Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФ В ПОЛЕ'

ЭТНОГРАФ В ПОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перевозчиков Юрий Александрович, Зайцева Елена Николаевна

Рецензия на: Серафима Лебедева. Полевые заметки музейного этнографа.Тарту, 2021. 161с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGRAPHER IN THE FIELD

Review of: Serafima Lebedeva. Field notes of a museum ethnographer. Tartu, 2021. 161 p.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФ В ПОЛЕ»

УДК 39(=511.131)(049.32)

Ю. А. Перевозчиков, Е. Н. Зайцева

ЭТНОГРАФ В ПОЛЕ

Рецензия на: Серафима Лебедева. Полевые заметки музейного этнографа. Тарту, 2021. 161с

Б01: 10.35634/2224-9443-2022-16-4-737-739

В последние годы в российской культурной антропологии активно переосмысливаются как теоретические постулаты прошлого, так и значение и роль субъективных аспектов этнографических исследований. Личность ученого, его взгляды, жизненный опыт и карьерные перипетии оказываются существенной стороной в понимании логики научных изысканий и полученных результатов.

Советская (и российская) этнография в ХХ веке была нацелена преимущественно на создание аналитических исследований традиционных культур, полевые материалы играли роль иллюстраций к научным работам, публикации сделанных непосредственно в экспедициях записей были нечастыми. Заниматься этнографией нередко значило найти «нужное» место, подобрать правильных информантов, записать как можно точнее текст песни или легенды, зарисовать максимально близко к оригиналу изображение постройки или орнамента, Интеллектуальные усилия, которые прилагали ученые при работе в поле, сами по себе как будто не являлись ценными и важными. Радует, что сегодня в отечественной этнографии и социальной антропологии все чаще ученые обращаются к теме «Исследователь и поле».

Не стоит в стороне от этого исследовательского тренда и удмуртская этнографическая наука Блестящим примером научной эссеистики обозначенного плана является двухтомник разноплановых диалогов с учёными, информантами, коллегами, учениками д.и.н., профессора В. Е. Владыкина [Владыкин 2013, 2018]. Относительно недавно персонифицированная историография удмуртоведения пополнилась новым изданием. Эстонский национальный музей опубликовал «Полевые заметки музейного этнографа» С. Х. Лебедевой.

Серафима Христофоровна Лебедева без преувеличения является главной фигурой в удмуртском этнографическом музееведении. Благодаря ее многолетнему неустанному, а временами даже самоотверженному музейному служению сначала в Республиканском краеведческом / Национальном музее Удмуртской Республики, а затем в Архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудо-рвай» сформирован обширный и репрезентативный корпус предметов-источников информации о материальной культуре, и шире - о культурном наследии удмуртского народа классического этнографического периода домашнего ручного производства конца XIX - начала XX веков. Итоги этой многотрудной работы отражены в ряде научных и научно-популярных публикаций автора, однако впервые благодаря новому изданию мы можем воочию познакомиться с научной лабораторией и фактически «полевой кухней» выдающегося собирателя-музееведа.

Необходимо отметить, что удмуртская этнографическая наука с самого начала складывалась в тесном сотрудничестве с финно-угорскими научными сообществами. Советский период богат на примеры такого рода совместной деятельности. Особую ценность издание может представлять как источник по изучению становления и развития советской и удмуртской этнографической науки. В рецензируемом издании мы видим описание организационного и научного сотворчества исследователей Государственного Этнографического музея Эстонской ССР, Государственного музея этнографии народов СССР и краеведческого музея Удмуртской АССР, что само по себе как опыт реализации многосторонних научных проектов в советский период вызывает безусловный научный интерес.

Появление данной книги было приурочено к 85-летию автора опубликованных текстов, почетного зарубежного члена Финно-угорского общества имени Кастрена, лауреата Национальной премии им. Кузебая Герда, лауреата Государственной премии Удмуртской Республики и к 90-летию Алексея Пе-терсона (1931-2017), директора Эстонского национального музея в 1958-1992 гг., соратника и партнера Серафимы Христофоровны по многим совместным экспедициям. Издание подготовлено при поддержке Программы родственных народов Министерства науки и образования Эстонской Республики.

_Ю. А. Перевозчиков, Е.Н. Зайцева

Компактная на первый взгляд электронная книга обладает глубоким и многослойным содержанием, призванным разносторонне представить научную и собирательскую деятельность С. Х. Лебедевой в ходе совместных экспедиций с эстонскими коллегами. Авторские дневниковые записи, очень тактично и грамотно отредактированные, чередуются с музейными фотоиллюстрациями и дополняются авторским вступлением и логическим заключением в виде интервью, где автор и редактор раскрывают примечательный исторический и бытовой контекст межмузейного сотрудничества.

Хронологические рамки представленного научно-дневникового материала С. Х. Лебедевой охватывают период сотрудничества в области полевого сбора предметов музейного значения и фиксации этнографического контекста их бытования между ведущим краеведческим музеем Удмуртии и Эстонским национальным музеем с 1977 по 1993 годы. За этот период совместные экспедиции успели побывать в репрезентативных поселениях южных, центральных и северных удмуртов как в самой республике в Киясовском, Алнашском, Завьяловском, Увинском, Вавожском, Кезском районах, так и у всех периферийных групп этноса в Агрызском, Бавлинском, Балтасинском районах Татарстана, в Ермекеевском, Татышлинском, Янаульском районах Башкирии, в Слободском, Зуевском, Унинском, Фаленском, Кильмезском районах Кировской области, в Куединском районе Пермской области, в Мари-Турекском районе Марийской автономной республики и в Красноярском крае.

