Научная статья на тему 'Этнокультура как базовая основа целостного процесса формирования гражданственности'

Этнокультура как базовая основа целостного процесса формирования гражданственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ "КЛЕТОЧКА" / ТАБУ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SELF-REPRODUCING "CELL" / TABOO / CIVIC CONSCIOUSNESS / ETHNIC CULTURAL TRADITIONS / ETHNICCULTURAL CONNOTATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панькин Аркадий Борисович

На современном историческом этапе происходит отчуждение народов от базовых этнокультурных ценностей, вследствие чего наблюдается кризис гражданственности, проявляющийся прежде всего в криминогенности. Этнокультура как основа целостного процесса формирования гражданственности реализуется в процессе повседневной педагогической практики, на основе навыков и привычек нравственного поведения, на базе этнокультурной коннотации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панькин Аркадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present historical stage there is the alienation of nations from the basicethnic cultural values, consequently there is a crisis of civic consciousness, which is first of all manifested in the criminality. The ethnic culture as the basis of the holistic process ofcivic consciousness development is implemented in everyday teaching practice, based on the skills and habits of moral behaviour, on the basis of ethnic cultural connotations of education.

Текст научной работы на тему «Этнокультура как базовая основа целостного процесса формирования гражданственности»

Process of development of younger students' personal freedom from standpoint of holistic approach

The article deals with the process of development of younger students'personal freedom from the standpoint of the holistic approach through the logical and historical analysis of the notion of "personal freedom"; by the method of binary oppositions (dichotomies "obedience - freedom"); through the analysis of the whole structure of human activity as "cells" and the methodological guidance in overcoming younger school students growing away from the educational process.

Key words: holistic approach, personal freedom, logical and historical analysis, method of binary oppositions, autonomy and commonness, holistic structure of human activity.

(Статья поступила в редакцию 27.02.2017)

А.Б. ПАНькиН (Элиста)

этнокультура как базовая

основа целостного процесса формирования гражданственности

На современном историческом этапе происходит отчуждение народов от базовых этнокультурных ценностей, вследствие чего наблюдается кризис гражданственности, проявляющийся прежде всего в криминогенности. Этнокультура как основа целостного процесса формирования гражданственности реализуется в процессе повседневной педагогической практики, на основе навыков и привычек нравственного поведения, на базе этнокультурной коннотации образования.

Ключевые слова: самовоспроизводящаяся «клеточка», табу, гражданственность, этнокультурные традиции, этнокультурная коннотация образования.

В процессе развития личности ключевым моментом является проблема начального звена, самовоспроизводящейся «клеточки» (обычаи и традиции этнокультуры, передаваемые

кие науки -

от поколения к поколению благодаря объективации духа), на основе которой развертывается содержание теории зрелого объекта, в ней все противоречия современного общества, актуальные задачи познания не столько прошлого, сколько настоящего и будущего. Самовоспроизводящаяся «клеточка» является связующим звеном между компонентами объекта, организующим стержнем, основой объекта, присутствует во всех его элементах, относится к его сущностным характеристикам, отражает специфику и главные качества объекта [6].

Определяющим моментом жизни сообщества является формирование гражданственности, т.е. формирование объективного духа в «объективных формах» (право, мораль, религиозные и научные сферы активности, дух народа) [2, с. 40]. Объективный дух как объективная закономерность охватывает сферу социальной жизни, понимается как сверхиндивидуальная целостность, стоящая над отдельными людьми, проявляющаяся через их различные связи и отношения и проходящая в своем развитии три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность (семья, гражданское общество и государство) [8]. Носитель объективного духа - это личность, формируемая под влиянием «культуры жизнедеятельности», в которой он оказывается после рождения, гражданин и патриот, приверженный духу своего народа и знающий его культуру, свои истоки, родной язык, человек нравственный, со здоровым чувством национальной гордости, ответственный за будущее своего народа.

