Научная статья на тему 'Этноконфессиональная политика РФ в контексте обеспечения информационной безопасности'

Этноконфессиональная политика РФ в контексте обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
256
39
Поделиться
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВО / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Карягина Анжелика Владимировна

В статье указывается, что современная информационная правовая политика имеет как прогрессивные, так и регрессивные черты. Развитие техники и технологий породило потребность в новой парадигме информационной стратегии и доктрине информационной безопасности. Современные вызовы и угрозы включают этноконфессиональные отношения регионального характера, к которым можно отнести информационный экстремизм в форме пропаганды религиозных ценностей, пренебрегающий нормами права.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная политика РФ в контексте обеспечения информационной безопасности»

А.В. КАРЯГИНА

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье указывается, что современная информационная правовая политика имеет как прогрессивные, так и регрессивные черты. Развитие техники и технологий породило потребность в новой парадигме информационной стратегии и доктрине информационной безопасности. Совре-

менные вызовы и угрозы включают этноконфес-сиональные отношения регионального характера, к которым можно отнести информационный экстремизм в форме пропаганды религиозных ценностей, пренебрегающий нормами права.

Религия, право, информация, информационная безопасность, информационный экстремизм, информационная правовая политика, этноконфессиональные отношения, этноконфессиональные конфликты.

Информационная безопасность является одним из основных направлений правовой политики российского государства, осуществляемой в изменяющихся формах взаимосвязи между государством и религиозными организациями. Информационная сфера всегда была областью противоборства различных религиозных доктрин, хотя с точки зрения логики такая ситуация требует партнерства и консенсуса. Глобальные изменения геополитики привели к перегруппировке и религиозных центров влияния, что породило новые межконфессиональные противоречия, уходящие корнями в историю. В свою очередь, смена политических, социокультурных, морально-нравственных парадигм современности стала причиной изменений, которые потребовали создания сш-темы национальной информационной безопасности.

Категория «информационная безопасность» разрабатывается различными прикладными науками, но ее стратегические вопросы анализируются теорией государства и права, которая, исследуя функции государства, выделяет информационную безопасность в качестве одной из них. Информация постепенно становится важным компонентом интеллектуальной и материальной деятельности людей, требующей правового анализа, без которого невозможно определить ее роль в условиях многоконфессионального государства. Понятие «конфессия» определяется как религиозное направление, выработавшее самостоятельную теолого-догматическую систему и объединившее на этой основе церковные организации раз -личного уровня (например, епархии, приходы и т.п.).

В настоящее время в этой сфере сформировался целый комплекс проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в информационной и духовной сферах, особенно в условиях много ко нфес -сиональности России. Этой проблеме посвящены труды Ю.Г. Волкова, П.П. Баранова, Г.В. Марченко,

О.А Антоняна, P.M. Ахмедова, АА Нуруллаева и др. Проводя в сентябре 2012 г. встречу с представителями общественных организаций по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, Президент РФ В.Путин отметил, что оно приобретает особое значение. В ходе мероприятия президент сформулировал задачи по формированию системы ценностей, нравственного фундамента и т.д., на котором будет строиться законода-

тельная система, политическая культура, государственное управление и вырастет общество сознательных и ответственных граждан. «Считаю, что обоснованные требования к рекламе, к работе средств массовой информации, к интернет-контенту, к сетям распространения печатной и видеопродукции должны стать объектом серьезного, повышенного внимания общественности и законодателей», - пояснил в этой связи президент [4]. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», аналогичный действующим во многих странах мира [2]. Закон четко определяет, с какой информацией нельзя знакомить детей, не достигших определенного возраста.

Средства массовой информации представляют собой легальный инструмент формирования общественного мнения посредством коммерческой, политической и социальной рекламы. Большой объем разнообразной по содержанию информации стал доступным населению, дифференцированному по уровню образования, возрасту, религиозным и культурным предпочтениям. Поэтому в Законе «О рекламе» дано ограничение содержания рекламной информации, которая не должна побуждать граждан к насилию, жестокости, совершению иных противоправных действий в соответствии сп. 5 ст. 13 Коне -титуции РФ. В нем указано, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» [1]. В связи с этим необходимо сформировать правовую базу, которая обеспечила бы информационную безопас-ностъ с учетом национальных приоритетов и интересов с целью минимизации межконфессиональных и межнациональных конфликтных ситуаций. Государственно-конфессиональные отношения являются формой институционализации конституционных принципов взаимоотношений церкви и государства по обеспечению стабильности гражданского общества.

