8. Там же.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.:Азбуковник, 1999. С. 423.
10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 270.
11. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. С. 11-17.
12. Там же.
13. Яновская М. Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интеллигентности будущего специалиста. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 29.
14. Мардов И. Б. Этапы личной духовной жизни. М.: Радикс, 1994. С. 91.
15. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. С. 47.
16. Бондаренко М. В. Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности: дис. . канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 46.
17. Арамивичюте В. А. Нравственная позиция учащихся средних учебных заведений и пути ее формирования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990. С. 24.
18. Там же.
19. Ступина В. Н. Формирование нравственно-психологической готовности старшеклассников к семейной жизни в процессе изучения художественной литературы. Челябинск: Южно-Уральский науч.-обр. центр РАО, 2003. С. 17.
20. Романенко Н. М. Воспитание духовной культуры старших школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.
УДК 371:39
Н. С. Ширяева
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Последние десятилетия научные школы обоснованно решают задачи этнокультурного образования. Таким примером являются научные школы под руководством академика РАО, профессора, доктора педагогических наук Т. Я. Шпикаловой и академика, профессора, доктора педагогических наук Т. И. Баклановой.
В настоящее время в школах разных регионов России апробируется этнокультурная образовательная модель. В основе ее функционирования процесс обучения и воспитания, комплексно связанный с природой, бытом, трудом, историей и художественными традициями этноса. Смыслообразующей эт-нопедагогической идеей является получение учащимися целостного этнокультурного знания на основе системного и личностно-ориентированного подходов.
ШИРЯЕВА Наталья Станиславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института искусства и культуры © Ширяева Н. С., 2009
The scientific schools solve problems of ethnocultural education. For exemple there are scientific schools under direction of the academician of the Russian Open Society the professor, the doctor of pedagogical sciences T. Y. Shpi-kalova and the academician, the professor, the doctor of pedagogical sciences T. I. Baklanova
Ethnocultural educational model is approved at schools of different regions of Russia.
The basis of its functioning process of training and the education is related the nature, life, work, history and art traditions of ethnos. Ethnopedagogical idea is reception by pupils of complete ethnocultural knowledge on the basis of the system and personality-focused approaches.
Ключевые слова: этнокультурная модель, этнокультурное пространство, этнокультурное образование.
Keywords: ethnocultural model, ethnoeducation space, ethnocultural education.
Современный этап развития российского общества, связанный, в частности, с переосмыслением многих основополагающих в прошлом принципов и идеологических установок, требует и серьезной перестройки всей системы отечественного образования. В связи с этим сегодня возникает необходимость принципиального изменения подходов в гуманитарном образовании.
Под образованием в «Законе об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Со сменой принципов государственной политики в области образования (гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности) российская школа вступила в новый этап развития.
Реализация стратегических задач работает на осуществление главной цели системы образования, которая функционирует как целенаправленная сознательная подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни.
Принципы гуманистической педагогики законодательно закреплены государством: объективно комфорт ребенка в школе задан его ролью «учащегося», выполняющего строго определенные требования (значительная часть этих требований связана с освоением стандарта школьного образования, который определяется государством), с одной стороны, и свободным развитием личности ребенка - с другой.
Гуманистическая педагогика - это педагогика, которая базируется на выявлении, поддержке и развитии индивидуальных интересов и склонностей ребенка через включение его в целесообразные виды деятельности. Целесообразность деятельности определяется созданием условий для развития и саморазвития личности. Гуманистическая пе-
дагогика строится на ценностях психологической поддержки ребенка, принятия его личности и индивидуальности, на защите его права на самоопределение и выбор собственного пути, в том числе в учении.
В условиях гуманизации и гуманитаризации общего среднего образования необходимо использовать огромный этнопедагогический и этнокультурный потенциал с целью развития личности каждого ребенка, формирования и развития гуманистических ориентаций в системе его отношения с окружающим миром, другим человеком и самим собой.
Тактические педагогические задачи, как образовательные, так и воспитательные, эффективно решаются в рамках этнокультурного образования.
Последние десятилетия научные школы серьезно и научно обоснованно решают задачи этнокультурного образования. Таким примером являются научные школы под руководством академика РАО, профессора, доктора педагогических наук Т. Я. Шпикаловой и академика, профессора, доктора педагогических наук Т. И. Баклановой.
В настоящее время в школах разных регионов России апробируются разные этнокультурные образовательные модели. Важнейшими задачами этнокультурной образовательной деятельности являются:
- выстраивание научной преемственности этно-художественного образования во взаимодействии со школами;
- изучение этнического и исторического своеобразия русского народа в области культуры;
- знакомство с истинными хранителями этно-художественной культуры.
Функционирование данной этнокультурной образовательной модели обеспечивается реализацией трех образовательных кругов: образовательного учебного круга, образовательного внеучебного круга и круга дополнительного образования.
