Научная статья на тему 'ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 1991 - НАЧАЛЕ 2010-Х ГГ'

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 1991 - НАЧАЛЕ 2010-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / ОБРЯД / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдулина А. Т.

Изучаются основные тенденции этноконфессиональных процессов, традиций и инноваций в сфере религиозной обрядности сельского населения в Казахстане с начала 1990-х гг., в сложный период становления суверенного государства и трансформации социально-экономических основ казахстанского общества, до начала 2010-х гг. Анализ конфессиональных процессов в Казахстане показал существенный рост престижа религии, воспринимаемой положительно представителями различных этносов. В отношении конфессиональной принадлежности доминировали ислам и православие, что связано с преобладанием казахов и русских в национальном составе населения. Однако часть казахов и русских перешли из ислама и православия в протестантизм, буддизм и прочие конфессии, что свидетельствует о гетерогенности конфессий в современном Казахстане. Изучение религиозной идентификации в аспекте отношения к религии выявило, что в силу прерванных советским режимом культурных традиций религиозное поведение большинства населения является пассивным, так как активными верующими, исполняющими все религиозные каноны, является лишь небольшая группа, в этническом плане среди европейских этносов более религиозны немцы, а среди восточных - уйгуры. Что касается религиозной обрядности, то в быт большинства казахстанцев вошли главные религиозные праздники и религиозные обряды семейного цикла. Религия становится важным культурным феноменом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Абдулина А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CONFESSIONAL PROCESSES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article posed the task of studying the main trends of ethnoconfessional processes, traditions and innovations in the sphere of religious ritual of the rural population in Kazakhstan from the early 1990s, during the difficult period of the formation of a sovereign state and the transformation of the socioeconomic foundations of Kazakhstan society. The analysis of confessional processes in Kazakhstan showed a significant increase in the prestige of religion, which is perceived positively by representatives of various ethnic groups. Religious affiliation was dominated by Islam and Orthodoxy, due to the predominance of Kazakhs and Russians in the population. However, part of the Kazakhs and Russians switched from Islam and Orthodoxy to Protestantism, Buddhism and other faiths, which indicates the heterogeneity of faiths in modern Kazakhstan.A study of religious identification in relation to religion revealed that, due to cultural traditions interrupted by the Soviet regime, the religious behavior of the majority of the population is passive, since there are only a small group of active believers who fulfill all religious canons, ethnically more religious among European ethnic groups - Germans and the Eastern - the Uyghurs. As for religious rituals, the main religious holidays and religious rites of the family cycle have entered into the life of most Kazakhstanis. Religion is becoming an important cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 1991 - НАЧАЛЕ 2010-Х ГГ»

ЭТНОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 241-250. УДК 316

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(2).241-250

А. Т. Абдулина

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В 1991 - НАЧАЛЕ 2010-х гг.*

Изучаются основные тенденции этноконфессиональных процессов, традиций и инноваций в сфере религиозной обрядности сельского населения в Казахстане с начала 1990-х гг., в сложный период становления суверенного государства и трансформации социально-экономических основ казахстанского общества, до начала 2010-х гг. Анализ конфессиональных процессов в Казахстане показал существенный рост престижа религии, воспринимаемой положительно представителями различных этносов. В отношении конфессиональной принадлежности доминировали ислам и православие, что связано с преобладанием казахов и русских в национальном составе населения. Однако часть казахов и русских перешли из ислама и православия в протестантизм, буддизм и прочие конфессии, что свидетельствует о гетерогенности конфессий в современном Казахстане. Изучение религиозной идентификации в аспекте отношения к религии выявило, что в силу прерванных советским режимом культурных традиций религиозное поведение большинства населения является пассивным, так как активными верующими, исполняющими все религиозные каноны, является лишь небольшая группа, в этническом плане среди европейских этносов более религиозны немцы, а среди восточных - уйгуры. Что касается религиозной обрядности, то в быт большинства казахстанцев вошли главные религиозные праздники и религиозные обряды семейного цикла. Религия становится важным культурным феноменом.

Ключевые слова: межэтническое согласие; обряд; религиозность; толерантность; традиция; этнос; этнокультурные процессы; этноконфессиональные процессы.

