Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КИТАЕ'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурное образование / педагогические кадры / этнокультурный подход / поликультурность / система педагогического образования / «Набросок Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010–2020 гг.)» / мультикультурализм / требования к современному учителю / ethnocultural education / teaching staff / ethnocultural approach / multiculturalism / system of teacher education / “Outline of the National medium-term and long-term plan for the reform and development of education (2010–2020)” / multiculture / requirements for a modern teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенков В. П., Чаочжэн Ч.

Этнокультурное образование рассматривается в данной работе как возможный инструмент развития педагогического образования в Китае, преодоления его дисбалансированности, которая ведет к унификации и примитивизации культурных явлений, к замене национальных культур всеобщей массовой культурой, к духовной деформации личности в обществе потребления. В статье Чжан Чаочжэн рассматривается феномен этнокультурного образования, его проблематики, пути и подходы к его реализации. Особое внимание уделяется развитию этнокультурных представлений студентов педагогических вузов в условиях глобализации. Показано, что будущие учителя, должны совершенствовать собственную систему знаний об этнокультурном образовании, чтобы достичь цели улучшения качества образования в полиэтническом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенков В. П., Чаочжэн Ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL EDUCATION IN CHINA AND TEACHER TRAINING

Ethnocultural education is considered as a possible tool for the development of teacher education in order to overcome its disarray, which leads to the unification of cultures, to the replacement of national cultures by a general mass culture, to the spiritual deformation of the individual in a consumer society. The article deals with the phenomenon of ethno-cultural education, its problems and approaches to its implementation. Especially in the context of globalization and the in-depth development of ethnic culture, students of pedagogical universities, as future teachers, should improve their own knowledge about ethnocultural education in order to achieve the goal of improving the quality of education in multicultural society.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КИТАЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

П.Борисенков

Чжан Чаочжэн

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С.144—152. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 144-152.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-144-152

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КИТАЕ

Владимир Пантелеймонович Борисенков1, Чжан Чаочжэн2

1 2 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

1 vlad_boris39@mail.ru

2 izone_96@mail.ru

Аннотация. Этнокультурное образование рассматривается в данной работе как возможный инструмент развития педагогического образования в Китае, преодоления его дисбалансированности, которая ведет к унификации и примитивизации культурных явлений, к замене национальных культур всеобщей массовой культурой, к духовной деформации личности в обществе потребления. В статье рассматривается феномен этнокультурного образования, его проблематики, пути и подходы к его реализации. Особое внимание уделяется развитию этнокультурных представлений студентов педагогических вузов в условиях глобализации. Показано, что будущие учителя, должны совершенствовать собственную систему знаний об этнокультурном образовании, чтобы достичь цели улучшения качества образования в полиэтническом обществе.

Ключевые слова: этнокультурное образование, педагогические кадры, этнокультурный подход, поликультурность, система педагогического образования, «Набросок Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010-2020 гг.)», мультикультурализм,

© Борисенков В. П., Чжан Чаочжэн, 2023

требования к современному учителю

Для цитирования: Борисенков В. П., Чаочжэн Ч. Этнокультурное образование и подготовка педагогических кадров в Китае. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 144-152. doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-144-152.

Original article

ETHNOCULTURAL EDUCATION IN CHINA AND TEACHER TRAINING

Vladimir P. Borisenkov1, Zhang Chaozheng2

1 2 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

1 vlad_boris39@mail.ru

2 izone_96@mail.ru

Abstract. Ethnocultural education is considered as a possible tool for the development of teacher education in order to overcome its disarray, which leads to the unification of cultures, to the replacement of national cultures by a general mass culture, to the spiritual deformation of the individual in a consumer society. The article deals with the phenomenon of ethno-cultural education, its problems and approaches to its implementation. Especially in the context of globalization and the in-depth development of ethnic culture, students of pedagogical universities, as future teachers, should improve their own knowledge about ethnocultural education in order to achieve the goal of improving the quality of education in multicultural society.

