Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ПЕРИФЕРИИ САКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИТЯНЬШАНЬЯ В IV–III ВВ. ДО Н.Э.'

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ПЕРИФЕРИИ САКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИТЯНЬШАНЬЯ В IV–III ВВ. ДО Н.Э. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранний железный век / сакский период / сакская культура Притяньшанья / миграции / этнические и культурные контакты / Early Iron Age / Saka period / Saka culture of Tian Shan / migrations / ethnic and cultural contacts

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Сергей Сергеевич

Статья посвящена вопросам этнокультурных контактов населения сакской культуры Притяньшанья на северо-восточной периферии территории ее распространения. В первой половине IV в. до н.э. начинается экспансия пазырыкского политического объединения на юг – в Восточный Казахстан, северный Синьцзян и Монгольский Алтай. Это приводит к военному столкновению с саками Притяньшанья, которые утрачивают влияние на племена среднего течения Иртыша и связи с родственной каменской культурой Лесостепного Алтая. Миграция пазырыкцев приводит к формированию гибридной кула-жургинской культуры Восточного Казахстана, носители которой продвигаются в северо-восточные районы политического объединения саков Притяньшанья, как, собственно, и сами племена пазырыкского культурного круга. Военное противостояние с ними, как и военные конфликты с эллинистическими государствами на юго-западе, ослабляют данное объединение. Итогом становится его разгром в результате миграции юэчжей около 165 г. до н.э., что приводит к выдавливанию значительной части сакских племен Притяньшанья в южные районы Средней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural situation on the North-Eastern periphery of the Saka culture of Tian Shan region in the 4th 3rd centuries BC

From 6th through early 2nd century the Fore-Tian-Shan region was occupied by an authentic Saka Culture. It had close ethnical and cultural associations with the contemporary population of Eastern Kazakhstan. They left specific Bukon Culture-type monuments. Besides, the Tian-Shan Sakas made a significant contribution to Kamenskaya Culture in forest-steppe Altai (Ob & Irtysh Interfluve). They maintained regular connections. However, in the 4th century BC the Pazyryk political union from the mountain Altai became stronger and started sustainably expanding to the south – Eastern Kazakhstan, northern Xinjiang and the Mongolian Altai Mountains. This leads to broken connection between the Sakas of the Tian-Shan region and their kin from the forest-steppe Altai. It results in the lost control over Bukon Cultue type tribes in Eastern Kazakhstan. It causes reduced influence in adjacent areas of Xinjiang. Pazyryk and Kara-Koba Culture people were migrating in the Eastern Kazakhstan at the turn of 4th–3rd centuries BC. This migration causes a hybrid Kula-Zhurga Culture. Bearers of this culture were a part of the Pazyryk political union. Obviously, these processes were accompanied by large military conflicts between the Fore-Tian-Shan Sakas and the Pazyrykets’. It resulted in the Sakas losing control over a number of territories in the North-East of their union – North-East Zhetysu. This territory is evident with family burials with Pazyryk (Songshugoukou) and Kula-Zhurga (Tausamaly) appearance. This directly proves the migration and relatively long stay of newly arrived northern populations. Long-standing rivals against the Pazyryks, regular and large conflicts with Hellenic states weaken the political union of the Tian-Shan Sakas. Therefore, in around 165 BC they were defeated by Yuezhi that had come from the East. The majority of the Sakas was pushed to the southern Central Asia. Their this nation took part in the so-called ‘nomad invasion’ of Greco-Bactria.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ПЕРИФЕРИИ САКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИТЯНЬШАНЬЯ В IV–III ВВ. ДО Н.Э.»

[pict][pict][pict][pict]

С.С.Иванов

УДК 902/904 (575.2) Д а т а п о с т у п л е н и я с т а т ь и : 2 0 .0 8 .2 0 2 2

ББК 63.4стд1-6 (544) Дата принятия статьи: 20.10.2022

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ПЕРИФЕРИИ

САКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИТЯНЬШАНЬЯ В IV–III ВВ. ДО Н.Э.

Сергей Сергеевич Иванов

Киргизский национальный университет им.Ж.Баласагына, Бишкек, Кыргызстан

E-mail: sak@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам этнокультурных контактов населения сакской культуры

Притяньшанья на северо-восточной периферии территории ее распространения. В первой половине

IV в. до н.э. начинается экспансия пазырыкского политического объединения на юг – в Восточный Ка-

захстан, северный Синьцзян и Монгольский Алтай. Это приводит к военному столкновению с саками

Притяньшанья, которые утрачивают влияние на племена среднего течения Иртыша и связи с родствен-

ной каменской культурой Лесостепного Алтая. Миграция пазырыкцев приводит к формированию ги-

бридной кула-жургинской культуры Восточного Казахстана, носители которой продвигаются в северо-

восточные районы политического объединения саков Притяньшанья, как, собственно, и сами племена

пазырыкского культурного круга. Военное противостояние с ними, как и военные конфликты с элли-

нистическими государствами на юго-западе, ослабляют данное объединение. Итогом становится его

разгром в результате миграции юэчжей около 165 г. до н.э., что приводит к выдавливанию значительной

части сакских племен Притяньшанья в южные районы Средней Азии.

Ключевые слова: ранний железный век, сакский период, сакская культура Притяньшанья, мигра-

ции, этнические и культурные контакты

Цитирование. ИвановС.С., 2022. Этнокультурная ситуация на северо-восточной периферии сакской куль-

туры Притяньшанья в IV–III вв. до н.э. // Уфимский археологический вестник. Т. 22, № 2. С. 250–257. DOI:

https://doi.org/10.31833/uav/2022.22.2.006

UDC 902/904 (575.2) Submitted: 20.08.2022

LBC 63.4стд1-6 (544) Accepted: 20.10.2022

ETHNOCULTURAL SITUATION ON THE NORTH-EASTERN PERIPHERY

OF THE SAKA CULTURE OF TIAN SHAN REGION IN THE 4 - 3 CENTURIES BCth rd

Sergey S. Ivanov

Kyrgyz National University named after J. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan

E-mail: sak@yandex.ru

Abstract. From 6 through early 2th nd century the Fore-Tian-Shan region was occupied by an authentic Saka

Culture. It had close ethnical and cultural associations with the contemporary population of Eastern Kazakhstan.