Постановка проблемы. С эпохи первобытности религия является важной формой общественного сознания, позволяющей людям ответить на многие мировоззренческие вопросы и объяснить природу сверхъестественного. С появлением первых политических образований религия была тесно связана с политикой, освещая власть правителей и привилегированных слоёв. Осознавая власть религиозной идеологии, государственные структуры использовали её для манипулирования и управления массами. В переломные моменты общественно-политического разви-

тия, в период исторических разломов религия становится для элиты способом мобилизации аполитичных граждан на выступления в необходимом политическом русле. Кроме того, увеличивается значение идентификационной функции религиозной конфессии, основанной на восприятии тождественности своих духовно-ценностных ориентиров, религиозных верований с догмами определённых религиозных институтов, чувство сопричастности с их адептами, сознательное следование предписаниям религиозного культа и исполнение религиозных ритуалов.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки (ныне Министерство науки и высшего образования) Республики Казахстан в рамках проекта проведения научных исследований ИРН ОК11465477 «Разработка краткой истории Казахстана для иностранной аудитории».

Необходимо отметить, что в доиндустриаль-ный период зачастую религиозная идентичность превалировала над этнической.

Социогрупповая солидарность на религиозной почве приобрела в Казахстане особую актуальность в завершающий период перестройки и после распада СССР, когда произошел крах коммунистической идеологии, делающей упор на атеизм и его пропаганду, и советской идентичности. Образовавшаяся идеологическая лакуна стала заполняться идеологией национализма и этнического возрождения, религиозными учениями различного толка. Интенсивный процесс нациестроительства в Казахстане в условиях повышенного фона межнациональной конфликтности на постсоветском пространстве вёл к формированию гражданской и этнических идентичностей, политизированные появившимися массовыми общественными движениями с националистическими установками, такими как казахское патриотическое движение «Азат», славянское «Лад» и пр. На смену атеизму, советскому патриотизму, вере в «светлое коммунистическое будущее» пришли этническая солидарность, потребность в личной свободе, религиозные конфессии, мистицизм, астрология, вера в «золотого тельца» и пр. По мнению Г. В. Малинина, можно в известной степени утверждать об изменении ментально-адаптационных, коммуникативных систем (в социологическом измерении) общества и индивида, механизмов самого процесса социализации [1, с. 42].

Методы. При написании данной статьи автор опирался, в первую очередь, на принципы объективности, всесторонности и обоснованности выводов, а также на общенаучные методы исследования - логический анализ, синтез, системный и пр. В соответствии с проблемно-хронологическим методом рассмотрена динамика этноконфессио-нальных процессов в Казахстане с конца 1980-х гг., когда проводилась последняя в истории СССР Всесоюзная перепись населения, до 2010 г. Метод источниковедческого анализа использовался при анализе интервью представителей этнокультурных объединений в Казахстане, опубликованных в казахстанских СМИ. Благодаря количественному методу, применяемому в этносоциологиче-

ских исследованиях, анализу подверглись итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г., Национальной переписи населения 2009 г. в Республике Казахстан, данные Агентства по делам религий, результаты социологических исследований в 2004-2006 гг. в Семипалатинском регионе Восточно-Казахстанской области, этносоциологическо-го исследования, проведённого в 2010 г. Казахстанским институтом стратегических исследований (далее - КИСИ) с охватом 1 000 респондентов. В связи с тем что полные результаты Национальной переписи населения Республики Казахстана 2021 г. пока не обнародованы, хронологические рамки статьи ограничились началом 2010-х гг.

При изучении данной темы применялся также этнологический метод включённого наблюдения за религиозной практикой отдельных представителей основных этносов в г. Алматы, Талдыкоргане, Таразе, Уральске, которая отражает их религиозную идентификацию и уровень религиозности.

Динамика религиозных объединений Казахстана. Согласно ст. 5 Закона Республики Казахстан от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» Казахстан является светской республикой, где религия отделена от школы и государства. Но концепция светскости отнюдь не ограничивает свободу вероисповедания и отправления религиозного культа. Покровительственное отношение к религии, отсутствие строгой регламентации и мониторинга деятельности религиозных объединений в Казахстане со стороны государства привели к резкому увеличению их численности. Так, если на 1 января 1989 г. в республике было 671 религиозное объединение, принадлежавшее к 30 конфессиям, то на 1 января 1996 г. число религиозных формирований увеличилось до 1 503 [2, с. 29], а в 2003 г. действовало уже свыше 5 тысяч общин, принадлежавших 62 конфессиям [3].

Значительную роль в распространении религиозных знаний и убеждений играют культовые сооружения - главные центры религиозной консолидации верующих. В 2009 г. религиозные объединения имели в своём распоряжении 3 129 культовых сооружений, из которых 2 229 - мусульманских мечетей, 258 - православных и 93 -

католических церквей, 6 - синагог и более 500 протестантских церквей и молитвенных домов1. В 2013 г. количество культовых сооружений достигло 3 244, а мечетей - 2 320, причём по данным Агентства РК по делам религий в отношении последнего показателя Казахстан занял первое место в Центральной Азии, опередив Узбекистан с населением 28 млн чел. По количеству мечетей лидирует Южно-Казахстанская область (с 2018 г. - Туркестанская), где сосредоточено более 800 мечетей, что свидетельствует об уровне религиозности местного населения, поскольку большая часть мечетей сооружена на средства местных меценатов, стремящихся увековечить имена своих предков.