Основными учебными формами образовательного учебного круга являются разные виды урока русского народного творчества.
Основными учебными формами образовательного внеучебного круга являются разные виды эт-нодеятельности: участие в традиционных календарных обрядах и праздниках, изучение музейных экспозиций, фольклорные экспедиции и т. д.
Основными учебными формами круга дополнительного образования являются кружки, секции, клубы и факультативы этнокультурной направленности.
Функционирование данной этнокультурной образовательной модели предполагает функционирование целостной педагогической системы, в которой учебная работа взаимосвязана и взаимообусловлена разными формами внеурочной деятельности.
Смыслообразующей этнопедагогической идеей этнокультурной образовательной модели является
получение учащимися целостного этнокультурного знания на основе системного и личностно-ори-ентированного подходов. Системный подход позволяет преодолевать мозаичность в формировании «картины мира» и в полной мере реализовы-вать идеи гуманизации и гуманитаризации.
Личностно-ориентированный подход благодаря погружению ребенка в этнокультурную среду обеспечивает возможность глубже осознавать и развивать его интересы.
Основная доминанта данного подхода - формирование культурной одаренности ребенка (Л. С. Выготский, А.. Р. Лурия). Культурная одаренность «заключается прежде всего в том, чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек, может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более сильных». Культурную одаренность (одаренность культурой) можно воспитать только в атмосфере культуры, в специально сформированной культурной среде
Целевым компонентом этнокультурной модели является восстановление образовательной преемственности в развитии отечественной культуры, понимание ее места в мировом культурном процессе.
Содержательный компонент
Системность народной культуры состоит в том, что средствами изобразительно-пластического и музыкально-поэтического языка в произведениях разных видов творческой деятельности выражено народное понимание сущностных связей, таких, как «человек и природа», «человек и семья», «человек и история». Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем. Эти связи - человек и природа, человек и семья, человек и история -составляют содержание разделов учебной программы этнокультурной образовательной модели. Решение актуальных социально-исторических, экологических, нравственно-эстетических проблем прослеживается через понимание того, как решались эти проблемы нашими предками.
Учебная программа включает деятельностно-те-матические курсы:
- Традиционная русская кухня.
- Основы этноботаники.
- Резьба по дереву на основе традиций русского народного искусства.
- Вышивка на основе традиций русского народного искусства.
- Кружевоплетение на основе традиций русского народного искусства.
- Ткачество на основе традиций русского народного искусства».
Базисный уровень каждой из учебных курсов включает организацию встреч, семинаров, занятий
с народными мастерами России, знакомство с выставочными работами учащихся художественных школ, колледжей, студий, изучение экспозиций художественных, краеведческих и школьных музеев, составление эскизов и набросков, а также отчетов учащимися в соответствии со своими экспедиционными должностями.
Учебные курсы находятся в тесной взаимосвязи и объединяются общими задачами:
- восстановление этнокультурных основ развития творческой личности,
- раскрытие внутренних возможностей личности учащихся,
- предоставление возможности получения специальных навыков в области этнохудожественной культуры, изучения традиционных промыслов и ремесел,
Для решения данных задач в технологическом компоненте этнокультурной модели предусмотрено:
- формирование целостного этнокультурного знания на учебных занятиях по русскому народному творчеству;
- проведение встреч и семинаров с настоящими хранителями этнохудожественной культуры;
- осуществление научного поиска этнокультурного материала в библиотечных и музейных фондах;
- участие учащихся в общественно значимых культурных мероприятиях (реставрации памятников, экологических акциях и т. д.);
- организация экспедиций, в ходе которых учащиеся активно собирают и осваивают традиции народного искусства.
Приобщение к красоте предметного мира, будь это архитектура древней Новгородской земли или образцы современного народного искусства, формирует основы этнокультурного воспитания (воспитательный компонент):
1. Активно формируется благоприятная эмоциональная атмосфера внутри учебного коллектива.
2. Выстраиваются доброжелательные взаимоотношения.
3. Культивируется «ответственная зависимость» за порученное дело.
4. Отношения «учитель-ученик» выстраиваются непринужденно.
Оценочный компонент функционирования этнокультурной модели предполагает:
1) создание учащимися творческих образцов в разных видах этнокультурной деятельности (сочинение колыбельных песен, былин, сказок и т. д.);
2) публичные выступления в составе фольклорного ансамбля, фольклорного театра;
3) публичную защиту научного исследования на ежегодной школьной научно-практической конференции;
4) участие в фольклорных обрядах;
5) участие в выставках рукоделия;
6) участие в этнокулинарных ярмарках и т. д.
Такой подход позволяет реализовывать развитие всех уровней культуры личности учащихся: культурно-бытового, культурно-творческого и культурно-исследовательского.
Уровни культуры личности учащихся:
Третий уровень: культурно-исследовательский.