Нравственность, которая на протяжении тысячелетий пронизывает отношения между людьми, переплетается с традициями этно-культуры, правом, закреплена в сознании как нравственная норма, личностная характеристика, формирующаяся на основе морали - совокупности обязанностей, обязательств и запретов, которые мы добровольно налагаем на себя [5, с. 644], и проявляющаяся как совесть (дополнительная гарантия морального поведения). И. Кант выделил три аспекта нравственного императива:

- «всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех» (основное требование, предъявляемое к учителю);

- «не делать другим ничего такого», что ты «не хотел бы претерпеть со стороны других» («Золотое правило педагогики»);

О Панькин А.Б., 2017

известия вгпу

- не «рассматривать и не использовать других людей как средство достижения собственных целей» (не манипулировать людьми даже ради самых высоких и общественно значимых целей) [4, с. 186].

Высшие нравственные ценности, универсальные правила (отношение к жизни, чести, достоинству, имуществу другого, отношение к Родине и т.д.) архетипизированы и зависят от этнической принадлежности, религии, места и времени проживания и т.д. Индивид рождается с мозгом, который благодаря сочетанию генетического фона и программирования является единственным в своем роде, с заложенными в нем свойствами характера, талантами и ограничениями, риском возникновения различных болезней, таких как алкоголизм, наркозависимость и др. Те мысли и знания, которые ребенок приобретает до наступления половой зрелости, в целом гораздо более значимы, чем то, чему он научится впоследствии [11, с. 723].

Поначалу все дети учатся навыкам поведения, выполняя прямые указания родителей. Для успеха воспитания важно, чтобы ребенок познакомился с духовными ценностями и спецификой «нравственных отношений» именно в том возрасте, когда он начинает осознавать свое «нравственное бытие» [10, с. 31]. Во время полового созревания не только пробуждается сексуальность, но также повышается вероятность несдержанного, антисоциального, агрессивного и криминального поведения. При этом именно страх наказания (главный мотивирующий фактор) является источником морального поведения, попыткой считаться с другими людьми [9, с. 184]. Запрет (табу) - одно из главных достижений культуры и цивилизации - наиболее действенен тогда, когда он внутренний, идущий «от души», как содержание нравственности индивида, действующий как общественный договор, который налагает множество ограничений [7, с. 335].

Педагогический процесс формирования гражданственности предстает как система педагогических факторов и условий, которая обеспечивает достижение результата, как динамическая структура фаз развертывания этого процесса [3, с. 23]. Только с двадцати пяти лет человек управляет своим импульсивным поведением и принимает в расчет нравственные соображения, а также ограничивается тем, что исходя из общественных интересов может (или не может) себе позволить, у него посте-

пенно начинает формироваться уважение к правопорядку и закону.

Без этнокультурной системы воспитания народ (качественное явление) перерождается в население (количественное явление), электорат, который представляет собой феномен без рода, без племени, без прошлого и без будущего, довольствуется убогим и бездуховным существованием вне своей истории, без национального самосознания и самочувствия [1, с. 59]. Каждый народ для обеспечения непрерывности своего существования стремится перенести в будущее накопленный опыт, зафиксированный в традициях, ориентированный прежде всего на воспроизведение и сохранение центральной культурной темы этноса, системы этнических констант, на ценности, идеалы и традиции, интересы и верования, опыт и нормы, которые с давних времен закреплены в языке [12, с. 40].

На современном историческом этапе происходит изменение системы этнических констант различных народов, их отчуждение от базовых этнокультурных ценностей, вследствие чего наблюдается оскудение нравственной сферы личности, а также кризис гражданственности, проявляющиеся прежде всего в социальной дезадаптации молодежи, в крими-ногенности.

Сохранение, передача, воспроизводство и развитие этнокультуры напрямую зависят от этнокультурного содержания образования, направленного на приобщение ребенка к нравственным нормам, этническим константам, через их использование в системе целостного педагогического процесса, посредством этнокультурной коннотации непрерывного образования, развития личности в условиях многоязычия и поликультурности как носителя этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства.