В 2008 г. общая численность религиозных объединений составляла 4 173, причём количество исламских объединений выросло с 46 в 1990 г. до 2 4413. Повсеместно на средства меценатов, «новых казахов», культурной общественности, стали строиться мечети, распахнувшие двери перед молодёжью, детство которой проходило под зазывные псалмы муэдзинов. Если в 1989 г. в Казахской ССР действовали около 50 мечетей, то на 2001 г. в Республике Казахстан функционировало более 1 440 мечетей, в 2009 г. -2 229 (табл. 1), причём резкий скачок количества мечетей наблюдался в 2000-е гг., когда уровень жизни населения вырос и появились средства на возведение культовых сооружений. К негативным явлениям можно отнести размежевание прихожан и священнослужителей по этническому признаку, поскольку появились уйгурские, дунганские, ингушские, чеченские мечети [4, с. 112]. Кроме указанных национальных мусульманских общин выделяются следующие типы мечетей в Казахстане: главные городские (жума, или соборные), квартальные (масджид-жума), сельские, загородные (му-салла), мечети исламских культурных центров [5].

С появлением религиозных учебных заведений, в том числе исламского университета «Нур» в Алматы, был решён вопрос с подготовкой кадров мусульманских священнослужителей. В начале 2010-х гг. в Республике Казахстан действовало 8 высших, 6 средних специальных и 3 общеобразовательных духовных учебных заведения,

также функционировали постоянно действующие курсы при крупных мечетях и воскресные школы при церквах [4, с. 112]. В связи с ростом религиозного экстремизма государственная политика направлена на образовательную подготовку священнослужителей внутри страны, чтобы минимизировать риски приобщения к радикальным идеологии и движениям через обучение в государствах исламского мира.

С 1990 по 2008 г. почти в пять раз (с 62 до 293) увеличилось число приходов Русской православной церкви, в два раза - объединений Римско-католической церкви (с 42 до 86), общин Евангельских христиан-баптистов (со 168 до 362), Адвентистов Седьмого Дня (с 36 до 66). Число объединений Свидетелей Иеговы увеличилось с 27 до 78, а протестантских объединений новых направлений - с 13 до 5405. В связи с началом террористических атак со стороны исламских экстремистов в 2011 г. был принят новый закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также создано Агентство по делам религий, призванное усилить работу по контролю за деятельностью религиозных объединений. Данное ведомство в 2012 г. провело перерегистрацию духовных организаций, официальную регистрацию получили 3 088 религиозных объединений, представляющих 17 конфессий6.

Таблица 1 Количество мечетей в Казахстане

Год Количество Год Количество

1965 5 1989 9

1968 5 1993 69

1972 6 1996 79

1975 6 1997 96

1977 7 1998 98

1980 2 1999 свыше 100

1982 9 2001 1 440

1984 5 2013 2 320

Примечание. Сост. по: Информационно-методические материалы о религиозных организациях и межконфессиональных отношениях в Казахстане. С. 9; Казахстан занимает первое место в Центральной Азии по количеству мечетей. См. также: [2, с. 7].

Таким образом, несмотря на сокращение на 32 % числа религиозных объединений, Республика Казахстан остаётся поликонфессиональной, характеризуясь наличием большого числа различных по вероучению религиозных объединений, как традиционных, так и новых, нетрадиционных (например, протестантские церкви «Новая жизнь»,

Религиозные объе

«Агапе»; «Сознание Кришны»; религиозные культы «Храм Исиды», «Церковь сатаны» и т. д.) (табл. 2). Причина многоконфессио-нальности во многом связана со сложными демографическими процессами на территории Казахстана, сформировавшими полиэтнический состав населения республики.

Таблица 2

ения в Казахстане

Религиозные объединения 1989 1993 1995 1996 1997 1998 2008

Всего 671 977 1 180 1 503 1 642 2 100 4 173

Ислам 46 296 483 679 826 1 000 2 441

Русская православная церковь 62 131 165 185 196 220 293

Евангельские христиане-баптисты 168 162 130 140 141 242 362

Лютеране 171 152 117 110 81 84 -

Адвентисты седьмого дня 36 36 34 41 45 64 66

Свидетели Иеговы 27 33 27 45 52 97 78

Пятидесятники 42 36 19 18 19 37 -

Римско-католическая 42 66 66 73 74 77 86

Новообразования 13 21 82 125 131 166 -

Другие 81 92 91 96 108 110 -

Примечание. Сост. по: Информационно-методические материалы о религиозных организациях и межконфессиональных отношениях в Казахстане. С. 9. См. также: [2, с. 7].