Второй уровень: культурно-творческий.
Первый уровень: культурно-бытовой.
Этнокультурная образовательная модель позволяет выстраивать процесс учения ребенка на лич-ностно значимых интересах самого ребенка и максимально учитывать его индивидуальность. Учащийся имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы, развивает творческие способности и создает условия для формирования опыта творческой деятельности ребенка.
Перечислим некоторые из психолого-педагогических проблем, которые решаются благодаря функционированию этнокультурной образовательной модели:
- организация целесообразной деятельности ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию;
- развитие познавательной активности;
- овладение навыками этнокультурной деятельности;
- углубление знаний по отдельным предметам гуманитарного цикла и развитие межпредметных связей;
- формирование целостной мировоззренческой картины;
- формирование навыков общения со сверстником, со старшим и младшим;
- формирование ответственности;
- компенсация дефицита игровой деятельности;
- психокоррекционная работа и личностный рост;
- проблема занятости детей в пространстве свободного времени.
Компонент эффективности функционирования модели
К необходимым условиям эффективности функционирования этнокультурной образовательной модели следует отнести профессиональную компетентность педагогов, реализующих эту модель. «Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя» - эта мысль принадлежит Дистервегу. Педагоги, реализующие этнокультурную образовательную модель, должны обладать следующими профессионально-компетентностными характеристиками:
1. Педагог-этнокультуролог (педагог, имеющий специальное этнокультурное образование и творческий опыт этнокультурной деятельности).
2. Педагог-мастер (педагог, имеющий специальное этнопедагогическое образование и педагоги-
ческий опыт этнокультурной деятельности.
3. Педагог-личность (педагог, обладающий социальной установкой на уважение к ребенку, отношение к ребенку как к самоценности, а также способностью к сопереживанию).
Следующим необходимым условием эффективности функционирования этнокультурной образовательной модели является то, что занятия должны проводиться в специально организованном пространстве: в соответствующем помещении и со специальным оборудованием (школьный этнографический музей, кабинет традиционной народной культуры).
Третьим непременным условием эффективности функционирования модели является использование потенциала школьных подразделений. В этом смысле перспективной является работа с музейными и библиотечными фондами. Библиотека должна стать центром исследовательской работы. Одним из направлений работы должно стать создание медиатеки, где будут собраны не только печатные издания, но и различные аудиовизуальные и компьютерные средства. Огромный культурный потенциал музеев может быть использован как с точки зрения культурного развития школьников, так и с точки зрения их воспитания. Сформулированные психолого-педагогические условия позволяют:
- создавать культурную эмоционально значимую среду для развития ребенка и переживания им «ситуации успеха»;
- способствовать осознанию и дифференциации личностно значимых интересов личности учащихся.
Таким образом, использование в современном образовательном пространстве школы этнокультурной образовательной модели позволяет реализо-вывать личный творческий потенциал учащегося, а также
- создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания стандарта общего образования;
- ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической, духовной);
- опираться на естественные склонности, интересы, личностные особенности учащегося;
- содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации;
- обеспечивать ребенку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.
Реализация данной этнокультурной образовательной модели обеспечивает формирование целостного этнообразовательного пространства школы в современных условиях.
УДК 37.036
Т. Н. Широкова
МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В статье рассматривается модель эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекци-онно-развивающего обучения во внеурочное время. Основные компоненты данной модели позволяют описать ее содержание и процесс организации субъект-субъектного взаимодействия, выявить направляющую, побуждающую и смыслообразующую функции, разработать технологическое обеспечение личностно-ориентированного эстетического воспитания учащихся начальных классов коррекционно-раз-вивающего обучения во внеурочное время.
In the article a model of Aesthetic Education for out-of-school activity of the primary school pupils, working according to special developing programmes, is represented. The main components of the above mentioned model help to reveal its general content and the process of organizing teacher-pupil cooperation, to depict the guiding, motivating and meaning making functions, work out technological provision for personal Aesthetic Education for out-of-school activity of the primary school pupils, working according to special developing programmes.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, кор-рекционно-развивающее обучение, модель, учащиеся начальных классов.
Keywords: aesthetic education, special developing programmes, model, primary school pupils.
Развитие теории эстетического воспитания во внеурочное время невозможно без разрешения многих компромиссов, поскольку любая (пусть даже самая развитая) теория всегда рассматривает не реальные объекты, а их идеализированные модели. Конечно, сама степень идеализации должна быть объектом пристального внимания исследователя. Практическая и познавательная ценность модели в любом психолого-педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в психолого-педагогическом исследовании. Только при соблюдении этих условий моделирование как метод научного исследования позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, то есть сочетать в ходе изучения педагогического объекта
ШИРОКОВА Татьяна Николаевна - аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета © Широкова Т. Н., 2009