Научная статья на тему 'Этноконфессиональные общности в сетевых структурах социального порядка: риски и устойчивость российского региона'

Этноконфессиональные общности в сетевых структурах социального порядка: риски и устойчивость российского региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / РИСКИ / ЭТНОКОНОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / RELIGIOUS IDENTIFICATION / RISKS / ETNO-CONFESSIONAL BASIS / REGION / STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дорошин Иван Александрович, Иванов Андрей Валерьевич

Будучи открытой системой, регион вступает в сложные взаимодействия с другими культурными комплексами и вписан в систему разнообразных культурных взаимосвязей. Вместе с этим имеет место целый ряд амбивалентных тенденций, связанных с социальной памятью, важнейшим сегментом которой являются религиозные идентичности. Риск, представленный в ценностном дискурсе религиозной идентификации, осознается как возможность успеха в контексте «фатальных» изменений. Отдельное измерение указанной этноконфессиональной проблематики задает развитие киберпространства, которое способствует критическим изменениям в жизни общностей за счет трансформации идейного фонда. Главной особенностью подачи идей в сети интернет является не богословский «вес», а форма и эстетическое воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дорошин Иван Александрович, Иванов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-confessional community in the network structures of social order: risks and sustainability of the Russian region

Being an open system, the region shall enter into a complex interaction with other cultural complexes and inscribed in the system of various cultural relationships. It has a number of ambivalent trends related to social memories, a key segment which is of religious identity. The risk values presented in the discourse of religious identity, we understand as the possibility of success in the context of «fatal» changes. A separate measurement of the specified ethno-religious perspective defines the development of cyberspace, which promotes critical changes in the lives of communities through the transformation of the ideological foundation. The main feature of the presentation of ideas on the Internet is not a theological «weight», while the form and aesthetic impact.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональные общности в сетевых структурах социального порядка: риски и устойчивость российского региона»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 82-88.

СУДЬБА РОССИИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕСПЕКТИВЫ

УДК 1:316 ББК 87.6

И. А. Дорошин, А. В. Иванов

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ В СЕТЕВЫХ СТРУКТУРАХ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА: РИСКИ И УСТОЙЧИВОСТЬ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА

Публикация выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-33-01216.

Будучи открытой системой, регион вступает в сложные взаимодействия с другими культурными комплексами и вписан в систему разнообразных культурных взаимосвязей. Вместе с этим имеет место целый ряд амбивалентных тенденций, связанных с социальной памятью, важнейшим сегментом которой являются религиозные идентичности. Риск, представленный в ценностном дискурсе религиозной идентификации, осознается как возможность успеха в контексте «фатальных» изменений. Отдельное измерение указанной этноконфессиональной проблематики задает развитие киберпространства, которое способствует критическим изменениям в жизни общностей за счет трансформации идейного фонда. Главной особенностью подачи идей в сети интернет является не богословский «вес», а форма и эстетическое воздействие.

Ключевые слова: религиозная идентификация, риски, этноконофессиональность, регион, стратегия.

Модернизационные преобразования, протекающие на фоне всеобщей глобализации, выдвигают на первый план проблему идентификации. Как считает большинство исследователей, в современном глобальном обществе возникает риск потери собственной самобытности, который представляет наибольшую опасность в условиях полиэтничной специфики российской культуры. Данная ситуация приводит к необходимости поиска более адекватных критериев определения культурного своеобразия, посредством соотнесения его с общим или даже - глобальным контекстом. Своеобразным центром научных интересов

в данном направлении становится рефлексия культурно-исторических и духовных ориентиров, имеющих значимость и актуальность для каждого конкретного региона. Привязанность к конкретной территории и к народам, исторически расселившимся на ней можно назвать основной характеристикой регионального пространства.

Становление социокультурного пространства региона, его базовых характеристик тесно связано с геоприродными условиями, особенностями этнических и этногенетических процессов, характером и плотностью связей с другими территориями. Именно эти факторы

формируют социокультурный регион как территорию, отличающуюся от соседних областей «стратификационным и национальным составом населения, традициями, этнолингвистическими особенностями, элементами образа жизни и т. п.» [1]. Пожалуй, необходимо добавить в этот перечень важнейший - конфессиональный фактор, определяющий алгоритмы выживания.