Распределение населения Казахстана по вероисповеданию и уровню религиозности. Поскольку в перепись населения Казахстана 1999 г. вопросы по вероисповеданию населения не были включены, то мы можем привести данные только по итогам Национальной переписи 2009 г., т. е. на 18-м году независимости. Удельный вес исповедующих ислам составил 70,2 %, христианство - 26,2 % - две эти конфессии стали доминирующими в республике, буддизм -0,1 %, удельная доля атеистов незначительна - 2,8 %. Низкая удельная доля неверующих объясняется, по нашему мнению, ростом престижности религиозности в массовом сознании, отрицанием атеизма как бездуховности, пережитка советской эпохи; стремлением к этнической идентификации в условиях развития этнической культуры в период независимости. В действительности удельная доля неверующих должна быть несколько выше (приведённые ниже данные этносоцио-логических опросов подтверждают это предположение), поскольку к ним можно отнести пассивных верующих («экстенсивные» фор-

мы религиозности обрядово-бытового характера со слабо выраженной идеологической подкладкой), лишь причисляющих себя к определённым конфессиям, но имеющих всего лишь общее представление о религиозной догматике и практически не придерживающихся религиозного ритуала.

В этническом разрезе среди мусульман преобладают казахи, поскольку их удельный вес по результатам названной переписи населения равен 63,1 %, тогда как русских -23,7 % . Основным течением ислама в стране является ханафитская школа, последователями которой является не только коренное население - казахи, - но и уйгуры, узбеки и др. Другими приверженцами суннизма, но ша-фиитского мазхаба, являются чеченцы. Несмотря на то, что мазхаб официально не зарегистрирован, чеченская мечеть в Алматы имеется с 1998 г. На территории ЮжноКазахстанской области развивался и ныне пополняет свои ряды суфизм, последователи которого поклоняются Х. А. Ясави и совершают «хадж» в его мавзолей, расположенный в Туркестане [6].

Результаты переписи 2009 г. также отражают уровень религиозности отдельных этносов (табл. 3). Среди приверженцев ислама уровень религиозности выше у представителей так называемых восточных этносов - узбеков, турок, дунган. Это можно объяснить, с одной стороны, глубокими исламскими традициями, а с другой стороны, традиционностью культурно-бытовой сферы их жизни, ментальностью, практически не затронутой модернизационными процессами, привносящими западные идеологические и культурные ценности. Подтверждением этого тезиса являются статистические данные по татарам, представители которых некогда были миссионерами ислама в Казахстане, удельная доля мусульман среди них - 79,6 %, христиан -10,2 %. В данном случае повлиял фактор повышенного фона межнациональной брачности татар, активно создающих семьи с представителями славянского населения (под влиянием одного из супругов происходит переход к христианству). Кроме того, степень и интен-

сивность функционирования религиозных представлений в значительной степени определяется культурно-образовательным уровнем, интеллектуальным потенциалом, возрастными особенностями и уровнем жизни. Причём повышенная религиозность наиболее характерна для молодых возрастных групп, выросших в период независимости и не испытавших влияние атеистической культуры советского времени.

В сравнении с вышеприведёнными данными этносоциологического обследования есть основания утверждать о повышении уровня религиозности русских (91,6 %), что связано с ростом числа религиозных объединений и их активностью, отказом от атеизма советских времён, совпадением этнической и религиозной идентичностей, представлением о «природной» связи человека с определённой конфессией, к которой принадлежат его родители и их предки. В этом случае религиозная принадлежность приобретает аскриптивный характер, а семья становится

Таблица 3

Уровень религиозности по отдельным национальностям по данным Национальной переписи населения 2009 г., %

Этнос Вероисповедание Неверующие

ислам христианство иудаизм другое

Всё население 70,2 26,3 0,0 0,0 2,8

Казахи 98,3 0,4 0,0 0,0 1,0

Русские 1,4 91,6 0,0 0,0 6,1

Узбеки 99,1 0,4 0,0 0,0 0,4

Украинцы 0,9 90,7 0,0 0,0 7,3

Уйгуры 98,4 0,5 0,0 0,0 0,6

Татары 79,6 10,2 0,0 0,1 8,1

Немцы 1,6 81,6 0,0 0,1 14,0

Корейцы 5,2 49,4 0,2 0,1 28,5

Турки 99,1 0,3 0,0 0,0 0,3

Азербайджанцы 94,8 2,5 0,0 0,0 1,9

Белорусы 0,8 90,2 0,0 0,0 7,8

Дунгане 98,9 0,4 0,0 0,0 0,3

Курды 98,3 0,5 0,0 0,0 0,7

Таджики 97,8 0,9 0,0 0,1 0,8

Поляки 0,7 90,1 0,0 0,1 7,3

Чеченцы 93,7 3,0 0,0 0,1 2,1

Кыргызы 96,7 0,9 0,0 0,0 1,5

Примечание. Сост. по: Итоги национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. С. 277.