Keywords: ethnocultural education, teaching staff, ethnocultural approach, multiculturalism, system of teacher education, "Outline of the National medium-term and long-term plan for the reform and development of education (2010-2020)", multiculture, requirements for a modern teacher

For citation: Borisenkov V. P., Chaozheng Zh. Ethnocultural education in China and teacher training. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(2):144-152. (In Russ.). doi: https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-144-152.

Педагогическая наука — это общий термин для различных дисциплин, изучающих законы образования. Как самостоятельная научная система она прошла длительный процесс развития: например, в трудах древнекитайских мыслителей и педагогов Конфуция, Мо-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и, наконец, великого просветителя и основоположника научной педагогики Яна Амоса Коменского. Проблемы этнокультурного образования для педагогической науки не новы. Сегодня, когда процесс глобализации идет полным ходом, этнокультурное образование стало важной составной частью мировой образовательной культуры.

Термины «этнопедагогика», «этнокультурное образование» вошли в употребление в 60-е годы ХХ века (Г. Н. Волков) и быстро распространились в образовании стран всего мира. Хотя мы часто говорим об этнокультурном образовании, до сих пор нет единого стандарта для исчерпывающего определения данного термина. В Китае чаще всего он употребляется наряду с другими терминами: «этнорегиональное», «национально-региональное», «поликультурное», «мультикультурное» образование, причем нюансы, существующие между ними, четко не определяются.

В июле 2010 года, в соответствии со стратегическим решением XVII Национального конгресса КПК о «приоритете развития образования и построения страны с развитыми человеческими ресурсами», в целях содействия научному развитию образования, всестороннему улучшению качества людей и ускорению процесса социалистической модернизации, центральное правительство Китая сформулировало «Набросок Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010-2020 годы)». В главе 9 этого документа четко указывается на необходимость ускорения развития этнокультурного образования, которое «имеет большое и далеко идущее значение для содействия экономическому и социальному развитию национальных меньшинств и этнических территорий, совместной борьбы за процветания всех этнических групп. Необходимо усилить руководство этнопросветительской работой, всесторонне проводить в жизнь этническую политику партии и эффективно решать особые трудности и нерешенные проблемы, с которыми сталкивается развитие образования нацменьшинств на этнических территориях...» [1].

Исходя из насущных потребностей реформы и развития этнокультурного образования в Китае и с учетом текущей ситуации с научно-исследовательской работой и подготовкой педагогических кадров, в ноябре 2014 года административный отдел Министерства образования Китая выпустил «Национальный план этнокультурного образования и научных исследований» (далее — «План»), чтобы гарантировать, что все провинции, автономные районы, муниципалитеты и другие местные бюро образования в стране могут действовать в соответствии с местной фактической ситуацией.

«План» определяет ключевые темы исследований этнокультурного образования в области образовательной теории, политики и практики. Ниже приведены представленные темы в ключевых областях исследований:

1. Исследование образования в Тибете, Синьцзяне и четырех про-

винциях района компактного проживания тибетцев [1].

Управление Тибетом, Синьцзяном и четырьмя провинциями тибетского района занимает особенно важное стратегическое место в общей работе партии и государства. В ситуации общего экономического развития Китая в аспекте развития образования в тибетских районах подчеркнуты важность и актуальность проблемы повышения эффективности образования по вопросам этнического единства, широкой правовой пропаганды и просвещения в школах всех ступеней и типов и т.д.

2. Исследование теории и практики воспитания этнического единства в школах Китая.

В «Наброске национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010-2020 годы)» четко указано, что «воспитание этнического единства должно широко осуществляться в школах всех уровней и типов». В «Руководстве по воспитанию национального единства в школах (для пробной реализации)», выпущенном в ноябре 2008 года, дополнительно оговариваются содержание, форма и подход к воспитанию этнического единства в школах всех уровней и типов. В настоящее время в школах проводится большая работа по воспитанию этнического единства. Существует острая потребность в углубленном теоретическом руководстве по аспектам построения системы и механизма нормализации образования в духе этнического единства, разработки материалов учебной программы, освоения и использования ресурсов и инновации форм и методов практической деятельности.

3. Исследование теории и практики двуязычного образования.