Несмотря на конкретную территориальную локализацию, границы регионального пространства обладают культурной неоднозначностью, будучи открытой системой, регион вступает в сложные взаимодействия с другими культурными комплексами и вписан в систему разнообразных культурных взаимосвязей. Коммуникативные потоки, проходящие в границах региона, по мнению И. Я. Мурзиной, можно вписать в систему пространственных координат. «Вертикалью», в этом случае, выступают смыслы культуры (мировоззренческие, нравственные, религиозные, эстетические), а «горизонталью» - географическое пространство, в котором они пребывают» [2].

Саратовская область - это регион, в котором проживают представители 135 народов, являющихся носителями неповторимых культурных особенностей. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия представителей славянских, тюркских, романо-гер-манских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, межнационального диалога и веротерпимости. Географическое в приграничье, в месте активных миграционных потоков обусловило культурную самобытность саратовского региона, выражающуюся в двойственности его организации. Расположение региона на «стыке» западной и восточной культур, православной и исламской цивилизации обеспечило концентрацию на данной территории всех наиболее ярких черт пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность вбирания в себя элементы других культур, способность к культурной адаптации. Можно утверждать, что все вышеперечисленные факторы сформировали в регионе тот тип отношений, когда этническая и конфессиональная принадлежность соотносится в сознании человека с индивидуальными или узкогрупповыми качествами, а принадлежность к региональному сообществу расценивается на уровне надэтничной, общегосударственной идентичности. В большинстве

случаев «надэтничному» переходу способствует конфессиональная идентификация.

За последние десятилетия в Саратовской области, как и в России в целом, активизировался рост этноконфессионального самосознания граждан, что, в свою очередь, обусловило актуализацию их этнокультурных потребностей по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев, равно и религиозного самоопределения. Наличие мест компактного проживания представителей этнических общностей создает необходимые условия для функционирования устойчивых структур национальных общественных объединений. Также непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление представителей различных этнических общностей, особенно в местах их компактного проживания, к наиболее полной социокультурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных языка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкультурной интеграции, формировании общих духовно-нравственных ценностей. Для практической реализации указанных потребностей созданы диалогические площадки на базе общественных советов муниципальных районов по инициативе комитета общественных связей и национальной политики Правительства Саратовской области.

Решение вопросов регулирования национальных отношений в области предполагает идею достижения межнациональной гармонии, межкультурной и межэтнической толерантности в национальных отношениях как средства обеспечения социальной безопасности. Осуществление этой идеи предполагает усиление интеграции многонационального населения региона на основе единства интересов, ценностей, исторических традиций прошлого, без противопоставления представителей одних этноконфессональных общностей другим, без проявления национального эгоизма, этноцентризма и шовинизма, превращения национальных движений в националистические.

Вместе с этим в этнополитической ситуации региона имеет место целый ряд амбивалентных тенденций. После распада СССР Саратовская область стала приграничным районом на центрально-азиатском направлении Российской Федерации. Наличие открытой границы с Республикой Казахстан в шести муниципальных районах, стихийные миграционные потоки,

кризисное социально-экономическое состояние, ухудшение условий жизни населения в эпоху «перестройки» негативно отразились на развитии процессов межнационального взаимодействия, повлекли за собой изменение поселенческой и этнической структуры.

Другой «открытой» темой остаются вопросы адаптации мигрантов к новым условиям жизни. Сегодня в область едут представители бывших союзных республик, но они все меньше несут то понимание исторической общности, которое оставило нам послевоенное поколение. Саратовская область остается принимающим регионом Российской Федерации. Вследствие происходящих миграционных процессов возрос удельный вес представителей народов Средней Азии и Кавказа, логично предположить перспективу изменения этнической карты области, особенно в восточных районах. Область оказалась привлекательной для образовательной и открытой для трудовой миграции.

Если в конце 90-х гг. ХХ в. практически все населенные пункты области с численностью жителей более 500 чел. были полиэтничными, то сейчас можно прогнозировать общероссийскую тенденцию формирования «этнических» поселений. Под воздействием проявления национализма в «ближнем зарубежье», сложностей с возвращением русского населения в известных регионах самой России, вынужденного выезда русских из ряда республик после распада союза, - среди русских стала наблюдаться реакция обособления. Цементирующая роль русского населения на территории России, таким образом, оказывается под вопросом. Мы наблюдаем сегодня попытки обособления на новой основе - возрождения неоязыческих представлений в молодежной среде, ухода в локальные пространства русской интеллектуальной традиции в среде российской интеллигенции, сетевые проекты и другие. Исследователи поясняют, что нередко реакция возникает на эмоциональной основе стихийно и может принять неуправляемый характер [3].