главным механизмом приобщения к религиозным традициям, ритуалам и обрядам, представлениям, в некоторых случаях к религиозному сознанию, нежели культовые учреждения. Материалы этносоциологического исследования, проведённого в 2010 г. КИСИ с охватом 1 000 респондентов, свидетельствуют, что 60,1 % казахов признали значительную роль религии против 47,9 % среди русских [7, с. 56]. При этом основная масса религиозно ориентированных респондентов была сосредоточена в Южно-Казахстанской области (22,5 %) и городах Астане (ныне Нур-Султан) (15 %), Алматы (11,5 %) [7, с. 64]. «Именно крупный город в Казахстане становится местом активного вовлечения людей в религию и прироста числа убеждённо верующих... поскольку именно большой город определяет перспективы социально-политического, культурного и другого развития», - констатируют казахстанские социологи [7, с. 66]. Это принципиально отделяет период независимости от советского времени, где основным местом поддержания религиозности оставалась сельская глубинка.

Превалирующая часть респондентов казахов и русских отнесла себя к исламу и христианству (от 80 до 99 % в указанные годы). Это подтверждает тезис о совпадении религиозной идентичности с этнической и гражданской. В частности, русские Казахстана, считая себя православными, осознают свою неразрывную связь с «русским миром», зачастую связывая своё будущее с Россией. Исследователи А. П. Коновалов и Н. С. Нанбекова отметили противоречие между убеждением большинства опрошенных респондентов о степени своей религиозности и религиозной практикой, поскольку в группах назвавших себя «глубоко верующими» не придерживаются строго всех религиозных канонов и ритуалов: так, в 2006 г. удельная доля казахов, регулярно посещающих мечети, составляла 17,6 %, 16,8 % русских молились регулярно в церквах. То есть ритуалы, требующие систематического исполнения, к примеру пятикратный намаз у мусульман и ежедневная молитва, исповедь у православных, практикуются только небольшой частью считающих себя верующими. По их мнению, это объясняется отсутствием религиозного воспитания по примеру западных и восточных стран [8, с. 20].

Между тем среди «неверующих» преобладают корейцы (28,5 %), немцы (14 %), белорусы (7,8 %), а менее всего их (в диапазоне от 0,3 до 0,4 %) среди узбеков, турок и дунган. Почти половина корейского населения (49,4 %) исповедует христианство, причём преимущественно протестантизм (пресвитерианство, баптизм). Наибольшую миссионерскую активность проявляют пресвитерианские организации. Так, по данным 2007 г., в республике работает более 20 пресвитерианских организаций - большинство из них возникло благодаря деятельности миссионеров из Южной Кореи и США (церковь «Грэйс», имеющая сеть филиалов по всей стране, Алматинская региональная пресвитерианская церковь, Корейская пресвитерианская миссия «Ата» и др.). Отметим, что на конец 2011 г. в республике работали около 400 зарубежных миссионеров из 20 стран. В Шышкенте действует евангельский институт «Елим», имеющий статус высшего учебного заведения, обучение в нём бесплатное -проект финансируется объединением «Сун Бок Ым». Первый в стране теологический учебный центр подготавливает специалистов для работы в общинах городов Казахстана и других стран СНГ8. Высокий уровень «неверующих», на наш взгляд, связан с неглубокими религиозными традициями корейцев, испытавших на себе влияние конфуцианства, буддизма, а затем христианства с началом периода колониального соперничества европейцев, открывших для себя «страну утренней свежести». Оказавшись в иноэтничном и поликультурном пространстве во внутренних районах СССР, советские корейцы были оторваны от традиционных культурных основ и многие из них оказались неверующими, колеблющимися и атеистами, стремясь опираться на семейные ценности корейского народа, т. е. на этничность. В целом неверующих больше среди горожан (3,6 %), чем среди сельского населения (2 %). В гендерном разрезе у сельского населения религиозность более присутствует у женщин, поскольку «неверующих» среди них 1,7 % против 2,2 % у мужчин9.