They left specifc Bukon Culture-type monuments. Besides, the Tian-Shan Sakas made a signifcant contribution

to Kamenskaya Culture in forest-steppe Altai (Ob & Irtysh Interfuve). They maintained regular connections.

However, in the 4 century BC the Pazyryk political union from the mountain Altai became stronger and startedth

sustainably expanding to the south – Eastern Kazakhstan, northern Xinjiang and the Mongolian Altai Mountains.

This leads to broken connection between the Sakas of the Tian-Shan region and their kin from the forest-steppe

Altai. It results in the lost control over Bukon Cultue type tribes in Eastern Kazakhstan. It causes reduced

infuence in adjacent areas of Xinjiang. Pazyryk and Kara-Koba Culture people were migrating in the Eastern

Kazakhstan at the turn of 4 –3 centuries BC. This migration causes a hybrid Kula-Zhurga Culture. Bearers ofth rd

this culture were a part of the Pazyryk political union. Obviously, these processes were accompanied by large

military conficts between the Fore-Tian-Shan Sakas and the Pazyrykets’. It resulted in the Sakas losing control

over a number of territories in the North-East of their union – North-East Zhetysu. This territory is evident with

family burials with Pazyryk (Songshugoukou) and Kula-Zhurga (Tausamaly) appearance. This directly proves

the migration and relatively long stay of newly arrived northern populations. Long-standing rivals against the

Pazyryks, regular and large conficts with Hellenic states weaken the political union of the Tian-Shan Sakas.

Therefore, in around 165 BC they were defeated by Yuezhi that had come from the East. The majority of the

Sakas was pushed to the southern Central Asia. Their this nation took part in the so-called ‘nomad invasion’ of

Greco-Bactria.

Keywords: Early Iron Age, Saka period, Saka culture of Tian Shan, migrations, ethnic and cultural contacts

Citation. IvanovS.S., 2022. Ethnocultural situation on the North-Eastern periphery of the Saka culture of Tian Shan

region in the 4 - 3 centuries BC.th rd Ufmskij arkheologicheskiy vestnik [Ufa Archaeological Herald]. Vol.22, no.2,

pp.250–257. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31833/uav/2022.22.2.006

250

[pict][pict][pict]

UFA ARCHAEOLOGICAL HERALD Volume 22. no. 2. 2022

В истории ранних кочевников Средней Азии основным показателям погребально-поминальной

остается еще немало «белых пятен», требующих обрядности достаточно близок к некрополям са-

изучения. Это связано с тем, что прошлое реги- ков Притяньшанья.

она в эту эпоху получило очень неравномерное Столь значительной конвергентности куль-

освещение в письменных источниках, и основное тур населения Притяньшанья и Восточного Ка-

внимание в них было преимущественно сосредо- захстана в I тыс. до н.э. способствовало и то, что

точено на южную часть данного региона, зону рас- именно с территории последнего региона на ру-

пространения оседло-земледельческой культуры. беже VIII–VII вв. до н.э. происходит мощная миг-

А районы Средней Азии, занятые скотоводчески- рационная волна на юг – в горные и предгорные

ми племенными группами получили в них лишь районы Тянь-Шаня [Китов, Тур, Иванов, 2019.

фрагментарное освещение и, в основном, в зоне С. 155]. Это сыграло ключевую роль в формирова-

их контактов с оседлой частью региона. По этой нии собственно сакской культуры Притяньшанья.

причине на основе косвенных данных приходится По-видимому, не меньшее влияние оказала также

реконструировать важнейшие исторические собы- обратная миграция через Восточный Казахстан во

тия в становлении и развитии политических обра- второй половине VI в. до н.э. на территорию Ле-

зований среднеазиатских номадов, по каким-либо состепного Алтая (Обь-Иртышское междуречье),

причинам не отмеченным нарративными источ- которая имела решающее значение в формирова-

никами прошлого. Изучению одной из подобных нии там каменской культуры [Могильников, 1997.

малоизвестных страниц истории посвящена на- С. 103–104]. А в течение последующих V – начала

стоящая статья, призванная обозначить проблему IV вв. до н.э. именно район среднего течения Ир-

военно-политических контактов саков Притянь- тыша был своеобразным «перешейком», через ко-

шанья с пазырыкцами Горного Алтая, поскольку торый осуществлялись интенсивные культурные

данная проблема ранее не привлекала внимания контакты между Притяньшаньем и населением

исследователей. Лесостепного Алтая, которое сопровождалось так-

В VI – первой половине II вв. до н.э. обшир- же, по-видимому, передвижением групп сакского

ные горные и предгорные районы Западного, Вну- происхождения в северо-восточном направлении.

треннего и отчасти Восточного Тянь-Шаня были Ярким свидетельством последнего можно считать

заняты самобытной археологической культурой ряд захоронений на могильнике каменской куль-

«скифского» типа, которую было предложено на- туры Локоть-4а, расположенном в южной части ее

зывать сакской культурой Притяньшанья [Иванов, ареала [Шульга, 2003. С. 113, 114, 120].

2019а]. Выделяясь в системе оседло-земледель- Впрочем, к середине IV в. до н.э. эти связи на-

ческих и скотоводческих культур Средней Азии чинают все чаще прерываться военной и миграци-

и Казахстана, она имела вполне четкие границы, онной активностью кочевого населения соседних

которые хорошо определяются на юге и западе ее регионов. В первую очередь, это было связано с

ареала соседством с инокультурными памятника- активизацией носителей пазырыкской культуры,

ми Средней Сырдарьи (включая Ташкентский оа- которые начинают продвижение из центральных

зис), Ферганы, Алая и юго-западного Синьцзяна. районов Горного Алтая на юго-запад – в преде-

Некоторым исключением в этом отношении вы- лы современной казахской части Алтая, ярким

ступают северо-восточные рубежи данной сакской отражением чего становится создание элитарно-

культуры, которые в настоящее время выделяются го некрополя Берель [Самашев, 2011. С. 193–199;

во многом условно (рис. 1). Самашев, 2017. С. 145–149; Шульга, Мыглан,

Отчасти определяясь озером Балхаш, они до- Слюсаренко, 2016. С. 277, 280, 281, 283–285]. Од-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стигали Алакольской впадины и южных предго- новременно пазырыкцы осуществляют масштаб-

рий Тарбагатайского хребта, поскольку в этих рай- ную экспансию на Монгольский Алтай [Törbat,

