Научная статья на тему 'Этнокультурное разнообразие: истоки и роль в этносоциальной и цивилизационной динамике'

Этнокультурное разнообразие: истоки и роль в этносоциальной и цивилизационной динамике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная культура / этнокультурный неотрадиционалим / этнокультурное разнообразие / этносоциальные процессы / цивилизационная динамика / национальная политика / traditional culture / ethnocultural neotraditionalism / ethnocultural diversity / ethnosocial processes / civilizational dynamics / national policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попков Юрий Владимирович

Обосновывается рассмотрение этнокультурного разнообразия в качестве важного условия позитивной динамики этносоциальных процессов и успешного цивилизационного развития. Само этнокультурное разнообразие трактуется как проявление устойчивости традиционной культуры разных народов, которая в настоящее время существуют в виде этнокультурного неотрадиционализма. Ставится вопрос о необходимости изменения существующей государственной политики в отношении понимания и политики этнокультурного разнообразия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural diversity: origins and role in ethnosocial and civilizational dynamics

The author substantiates the consideration of ethnocultural diversity as an important condition for the positive dynamics of ethnosocial processes and successful civilizational development. He interprets the ethnocultural diversity itself as a manifestation of the stability of the traditional culture of different peoples, which currently exists in the form of ethnocultural neotraditionalism. The author raises the question of the need to change the existing state policy regarding the understanding and policy of ethnocultural diversity.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное разнообразие: истоки и роль в этносоциальной и цивилизационной динамике»

Список источников

1. Авторефераты диссертаций: библиографический указатель (1941-1999 гг.) / составитель З. М. Монгуш. Кызыл: Издательско-полиграфический комплекс газеты «Эне-созу», 2000.

110 с.

2. Авторефераты диссертаций: библиографический указатель (2000-2004 гг.) / составитель З. М. Монгуш; ответственный редактор В. Д. Март-оол; редактор В. А. Фокеев; Тувинский институт гуманитарных исследований. Кызыл, 2005. 58 с.

3. Указатель авторефератов диссертаций ученых Республики Тыва (2005-2012 гг.). Выпуск

111 / составители З. М. Монгуш, А. К. Монгуш; научный редактор О. М. Хомушку. Кызыл : Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2013. 79 с.

4. Авторефераты диссертаций ученых Республики Тыва (2013-2020 гг.). Выпуск IV : библиографический указатель / составитель А. А. Ооржак; научный редактор И.В. Подик; Тувинский государственный университет. Кызыл: РИО ТувГУ, 2022. 57 с.

5. Ооржак А. А. Библиографическая деятельность Научной библиотеки как средство поддержки научных исследований Тувинского государственного университета / А. А. Ооржак. Текст : непосредственный // Библиотека вуза : настоящее и будущее : материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Научной библиотеки Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления : Улан-удэ, 25 ноября 2022 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-удэ, 2023. С. 44-51. https://elibrary .ru/dxqgdk

6. Кротова Д. А. Советская экономика периода 1964-1982 гг.: развитие или стагнация? / Д. А. Кротова. // Актуальные вопросы отраслевых рынков и международной коммерции. 2020.- №1(2). URL: https://tiec.mgimo.ru/2020/2020-02/soviet-economy-1964-1982.

Информация об авторе:

И.В. Подик, кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и документоведения, директор Научной библиотеки «Тувинского государственного университета».

Information about the author:

I.V. Podik, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of General History, Archeology and Documentation, Director of the Scientific Library of Tuvan State University.

Научная статья УДК 39:316.4

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-164-167

Этнокультурное разнообразие: истоки и роль в этносоциальной и цивилизационной

динамике

Юрий Владимирович Попков

Институт философии и права СО РАН, Россия, г. Новосибирск yuripopkov54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1036-9253

Аннотация. Обосновывается рассмотрение этнокультурного разнообразия в качестве важного условия позитивной динамики этносоциальных процессов и успешного цивилизационного развития. Само этнокультурное разнообразие трактуется как проявление устойчивости традиционной культуры разных народов, которая в настоящее время существуют в виде этнокультурного неотрадиционализма. Ставится вопрос о необходимости изменения существующей государственной политики в отношении понимания и политики этнокультурного разнообразия.