Кроме того, результаты Национальной переписи населения 2009 г. могут дать нам представление об этнокультурных влияниях в религиозной сфере, которые имеют место

в полиэтническом государстве. Начнём анализ с доминирующих этносов - казахов и русских. Причём русские по сравнению с казахами в большей степени подверглись влиянию окружающей исламской культуры через более интенсивные контакты с казахами и более частые браки с представителями «исламских» этносов. Среди других этносов, в наибольшей степени подвергшихся религиозной аккультурации, мы уже называли татар, корейцев, немцев, в среде которых удельная доля мусульман составила 1,8 % против 1,6 % у русских, чеченцев, 3 % которых исповедуют христианство. Наши выводы по доминирующим этносам находят подтверждения в результатах этносоциологиче-ского опроса 2006 г. в бывшей Семипалатинской области, где 87,2 % опрошенных казахов отнесли себя к мусульманам, 12,8 % - к христианам; 82,8 % русских исповедовали христианство, 17,2 % - ислам [9, с. 151].

Результаты переписи 2009 г. в отношении вероисповедания населения носят в определённой степени условный характер, поскольку данный индикатор, относящийся к духовной сфере, связан с самосознанием каждого индивида и свободой выбора каждой конкретной личности. Однако указанные цифры раскрывают основные тенденции эт-нодемографического и этнокультурного развития населения, но не могут зримо представить всю сложность этноконфессиональных убеждений и религиозной практики населения Казахстана. Обратимся к материалам этносоциологического опроса методом интервьюирования 500 респондентов г. Алматы в середине 2000-х гг. Г. Т. Телебаев отметил, что среди опрошенных горожан самой распространённой является позиция «пассивной религиозности» (56,6 %), т. е. без участия в религиозной жизни, а «активная религиозность» была присуща 18,4 %, в этническом плане среди европейских этносов более религиозны немцы, а среди восточных - уйгуры. На третьем месте были те респонденты, которые определяли себя как неверующие, но по традиции придерживались религиозных обычаев - 11,6 %. Равнодушных к вопросам религии (нигилистов) и атеистов, соответственно, 0,6 и 7,6 % [10, с. 21]. Исходя из низких показателей нигилизма и атеизма, далее автор вполне правомерно приходит

к выводу, что религия является значимым духовно-культурным феноменом в жизни современного горожанина [10, с. 22]. Однако здесь опять же выступает на первый план функция религии по этнокультурной и гражданской самоидентификации казахстанцев, что отражается на высоких статистических показателях религиозности. Хотя, как показал этот опрос, для респондентов был характерен низкий уровень религиозной активности, из чего можно предположить несформи-рованность глубоких религиозных убеждений, прагматическое (испрашивание у Бога каких-либо материальных благ, здоровья, рождения потомства и пр.) или культурологическое (интерес к религиозным ритуалам, воспринимаемое как досуг) отношение к религии. Если экстраполировать полученные результаты на сельских жителей, то можно предположить значительное увеличение удельной доли придерживающихся активной религиозности по сравнению с пассивной, сокращение числа нигилистов и, в особенности, атеистов. Частично наши предположения совпадают с результатами переписи населения 2009 г.: среди горожан неверующих казахов было 1,5 %, русских - 5,7 %, среди сельчан - 0,5 и 7,1 % соответственно10. Необходимо также отметить, что повсеместно на постсоветском пространстве население захлестнула неофитская волна веры в паранормальные явления, астрологию, оккультизм, магию и пр., что вполне уживается с ростом традиционных религиозных верований, в том числе у казахов наблюдается возрождение языческих в своей основе культов, получивших «прописку» в местном варианте ислама (например, культ предков материализовался в строительстве повсеместно кумбезов, мавзолеев на месте упокоения батыров, биев и других знатных предков на средства их потомков).

Выводы. Таким образом, анализ конфессиональных процессов в Казахстане показал существенный рост престижа религии, её роли в общественной жизни, воспринимаемый положительно представителями различных этносов. В отношении конфессиональной принадлежности доминировали ислам и православие, что связано с преобладанием казахов и русских в составе населения и совпадением по многим параметрам этнической

и религиозной идентичности. Однако указанные этносы были также наиболее дифференцированы по конфессиям, т. е. часть казахов и русских перешли из ислама и православия в протестантизм, буддизм и прочие конфессии. Это позволяет сделать вывод о гетерогенности конфессий в современном Казахстане: каждая конфессия имеет среди своих адептов представителей разных этносов.