онах отмечены погребальные памятники, которые Giscard, Batsükh, 2009. P. 221–229; Батсух, Эр-

в культурном плане существенно не отличались дэнэ-Очир, 2017. С. 142, 143, 154] и в северную

от распространенных в долине реки Или [Куша- часть Синьцзяна, вплоть до района г. Хами [Шуль-

ев, 1968]. Последние выделяются семиреченский га П.И., Шульга Д.П., 2017; Му, 2020]. Причем, в

локальный вариант сакской культуры Притяньша- последнем, наряду с чисто пазырыкскими погре-

нья [Иванов, 2019б. С. 73, 74. Рис. 1]. Но на аморф- бальными комплексами, вскоре также появляются

ность ее границ на северо-востоке ареала также синкретические курганные захоронения, в кото-

оказывал воздействие тот фактор, что на протя- рых прослеживаются пазырыкские и местные чер-

жении практически всего I тыс. до н.э. Восточный ты [Шульга, 2010. С. 82–93].

Казахстан этнокультурно был теснейшим образом По-видимому, военная активность пазы-

связан с Притяньшаньем. Поэтому в районе сред- рыкцев также приводит к перемещению круп-

него течения Иртыша и оз. Зайсан был выделен ной этнокультурной группы населения из района

особый буконьский тип памятников конца VI – Саяно-Алтая в Центральный Казахстан, что мар-

IV вв. до н.э. [Черников, 1975. С. 132–134; Боковен- кируется памятниками коргантасского типа, появ-

ко, Заднепровский, 1992. С. 141–143], который по ление которых здесь по радиоуглеродным датам

251

[pict][pict][pict][pict][pict]

S.S.Ivanov

Рис. 1. Сакская культура Притяньшанья и взаимоотношения с соседними культурами на ее северо-восточной периферии.

1 – основная территория сакской культуры Притяньшанья; 2 – первоначальная территория пазырыкской культуры Горного Ал-

тая; 3 – основной ареал распространения кула-жургинской культуры. Условные обозначения: а – зона экспансии пазырыкцев на

территорию сакской культуры Притяньшанья; б – направления экспансии пазырыкцев; в – примерное направление миграции

коргантассцев; г – расположение могильников

Fig.1. The Saka culture of the Tian Shan region and the ethnocultural situation on its North-Eastern periphery. 1 – the main area of the

Saka culture of the Tian Shan region; 2 – the original area of the Pazyryk culture of the Altai mountains; 3 – the main area of the Kula-

Zhurga culture. Map symbols: a – Expansion area of the Pazyryk peoples on the territory of the Saka culture of the Tian Shan region;

б – directions of expansion of the Pazyryk peoples; в – directions of migrations of the Korgantass peoples; г – necropolises

происходит в середине – второй половине IV в. гребальной обрядности собственно пазырыкской

до н.э. [Бейсенов и др., 2015. С. 22, 23. Табл. 2]. (сопроводительные захоронения лошадей, восточ-

Данная миграция приводит к военному разгрому ная ориентация погребенных, их скорченное и по-

носителей тасмолинской культуры и их отходу из лускорченное положение и пр.) и кара-кобинской

восточных районов центральноказахстанских сте- (каменные ящики, восточная ориентация, скорчен-

пей (Сары-Арки) [Бейсенов, 1996; Шульга, 2015]. ное положение погребенных и пр.) культур Горно-

При этом, миграция коргантасцев, по-видимому, го Алтая и местного населения (грунтовые моги-1

могла пройти по южным предгорьям Алтая, затро- лы, западная ориентация и, вытянутое положение

нув северную часть Восточного Казахстана. Но, погребенных и пр.). А в некоторых захоронениях

вне сомнения, она, наряду с продвижением пазы- также прослеживаются элементы, характерные

рыкцев на юг, приводит к заметным изменениям для погребальной обрядности саков Притяньша-

этнокультурного фона в районах к северу от тер- нья – в частности, каменные кольца по периметру

ритории, занимаемой сакской культурой Притянь- курганных насыпей и др. [Черников, 1951. С. 64–

шанья, что приводит к частичному нарушению 80; Черников, 1959. С. 103, 104; Черников, 1975.

традиционных этнокультурных связей с камен- С. 135, 136; Самашев, 1987. С. 95–114; Боковенко,

ской культурой Лесостепного Алтая. Заднепровский, 1992. С. 144, 145]. Это, вероятно,

Впрочем, экспансия носителей пазырыкской показывает, что различные этнокультурные компо-

культуры, подобно тому, как это произошло в се- ненты в составе кула-жургинской культуры так и

верном Синьцзяне, приводит к появлению в Вос- не успели полностью слиться в единое монолит-

точном Казахстане гибридной кула-жургинской ное целое, сохраняя при этом многие их исходные

археологической культуры. В ее погребальной об- черты. Причина этого, по нашему мнению, могла

рядности синкретически переплетаются черты по- крыться в относительно недолгом ее существова-

1 Принимая во внимание данное сходство, П.И. Шульга высказал даже мнение, что «кулажургинские захоронения в камен-

ных ящиках можно считать вариантом погребений каракобинского типа пазырыкской культуры» [Шульга, 2003. С. 117].

252

[pict][pict][pict]

УФИМСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Том 22. № 2. 2022

нии, вопреки устоявшимся представлениям о том, На этом могильнике были исследованы не-

что она может датироваться достаточно длитель- сколько курганов. В одном из них были выявлены

ным периодом – с III в. до н.э. до I в. н.э. [Черников, два погребения в каменных ящиках, сопровождав-

1975. С. 135–136]. шиеся захоронениями трех коней. Погребенные

Вызывает интерес также то, что в различных были уложены в слегка в скорченном положении,

могильниках кула-жургинской культуры сочета- головами на северо-восток. Инвентарь представ-

ние указанных поликультурных элементов вариа- лен керамическими сосудами, шпилькой с шаро-

тивно. Эту особенность попытался объяснить еще видной головкой, украшениями из золотой фольги

первооткрыватель данной культуры – С.С. Чер- и железными стержнями. Кроме того, во рту одной

ников, который погребения в каменных ящиках, из лошадей имелись железные кольчатые удила. В

часто сопровождающиеся захоронениями коней, еще двух курганах были также открыты погребе-

