии социальной депривации. Меньшинство погружается в деятельность радикальных религиозных сообществ, кто-то занимается криминальными видами деятельности. Социологами выявлены определенные закономерности. Лучше адаптируются женщины, лица, приехавшие в страну в раннем возрасте и получившие образование. Хуже всего адаптируются иммигранты, проживающие в неблагополучных кварталах, где более половины жителей - иностранцы. Именно они, как показывают исследования, чаще всего придерживаются «оппозиционных ценностей» [Berthomière, Maurel, Richard, 2015].

Приток иммигрантов провоцирует появление во французском обществе социальных напряжений и конфликтов. Иммиграция все чаще оказывается в центре идеологических и политических дебатов. Ее численный рост укрепляет позиции праворадикальных партий и усиливает ксенофобские настроения. Толерантность к Другому, открытость, желание помочь терпящим нужду людям сменяются во 96

французском обществе охранительными тенденциями. В 2023 г. 62% французов выступали за то, чтобы их страна ограничила приток иммигрантов, и лишь 13% полагали, что Франция должна оставаться «открытой» для новых иммигрантов [En qu[o]i les Français ..., 2024]. Социально-психологический настрой общества - серьезный тормоз в осуществлении политики интеграции. Во многом из-за этого Франция не может похвастаться успехами в области интеркультурных практик, которые продолжают, как об этом уже писали специалисты [Преображенская, 2018], носить точечный характер.

Литература / References

Вирт Л. (2015). Гетто // Чикагская школа социологии. - Москва: ИНИОН РАН. - С. 107-165. [WirthL. (2015). The Ghetto [Getto] // Chicago school of sociology. -Moscow : INION RAN. - P. 107-165]. (In Russian).

Гордон А.В. (2021). Китайские общины Парижа: интегрироваться, сохраняя идентичность // Актуальные проблемы Европы. - № 3. - С. 136-163. [Gordon A.V. (2021). Chinese communities in Paris: integrating while maintaining identity [Kitaiskie obshchiny Parizha: integrirovat'sya, sokhranyaya identichnost'] // Current problems of Europe. - N 3. - P. 136-163]. (In Russian).

Гордон А.В. (2022). Становление парижского пригорода: Обервилье в эпоху промышленной революции // Новая и новейшая история.- Т. 66, № 6. -С. 95-107. [Gordon A.V. (2022). The emergence of a Parisian suburb: Aubervilliers during the industrial revolution [Stanovlenie parizhskogo prigoroda: Obervil'e v epokhu promyshlennoi revolyutsii] // New and recent history. - Vol. 66, N 6. - P. 95107]. (In Russian).

Жискар д'Эстен В. (2004). Французы: размышления о судьбе народа. -Москва : Ладомир. - 248 с. [Giscard d'Estaing V. (2004). The French: reflections on the fate of the people [Frantsuzy: razmyshleniya o sud'be naroda]. - Moscow : Ladomir. - 248 p.]. (In Russian).

Лапина Н.Ю. (2020). Новые отверженные: французский контекст // Независимая газ. - 29 июня. [Lapina N.Yu. (2020) The New Rejects: french context [Novye otverzhennye: francuzskij kontekst ] // Nezavissimaya gazeta. - June 29. (In Russian).

Лапина Н. Ю. (2021). «Исламский фактор» и общественно-политическая дискуссия по вопросам иммиграции в современной Франции // Мировая экономика и международные отношения. - Т. 65, № 11. - С. 97-105. [Lapina N.Yu. (2021). «Islamic factor» and socio-political debate on immigration in modern France [«Islamskii faktor» i obshchestvenno-politicheskaya diskussiya po voprosam immigratsii v sovremennoi Frantsii] // World economy and international relations. - Vol. 65, N 11. -P. 97-105]. (In Russian).

Невоенные угрозы безопасности ЕС. (2023) / под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева, Е.Г. Черкасовой. - Москва : Изд-во «Весь мир». - 658 с. [Non-

military threats to the EU security (2023) [Nevoennye ugrozy bezopasnosti ES] / ed. by N.K. Arbatova, A.M. Kokeev, E.G. Cherkasova. - Moscow : IMEMO RAS, «Ves mir». -658 p.]. (In Russian).