Современная информационная правовая политика пребывает в стадии развития, и ей присущи как

прогресс ив ные, так и регресс ив ные черты. Развитие техники и технологий породило потребность в новой парадигме информационной стратегии и доктрине информационной безопасности российского общества, что связано с современными вызовами и угрозами, включающими этноконфессиональные отношения. Прямую связь с безопасностью человека и общества имеют также угрозы регионального характера, к которым можно отнести информационный экстремизм в форме пропаганды религиозных ценностей, пренебрегающий нормами права. Обычно тоталитарные секты используют запрещенные формы привлечения новых членов. Так, например, Ростовским областным судом 11 сентября 2009 г. было вынесено решение о признании местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Таганрог» экстремистской и о ее ликвидации. Представители этой религиозной организации распространяли литературу религиозного содержания в общественных местах. Некоторые религиозные организации, группы прибегают к неэтичным и неправовым способам воздействия на личность, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов организации. При этом тоталитарными сектами ис-пользуются методы воздействия на психику человека, которые могут спровоцировать социальнопсихологические проблемы, отказ от критического и рационального мышления.

Информация в настоящее время определяет экономический, научный, культурный, образовательный и иные потенциалы общественного развития наравне с материальным производством, поэтому государство заинтересовано в обеспечении информационной без -опасности как защите национальных интересов. В Доктрине информационной безопасности РФ указывается, что «совершенствование правовых механиз-мов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» [3]. Следовательно, безопас-ностъ и стабильность информационного пространства государства приобретают особое значение в контексте обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на свободу совести.

Современная информационная правовая политика представляет собой комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ и распространение информации в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции РФ, указывающим, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», и она должна быть направленной на обеспечение развития творческого потенциала личности. Различают два аспекта государственной информационной политики:

- технологический как регулирование процесса развития компонентов информационной среды;

- содержательный, отражающий приоритеты коммуникационной деятельности участников общественных отношений.

Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой инфор-мации (газеты, журналы, книгоиздание); рекламная деятельность; электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право и информационная без -опасность. Информация оказывает влияние на сознание, психику, поведение, деятельность людей, а ее содержание может носить законный или противоправный характер.

Развитие демократии в России приводит не только к позитивным, но и к деструктивным последствиям, что проявляется и в этноконфессиональных конфликтах. В них зачастую преследуются корыстные, региональные, личностные, имущественные и неимущественные интересы, оказывается воздействие на властвующие элиты с целью принятия ими выгодных для религиозных организаций решений. Долгосрочная информационная правовая политика в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, его информационной безопасности с целью построения демократического информационного общества. Информационная правовая политика в области предотвращения и разрешения этноконфессиональных конфликтов должна стать эффективной при условии ее комплексного и системного характера, направленного на согласование национальных и интернациональных интересов.

Концептуальной основой информационной правовой политики российского государства является положение, согласно которому ее фундаментальной сущностью является способность государства контролировать свое информационное и духовное пространство, что осуществимо посредством управления им через взаимодействие системы «информация-человек». Посредством правовых механизмов государство реализует свои социальные функции, направленные на удовлетворение различных потребностей населения в сфере доступа к информации и ее использования в своих интересах.

Информационный монополизм является питательной средой для бюрократизма, волюнтаризма и коррупции, поэтому политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России должно стать его преодоление в управленческих и коммерческих структурах, доступность информационных ресурсов и переход от презумпции закрытости информации к презумпции ее открытости на основе закона. По нашему мнению, для правового обеспечения диалога между государством и религиозными организациями необходимы:

- мониторинг действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу;

- создание правовых механизмов обеспечения информационной безопасности как составной части национальной безопасности;

- установление правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, а также ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации о религии и религиоз-ных организациях;

- разработка нормативных правовых актов, определяющих процедуру судебного разбирательства по фактам экстремистских действий в информационной сфере;

- определение порядка возмещения последствий противоправных действий в информационной сфере и т.д.

В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут стать катализатором нестабильности для всего мирового сообщества. Поэтому современная российская информационная политика должна быть направлена на удовлетворение информационных потребностей общества, минимизируя последствия этноконфессиональных и других конфликтов в информационной сфере, что будет способст-

вовать стабилизации общественных отношений в

государстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008) // Российская газета. 2009. 21 янв.

2. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. 31 дек

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент.

4. Президент обсудил с представителями общественности вопросы патриотического воспитания молодежи [Электронныйресурс]. ЦКЬ: http://www.garant.ru /news/419080/ (дата обращения: 7.11.2013).