Научная статья на тему 'Этнографические и археологические исследования русских арктических старожилов Якутии'

Этнографические и археологические исследования русских арктических старожилов Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ / ЯКУТИЯ / РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ETHNO-ARCHAEOLOGY / YAKUTIA / RUSSIAN OLD-TIMES / TRADITIONAL CULTURE / ETHNO-CULTURAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Строгова Е.А.

Этноархеологические реконструкции не только могут успешно применяться в изучении культур древних обществ, но и позволяют решать задачи, возникающие в ходе исследования культур этнографической современности. Успешность такого подхода демонстрируют результаты, полученные при изучении культурогенеза и процессов этнокультурной адаптации русских старожильческих групп, проживающих на севере Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic and Archaeological Research of Russian Arctic Old-Timers in Yakutia

Ethnoarcheological reconstructions can be successfully applied not only in the study of cultures of ancient societies, but allow solving the problems arising during the study of cultures of ethnographic modernity. The success of this approach is demonstrated by the results obtained in the study of culturogenesis and the processes of ethnocultural adaptation of Russian old-timer groups living in the north of Yakutia.

Текст научной работы на тему «Этнографические и археологические исследования русских арктических старожилов Якутии»

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 156-160.

УДК 39.902.001(571.56)(161.1)

DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.156-160

Е. А. Строгова

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКИХ АРКТИЧЕСКИХ СТАРОЖИЛОВ ЯКУТИИ

Этноархеологические реконструкции не только могут успешно применяться в изучении культур древних обществ, но и позволяют решать задачи, возникающие в ходе исследования культур этнографической современности. Успешность такого подхода демонстрируют результаты, полученные при изучении культурогенеза и процессов этнокультурной адаптации русских старожильческих групп, проживающих на севере Якутии.

Ключевые слова: этноархеология; Якутия; русские старожилы; традиционная культура; этнокультурная адаптация.

E. A. Strogova

ETHNOGRAPHIC AND ARCHAEOLOGICAL RESEARCH OF RUSSIAN ARCTIC OLD-TIMERS IN YAKUTIA

Ethnoarcheological reconstructions can be successfully applied not only in the study of cultures of ancient societies, but allow solving the problems arising during the study of cultures of ethnographic modernity. The success of this approach is demonstrated by the results obtained in the study of culturo-genesis and the processes of ethnocultural adaptation of Russian old-timer groups living in the north of Yakutia.

Keywords: ethno-archaeology; Yakutia; Russian old-times; traditional culture; ethno-cultural adaptation.

Основной целью истории как науки является понимание пути, проделанного человечеством, закономерностей его развития. Поэтому одной из главных задач всех исторических дисциплин, археологии в том числе, является стремление к возможно более полной и достоверной реконструкции событий и явлений прошлого. Понятно, что ни один вид источников не отражает прошлое со стопроцентной полнотой и достоверностью, поэтому необходимы методы, позволяющие приблизиться к решению этой задачи.

В 1960-1970-х гг. в англо-американской археологии этноархеология стала развивать-

© Строгова Е. А., 2017

ся как направление, связанное прежде всего с методикой современной археологии [1]. Этноархеологию стали определять как «археологию действия», «живую археологию», акцентируя внимание на анализе механизмов археологизации «живой культуры» [2]. Цель основного метода этноархеологии в западной науке была определена как достижение умения проводить более объёмные или даже почти полные реконструкции социокультурных явлений. А основной задачей здесь стало изучение закономерностей и механизмов превращения «живой» культуры в «мёртвую», иначе сказать, этнографической культуры

в археологическую. Познание этих закономерностей и механизмов резко увеличивало возможности обратного действия - воссоздавать на археологических материалах «живой» социокультурный облик древнего населения. Такая реконструкция может быть актуальна не только при изучении древних культур, но и при исследовании изменений поздних культурных традиций, например, в ходе этнокультурной адаптации. Цель статьи - показать результаты и перспективность комплексных этнографо-археологических исследований в изучении культуры русских арктических старожилов Якутии.