Изучение религиозной идентификации в аспекте отношения к религии выявило, что, несмотря на рост престижа религии, в силу прерванных советским режимом культурных традиций религиозное поведение большинства населения является пассивным, так как активными верующими, исполняющими все религиозные каноны, является лишь небольшая группа, в этническом плане среди европейских этносов более религиозны немцы, а среди восточных - уйгуры. Что касается религиозной обрядности, то произошёл её «ренессанс», в быт большинства казахстан-цев вошли главные религиозные праздники и религиозные обряды семейного цикла, что в дальнейшем может привести к росту степени религиозности населения, так как религия становится важным культурным феноменом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Информационно-методические материалы о религиозных организациях и межконфессио-

нальных отношениях в Казахстане / М-во культуры и информации Респ. Казахстан, Центр рели-гиовед.-психол.-правовой консультации. - Астана, 2009. - С. 9.

2 Казахстан занимает первое место в Центральной Азии по количеству мечетей // BNews.kz. - 16.05.2013. - URL: https://bnews.kz /ru/news/obshchestvo/kazahstan_zanimaet_pervoe_ mesto_v_tsentralnoi_azii_po_kolichestvu_mechetei (дата обращения: 20.07.2021).

3 Информационно-методические материалы о религиозных организациях и межконфессиональных отношениях в Казахстане. С. 9.

4 В России организация признана экстремистской, деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

5 Информационно-методические материалы о религиозных организациях и межконфессиональных отношениях в Казахстане. С. 7-8.

6 Число религиозных объединений в РК сократилось на 32 % после перерегистрации // Но-вости-Казахстан : Агентство междунар. информации. - URL: http://newskaz.ru/society/20121025 /4179139.html (дата обращения: 20.07.2021).

7 Итоги национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан : стат. сб. / под ред. А. Смаилова. - Астана, 2010. - С. 283.

8 Еланцева В. Религиозные взгляды казахстанских корейцев // Путеводитель по Корее. -URL : http ://koreamuseum. ru/main/15 -tradicii.html (дата обращения: 20.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Итоги национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. С. 279-283.

10 Там же. С. 281.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малинин Г. В., Дунаев В. Ю., Нурмуратов С. Е. Казахстанское общество и социальное прогнозирование: социологическое измерение. - Алматы, 2001. - 186 с.

2. Трофимов Я. Ф. Религия в Казахстане : учеб. пособие. - Алматы : ЭдшетПресс, 1996. - 157 с.

3. Шаймерденова Н. Ж., Авакова Р. А. Язык и этнос : учеб. пособие. - Алматы : Казак университет^ 2004. - 248 с.

4. Абуов А. П., Смагулов Е. М. Религии в Казахстане. - Астана, 2011. - 225 с.

5. Садыкова С. Ш. Основные сложившиеся типы современных мечетей Казахстана // D Space Repository : Репозиторий Евраз. нац. ун-та им. Л. Н. Гумилёва. - 2012. - URL: https://dspace.enu.kz /handle/data/2290 (дата обращения: 20.07.2021).

6. Мустафаева А. А. Исламское возрождение в Казахстане в 90-е годы ХХ века // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. - 2013. - № 4 (65). - С. 19-23.

7. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Казахстан (по результатам социологического исследования). - Алматы : КИСИ при Президенте РК, 2010. - 90 с.

8. Коновалов А. П., Нанбекова Н. С. Особенности проявления истории разрешения национальных противоречий в сознании казахстанцев. На примере социологических иссдледований в Семипалатинском регионе Восточно-Казахстанской области (2004-2006 гг.). - Семипалатинск, 2006. - 52 с.

9. Гужвенко Ю. Н. Восточный Казахстан: этносоциальные отношения в 1990-начале 2000-х годов. -М. : Восточная литература, 2009. - 199 с.

10. Телебаев Г. Т. Этно-религиозная идентификация населения г. Алматы : метод. пособие. - Алматы, 2006. - 107 с.

Сведения об авторе

Абдулина Аксункар Турсуновна - кандидат исторических наук, заведующая отделом этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова (Алматы, Казахстан)

Адрес для корреспонденции: 050010, Казахстан, Алматы, ул. Шевченко, 28 E-mail: abd_aksunkar@mail.ru

Информация о статье

Дата поступления 27 сентября 2021 г.

Дата принятия в печать 29 апреля 2022 г.

Для цитирования

Абдулина А. Т. Этноконфессиональные процессы в Республике Казахстан в 1991 - начале 2010-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 241-250. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(2).241-250.