относил к ранней группе (III в. до н.э.), а более ния в каменных ящиках, но без захоронений ко-

бедные погребения в грунтовых ямах без подхоро- ней. В них погребенные были уложены вытянуто

нений лошадей к более поздней группе (II в. до н.э. на спине, головами на запад. В состав сопроводи-

– I в. н.э.), отмечая при этом, что подобная бири- тельного инвентаря, выявленного в одном из них,

туальность в погребальной обрядности обусловле- входили бронзовое зеркало, серьги, шпилька, бусы

на только хронологическим фактором [Черников, и костяная пластинка. Все исследованные курганы

1975. С. 135, 136]. Впрочем, детальное знаком- могильника Таусамалы были отнесены их иссле-

ство с сопроводительным инвентарем из обеих дователями к пазырыкской культуре и предвари-

групп захоронений показывает, что в целом они тельно датированы в рамках III–II вв. до н.э. [Яры-

синхронны и существенных временных различий гин, Ильдеряков, 2021. С. 24–36].

между ними не было. А общая хронология основ- Впрочем, нельзя не отметить, что с классиче-

ных его категорий – предметов вооружения (кин- скими пазырыкскими памятниками Горного Алтая

жалы, костяные наконечники стрел), предметов материалы Таусамалы имеют лишь относительное

быта (пластинчатые ножи, оселки), конского сна- сходство и вряд ли их можно отнести к собственно

ряжения (удила, костяные пряжки и пр.), украше- их кругу. По основным параметрам погребальной

ний (серьги, шпильки), зеркал – находит полные обрядности курганные захоронения этого могиль-

аналогии в синхронных культурах IV–II вв. до н.э. ника обнаруживают почти полное сходство с по-

Впрочем, маловероятно, что кула-жургинская гребениями кула-жургинской культуры Восточ-

культура существовала ранее конца IV в. до н.э. и ного Казахстана, особенно с теми из них, которые

позже середины – второй половины II в. до н.э., т.е. традиционно выделяются в раннюю (IV–III вв.

общее время ее развития едва ли охватывало более до н.э.) группу [Черников, 1975. С. 135–136; Са-

150–200 лет. машев, 1987. C. 113]. В них также прослеживает-

Сложение данной культуры, несомненно, про- ся сочетание элементов погребальной обрядности

изошло в результате военной экспансии пазырык- нескольких культур, как и в некрополе Таусамалы,

цев в Восточном Казахстане. И, по-видимому, ее что дает основание отнести его к начальному эта-

территория оставалась под их контролем на про- пу сложения и существования кула-жургинской

тяжении практически всего периода своего су- культуры. Не противоречит этому и состав сопро-

ществования. Последнее могло привести к росту водительного инвентаря из него. Поэтому наибо-

напряженности между носителями пазырыкской лее вероятной датой для исследованных погребе-

культуры и саками Притяньшанья, которые, как ний данного могильника является конец IV – III вв.

отмечалось выше, через Восточный Казахстан до н.э.

поддерживали тесные связи с населением камен- Но гораздо больше вызывает вопросов то,

ской культуры Лесостепного Алтая. как носители данной культуры оказались на се-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотя прямых свидетельств данного противо- веро-восточной окраине сакской культуры При-

борства между двумя крупными политическими тяньшанья. Обстоятельство того, что могильник

объединениями номадов в нашем распоряжении Таусамалы достаточно крупный, свидетельствует

не имеется, все же косвенные сведения его под- о том, что мы имеем дело не с эпизодическими за-

тверждают. К ним можно отнести свидетельства хоронениями этого типа в Семиречье, а, вероятнее

частичной экспансии пазырыкцев на периферии всего, с родовым некрополем группы населения,

сакской культуры Притяньшанья. В частности, в связанной своим происхождением с гибридной ку-

Синьцзяне был изучен могильник Суншугоукоу, ла-жургинской культурой Восточного Казахстана.

который обладает характерными пазырыкскими А сам некрополь, имеющий вполне внушительные

чертами [Му, 2020. С. 143; 2022. С. 226-228]. Это размеры – порядка 90 погребальных объектов, вне

показывает, что пазырыкцы в ходе своей экспан- сомнения, существовал достаточно длительное

сии в южном направлении достигают распростра- время. Это, наряду с появлением на восточной пе-

нения сакской культуры. Не меньший интерес в риферии сакской культуры Притяньшанья некро-

этом отношении вызывает недавнее открытие в поля Суншугоукоу с типичными пазырыкскими

северо-восточном Семиречье крупного могильни- чертами, указывает на то, что в северо-восточной

ка Таусамалы. части ее ареала наблюдается экспансия как самих

253

[pict][pict][pict][pict]

С.С.Иванов

носителей пазырыкской культуры, так и, по-види- долинам Притяньшанья [Китов, Тур, Иванов,

мому, находившихся под их политическим контр- 2019. С. 110–123]. Отсутствие следов крупных

олем племен кула-жургинской культуры. военно-политических конфликтов внутри самого

Вряд ли подобные процессы проходили без политического объединения саков этого региона2

крупных военных столкновений между саками указывает на их протекание в IV – начале II вв.

Притяньшанья и номадами пазырыкского полити- до н.э. преимущественно на его периферии.

ческого объединения, которое к рубежу IV–III вв. Но если о них на юго-западных границах

до н.э. объединяло обширные пространства Гор- сакской культуры Притяньшанья мы достаточ-

ного Алтая, Западной Монголии, северного Синь- но хорошо знаем – это столкновение с войсками

цзяна и Восточного Казахстана, а также, возмож- Александра Македонского на Сырдарье (битва на

но, Тувы и Ордоса [Ковалев, 1999. С. 81]. Поэтому Яксарте/Танаисе) в период завоевания им Средней

появление инокультурных погребальных памятни- Азии, походы Селевкидов в пограничные районы

ков на северо-востоке территории сакской культу- политического объединения саков Притяньшанья

ры Притяньшанья могло произойти в результате (экспедиция полководца Демодама), а также воз-

военных вторжений и миграции нового населения, можное их участие в политических потрясениях

стремившегося таким образом закрепить за собой в регионе во время становления Греко-Бактрии

эти пограничные районы. [Иванов, 2012; Иванов, 2013; Иванов, 2014], то

Все эти свидетельства открывают перед нами о событиях, протекавших на его северной и вос-

ранее неизвестные страницы истории саков При- точной периферии, мы практически не имеем ни-

тяньшанья, не получившие отражения в пись- каких сведений. Но именно длительные военные

менных источниках, и поэтому воссоздающиеся конфликты на рубежах сакского политического

исключительно по косвенным фактам. Вероятно, объединения Притяньшанья могли сыграть суще-

отмеченное выше военно-политическое столкно- ственную роль в его внутреннем ослаблении, что3

вение с пазырыкцами, вкупе с другими фактора- позднее стало причиной его падения под ударом

ми, оказало заметное воздействие на постепенный пришедших с востока племен юэчжей.