Необходима выработка концептуальных решений по работе с молодежью в рамках анализа протестной динамики религиозных и национальных общностей в рискогенной реальности и социальных перспектив «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года» - по их преодолению. Важнейшей характеристикой становится контекстуальность риска, связанная с его

историей, социальной памятью, важнейшим сегментом которой являются религиозные идентичности. Религиозные метанарративы в социальном измерении оказываются алгоритмами выхода из неизбежных ситуаций, «учебниками» неизбежного выбора. Риск, представленный в ценностном дискурсе религиозной идентификации, осознается как возможность успеха в контексте «фатальных» изменений.

Отдельное измерение указанной этнокон-фессиональной проблематики задает развитие киберпространства, которое способствует критическим изменениям в жизни общностей за счет трансформации идейного фонда. Главной особенностью подачи идей в сети интернет является не богословский «вес», а форма и эстетическое воздействие. Яркими примерами может являться присутствие в сети псевдогосударственного образования ИГИЛ (организации, запрещенной в России), регистрируемое религиозное поведение в рамках интернет-проектов, флэш-моб событий и так далее. В связи с этим видится необходимым адаптация понятийного ряда социальных исследований и подходов к условиям сетевой гипертекстовой коммуникации, подходов к реализации фундаментальных задач социализации к также общим целям Стратегии.

Актуальность изучения религиозной идентификации состоит в том, что изучение ри-скогенного общества невозможно без учета религиозной мотивации и ценностей, из-за «заигрывания» субъектов глобальных отношений с конечными для бытия человека и общества аргументами, могущества новой эстетики религиозных движений и новой проблематики конечности бытия, «подаренной» глобализацией - включая катастрофические сценарии. Попытка конструирования «глобальных» ценностей, институтов и общностей на основе сетевой коммуникации разрушает известную религиозную идентичность, ведет к формированию новых типов религиозной идентификации.

Таким образом, приоритетным направлением является регуляция социальной динамики этноконфессиональных общностей в вопросах, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации этноконфессиональных отношений, развития межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, социальной и культурной адаптации и интеграции мигран-

тов. При этом уменьшение фактов пропаганды протестных идей, возможно, говорит о том, что изменилась «конфигурация» угроз, как и методов «призыва», что до конца не изучено.

Таким образом, анализ состояния сферы национальных отношений и прогнозирование возможного развития этносоциальной ситуации в Саратовской области приводят к осознанию необходимости разработки более конкретных и эффективных мер и механизмов по реализации основных направлений государственной и региональной национальной политики. Эти меры должны быть ориентированы на сохранение и развитие накопленного позитивного опыта в решении вопросов этносоциального развития населения, а также содержать в себе системный подход в решении возникающих проблем в сфере укрепления стабильности этносоциальных и этнокультурных отношений.

Правительство Саратовской работы ведет активную работу по профилактике национального экстремизма на территории области. Традиционно при решении вопросов этносоциального развития населения Саратовской области акцент делался на сохранении и обогащении национальных культур. Такой подход диктуется реалиями социально-экономического и социокультурного развития региона. Важнейшим средством обеспечения межнационального согласия в регионе является систематическая работа органов исполнительной власти по созданию эффективных условий для удовлетворения информационных, культурных, образовательных и иных гуманитарных потребностей жителей Саратовской области, связанных с их национальной принадлежностью. Практика показала, что зачастую конфликты между представителями различных национальных культур находят свое мирное разрешение через совместные усилия лидеров. Губернатор и высшие лица области проводят регулярные встречи с лидерами национальных объединений области, на которых обсуждаются актуальные проблемы межэтнического взаимодействия, проходит поиск путей их решения.

За три последних года Правительство Саратовской области, учитывая характер изменений в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, пересмотрело формат работы. Акцент сделан на мониторинг ситуации и проведение профилактических мероприятий по предупреждению социальных конфликтов на ранней стадии. Саратовская область является одним из самых многонациональных субъ-

ектов Российской Федерации. По словам Президента России В. В. Путина на состоявшемся 3 июля 2015 г. заседании Совета по межнациональным отношениям: «В нём, в этом многообразии, безусловно, сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы» [4].

Помимо общей истории происхождения, единство народов региона подкреплено важнейшей объединяющей идеей, которая может быть трансформирована в национальную идею России - история Победы в Великой Отечественной Войне. Главный символ Парка Победы г. Саратова - памятник «Журавли» - это образ, взятый из стихов Расула Гамзатова, образ и национального единства, и межнационального согласия. Открыта и продолжает пополняться «Аллея славы», соединяющая Парк Победы и этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области».