Дневниковые записи представляют собой полевые описания различных сторон традиционного быта, занятий, народных технологий, календарных праздников, религиозных ритуалов удмуртов. Несмотря на объяснимую фрагментарность, в опубликованных дневниках С. Х. Лебедевой мы можем найти сегодня уже практически не фиксируемые приемы прядения и ткачества, домашнего самогоноварения, пчеловодства, выжигания древесного угля, плетения самодельных охотничьих и рыбацких ловушек, других лесных промыслов.

Как водится, в ходе музейных сборов полевиками фиксируется народная терминология элементов гардероба и деталей одежды, различных домашних производственных процессов. Любопытны записи автора, касающиеся сбора лекарственных трав и приемов народной медицины.

Представляют интерес описания локальных вариантов семейных («каша», похороны) и календарных обычаев (Пасха - Быдзым нунал, кулэмпотон уй, акашка, Выль, сизъыл кисьтон и др.), сохранившихся дохристианских молений (лудэ пырон, йыр-пыд сётон, куясъкон, ныл курасъкон и др.).

В ходе экспедиций С. Х. Лебедевой удалось зафиксировать и образцы традиционного песенного фольклора, как обрядового (солдат келян гур, сюан гур, ярашон гур, йыр-пыд сётон гур, айкай гуръёс), так и бытового (частушки, любовные песни).

Помимо сбора музейных предметов, в совместных экспедициях были сняты киноматериалы, которые легли в основу уже ставших классическими в отечественной аудиовизуальной музеологии фильмов о южных и северных удмуртах в начале ХХ века, а также о религиозных обрядах южных удмуртов в начале ХХ века. Последний фильм в отличие от двух первых не только включал в себя кадры реконструированных обрядов, но и зафиксировал живую дохристианскую религиозную традицию поздней советской эпохи. О различных эпизодах киносъёмки удачно напоминают иллюстрирующие текст фотографии из фондов Эстонского национального музея.

Можно согласиться с тезисом заключительного интервью о том, что съёмки этнографических фильмов стимулировали процесс изучения и сохранения традиционных промыслов удмуртов, способствовали развитию ремесел и декоративно-прикладного искусства в республике. Кинофильмы действительно стали наглядным пособием для нескольких поколений удмуртской молодежи, наглядно демонстрируя прежнюю жизнь народа.

Особую ценность для изучающих удмуртскую традиционную культуру имеют опубликованные в книге в качестве иллюстраций многочисленные фотоматериалы, запечатлевшие различные стороны народной жизни. Эти фотографии относятся как к периоду описанных в книге экспедиций - вторая половина ХХ века, когда советская этнография фиксировала уже уходящие стороны «живой старины», так и к началу ХХ века, где традиционная культура удмуртов еще представляла собой реальность, живую «натуру».

Новое издание Эстонского национального музея безусловно является данью уважения выдающемуся удмуртскому этнографу и ученому-музееведу. Нельзя не отметить филигранную работу творческого коллектива, работавшего над книгой: редактора-составителя и переводчика текстов Светланы Карм, переводчика песенного материала Николая Анисимова, корректоров Наталии Пыллу, Туули Каалеп, дизайнера Сергея Сидорова и оцифровщика удмуртской фотоколлекции Ар-па Карма. Благодаря их труду удмуртская историография пополнилась примечательной кни-

Этнограф в поле..._

гой, позволяющей не только воочию познакомиться с ремеслом музейщика-собирателя, но и услышать подлинные, порой весьма откровенные голоса людей, из которых и складывается народ.

ЛИТЕРАТУРА

Владыкин В.Е. Монолог в диалогах. Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 2013. 535 с. Владыкин В.Е. Диалог продолжается. Ижевск: УдмФИЦ УрО РАН, 2018. 399 с.

Поступила в редакцию 15.08.2022

Перевозчиков Юрий Александрович,

кандидат исторических наук, доцент, ученый секретарь, БУК УР «Национальный музей УР», ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 e-mail: uchsek_nmur@mail.ru

Зайцева Елена Николаевна,

кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 e-mail: e.zajtseva@mveu.ru

Y. A. Perevozchikov, E. N. Zaitseva ETHNOGRAPHER IN THE FIELD

DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-4-737-739

Review of: Serafima Lebedeva. Field notes of a museum ethnographer. Tartu, 2021. 161 p.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2022, vol. 16, issue 4, pp. 737-739 REFERENCES

Vladykin V.E. Monolog v dialogah [Monologue in dialogues]. - Izhevsk: Udmurtiya, 2013. - 535 p. In Russian.

Vladykin V.E. Dialog prodolzhaetsya [Dialogue continues]. - Izhevsk: UdmFRC UB RAS, 2018. -399 p. In Russian.

Received 15.08.2022

Perevozchikov Yuri Aleksandrovich,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Scientific Secretary, National Museum of the Udmurt Republic, Udmurt State University, 1, Universitetskaya Str., Izhevsk, 426034, Russian Federation,

e-mail: uchsek_nmur@mail.ru

Zaitseva Elena Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Udmurt State University, 1, Universitetskaya Str., Izhevsk, 426034, Russian Federation,

e-mail: e.zajtseva@mveu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.