политический упадок политического объединения Под их нажимом значительная часть сакского

саков Притяньшанья в III – первой половине II вв. населения была вынуждена покинуть насиженные

до н.э., закончившийся его полным политическим земли и устремляется на юг Средней Азии, где

разгромом новой волной кочевников – юэчжей – принимает активное участие в так называемом

около 165 г. до н.э. [Заднепровский, 1971. С. 29–30; «кочевом штурме» греко-бактрийского царства

Заднепровский, 2007. С. 78, 79]. Что приводит к [Литвинский, 1972. С. 187–189; Бернар, Абдулла-

выдавливанию значительной части сакского насе- ев, 1997. С. 73]. Но это уже совершенно иная стра-

ления в южные районы Средней Азии. ница в истории саков, никак теперь не связанная с

Но дело в том, что на территории распростра- территорией Притяньшанья.

нения самой сакской культуры Притяньшанья сле- Таким образом, начиная с середины IV в.

дов внутреннего кризиса как будто не отмечается до н.э. на северо-восточной периферии культуры

– наоборот, происходит рост населения. Это вы- саков Притяньшанья под влиянием мощной воен-

разилось в заметном увеличении могильников на ной экспансии носителей пазырыкской культуры

протяжении V – начала II вв. до н.э., в которых кур- в южном направлении – в Восточный Казахстан,

ганные цепочки насчитывают до десяти и более северный Синьцзян и Монгольский Алтай, суще-

насыпей, показывающее, что на протяжении боль- ственно меняется этнокультурный фон. Прежде

шей части этого периода происходит стабильное находившиеся под контролем притяньшанских

развитие кланово-племенных групп без сущест- саков родственные племена буконьского культур-

венных изменений в социальном и экономическом ного типа попадают в зону влияния пазырыкцев,

развитии. Локальные группы населения остава- и на их территорию происходит переселение но-

лись на одних и тех же территориях столетиями, сителей кара-кобинской и, в меньшей мере, пазы-

что отмечается также на уровне антропологии, рыкской культур Горного Алтая, что приводит к

фиксирующей консервацию физических особен- формированию синкретической кула-жургинской

ностей сакских популяций в привязке к крупным культуры.

2 При исследовании 247 черепов сакского периода, основная часть которых относится к V – первой половине II вв. до н.э.,

только на одном из них были отмечены достоверные следы боевых травм [Китов, Тур, Иванов, 2019. С. 109. Рис. 1].

3 Дополнительной существенной причиной, приведшей к ослаблению политического объединения саков Притяньшанья на

фоне длительных военных столкновений на его границах, в том числе с пазырыкцами, может выступить то, что к этому вре-

мени в сакском обществе происходит дальнейшее, более жесткое размежевание на социальные страты, границы между кото-

рыми становятся все более закрытыми. Это выразилось в дифференциации курганных погребений на рядовые и элитарные.

Последние отличаются внушительными размерами и соотносятся с аристократией и выделившейся к тому времени социаль-

ной прослойкой воинов-дружинников [Акишев, 1984. С. 103–107], и их сопроводительный инвентарь резко контрастирует на

фоне рядовых погребений частыми находками предметов вооружения. Поэтому участие данных социальных групп в затяжных

конфликтах на периферии и неизбежная гибель их представителей в течение многих десятилетий не могла не сказаться на по-

литическом могуществе саков Притяньшанья, причем, признаков внутреннего кризиса в их объединении не наблюдается ввиду

сохранения стабильности социальной и политической структуры и хозяйственной деятельности сакского общества.

254

[pict][pict][pict]

UFA ARCHAEOLOGICAL HERALD Volume 22. no. 2. 2022

Эти процессы, по-видимому, сопровожда- коргантасского культурного типа, проходившее,

лись военным столкновением пазырыкцев и саков вероятнее всего, по южным предгорьям Алтая на

Притяньшанья, которое приводит к некоторому территории Восточного Казахстана. Но, так или

сокращению ареала культуры последних на севе- иначе, все эти военные и миграционные послед-

ро-востоке и появлению пазырыкских и кула-жур- ствия, начиная с III в. до н.э., привели к резкому

гинских могильников непосредственно на утерян- сокращению этнокультурных связей между насе-

ных территориях в северо-восточном Семиречье. лением Притяньшанья и Лесостепного Алтая.

Это, вне сомнений, сопровождалось снижением Противостояние притяньшанских саков и па-

сакского влияния в северо-западной части Синь- зырыкцев приводит к негативным последствиям

цзяна и вовлечением этих районов в зону культур- для первых не только в плане частичного сокра-

ного доминирования пазырыкцев. щения территории их расселения, снижению вли-

Экспансия последних в Восточном Казахстане яния в соседних регионах, но в значительной мере

приводит к снижению контактов саков Притянь- растрачивает его военные ресурсы в длительных

шанья с близкородственной каменской культурой войнах, которые протекали не только на северо-

Лесостепного Алтая, по крайней мере – с рубежа восточной периферии их владений. Не менее дли-

IV–III вв. до н.э. Незадолго до этого происходит тельные политические конфликты в течение конца

последний известный всплеск контактов между IV – начала II вв. до н.э. у притяньшанских саков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ними, который хорошо прослеживается по мате- возникают с эллинистическими государствами в

риалам могильника Локоть-4а, имеющим замет- Средней Азии. Все это в заметной мере ослабляет

ное сходство в материальной культуре с курганом их политическое объединение и приводит к тому,

Иссык в Притяньшанье. Вероятно, воздействие на что около 165 г. до н.э. оно было разгромлено при-

это могло оказать также передвижение из Саяно- шедшими с востока юэчжами и навсегда сходит с

Алтая в Центральный Казахстан группы племен исторической арены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Иванов С.С. Военно-политические взаимо-

Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с. отношения саков Семиречья и Тянь-Шаня с Гре-

Батсүх Д.,  Эрдэнэ-Очир Н.  Монгол Ал- ко-Бактрией // Билим жана тарбия. 2012. № 1 (13).