Как сказал на презентации проекта Саратовской области «Национальная деревня - символ мира и дружбы» министр области - председатель комитета общественных связей и национальной политики Б.Л. Шинчук (региональный этап Национальной премии «Russian Event Awards» в г. Самаре): «Главная ассамблея народов находится в братских могилах от Сталинграда до Берлина, а Саратовская область -это часть Сталинградского фронта». 158 тысяч саратовцев встали на защиту Сталинграда. Более 301 тысячи саратовцев погибли, защищая Родину.

Социальная память - это могущественное основание для создания концепции работы с молодежью, фундамент работы над проблемой единства, межнационального согласия и межконфессионального мира. Особое значение для Саратовской области имеет образовательная миграция. Совместно с лидерами национальных объединений, представителями ГУ МВД по Саратовской области - комитетом общественных связей национальной политики области проводятся встречи с молодежью, в ходе которых ведется разъяснительная работа о необходимости следования российским законам.

Следующим уровнем профилактической работы представляется совершенствование системы мониторинга. Система мониторинга региональной этноконфессиональной ситуации представляет собой сбор и обработку соответствующей информации с целью оценки общественно-политической ситуации в регионе для сохранения и развития этнокультурного много-

образия и определения существующей или потенциальной угрозы конфликта. Комитетом общественных связей и национальной политики Правительства Саратовской области при участии администраций муниципальных районов создается и постоянно обновляется так называемая национальная карта области и ситуационный паспорт с обозначением вплоть до поселений мест компактного проживания лиц различных национальностей. В ней указаны не только количество проживающих, но и формы их объединения, лидеры общественного мнения, способные влиять на ситуацию, на поведение людей. В Саратовской области выделяются 31 муниципальный район, которые стали территориями с компактным проживанием граждан той или иной национальности. Это, прежде всего, казахи, украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, мордва и другие.

Структурными подразделениями Правительства Саратовской области проводится комплексный мониторинг этноконфессиональ-ной ситуации, включающий в себя:

- рассмотрение обращений граждан;

- анализ информации, поступающей из муниципальных районов области и из мест компактного проживания лиц различных национальностей, и оперативное реагирование на конфликтные ситуации, потенциально опасные для стабильности этноконфессиональной ситуации;

- анализ информации, поступающей от общественных советов - Общественной палаты Саратовской области, Общественных советов (палат) муниципальных районов;

- анализ информации, поступающей от национально-культурных и религиозных общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области;

- анализ информации о деятельности национальных общественных организаций региона и их лидеров, сбор информации о деятельности религиозных организаций региона и их лидеров;

- наблюдение работниками комитета общественных связей и национальной политики (далее - комитет) за проведением массовых общественных мероприятий национально-культурными и религиозными общественными организациями;

- мониторинг общественно-политических мероприятий на территории региона, осуществляемый комитетом;

- мониторинг печатных и электронных средств массовой информации, социальных сетей, с целью выявления сообщений, способных повлиять на стабильность этноконфессиональ-ной ситуации в регионе;

- проведение количественных и качественных исследований, ориентированных на диагностику этноконфессиональной ситуации в области (социологические исследования общественного мнения, экспертные интервью).

На данный момент сформирована региональная нормативная правовая база по обеспечению межнационального согласия, культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных конфликтов:

1. Постановление Правительства области от 20 ноября 2013 г. № 642-П «О государственной программе Саратовской области до 2020 г.» («Подпрограмма 13 «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Саратовской области»).

2. Постановления Губернатора области от 11 апреля 2014 г. № 112 «О создании Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при Губернаторе Саратовской области».

3. Распоряжение Правительства области от 28 мая 2014 г. № 79-Пр «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2014-2016 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Саратовской области.

4. «Методические рекомендации для администраций муниципальных районов и городских округов Саратовской области по организации деятельности в сфере межнациональных отношений (утверждены вице-губернатором области Д.В. Фадеевым 19 августа 2014 г.)».

Непосредственно к профилактике конфликтов примыкает вопрос адаптации мигрантов. Не только трудовые мигранты, но даже соотечественники, въезжающие в область, требуют адаптации - уровень идентичности и образования снизился. Но сегодня не только из бывших стран Союза, но и из национальных республик Российской Федерации едут новые поколения абсолютно с иным менталитетом, без понимания особенностей многонациональной среды. Начиная с 2012 г., в области функционируют адаптационные курсы для трудовых мигрантов по русскому языку, истории и культуре России (созданные по инициативе УФМС России по Саратовской области и при участии Саратовской Епархии Русской Православной Церкви,

комитета общественных связей и национальной политики области, министерства занятости, труда и миграции области).

