Научная статья на тему 'Этнокультурно-краеведческий подход к формированию языковой личности бакалавра в региональном вузе'

Этнокультурно-краеведческий подход к формированию языковой личности бакалавра в региональном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА / ЭТНОКУЛЬТУРНО-КРАЕВАЯ СПЕЦИФИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / НАЦИОНАЛЬНО И РЕГИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туранина Неонила Альфредовна, Кулюпина Галина Алексеевна

Рассматривается вопрос о языковой подготовке бакалавра педагогики с учетом регионального уровня содержания образования, раскрывающего этнокультурно-краевую специфику. Предлагается система работы по формированию этнокультурной компетентности в процессе обучения русскому языку в региональном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурно-краеведческий подход к формированию языковой личности бакалавра в региональном вузе»

ШЭШШШ №2,2010 ІІІІІІДИ^ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

ЭТНОКУЛЬТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БАКАЛАВРА В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ

Н. А. Туранина, Г. А. Кулюпина

(Белгородский государственный университет)

Рассматривается вопрос о языковой подготовке бакалавра педагогики с учетом регионального уровня содержания образования, раскрывающего этнокультурно-краевую специфику. Предлагается система работы по формированию этнокультурной компетентности в процессе обучения русскому языку в региональном вузе.

Ключевыге слова: языковая подготовка бакалавра; этнокультурно-краевая специфика; региональный вуз; национально и регионально ориентированная модель обучения русскому языку.

На современном этапе развития информационно-образовательного общества качество подготовки специалиста высшей квалификации должно постоянно эволюционировать и совершенствоваться. Для этого на определенных ступенях образовательного процесса в вузе необходима существенная структурная, содержательная реорганизация, подкрепленная развитием науки, формированием новых технологий профессиональной подготовки.

Гуманитарное образование в региональном вузе претерпевает значительные изменения в связи с подготовкой бакалавров по новым образовательным стандартам. В этом контексте особое внимание должно уделяться языковой подготовке бакалавра педагогики с учетом регионального уровня содержания образования, раскрывающего этнокультурно-краевую специфику.

Культурологическая направленность в обучении русскому языку в вузе актуальна в современных геополитических условиях и этнополитической ситуации. Нельзя изучать язык вне контекста национальной культуры и без учета региональных и лингвокраеведческих исследований. Культура России, региона, краеведческий материал, связанный с региональной топонимикой, языком края, вызывает постоянный интерес у молодого поколения, и именно на этой базе целесообразно строить обучение русскому языку в системе бакалавриата.

Разработанная нами система занятий по формированию языковой личности бакалавра уже принесла свои плоды и результаты, так как основывается на лично-стно ориентированном подходе к изучению родного языка в региональном вузе. Приведем фрагменты таких занятий.

Тема 1. Разряды и склонение имен существительных. Русское жилище в России и на Белгородчине

Русские крестьяне строили избы из сосныг, ели, лиственницы. На севере России крестьянское жилище представляло собой выгсокий двухъярусныгй дом с крыгтыгм двором, в котором жилое помещение располагалось на втором этаже, а хозяйственныге постройки — на первом. Существовали и другие традиции в строительстве русской избы. В центральной России и на Белгородчине дома быгли чаще одноэтажныге, низкие. За домами находился двор с хозяйственными постройками. В Сибири и на Алтае рубили выг-сокие бревенчаты е избы , амбары , двор окружали выгсоким глухим забором.

Задания к тексту:

1. Прочитайте текст и перечислите особенности русского жилища в различных регионах.

2. Объясните значение слов традиция, амбар, составьте с ними предложения.

3. Выпишите из текста имена существительные, объясните их правописание.

4. Определите разряд всех существительных, подберите к ним имена прилагательные и составьте словосочетания.

© Туранина Н. А., Кулюпина Г. А., 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

5. Установите по словарю происхождение слов изба, этаж.

6. Составьте таблицу, распределив в ней существительные по типам склонения. Объясните принцип классификации.

7. Добавьте к тексту 2—3 предложения об особенностях строительства деревянной избы в Белгородской области.

Тема 2. Имя прилагательное как часть речи. Разряды и склонение прилагательных. Реки Белогорья

Белогорье... Так ласково назыгвают наш край, богатыгй большими реками и маленькими речушками.

Какое же имя дать речке? Как отличить одну от другой? Ведь на пер-вы й взгляд они все похожи. Но нет. Вот Бобравка. Водятся здесь трудо-любивыге зверьки — бобрыг, зато нет здесь таких зарослей ольхи, как на Ольшанке. А на реке Волчьей можно встретить серыгх лесныгх санитаров. Но не подумайте, что в реке Беленькой течет белая вода. Просто ее берега — природное хранилище мела. А вот вдоль реки Солотино гулять нужно очень осторожно, ведь слово «со-лоть» означает мокрое, вязкое место. Не зря же люди заметили эту особенность.

Природа очень разнообразна, нужно только суметь обнаружить что-нибудь интересное и необыгчное. И тогда даже маленький ручеек будет особенны м.

Задания к тексту:

1. Прочитайте текст выразительно. Что интересного вы узнали?