Русские начали осваивать арктические просторы с XII в., и к концу XVII в. всё побережье Ледовитого океана от Белого до Восточно-сибирского моря было покрыто сетью поселений и промысловых заимок. На этих просторах сформировалось несколько субэтнических групп русских со своеобразной культурой и самосознанием. В арктических районах Якутии русские появились в 30-х гг. XVII в. В 1638 г. была открыта Индигирка и основан Зашиверск, а в 1644 г. в низовьях Колымы появилось первое русское зимовье. К концу XVIII в. здесь сформировалось постоянное русское население, которое в настоящее время представляет собой своеобразную этнографическую группу русских старожилов.

История изучения русского населения арктических регионов России блестяще рассмотрена в статье Р. В. Каменецкой «Русские старожилы полярного ареала» [3]. В последние годы появился интерес к исследованию проблем этнокультурной адаптации русских в Якутии [4; 5]. Изучение литературы показало слабую изученность материальной культуры русских старожилов Якутии, что не позволяло сделать надёжные выводы о динамике и направлении процессов адаптации. Таким образом, на начальном этапе исследования первоочередными задачами стали изучение современного состояния традиционной культуры русских арктических старожилов Якутии и реконструкция первоначального облика этой культурной традиции.

Полигоном для исследований стало нижнее течение р. Колымы, где в с. Походск и п. Черском компактно проживает группа русских старожилов, никогда не подвергавшаяся изучению. Сюда в 2006-м и 2013 г. бы-

ли направлены фольклорно-этнографические экспедиции под руководством Е. А. Строго-вой, а с 2009-го по 2011 г. работала археоло-го-этнографическая экспедиция. Археологическому изучению подверглось Нижнеколымское зимовье, основанное в 1655 г. Оно было открыто как археологический памятник в 1959 г. С. А. Федосеевой, в 1989-1990 гг. исследовалось экспедицией МАЭ ЯГУ под руководством А. Н. Алексеева [6], а в 20092011 гг. памятник исследовал отряд НПО «Северная археология - 1» под руководством Г. П. Визгалова [7].

В результате проведённых работ были выявлены степень и характер освоенности русскими дельты Колымы, пространственное взаиморасположение с территориями хозяйствования коренных народов края - юкагиров и чукчей. В изучении динамики развития элементов русской материальной культуры на Нижней Колыме в XVII - начале XX в. внимание в первую очередь было уделено исследованию систем жизнеобеспечения: традиций домостроения (в том числе и системы отопления, и внутренней планировки пространства), одежды и питания, - поскольку именно здесь наиболее полно проявляется действие механизмов адаптации.

Изучение материалов Российского государственного архива древних актов, опросы местных жителей и собственные разведки позволили получить представление о расселении русских и хозяйственном освоении ими низовьев Колымы в XVII-XVIII вв. Русские расселялись здесь отдельными заимками в среде местного населения у мест рыболовного и охотничьего промысла и до начала XIX в. не образовывали крупных поселений. Центром «русской территории» было Нижнеколымское зимовье, место первоначального основания которого неизвестно; в 1655 г. оно было перенесено на правый берег протоки Захребетной (Староострожской, Стаду-хинской), а в 1769 г. на левый берег Колымы, где ныне находится с. Нижнеколымск.