Этноконфессиональных анклавов, которые являются исторически сложившимися местами компактного проживания коренных народов региона, на территории области нет. Исторически сложились культурно самобытные места компактного проживания чувашей. Основная часть чувашей проживает в сельской местности: с. Казанла, Шняево и Белая Гора в Ба-зарно-Карабулакском районе, с. Калмантай в Вольском.

Особую роль в реализации государственной национальной политики на территории области продолжает играть этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области». Проведение праздничных мероприятий в форме фестивалей, конкурсов, творческих выступлений - это реализация вариативной части федеральной и региональных программ по формированию единства россий-

ской нации и этнокультурному развитию народов области. Деревня - реально работающий объединяющий проект, своеобразная модель межнационального взаимодействия, переговорная площадка. Только в течение года в Национальной деревне проводится 77 различных праздников, фестивалей, конкурсов и т. д., в которых принимает участие около 80 тысяч человек.

Итак, в условиях регионализации рисков протестной динамики религиозных общностей в социальном измерении современной России особое значение приобретает изучение закономерностей религиозной идентификации и эт-ноконфессиональных процессов, рисков, возникающих на могущественной основе религиозных и национальных идей. Амбивалентность касается и самой сущности риска, ситуация риска выявляет не только кризисные точки напряжения, но и потенциал развития.

Список литературы

1. Аванесова, Г. А. Социокультурное развитие регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 105106.

2. Мурзина, И. Я. Концепция развития регионального культурно-образовательного пространства / И. Я. Мурзина // Человек в мире культуры. - 2013. - № 3. - С. 6.

3. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 г. / под. ред. В. А. Тишкова, В. В. Степанова. - М.: ИЭА РАН, 2014. - С. 118-121.

4. Стенографический отчёт о заседании Совета по межнациональным отношениям. - URL: http://state.kremlin.ru/news/46144/print (дата обращения: 17.10.2014).

Сведения об авторах

Дорошин Иван Александрович - кандидат философских наук, доцент кафедры теологии и религиоведения Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (Саратов, Россия).

ivansar@mail.ru

Иванов Андрей Валерьевич - кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и социальной философии Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (Саратов, Россия).

ivansar@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 3 (385). Philosophy Sciences. Issue 39. Pp. 82-88.

ETHNO-CONFESSIONAL COMMUNITY IN THE NETWORK STRUCTURES OF SOCIAL ORDER: RISKS AND SUSTAINABILITY OF THE RUSSIAN REGION

I. A. Doroshin

Saratov State University, Saratov, Russia. ivansar@mail.ru

A. V. Ivanov

Saratov State University, Saratov, Russia. ivansar@mail.ru

Being an open system, the region shall enter into a complex interaction with other cultural complexes and inscribed in the system of various cultural relationships. It has a number of ambivalent trends related to social memories, a key segment which is of religious identity. The risk values presented in the discourse of religious identity, we understand as the possibility of success in the context of «fatal» changes. A separate measurement of the specified ethno-religious perspective defines the development of cyberspace, which promotes critical changes in the lives of communities through the transformation of the ideological foundation. The main feature of the presentation of ideas on the Internet is not a theological «weight», while the form and aesthetic impact.

Keywords: religious identification, risks, etno-confessional basis, region, strategy.

References

1. Avanesova G.A., Astafyeva O.N. Sociokul'turnoe razvitie regionov: mekhanizmy samoorganiza-cii i regional'nayapolitika [Socio-cultural development of regions: the mechanisms of self-organization and regional policy]. Moscow, RAGS Publ., 2004. Pp. 105-106. (In Russ.).

2. Murzina I.Y. Koncepciya razvitiya regional'nogo kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva [The concept of development of regional cultural-educational space]. Chelovek v mire kul'tury [Human in the world of culture], 2013, no. 3, p. 6. (In Russ.).

3. Etnopoliticheskaya situaciya v Rossii i sopredel'nyh gosudarstvah v 2013 g. [Ethnopolitical situation in Russia and neighboring States in 2013]. Moscow, IEA RAS Publ., 2014. Pp. 118-121. (In Russ.).

4. Stenograficheskij otchyot o zasedanii Soveta po mezhnacional'nym otnosheniyam [Verbatim record of the meeting of Council for interethnic relations]. Available at: http://state.kremlin.ru/ news/46144/print (accessed: 17.10.2014). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.