тайн пазырыкийн дайчдын зэр зэвсэг // Studia С. 35–38.

Archaeologica. Tom. XXXVI. Fasc. 10. Улан-Батор, Иванов С.С. Кампания селевкидского полко-

2017. С. 139–168. (на монг. яз.) водца Демодама против саков Семиречья и Тянь-

Бейсенов А.З.  Коргантасские погребения кон- Шаня // Вестник Кыргызского государственного

ца I тыс. до н.э. Центрального Казахстана и про- университета им. И. Арабаева. Спец. выпуск. Ч. 2.

блема изучения головных внутримогильных жер- 2013. С. 71–74.

твенников // 100 лет гуннской археологии. Нома- Иванов С.С.  Военно-политические взаимоот-

дизм: прошлое, настоящее в глобальном контексте ношения Александра Македонского и саков се-

и исторической перспективе. Гуннский феномен. миреченско-тяньшанского региона // Кыргызский

Ч. I. Междунар. конф. (12–19 августа 1996 г., Улан- и Караханидский каганаты: неизгладимые следы.

Удэ). Тез. докл. Улан-Удэ: Олеон, 1996. С. 89–94. Сб. материалов междунар. науч. конф. Бишкек:

Бейсенов А.З.,  Исмагулова О.А.,  Китов Е.П.,  Maxprint, 2014. С. 93–96.

Китова А.О. Население Центрального Казахстана Иванов С.С.  Культура саков Притяньшанья:

в I тысячелетии до н.э. Алматы: Институт археоло- современное состояние и важнейшие проблемы

гии им. А.Х. Маргулана, 2015. 188 с. исследования // Scripta antiqua. Вопросы древней

Бернар П.,  Абдуллаев К.  Номады на границе истории, филологии, искусства и материальной

Бактрии (к вопросу об этнической и культурной культуры. Т. 7. 2019а. С. 11–23.

идентификации) // Российская археология. 1997. Иванов С.С. К выделению локальных вариан-

№ 1. С. 68–86. тов сакской культуры Притяньшанья // SCYTHIA

Боковенко Н.А.,  Заднепровский Ю.А.  Ранние et SARMATIA / Отв. ред. А.А. Малышев. М.:

кочевники Восточного Казахстана // Степная по- МАКС Пресс, 2019б. С. 71–78.

лоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское Китов Е.П.,  Тур С.С.,  Иванов С.С.  Палео-

время / Отв. ред. М.Г. Мошкова. М.: Наука, 1992. антропология сакских культур Притяньшанья

С. 140–149. (Археология СССР) (VIII – первая половина II в. до н.э.). Алматы: Хи-

Заднепровский Ю.А. Об этнической принад- кари, 2019. 300 с.

лежности памятников кочевников Семиречья Ковалёв А.А. О связях населения Алтая и Ор-

усуньского периода II в. до н.э. – V в. н.э. // Страны доса в V–III веках до н.э. // Итоги изучения скиф-

и народы Востока. Т. X. Средняя и Центральная ской эпохи Алтая и сопредельных территорий /

Азия. География, этнография, история / Отв. ред. Отв. ред. Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин. Барнаул:

В.А. Ромодин. М.: Наука, 1971. С. 27–36. АлтГУ, 1999. С. 75–82.

Заднепровский Ю.А. Путь миграции юечжей Кушаев Г.А.  Ранние погребения Алакульской

по новым археологическим данным // Заднепров- впадины // Новое в археологии Казахстана / Отв.

ский Ю.А. Древние номады Центральной Азии. ред. М.К. Кадырбаев. Алма-Ата: Наука, 1968.

СПб.: ИИМК РАН, 2007. С. 74–79. С. 135–145.

255

[pict][pict][pict]

S.S.Ivanov

Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши Черников С.С. К вопросу о хронологических

мира». М.: Наука, 1972. 270 с. периодах в эпоху ранних кочевников (по архео-

Могильников В.А. Население Верхнего Прио- логическим материалам Восточного Казахстана)

бья в середине – второй половине I тыс. до н.э. М.: // Первобытная археология Сибири / Отв. ред.

ИА РАН, 1997. 195 с. А.М. Мандельштам. Л.: Наука, 1975. С. 132–137.

Му Ц.  Памятники пазырыкской культуры в Шульга П.И. Могильник скифского времени

Синьцзяне // Теория и практика археологических Локоть-4а. Барнаул: АлтГУ, 2003. 204 с.

исследований. 2020. № 2 (30). С. 138–147. DOI: Шульга П.И. Синьцзян в VIII–III вв. до н.э. По-

https://doi.org/10.14258/tpai(2020)2(30).-10 гребальные комплексы. Хронология и периодиза-

Му Ц. Курганы пазырыкской культуры с кера- ция. Барнаул: АлтГТУ, 2010. 240 с.

мическими сосудами, исследованные на могиль- Шульга П.И.  О захоронениях коргантасского

нике Суншугоу // Евразия в энеолите – раннем типа // Сакская культура Сарыарки в контексте

средневековье (инновации, контакты, трансляции изучения этносоциокультурных процессов Степ-

идей и технологий): Материалы междунар. науч. ной Евразии / Отв. ред. А.З. Бейсенов. Алматы:

конф., посвящ. 120-летию со дня рождения выда- НИЦИА Бегазы-Тасмола, 2015. С. 405–418.

ющегося исследователя древностей Южной Си- Шульга П.И.,  Мыглан В.С.,  Слюсаренко И.Ю.

бири и Центральной Азии Михаила Петровича Хронология могильников позднего этапа пазы-

Грязнова (1902–1984). СПб.: ИИМК РАН, 2022. рыкской культуры: дендрохронологическая шкала

С.226–228. DOI: https://doi.org/10.31600/978-5- и археологический аспект // Алтай в кругу евра-

6047952-5-5.226-228 зийских древностей / Отв. ред. А.П. Деревянко,

Самашев 3.С. Памятники кулажургинского В.И. Молодин. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН,

типа // Археологические памятники в зоне зато- 2016. С. 272–285.