Археологические исследования Стаду-хинского острога (Нижнеколымское зимовье, просуществовавшее с 1655-го по 1769 г.) дали уникальные материалы материальной культуры русских XVII - первой половины XVIII в. Для домостроения нижнеколымцев XVII-XVIII вв. характерны трёхчастные связи «изба - сени - клеть», самцовые кровли

«по потокам и курицам» и каркасно-столбо-вые конструкции, бытовавшие на Русском Севере в ХУ1-ХУ11 в., для возведения построек применялись самые простые строительные приёмы и конструкции, известные каждому крестьянину. В течение XIX в. двускатные кровли постепенно исчезают и сменяются плоскими земляными с установленными на них вешалами для сушки юколы. Основной отопительной системой была русская печь, первоначально глинобитная, затем в конструкции стал применяться кирпич, вероятно, местного производства. Этнографический материал позволяет говорить о том, что традиции домостроения и использования хозяйственных построек, организации внутреннего пространства жилья, традиционная система отопления сохранялись у русских старожилов севера Якутии очень долго -вплоть до 50-х гг. ХХ в. В более позднее время традиционные приёмы применялись преимущественно при возведении сезонных построек: заимок, «летен», - где их можно увидеть и в настоящее время.

В основе традиционной одежды русских Нижней Колымы лежат традиционные для всего русского народа рубаха и порты, причём порты появились и в женском гардеробе, что связано, несомненно, с суровым климатом края. Археологические материалы показывают, что в XVII - первой половине XVIII в. одежда колымчан состояла из полотняного белья и верхней одежды из сукна и других плотных тканей, вязанного полотна. Обнаруженный в ходе раскопок в слое конца XVII в. женский повойник дошёл в традиционном костюме колымчанок до нашего времени. Широкое распространение имела мягкая обувь, простая в изготовлении и из доступного материала, причём образцы отнюдь не были заимствованы у коренного населения: «бронни», сары, калиплики и тому подобное были известны и на Русском Севере. Находки изящного деревянного каблучка и наборного каблука, а также обувной колодки показывают, что в ранний период имела хождение и более сложная обувь.

Изучение массовых документов таможенного учёта 40-70-х гг. XVII в. позволило выявить места выхода мигрантов этого периода. Большинство мигрантов разных социальных групп были выходцами с Русского Севера, из них наибольшее количество со-

ставляют прибывшие из Великого Устюга. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что основу материальной и духовной культуры русских старожилов Нижней Колымы составила культурная традиция восточных регионов Русского Севера [8].

На основе данных археологических исследований и письменных источников удалось реконструировать исходный облик культуры первых русских поселенцев низовий Колымы. В результате чего выяснилось, что глухая промысловая одежда, мягкая бесколодочная обувь - всё то, что до сих пор воспринималось как заимствования, сделанные в процессе адаптации русских на севере Якутии [4], было принесено предками по-ходчан из мест выхода. Эти заимствования были сделаны у коми и ненцев в процессе формирования неземледельческого населения Русского Севера ещё в XII-XV вв. [9].

Состояние культурных традиций русских арктических старожилов Якутии в период после завершения формирования этнографической группы (конец XVIII - начало XIX в.) зафиксировали Ф. П. Врангель (18201824 гг.) [10], В. Г. Богораз (1889-1898 гг.) [11]. По сведениям информаторов М. П. Оль-шанцевой, Е. Д. Третьяковой, Е. Ф. Бережно-ва, которым на момент опроса было уже больше 80 лет, данные о быте и материальной культуре походчан XIX в. оставались актуальны вплоть до 70-х гг. ХХ столетия, несмотря на вторжение советской действительности. Длительную сохранность традиционной культуры у этой этнографической группы, объясняемую своеобразием исторического развития, подтвердили жители По-ходска в возрасте 40-50 лет. Именно благодаря этому удалось получить довольно подробные сведения о быте, видах одежды и обуви, особенностях планировки жилища, традиционных блюдах походской кухни.

Полученные археологические и этнографические материалы позволили проследить развитие культуры русских старожилов низовий Колымы на большом временном отрезке и увидеть, что в течение почти 300 лет она мало подвергалась изменениям, несмотря на значительную физическую метисацию населения [12]. Конечно, к началу ХХ в. культурная традиция походчан выглядела не совсем так, как в середине XVII в., кое-что было утрачено, другое подверглось деграда-

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 156-160.