Двуязычное образование является важной частью этнокультурного

образования в Китае, а также важным способом повышения его качества. К основным направлениям исследований в этой области относятся: исследование базовой теории двуязычного образования, исследование практической модели двуязычного образования, исследование системы контроля качества двуязычного образования.

В целях содействия местному развитию и оживления экономики этнических территорий учителя, как важные участники распространения знаний, культурного наследия и экономического развития в этнических районах, играют ведущую роль в улучшении человеческих качеств населения в этнических районах и обеспечении сбалансированного развития образования. Таким образом, в этнокультурном образовании особенно большое значение принадлежит учителям и их межэтнической культуре.

Только на основе повышения качества подготовки учителей и совершенствования их педагогических навыков можно повысить эффективность и актуальность образования в этнических территориях [7].

Этнокультурное образование в Китае по своей сути является образованием «единства в многообразии». Иными словами, воспитание различных этносов осуществляется на основе единых концептуальных подходов и идеологии. Учителя, будучи передатчиками знаний и носителями просветительских идей, лидерами в нравственном отношении и первооткрывателями детских душ, играют ключевую роль в повышении качества школьного образования. Таким образом, при осуществлении этнокультурного образования необходимо соблюдать следующие требования к педагогическим и исследовательским кадрам:

1. Учителя должны обладать правильными представлениями о значении национальной принадлежности. В процессе воспитания и обучения взгляды учителей по национальному вопросу часто интериоризуются во взаимодействии с их учениками и тонко влияют на их взгляды и отношения. Поэтому учителя призваны иметь правильное представление об этнической принадлежности и должны избегать влияния националистических предрассудков и ассимиляторских тенденций, всегда обращать внимание на свои слова и поступки в процессе обучения и часто проверять справедливость своих собственных позиций, помогать учащимся уважать и принимать уникальные культуры других этнических групп.

2. Педагоги призваны отличаться общекультурной и поликультурной грамотностью.

В долгом историческом развитии китайской нации совмещены черты «большой смешанной жизни» и «маленького компактного проживания» отдельных этносов. Нередко представители нескольких этнических групп живут в одном районе, городе или поселке. Таким образом, учащиеся, представляющие разные национальные культуры, могут учиться в одном классе и одной школе. Понятно, что в таком случае учителя должны хорошо ориентироваться в культуре разных этнических групп: знать различия в их жизненных привычках, обычаях, религиозных обрядах, системах ценностей, моральных нормах и т.д. Например, в некоторых этнических культурах знания передаются через пение и танец, поэтому те, кто умеет петь и танцевать, пользуются особым почетом. В жизни некоторых этнических групп большое место занимает мореплавание, что накладывает отпечаток на их психологию и пространственные

представления. Поэтому, чтобы оптимизировать развитие каждого учащегося, необходимо учитывать в процессе обучения его особенности, связанные с этнической культурой.

3. Современные педагоги, работающие в полиэтнических регионах, должны обладать двуязычными навыками.

Согласно статистике, в Китае насчитывается более 50 этнических групп, использующих 39 языков и более 80 диалектов. Вполне понятно, что с момента поступления в школу у учащихся сразу же появилась проблема с языком. Язык, на котором они говорят в семейной жизни, и язык, используемый в школьном обучении, не одинаковый по произношению, что приведет учеников к когнитивным трудностям. Например, в отдаленной начальной школе, в которой учатся представители малого этноса, вновь прибывшие ханьские учителя не могут общаться с учащимися первого и второго классов, которые не говорят по-китайски. Это неизбежно сказывается на атмосфере в классе, поскольку объяснения учителей непонятны ученикам из-за языкового барьера. Все это создает почву для конфликтов, делает отношения между учителями и учениками негармоничными. Именно поэтому уже упоминавшийся в «Наброске национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010-2020 годы)» указано, что государство приложит большие усилия для подготовки учителей, работающих в таких регионах, к двуязычному обучению, исследований, разработки и публикации учебников на местных языках и т.д. Таким образом, при осуществлении этнокультурного образования в полиэтнических районах Китая первостепенной задачей педагогов становится овладение языком местной и этнической культуры, наряду с китайским языком.