Преображенская А. (2018). Интеграция иммигрантов во французское общество: проблемы и перспективы // Интеграция инокультурных мигрантов: перспективы интеркультурализма / отв. ред. И.П. Цапенко, И.В. Гришин. - Москва : ИМЭМО РАН. - С. 152-168 [Preobrazhenskaya A. (2018). Integration of immigrants into French society: problems and prospects [Integraciya immigrantov vo francuzskoe obshchestvo: problem I perspektivy] // Integration of foreign cultural migrants: prospects for interculturalism / ed. by I.P. Tsapenko, I.V. Grishin. - Moscow : IMEMO RAS. - P. 152-168]. (In Russian).

Трофимова О.Е. (2016). Миграционные тенденции во Франции: новые реалии // Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / отв. ред.: А.В. Кузнецов, М.В. Клинова, А.К. Кудрявцев, П.П. Тимофеев. - Москва : ИМЭМО РАН. - С. 57-65. [Trofimova O.Ye. (2016). Migration trends in France: new realities [Migratsionnye tendentsii vo Frantsii: novye realii] // France on the threshold of change: economics and politics at the beginning of the 21 st century / eds.: A.V. Kuznetsov, M.V. Klinova, A.K. Kudryavtsev, P.P. Timofeev. - Moscow : IMEMO RAS. - P. 57-65]. (In Russian).

Франция в поисках новых путей. (2007) / отв. ред. Ю.И. Рубинский. -Москва : Изд-во «Весь мир». - 624 с. [France in search of new paths. (2007) [Frant-siya v poiskakh novykh putei] / ed. Yu.I. Rubinsky. - Moscow : «Ves Mir».-624 p.]. (In Russian).

Bernstein S., Milza P. (2022). Histoire des XX-e - XXI siècles. Le temps de la mondialisation. - Paris : Hatier. - 400 p.

Berthomière W., Maurel M., RichardY. (2015). Intégration des immigrés et associations en France. Un essai d'approche croisée par l'économie et la géographie // Cybergeo: European j. of geography. - Document 749. - 12.11. - DOI: https://doi.org/10.4000/cybergeo.27296

Brouard S., Tiberj V. (2005). Français comme les autres? Enquête sur les citoyens d'origine maghrébine, africaine et turque. - Paris : Presses de Sciences Po. -157 p.

La Seine-Saint-Denis : entre le dynamisme économique et difficultés sociales persistantes. (2020) / Chevrot J. [et al.] // INSEE Analyses ILE-DE-FRANCE. - N 114, février. - URL : https://www.insee.fr/fr/statistiques/4308516 (date of access: 25.03.2024).

En qu[o]i les Français ont-ils confiance aujourd'hui? Baromètre de la confiance politique / Science Po : CEVIPOF. - Vague 15, février 2024. - URL: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/BConf_V15_Extract ion1_modif.pdf(date of access: 26.03.2024).

Best F. Echec scolaire. (1996). - Paris : PUF. - 128 p.

Fourquet G. (2019). L'archipel Français. - Paris : Seuil. - 384 p.

Fourquet G., Kassely J.-L. (2021). La France sous nos yeux. Economie, paysages, nouveaux modes de vie. - Paris : Seuil. - 490 р.

France, portrait social. (2023). - Paris : INSEE. - 230 p.

Girard A. (1977). Les immigrés du Maghreb : étude sur l'adaptation en milieu urbain. - Paris : PUF. - 411 p.

Groupuscules violents lors des manifestations : audition d'Alain Bauer. (2023) / Assemblée Nationale. - 06.07. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=5V8h8U22xjI (date of access: 25.03.2024).

Immigrés et descendants d'immigrés, 2023. (2023) / INSEE. - 198 p. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/6793268?sommaire=6793391 (date of access: 25.03.2024).

Kepel G. (1987). Les banlieues de Islam : naissance d'une religion en France. -Paris : Seuil. - 424 p.