пления Шульбинской ГЭС / Отв. ред. К.А. Аки- Шульга П.И., Шульга Д.П. Проникновение па-

шев. Алма-Ата: Наука, 1987. С. 95–114. зырыкской культуры в Синьцзян // Вестник НГУ.

Самашев 3.С. Берел. Алматы: Таймас, 2011. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 4: Вос-

236 с. токоведение. С. 24–29.

Самашев З.С. Казахский Алтай в I тыс. до н.э. Ярыгин С.А.,  Ильдеряков Н.Н.  Погребение

// Казахстан в сакскую эпоху / Отв. ред. А.З. Бей- «пазырыкского типа» на могильнике Таусамалы //

сенов. Алматы: ИА им. А.X. Маргулана, 2017. Народы и религии Евразии. 2021. № 2 (27). С. 23–

С. 101–156. 39. DOI: https://doi.org/10.14258/nreur(2021)2–02

Черников С.С.  Отчет о работах Восточно-Ка- Törbat Ts.,  Giscard P.H.,  Batsükh D. First

захстанской экспедиции 1948 г. // Известия АН Excavation of Pazyryk Kurgans in Mongolian Altai //

КазССР. Серия археологическая. 1951. Вып. 3. CurrentArchaeological Research in Mongolia / Eds. by

№ 108. С. 64–81. J. Bemmann, H. Parzinger, E. Pohl, D.Tseveendorzh.

Черников С.С. Работы Восточно-Казахстан- Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelms University,

ской археологической экспедиций в 1956 году // 2009. P. 221–230.

КСИИМК. 1959. Вып. 73. С. 99–106.

REFERENCES

Akishev,A.K. 1984, Art  and  Mythology  of  the  Bokovenko, N.A., Zadneprovsky,Yu.A. 1992,

Saka peoples. Nauka, Alma-Ata, 176 p. (In Russ.) “Early Nomads of East Kazakhstan”, Arkheologiya

Batsukh, D., Erdene-Diamond, N. 2017, “Weap- SSSR. Stepnaya polosa Aziatskoy chasti SSSR v skifo-

ons of Mongol Altai Pazyryk Warriors”, Studia  Ar- sarmatskoe vremya (“Archaeology of USSR. Steppe

chaeologica, vol. XXXVI, fasc. 10, Ulaanbaatar, Strip of Asian Part of USSR during Scythian-Sarma-

pp. 139–168. (In Mongolian) tian Time”), Nauka, Moscow, pp. 140–149. (In Russ.)

Beisenov,A.Z. 1996, “Korgantass burials dated to Zadneprovsky,Y.A. 1971, “On Ethnicity of Mon-

the end of the 1 millenium BC in Central Kazakhstanst uments of Nomads of Semirechye during Usun Period,

and the problem of studying intra-grave head altars”, 2nd  Century  BC  –  5   Century AD”,th Strany  i  narody

100  let  gunnskoy  arkheologii.  Nomadizm:  proshloe,  Vostoka.  T. X.  Srednyaya  i  Centralnaya  Aziya.  Geo-

nastoyashchee v globalnom kontekste i istoricheskoy  grafya, etnografya, istoriya (“Countries and Peoples

perspektive. Gunnskiy fenomen. Ch. I. Mezhdunarod- of East. Vol. X. Middle and Central Asia. Geography,

naya  konferentsiya  (12–19  avgusta  1996 g.,  Ulan- Ethnography, History”), Nauka, Moscow, pp. 27–36.

Ude). Tezisy dokladov (“100 Years of Hunnic Archeol- (In Russ.)

ogy. Nomadism: Past, Present in a Global Context and Zadneprovsky,Y.A. 2007, “Migration Path of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Historical Perspective. The Hunnish Phenomenon. Yuezhi according to New Archaeological Data”,

Part I. International Conference (August 12–19, 1996, ZadneprovskiyYu.A.  Drevnie  nomady  Centralnoy

Ulan-Ude). Abstracts of reports”), Oleon, Ulan-Ude, Azii (“ZadneprovskyY.A. Ancient Nomads of Cen-

pp. 89–94. (In Russ.) tral Asia”), IIMK RAN, St. Petersburg, pp. 74–79.

Beisenov,A.Z., Ismagilova, O.A., Kitov, E.P., Ko- (In Russ.)

tova,A.O. 2015, Population of Central Kazakhstan in  Ivanov, S.S. 2012, “Military-Political Relations of

the 1st millennium BC. A.H. Margulan Institute of Ar- the Saks from Semirechye and Tien Shan with Greco-

chaeology, Almaty, 188 p. (In Russ.) Bactria”, Bilim  zhana  tarbiya, no. 1 (13), pp. 35–38.

Bernard, P., Abdullaev, K. 1997, “Nomads on (In Russ.)

Border of Bactria (to the issue of ethnic and cultural Ivanov, S.S. 2013, “The campaign of Seleucid

identifcation)”, Russian  Archaeology, no. 1, pp. 68– general Demodamas against Saka of Semirechie and

86. (In Russ.)

256

[pict][pict][pict][pict]

УФИМСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Том 22. № 2. 2022

Tien-Shan region”, Bulletin of KSU I. Arabaev, Spe- RAN, St. Petersburg, pp. 226–228. (In Russ.) DOI:

cial issue, part 2, pp. 71–74. (In Russ.) https://doi.org/10.31600/978-5-6047952-5-5.226-228

Ivanov, S.S. 2014, “Military-Political Relations Samashev, Z.S. 1987, “Monuments of the Ku-

of Alexander the Great and Saks of Semirechensk- lazhurginsky type”, Arkheologicheskie  pamyatniki  v

Tianshan Region”, Kyrgyzskij i Karahanidskij kaga- zone zatopleniya Shulbinskoy GES (“Archaeological

naty:  neizgladimye  sledy.  Sbornik  materialov  mezh- monuments in the zone of fooding of the Shulbins-

dunarodnoy  nauchnoy  konferentsii (“Kyrgyz and kaya HPP”), Nauka, Alma-Ata, pp. 95–114. (In Russ.)

Karakhanid Kaganates: Indelible Traces. Proceedings Samashev, Z.S. 2011, Berel. Tajmas, Almaty,

of the International scientifc conference”), Maxprint, 236 p. (In Russ.)