Принимая во внимание требования этнокультурного образования к квалификации учителей в этнических районах, можно улучшить полиэтнические культурные педагогические навыки учителей путем реформирования высшего педагогического образования, совершенствования непрерывного образования, поощрения учителей к разработке школьных учебных программ и проведения углубленных исследований в области этнокультурного образования. Только при этом условии можно улучшить педагогические и исследовательские навыки учителей в полиэтнических районах. Достижение главной цели, которая состоит в повышении качества образования в этнических районах, предполагает решение следующих основных задач:

1. Укрепление и усовершенствование педагогической культуры у бу-

дущего учителя до его вступления в должность.

В целях увеличения количества учителей в этнических районах Министерство образования и Государственная комиссия по делам национальностей издали в 1980-1990-х годах ряд документов, касающихся необходимости усиления этнообразовательной работы в полиэтнических регионах Китая. В частности, особое внимание в этих документах уделяется педагогическому образованию и решению проблемы сбалансированного развития образования в полиэтнических районах. В соответствии с этими документами педагогическое образование прежде всего должно позволить учащимся сформировать правильное представление об этнопедагогике и преподавании, которые являются фундаментом осуществления этнокультурного образования. Если будущие педагоги не имеют правильного представления по этим вопросам, то, какими бы солидными ни были их профессиональные знания и образовательные способности, они не смогут успешно решать свои преподавательские задачи в этнических сообществах. Во-вторых, педагогическое образование должно реформировать учебную программу, развивать межкультурные знания будущих учителей и улучшать понимание будущими учителями этнокультурного образования. К традиционным базовым курсам, таким как педагогика и психология, должны быть добавлены курсы по этнопедагогике и этнопсихологии. Наконец, развитие навыков двуязычия также является одной из задач, которую нельзя игнорировать в педагогическом образовании. Студенты педагогических университетов, направляемые на работу в этнические регионы, должны обладать по крайней мере минимальным знанием местных языков, потому что «для этнических меньшинств очень важно, чтобы возродить утерянные языки или сохранить те, которые используются, для их чувства идентичности и самооценки» [3].

2. Усовершенствование непрерывного обучения учителей на рабочем месте.

Наряду с усилением подготовки учителей до вступления в должность важной частью также является содействие непрерывному обучению. В «Руководстве по национальному развитию и реформе образования (для пробной реализации)» 1992 года и «Решении Госсовета об углублении реформы и ускорении развития национального образования» 2002 года подчеркивалась важность обучения учителей на рабочем месте в этнических районах.

Подготовка учителей в этнических областях должна быть сосредото-

чена на актуальных проблемах учителей в классе. Большую пользу может принести приглашение авторитетных специалистов для чтения серьезных лекций по этнокультурному образованию и этнопедагогике, которые могут помочь в организации работы по посттренинговой оценке, чтобы обеспечить практически тренировочный эффект на данном этапе [5].

Вывод

В эпоху глобализации и информатизации необходимо постоянно повышать качество образования национальных меньшинств путем совершенствования образовательной политики и стратегии. Обучение и воспитание учителей этнокультурным знаниям требует долгосрочной и эффективной поддержки со стороны государства. Китаю предстоит еще долгий путь в общем планировании ресурсов в области этнокультурного образования, подготовки учителей и улучшения правовых гарантий их труда. В то же время учителя должны взять на себя инициативу по улучшению своих навыков в языке, преподавании и исследовании, чтобы справиться с поликультурным образованием, обеспечить повышение качества образования в этнических районах.

Список источников

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. С. 100-116.

2. Ван Ся. Объяснение западной мультикультурной теории образования. // [D]. Магистерская диссертация Китайского национального университета. 2005.

3. Ван Цзянхуа. Предварительное исследование стратегии обучения учителей поликультурным образовательным навыкам в районах меньшинств. // [A]. Journal of Bingtuan Education Institute. 2016.

4. Ван Цзянь. Об особенностях этнического образования в Китае и его политической поддержке //Академическое исследование. 2010.

5. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Методологические подходы к оптимизации подготовки кадров для инновационной экономики // Нефть, газ и бизнес. 2016. № S1. С. 115-119.

6. Гукаленко О. В., Борисенков В. Б. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. С. 86-94.

7. Гукаленко О. В. Этнокультурный компонент в подготовке социальных педагогов в современной России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2015. № 1. С. 41-48.

8. «Набросок Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформирования и развития образования (2010-2020 гг.)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/ srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (дата обращения: 11.04.2022).

9. «Национальный план этнокультурного образования и научных исследований» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A09/s7046/201411/t20141103_178341. html (дата обращения: 22.04.2022).

10. «Руководство по воспитанию национального единства в школах (для пробной ре-

ализации)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A09/s3081/200811/ t20081126_77787.html (дата обращения: 15.04.2022).

11. Чжан Даньдань. Подготовка поликультурных учителей для провинции Синьцзяна // Синьцзянский педагогический университет. 2013.

12. Чэнь Липэн, Ли На. 60 лет образования для этнических меньшинств в Китае: ретроспектива и размышления // [J]. Journal of Research on Education for Ethnic Minorities. 2010.

References

1. Afanas'eva A. B. Jetnokul'turnoe obrazovanie kak problema sovremennoj pedagogicheskoj nauki // Izvestija rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2008. S. 100-116. [In Rus].

2. Van Sja. Ob#jasnenie zapadnoj mul'tikul'turnoj teorii obrazovanija. // [D]. Magisterskaja dissertacija kitajskogo nacional'nogo universiteta. 2005.

3. Van Czjanhua. Predvaritel'noe issledovanie strategii obuchenija uchitelej polikul'turnym obrazovatel'nym navykam v rajonah men'shinstv. // [A]. Journal of Bingtuan Education Institute. 2016.

4. Van Czjan. Ob osobennostjah jetnicheskogo obrazovanija v Kitae i ego politicheskoj podderzhke //Akademicheskoe issledovanie. 2010. [In Rus].

5. Gukalenko O. V., Borisenkov V. P. Metodologicheskie podhody k optimizacii podgotovki kadrov dlja innovacionnoj jekonomiki // Neft', gaz i biznes. 2016. № S1. S. 115-119. [In Rus].

6. Gukalenko O. V., Borisenkov V. B. Podgotovka pedagogov dlja raboty s det'mi-migrantami v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2016. S. 86-94. [In Rus].

7. Gukalenko O. V. Jetnokul'turnyj komponent v podgotovke social'nyh pedagogov v sovremennoj Rossii // Social'naja pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2015. № 1. S. 41-48. [In Rus].

8. «Nabrosok Nacional'nogo srednesrochnogo i dolgosrochnogo plana reformirovanija i razvitija obrazovanija (2010-2020 gg.)» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A01/ s7048/201007/t20100729_171904.html (data obrashhenija: 11.04.2022). [In Rus].

9. «Nacional'nyj plan jetnokul'turnogo obrazovanija i nauchnyh issledovanij» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A09/s7046/201411/t20141103_178341.html (data obrashhenija: 22.04.2022). [In Rus].

10. «Rukovodstvo po vospitaniju nacional'nogo edinstva v shkolah (dlja probnoj realizacii)» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A09/s3081/200811/t20081126_77787.html (data obrashhenija: 15.04.2022). [In Rus].

11. Chzhan Dan'dan. Podgotovka polikul'turnyh uchitelej dlja provincii Sin'czjana // Sin'czjanskij peda-gogicheskij universitet. 2013. [In Rus].

12. Chjen' Lipjen, Li Na. 60 let obrazovanija dlja jetnicheskih men'shinstv v Kitae: retrospektiva i raz-myshlenija // [J]. Journal of Research on Education for Ethnic Minorities. 2010.

Информация об авторах

В. П. Борисенков — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой истории и философии образования Ч. Чаочжэн—аспирант

Information about the authors

V. P. Borisenkov—Dr. Sc. (Education), Professor academician of the Russian Academy of Education, Head of the Department of History and Philosophy of Education Zh. Chaozheng — Postgraduate student

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 07.03.2023. The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.