2. С помощью толкового словаря объясните значение слов хранилище, обычай. Какие обычаи вашего края вы знаете?

3. Как вы думаете, в словарях какого типа нужно искать объяснение значения слова солоть?

4. Как объясняются названия рек? Попробуйте предположить, почему рекам дали следующие названия: Журавка, Дубенка, Камыш, Ивня.

5. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите, производными или непроизводными они являются. Разберите производные прилагательные по составу.

6. Подберите к прилагательным серый, мокрый существительные таким образом, чтобы в словосочетаниях прилагательные были употреблены в прямом и переносном значениях.

7. Выпишите прилагательные, распределив их по принадлежности к одному из лексико-грамматических разрядов. Прилагательных какого разряда не встретилось в тексте? Приведите свои примеры.

8. Распределите прилагательные по типам склонения.

Тема 3. Повторение темы «Имя существительное и имя прилагательное как части речи»

1. Маленькие реки дают жизнь более крупныгм рекам. Вот речка Беленькая. Заботливо несет она свои водыг в Оскол.

Ее длина всего чуть больше пятнадцати километров. Но берега Беленькой, заросшие густой зеленью, — надежное пристанище для пернатыгх. Тут шныгряют маленькие незаметные камы шовки и шагают солидны е серы е цапли, которыге предпочитают боло-тистыге берега. А какое изобилие чу-десныгх насекомыгх! Здесь обитают дневны е и ночны е бабочки, стрекозы , водяныге жуки. Речушка эта живописна в любое время года.

(По В. Колесникову)

2. Родники — это и есть наша родная природа, истоки тех святых мест, где человек родился. ... Около одного из таких ключей местны й житель нашел кувшин, полны й серебряны х монет — захоронение с давних времен. А в другом роднике я находил в детстве медны е или бронзовы е монеты . К сожалению, человек может не только обустраивать природныге источники, но и загрязнять их. . Ручей бежал по меловыгм камням в реку. ... На песчаном дне резвились ры бы . .

Предложения: У родника хранились клады. В источнике всегда быгла чистейшая вода. Когда-то криница на краю моего села бы ла очень чистой, ухоженной. Вязкий слой или ряска и тина забили родник. Теперь исток заилен.

Задания к тексту:

1. Прочитайте и озаглавьте первый текст.

2. Восстановите второй текст с помощью приведенных предложений.

3. Объясните значение существительных истоки, криница, ключ. Все ли эти слова имеют только одно значение?

№ 2,

4. Какие родники на территории своего края вы знаете?

5. Выпишите из второго текста прилагательные, которые характеризуют предмет по тому материалу, из которого он изготовлен. Разберите эти слова по составу. Определите разряд выписанных прилагательных. Придумайте словосочетания или предложения, где бы они были употреблены как качественные прилагательные.

6. Приведите примеры пословиц, фразеологических оборотов, в состав которых входят слова человек, камень, место, ключ.

2010 1%

Предложенная система работы в процессе изучения русского языка приобщает студентов к общекультурным и региональным ценностям и обеспечивает осмысление языковых фактов, специфичных для края, области. В этой связи общие языковые закономерности получают региональное осмысление, способствуют разработке национально и регионально ориентированной модели обучения русскому языку.

Поступила 23.03.10.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ (на материалах отечественных и зарубежных исследований)

Н. В. Назаренко (Хабаровская государственная академия экономики и права)

В статье рассматривается феномен корпоративной культуры магистратуры как новой зарождающейся группы (научного сообщества) в российском высшем профессиональном образовании.

Ключевые слова: корпоративная культура; магистратура; высшее профессиональное образование; Федеральный государственный образовательный стандарт.

В последние годы наблюдается проявление широкого научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры университета. Более того, в связи с переходом высшего профессионального образования на двухуровневую систему обучения (бакалавриат — магистратура), на новые государственные образовательные стандарты по подготовке бакалавров и магистров, а также в связи с новыми целями и задачами по подготовке «нового» специалиста для современной рыночной экономики проблема формирования корпоративной культуры магистрата вызывает особый интерес и становится особенно актуальной.

Анализ научных работ отечественных авторов показал, что в исследованиях российского научного сообщества на сегодняшний день нет однозначного определения понятия «корпоративная культура», ясного понимания того, каков потенциал данного феномена, можно ли на него воздействовать и, если да, с помощью каких механизмов. Это актуали-

зирует потребность вновь обратиться к указанному понятию.

На основании исследований В. Ивановой, А. Тузикова, Р. Зинуровой и других ученых главными требованиями работодателей к выпускникам высшей школы являются общий уровень развития и базовые знания; способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное; умение применять на практике полученные знания, умение и желание постоянно учиться (конкретные знания дешевеют очень быстро), навыки командной работы; целенаправленность на карьеру, эффективность, самостоятельность, гибкость, нестандартность мышления; общая и профессиональная культура.

Корпоративная культура большинством исследователей понимается как система общих установок, принимаемая и разделяемая членами данной организации. Следовательно, корпоративная культура каждого образовательного учреждения, и в частности магистратуры,

© Назаренко Н. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.