Bishkek, pp. 93–96. (In Russ.) Samashev, Z.S. 2017, “Kazakh Altai in the I mil-

Ivanov, S.S. 2019а, “The Culture of Saka Tribes lennium BC”, Kazakhstan  v  sakskuyu  epohu (“Ka-

of Tien Shan Region: Present State and General Prob- zakhstan in the Saka epoch”), A.X. Margulan Institute

lems of Research”, Scripta antiqua. Ancient History,  of Archaeology, Almaty, pp. 101–156. (In Russ.)

Philology, Arts and Material Culture, vol. 7, pp. 11– Chernikov, S.S. 1951, “Report on the works of

23. (In Russ.) the East Kazakhstan expedition in 1948”, Izvestiya AN

Ivanov, S.S. 2019b, “The distinction of local vari- KazSSR.  Seriya  arkheologicheskaya (“Izvestiya AN

ations of Saka culture of Tien Shan region”, SCYTHI- KazSSR. Archaeological Series”), iss. 3, no. 108,

CA et SARMATIA, MAKS Press, Moscow, pp. 71–78. pp. 64–81. (In Russ.)

(In Russ.) Chernikov, S.S. 1959, “Works of the East Ka-

Kitov, E.P., Tur, S.S., Ivanov, S.S. 2019, The  pa- zakhstan archaeological expedition in 1956”, KSI-

leoanthropology of Saka cultures of Tien Shan region  IMK, vol. 73, pp. 99–106. (In Russ.)

(VIII – early half of II centuries BC). Hikari, Almaty, Chernikov, S.S. 1975, “To the question of chron-

300 p. (In Russ.) ological periods during the era of early nomads (ac-

Kovalev,A.A. 1999, “On relations between popu- cording to the archaeological materials from Eastern

lations in the 5 - 3 centuries BC”,th rd Itogi izucheni- Kazakhstan)”, Pervobytnaya  arkheologiya  Sibiri

ya  skifskoy  epokhi  Altaya  i  sopredelnykh  territoriy (“Primitive Archaeology of Siberia”), Nauka, Lenin-

(“Results of Studying Scythian Epoch of Altai and grad, pp. 132–137. (In Russ.)

Adjacent Territories”), AltGU, Barnaul, pp. 75–82. Shulga, P.I. 2003, Necropolisof the Scythian time

(In Russ.) Lokot’-4a. AltGU, Barnaul, 204 p. (In Russ.)

Kushaev, G.A. 1968, “Early Burials of Alakul De- Shulga, P.I. 2010, Xinjiang in the VIII–III centu-

pression”, Novoe  v  arkheologii  Kazakhstana (“New ries BC (Burial grounds. Chronology and periodiza-

in Archeology of Kazakhstan”), Nauka, Alma-Ata, tion). AltGTU, Barnaul, 238 p. (In Russ.)

pp. 135–145. (In Russ.) Shulga, P.I. 2015, “About the graves of Korgan-

Litvinsky, B.A. 1972, Ancient  Nomads  of  the  tass type”, Sakskaya  kultura  Saryarki  v  kontekste

“Roofs  of  the  World”. Nauka, Moscow, 270 p. izucheniya  etnosociokulturnykh  protsessov  Stepnoy

(In Russ.) Evrazii (“The Saka culture of Saryarka in the Context

Mogilnikov,V.A. 1997, Population of the Upper  of  Studying  Ethnosociocultural  Processes  of  Steppe

Ob region in the middle - second half of the 1  millest - Eurasia”), NICIA Begazy-Tasmola, Almaty, pp. 405–

nium BC, IA RAN, Moscow, 195 p. (In Russ.) 418. (In Russ.)

Mu, J. 2020, “The sites of Pazyryk Culture in Xin- Shulga, P.I., Myglan,V.S., Slyusarenko, I.Yu.

jian”, Theory and practice of archaeological research, 2016, “Chronology of Burial Grounds during the Late

no. 2 (30), pp. 138–147. (In Russ.) DOI: https://doi. Pazyryk Culture: Dendrochronological Scale and

org/10.14258/tpai(2020)2(30).-10 Archaeological Aspect”, Altay  v  krugu  evraziyskikh

Mu, J. 2022, “Pazyryk burial mounds with ce- drevnostey (“Altai among Eurasian Antiquities”),

ramic vessels from Songshugou grave feld (Xinjiang, IAET SO RAN, Novosibirsk, pp. 272–285. (In Russ.)

China)”, Evraziya v eneolite – rannem srednevekov’e  Shulga, P.I., Shulga, D.P. 2017, “Pazyryk en-

(innovacii,  kontakty,  translyacii  idej  i  tekhnologij):  try into Xinjiang”, Vestnik NSU. Series: History and

Materialy  mezhdunarodnoj  nauchnoj  konferencii,  Philology, vol. 16, no. 4: Oriental Studies, pp. 24–29.

posvyashchennoj  120-letiyu  so  dnya  rozhdeniya  vy- (In Russ.)

dayushchegosya issledovatelya drevnostej Yuzhnoj Si- Yarygin, S.A., Ilderyakov, N. N. 2021, “Buri-

biri i Central’noj Azii Mihaila Petrovicha Gryaznova  al of the “Pazyryk type” at the Tausamaly burial

(1902–1984) (“Eurasia from the Aeneolithic (Chal- ground”, Nations and religions of Eurasia, no. 2 (27),

colithic) Era to the Early Middle Ages (Innovations, pp. 23–39. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.14258/

Contacts, Transmission of Ideas and Technologies): nreur(2021)2–02

Proceedings of the International conference dedicated Törbat,Ts., Giscard, P.H., Batsükh, D. 2009,

to the 120th anniversary of the outstanding researcher “First Excavation of Pazyryk Kurgans in Mongolian

of Southern Siberian and Central Asian antiquities Altai”, Current Archaeological  Research  in  Mongo-

Mikhail Petrovich Gryaznov (1902–1984)”), IIMK lia, Rheinische Friedrich-Wilhelms University, Bonn,

pp. 221–230.

Сведения об авторе

Сергей Сергеевич Иванов, кандидат исторических наук, доцент, Киргизский национальный

университет им.Ж.Баласагына, Кыргызстан, г.Бишкек. E-mail: sak@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-

4081-3749

Information About the Author

Sergey S. Ivanov, Ph.D., Associate Professor, Kyrgyz National University named after J.Balasagyn,

Kyrgyzstan, Bishkek. E-mail: sak@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4081-3749

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.