Ключевые слова: традиционная культура, этнокультурный неотрадиционалим, этнокультурное разнообразие, этносоциальные процессы, цивилизационная динамика, национальная политика.

Original article

Ethnocultural diversity: origins and role in ethnosocial and civilizational dynamics Yuri V. Popkov

Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia

yuripopkov54@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1036-9253

Abstract. The author substantiates the consideration of ethnocultural diversity as an important condition for the positive dynamics of ethnosocial processes and successful civilizational development. He interprets the ethnocultural diversity itself as a manifestation of the stability of the traditional culture of different peoples, which currently exists in the form of ethnocultural neotraditionalism. The author raises the question of the need to change the existing state policy regarding the understanding and policy of ethnocultural diversity.

Keywords: traditional culture, ethnocultural neotraditionalism, ethnocultural diversity, ethnosocial processes, civilizational dynamics, national policy.

В 2022 году произошли важные для нашей страны и ее будущего события: были приняты Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» и Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Тем самым на официальном государственном уровне объявлено изменение того курса федеральной власти, который на протяжении нескольких десятилетий лежал в ее основе, а именно: следование в фарватере западных стандартов, ценностей и норм в разных сферах жизни.

Успешная реализация задач, провозглашенных в обозначенных государственных документах, зависит от комплекса условий. Среди них можно выделить, во-первых, качественный состав групп экспертов и представителей исполнительной власти, которые возглавят движение по их реализации; во-вторых, важными представляются характер и содержание конкретных практических государственных решений в русле поставленных задач. Но не менее существенной является потребность в изменении концептуальных оснований, которые до сих пор заложены в российских доктринальных документах, касающихся вопросов культурной и национальной политики, в ведение которой входят проблемы регулирования этнокультурного наследия и этнокультурного разнообразия.

В частности, по моему убеждению, существует острая необходимость отказа от либерально-конструтруктивистко-инструменталисткой парадигмы, на которой строится существующая Стратегия государственной национальной политики России. В ней и российская нация, и этнические общности, и этнокультурное разнообразие (многообразие) трактуются предельно узко, ограничиваясь, по сути, проблемами идентичности. Так, этнокультурное разнообразие сводится к этническому составу населения, который определяется по итогам переписей населения как проявление персональной самоидентификации, то есть этнокультурное разнообразие ограничивается сферой субъективных представлений отдельных людей, что не отражает реальную картину общественной жизни в рассматриваемой области.

Основные выводы по заявленной теме можно выразить в следующих основных тезисах.

1. Реальность опровергла перспективные прогнозы марксизма и либерализма -влиятельных идейных течений XX века - об угасании значимости этнического фактора и этнической культуры по мере технико-экономического прогресса и нарастания глобализационных процессов. Напротив, в ответ на «унифицирующий каток» глобализации активизировалась прямо противоположная тенденция, нашедшая отражение в эффекте

этноренессанса и в расширении этнокультурного разнообразия на всех уровнях организации общества.

2. Существует неоднозначная трактовка роли традиции и традиционной культуры разных народов в современном развитии. В противовес точке зрения о сохранении их в виде рудимента, я поддерживаю представление о том, что они являются, с одной стороны, достаточно устойчивыми во времени, с другой стороны, весьма пластичными, способными успешно адаптироваться к обновляемым условиям, изменяться в соответствии с актуальными потребностями. Это находит отражение в широком распространении неотрадиции и этнокультурного неотрадиционализма как основы современного этносоциального развития отдельных народов и региональных сообществ.

3. Феномен этнокультурного неотрадиционализма, с точки зрения представителей новосибирской научной этносоциологической школы, не сводится к проявлениям социального конструктивизма, выступает духовно-практическим явлением и имеет диахронно-синхронную природу. Истоки его формирования лежат, с одной стороны, в прошлом того или иного народа (сохранение традиции), с другой стороны, во взаимодействии с другими народами (обновление традиции). Такое представление мы называем рефлексивной концепцией этнокультурного неотрадиционализма [Попков, Тюгашев, 2020; Попков, 2023].

4. Если существование этнической культуры и этнокультурного неотрадиционализма рассматривать не на уровне отдельно взятой этнической общности, а в более широком социокультурном контексте, например, в рамках регионального межэтнического сообщества, который может быть интерпретирован как продукт миграционных процессов и межэтнических взаимодействий, то они предстают в виде этнокультурного разнообразия.