ции или видоизменилось, но общий облик культуры остался узнаваемо русским. Немногие заимствования, которые удалось зафиксировать, не имели принципиального значения и являются, скорее всего, результатом развития матримониальных связей русских с представителями коренных народов края. Вероятно, это связано с тем, что в северных районах Сибири оседали в основном представители промыслового населения Русского Севера, хорошо адаптированные к природным условиям региона.

Этнографические материалы о русско-устьинцах, компактно проживающих в с. Русское Устье и п. Чокурдахе в низовьях Индигирки, известны довольно хорошо благодаря трудам А. Г. Чикачёва [4; 13], зафиксировавшего состояние культурной традиции в середине ХХ в., более ранние сведения сохранились в книге В. М. Зензинова [14], описавшего Русское Устье и его жителей в начале ХХ в., ещё более ранние сведения обнаруживаются в документах учёных и путешественников XVIII - начала XIX в. В целом облик материальной культуры русскоустьинцев сходен с традициями походчан, что неудивительно, ведь они не только живут в одинаковых условиях, но и к началу ХХ в. стали кровными родственниками, однако сильнее заметно влияние иноэтничной, в частности якутской, культуры. В то же время данные говора и особенности фольклорной традиции указывают на первоначально различное происхождение индигирщиков и колымчан [15; 16; 17].

Практически в каждой публикации, по-свящённой Русскому Устью, затрагивается вопрос о происхождении этой группы русских, ответ на который авторы находят в историческом предании о беглых новгородских боярах, достигших устья Индигирки уже в XVI в. К сожалению, история происхождения русскоустьинцев до сего дня не стала предметом специального исследования, а предание продолжает использоваться без какой-либо критики, поэтому изучение Русского Устья остаётся актуальным. В низовьях Индигирки нет известных археологических памятников, подобных Нижнеколымскому зимовью; с целью поиска подобных памятников летом 2016 г. была проведена археологическая разведка.

Из материалов Второй Камчатской экспедиции известно, что во второй четверти

XVIII в. в дельте Индигирки существовало пять русских поселений, время основания которых неизвестно, но об участии их жителей в спасении своего судна упоминает Д. Лаптев [18, с. 161, 233-234]. В это время под названием Русское Устье подразумевался не населённый пункт, а западная протока Индигирки, ныне называемая Русскоустьин-ской. Два из упомянутых Лаптевым пяти «жил» расположены в непосредственной близости друг от друга и от современного п. Русское Устье.

Урочище Старое Русское Устье расположено на левом берегу Русскоустьинской протоки р. Индигирки в 20 км выше современного посёлка на северном берегу небольшого полуострова, образованного меандром р. Индигирки. До 1943 г. здесь располагалось старинное селение Русское Устье. Территория селища представляет собой участок тундры с небольшими всхолмлениями и увалами, на которых и расположены остатки построек. В урезе берега хорошо наблюдается культурный слой, состоящий из щепы, спрессованной в сером пылеватом суглинке. Мощность слоя в центре поселения достигает 160 см, что говорит о длительности существования поселения.

Урочище Гулянка расположено приблизительно в 7 км от Старого Русского Устья, примерно в 500 м выше устья на левом берегу р. Елони (Берелех), впадающей в Индигирку практически у основания упомянутого полуострова. Именно здесь провёл зиму 1739/40 г. отряд Д. Лаптева, направлявшийся на Колыму. В настоящее время здесь расположена заимка П. А. Черемкина, и в отсутствие хозяина обследовать местность оказалось невозможно, но по сведениям, полученным от русскоустьинцев, здесь ещё сохраняются могилы и остатки построек. Изучение этих объектов, возможно, приблизит исследователей к реконструкции объективной картины происхождения группы русских старожилов низовий Индигирки.