A.T. Abdulina

ETHNO-CONFESSIONAL PROCESSES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article posed the task of studying the main trends of ethnoconfessional processes, traditions and innovations in the sphere of religious ritual of the rural population in Kazakhstan from the early 1990s, during the difficult period of the formation of a sovereign state and the transformation of the socioeconomic foundations of Kazakhstan society. The analysis of confessional processes in Kazakhstan showed a significant increase in the prestige of religion, which is perceived positively by representatives of various ethnic groups. Religious affiliation was dominated by Islam and Orthodoxy, due to the predominance of Kazakhs and Russians in the population. However, part of the Kazakhs and Russians switched from Islam and Orthodoxy to Protestantism, Buddhism and other faiths, which indicates the heterogeneity of faiths in modern Kazakhstan.

A study of religious identification in relation to religion revealed that, due to cultural traditions interrupted by the Soviet regime, the religious behavior of the majority of the population is passive, since there are only a small group of active believers who fulfill all religious canons, ethnically more religious among European ethnic groups - Germans and the Eastern - the Uyghurs. As for religious rituals, the main religious holidays and religious rites of the family cycle have entered into the life of most Kazakhstanis. Religion is becoming an important cultural phenomenon.

Keywords: interethnic harmony; rite; religiosity; tolerance; tradition; ethnos; ethnocultural processes; ethnoconfessional processes.

REFERENCES

1. Malinin G.V., Dunaev V.Yu., Nurmuratov S.E. Kazakhstanskoe obshchestvo i sotsial'noe prognozirovanie: sotsiologicheskoe izmerenie [Kazakhstan Society and Social Forecasting: Sociological Dimension], Almaty, 2001, 186 p. (in Russian).

2. Trofimov Ya.F. Religiya v Kazakhstane [Religion in Kazakhstan], textbook, Almaty, OdiletPress Publ., 1996, 157 p. (in Russian).

3. Shaimerdenova N.Zh., Avakova R.A. Yazyk i etnos [Language and Ethnos], textbook, Almaty, Kazakh University Publ., 2004, 248 p. (in Russian).

4. Abuov A.P., Smagulov E.M. Religii v Kazakhstane [Religions in Kazakhstan], Astana, 2011, 225 p. (in Russian).

5. Sadykova S.Sh. Osnovnye slozhivshiesya tipy sovremennykh mechetei Kazakhstana [The main established types of modern mosques in Kazakhstan]. DSpace Repository, 2012, available at: https://dspace.enu.kz /handle/data/2290 (accessed: 20.07.2021). (in Russian).

6. Mustafaeva A.A. The Islamic revival in Kazakhstan in the 90s of the 20th century. KazNUBulletin. Oriental Series, 2013, no. 4 (65), pp. 19-23. (in Russian).

7. Mezhnatsional'nye i mezhkonfessional'nye otnosheniya v Respublike Kazakhstan (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya) [Interethnic and interfaith relations in the Republic of Kazakhstan (based on the results of sociological research)], Almaty, Kazakhstan Institute of Scientific Research under the President of the Republic of Kazakhstan Publ., 2010, 90 p. (in Russian).

8. Konovalov A.P., Nanbekova N.S. Osobennosti proyavleniya istorii razresheniya natsional'nykh protivorechii v soznanii kazakhstantsev. Na primere sotsiologicheskikh issdledovanii v Semipalatinskom

regione Vostochno-Kazakhstanskoi oblasti (2004-2006 gg.) [Features of the manifestation of the history of resolving national contradictions in the minds of Kazakhstanis. On the example of sociological research in the Semipalatinsk region of the East-Kazakh Oblast (2004-2006)], Semipalatinsk, 2006, 52 p. (in Russian).

9. Guzhvenko Yu.N. Vostochnyi Kazakhstan: etnosotsial'nye otnosheniya v 1990 - nachale 2000-kh godov [East Kazakhstan: ethnosocial relations in the 1990s and early 2000s], Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2009, 199 p. (in Russian).

10. Telebaev G.T. Etno-religioznaya identifikatsiya naseleniya g. Almaty [Ethno-religious identification of the population of Almaty], methodological guide, Almaty, 2006, 107 p. (in Russian).

About the author

Aksunkar T. Abdulina - PhD in Historical Sciences, Head of the Department of Ethnology and Anthropology of the Institute of History and Ethnology named after Sh.Sh. Ualikhanov (Almaty, Kazakhstan)

Postal address: 28, Shevchenko ul., Almaty,

050010, Kazakhstan

E-mail: abd_aksunkar@mail.ru

Article info

Received

September 27, 2021

Accepted April 29, 2022

For citations

Abdulina A.T. Ethno-Confessional Processes in the Republic of Kazakhstan. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 2 (34), pp. 241-250. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2022.9(2).241-250 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.