Таким образом, этнокультура как базовая основа целостного процесса формирования гражданственности реализуется в процессе повседневной педагогической практики, на основе этнокультурных традиций, морального сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения, а также на основе этнокультурной коннотации образования.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: моногр. / под науч. ред. Г.М. Борликова. Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009.

педагогические науки

2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 т. Т. 3: Философия духа. М., 1977.

3. Ильин B.C. Воспитание личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

4. Кант И. Религия в пределах только разума. Спб.: Издание В.И. Яковенко, 1908.

5. Конт-Спонвиль А.С. Философский словарь / пер. с фр. Е.В. Головиной. М.: Этерна, 2012.

6. Марксистская философия в XIX веке. М.: Наука, 1979.

7. Свааб Дик. Мы - это наш мозг: от матки до Альцгеймера / пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014.

8. Философская энциклопедия. М., 1986.

9. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1999.

10. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика / пер. с нем. В.А. Волкова; под общ. ред. В.Г. Безрогова. М.: УРАО, 2000.

11. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: Мир как воля и представление; о четверояком корне закона достаточного основания. М.: Престиж Бук, 2011.

12. Shils E. Centre and Periphery // The Logic of Personal Knowledge: Essays / ed. by M. Polanyi. London : Routledge & Kegan Paul, 1961. P. 39-84.

* * *

1. Volkov G.N. Jetnopedagogicheskaja pansofija: monogr. / pod nauch. red. G.M. Borlikova. Jelista: Kalm. gos. un-t, 2009.

2. Gegel' G.V.F. Jenciklopedija filosofskih nauk v 3 t. T. 3: Filosofija duha. M., 1977.

3. Il'in V.S. Vospitanie lichnosti shkol'nika (celostnyj process). M., 1984.

4. Kant I. Religija v predelah tol'ko razuma. Spb.: Izdanie V.I. Jakovenko, 1908.

5. Kont-Sponvil' A.S. Filosofskij slovar' / per. s fr. E.V. Golovinoj. M.: Jeterna, 2012.

6. Marksistskaja filosofija v XIX veke. M.: Nauka, 1979.

7. Svaab Dik. My - jeto nash mozg: ot matki do Al'cgejmera / per. s niderl. D.V. Sil'vestrova. SPb.: Izd-vo Ivana Limbaha, 2014.

8. Filosofskaja jenciklopedija. M., 1986.

9. Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz. Lekcii. M., 1999.

10. Henningsen Ju. Avtobiografija i pedagogi-ka / per. s nem. V.A. Volkova; pod obshh. red. V.G. Bezrogova. M.: URAO, 2000.

11. Shopengaujer A. Sobranie sochinenij: Mir kak volja i predstavlenie; O chetverojakom korne zakona dostatochnogo osnovanija. M.: Prestizh Buk, 2011.

О Милькевич O.A., 2017

Ethnic culture as the basis

of holistic process of civic consciousness

development

At the present historical stage there is the alienation of nations from the basicethnic cultural values, consequently there is a crisis of civic consciousness, which is first of all manifested in the criminality. The ethnic culture as the basis of the holistic process ofcivic consciousness development is implemented in everyday teaching practice, based on the skills and habits of moral behaviour, on the basis of ethnic cultural connotations of education.

Key words: self-reproducing "cell", taboo, civic consciousness, ethnic cultural traditions, ethnic-cultural connotation of education.

(Статья поступила в редакцию 27.02.2017)

о.А. милькевич

(Соликамск)

технология социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия

Представлены теоретическое обоснование и характеристика структурных компонентов технологии социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Актуальность разработки данной технологии определяется отсутствием подобной технологии, востребованной существующей социально-педагогической и социально-культурной практикой на фоне недостаточной эффективности используемых форм и методов решения проблем современного детства.

Ключевые слова: социально-культурное партнерство, технология социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия.

Необходимость разработки технологии социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия определяется, с одной стороны, сохранением тенденций роста числа неблагополучных семей и воспи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.