Таким образом, этнографо-археологиче-ские исследования позволяют успешно решать задачи, поставленные в ходе изучения адаптационных процессов и культурогенеза у русских старожилов севера Якутии. Такой подход к исследованиям, несомненно, будет эффективен и при изучении аналогичных вопросов, касающихся других этнических

образований позднего средневековья и нового времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водясов Е. В. Применение этноархеологиче-ского метода в зарубежной и отечественной археологии // Вопросы истории, международных отношений и документоведения. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2010. - Вып. 5. - С. 142-143.

2. Тихонов С. С. Выявление и этнографо-архео-логическое изучение контактных зон аборигенов Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2012. - № 2 (17). -С. 87-91.

3. Каменецкая Р. В. Русские старожилы полярного ареала // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. - Л. : Наука, 1986. - С. 67-81.

4. Чикачёв А. Г. Русские на Индигирке. - Новосибирск : Наука, 1990. - 189 с.

5. Строгова Е. А. Русские старожилы Нижней Колымы и «период этнокультурной адаптации» // Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII -начало XX века) : материалы Всероссийской научной конференции (Новосибирск, 25-26 августа 2014 г.). - Новосибирск : Параллель, 2014. - С. 125-134.

6. Алексеев А. Н. Русские поселения XVII-XVIII вв. на северо-востоке Якутии. - Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1996. - 149 с.

7. Визгалов Г. П. Новые археологические исследования Стадухинского поселения на нижней Колыме. Результаты и перспективы комплексных исследований // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии. - Омск : Изд-во Омского филиала РГТУ, 2011. - С. 40-47.

8. Строгова Е. А. Истоки культурной традиции русских старожилов Нижней Колымы по данным комплексного исследования // Арктика и Север : электронный журнал. - 2014. -№ 16. - С. 144-152.

9. Бернштам Т. А. Поморы: формирование группы и система хозяйства. - Л. : Наука, 1978. -176 с.

10. Врангель Ф. П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю (18201824). - М., 1948.

11. Богораз В. Г. Русские на реке Колыме // Жизнь. - Т. VI. - СПб., 1899.

12. Аксянова Г. А. Индигирщики и колымчане XXI в.: антропологическое описание старожилов и некоторые социальные аспекты // Тезисы докладов научной конференции «Теория и практика исследования этнокультурных комплексов», посвящённой 65-летию со дня рождения В. А. Козьмина. - СПб. : СПбГУ, 2015. - С. 114-115.

13. Чикачёв А. Г. Русские в Арктике: полярный вариант культуры: историко-этнографические очерки. - Новосибирск : Наука, 2007. - 303 с.

14. Зензинов В. М. Старинные люди у холодного океана. - М., 1914.

15. Дружинина М. Ф. Словарь русских старожильческих говоров на территории Якутии : в 4 т. -Якутск : Изд-во СВФУ, 2007.

16. Фольклор Русского Устья / сост. С. Н. Азбелев и др. - Л. : Наука, 1986. - 382 с.

17. Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск : Наука, 1991. - 499 с.

18. Экспедиция Беринга : сборник документов. -М. : Главное архивное управление НКВД СССР, 1941. - 418 с.

Информация о статье

Дата поступления 26 июня 2017 г.

Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.

Сведения об авторе

Строгова Екатерина Алексеевна - канд. ист. наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, директор МБУК «Музей города Якутска» (Якутск, Россия) Адрес для корреспонденции: 677027, Россия, Якутск, ул. Петровского, 1

E-mail: estro@list.ru Для цитирования

Строгова Е. А. Этнографические и археологические исследования русских арктических старожилов Якутии // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 156-160.

Article info

Received June 26, 2017

Accepted July 12, 2017

About the author

Strogova Ekatherina Alekseevna - Candidate of Historical sciences, Researcher of the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the SB RAS, director of the MBIC "Yakutsk City Museum" (Yakutsk, Russia) Postal address: 1, Petrovskogo ul., Yakutsk, 677027, Russia

E-mail: estro@list.ru For citations

Strogova E. A. Ethnographic and Archaeological Research of Russian Arctic Old-Timers in Yakutia. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 156-160. (in Russian).

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 156-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.