5. Этнокультурное разнообразие является разновидностью культурного разнообразия, которое представительными международными организациями справедливо признается в качестве этического императива современности и важного условия сохранения устойчивости социальной системы, аналогично признанию значимости биоразнообразия для биосферы. Соответственно следует сделать вывод о важном значении этнокультурного разнообразия для этносоциального развития и развития цивилизации. Данное утверждение является справедливым для двух основных интерпретаций самой цивилизации: и с точки зрения синхронического её представления как отдельной локальной цивилизация, и рассматриваемой в диахроническом аспекте как определённой стадии социальной эволюции.

6. В качестве субъектов этнокультурного разнообразия выступают не только отдельные индивиды, но и этнические группы и этнических сообщества как носители материальных и духовных пластов этнической культуры - ценностей, традиций, моделей поведения, образа жизни. Успешная реализация обозначенной целевой установки Стратегии предполагает реальную поддержку этнических культур в виде создания правовых и социально-экономических механизмов, направленных на сохранение живой этнокультурной традиции в разных ее проявлениях.

7. Тува относится к регионам России с выраженной спецификой, проявляющейся в высоком уровне сохранности традиционной этнокультуры. В этом отношении она находится в русле обозначенных на государственном уровне ориентиров. В то же время здесь наблюдается другая тенденция, характеризующая сокращение реального этнокультурного разнообразия, что наиболее сильно затронуло сельскую местность, где очевидным является формирование моноэтнических территориальных локаций. Как представляется без преодоления данной тенденции могут возникнуть серьезные проблемы на пути достижения актуальной социальной устойчивости не только сельского, но и всего сообщества Республики Тыва.

Список источников

1. Попков Ю. В. Энокультурный неотрадиционализм: рефлексивно-интеграционная теоретическая модель // Этнография. 2023. № 3 (21). С. 203-223.

2. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Этнокультурный неотрадиционализм и идентичность в современных социокультурных трансформациях. Новосибирск: НГТУ, 2020. 256 с.

Информация об авторе:

Ю. В. Попков, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований

Information about the author:

Y. V. Popkov, Doctor of Philosophy, Professor, Chief Researcher of the Social and Legal Research Department

Научная статья УДК 271.2

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-167-176

«Конец Света» в сатирическом изложении: примеры инверсий сакральных представлений в старообрядчестве*

Александр Анатольевич Пригарин

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия prigarin.alexand@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6684-309X

Аннотация. В статье приводится текст одного из ярких проявлений народной сатиры, функционировавших в старообрядческой среде. Публикуя варианты «Газеты из ада», зафиксированные в липованской среде на Дунае, автор расширяет научные представления о географии бытования этого фольклорного текста и дополняет их конкретными региональными вариантами. Предпринята попытка вписать данный текст в культурное поле старообрядчества путем интерпретации на основе идей о «карнавализации» или «инверсий» фольклорной культуры. Это же вписывается в вариативность эсхатологических мировоззренческих представлений, которые особо актуальны для староверов Енисейской Сибири.

Ключевые слова: старообрядцы, эсхатология, духовные стихи, Дунай, Енисей. Original article

«The End of the World» in a satirical presentation: examples of inversions of sacred ideas in

the Old Believers

Alexander A. Prigarin

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia prigarin.alexand@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6684-309X

Abstract. The article contains the text of one of the most striking manifestations of folk satire that functioned in the Old Believers' environment. By publishing variants of the "Newspaper from Hell" recorded in the Lipovan environment on the Danube, the author expands scientific ideas about the geography of the existence of this folklore text and complements them with specific regional variants. An attempt has been made to fit this text into the cultural field of Old Believers by interpreting it based on the ideas of "carnivalization" or "inversions" of folklore culture. This also fits into the variability of eschatological worldviews, which are especially relevant for the Old Believers of Yenisei Siberia.

Keywords: Old Believers, eschatology, spiritual poems, Danube, Yenisei.

Комплексные полевые исследования староверов т.н. «Енисейского меридиана» под руководством А.А. Стороженко и Е.А. Быковой на протяжении 2016-2020 гг. показали ряд

"Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ N° 24-28-01663 https://rscf.ru/project/24-28-01663/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.