Kepel G. (2014). Passions françaises. Les voix des cités. - Paris : Gallimard. -

284 p.

Picart C. (2023). La répartition des immigrés et de leurs descendants selon la profession : le niveau des diplômes n'explique pas tout // INSEE Références. - P. 55-68. -URL : file:///C:/Users/user/Downloads/ECRT2023-D2%20(2).pdf (date of access: 25.03.2024).

Le Bras E., Todd E. (2013). Le mystère français. - Paris : Seuil. - 336 p.

L'enquête Trajectoires et Origines 2 (TeO2). (2021) / Ined-Insee. - URL: https://www.insee.fr/fr/information/4172158 (date of access: 25.03.2024).

Les immigrés et leurs descendants surexposés au chômage. (2023) // Observatoire des inégalités. - 25.04. - URL : https://www.inegalites.fr/Les-immigres-et-leurs-descendants-surexposes-au-chomage#:~:text=Le%20taux%20de%20ch%C3%B4 mage%20des,proche%20de%20la%20moyenne%20fran%C3%A7aise (date of access: 25.03.2024).

Les territoires conquis de l'islamisme. (2021) / sous la dir. de B. Rougier. -2-ème éd. - Paris : PUF. - 468 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Menusier А. (2022). «La confessionnalisation des votes n'est pas une bonne nouvelle» // La Croix. - 19.05. - URL: https://www.la-croix.com/Debats/ confessionnalisation-votes-nest-pas-bonne-nouvelle-2022-05-19-1201215884 (date of access: 25.03.2024).

Todd E. (2020). Les luttes de classes en France au XXI-e siècle. - Paris : Seuil. -

373 р.

Trajectoire et origines : enquête sur la diversité des populations en France. (2016) / sous la dir. de C. Beauchemin, C. Hamel, P. Simon. - Paris : INED. -URL: http://books.openedition.org/ined/676 (date of access: 25.03.2024). DOI: https://doi.org/10.4000/books.ined.676

Verdier-Molinié A. (2023). Les immigrés viennent-ils en France pour travailler? / Fondation IFRAP. - 19.12. - URL: https://www.ifrap.org/etat-et-collectivites/les-immigres-viennent-ils-en-france-pour-travailler (date of access: 25.03.2024).

DOI: 10.31249/ape/2024.03.05

Lapina N.Yu.1 Ethnocultural metamorphoses of France and the problem of adaptation of immigrants

Abstract. Over the past half century, France has become a country of ethnocultural diversity. The study conducted half a century ago showed that every fifth Frenchman had foreign ancestors. At the beginning of this century, the historian J. Noiriel wrote that in the third generation every third Frenchman had foreign roots. In 2022, according to the UN, 8.52 million immigrants lived in France. French government institutions understate the figures. They deliberately distort facts related to immigration so as not to «scare» the French. However, the lack of real data, writes historian and demographer E. Todd [Todd, 2020, p. 103], only creates an unhealthy atmosphere and allows far-right forces to say that in France there is a «replacement» of the white population with people of color. For a long time, immigration was viewed as a minor issue in France. Today, politicians recognize that immigration is an internal problem of French society. The overwhelming majority of foreigners do not intend to leave France and their children born in the country according to the principle of «right of soil» (jus soli) are French citizens. With the continuous growth in the number of immigrants, the integration of this part of the population has become the most pressing problem of modern French society. In France, debates continue regarding the success/failure of immigrant integration. Left-wing political parties tend to believe that integration «works». On the right flank they believe that integration has ceased to work. The article analyzes two models: (1) partial and complete integration and (2) conflict adaptation. The social successes and failures of immigrants and their descendants are shown.

Keywords: immigration, globalization, France, adaptation, integration, E. Macron, V. Giscard d'Estaing.

Статья поступила в редакцию (Received) 24.03.2024 Принята к публикации без доработки (Accepted) 12.04.2024

1 Lapina Natalia Yurievna - ScD in Political Sciences, Principal Researcher, Head of the Department of global problems, INION RAN; lapina_n@mail.ru ORCID ID 0000-0002-1449-2152 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.